Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Традиционные функции правительства в экономической жизни. Экономические функции правительства 6 функций правительства в экономике

Какие две возможные меры правительства для обеспечения полной занятости рассмотрел автор? В чём опасность подобных мер? Используя обществоведческие знания, укажите две опасности.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Наиболее значительными пороками экономического общества, в котором мы живём, являются его неспособность обеспечить полную занятость, а также его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов...

Что касается меня, то я полагаю, что есть известные социальные и психологические оправдания значительного неравенства доходов и богатства, однако не для столь большого разрыва, какой имеет место в настоящее время. Есть такие нужные виды человеческой деятельности, для успешного осуществления которых требуются меркантильная заинтересованность и общие условия частной собственности на капитал...

Государство должно будет оказывать своё руководящее влияние на склонность к потреблению частично путём соответствующей системы налогов… и, возможно, другими способами... Я представляю себе поэтому, что достаточно широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой. Но, помимо этого, нет очевидных оснований для системы государственного социализма, которая охватила бы большую часть экономической жизни общества… Если бы государство могло определять общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто всё, что необходимо...

Учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства…

Вспомним на минуту, B чём заключаются традиционные преимущества индивидуализма. Отчасти это преимущества эффективности, обусловленные децентрализацией и влиянием личной заинтересованности. Преимущества эффективности, вытекающие из децентрализации принятия решений и индивидуальной ответственности, возможно, даже более значительны, чем полагали B XIX B., и реакция против призыва к личной заинтересованности, пожалуй, зашла слишком далеко. Но всего ценнее индивидуализм‚ если он может быть очищен от дефектов и злоупотреблений; это лучшая гарантия личной свободы в том смысле, что по сравнению со всеми другими условиями он чрезвычайно расширяет возможности для осуществления личного выбора. Он служит также лучшей гарантией разнообразия жизни, прямо вытекающего из широких возможностей личного выбора, потеря которых является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве. Ибо это разнообразие сохраняет традиции, которые воплощают в себе наиболее верный и успешный выбор предшествующих поколений. Оно окрашивает настоящее в переливающиеся цвета фантазии, и, будучи служанкой опыта B такой же мере, как традиции и фантазия, оно является наиболее могущественным средством для достижения лучшего будущего.

(Дж. Кейнс )

Как традиционно называют ту экономическую систему, которую автор текста называет индивидуализмом? С какой экономической системой он её сопоставляет? Укажите как называет ее автор и какое название для нее используется современными экономистами. Приведите любой один признак данного типа экономики, который не указан в тексте.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

Речь идёт о рыночной экономике;

Современные экономисты называет ее командная (централизованная или плановая) экономика.

3) любой признак, который не указан в тексте:

Директивное (государственное) ценообразование.

Какие преимущества и недостатки «экономического общества, в котором мы живём», рассмотрел автор? Используя текст, укажите любые два преимущества и два недостатка.

Пояснение.

1) преимущества:

Эффективность;

Гарантия экономической свободы;

Возможности для осуществления личного выбора;

Гарантия разнообразия жизни;

2) недостатки:

Неспособность обеспечить полную занятость;

Произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов.

Преимущества и недостатки могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Автор упомянул традиционные функции правительства в экономической жизни. Проиллюстрируйте примером влияние правительства посредством налогов на склонность к потреблению. Используя обществоведческие знания, назовите две другие традиционные функции правительства.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) пример, допустим:

Правительство повысило акцизы на табачные изделия, сделав их цену недоступной для многих потребителей;

(Может быть приведён другой пример.)

2) две другие функции правительства, например:

Установление правовых рамок экономической деятельности;

Производство общественных благ;

Поддержание стабильности финансовой системы.

Могут быть названы другие функции

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) меры правительства:

Достаточно широкая социализация инвестиций;

Государство определяет общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресурсов;

Учреждение централизованного контроля;

(Меры могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) опасности, например:

Подавление частной инициативы;

Ухудшение качества трудовых услуг.

Могут быть указаны другие опасности

Экономическая функция государства

Основными целями государства и правительства необходимо назвать эффективность, справедливость и стабильность. Соответственно, это организационная, социальная и экономические функции.

Относительно эффективности, то есть организационной функции, государственная роль заключается в регулировании, и можно даже сказать, исправлении таких «ошибок» рынка, как, например, монополия.

Государственные программы в вопросах справедливости, а следовательно социальной функции, перераспределяют доход в пользу бедных слоев населения.

Политика стабильности заключается в сглаживании резких колебаний делового цикла, контроле уровня безработицы и инфляции, всецелой поддержки национального экономического роста.

Основная опасность для экономики заключается в монополии или в несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция располагает достаточным числом производителей, чтобы ни одна компания не имела предпосылок и возможности определяющим образом влиять на цену продукции. «Несовершенная конкуренция» образуется в тот момент, когда какая-либо конкурентная компания может в значительной степени влиять на цену. Экономическая жизнь обычно протекает в конкуренции и монополии.

Замечание 1

Различные национальные экономические системы и отдельные государства отличаются по пропорции ролей правительства и рынка в регулировании экономики. Данные отличительные признаки выражаются в наборе форм и способов регулирования, масштабов воздействия, а также направления регулирование экономики.

В спектр экономических задач правительственного регулирования экономики входят:

  1. Защита конкуренции;
  2. Перераспределение доходов в пользу бедных слоев населения;
  3. Контроль над распределением ресурсов и т.д.

Вмешательство государства в экономическую жизнь является предметом дискуссий. В этом вопросе существует несколько точек зрения: сторонники либеральной экономики считают, что государство не должно активно вмешиваться в экономические процессы, а представители кейнсианства полагают, что государственная политика влияния на хозяйственно-экономические процессы просто необходима. Экономическая теория и практика показывает, что все зависит от конкретной исторической ситуации.

В 30-е годы прошлого столетия, когда появились предпосылки для активного роста централизованной экономики, СССР достиг наивысших в мире темпов экономического роста. В 60-е годы XX-го столетия ситуация поменялась в противоположную сторону, поскольку научно-технический прогресс не требовал высокой концентрации капитала. Появился простор для активизации частных инициатив со стороны малых и средних предприятий, и как следствие, капиталовложения государства в реальный сектор экономики потеряли свою актуальность. Но при этом, огромное значение имели государственный инвестиции в фундаментальную науку и образование.

Возможно, с течением времени и изменением обстоятельств, государству необходимо будет увеличить объемы инвестиций в реальный сектор, на данный факт влияет изменение направления производительных сил. С большей долей вероятности, можно предположить, что в текущих экономических условиях, именно этой государственной политики и следует придерживаться правительству РФ. Следовательно, экономическая функция государства и правительства в долгосрочной перспективе будет определяться спецификой развития производительных сил. Посредством аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов, государство воздействует на корреляцию рыночных процессов, формирование доходов и функционирование рынков.

Экономические цели государственного управления

Экономические цели государственного управления экономическими процессами, прежде всего обусловлены повышением уровня жизни и благосостояния населения, обеспечения стабильного развития национальной экономики, конкурентоспособности национальной экономики в системе мирового хозяйства и конкурентоспособности государства в целом.

Для достижения перечисленных целей, а также сопутствующих им дополнительных и косвенных целей, государственное управление экономикой реализует следующие функции:

  1. Выстраивание экономической стратегии и политики, подкрепленной законодательно-правовой базой для регулирования всевозможных процессов коммерческих и деловых взаимоотношений;
  2. Формирование национальной валюты как устойчивого эквивалента товарообмена (в том числе, выпуск денежных знаков и ценных бумаг), выстраивание кредитной и налоговой систем;
  3. Регулирование работы системы трудовых взаимоотношений между работниками и работодателями на всех уровнях и во всех сферах деятельности (в первую очередь, контроль за соблюдением Трудового законодательства);
  4. Контроль над рациональным и бережным использованием природных ресурсов, охрана и защита экологии и окружающей среды;
  5. Разработка и внедрение социально-экономических программ помощи населению (в том числе, с целью поддержания достойного уровня жизни);
  6. Защита прав потребителей и регулирование ценообразования;
  7. Управление и координация внешнеэкономической деятельности.

В ходе реализации экономической функции государству необходимо принимать ряд решений:

  • Какую продукцию (товары и услуги) и в каком объеме нужно производить для собственного (внутреннего) потребления: продовольственную продукцию, продукцию легкой промышленности, продукцию химической промышленности, в машиностроении и энергетике)?
  • Какие ресурсы и технологии необходимо применять и в каком объеме, чтобы достичь оптимальной рентабельности продукции, в том числе в добыче полезных ископаемых, в сельском хозяйстве, в образовании и науке и т.п.?
  • Каким образом должны распределяться полученные материальные блага (т.е. распределение между трудоспособными гражданами, безработным и нетрудоспособным населением, в дотационные регионы?
  • Какая продукция должна экспортироваться и какая продукция должна поступать в виде импорта (сырье, товары, технологии)?

Экономическая функция правительства

Государственное управление экономикой осуществляется, в первую очередь, через правительство. Это означает, что государственное регулирование экономикой производится через властные структуры и лице министерств и ведомств, комитетов, национальных банков и прочих правительственных органов. Посредством этих органов проводится управление и контроль над соблюдением законодательно-правовой базы, конкуренции, различных нормативов и т. п. Следовательно, правительство является исполнительным органом, выступающим от лица государства. Правительство и субъекты хозяйствования формируют в совокупности институциональную структуру организационной рыночной экономики, действующую, основываясь на законодательство.

Рассмотрим более подробно одну из ключевых на текущее время функций правительства – стабилизацию национальной экономической ситуации. Эффективность и производительность производства зависит от совокупных расходов. Высокий уровень этого параметра означает, что производителям выгодно выпускать большой объем продукции, а также, что материальные и человеческие ресурсы эксплуатируются в максимальном объеме. Значительные колебания совокупных расходов по отношению к уровню производства могут повлечь за собой инфляцию и безработицу.

Безработица означает слишком низкую занятость трудоспособного населения. В данном случае, правительство может регулировать уровень безработицы, используя способ государственных налогов и расходов, в частности, увеличив собственные расходы на общественные товары и услуги, с другой стороны, сократить налоги, чтобы стимулировать частное производство и частные расходы. Методы противодействия росту уровня безработицы в государстве определяются правительством путем выявления факторов, детерминирующих соотношение спроса и предложения рабочей силы. Применительно к рыночной экономике различают активную и пассивную политику занятости. К активной политике правительства относится, например:

  1. Непосредственное создание дополнительных (новых) рабочих мест за счет государственных расходов (в том числе, выполнение работ в интересах общества);
  2. Стимулирование большого и малого предпринимательства;
  3. Воздействие на рынок труда с целью его развития;
  4. Монетарные и фискальные меры воздействия, призванные повысить спрос и регулировать цены путем борьбы с инфляцией.

В аспекте пассивной политики правительства на рынке труда присутствует направление на формирование определенного отношения к безработице и «сглаживание» негативных последствий безработицы. В том числе, это субсидирование, помощь в оформлении досрочного выхода на пенсию, пособия по безработице и т.п.

Замечание 2

Инфляция означает, что уровень расходов в экономике превышает ее производственные возможности. В таком случае правительство может сократить свои собственные расходы и повысить налоги с целью уменьшения расходов частного сектора.

Таким образом, правительство должно усиливать и облегчать действие рыночной системы, обеспечивая правовую базу и способствуя здоровой конкуренции. Прямое вмешательство правительства в работу рынка и оптимальная система налогообложения – это средства, благодаря которым правительство может уменьшить неравенство доходов. Государственная политика регулирования экономики обязана приводить в результате к обеспечению общественных благ.

Три функции правительства

Три функции правительства

Три функции правительства - в экономической области -
-1- поддержание эффективности, заключающееся в корректировке нарушений рынка, вызываемых монополиями, загрязнением окружающей среды и катаклизмами;
-2- поддержание справедливости, заключающееся в создании механизма прогрессивного налогообложения и перераспределения национального дохода;
-3- поддержание стабильности, заключающееся в использовании макроэкономических рычагов для возврата экономики на ее естественный уровень.
Выполнение всех трех функций должно осуществляться таким образом, чтобы не нарушить действие рыночного механизма.

По-английски: Three functions of government

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Три функции правительства" в других словарях:

    Что представляет собой трехуровневая структура правительства - Трехуровневая структура правительства была введена в рамках административной реформы в 2004 году в ходе формирования кабинета министров под руководством бывшего премьера Михаила Фрадкова и утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ООН считает своей задачей поддержание международного мира и безопасности. РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ На протяжении своей истории ООН удавалось предпринимать эффективные меры по предотвращению серьезных угроз миру. 1947. Военнослужащие ООН в… … Энциклопедия Кольера

    Устройство и функции академий наук в ряде зарубежных стран - Национальная академия наук США (National Academy of Sciences) была создана в 1863 году в качестве независимого консультанта правительства по научным вопросам. НАН вместе с Национальным исследовательским советом (National Research Council),… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Внутренняя и внешняя политика правительства после крестьянской войны Е. Пугачева - Укрепление административно полицейского аппарата После подавления восстания Пугачева в стране началась жестокая дворянская реакция. В Поволжье действовали многочисленные карательные отряды, сжигавшие села и деревни, убивавшие и подвергавшие… … Всемирная история. Энциклопедия

    Цели и функции Банка России - определены Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно этому закону, перед Центральным банком поставлены три цели: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и… … Банковская энциклопедия

    Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

    Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. В качестве названия принято название еврейского гос ва, существовавшего примерно в этих… … Географическая энциклопедия

    Европа - (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

    Политическое устройство Канады является в некоторой степени комбинацией английской и американской систем, однако обладает и собственными, присущими только ему особенностями. В отличие от США, в Канаде не произошло революционного разрыва с… … Энциклопедия Кольера

    Демократия - (Democracy) Понятие демократии, возникновение и формы демократии Информация о понятии демократии, возникновение и формы демократии, развитие и принципы демократии Содержание Термин “демократия” происходит от греческого слова… … Энциклопедия инвестора

Теперь мы переходим от нашей абстрактной рабочей модели чистого капитализма к системе американского капитализма. Тем самым мы вводим в анализ значительную дозу реальной действительности.

Все реально функционирующие экономические системы - это системы "смешанные"; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на пять фундаментальных вопросов. Тем не менее разные экономические системы мира резко отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой (см. табл. 2-3). В экономике Советского Союза большой упор делается на централизованное планирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции правительства - федерального, штатов, местных органов власти - играют в ней очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производятся под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объем правительственных расходов - на покупку товаров и услуг и на социальные программы - составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовлекает правительство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма, описанной в главе 3, нашу экономику лучше хара-

ктеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы (гл. 4 и 5) модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

Экономические функции правительства

Экономических функций правительства много, и они разнообразны. Фактически экономическая роль правительства осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. Мы здесь рассмотрим в качестве основы для нашего анализа следующие формы экономической деятельности правительства, учитывая при этом неизбежность их частичного совмещения.

Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере отметим следующие два важнейших вида деятельности правительства:

    Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

    Защита конкуренции.

Путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:

3. Перераспределение дохода и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта.

5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Хотя этот перечень пяти функций правительства обычно служит базой для анализа его экономической роли, мы в дальнейшем увидим, что большинство правительственных форм деятельности и политических мер так или иначе оказывают влияние на все перечисленные здесь экономические процессы. Например, программа перераспределения дохода в пользу бедных воздействует на распределение ресурсов, поскольку бедные покупают товары и услуги, которые несколько отличаются от товаров

и услуг, покупаемых более богатыми слоями общества. В свою очередь, снижение государственных военных расходов с целью ослабления инфляционного напряжения также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.

Кратко рассмотрим сначала первые две из перечисленных функций правительства и затем подвергаем более подробному анализу роль правительства в перераспределении дохода и богатства, распределении ресурсов и стабилизации экономики.

Правовая база

и общественная атмосфера

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг.

Принятый в 1906 г. Закон о чистых пищевых продуктах и лекарствах и многие поправки к нему являют собой великолепный пример того, как правительство подкрепляет функционирование рыночной системы. Правительство вводит правила поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Оно запрещает продажу фальсифицированных или с поддельной маркой пищевых продуктов и лекарств, требует обозначения на упаковке чистого веса и ингредиентов продукта, устанавливает стандарты качества, которые обязательно указывать на этикетках консервированных пищевых продуктов, и воспрещает помещать ложные сведения на этикетках патентованных лекарств. Все эти меры преследуют цель предотвратить обманные действия производителей и одновременно укрепить веру публики в совершенство рыночной системы. Аналогичное законодательство относится и к отношениям между рабочими и менеджерами, к отношениям между самими фирмами.

Имеется в виду, что такого рода деятельность правительства улучшает распределение ресурсов. Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав соб-

ственности и ответственность за соблюдение условий контрактов - все эти меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять все более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов. А такая специализация, как мы видели в главе 3, означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают, что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства.

Чтобы сделать выбор, надо оценивать исходные данные, определять возможности и устанавливать, кто больше заинтересован в общенародном (государственном) интересе — чиновник или частник? Насколько бескорыстны и тот и другой? Всегда ли государство в состоянии добиваться того, чего оно желает? Может ли быть добровольный обмен (свободный рынок) единственным стимулом склоняющим людей к совместной деятельности? Кто будет заинтересован в производстве и предложении благ, если люди смогут получать эти блага, не платя за них (проблема безбилетника на транспорте)?

Крупнейший американский экономист Джон Гэлбрейт на эти и подобные вопросы отвечает так: "Безоглядная приверженность идеологии свободного предпринимательства и убежденность в том, что государство не должно играть в экономической жизни никакой роли — могли бы стать губительным даже для нас, если бы мы к этому прислушивались". (Беседа с Ф. Бурлацким. "ЛГ" — февраль 1990 г.).




2. Защита конкуренции.

5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д. О мерах государства по защите конкуренции уже сказано.

Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности. В отличие от цивилизованных государств, где рыночная система приносит крупные и сверхкрупные доходы лицам, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, благоприобретенного образования и мастерства, или тем, кто владеет крупным капиталом, заработанным упорным трудом многих поколений, новоявленные наши миллионеры в большинстве своем не обладают ни интеллектом, ни положительным опытом предпринимательства и мастерства.

1. Экономические функции правительства

Большинство из них воспользовалось тем хаосом и безвластием, на фоне которых произошел распад советской цивилизации.

Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой "третьей стороной" выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может производиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.).

Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.

Экономические функции правительства

В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально функционирующие экономические системы — это системы "смешанные"; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики:

1. Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

2. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?

3. Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться между индивидуальными потребителями?

Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях и т.д.

Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Лекция 7. Экономическая роль и функции современного государства

Защита конкуренции.

3. Перераспределение доходов и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями.

Действительно, рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта.

Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий есть ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец товара А будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменителя данного товара. А поскольку спрос на эти товары-заменители возрастет, то увеличится и предложение. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты.

Вторым ограничителем господства монополий является деятельность правительства по защите конкуренции. В тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков правительства регулируют цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт, связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются правительственному регулированию, во многих странах являются собственностью государства.

Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности.

В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.

Четвертая функция связана с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения.

Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока.

Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.

Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны — сокращать налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда носит инфляционный характер.

Глава 5. Экономические функции правительства

Все реально функционирующие системы — это системы "смешанные"; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на пять фундаментальных вопросов. Тем не менее разные экономический системы мира резко отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции правительства — федерального, штатов, местных органов власти — играют в ней очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль правительство нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта, обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объем правительственных расходов — на покупку товаров и услуг и на социальные программы — составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовле-

кает правительство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм.

Похожие публикации