Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Меры борьбы с инфляцией таблица. Основные методы борьбы с инфляцией. Почему нужно бороться с инфляцией

В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие". Существует несколько определений инфляции. Рассмотрим некоторые из них:
Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения; процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня населения. Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен. При определении инфляции - этого сложного, многофакторного процесса, следует исходить из того, что она проявляет себя в денежной сфере, а ее корни (истоки) вытекают из нарушения экономической жизни государства, кризисного состояния экономики. Поэтому инфляция - это нарушение требования закона денежного обращения, результатом которого является избыточный выпуск денег в обращение, который приводит к всеобщему повышению цен и обесценению денег. В случае если товарная масса превышает денежную, экономике присуща дефляция.
Инфляция порождает занижение реальной стоимости имущества, опасность накопления обесценивающихся денежных средств, превалирование краткосрочных сделок, обесценение доходов предприятий и населения. В то же время инфляция выгодна экспортерам, должникам, возвращающим долг в неиндексированном размере, банкам, выплачивающим низкие проценты по вкладам, государству, сохраняющему уровень выплат без учета роста цен.
С точки зрения темпов роста цен (т.е. количественно) инфляцию делят на:

  1. Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Этот рост цен, не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.
2) Галопирующая инфляция-темп роста цен –до 300-500% в год месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (% по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно сокращается. Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой.
3) Гиперинфляция - темп роста более 50% в месяц. В годовом исчислении более десяти тысяч процентов. Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Потребители пытаются избавится от «горячих денег», превращая их в материальные ценности.
В зависимости от того, какие формы принимает неравновесие спроса и предложения, различают:
  1. открытую инфляцию, которая характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги;
  2. подавленную инфляцию, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок.
В зависимости от того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, можно выделить два вида инфляции:
  1. сбалансированная инфляция, при которой рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг.
  2. несбалансированная инфляция, которая представляет собой различные темпы роста цен на различные товары, вследствие которых экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.
В зависимости от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним выделяют:
  1. ожидаемую (прогнозируемую) инфляцию, которую можно спрогнозировать на какой-либо период времени, является прямым результатом действий правительства страны в рамках осуществляемой макроэкономической политики;
  2. неожидаемую инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен, влечет резкий рост расходов на приобретение товаров и услуг, что провоцирует дальнейший рост цен и растущие инфляционные ожидания.
Различают также следующие формы и виды проявления инфляции:
- административная инфляция? это инфляция, порождаемая "административными" (управляемыми) ценами;
- инфляция встроенная? характеризуемая средним уровнем за определенный период времени;
- инфляция издержек (социальная инфляция), проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ним и цены на выпускаемую продукцию;
- импортируемая инфляция? это инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;
- индуцированная инфляция? это инфляция, обусловленная воздействием факторов экономической природы, внешних факторов;
- кредитная инфляция? это инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией;
- непредвиденная инфляция? уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период.
В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс, выделяют инфляцию «спроса» и инфляцию «предложения» (издержек).
Первая (инфляция спроса – demand-pull inflation) имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Уровень инфляции спроса определяется следующими факторами:
- среднегодовыми темпами экономического роста экономики;
- положением на рынке труда и существующим уровнем полной занятости;
- динамикой и темпами прироста компонентов совокупного спроса;
- способностью хозяйственных агентов прогнозировать будущий рост цен.
Второй вид - инфляция предложения (cost-push inflation) или производителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек источника инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной заработной платы или цен на сырье и энергию.
Рост издержек обусловливается действием следующих факторов:
- наличием диспропорций и узких мест в производстве (структурная инфляция);
- изменением структуры рынка в сторону его большей монополизации;
- нарушением или шоком (срывом) предложения;
- ростом зарплаты, обгоняющей темпы роста производительности труда.
Сочетание инфляции спроса и инфляции предложения образует инфляционную спираль «зарплата - цены». Она проявляется в том, что трудящиеся добиваются повышения зарплаты, стремясь компенсировать рост цен. Рост издержек производства при неизменной норме прибыли повышает цены на продукцию. В результате работники требуют ещё большего повышения номинальной заработной платы, а процесс развивается по кругу. Разорвать такую спираль достаточно трудно, так как спрос постоянно растет и в экономике существует полная занятость.
В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит к недостатку денежных средств у населения и предприятий результатом ажиотажной закупки материалов является усиление инфляции спроса.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику
Методы борьбы с инфляцией делятся на косвенные и прямые, последние из которых наиболее эффективно влияют на замедление темпов развития инфляции в современной экономике.
Косвенные методы включают:
1. регулирование общей массы денег через управление «печатным станком»;
2. регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком;
3. обязательные денежные резервы коммерческих банков;
4. операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы борьбы с инфляцией, включают в себя:
1. прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
2. государственное регулирование цен;
3. государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
4. государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Можно выделить три основных вида мер борьбы с инфляцией:
  1. Антиинфляционная политика
  2. Антиинфляционная стратегия
  3. Антиинфляционная тактика
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода.
В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного
кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика -
маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70-е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству Центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения
платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
Составляющие антиинфляционной стратегии:
1. гашение антиинфляционных ожиданий путем информирования населения;
2. долгосрочная денежная политика (введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы);
3. сокращение бюджетного дефицита (увеличение налогов или уменьшение расходов государства).
Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложения товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.
Кроме того, необходимо выделить и некоторые стабилизационные программы, используемые для борьбы с галопирующей и гиперинфляцией. Это:
  1. ортодоксальные программы финансовой стабилизации, приоритетами которых являются ликвидация бюджетного дефицита и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства;
  2. гетеродоксальные программы, исходящие из параллельного действия механизмов инфляции спроса и инфляции издержек (проведение политики доходов, стимулирование производства с помощью низких процентных ставок и снижения налогов, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций).
Процесс инфляции ведет к тому, что возможно рост массы обращающихся денег ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь рост производства нередко приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой - рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее организованное производство.
В условиях инфляционных ожиданий предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.
Но каковы бы не были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных явлений.
Инфляция сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуске ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии “связать“ деньги у населения.
Своего рода парадокс в том, что преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации.

Анализ факторов конкурентоспособности предприятия ООО «Бурятмясопром»

1.1 Конкуренция и конкурентная борьба

Конкуренция — это жесткое соперничество людей (фирм) в экономических и других сферах жизни общества. С позиции экономики конкуренция — это борьба продавцов (производителей) за лучшее удовлетворение требований потребителей…

Безработица в развитых странах. Сравнительная характеристика стран Западной Европы, США и России

1.3 Борьба с безработицей

За время развития экономической теории (в частности теории безработицы, ее видов и причин) различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы. «Например, кейнсианцы считали…

Безработица в Украине

3. Борьба с безработицей в Украине

3.1 Состояние безработицы в рыночной экономике и теории борьбы с ней Критические изменения в системе управления страны вызывают негативные тенденции, которые характеризуются экономическим упадком…

Безработица, ее типы, определение уровня, социально-экономические последствия

БОРЬБА С БЕЗРАБОТИЦЕЙ

безработица потребительский социальный дифференциация Так как безработица является серьёзной экономической проблемой, государство принимает различные меры для борьбы с ней. Для различных типов безработицы применяются различные меры…

Влияние глобального экономического кризиса на российскую экономику

3. Борьба с кризисом в России

Российские власти пытаются действовать по рецептам, применяемых в развитых странах: выделяя средства на рекапитализацию банковской системы, объявляя о снижении налоговой нагрузки на предприятия…

Закономерности монополизации экономики и антимонопольная политика

3.2 Борьба с крупными монополистами России

Обеспечивать установление справедливых цен в условиях рыночной экономики необходимо путем развития конкуренции на внутрироссийских рынках…

Инфляция

3. АНАЛИЗ МЕР ПО БОРЬБЕ С ИНФЛЯЦИЕЙ В РОССИИ

Период с 2000 по 2010 года характеризуется противоположными тенденциями как в отношении экономического положения в стране в целом, так и в отношении инфляционных процессов. С 2000 по 2006 гг. уровень инфляции снизился на 9,6 процентных пункта или в 1…

Инфляция и её последствия. Антиинфляционная политика государства

7.2 Борьба с инфляцией в России

В течение последних шести лет Центробанк вместе с Министерством финансов России активно проводил политику сдерживания цен, которая основывалась на принципах «стерилизации». Другими словами…

Обналичивание денег как особенность теневой экономики

2. Борьба с обнальным бизнесом

Борьба Центробанка с отмыванием денег только в 2006 году привела к потере лицензии около 30 банков. Анализ ситуации показывает, что действия ЦБ эффективны в отношении предупреждения участия банков в отмывании денег…

Причины мирового экономического кризиса и пути выхода из него

Борьба с кризисом в России

Были приняты меры по предотвращению коллапса кредитной системы. Банкам предоставили значительные финансовые ресурсы для преодоления кризиса ликвидности. С одной стороны…

Проблемы коррупции

§ 4. Борьба с коррупцией

Решение проблемы противодействия коррупции, по мнению большинства экспертов, неотделимо от повышения эффективности деятельности государства, сокращения и упорядочения его функций по регулированию экономики…

Рынок труда и его особенности в современных условиях экономического развития России

2.2 Занятость населения в России. Борьба с безработицей

Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место не дефицит рабочей силы, а ее излишек…

Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика

1.2 Борьба с инфляцией как многофакторным явлением

Инфляция вызвана острым нарушением пропорций воспроизводства, связана с действием экономических, финансовых, политических, денежно-кредитных, внешних и психологических факторов. Немалую роль в усилении инфляции может оказать и государство…

Экономические кризисы, их сущность, виды и последствия

2.3 Борьба с кризисом

Одна из существенных особенностей функционирования рыночной экономики — циклическая повторяемость экономических явлений. Речь идет в данном случае о циклических кризисах, сопровождавших историю капитализма с начала XIX в…

Экономический кризис

4. Борьба с кризисом в России

Главный вопрос современности — когда закончится кризис? При этом многие уважаемые эксперты еще до сих пор не согласны по поводу того, когда же кризис начался. Ситуацией неопределенности и смятением умов пользуются чиновники…

Негативные последствия, вызываемые инфляцией, определяют необходимость проведения государством антиинфляционной политики. Она осуществляется по двум основным направлениям:

· устранение причин инфляции;

· сглаживание негативных последствий инфляции для населения (адаптивная инфляционная политика). Включает в себя индексацию доходов и компенсации потерь.

Борьба с инфляцией – это устранение ее причин. Поэтому целью антиинфляционной политики – установление контроля над инфляцией, поддержание умеренного темпа роста цен. Существует мнение, что искоренить инфляцию нельзя – можно ею только управлять. Выбор методов антиинфляционного регулирования определяется видом и уровнем самой инфляции. При этом нельзя забывать, что ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблем: ростом безработицы и спадом производства.

Антиинфляционная стратегия объединяет цели и методы долгосрочного характера, поэтому эффект стратегических антиинфляционных мер проявляется не сразу.Основными элементами антиинфляционной стратегии считают :

‑ ограничение инфляции со стороны спроса и предложения;

‑ ограничение внешних импульсов инфляции.

Ограничение инфляции со стороны спроса связано, прежде всего, с гашением инфляционных ожиданий, в основном — адаптивного характера, когда люди формируют свои ожидания в отношении будущих цен на основе собственного опыта последних лет. Адаптивные инфляционные ожидания — существенное препятствие в управлении инфляцией.

Долгосрочная денежная политика так же ограничивает инфляцию со стороны спроса. В нее входят:регулирование денежной массы , регулирование скорости оборота денег. Известно, что соотношение денежной и товарной массы выражается формулой:

М· V = P · Q, где

М – количество денег, необходимое для обращения, V – скорость обращения одноименной денежной единицы, Р – уровень цен на товары и услуги, Q – количество произведенных товаров. При прочих равных условиях (V и Q – постоянные величины) уровень цен зависит от размера денежной массы. Следовательно, если денежная масса будет ограничена или уменьшена, то рост цен (инфляция) начнет замедляться.

Регулирование скорости оборота денег. Предположим, что объем производства и количество денег в экономике в течение года неизменны, то есть Q и М — постоянны, в этом случае уровень цен зависит от скорости денежного оборота. Чем выше скорость оборота денег, тем больше инфляция. Следовательно, государству следует принять меры по замедлению скорости денежного оборота (повысить курс национальной валюты, устранить угрозу товарного дефицита).

Инструментами долгосрочной денежной политики считаются:ставка рефинансирования, то есть величина процента, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (при инфляции повышается);норма обязательных резервов (так же увеличивается при инфляции) и операции с государственными долговыми обязательствами (при инфляции государственные ценные бумаги продаются центральным банком).

Ограничение бюджетного дефицита весьма интенсивно воздействует на избыточный совокупный спрос. Сокращение государственных расходов может идти по разным направлениям: сокращение военных расходов, уменьшение финансирования социальных программ, снижение расходов на содержание государственного аппарата. Бюджетный дефицит можно сократить и за счет роста доходной части бюджета.

Ограниче ние инфляции со стороны предложения предполагает регулирование цен и доходов. При невысоком уровне инфляции потребительские доходы эффективно регулируются через систему налогообложения. Доходы фирм, кроме налогов, могут быть отрегулированы с помощью ставки ссудного процента. В случае усиления инфляционных процессов заработная плата индексируется в меньшей степени, чем растут цены. При высокой инфляции государство может также “заморозить” цены фирм-монополистов.

Воздействие государства на инфляцию предложения возможно и при помощи таможенных пошлин и тарифов. Так, снижение пошлин на сырье, оборудование, комплектующие позволяет тормозить рост цен. Либеральная миграционная политика привлекает в страну иностранных рабочих, предложение труда увеличивается, зарплата снижается.

Ограничение в нешних им пул ьсов инфляции особенно важно для стран, зависимых от внешней торговли. В этом случае трудно избежатьимпортированной инфляции. Естественный способ обезопасить национальную экономику — постепенно ревальвировать, то есть повысить курс национальной валюты.

3.2 Борьба с инфляцией в России

В результате цена импортных товаров падает, что противодействует импорту инфляции. Однако не стоит забывать о том, что ревальвация делает более дорогим экспорт. Условие, при котором страна успешно могла бы защитить себя от внешней инфляции с помощью повышения (ревальвации) валютного курса, состоит в том, чтобы надежно сдерживать рост внутренних издержек – тогда конкурентоспособность отечественной продукции будет высокой.

Тактика антиинфляционной политики , дополняющая антиинфляционную стратегию, включает различные меры. К ним, например, относится как стимулирование склонности к сбережению (увеличение доходности государственных ценных бумаг, вкладов населения), так и меры по снижению уровня ликвидности сбережений — от увеличения процентов по срочным вкладам до замораживания вкладов. Многие правительства прибегали к денежным реформам конфискационного типа.

Проводя антиинфляционную политику, государство может существенно замедлить темпы инфляции путем временного сокращения объемов производства и увеличения безработицы. Таким образом, за поддержание стабильности цен общество должно платить высокую цену в виде потерь выпуска и занятости. Поиски путей разрешения этой жестокой дилеммы по-прежнему остаются одной из насущных проблем современной макроэкономической теории. Следует заметить, что предложенные разными экономическими школами программы борьбы с инфляцией эффективны для условий развитой рыночной экономики, где отлажены механизмы рыночного регулирования, высок уровень жизни общества.

Инфляция же в странах с переходной экономикой носит специфический характер, и поэтому для борьбы с ней нельзя применять только стандартные методы. Борьба с инфляцией должна вестись здесь более осторожно, и на первый план следует выдвигать задачи формирования нормального рыночного механизма, благоприятного инвестиционного климата, программы социальной защиты населения.

1. Инфляция (от лат. inflatio – вздутие, разбухание) – одно из основных направлений макроэкономической нестабильности. С 70-х годов XX века носит хронический характер.

2. Инфляция – это обесценивание денег, проявляющееся в непрерывном, устойчивом росте общего уровня цен.

3. Причины, вызывающие инфляцию, могут быть внешними и внутренними; экономическими и неэкономическими, монетарными и структурными.

4. Подавленная инфляция существует в командной экономической системе и проявляется в дефиците товаров и услуг.

5. Открытая инфляция существует в рыночной экономике и проявляется как повышение цен.

6. С точки зрение причин открытая инфляция проявляется как инфляция спроса (избыточный спрос), и как инфляция предложения (рост издержек производства).

В зависимости от темпов различают инфляцию ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.

8. Инфляция измеряется с помощью индексов цен. Правило “70” определяет время удвоения цен.

9. Инфляция вызывает значительные негативные социально-экономические последствия, касающиеся всех хозяйствующих субъектов страны, населения, государства в целом.

10. Антиинфляционная политика имеет два направления: устранение причин инфляции, сглаживание негативных последствий инфляции.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение цикличности делового цикла. Укажите причины цикличности.

2. Покажите, как циклические колебания скажутся на реальном объеме ВВП, средней продолжительности рабочей недели, индексе цен, личных доходах.

3. Определите статус лиц (безработные, занятые): студент дневного отделения вуза; домохозяйка; врач, уволенный по собственному желанию и ждущий вакансии в лечебном учреждении; продавец, который учится заочно.

4. Сформулируйте закон Оукена.

5. Покажите различия между инфляцией спроса и инфляцией издержек. Какие причины могут вызвать инфляцию спроса?

6. Выделите социально-экономические последствия инфляции.

7. Одинаково ли влияют на перераспределение доходов ожидаемая и непредвиденная инфляция?

8. Существует ли дилемма целей в антиинфляционной политике?

⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2058 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Антиинфляционные меры

Антиинфляционные меры (Anti-inflationary measures ) – это совокупность мероприятий, проводимых правительством, направленных на обуздание темпов инфляции.

Антиинфляционные меры, которые выступают в двух основных формах: тактической и стратегической. Тактические меры направлены на устранение следствий инфляции (рост уровня цен). Они предполагают либо увеличение совокупного предложения, либо сокращение совокупного спроса, либо то и другое одновременно. Тактические антиинфляционные меры не могут излечить экономику от инфляции, но приносят краткосрочное приостановление роста цен. Стратегические меры направлены на устранение причин инфляции. Эти меры требуют длительного времени для достижения поставленной цели. Такая политика получила название антиинфляционной. Она может включать в себя такие меры, как снижение налогов на производителей, стимулирование инвестиций и т.д. с целью активизации предложения. Для сокращения избыточного спроса государство может ограничить свои расходы и увеличить налоги. Монетаристы в целях борьбы с инфляцией предлагают активно использовать такие инструменты, как изменение денежной массы и процентной ставки.

Если рост цен сменяется их снижением, то имеет место дефляция. Замедление темпов роста цен есть дезинфляция. В 70-х годах замедление темпов экономического роста и рост безработицы сопровождались ростом цен. Такое явление получило название стагфляции. Стагфляция может быть спровоцирована как проведением мягкой денежно-кредитной политики (шоки со стороны спроса), так и негативными шоками со стороны предложения.

Сегодня государство вынуждено вести борьбу на два фронта: с инфляцией и с безработицей. При этом активная борьба с безработицей путем искусственного стимулирования совокупного спроса, наращивания государственных расходов сокращает безработицу, но эти же действия активизируют инфляцию. Жесткая антиинфляционная политика вызывает рост безработицы. Инфляция и безработица — это не только экономические, но политические проблемы, так как их обуздание есть мерило правильности проводимой экономической политики правительства. Одним из способов оценки успешности экономической политики правительства является «индекс нищеты», который рассчитывается как сумма уровней инфляции и безработицы.

Основы экономической теории.

Методы борьбы с инфляцией

Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

Добавить в закладки

Добавить комментарии

Основные методы антиинфляционной политики.

Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа.

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ.

К самым общим мерам, сдерживающим факторы инфляции, можно отнести:

оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы «А» и военно-промышленного комплекса, ликвидацию убыточности предприятий);

наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

нормализацию торговли и устранение дисбаланса между денежной и товарной массой;

активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т. п.);

развитие рынка услуг.

Наряду с общеэкономической долгосрочной стратегией необ­ходимы неотложные меры по сдерживанию инфляции и превращению ее в регулируемую инфляцию, так как преодолеть инфляцию сразу невозможно, для этого требуются годы. В этой связи современный опыт подсказывает два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:

дефляционная политика , связанная с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а в конечном счете - платежеспобного спроса.

МЕРЫ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ В РФ

Однако дефляционная политика применима в условиях экономического роста с целью сдерживания «перегрева» экономики, что не всегда бывает;

политика доходов , применяемая при стагфляции (сочетании инфляции со спадом производства) и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства.

К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения и сдерживание инфляции, можно отнести:

ежегодное установление государством верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики;

оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита государственного бюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов (банков, страховых компаний, финансовых компаний и т. п.);

гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но сдерживающее их инфляционную деятельность. Для этого необходимо проводить нормальную, взаимовыгодную согласительную политику между правительством и банками, Центральным банком и коммерческими банками;

совершенствование денежного обращения;

внешние факторы стабилизации национальной денежной единицы, в частности, стабилизацию торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов.

Исходной базой разработки антиинфляционной программы, включающей в себя оздоровление денежного обращения, является использование двух регуляторов: рыночного и государственного.

На стабилизацию денежного обращения и ограничение инфляции направлены также денежные реформы - коренные преобразования денежной системы, осуществляемые государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения в стране.

Наиболее известными методами, применяемыми в рамках денежных реформ, являются следующие: нуллификация, реставрация (ревальвация), девальвация и деноминация.

Нуллификация представляет собой процедуру аннулирования сильно обесцененной денежной единицы и введения новых денег.

Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего зо­лотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или повышение обменного курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной.

Девальвация представляет собой снижение золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или уменьшение официального валютного курса.

Деноминация означает укрупнение масштаба цен путем увеличения номинальной покупательной способности новой одноименной денежной единицы по сравнению со старой.

Необходимость и сущность кредита.

Возникновение кредитных отношений связано с тем, что в условиях товарного производства и обращения индивидуальный кругооборот хозяйствующих звеньев за счет собственных средств объективно обусловливает необходимость удовлетворения временных потребностей в средствах у заемщика за счет временно свободных средств кредитора на возвратных и эквивалентных началах.

Экономическое назначение кредита состоит в перераспределении ресурсов между разными звеньями и сферами процесса воспроизводства в целях обеспечения его бесперебойного функционирования.

Кредит - совокупность экономических отношений между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости.

В качестве субъектов кредитных отношений (кредиторов и заемщиков) могут выступать государство, предприятия и население, т. е. все те, кто обладает временно свободными денежными средствами либо имеет временную потребность в них.

Место и роль кредита в экономической системе общества определяются выполняемыми им функциями. При этом под функцией кредита понимается специфическое проявление сущности данной экономической категории, его взаимодействие как целого с внешней средой. Выражая черты, присущие кредиту, функция характеризует его особенности, отличие от других экономических явлений.

Функции и принципы кредита.

Выделяют следующие основные функции кредита:

1.перераспределительная функция, которая заключается в том, что благодаря кредиту осуществляется перераспределение средств в экономике на возвратной основе;

2.функция замещения действительных денег кредитными операциями;

3.контрольно-стимулирующая функция, означающая не контроль деятельности каких-то контролирующих органов (например, банков), а самоконтроль предприятий с помощью экономических рычагов. В этом случае с помощью кредита осуществляется денежный контроль за процессом воспроизводства. Например, если предприятие плохо работает, то это отражается на его задолженности по ссудам и, в конечном счете, на его финансовом состоянии в целом, поэтому спомощью контрольно-стимулирующей функции кредит как бы сигнализирует о состоянии производства и побуждает предприятия к улучшению своей работы, совершенствованию производственных отношений.

Теория кредита выделяет такие принципы кредитования, как возвратность, срочность, платность, целевой характер, недопущение замещения кредитными ресурсами счетов капитала.

Возвратность и срочность являются основными принципами кредитования, означающими, что кредит нужно вернуть и еще заплатить за его использование.

Принцип платности кредита означает, что кредит должен предоставляться за определенную плату (процент за кредит). Только в этом случае кредитное учреждение сможет работать на принципах коммерческого расчета. При этом будет реализовываться стимулирующая роль кредита не только для заемщика, но и для кредитодателя.

Целевой характер кредита является условием только при кредитовании ненадежных заемщиков или когда непосредственно банк выступает инициатором финансируемого мероприятия. Целевая направленность кредита означает, что заемные средства должны быть использованы строго по назначению.

А.К. ДУБОВ

Томский государственный университет

МЕРЫ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ В РФ

Предлагаются меры, которые приведут к снижению уровня инфляции в РФ.

Сейчас экономика России уже оправилась от экономического кризиса 1998 года. Последние годы наблюдается экономический рост, инфляция держится на уровне 10%. В планах Правительства к 2010 снизить уровень инфляции до 4%. Это вполне осуществимая задача, если Правительство совместно с Центральным Банком будут проводить грамотную антиинфляционную политику

Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой,а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция увеличиваетплатежеспособный спрос итем самым стимулирует экономический рост.

Рассмотрим ряд мер,имеющих комплексный характер и являющихся необходимыми мерами стабилизации инфляции в российском обществе.

Первоочередной антиинфляционной мерой является создание благоприятного инвестиционного климата в стране и преодоление кризиса инвестиций, путем оживления инвестиционного процесса,концентрации средств на приоритетных направлениях, привлечения иностранного капитала в экономику страны.

Необходимы решительные меры по возвращению “беглых” капиталов из-за рубежа.

Необходимо всеми способами наращивать рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой,денежной,банковской систем.

Необходимо увеличивать долю безналичного денежного обращения в денежном обращении страны, что позволит сдерживать уровень инфляции и поможет в борьбе с теневыми доходами.

Необходим жесткий контроль государства за тарифами на энергоносители и в сфере ЖКХ. Чтобы сдерживать цены на энергоносители в условиях повышения мировых цен нефть, необходимо провести ряд преобразований в налоговой сфере.

Налоговая системаможет стать сильным инструментом антиинфляционной политики. Еще Адам Смит в своей работе «О причинах богатства народов» утверждал, что государство вообще не соберет налогов только в двух случаях: если оно установит налоговую ставку равную 0% и 100%.

С помощью налогов можно ограничить рост заработной платы, что может особенно актуальным в случае инфляции заработной платы. Для этого достаточно ввести прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц. Тогда, по мере роста доходов населения, растет и доля изымаемых налогов. Происходит рост начислений, ноуровень реальной зарплаты не возрастает. Что позволяет сдерживать уровень инфляции.

Особая роль в борьбе с инфляцией отводится Центральному банку.

Инфляция в большой степени зависит от объема денежного предложения. Поэтому изменение денежной массы может активно влиять на уровень инфляции.

Вы точно человек?

Уровень инфляции можно уменьшить, уменьшая денежную массу.

Для влияния на денежное предложение используются различные методы:

· политика процентной ставки;

· изменение нормы обязательных резервов;

· изменение объемов рефинансирования коммерческих банков;

· операции на открытом рынке;

· контроль над денежной эмиссией.

Основой антиинфляционной программы должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой,которая бы стимулировала подъем производства товаров и услуг и развитие бизнеса.

Список литературы

1. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита.М.: Банки и биржи, 1999. 304с.

2.Лаврушин О.И. Инфляция и антиинфляционная политика в России. М.,1999. 437с.

3. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика.М: Финстатинформ, 2001. 125с.

4. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Дробозина Л.А. М.:Финансы; ЮНИТИ, 1999. 367с.

5. Правительственная программа развития России// Финансы России. 2003. №9 С.31-39

6. Проект государственного бюджет на 2005 год // Финансы. 2004. №8. С.3-6.

2. Падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран. В результате этого, во-первых, растут внутренние цены на импортируемые товары, во-вторых, обмен иностранной валюты на нацио­нальную требует дополнительной денежной эмиссии;

3. Мировые экономические кризисы;

4. Состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика.

Внутренние причины обусловлены состоянием эконо­мики данной страны. Среди них можно выделить :

1. Несбалансированность государственных расходов и доходов — т.н. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что как следствие приводит к инфляции.

2. Инфляционно опасные инвестиции — преимущественно милитаризация экономики.

Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса, а как следствие — увеличению денежной массы.

3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части.

4. Инфляционные ожидания — возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачивают тем самым маховик инфляции.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

1) Снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);

2) обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

3) потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

4) усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

5) ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

6) ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

Если экономика страны поражена инфляцией, то ее первыми жертвами становятся потребители.

И открытая, и подавленная инфляция негативно влияют на благосостояние населения сразу по двум направлениям — через сбережения и через текущее потребление, т. е. социально-экономические последствия инфляции связаны, прежде всего, с изменением доходов. Происходит перераспределение доходов между частным сектором и государством, между участниками производства и получателями трансфертных выплат, между трудом и капиталом.

Люди, зная, что цены постоянно растут, пытаются добиться повышения своей заработной платы, с другой стороны и производителя, предполагая рост цен на сырье, энергоресурсы, тоже увеличивают цены на свои товары. В итоге, все это еще более подстегивает инфляционные процессы.

1.2 Понятие и цели антиинфляционной политики

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в различных странах, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является незави­симость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нуж­но проводить последовательно и взвешенно.

]Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

· сокращение инфляционного потенциала

· предсказуемость динамики инфляции.

· снижение темпов инфляции

· стабилизация цен

Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпа­ми роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой со­вокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии . В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом ростаВВП).

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Если инфляция растет в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким методам, как увеличение налоговых ставок.

Как показывает мировая практика, сократить инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и часто в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Основными задачами стабилизационной программы являются:

— сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;

— повышение налогов;

— снижение объемов кредитования коммерческих банков;

— увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;

— повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;

— фиксация обменного курса национальной валюты.

В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Известно, что повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры не находит поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.

Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять — дело довольно трудное. Основная задача, чтобы она начала работать. Поэтому, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции необходимо разрабатывать после определения характера инфляции,выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или не оправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей.

Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно ут очняются, и корректируются.

2 Теоретические подходы к определению механизмов регулирования инфляции

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Основные способы борьбы с инфляцией

Для каждой отдельно взятой экономики страны может применяться свой индивидуальный комплекс средств и методов борьбы с инфляцией. Экономисты выделяют три наиболее распространенных подхода (рис. 1):

Рисунок 1. Наиболее распространенные подходы в борьбе с инфляцией. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Активная бюджетная политика : государство сокращает расходы и увеличивает налоговое бремя. Такие меры способствуют минимизации бюджетного дефицита и снижению совокупного спроса. В свою очередь, уменьшается деловая активность и понемногу стихают темпы инфляции. «Обратной стороной медали» такого рода мероприятий, может оказаться снижение инвестиционной активности, что в большинстве случаев служит причиной падения объемов производства. Как следствие, в экономике могут начать развиваться застойные явления, влекущие за собой сокращение кадров и рост безработицы.

Регулирование кредитов, заработной платы и цен . Государство таким образом оказывает влияние на объем монетарного предложения, сводя, при этом, к минимуму дефицит госбюджета. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что подобные жесткие административные меры, непременно усиливают социальное напряжение, поскольку много людей остаются недовольными сокращениями заработной платы и «оптимизацией» рабочих мест.

Денежно-кредитное (монетарное) регулирование . Его должен осуществлять полностью независимый от правительства Центральный банк страны. Именно ему принадлежит ключевая роль в регулировании объема денежного предложения. В частности, Центральные банк устанавливает ключевую ставку и норму обязательного резервирования что оказывает мощное влияние на объем монетарной массы в обращении, на кредитную активность и на финансовый рынок в целом.

Методы борьбы с инфляцией

Замечание 1

Методы борьбы с инфляцией можно также подразделить на прямые и косвенные. Имеет место следующая закономерность: чем глубже кризис, тем актуальнее прямые методы воздействия Центрального банка и правительства на экономику и монетарную массу, в частности.

Прямые методы включают следующие меры:

  • жесткое государственное регулирование кредитной сферы;
  • государственное регулирование цен и заработной платы;
  • регулирование внешней торговли, валютный контроль, а также жесткое регламентирование операций с иностранным капиталом и т. д.

Для более-менее развитой экономической системы гораздо предпочтительнее будут являться косвенные («мягкие») методы, которые включают следующее:

  • валютные интервенции, проводимые Центральным банком, оказывающие краткосрочное влияние на курс национальной валюты;
  • операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных облигаций на внутреннем рынке);
  • регулирование величины ключевой ставки Центрального банка;
  • изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков и т. д.

Стоит отметить, что косвенные методы в отечественной экономике могут оказаться не столь эффективными, поскольку рыночный механизм все еще не достиг достаточного уровня развития. Так, к примеру, все еще недостаточно развит финансовый рынок и, в частности, рынок государственных облигаций. Соответственно, государство, осуществляя операции на открытом рынке все еще не может в достаточной мере влиять на объем денежного предложения.

Замечание 2

Наиболее радикальная и в то же время, действенная мера в борьбе с высокой инфляцией – это, пожалуй, денежная реформа.

Все денежные реформы, по методам их проведения можно разделить на три основных типа:

  1. Конфискация и обмен денег по дефляционному курсу. Подобные меры имеют основную общую для всех цель – резкое уменьшение денежной массы в обращении;
  2. Временное (частичное или полное) замораживание банковских счетов предпринимателей и населения;
  3. Комбинирование первого и второго методов.

Замечание 3

Все вышеперечисленные методы относятся к так называемой «шоковой терапии», а потому применяются крайне редко, когда ситуация в экономике близка к катастрофической.

Кроме того, денежные методы могут быть следующих видов:

  • нуллификация. Она представляет собой аннулирование обесцененной национальной денежной единицы и введение новой валюты;
  • ревальвация – восстановление прежнего курса национальной денежной единицы;
  • девальвация (противоположна ревальвации) – подразумевает снижение официального курса денежной единицы. Чаще всего осуществляется в целях стимулирования экспорта;
  • деноминация («метод зачеркивания нулей») – представляет собой укрупнение масштаба цен.

Часто центральные банки стран для борьбы с инфляцией прибегают к режиму инфляционного таргетирования. В данном случае ставятся конкретные целевые ориентиры по уровню инфляции и объему денежного предложения в экономике, которые государство стремится достигнуть, не взирая даже на циклические колебания экономической конъюнктуры.

Существует также концепция предложения, которая утверждает, что если имеет место инфляция спроса, то правительству следует разработать такие меры, которые содействовали бы увеличению совокупного предложения. В результате этого, растущий спрос сталкивается с растущим объемом совокупного производства. Впоследствии достигается макроэкономическое равновесие, которое и стабилизирует уровень цен в экономике. Этого можно добиться благодаря проведению эффективной стимулирующей государственной экономической политики (снижение налогов, предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях, уменьшение вмешательства государства в работу рыночного механизма, стимулирование малого и среднего предпринимательства и т. д.).

Высокая инфляция (как и дефляция, выражающаяся в снижении общего уровня цен и, следовательно, деловой активности) служит серьезным препятствием экономическому развитию, снижает реальные доходы населения, оказывает негативное влияние на инвестиционный климат в стране, а борьба с ней требует значительный усилий и затрат.

У каждого из вышеперечисленных подходов есть свои достоинства и недостатки, а потому ни один из этих методов нельзя считать универсальным и на все времена. Все дело в том, что инфляция – это на самом деле очень сложное и многоаспектное явление, несмотря на то что его внешнее проявление (повышение среднего уровня цен) кажется, на первый взгляд, предельно простым и понятным даже простому обывателю. Умеренную инфляцию (несколько процентов в год) вовсе не следует рассматривать как нечто крайне негативное – наоборот, она лишь стимулирует динамичность экономического развития.

Инфляция проявляется в непрерывном обшем повышении цен, падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на счетах. Рост цен неумолимо сокращает мае- су товаров, которую способны приобрести владельцы таких сбережений.

При инфляции прежде всего снижается реальный доход получателей фиксированного номинального дохода, т.е. работников бюджетных организаций, пенсионеров. Она также снижает сбережения населения. Инфляция перераспределяет доходы между кредиторами и дебиторами, среди которых выигрывает должник.

Инфляция сказывается на жизненном уровне каждого человека, всех слоев населения и всех сфер рынка. Есть частная инфляция (на определенный вид товара) и общая инфляция, которая является для экономики опасной.

Главный показатель инфляции, когда доход человека растет медленнее, чем цены на товары.

В период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей. Падает уровень жизни, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции не могут поспеть за динамикой цен.

Губительно действует эффект инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения, что вызывает социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения. Во время инфляции происходит перераспределение доходов, которое несправедливо.

С инфляцией можно бороться при помощи денежной реформы или антиинфляционной политики.

К методам проведения денежной реформы относятся следующие:

  • нулификация — объявление об аннулировании обесценивающейся денежной единицы и введение новой;
  • девальвация — снижение золотого содержания денежных единиц или понижение курса национальной валюты к золоту, серебру и иностранной валюте;
  • деноминация (метод зачеркивания нулей) — укрупнение денежной единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах, балансы предприятий.

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на подавление инфляции.

Антиинфляционная политика может осуществляться двумя способами:

Дефляционная политика - это регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм. Он осуществляется путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Данный вид антиинфляционной политики приводит к замедлению экономического роста.

Политика доходов осуществляется в результате параллельного контроля за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Основными инструментами регулирования российской инфляции являлась кредитно-денежная политика, с помощью которой Правительство РФ в 90-е гг. пыталось воздействовать на денежную массу. Однако в результате таких мер произошли следующие последствия:

В стране в огромном объеме появились неплатежи (невыплаты заработной платы, задолженности перед поставщиками и со стороны клиентов, задолженность перед бюджетом и т.д.). Увеличение денежной массы в данных условиях могло привести к гиперинфляции.

Погашение государственных расходов при дефиците бюджета требует от Правительства РФ прибегать к заимствованиям на внутреннем рынке и увеличению налогового бремени на предприятия, у которых не хватает оборотных средств на хозяйственные нужды. Другой способ — это внешние заимствования, а соответственно внешний долг и проценты по нему.

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции.

1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией ЦБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.

2. Политика доходов означает установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.

4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения .

Классические методы борьбы с инфляцией

Чтобы успешно преодолеть , необходимо устранить ее причины.

Кейнсианский подход

Кейнсианский подход базируется на предпосылке о дефиците благ на рынке вследствие уменьшившегося предложения при неполной загрузке мощностей. Решение проблемы заключается в том, чтобы стимулировать инвестиционный спрос , вследствие чего, учитывая , увеличится . Рост национального производства в конечном счете приведет к снижению цен, т.е. к снижению инфляции.

Кейнсианские программы стабилизации широко применялись в 30-е гг. и после второй мировой войны. Однако к 70-м гг. активная государственная политика привела к быстрому росту и , что вызвало необходимость пересмотра используемых методов.

Монетаризм

Новое экономическое течение (монетаризм), пришедшее на смену кейнсианству, использовало основные идеи неоклассиков. Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму и ограничиться в основном денежной сферой. Инфляция также провозглашалась чисто монетарным явлением, связанным с увеличением в экономике. Метод борьбы с инфляцией, по мнению монетаристов, заключается в ограничении денежной массы : правительство должно повысить и уменьшить количество денег на руках у населения. В этом случае сократится и инфляция уменьшится. Одновременно с ограничением спроса нужно стремиться увеличить . Это можно осуществить за счет продажи части государственной собственности (частичная приватизация), усиления , поддержке мелкого и среднего бизнеса. Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики — страна должна быть интегрирована в и открыта для притока иностранных капиталов.

Вывод

Рассмотренные методы борьбы с инфляцией противоречивы по своей природе. Поэтому выбор антиинфляционной политики зависит от конкретной экономической ситуации в стране. Следует помнить, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и гораздо сильнее влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.

Инфляция и антиинфляционная политика в России

Инфляционные явления сложились в отечественной экономике еше в период административно-командной системы — в 80-е годы XX столетия. Особенность этих процессов заключалась в преобладании неденежных факторов инфляции, включающих:

  • диспропорциональность структуры экономики — устойчивые темпы роста тяжелой промышленности, производящей средства производства при стагнации отраслей, производящих потребительские товары, и отрасли сферы услуг. Так, в 1989 г. на 1 руб. денежной массы, находящейся в обращении, приходилось 18 коп. потребительских товаров в сфере розничной торговли;
  • фондовое распределение средств производства между предприятиями-товаропроизводителями через систему органов государственного снабжения, искусственно создававших их дефицит;
  • плановая централизованная система ценообразования, основанная на занижении цен на природные ресурсы (политика «дешевых ресурсов»), что обусловило высокую степень материалоемкости продукции, производимой предприятиями;
  • низкий уровень внутренних цен на ресурсы, предопределивший ресурсную ориентированность экспорта, поскольку доходы от экспорта дешевых по себестоимости ресурсов значительно превышали доходы от экспорта готовой продукции;
  • чрезмерность производственных капитальных вложений в оборонную отрасль — до 50% ВВП;
  • формирование монополий крупного производства: высокая степень управляемости крупных производственных комплексов, а также требования рационального использования ограниченных ресурсов. Результатом стал высокий уровень монополизма в форме предметной специализации предприятий — около 94% продукции производилось на предприятиях, владеющих более 50% рынка;
  • усиление инфляционных процессов после экономической реформы 1987 г., обусловленное превышением темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

Инфляция первой половины 90-х годов формировалась, с одной стороны, в результате «инфляционного напряжения», сложившегося в период административно-командной системы экономики, а с другой — под воздействием факторов рыночной трансформации экономики.

Первичными (прямыми) факторами стали:

  • либерализация цен и хозяйственных связей;
  • включение российской экономики в мировое хозяйство;
  • переход к рыночному механизму формирования курса рубля и его внутренней конвертируемости;
  • введение новых косвенных налогов;
  • опережающий рост цен на топливно-энергетические ресурсы и тарифов на транспортные перевозки;
  • ориентация отраслей на экспорт, приводящая к высокой степени взаимодействия внутренних и мировых цен;
  • значительное число посредников реализации продукции конечному потребителю;
  • заниженный характер цен в период командно-административной экономики;
  • высокое влияние импортируемой инфляции.

Сложность и многофакторность инфляции в России обусловили формирование воспроизводственного подхода к теоретическому обоснованию ее причин и совокупности механизмов управления инфляционными процессами.

Воспроизводственный подход к понятию инфляции как многофакторного социально-экономического процесса включает следующие взаимосвязанные элементы:

  • главные причины - диспропорции в процессе воспроизводства (включая производство, распределение, обмен, потребление), а также ошибочная экономическая политика;
  • следствие - избыток денег в обращении по сравнению с реальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах;
  • сущность (основная форма проявления инфляции) — устойчивый общий рост цен и обесценение денег по отношению к товарам и иностранным валютам;
  • социально-экономические последствия - перераспределение национального дохода и национального богатства в пользу предприятий-монополистов, государства, теневой экономики за счет снижения реальной заработной штаты, пенсий и других фиксированных доходов населения; усиление имущественной дифференциации общества; подрыв движущих сил экономического развития.

Воспроизводственный подход к оценке инфляции как многофакторного процесса направлен на выработку комплексной программы снижения ее темпов, включающей регулирование как монетарных, так и немонетарных факторов.

Регулирование денежных факторов инфляции в современной России связано с рядом проблем:

1. преобладанием валютного компонента в формировании денежного предложения Банка России из-за однобокого развития российской экономики и повышения мировых цен на экспортную продукцию топливно-энергетического комплекса. Главный недостаток эмиссии денег в России — слабая связь с формированием денежного предложения путем кредитования экономики, следовательно, актуально увеличение кредитного компонента денежного предложения с учетом условий процесса воспроизводства, трсбо- ваний внутреннего хозяйственного оборота. В России связь сохраняется, хотя и однобоко, с денежным спросом доминирующей в экономике экспортно-ориентированной тоиливно-сырьевой отрасли, которая стимулирует развитие смежных отраслей и выступает одним из крупнейших инвесторов. Таким образом, деньги, эмитируемые Банком России путем покупки валютной выручки экспортеров, обмениваются на часть национального дохода страны;

2. слабым воздействием классических инструментов денежно- кредитного регулирования (ставки рефинансирования, норм обязательных резервов, операций на открытом рынке) на формирование и перераспределение финансовых ресурсов в экономике;

3. направленностью денежно-кредитной политики ЦБ РФ на регулирование эмиссии только центральных денег. Эмиссия частных денег, выпускаемых кредитно-финансовыми учреждениями, по существу осуществляется бесконтрольно. В связи с этим важно совершенствовать структуру денежной массы за счет сокращения использования в хозяйственном обороте денежных суррогатов и иностранных валют. Исследование соотношения между официальными, частными деньгами и иностранными валютами, используемыми в хозяйственном обороте России, важно для регулирования коэффициента монетизации экономики (отношение среднегодовой денежной массы к номинальному ВВП). Этот коэффициент в России постепенно растет, но пока в 2-3 раза ниже, чем в ряде других стран (в США — 53%, Японии — 125%, Китае — 204%). Увеличение монетизации экономики за счет эмиссии частных денег может напрямую спровоцировать инфляцию. Предложения повысить монетизацию экономики за счет использования государственных золотовалютных резервов и стабилизационного фонда не учитывают инфляционные последствия таких мер. Для избежания этих последствий необходима программа использования стабилизационного фонда для осуществления быстроокупаемых инвестиционных проектов.

Комплексные антиинфляционные меры среднесрочной перспективы предусматривают проведение консервативной денежно- кредитной политики, регулирующей денежные предложения в соответствии с реальным денежным спросом хозяйственного оборота в зависимости от величины ВВП. Сделан акцент на замедление скорости обращения денег до 2,8-3 оборотов в 2009 г. Обоснована необходимость регулирования денежного предложения в качественном аспекте — сокращение валютного компонента эмиссии и расширение денежного предложения за счет рефинансирования банковской системы. Планируется расширение применения таких инструментов рефинансирования, как переучет векселей, операции своп, операции на открытом рынке.

Регулирование немонетарных факторов инфляции - это прежде всего рост цен, возникающий независимо от денежных факторов. К немонетарным факторам роста цен в России можно отнести:

  • изменение курса рубля к доллару и евро;
  • рост издержек производства и тарифов на услуги естественных монополий;
  • повышение бюджетной заработной платы, пенсий;
  • бегство от обесценивающихся денег к товарам;
  • рост мировых цен на топливо;
  • наценки многочисленных торговых посредников;
  • «отложенную инфляцию» и инфляционные ожидания;
  • отсутствие в России рыночной конкуренции, влияющей на снижение цены.

В этой связи России необходима разработка ценовой политики, основанной наряде принципов, обеспечивающих снижение немонетарного ценового компонента инфляции. Эти принципы должны включать:

  • демонополизацию экономики;
  • контроль за установленными лимитами роста тарифов на услуги естественных монополий;
  • стимулирование рыночной конкуренции;
  • уменьшение количества торговых посредников;
  • правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги;
  • эффективное регулирование таможенных пошлин на вывозимые и ввозимые товары.

В утвержденном Правительством РФ комплексе антиинфляционных мер ведущую роль занимают именно механизмы воздействия на ценообразование. К ним относятся:

  • ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов;
  • снижение темпа роста цен на горюче-смазочные материалы посредством стимулирования конкуренции, развития биржевой торговли, снижения налоговой нагрузки и технологического обновления нефтяной отрасли;
  • замедление роста цен на продовольственные товары на фоне стимулирования предложения этих товаров и совершенствования регулирования их импорта.

Важной составляющей управления немонетарными факторами инфляции выступает регулирование заработной платы и доходов, превышающих рост производительности труда. Тенденция повышения заработной платы в России стала глобальной за счет таких явлений, как повышение оплаты труда госслужащих и депутатского корпуса, теневая заработная плата, повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Во избежание инфляционных последствий важно координировать повышение заработной платы с учетом динамики производительности труда и регулировать чрезмерный рост денежных доходов налоговыми методами.

Весомую роль в снижении темпа инфляции в России играет оздоровление федерального бюджета на основе улучшения макроэкономических показателей, увеличения налоговых поступлений, превращения бюджета в бюджет развития, реформирования бюджетного процесса, внедрения в государственном секторе экономики бюджетирования, ориентированного на результат.

Для обеспечения экономического роста без усиления инфляции необходима модернизация банковской системы и снижение инфляционной составляющей в ее деятельности. Решающими шагами в этом направлении должны стать:

  • увеличение капитализации банков, привлечение среднесрочных и долгосрочных ресурсов в их оборот;
  • совершенствование системы рефинансирования банков для поддержания их ликвидности и текущей деятельности;
  • снижение стоимости кредитных услуг;
  • обеспечение устойчивости банковской деятельности за счет развития макроинструментов снижения рисков;
  • повышение конкурентоспособности российской банковской системы;
  • совершенствование банковского контроля и надзора.

Дополнительную остроту проблемам высокой инфляции в России может придать вступление нашей страны в ВТО, поскольку это приведет к сближению внутренних и мировых цен на энергоресурсы, может привести к снижению эффективности сырьевого экспорта. В условиях открытости российской экономики и отмены валютных ограничений (с 1 июля 2006 г.) возрастает влияние внешних факторов на экономический рост и инфляцию. Состояние федерального бюджета значительно зависит от поступлений налогов и пошлин от экспорта энергоносителей.

Возрастает риск импортируемой инфляции. Для ограничения ее действия целесообразно уделять больше внимания импортозамешению, поскольку около половины потребительского рынка составляют иностранные товары, в том числе дорогостоящие. Необходимо повысить конкурентоспособность отечественных товаров по ценам, а главное, по качеству. Отсюда вытекает потребность в инвестициях и банковских кредитах для возрождения российского производства товаров народного потребления на основе инноваций с учетом спроса потребителей. Прогнозируемое увеличение производства продовольствия и других потребительских товаров повысит товарное обеспечение рубля.

При нейтрализации внешних факторов важна роль валютной политики. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» она обычно ограничена курсовой политикой. Банк России традиционно стремится противодействовать чрезмерному как снижению, так и повышению курса рубля, учитывая соотношение позитивного и негативного влияния курсовой политики на экономический рост и инфляцию. Валютная политика должна включать и такие ориентиры, как регулирование структуры платежного баланса, валютного рынка, оптимального уровня золотовалютных резервов, обеспечение перехода от формальной к реальной свободной конвертируемости рубля. Приоритетной задачей является постепенное расширение использования рубля в международных экономических, в том числе валютно-кредитных отношениях.

В настоящее время проблема инфляции в России актуализируется в связи с внедрением модели экономического развития, направленной на активизацию инновационных факторов экономического роста. В этой связи макроэкономическими условиями сдерживания инфляции выступают:

  • пропорциональный, сбалансированный экономический рост;
  • возрождение национального производства, структурная перестройка экономики и ее инновационная модернизация;
  • увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, развитие инфраструктуры;
  • концентрация инвестиций на приоритетных и быстрооку- паемых проектах в несырьевых отраслях;
  • активное противостояние теневой экономике;
  • эффективная государственная программа сдерживания «бегства» капитала за рубеж;
  • повышение эффективности интеграции России в мировое хозяйство с учетом приоритетов формирования национальной инновационной системы.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание Инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.

    1. Антиинфляционная политика

Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на:

    уменьшение денежной эмиссии;

    повышение учетной ставки по сбережениям населения;

    сокращение государственных расходов;

    повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.

Если инфляционная спираль раскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким непопулярным методам, как увеличение налоговых ставок.

Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные меры:

    сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;

    повышение налогов;

    снижение объемов кредитования коммерческих банков;

    увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;

    повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;

    фиксация обменного курса национальной валюты.

В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.

Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Но еще труднее заставить ее работать, так как на этом тернистом пути существует опасность возврата к старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам. В частности, принятие такого закона в Эстонии (1992 г.) способствовало погашению инфляции за несколько месяцев.

За последние десять лет многие страны добились успеха в борьбе с инфляцией (Боливия и Израиль в 1985 г., Мексика в 1987 г., Польша в 1990 г., Аргентина в 1991 г., Эстония в 1992 г.). Их опыт показывает, что по прошествии периода жесткой стабилизации начинается быстрый экономический рост и падение безработицы.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного, роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года - в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

Похожие публикации