Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Основы деятельности центральных банков кратко. Центральные банки, основы их деятельности и функции. Формы организации и функции центральных банков

На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральным (ЦБ) и коммерческим (КБ) банком. КБ широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных КБ, в результате

монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Первоначально такой банк называли эмиссионными или национальным, а в дальнейшем – центральным банком, что соответствовало его главному положению в кредитной системе.

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия. ЦБ сегодня является ключевым элементом кредитно-банковской системе любого развитого государства. Он выступает проводником денежно-кредитной политики, которая наряду с бюджетной составляют основу всего государственного регулирования экономики.

В мировой практике применяются следующие формы организации ЦБ:

государственные ЦБ – банки, уставной капитал которых принадлежит государству (ФРГ, Великобритания, Франция, Россия, др.);

акционерные ЦБ – уставной капитал формируется за счет взносов частных коммерческих банков (США);

смешанные ЦБ – более 50% уставного капитала принадлежит государству, остальное формируется за счет взносов частных коммерческих банков (Япония).

Статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банки России)» и другими Федеральными законами.

Центральный банк – это эмиссионный банк, выполняющий особые функции в рыночной экономике. Получение прибыли не является его целью, то есть – это не коммерческий банк. Основными целями его деятельности является поддержание устойчивости курса и покупательной способности рубля, укрепление банковской системы, обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов и платежей. ЦБ РФ обладает монопольным правом эмиссии наличных денег и организует денежное обращение, является органом банковского регулирования и надзора, органом валютного регулирования и контроля, участвует в разработке и реализует государственную денежно-кредитную политику.

Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Банка России осуществляется как прямыми, административными, так и косвенными, экономическими методами. К первым относится лицензирование банковской деятельности, установление регулирующих нормативов, лимитов и квот, правил проведения банковских операций, форм и сроков отчетности. Ко вторым можно отнести методы, регулирующие спрос и предложение денежных средств на финансовом рынке: установление официальной учетной ставки Центрального Банка, норм обязательного резервирования, рефинансирование коммерческих банков, операции Банка России на открытом рынке. Студенты должны хорошо ориентироваться в разнообразии применяемых методов регулирования и понимать механизм их воздействия на деятельность коммерческих банков.

Правовой статус Банка России :

Банк России является юридическим лицом.

Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.

ЦБ РФ – особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Целями деятельности Банка России являются:

Защита и обеспечение устойчивости рубля;

Развитие и укрепление банковской системы России;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для решения поставленных целей ЦБ выполняет ряд функций обозначенных в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

Осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам.

Высшим органом управления Центрального Банка РФ является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банков России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Президента РФ. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

При Банке России действует Национальный банковский совет, состоящий из 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.


Рис. 8. Организационная структура банка России.

Ключевой функцией ЦБ является разработка и проведение единой денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении.

Основные цели денежно-кредитной политики :

Снижение темпов инфляции;

Обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

Снижение безработицы;

Создание условий для стимулирования экономического роста.

Эти цели достигаются путем воздействия на состояние кредита и денежное обращение в стране. На практике выбор методов денежно-кредитного регулирования сводится к маневрированию между стимулированием экономического роста (низкие % ставки, стимулирование кредита и денежной эмиссии) и борьбы с инфляцией (высокие % ставки, снижение объемов рефинансирования и эмиссии).

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества де-

нег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются :

1) Процентные ставки по операциям Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым ЦБ осуществляет свои операции (известны: ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставка);

2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств;

3) Операции на открытом рынке - это операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы;

4) Рефинансирование кредитных организаций - это кредитование Банком России других коммерческих банков;

5) Валютные интервенции – это процесс купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

6) Установление ориентиров роста денежной массы . Банк России прогнозирует ориентиры роста одного или нескольких агрегатов денежной массы;

7) Прямые количественные ограничения касаются деятельности коммерческих банков. Главными целями государственного контроля за работой коммерческих банков состоит в обеспечении их ликвидности, сохранности средств вкладчиков и предотвращении банковских банкротств. В настоящее время контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляется в соответствии с Инструкцией № 110-И от 16 января 2004г. «Об обязательных нормативах банков»;

8) Эмиссия облигаций от своего имени . Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

Покупка государственных обязательств в большинстве стран служит главной или даже единственной как в России формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Прямое кредитование правительства на покрытие бюджетного дефицита законодательно запрещено в США Канаде Японии Великобритании Швейцарии Швеции России. Центральный банк Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации Банк России был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР и первоначально назывался...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 13. Центральные банки и основы их деятельности

13.2. Центральный банк Российской Федерации

13.1. Формы организации и функции центральных банков

Возникновение центральных банков в одних странах исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в немногих наиболее надежных банках. Государство активно способствовало этому процессу, издавая соответствующие законы и концентрируя эмиссию постепенно в одном банке. В других странах центральные банки целенаправленно создавались государством. В XIX – начале XX веков эмиссия в большинстве стран была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком , а на современном этапе – центральным банком .

Формы организации центральных банков.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают:

  • государственные , капитал которых принадлежит государству (Австралия, Аргентина, Великобритания, Германия , Индия, Ирландия, Испания, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Россия , Финляндия, Франция , Швеция);
  • акционерные, капитал которых принадлежит акционерам – частным лицам (США , Италия);
  • смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству или местным органам государственного управления (Австрия, Бельгия, Греция, Мексика, Турция, Чили, Швейцария, Япония ).

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (Германия, Россия ), другие создавались как акционерные, а затем национализировались (Великобритания, Испания, Канада, Франция ).

Все центральные банки имеют тесные связи с правительствами своих стран. Однако правительство не может безгранично влиять на политику такого банк, так как каждый центральный банк в соответствии с законодательством страны является юридически самостоятельным : его имущество обособлено, и центральный банк распоряжается им как собственник.

Степень независимости центрального банка от государственной власти в разных странах различна.

Большей самостоятельностью пользуются банки, подотчетные по закону парламенту (Голландия, Россия, США , Швеция, Швейцария), меньшей – подотчетные министерству финансов (таких большинство).

Функции центральных банков.

В большинстве промышленно развитых стран центральный банк выполняет пять основных функций:

1) денежно-кредитного регулирования , или проведение денежно-кредитной политики (влияние на спрос и предложение денег, уровень банковской ликвидности, процентных ставок, валютного курса, на объем кредитов);

2) монопольной эмиссии банкнот (в некоторых странах - и монет, но обычно чеканкой монет занимается министерство финансов или казначейство, у которых центральный банк покупает их по номиналу и выпускает в обращение);

3) банка банков (то есть его клиентурой являются только коммерческие банки как посредники между центральным банком и экономикой страны);

4) банка правительства (в качестве кассира, кредитора, финансового консультанта и агента правительства);

5) внешнеэкономическую (как проводник государственной валютной политики и орган валютного контроля).

Методы денежно-кредитного регулирования достаточно разнообразны:

  • изменение процентных ставок по операциям центральных банков;
  • изменение норм обязательных резервов для коммерческих банков;
  • операции на открытом рынке по купле продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;
  • валютные интервенции, то есть покупка – продажа иностранной валюты за национальную.

Повышая ставки, центральный банк проводит политику ограничения кредита, то есть кредитной рестрикции.

Снижение ставки центральным банком является методом расширения кредита – кредитной экспансии .

В большинстве стран система ставок центрального банка включает ставки по различным видам кредитов и депозитов, которые образуют коридор процентных ставок .

Повышение нормы обязательных резервов для коммерческих банков (кредитная рестрикция) означает, что большая часть банковских средств «замораживается» на счетах центрального банка и не может использоваться ими для выдачи кредитов. В результате денежная масса в обращении сокращается, повышается курс национальной валюты и проценты по ссудам.

В странах с развитым рынком ценных бумаг распространенным методом денежного регулирования являются операции на открытом рынке. Если центральный банк продает ценные бумаги (например, свои облигации коммерческим банкам), то объем ресурсов коммерческих банков снижается, что влечет уменьшение денежной массы в обращении и повышение курса национальной валюты, объемы выдаваемых кредитов уменьшаются (кредитная рестрикция). Для увеличения ресурсов коммерческих банков (кредитная экспансия) центральный банк может использовать покупку у них векселей, приобретенных банками у своих клиентов (переучет векселей ) или операции типа РЕПО: покупая у банков государственные ценные бумаги, центральные банки одновременно берут на себя обязательство обратной последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене.

Покупка государственных обязательств в большинстве стран служит главной или даже единственной (как в России) формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита.

Прямое кредитование правительства на покрытие бюджетного дефицита законодательно запрещено в США , Канаде, Японии, Великобритании , Швейцарии, Швеции, России . Ограничено законом – в ФРГ, Франции , Нидерландах. Основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки, иные финансово-кредитные организации и население.

Поддержание стабильности курса национальной валюты осуществляется валютными интервенциями , что в свою очередь влияет на обеспечение стабильности цен и денежного обращения.

В ряде стран надзор и контроль за банковской системой страны осуществляется исключительно центральным банком (Австралия, Италия, Россия), в других (Германия, США, Швейцария, Франция) – центральным банком совместно с другими органами (казначейством, банковской комиссией и др.), а в некоторых государствах (Австрия, Дания, Канада, Норвегия) – не центральным банком, а иными органами.

13.2. Центральный банк Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР и первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

20 декабря 1991 года Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Банку России.

Банк России – главное звено современной банковской системы России.

Банк России является основным проводником денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию денежного обращения в стране.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации: определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (п. 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (п. 2).

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости , который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Банк России является юридическим лицом , имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью .

В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

В соответствии со статьей 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации. Эту функцию Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет цели деятельности Банка России и конкретизирует исполнительские функции, позволяющие реализовать его основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля.

В соответствии с указанным Законом целями деятельности Банка России являются:

Защита и обеспечение устойчивости рубля;

Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы;

развитие финансового рынка Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным

обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Цели деятельности Банка России определяют его функции, закрепленные ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» №86-ФЗ:

Функция эмиссионного центра

Функция денежно-кредитного регулирования

Функция банка банков

Функция банка Правительства

Функция валютного центра (золотовалютные резервы)

Функция выпуска государственных ценных бумаг

Органами управления Банка России являются:

  1. Национальный финансовый совет (состоит из 12 членов, включающих 2 представителя от Совета Федерации, 3 – от Государственной Думы, 3 – от Президента РФ, 3 – от Правительства РФ);
  2. Председатель Банка России (предлагается президентов РФ, назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
  3. Совет директоров (состоит из Председателя Банка России и 14 членов Совета директоров, назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ).

13.3. Операции центральных банков

Центральный банк осуществляет свои функции через банковские операции: пассивные и активные .

Пассивные операции центральных банков – это операции по формированию банковских ресурсов (связаны с притоком денег в центральный банк):

  • эмиссия банкнот;
  • прием депозитов коммерческих банков и казначейства (министерства финансов);
  • получение кредитов от международных финансово-кредитных организаций (например, МВФ) или других центральных банков;
  • выпуск собственных долговых ценных бумаг;
  • операции по формированию собственного капитала и резервов.

Активные операции центральных банков это операции по размещению ресурсов (связаны с оттоком денег из центрального банка):

покупка золота и иностранной валюты;

выдача кредитов и размещение депозитов;

покупка ценных бумаг;

приобретение основных средств.

Активные и пассивные операции центрального банка отражаются в соответствующих статьях его баланса.

Для примера рассмотрим баланс Центрального банка Российской Федерации.

Годовой баланс Банка России

Статьи баланса

2012

2011

АКТИВЫ

1. Драгоценные металлы

1 646 187

1 527 545

2. Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов

14 525 436

14 245 276

3. Кредиты и депозиты

3 158 355

1 663 280

4. Ценные бумаги, из них:

456 314

426 775

4.1. Долговые обязательства

Правительства Российской Федерации

370 182

332 738

5. Прочие активы, из них:

251 549

97 857

5.1. Основные средства

5.2. Авансовые платежи по налогу на прибыль

76 276

75 429

Всего активов

20 630 744

18 562 735

ПАССИВЫ

1. Наличные деньги в обращении

7 667 950

6 896 064

2. Средства на счетах в Банке России, из них:

9 404 984

7 742 221

2.1. Правительства Российской Федерации

4 913 764

4 426 298

2.2. Кредитных организаций-резидентов

2 185 349

1 748 402

3. Средства в расчетах

36 217

4. Выпущенные ценные бумаги

5. Обязательства перед МВФ

447 686

472 335

6. Прочие пассивы

138 183

138 183

7. Капитал, в том числе:

2 724 457

3 235 383

7.1. Уставный капитал

3 000

3 000

7.2. Резервы и фонды

2 721 457

3 232 383

8. Прибыль отчетного года

247 326

21 903

Всего пассивов

20 630 744

18 562 735

Активные операции отражены в активе баланса, пассивные операции – в пассиве баланса.

Операции и сделки, которые может осуществлять Банк России, а также клиенты Банка России определены статьей 46 Федерального закона №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

1. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями , Правительством Российской Федерации :

1) предоставлять кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

2) предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимальных показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров;

3) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

4) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

8) выдавать поручительства и банковские гарантии;

9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

11) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

12) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

При этом Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе , за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Обеспечением кредитов Банка России могут выступать : золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках, иностранная валюта, векселя, номинированные в российской или иностранной валюте, государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров.

В случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии .

2. Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

3. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

В тоже время Банк России не имеет права :

1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 48 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8, 9 и 39 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;

4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

5) пролонгировать предоставленные кредиты (исключение может быть сделано по решению Совета директоров).

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7489. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ И ОСНОВЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13.18 KB
История возникновения института центрального банка. История становления Государственного банка в России. форма организации и функции центрального банка. Пассивные операции центрального банка.
10752. Коммерческие банки и основы их деятельности 22.01 KB
В Федеральном законе №3951 О банках и банковской деятельности коммерческий банк определен как кредитная организация которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады средств юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности платности срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Коммерческие банки выполняют пять основных функций: Функцию аккумуляции временно свободных...
10459. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ 19.87 KB
Есть отдельные эндокринные клетки которые вырабатывают несколько гормонов. Например клеткиG слизистой оболочки желудка вырабатывают гастрин и энкефалин. Эти клетки органы называются клеткамимишенями или эффекторами.
10738. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19.28 KB
Об аудиторской деятельности другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Аудиторские организации и предприниматели осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги: 1 постановку восстановление и ведение бухгалтерского учета составление бухгалтерской финансовой отчетности бухгалтерское консультирование; 2 налоговое консультирование постановку восстановление и ведение...
19375. Финансовые основы страховой деятельности. 46.16 KB
Основа финансовой устойчивости страховщика Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов а также система перестрахования. Доходы от страховых операций формируются за счет страховых платежей. Основой страховых платежей выступает страховой тариф. В связи с этим в страховом деле принята следующая классификация расходов: - расходы на выплату страхового возмещения; - отчисления в резервы; - расходы на ведение дела: - аквизиционные производятся с целью заключения новых...
7526. Основы организации и деятельности коммерческих банков 23.96 KB
Важным элементом денежно-кредитной системы Российской Федерации являются коммерческие банки. В 90-е годы коммерческие банки прошли несколько этапов в своем развитии: от массового создания в период до 1998г. до сокращения в настоящее время. Одновременно с этим в последние годы происходит укрупнение банковского капитала, рост их активов.
14811. Методологические основы инновационной деятельности фирм 27.41 KB
Методологические основы инновационной деятельности фирм Общие понятия об инновациях Тенденции и разновидности развития Инновационная спираль Инновационный период развития экономики Понятие сущность и содержание инновации Классификация инноваций Функции инновации Источники инновационных возможностей. Представляется что под устойчивым экономическим развитием следует понимать такое развитие при котором обеспечивается воспроизводство всех факторов производства и экономической системы в целом которое может быть достигнуто только путем...
7682. Экономическая сущность строительной деятельности и ее правовые основы 16.28 KB
Виды строительства. Продукцией капитального строительства являются вводимые в действие и принятые в установленном порядке производственные мощности и объекты непроизводственного назначения. Более 70 отраслей национальной экономики обслуживают отрасль строительства в ней используется около 20 продукции черной металлургии большая часть продукции промышленности строительных материалов конструкций деталей и др...
12802. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности 788.55 KB
В решении этих проблем ведущее место естественно принадлежит базовым научным дисциплинами педагогике и психологии целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной так и непрофессиональной любительской социально-культурной деятельности.
8020. Правовые основы судебно-экспертной деятельности, ее субъекты 44.12 KB
Психологические основы деятельности судебного эксперта. Признав необходимым назначение судебной экспертизы следователь выносит об этом постановление а в случаях предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса возбуждает перед судом ходатайство в котором указываются: 1 основания назначения судебной экспертизы; 2 фамилия имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения в котором должна быть произведена судебная экспертиза; 3 вопросы поставленные перед экспертом; 4 материалы предоставляемые в...

Центральный банк - это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.

Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

Известны два пути создания центральных банков:

Историческое закрепление функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией;

Учреждение государством эмиссионного банка.

Появление первых центральных банков относят к концу XVII в. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитование правительства.

Старейшими центральными банками мира признаны шведский "Риксбанк" (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.).

Процесс монополизации центральными банками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве стран мира в конце XIX - начале XX в. Банк Англии в законодательном порядке получил монополию эмиссии банкнот в 1844 г.

В числе экономически развитых стран последней четверти XIX в. только США не располагали централизованной организацией банковской системы. В 1913 г. на их территории функционировало более 20000 банков, причем около 7000 - с правом эмиссии банкнот.

Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денежном рынке, дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые функции и операции центрального банка, не свойственные другим кредитным организациям.

По мере усиления демонетизации золота центральные банки использовали все новые методы сдерживания инфляции, приняв на себя функцию ее обуздания, стали контролировать и прогнозировать рост денежной массы.

Не прекращаются дискуссии экономистов, касающиеся степени независимости центральных банков от государства. Под независимостью центрального банка понимается особая форма государственного контроля над состоянием данной сферы в стране. Во многом уровень самостоятельности отдельных эмис­сионных банков складывался под влиянием национальных особенностей государственной кредитной системы и проблем государственного контроля над финансовыми потоками.

В мировой практике встречаются четыре модели взаимодействия центрального банка с другими органами государственной власти в области денежно-кредитной политики. Первая: центральный банк реализует денежно-кредитную политику, разрабатываемую правительством (Франция, Италия). Вторая: государственные органы наделены правом инструктировать центральный банк в данной области деятельности (Россия, Япония). Третья: согласно законам страны, центральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, в то же время государственные органы не наделены правом вмешательства в денежно-кредитную политику эмиссионного банка. Четвертая: центральный банк независим от правительства, денежно-кредитную политику проводит самостоятельно.

В вопросах подотчетности центральных банков в мировой практике также существуют определенные особенности. Федеральная резервная система США несет ответственность перед конгрессом. Национальный банк Франции подотчетен счетной палате парламента; по кадровым вопросам, при составлении проекта распределения прибыли банка необходимо одобрение министра экономики и финансов. Министр финансов Канады наделен правом (после консультации с правительством) давать конкретные распоряжения Банку Канады по финансовой политике.

Руководитель банка назначается (избирается) из кандидатур, предложенных правительством, как в Великобритании, США, Швейцарии, Франции, Японии, или центральным банком, как в Италии, Нидерландах.

В большинстве стран мира центральные банки являются собственностью государства. В отдельных странах (США, Швейцарии, ЮАР, Японии) их учредителями-акционерами могут быть коммерческие банки и иные юридические и физические лица. Ряд центральных банков обладает правом самостоятельно (без надзора правительства) устанавливать смету расходов. Во Франции принятый центральным банком бюджет может быть отвергнут парламентом, в США возможен его последующий контроль со стороны государства.

Роль центрального банка в экономике государства определяется его правовым статусом и формами взаимосвязи и взаимодействия с правительством и коммерческими банками. Современные центральные банки, как правило, учреждаются в форме акционерного общества либо независимого административно-публичного образования (публичных корпораций). Так, Федеральная резервная система США - независимое ведомство, которое в свою очередь входит в число федеральных административных учреждений; Австрийский Национальный банк - акционерное общество с особым административным статусом.

Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности. К числу основных задач центрального банка относятся:

Разработка и проведение денежно-кредитной политики как совокупности функций по обеспечению покупательной способности денег, поддержке экономической политики правительства (способствовать долгосрочному экономическому росту, сдерживанию инфляции, регулированию занятости населения, выравниванию платежного баланса);

Надзор за кредитной системой;

Организация функционирования платежной системы и надзор за нею . Общемировой тенденцией является построение национальных расчетных систем под контролем и надзором центрального банка через единый корреспондентский счет, открываемый в нем, усиление правомочных функций центрального банка по регулированию платежных систем .

  • < Назад
  • Вперёд >

13.1. Возникновение и сущность центральных банков

13.2. Задачи и функции центральных банков

13.3. Цели, методы и инструменты денежно-кредитной политики

13.4. Организационная структура центральных банков

13.5. Операции центрального банка

13.6. Роль банковского надзора в обеспечении стабильности банковской системы

13.1. Возникновение и сущность центральных банков

В ранний период развития капиталистических отношений отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Последние широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Такой банк получил название эмиссионного или национального, а в дальнейшем – центрального банка (ЦБ), что соответствовало его положению в кредитной системе.

В настоящее время практически во всех странах во главе кредитных систем стоит центральный банк, хотя имеют место и исключения из данной практики. Так, в некоторых странах нет центральных банков, а эмиссионные функции выполняют специально созданные институты, например, Управление денежного обращения (Карренси борд) в Сингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Существует практика функционирования центрального банка, выступающего эмиссионным центром нескольких государств. Например, Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пяти африканских странах, в каждой из которых у него свое отделение.

В современном государстве центральный банк является ключевым элементом его финансово-кредитной системы. Он выступает проводником официально денежно-кредитной политики. Сущность банков заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Центральный банк подотчетен парламенту или специальной парламентской комиссии. Назначение управляющего центрального банка может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе представить свою кандидатуру.

Независимость центрального банка определяет его роль в экономических и политических процессах в стране. Экономическая независимость предполагает возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении институты без существенных ограничений. Его политическая независимость определяется уровнем самостоятельности в отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

13.2. Задачи и функции центральных банков

Основная задача центрального банка – сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Например, центральный банк Германии обязан в соответствии с законом обеспечивать стабильность национальной валюты; Банк Франции – сохранять стабильность цен.

Деятельность Банка России ориентируется, согласно закону, на пять основных задач, согласно которым он призван быть:

эмиссионным центром страны , т. е. пользоваться монопольным правом выпуска банкнот;

органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т. е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

«банком банков» т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор;

банком правительства , т. е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

Для решения этих задач центральный банк выполняет определенные функции. В экономической науке до сих пор нет однозначного подхода к определению функций центральных банков.

Согласно Федеральному закону о «Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ Банк России выполняет следующие функции:

– во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

– утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

– является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

– устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

– устанавливает правила проведения банковских операций;

– осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

– осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

– принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациями лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

– осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

– регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

– осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

– организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими лицами;

– устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

– принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

– устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

– проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

– осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

– является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

– осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Клиентами центрального банка являются юридические и физические лица. Особенность деятельности центрального банка состоит в том, что она не связана непосредственно с предприятиями реального сектора экономики. Главные клиенты для центрального банка – это кредитные организации; обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, можно только в тех регионах, где нет кредитных учреждений.

Банковские операции центральный банк может выполнять и для представительных и для исполнительных органов центральной власти, местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. В соответствие с законодательством среди клиентов – физических лиц в Российской Федерации могут быть военнослужащие, служащие Банка России и иные лица.

В международной и внешнеэкономической деятельности клиентами центрального банка выступают центральные банки других стран, международные банки, международные валютно-финансовые организации. .

Клиентом центрального банка может быть и правительство страны, для которого по его поручению проводится прогнозирование денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Например, Банк России во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в стране

13.3. Цели, методы и инструменты денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны.

Объективной стороной денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке; субъективной – центральный банк как проводник денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для регулирования массы денег в обращении центральный банк использует денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя их структуру в общей массе денег в денежном обороте. В процессе осуществления кредитной политики центральный банк проводит регулирование денежного оборота посредством кредитной экспансии и кредитной рестрикции.

Благодаря кредитной экспансии центральный банк увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обороте. С помощью кредитной рестрикции центральный банк ограничивает возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и уменьшает количество денежных ресурсов в экономике.

Денежно-кредитная политика центрального банка реализуется с помощью определенных методов, которые выражают собой совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Их реализация дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса

В настоящее время Банк России применяет в основном косвенные методы, предполагающие использование рыночных механизмов регулирования.

В зависимости от объекта воздействия методы денежно-кредитной политики классифицируются на: влияющие непосредственно на денежное предложение, и регулирующие спрос на денежном рынке.

Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны. Так, если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикционная политика преимущественно методами количественных ограничений.

Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента, с тем чтобы стимулировать или, наоборот, сдерживать инвестицию. Такая политика называется гибкой и в случае ее выбора регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.

Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как средство обращения и спроса на деньги как средство сохранения стоимости

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально), т. е. чем больше ВВП, тем больше совершается сделок и требуется денег для их реализации.

Спрос на деньги как на средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально). Таким образом, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового внутреннего продукта.

Методы денежно-кредитной политики могут быть общими, т. е. воздействующими в целом на состояние кредитных отношений в стране, и селективными , т. е. направленными на регулирование отдельных видов кредита, кредитования отдельных отраслей или предприятий, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д.

Общие методы являются преимущественно косвенными оказывающими влияние на денежный рынок в целом. К общим методам денежно-кредитной политики относятся:

регулирование норм обязательных резервов;

учетная политика, или политика регулирования процентных ставок ЦБ;

операции на открытом рынке, или купля-продажа государственных ценных бумаг.

. Обязательные резервы – установленная часть ресурсов коммерческих банков, которые они в обязательном порядке должны держать на резервном счете в центральном банке. Этот метод предполагает прямое воздействие на величину банковских ресурсов, поскольку увеличение нормы обязательных резервов ограничивает возможности кредитования и депозитной эмиссии.

Обязательные резервы в историческом аспекте рассматривались центральными банками в качестве экономического инструмента, призванного обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. В современных условиях изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, является наиболее простым инструментом, применяемым в целях быстрого регулирования денежно-кредитной сферы, уровня ликвидности банковского сектора.

Механизм действия этого инструмента в следующем: если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных ресурсов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервных меняется величина депозитного мультипликатора. В свою очередь при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Фонд обязательных резервов, создаваемый ЦБ РФ, обеспечивает не столько ликвидность конкретного банка, сколько совокупную банковскую ликвидность. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к сумме средств, привлеченных коммерческими банками, а норма резервирования определяется советом директоров Банка России.

Учетная политика проводится ЦБ посредством установления и пересмотра официальной базовой ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию(переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию(кредитованию банковских учреждений) .

Ставка по редисконтированию или учетная ставка эта плата взимаемая ЦБ при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты.

Ставка рефинансирования ЦБ является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемым кредитными организациями юридическим и физическим лицам. Поэтому в своей процентной политике коммерческие банки ориентируются на ставку рефинансирования.

Повышая учетную ставку, центральный банк побуждает коммерческие банки к уменьшению заимствований у него, что приводит к сокращению кредитных операций в стране. Наоборот, снижение ставок делает кредиты доступными и способствует расширению кредитных операций коммерческих банков.

Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций в зависимости от срока, надежности и классности ценных бумаг, а также исходя из сроков кредитования, вида обеспечения кредитов, и т,д., а также проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Изменение ставки рефинансирования влияет на финансовое положение населения: при понижении ставки рефинансирования ЦБ с одной стороны выиграют заемщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики российских банков. Ставка рефинансирования всегда доходит почти до уровня инфляции.

По состоянию на 1.11.2012 г. учетная ставка (ставка рефинансирования) Банка России составила 8,25 %.

Операции на открытом рынке – это операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе. Покупая или продавая государственные долговые обязательства, центральный банк воздействует на ликвидность коммерческих банков и других кредитных институтов, уменьшая ее в случае продажи ценных бумаг или, наоборот, увеличивая ликвидные ресурсы банков в случае покупки ценных бумаг у последних.

При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие суммы поступают на их резервно-корреспондентские счета, т.е. увеличивается величина минимальных резервов и, следовательно, появляется возможность расширения активных, в том числе ссудных, операций с клиентурой. В случае продажи Центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, сумма зарезервированных ими средств уменьшается, а в банковской системе в целом происходит сокращение кредитных ресурсов либо повышение их стоимости, что отражается на величине общей денежной массы. Таким образом, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, Центральный банк влияет не только на величину резервов коммерческих банков, их кредитоспособность, но и на совокупный объем денежной массы в регионе.

Операции на открытом рынке совершаются виде прямых покупок или продаж и в виде купли-продажи на срок с обязательством обратного выкупа на заранее оговоренных условиях (операция РЕПО).

Сущность операции РЕПО заключается в том, что Банк России может предоставлять денежные средства первичному дилеру на рынке ценных бумаг для закрытия короткой открытой позиции (т. е. когда обязательства больше, чем требования) взамен государственных ценных бумаг. Дилер принимает на себя обязательство обратного выкупа тех же ценных бумаг через определенный период времени, но по другой цене. Срок сделки РЕПО фиксирован и составляет два дня. Рынок РЕПО является достаточно эффективным краткосрочным инструментом денежно-кредитной политики Банка России и одним из косвенных инструментов поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

В Российской Федерацииоперации на открытом рынке предполагают куплю-продажу ЦБ РФ ценных бумаг (государственных облигаций и других обязательств). К государственным ценным бумагам относятся ценные бумаги двух уровней: ценные бумаги федерального уровня и ценные бумаги субъектов Федерации.

С 30-х годов ХХ в.в. денежно кредитной политике ЦБ стали применять валютное регулирование, как реакция на «бегство капиталов» в условиях кризиса. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы.

– состояния платежного баланса;

– состояния экспорта и импорта;

– доли внешней торговли в ВВП;

– дефицита бюджета и источников его покрытия;

– экономической и политической ситуации и др.

Реальный валютный курс определяется свободным предложением по купле и продаже валюты на валютных биржах. Инструментом валютного регулирования является валютная интервенция , суть которой состоит в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном ранке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты.

Помимо валютной интервенции центральный банк использует административные меры, регулирующие валютный курс в направлении укрепления денежного обращения и повышения эффективности межгосударственных экономических отношений. Например, введение «валютного коридора» способствует регулируемости валютного курса.

Российская денежно-кредитная политика сориентирована на использование косвенных методов воздействия: уровень процентных ставок ЦБ РФ должен влиять на уровень процентных ставок коммерческих банков; нормативы обязательных резервов и рефинансирование – на объемы и структуру операций банков; установление ориентиров роста денежной массы и операции на открытом рынке – на объемы денежного обращения; интервенции на валютном рынке – на курс рубля по отношению к иностранным валютам. Количественные ограничения в виде лимитов на рефинансирование банков или регламентирование проведения отдельных видов операций могут в соответствии с российским законодательством применяться Банком России только в исключительных случаях.

Банк России самостоятельно определяет параметры и время действия инструментов денежно-кредитной политики (процентные ставки, виды и объемы резервных требований, лимиты и порядок совершения операций и др.).

Таким образом, денежно-кредитная политика играет большую роль в государственном регулировании экономики. Применение различных методов может быть эффективным при условии, если они взаимосвязаны с налоговой и бюджетной политикой и другими формами государственного регулирования экономики.

13.4. Организационная структура центральных банков

В практике функционирования центральных банков можно выделить три модели их построения: традиционная, американская и европейская. Наибольшее распространение получила традиционная модель, примером которой являются банки стран Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, многих стран Африки, стран Восточной и Центральной Европы (включая Россию).

Структуру Банка России составляет центральный аппарат, 59 главных управлений, 19 национальных банков, 5 отделений Московского ГТУ, 1165 рассчетно-кассовых центров, Центральное хранилище и сеть межрегиональных хранилищ.

Функциональная структура Банка России представлена коллегиальным органом – Национальным банковским советом (НБС), возглавляемым председателем Банка России. В него входят 12 человек, которые за исключением председателя, не являются его служащими. Решения НБС принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов при кворуме в 7 человек. В его компетенцию входит рассмотрение наиболее важных вопросов, связанных с совершенствованием банковской системы, утверждением проекта основных направлений денежно-кредитной политики, годового отчета Банка России.

Органом управления Банка России является Совет директоров, возглавляемый председателем Банка России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Они назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, в случае его отсутствия – лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Его заседания назначаются Председателем Банка России или лицом его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров.

Совет директоров утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России; устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; выполняет и иные функции в соответствии с законом о центральном банке.

По принципам организации и управления американская модель существенно отличается от других моделей. Наиболее известным и характерным ее примером служит Федеральная резервная система США. Созданная в 1913 году она дважды реформировалась – в 30 и 80-е годы

Организационная структура ФРС состоит из рабочих органов трех уровней – Совета управляющих ФРС, двенадцати Федеральных резервных банков и банков – членов ФРС. Кроме того, составной частью ФРС являются два комитета: Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР) и Федеральный консультационный совет (ФКС) (см. рис. 13.1).

Таким образом, Федеральная резервная система – это не центральный банк, а группа банков, двенадцать из которых наделены особыми правами регулирования в отношении других членов группы. В количественном отношении членами ФРС являются менее 40 % банков США и доля их сокращается. На долю банков – членов ФРС приходится более 85 % активов банковской системы США, что превращает систему Федерального резерва в центральный банк.

Рис. 13.1. Организационная структура ФРС

13.5. Операции центрального банка

Операции ЦБ представляют собой конкретное проявление его функций на практике и проводятся для выполнения стоящих перед ним задач. Их подразделяют на активные и пассивные.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства и коммерческих банков, которые могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе и обязательные.

Учет казначейских векселей служит в большинстве стран главным инструментом краткосрочного кредитования центральным банком государства.

Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.

Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка центральными банками государственных облигаций в большинстве развитых стран служит главной и единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности банковской системы и управления государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

Центральный банк Российской Федерации также не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицита бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; согласно законодательству Банк России не может также покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.

Ежегодно банк России составляет годовую финансовую отчетность, которая отражает операции, выполняемые им в рамках установленных полномочий.

13.6. Роль банковского надзора в обеспечении стабильности банковской системы

Банковский надзор – это система мер, с помощью которых государство обеспечивает стабильное и безопасное функционирование кредитных организаций, предотвращающих дестабилизирующие тенденции в развитии всей банковской системы.

Банк России определяет банковский надзор как «совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции.

Основными видами надзора являются дистанционный документарный (посредством анализа отчетности – текущий надзор) и инспекционный (посредством проверок на месте – последующий надзор). По результатам надзора применяются предупредительные (превентивные) и принудительные меры воздействия.

Инспекционные проверки подразделяются на комплексные (не реже одного раза в два года), тематические (с учетом целевого назначения и степени проблемности), плановые (организуемые по плану, утвержденному руководством Банка России), внеплановые (по указанию Председателя Банка России либо других уполномоченных лиц). В ряде случаев проверки могут проводиться по координации с налоговыми, правоохранительными и другими органами. По результатам проверок составляет акт с указанием нарушений. О необходимости их устранения кредитным организациям направляются обязательные для исполнения предписания, в случае невыполнения в установленный срок или создания этими нарушениями угрозы интересов кредиторов (вкладчиков), применяются соответствующие меры воздействия. К ним относятся:

– взыскание штрафов;

– требование осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, в том числе изменение структуры ее активов, замены руководителей и др.;

– введение запрета на проведение отдельных банковских операций на срок до одного года;

– назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев и др., вплоть до отзыва лицензии.

После отзыва лицензии на проведение банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями закона «О банках и банковской деятельности», в случае признания ее банкротом – в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Ключевое значение для развития в России банковского регулирования и надзора имеет внедрение Базельских соглашений, нацеленных на эффективное управление банковскими рисками и предусматривающих унификацию требований и стандартов банковской деятельности во всех странах. Данная унификация осуществляется международными финансово-кредитными организациями: МБФ, Всемирным банком, Банком международных расчетов. Под эгидой последнего был создан Комитет по банковскому регулированию и надзору (Комитет Кука), членом которого Банк России стал в 1996 году.


Укрепление банковской системы обеспечивается надлежащим банковским надзором, который осуществляет мониторинг (наблюдение, оценка и прогноз состояния) за деятельностью банков и применение мер реагирования по результатам его анализа осуществлять другие мероприятия по поддержанию стабильности денежно-кредитной системы.


Традиционно Центральный банк выполняет 4 основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т. е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Следует иметь ввиду, что монополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования. Главная задача денежно-кредитной политики – регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки. В тоже время эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (в форме как банкнот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т. е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называю обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норма обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы.

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т. е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и поэтому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В некоторых странах, например в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки.

В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом (Денис Шевчук). Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Названные функции центрально банка создают объективные предпосылки для выполнения им функции регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные. Пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными – операции по размещению банковских ресурсов.

Функции центрального банка России

Функция проведения государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательной способности национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства и использует различные методы денежно-кредитного управления банковской системой, входящие в его компетенцию.

Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денег является монопольным правом ЦБ и находится только в его компетенции. КБ не имеют права самостоятельно выпускать в обращение денежные средства. Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального дохода или вновь созданной стоимости совокупного общественного продукта.

Функция кредитования коммерческих банков на основе рефенансирования портфеля их ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что ЦБ как «банк банков» производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Представление кредитов происходит по ставкам рефенансирования, установленным ЦБ.

Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции «банк банков» устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.

Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков. В связи с этой функцией Банк создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений.

Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Во исполнение этой функции Банк рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.

Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала их операций ЦБ осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа проводится расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов. Анализируя обороты и остатки денежных средств на этих счетах, РКЦ получают необходимую информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии КБ.

Функция реализации облигаций гос. займов и кредитования расходов федерального бюджета. ЦБ – уполномоченный орган Минфина РФ по продаже облигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-диллерами, состав которых формируется Минфином и ЦБ.

Функция регулирования золотовалютных резервов страны. ЦБ РФ является главным депозитарием золото-валютных резервов государства и организует все операции по продаже и покупке золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках.

Функция составления платежного баланса страны. В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот ЦБ служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства. В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный баланс РФ.

Похожие публикации