Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Изменения денежного довольствия военнослужащих

Денежное довольствие военнослужащего зависит от продолжительности службы. В 2017 году контрактники, отслужившие от 2 до 5 лет, имеют право на доплату в размере 10% от оклада. Людей интересует вопрос о том, какие дополнительные выплаты будут получать военнослужащие в 2019 году. Планируется ли увеличение надбавки за выслугу лет ?

Категории людей, имеющих право получать доплаты к денежному довольствию

На размер надбавки влияет продолжительность службы в вооруженных силах. К получателям надбавок относятся:

  • контрактники, которые проходят службу в звании офицера, прапорщика или сержанта;
  • моряки, водолазы и летчики;
  • люди, осуществляющие трудовую деятельность в МО РФ на гражданских должностях.

Надбавка выплачивается при условии, что военнослужащий отслужил не меньше 2 лет. При расчете пенсии учитывается выслуга лет в пограничных, внутренних и железнодорожных войсках

На выплаты из бюджета могут рассчитывать сотрудники ФСБ и органов внешней разведки. Выслуга лет используется для определения пенсий сотрудников противопожарной службы. От срока службы зависит денежное довольствие сотрудников, работающих в ИТК.

Сколько нужно прослужить в вооруженных силах, чтобы оформить пенсию?

Человек, претендующий на получение выплат, должен отслужить хотя бы 20 ле т. В будущем году чиновники планируют увеличить минимальный стаж до 25 лет . Таким способом государство избавляется от необходимости финансирования людей, оформляющих досрочную пенсию.

В трудовой стаж сотрудника входят следующие периоды:

  • служба в вооруженных силах;
  • работа в госорганах;
  • начисление стажа не прерывается в случае попадания в плен (при условии, что человек не совершал противоправных действий в отношении своей родины);
  • время нахождения под стражей из-за необоснованных обвинений входит в срок службы;
  • при расчете выслуги специалисты учитывают периоды обучения до поступления на службу (не больше 5 лет).

Важно! При начислении дополнительных выплат для моряков, проходящих службу на подводных лодках, используется повышенный коэффициент в размере 1,5. Такой же порядок расчета надбавок касается летчиков и водолазов. Применение повышенных коэффициентов связано с опасными условиями работы.

Размер дополнительных выплат

Сумма надбавки зависит от продолжительности службы в ВС РФ. Претендент, отслуживший от 2 до 5 лет, может рассчитывать на дополнительные выплаты в размере 10%. Чтобы получить надбавку в размере 15% нужно прослужить от 5 до 10 лет. Более серьезные суммы предназначены для людей, отдавших родине от 10 до 15 лет. Государство выплачивает этой категории военнослужащих дополнительно 20%.

К примеру, военнослужащий уволился из вооруженных сил. Его оклад составлял 11 тыс. руб. Он ежемесячно получает выплату по званию в размере 9 тыс. руб. Человек отслужил в армии 21 год и 2 месяца. В 2017 году военнослужащему положена дополнительная выплата в размере 30%.

Отсюда, ежемесячная надбавка за выслугу лет составит:

(11 000 + 9 000) х 30% = 6 000 руб.

Таблица расчета надбавки за выслугу лет по годам

Как начисляются надбавки людям, работающим в МО РФ на гражданских должностях

Государство ежемесячно выплачивает таким гражданам дополнительные суммы. Причем размер надбавок зависит от трудового стажа сотрудника, который работает на МО РФ.

Особенности оформления и начисления надбавки

Сумма денежного довольствия контрактника увеличивается в соответствии с продолжительностью службы. касается не только военнослужащих. На повышение выплат могут рассчитывать люди, работающие на гражданских должностях.

Процедура оформления надбавки осуществляется на основании приказа командира части. Для каждой группы военнослужащих государство устанавливает определенный срок выхода на пенсию.

Женщины имеют право оформить документы в возрасте 45 лет. Военнослужащие, получившие звание капитана, выходят на пенсию в возрасте 55 лет. Рядовые должны отслужить в армии 50 лет. Высшее командование может выйти в отставку в возрасте 65 лет.

Денежное довольствие состоит из несколько частей:

  1. Суммы оклада, которая устанавливается в соответствии со званием и должностью.
  2. Различных надбавок, которые ежемесячно выплачиваются военнослужащему.

Дополнительные выплаты за выслугу лет начисляются с учетом продолжительности службы в ВС РФ. При расчете надбавки специалисты руководствуются ст. 13 закона о статусе военнослужащего. Чтобы рассчитать размер надбавки можно воспользоваться калькулятором. В нем уже заложены коэффициенты, которые касаются денежного довольствия военнослужащих.

Особенность надбавок за выслугу лет в том, что они выражаются не в определенных суммах. Увеличение денежного довольствия военнослужащего происходит за счет изменения процентных ставок. Их величина зависит от продолжительности службы в вооруженных силах.

Максимальная надбавка положена контрактникам, отслужившим больше 25 лет. Причем для некоторых категорий размер дополнительных выплат рассчитывается с учетом повышенного коэффициента. На увеличение денежного довольствия могут рассчитывать люди, которые служат на боевых кораблях.

Важно! От выслуги лет зависит размер пособия у бывших военных. Однако имеют право получать надбавку только в случае, если выслуга достигает 20 лет. В будущем году государство намерено ужесточить требования к пенсионерам. Минимальная продолжительность выслуги составит 25 лет.

Увеличение надбавки за выслугу лет в 2019 году

Дефицит бюджета стал причиной резкого сокращения объема финансирования бывших военных. Индексация окладов была заморожена на 5 лет. В будущем году военных пенсионеров ждут приятные новости. Чиновники решили возобновить процедуру повышения окладов на 4%. В 2017 году оклад сержанта составляет 30 тыс. руб. Лейтенант получает в 2 раза больше. Доход подполковника достигает 90 тыс. рублей.

Повышение надбавки за выслугу лет производится в соответствии с ФЗ №306, в котором расписан порядок расчета денежного довольствия. Размер оклада зависит от звания и должности, которую занимает контрактник. осуществляется с учетом продолжительности службы в вооруженных силах. Планируемое повышение пенсии коснется не всех претендентов.

В будущем году будет увеличен нормативный срок службы. Правительство предпринимает меры для уменьшения затрат на досрочные выплаты. В 2017 году минимальная продолжительность службы для выхода на пенсию составляет 20 лет. Чтобы получать военную пенсию в 2019 году придется отслужить хотя бы 25 лет. Суть пенсионной реформы заключается в снижении дефицита бюджета.

Какая будет надбавка за выслугу лет военнослужащим в 2019 году? Из-за экономического кризиса в стране, уровень инфляции высокий, а колебания на рынке валют заставляют граждан России задумываться о том, стоит ли ждать повышения довольствия в следующем году. Претенденты должны будут отслужить не меньше 2 лет. После этого военнослужащий сможет получать дополнительно до 10% от базового оклада. Благодаря изменению процентных ставок государство добьется увеличения выплат для военнослужащих.

Чтобы поднять уровень жизни людей государство доплачивает средства за хорошую физическую подготовку. Военнослужащим положена надбавка и за секретность. В 2017 году она составляет 65% от оклада. Проект повышения надбавок за выслугу лет находится на рассмотрении Правительства.

Важно! Поправки в закон №306-ФЗ будут внесены в течение 2017 года. Уже в январе начнут действовать новые правила, касающиеся порядка расчета дополнительных выплат за выслугу лет.

Сведения из проектного закона, касающегося повышения надбавок за выслугу лет

Правительство планирует изменить процентные ставки, которые применяются при расчете надбавок за выслугу лет. Лица, отслужившие от 6 месяцев до 1 года, смогут получать дополнительно 5% от оклада. При выслуге от 1 до 2 лет контрактник будет получать надбавку в размере 10%. Люди, отслужившие от 2 до 5 лет, в будущем году будут получать дополнительные выплаты в размере 25%.

Служба в ВС РФ от 5 до 10 лет дает право на получение надбавки, которая составляет 40%. Чтобы добиться надбавки в размере 45% необходимо отслужить от 10 до 15 лет. Военнослужащие получат право получать 50% от оклада, если отслужат от 15 до 20 лет. Государство будет ежемесячно выплачивать дополнительно 55% людям, имеющим трудовой стаж от 20 до 22 лет.

Сколько лет отслужил военнослужащий, лет Процентная ставка, которая применяется при расчете надбавки, %
До года 5
От 1 до 2 лет 10
От 2 до 5 лет 25
От 5 до 10 40
От 10 до 15 45
От 15 до 20 50
От 20 до 22 55
От 22 до 25 65
Свыше 25 лет 70

Заключение

В будущем году чиновники планируют ужесточить требования к продолжительности службы. Контрактникам придется отслужить 25 лет, чтобы получить возможность оформления пенсии. Правительство планирует изменить порядок расчета надбавок. Новая версия закона №306- ФЗ начнет действовать уже 1 января 2019 года. Повышение дополнительных выплат коснется всех категорий военнослужащих.

Не нашли ответа на свой вопрос? Спросите у юриста

"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 12

Федеральным законом N 306-ФЗ <1> с 1 января 2012 г. предусмотрено установление новой системы денежного довольствия военнослужащих. Дело в том, что сложившаяся на сегодняшний день система денежного довольствия военнослужащих является довольно сложной в силу обширной нормативной базы, устанавливающей большое количество различных дополнительных выплат, часть из которых не входит в оклады денежного содержания военнослужащих. В принятом Законе все выплаты систематизированы: определен состав денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу как по контракту, так и по призыву, перечислены дополнительные и отдельные выплаты, уточнен порядок формирования фонда денежного довольствия. Что касается законодательных актов и нормативных документов по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат, то они также будут применяться в части, не противоречащей Федеральному закону N 306-ФЗ.

<1> Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Федеральный закон N 306-ФЗ устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты им с учетом:

  • условий и порядка прохождения военной службы;
  • занимаемых воинских должностей;
  • присвоенных воинских званий;
  • общей продолжительности военной службы;
  • выполняемых задач.

Состав денежного довольствия военнослужащих в значительной мере зависит от того, как проходит военная служба: по контракту или призыву. При этом для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, денежное довольствие является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит:

  • из оклада месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания);
  • из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

В свою очередь, оклад денежного содержания включает в себя:

  • месячный оклад в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию);
  • месячный оклад согласно занимаемой воинской должности (далее - оклад по воинской должности).

Единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством РФ. Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяются Правительством РФ по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Частью 12 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ установлены следующие дополнительные выплаты:

  • ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания;
  • ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) к окладу по воинской должности;
  • ежемесячная надбавка за особые достижения в службе;
  • премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
  • ежегодная материальная помощь;
  • повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию при прохождении военной службы за пределами территории РФ, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения.

Рассмотрим, какие размеры установлены для дополнительных выплат.

Согласно ч. 13 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания начисляется в размере:

  1. 10% - при выслуге от 2 до 5 лет;
  2. 15% - при выслуге от 5 до 10 лет;
  3. 20% - при выслуге от 10 до 15 лет;
  4. 25% - при выслуге от 15 до 20 лет;
  5. 30% - при выслуге от 20 до 25 лет;
  6. 40% - при выслуге 25 лет и более.

При этом правила исчисления выслуги лет для назначения данной ежемесячной надбавки определяются Правительством РФ.

Ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) к окладу по воинской должности устанавливается в следующих размерах (ч. 15 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ):

  1. 5% - за третий класс (квалификационную категорию);
  2. 10% - за второй класс (квалификационную категорию);
  3. 20% - за первый класс (квалификационную категорию);
  4. 30% - за класс (квалификационную категорию) мастера.

Если отдельными федеральными законами не предусмотрено иное, правила присвоения, изменения и лишения классной квалификации (квалификационной категории, квалификационного класса) определяются Правительством РФ.

Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размере до 65% оклада по воинской должности. Размер указанной ежемесячной надбавки в зависимости от степени секретности сведений, к которым военнослужащий имеет доступ, и правила ее выплаты определяются Президентом РФ (ч. 17 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

Ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100% оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы военнослужащими соответствующих категорий (ч. 18 ст. 2 данного Закона).

Ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, устанавливается в размере до 100% оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий выполнения задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, военнослужащими соответствующих категорий (ч. 19 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

Ежемесячная надбавка за особые достижения в службе устанавливается в размере до 100% оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту соответственно в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Генеральным прокурором РФ - в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры, Председателем Следственного комитета РФ - в отношении военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета РФ. В пределах бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих, руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, Генеральный прокурор РФ и Председатель Следственного комитета РФ имеют право устанавливать указанную ежемесячную надбавку в большем размере (ч. 20 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей устанавливается в размере до трех окладов денежного содержания (в расчете на год). Правила выплаты такой премии определяются Правительством РФ (ч. 21 ст. 2 данного Закона).

Ежегодная материальная помощь устанавливается в размере не менее одного оклада денежного содержания. Правила выплаты такой помощи определяются Правительством РФ (ч. 22 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

Военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории РФ, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях РФ, устанавливаются повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию. Правила выплаты денежного довольствия, размеры повышающих коэффициентов и надбавок к денежному довольствию на соответствующих территориях устанавливаются Правительством РФ в зависимости от мест дислокации воинских формирований и выполняемых военнослужащими задач (ч. 23 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

На основании ч. 24 ст. 2 названного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок. Размеры коэффициентов и процентных надбавок, а также порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих устанавливаются Правительством РФ. При этом в состав денежного довольствия, на которое начисляются коэффициенты и процентные надбавки, входят:

  1. оклад по воинскому званию;
  2. оклад по воинской должности;
  3. ежемесячная надбавка за выслугу лет;
  4. ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  5. ежемесячная надбавка за особые условия военной службы.

Размеры районных коэффициентов и процентных надбавок, порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих устанавливаются Правительством РФ.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за пределами территории РФ, денежное довольствие выплачивается в иностранной валюте и рублях в случаях, размерах и порядке, которые определяются нормативными правовыми актами Президента РФ и (или) Правительства РФ (ч. 26 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Правилами ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ установлено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит:

  • из оклада по воинской должности;
  • из дополнительных выплат.

Согласно ч. 6 ст. 2 указанного Закона размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, устанавливаются Правительством РФ по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям.

Военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории РФ, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях РФ, устанавливаются размеры окладов по воинским должностям и дополнительных выплат по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

Обратите внимание! Размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством РФ (ч. 9 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

В ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 306-ФЗ перечислены дополнительные выплаты, установленные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву:

  1. ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс);
  2. ежемесячная надбавка за особые условия военной службы;
  3. ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;
  4. ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Размеры перечисленных дополнительных выплат устанавливаются Правительством РФ по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Отдельные выплаты военнослужащим

Отдельным выплатам, производимым военнослужащим, посвящена ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 названной статьи независимо от порядка прохождения службы военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.

Отдельные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе поступившим на военную службу по контракту из запаса, при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, поступлением на военную службу по контракту, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором превышает один год, или в связи с передислокацией воинской части производятся следующие выплаты:

  1. подъемное пособие - в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и 1/4 оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего на новое место (к месту) военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населенный пункт либо другие населенные пункты (из-за отсутствия жилого помещения);
  2. суточные на военнослужащего и каждого члена его семьи, переезжающих в связи с переводом военнослужащего на новое место военной службы, за каждый день нахождения в пути - в размере, установленном Правительством РФ для военнослужащих, направляемых в служебные командировки.

Военнослужащему, который проходит военную службу по контракту и общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, - в размере семи окладов денежного содержания (ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ). При этом ч. 4 данной статьи предусмотрено, что такое пособие не выплачивается военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при его увольнении с военной службы:

  1. в связи с лишением воинского звания;
  2. в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
  3. в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
  4. в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться;
  5. в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинскую должность в течение определенного срока;
  6. в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы РФ и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
  7. в связи с невыполнением условий контракта;
  8. в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
  9. в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
  10. как не выдержавшего испытание;
  11. в связи с несоблюдением ограничений, нарушением запретов, неисполнением обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ).

Кроме того, ч. 5 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, удостоенным в период прохождения военной службы государственных наград (государственной награды) СССР или государственных наград (государственной награды) РФ, в том числе удостоенным почетного звания СССР или почетного звания РФ, размер названного единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания.

Отдельные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. В ч. 6 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ сказано, что военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, при увольнении с военной службы (за исключением увольнения в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться) выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинским должностям, а указанному лицу из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, - в размере пяти окладов по воинским должностям.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории РФ, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях РФ, размер указанного пособия исчисляется исходя из размеров окладов по воинским должностям, установленным по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

Отдельные выплаты в случае гибели военнослужащего. В случае гибели военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб. (ч. 8 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ).

В ч. 9 ст. 3 указанного Закона приведен порядок расчета ежемесячной денежной компенсации членам семьи погибшего военнослужащего. Такая компенсация рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 ст. 3 данного Закона для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).

Кроме того, Законом предусмотрена ежемесячная выплата каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели). Такая выплата рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).

Согласно ч. 11 ст. 3 вышеназванного Закона членами семьи военнослужащего, которые имеют право на получение единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации, считаются:

  1. супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;
  2. родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
  3. дети младше 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Отдельные выплаты при увольнении военнослужащего в связи с признанием его не годным к военной службе. Согласно ч. 12 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ при увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере:

  • 2 000 000 руб. - военнослужащему, проходящему военную службу по контракту;
  • 1 000 000 руб. - военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, или гражданину, призванному на военные сборы.

Следует отметить, что такое единовременное пособие выплачивается независимо от выплаты пособий, предусмотренных ч. 3 и 6 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ.

При установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:

  • 14 000 руб. - инвалиду I группы;
  • 7000 руб. - инвалиду II группы;
  • 2800 руб. - инвалиду III группы.

К сведению. Размеры единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством РФ (ч. 16 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ).

Фонд денежного довольствия военнослужащих

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 306-ФЗ фонд денежного довольствия военнослужащих федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, состоит:

  • из фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • из фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

В свою очередь, фонд денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, состоит из фонда денежного довольствия военнослужащих центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в воинских частях, воинских формированиях и органах соответствующего федерального органа исполнительной власти, в том числе территориальных.

При формировании фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сверх суммы средств, направляемых для выплаты окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям, предусматриваются средства для следующих выплат (в расчете на год):

  1. для ежемесячной надбавки за выслугу лет;
  2. для ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  3. для ежемесячной надбавки за особые достижения в службе;
  4. для премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
  5. для ежегодной материальной помощи.

При формировании фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, сверх суммы средств, направляемых для выплаты окладов по воинским должностям, предусматриваются средства для следующих выплат (в расчете на год):

  1. для ежемесячной надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс);
  2. для ежемесячной надбавки за особые условия военной службы;
  3. для ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;
  4. для ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Фонд денежного довольствия военнослужащих отдельных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируется также за счет средств, предусмотренных:

  1. на выплату повышения денежного довольствия с учетом коэффициентов или надбавок, устанавливаемых Правительством РФ в соответствии с ч. 23 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ;
  2. на выплату коэффициентов и процентных надбавок согласно ч. 24 и 25 ст. 2 данного Закона;
  3. на иные установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ выплаты.

Порядок формирования фонда денежного довольствия военнослужащих федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, определяется Правительством РФ.

К сведению: Статьей 5 Федерального закона N 306-ФЗ предусмотрено сохранение размеров денежного довольствия военнослужащих, пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, иных выплат. Так, в случае уменьшения размеров ежемесячного денежного довольствия военнослужащих, пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в связи с вступлением в силу данного Федерального закона за ними сохраняются размеры ежемесячного денежного довольствия и пенсий, установленные в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 306-ФЗ, до приобретения ими права на получение ежемесячного денежного довольствия и пенсий в больших размерах на условиях, установленных этим Законом.

О применении законодательных и иных нормативных правовых актов в связи с вступлением в действие Федерального закона N 306-ФЗ

Согласно ст. 6 Федерального закона N 306-ФЗ со дня его вступления в силу законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, а также нормативные правовые акты СССР по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются в части, не противоречащей указанному Закону.

Напомним, что основным документом, регулирующим порядок выплаты военнослужащим денежного довольствия, на сегодняшний день является Федеральный закон N 76-ФЗ.

В заключение отметим, что согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 306-ФЗ данный Закон вступает в силу с 1 января 2012 г. При этом ч. 2 названной статьи предусмотрено, что положения ст. ст. 1, 2, ч. 1 - 7 ст. 3, ст. ст. 4 и 6 Федерального закона N 306-ФЗ применяются с 1 января 2013 г. в отношении военнослужащих инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки РФ, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета РФ.

С.Е.Нестеров

Эксперт журнала

"Оплата труда

в бюджетном учреждении:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Пенсии военным пенсионерам в 2018 году с 1 января, последние новости. Повышение денежного довольствия военным в 2018 году: последние новости. Повышение зарплаты военным в 2018 году.

В Минфине раскрыли суммы оборонных расходов на ближайшие три года. В бюджете за три года на национальную оборону и национальную безопасность, на правоохранительную деятельность планируется потратить почти 6,8 трлн рублей.

Что касается Вооруженных сил, то на их содержание (продовольствие, транспорт, содержание инфраструктуры) в 2018 году будет потрачено из бюджета 62 млрд рублей. Еще 14 млрд рублей на отдельные мероприятия ВС РФ, плюс 23 млрд рублей - на оплату коммунальных услуг, топливо ГСМ и продовольствие.

Однако главной статьей расходов, которая сильно обрадует военнослужащих, станет индексация денежного довольствия и военных пенсий. В бюджете на три года заложена индексация зарплат и пенсий военных на 4%. Этого не делалось целых пять лет.

«Последний раз серьезное повышение было в 2012 году. Хотя государство в законодательном плане брало на себя обязанность индексировать денежное довольствие в соответствии с инфляцией», - говорит военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Александр Перенджиев.

«Сегодня профессия военного реально связана с риском для здоровья и жизни в связи с участием в горячих точках, прежде всего в Сирии. Военная угроза в отношении России растет. Власть должна быть уверена в том, что военнослужащие ей доверяют, особенно условиях гибридного, геоэкономического и военного давления на Россию», - говорит эксперт.

С нового года государство возвращается к практике индексации денежного довольствия на уровень инфляции. Ранее в бюджет была внесена поправка о выделении на это 53 млрд рублей в 2018 году, 66 млрд в 2019 году и 122 млрд в 2020 году. В итоге за три года бюджет потратит порядка 240 млрд рублей на индексацию денежного довольствия.

В распоряжении газеты ВЗГЛЯД имеется телеграмма от 17 ноября 2017 года от замминистра обороны РФ Татьяны Шевцовой. Она разослана всем заместителям командующих войсками военных округов по финансово-экономической работе и руководителям управления финансового обеспечения Минобороны по субъектам.

В телеграмме говорится, что согласно поручению правительства РФ от 3 ноября 2017 года Минобороны готовится повысить на 4% оклады денежного содержания военнослужащих с 1 января 2018 года. Благодаря этому будут увеличены и пенсии бывшим военнослужащим, которые зависят от действующих окладов. До 7 декабря 2017 года в Сбербанк должны быть представлены все необходимые документы на выплату пенсий в новых размерах за январь 2018 года, говорится в телеграмме.

Иными словами, повышение в 2018 году - дело решенное. В 2019 и 2020 годах, как ожидается, эта практика будет продолжена.

По данным издания, индексация затронет минимум 2,7 млн человек. Сюда входят 1 млн, которые служат в Вооруженных силах. Плюс сотрудники органов внутренних дел, ФСИН, Росгвардии и противопожарной службы (по закону их приравнивают к военнослужащим) - это еще 1,7 млн Однако в рядах Вооруженных сил РФ работает еще 900 тыс. гражданского персонала. Если индексация коснется и их, то повышение зарплат ждет порядка 3,6 млн человек. Кроме того, вероятно, индексация ждет сотрудников ФСБ, ФСО и Службы внешней разведки, их тоже относят к военнослужащим.

Согласно калькуляторам юридической компании «Стратегия», оклад командира отделения в звании сержанта (с вычетом НДС) вырастет с 18 705 до 19 453 рублей, то есть на 748 рублей. А, к примеру, оклад командующего армией генерал-лейтенанта вырастет с 51 330 до 53 383 рублей, или на 2053 рубля. Без вычета НДС, понятно, оклады больше (их можно посмотреть в табличке).

Но, конечно, «голый» оклад военные никогда не получают.

Предусмотрена огромная система надбавок.

«Есть надбавки, которые выплачиваются в любом случае, например за выслугу лет, которая зависит только от продолжительности военной службы. Другие надбавки надо заслужить», - говорит газете ВЗГЛЯД ведущий юрисконсульт юридической компании «Стратегия» Евгений Дарченко.

Так, за выслугу от 15 до 20 лет идет надбавка в 25%. В этом случае командир отделения в звании сержанта будет с нового года получать уже 24 316 рублей. Если наш сержант хорошо физически подготовлен и достоин надбавки в 80% за ФИЗО, то он будет получать уже 35 174 рубля. А если он еще и много прыгает с парашютом, то может получить за это надбавку в 80%, и тогда его денежное довольствие в месяц составляет уже 46 031 рубль.

Кроме того, есть также надбавки за эффективное выполнение должностных обязанностей, за работу с гостайной, за особые условия несения службы, за квалификации и выполненные задачи, за горячую точку. Есть региональные надбавки, например, за службу в районах Крайнего Севера и за другие специфические заслуги, которые указаны в калькуляторе (там не использованы лишь отдельные «экзотические» надбавки, например за стаж работы в шифровальных органах). Поэтому в реальности военные получают в несколько раз больше самого оклада.

Согласно майским указам президента, денежное довольствие военных должно быть не меньше, чем средняя зарплата в ведущих отраслях экономики. Росстат посчитал такими ТЭК и финансы. В целом, по данным Минобороны, средний уровень денежного довольствия военных в 2014 году составлял 62,1 тыс. рублей, что было на 10% выше среднего уровня зарплат в нефтегазовой добыче. В 2015 году - 62,2 тыс. рублей. Например, командир армии генерал-лейтенант в среднем с учетом доплат получал 117 тыс. рублей, а командующий взводом в звании лейтенанта - 50 тыс. рублей.

Данных по среднему довольствию военных за 2016 и 2017 годы нет. Однако средняя зарплата в секторе добычи нефти и газа составила по прошлому году 77,6 тыс. рублей, а в финансах - более 80 тыс. рублей (данные Росстата). Вероятно, средний размер денежного довольствия уже отстал от этих уровней, и благодаря индексации на 4% приблизится к нему. Одновременно с нового года вырастут и пенсии отставников, потому что они рассчитываются на основе военных окладов.

Однако, к сожалению, есть в этой бочке меда большая ложка дегтя.

Согласно калькулятору, у отставного командира отделения (5-й разряд воинской должности) в звании сержанта (старшина 1 статьи) при общей продолжительности военной службы в 25 лет (без региональных надбавок, но с обязательной надбавкой за выслугу лет в 40%) пенсия с февраля 2017 года составляет 14 131,8 руб., а с 1 января 2018 года увеличится до 14 697 руб.

Между тем, согласно калькулятору, с октября 2013 года до 2017 года пенсии не стояли на месте, а в сумме выросли на 24%. Однако в данном случае не совсем верно говорить о росте, указывает ведущий юрисконсульт юридической компании «Стратегия» Евгений Дарченко.

Он объясняет, что с 1 января 2012 года, когда было значительно увеличено денежное довольствие, в отношении военных пенсий был введен т. н. понижающий коэффициент, которого ранее не было. Иными словами, военные стали получать прилично, а вот пенсии остались от тех времен, когда оклады по воинским должностям и воинским званиям были небольшие.

«Указанный коэффициент в 2012 году был установлен в размере 54%, то есть уменьшал пенсию на указанное значение, потому и стал называться «понижающим», - объясняет военный юрист.

Для сравнения он приводит пример. Если бы отставному командиру отделения в звании сержанта изначально тогда не уменьшили пенсию на этот коэффициент, то сейчас бы он получал пенсию не 14 131 руб., а 19 565 руб., то есть на 5,4 тыс. больше. А с учетом индексации окладов на 4% с января 2018 года - 20 347,6 руб.

Зачем это сделано - понятно. Государство не потянуло бы. Но по федеральному закону этот уменьшающий пенсии коэффициент ежегодно начиная с января 2013 года увеличивается на 2%, пока не достигнет 100%.

«Предполагалось, что пенсии, выплачиваемые по этому закону, достигнут своего заданного значения в 2035 году», - говорит Евгений Дарченко.

В период с 2013 по 2017 год этот коэффициент увеличивался чуть быстрее, чем было запланировано.

«С января 2013 года, исключая нынешнее повышение с 1 января 2018 года, пенсии росли исключительно за счет изменения указанного коэффициента. Большинство военных пенсионеров будут получать свою пенсию в полном размере только в 2035 году, и это независимо от того, сколько им в настоящее время лет. Некоторые из них так и не увидят своей «настоящей пенсии», поскольку не доживут до этого момента. Поэтому некорректно говорить, что пенсии военных пенсионеров росли в 2013–2017 гг., за этот период они лишь приблизились к тем значениям, какими они должны быть», - говорит военный юрист.

Более того, он напоминает, что в майских указах президент просил ежегодно индексировать пенсии военным как минимум на 2% сверх уровня инфляции. Но указ президента не выполнялся. В любом случае, понижающий коэффициент за шесть лет вырос с 54% до 72%, то есть на 18%, тогда как официальная инфляция составила за эти годы 42,68%, говорит Дарченко.

«Таким образом недоувеличение пенсии, не считая предполагаемого ее ежегодного увеличения на 2% сверх уровня инфляции, составило 24,68%», - отметил он.

Но сами военные еще больше недовольны тем, что отдельные граждане получают свои военные пенсии уже сейчас в полном размере без уменьшающего коэффициента, и им не нужно ждать 2035 года. К ним относятся судьи Военной коллегии Верховного суда и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ).

«Чем бывший следователь военно-следственных органов или судья какого-нибудь гарнизонного военного суда заслужил такое особое отношение? Почему отставник в воинском звании полковник должен получать пенсию меньше, чем, например, майор запаса, бывший военный следователь? Мы лично не видим каких-либо объективных оправданий таким различиям», - резюмирует военный юрист.

Он считает, что не должно быть несправедливого деления военных отставников на тех, кому пенсия выплачивается сразу в полном размере, и тех, кому надо ждать до 2035 года. Кроме того, добавляет юрисконсульт, нужно сократить разрыв в несколько раз между денежным довольствием и военными пенсиями, сообщает Rosregistr. И одна из проблем в том, что растут не оклады военных, от которых считается пенсия, а надбавки и премии, которые никак не влияют на размер пенсий.

Бюджет 2018-2020 внесен в Госдуму и уже можно делать первые выводы об увеличении и индексации денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий

В первую очередь скажем о военных пенсиях. Вместе с бюджетом на 2018-2020 годы, в Государственную Думу был внесен такой незаметный и небольшой законопроектик. Называется он:

«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Вроде бы такое безобидное название — приостановление. Непосвященный обыватель скажет — «ну спешил закон куда — то, опережал события, вот его и приостановили». Но все военные и военпенсы уже давно сталкиваются с этим «приостановлением». Аж с 2013 года.

Речь идет о части второй статьи 43 закона о пенсионном обеспечении, от которого зависят все пенсии лиц, которые проходили военную службу или приравненную к ней. Вот эта часть 2:

Частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон о пенсионном обеспечении) предусмотрено, что указанное в части первой данной статьи денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 г. ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 430-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с 1 января 2017 года до 1 января 2018 года приостановлено действие части второй статьи 43 Закона о пенсионном обеспечении. При этом размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона о пенсионном обеспечении, с 1 февраля 2017 г. составляет 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия (далее — размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии).

Все дело в том, что этот унижающе — понижающий коэффициент (так назвали его сами военные пенсионеры и действующие военнослужащие) хоть как — то последние годы увеличивался, даже не покрывая инфляцию, но все — таки увеличивался. А вот что предлагается законопроектом, внесенным в Госдуму с бюджетом:

Проектом федерального закона «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее — законопроект, лица, проходившие военную и приравненную к ней службу) предлагается пролонгировать приостановление действия части второй статьи 43 Закона о пенсионном обеспечении до 1 января 2019 г., сохранив размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, — 72,23 процента.

Законопроект позволит обеспечить сбалансированность федерального бюджета в 2018 — 2020 годах с учетом фактически поступающих доходов, необходимости осуществления приоритетных расходов и минимизации дефицита бюджета в соответствии с основными принципами бюджетной системы Российской Федерации, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

То есть военные пенсионеры находятся не в приоритете бюджетной политики. Вот как!

Законопроект подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств

Ну это мы знаем… Наш премьер сказал проще и короче: ДЕНЕГ НЕТ, НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ!

Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источника ми финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

В связи с принятием федерального закона «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных нормативных правовых актов не потребуется.

Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Реализация решения, предлагаемого законопроектом, не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

В данном случае, если не предполагается повышение и индексация понижающего коэффициента для расчета военных пенсий, то может быть рассматривается возможность повышения окладов военнослужащим по воинской должности и по воинским званиям. Ведь в этом случае пенсии военным пенсионерам тоже должны увеличиться. Но в статье пояснительной записки к бюджету о таком повышении нет ни слова.

В таком случае, пока получается, что ни денежное довольствие, ни пенсии военнослужащим и военным пенсионерам повышаться не будут. Может быть, конечно, есть упоминание об этом вопросе в секретной части бюджета или профильные комитеты Госдумы внесут соответствующие поправки, но пока, в момент первого ознакомления с документами бюджета, следов и упоминаний о повышении и индексации не обнаружено…

Продолжаем тему об изменениях денежного содержания военнослужащих, начатую в прошлом номере газеты «ВПК». Наиболее существенным событием реформы денежного довольствия последних лет было вступление в силу с 1 января 2012 года федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В соответствии с упомянутым документом и принятым на его основании постановлением правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», существенно увеличились как базовый размер денежного довольствия военнослужащих, так и величина военных пенсий.

Вступление в силу данного закона сопровождалось беспрецедентным пиаром. Во-первых, более чем за год до начала действия закона на высшем уровне начали звучать (и уже не прекращались до декабря 2011-го) публичные обещания в разы повысить уровень оплаты воинского труда, а также соответствующие поручения государственным органам и отдельным должностным лицам. Во-вторых, уже на следующий день после подписания упомянутого закона подавляющее большинство средств массовой информации, в том числе правительственная «Российская газета», опубликовало сообщения под сходными заголовками: «Президент Дмитрий Медведев подписал закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», «С 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих будет увеличено в 2,5–3 раза».


Закон есть, с выплатами неясно

При этом, по всей видимости, намеренно (ведь трудно заподозрить всех писавших на эту тему журналистов в некомпетентности и незнакомстве с текстом нормативного правового акта, о котором они сообщают) умалчивалось о том, что федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» вообще не повышал денежное довольствие (он лишь предписывал правительству Российской Федерации установить единые размеры окладов по воинским званиям, размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву). Наоборот, упомянутый закон и принятый в тот же день федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отменяли целый ряд выплат и натуральных льгот военнослужащим. Ниже приведен их неполный перечень. Для оценки изменения реального размера оплаты воинского труда необходимо рассчитать не только изменение абсолютной величины денежного довольствия, но и стоимостное выражение отмененных льгот.

1. Отменена выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года единовременного денежного вознаграждения в размере трех окладов денежного содержания.

2. Отменена выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, которая в числе прочего несла функцию денежной компенсации ранее отмененных натуральных льгот.

3. Существенно снижен относительный размер процентной надбавки за выслугу лет, в частности увеличена продолжительность службы, при которой начинает выплачиваться данная надбавка (с шести месяцев до двух лет) и снижена ее максимальная величина (с 70 до 40 процентов оклада денежного содержания).

4. Фактически отменены надбавки к окладам за должности доцента и профессора, ученые степени кандидата и доктора наук военнослужащим, проходящим службу на должностях научно-педагогического состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования. В результате сложилась абсурдная ситуация. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п. 5 ст. 30) устанавливает, что научно-педагогическим работникам высших учебных заведений выплачиваются надбавки к должностным окладам в размере 40 процентов – за должность доцента, 60 процентов – за должность профессора, 3000 рублей – за ученую степень кандидата наук, 7000 рублей – за ученую степень доктора наук. Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не содержит запрета на выплату перечисленных надбавок. Однако фактически они с 1 января 2012 года не выплачиваются.

Отметим, что по имеющимся сведениям – данный приказ издан с пометкой «Для служебного пользования», в финансовые органы не рассылался, до личного состава не доводился и на практике пока не применялся (по состоянию на июнь 2012 года), в связи с этим содержание приказа излагается здесь на основе неофициальных источников – некое подобие упомянутых выплат введено приказом министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2012 года № 500, а именно: при определении размера ежемесячной надбавки за особые достижения в службе учитывается наличие у военнослужащего ученой степени, а также занятие им должности профессора или доцента. Однако при этом установлено, что общий размер надбавки (с учетом перечисленных, а также всех иных оснований) не может превышать ста процентов должностного оклада. Следовательно, если военнослужащий будет иметь право на установление надбавки за особые достижения в службе по иным основаниям (например за хороший уровень физической подготовленности), то размер фактически получаемой доплаты за ученую степень и должности профессора и доцента будет снижен, возможно, до нуля с тем, чтобы не превысить упомянутое ограничение.

5. Отменены выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, которые ранее производились в размере до 12 окладов месячного денежного содержания. Для воинской должности «Командир танкового (мотострелкового) взвода» (10-й тарифный разряд) и воинского звания «Лейтенант» выплата составляла 70 764 рубля. Если учесть, что данная льгота предоставлялась один раз за время службы, то ее размер, распределенный на 20 лет, может показаться довольно несущественным (около 300 рублей в расчете на месяц военной службы).

6. Отменено право на льготную оплату санаторно-курортного лечения и организованного отдыха в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны. Ранее военнослужащие оплачивали 25 процентов, а члены их семей – 50 процентов стоимости путевки. Одновременно отменена выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, денежной компенсации вместо обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом.

Таблица 1

Средняя стоимость путевки в санатории Минобороны в 2012 году составляет 26 000 рублей. Если считать, что правом на санаторно-курортное лечение помимо военнослужащего пользовался только один член семьи, стоимостное выражение потерь в результате отмены данной льготы составит 32 500 рублей в год (75 процентов от стоимости путевки на военнослужащего и 50 процентов – на члена его семьи) или 2708 рублей в месяц.

7. Отменена ежегодная выплата денежной компенсации в размере 600 рублей на самого военнослужащего и 300 рублей – на его супруга и каждого несовершеннолетнего ребенка. Для семьи с двумя детьми величина данной выплаты составляла 1500 рублей в год или 125 рублей в месяц.

8. Отменена ежегодная выплата военнослужащим для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести с половиной до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей в размере до 10 800 рублей на каждого ребенка.

9. Отменена выплата единовременного пособия при увольнении военнослужащих, проходящих службу по контракту, в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие заболевания, полученного ими при исполнении обязанностей, в размере 60 окладов денежного содержания. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, размер данного пособия снижен со 133 260 рублей до 50 000.

Например, для военнослужащего, занимающего должность командира танкового (мотострелкового) батальона и имеющего воинское звание «Подполковник», сумма такого пособия до 1 января 2012 года составляла 448 260 рублей.

10. Отменена выплата на содержание детей военнослужащих в детских дошкольных учреждениях. Ранее ее размер составлял 80 процентов внесенной родителями платы на первого и второго, 90 процентов – на третьего и последующих детей.

11. Отменено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на проезд на безвозмездной основе к местам использования основного и дополнительных отпусков. Одновременно военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, отменена выплата соответствующей денежной компенсации.

Право на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного отпуска и обратно сохранено за военнослужащими, проходящими службу в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также на территории Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Даже для указанных выше категорий льготы сохранены не в полном объеме.

12. Отменена выплата гражданам, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, ежемесячного социального пособия в течение пяти лет в размере 40 процентов суммы оклада денежного содержания при общей продолжительности военной службы 15 лет и дополнительно трех процентов суммы оклада денежного содержания за каждый год свыше 15 лет. Вместо этого данной категории военнослужащих в течение лишь года после увольнения сохранена выплата оклада по воинскому званию.

Анализ потерь от отмены данной выплаты будем проводить на примере того же среднестатистического офицера, занимающего должность командира батальона, в воинском звании «Подполковник», имеющего на момент увольнения с военной службы выслугу 18 лет. Размер пособия, которое выплачивалось бы ему до 1 января 2012 года, составлял 3661 рубль в месяц или 219 647 рублей за весь установленный законом пятилетний период данной выплаты. Эту сумму необходимо уменьшить на величину предусмотренной действующим законодательством выплаты в размере оклада по воинскому званию в течение года со дня увольнения. Для рассматриваемого офицера ее величина – 144 000 рублей, то есть потери составят 75 647 рублей.

13. С 1 января 2015 года отменена выплата компенсации в размере фактически уплаченных земельного налога и налога на имущество физических лиц гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на ней, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

В настоящее время отсутствует какая-либо достоверная информация о том, какова величина упомянутых налогов будет в 2015 году.

Отмена ряда выплат, не имеющих внятных целей их введения (кроме желания не увеличивать размер военных пенсий при повышении денежного довольствия), с одновременным повышением окладов денежного содержания давно назрела и не может оцениваться иначе как положительно. Это относится к ежемесячному денежному поощрению, ежемесячным надбавкам за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Более сбалансированным стал и размер надбавки за выслугу лет (фактически он вернулся к ранее установленным в ВС СССР и в 90-е годы в ВС РФ). Оклады по воинской должности и воинскому званию вновь стали главенствующими в составе денежного довольствия.

Поэтому указанный перечень приведен здесь лишь для того, чтобы продемонстрировать, мягко говоря, нечестность или некомпетентность многих СМИ, объявивших как о свершившемся факте о трехкратном повышении денежного довольствия за месяц до выхода соответствующих нормативных документов. Реальный рост доходов многих военнослужащих с 1 января 2012 года вообще отсутствовал, а в тех случаях, когда он действительно имел место, был ни трех-, ни даже двукратным, а измерялся процентами, сопоставимыми с индексом роста потребительских цен. Потери среднестатистического офицера от отмены с 1 января 2012 года ряда натуральных льгот составили примерно 9100 рублей в месяц (сумма строк 9–16 в таблице 2).

Доходы и льготы

Таблица 2



В дальнейших расчетах мы не будем учитывать потери от отмены ежемесячного социального пособия гражданам, уволенным без права на пенсию, имеющим выслугу 15 лет и более, а также единовременного пособия при увольнении военнослужащих, проходящих службу по контракту, в связи с признанием их негодными к военной службе по здоровью. Отказ от учета данных выплат объясняется тем, что одновременно с отменой указанных льгот был увеличен размер ряда выплат в рамках обязательного государственного социального страхования жизни и здоровья военнослужащих, а также абсолютный размер ежемесячного пособия уволенным без права на пенсию в размере оклада по воинскому званию, сохраняемому в течение года со дня увольнения. Без учета потерь от отмены названных льгот среднестатистический офицер потерял с 1 января 2012 года 6850 рублей в месяц.

Теперь выясним, как изменилось с указанной даты суммарное денежное довольствие военнослужащего. Чтобы не загромождать материал расчетами, приведем их результат для одного усредненного военнослужащего, которого мы рассматривали выше. Напомним, что это подполковник, проходящий службу в городе Москве или Московской области, имеющий выслугу 18 лет, занимающий должность командира танкового (мотострелкового) батальона, имеющий двоих детей: школьника и дошкольного возраста.

На декабрь 2011 года размер его денежного довольствия составлял 60 843 рубля. Сюда включены следующие выплаты:

оклад по воинскому званию (3034 рубля);
оклад по воинской должности (4437 рублей);
ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы (7099 рублей);
ежемесячное денежное поощрение (4437 рублей);
процентная надбавка за выслугу лет (3736 рублей);
ежемесячная процентная надбавка военнослужащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе (1331 рубль);
материальная помощь (1/12 годового размера – 1245 рублей);
ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями (400 рублей);
денежное вознаграждение за классную квалификацию (за первый класс – 355 рублей);
ежегодная денежная компенсация в размере 600 рублей на самого военнослужащего и 300 рублей – на супруга военнослужащего и каждого его несовершеннолетнего ребенка (1/12 годового размера – 125 рублей);
премия за образцовое выполнение воинского долга (1/3 максимального размера квартальной премии – 1868 рублей);
единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы (1/12 максимального размера годового вознаграждения – 1868 рублей);
дополнительная выплата, предусмотренная приказом министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 (в размере одной трети расчетной величины за IV квартал 2011 года – 40 000 рублей).

Полученная сумма уменьшена на величину налога на доходы физических лиц – 9092 рублей.

Расчет получаемого в 2012 году денежного довольствия произведен на основе положений приказа министра обороны от 30 декабря 2011 года № 2700. Вместе с тем названный приказ был возвращен Министерством юстиции без государственной регистрации (письмо Минюста России от 12 марта 2012 года № 01/17687-ДК). В соответствии с правилами вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти такой приказ не подлежит применению как не вступивший в силу.

В результате в настоящее время сформировался правовой вакуум. Приказ министра обороны от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» перестал соответствовать нормативным правовым актам более высокого уровня (федеральному закону «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и принятым в соответствии с ним постановлениям правительства Российской Федерации), но формально не отменен. Приказ главы военного ведомства от 30 декабря 2011 года № 2700, призванный устранить существующие пробелы правового регулирования, в силу не вступил и, по всей видимости, не вступит в его существующем виде. Финансовые органы Вооруженных Сил в настоящее время вынуждены руководствоваться в своей деятельности по начислению денежного довольствия не действующими нормативными правовыми актами, а телеграммами, разъяснениями, недействующими актами органов военного управления, в частности упоминавшимся приказом министра обороны от 30 декабря 2011 года № 2700. С учетом изложенного приведенный здесь расчет также основан на содержании последнего приказа.

С 1 января 2012 года тот же военнослужащий начал получать 64 206 рублей. Данная сумма получена путем учета следующих составных частей денежного довольствия:

оклад по воинскому званию (12 000 рублей);
оклад по воинской должности (24 000 рублей);
процентная надбавка за выслугу лет (9000 рублей);
денежное вознаграждение за классную квалификацию (за первый класс – 4800 рублей);
ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (7200 рублей);
ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (4800 рублей);
премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (1/3 максимального размера квартальной премии – 9000 рублей);
ежегодная материальная помощь (1/12 годового размера – 3000 рублей).

Итоговая величина также уменьшена на величину налога на доходы физических лиц (9594 рубля).

Таким образом, без учета потери в размере стоимости отмененных натуральных льгот рост денежного довольствия с 1 января 2012 года составил для рассматриваемого офицера шесть процентов (в декабре 2011-го – 60 843 рубля, в январе 2012-го – 64 206). Если же учесть потери в стоимости отмененных льгот (6850 рублей), то общий объем социального обеспечения такого военнослужащего в январе 2012-го снизился примерно на шесть процентов по сравнению с декабрем 2011 года.

В таблице 1 приведены результаты аналогичных расчетов для некоторых распространенных должностей военнослужащих. Отметим, что для анализа нами выбраны должности командиров танковых (мотострелковых) подразделений, проходящих военную службу в Московской области, не принимающих участия в несении боевого дежурства и иных специальных мероприятиях, подразумевающих в новой системе денежного довольствия дополнительную оплату.

Как видно из таблицы, наиболее существенное снижение доходов имеет место для профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений. В первую очередь это обусловлено фактической отменой с 1 января 2012 года надбавок за должности доцента и профессора, ученые степени кандидата и доктора наук, ученое звание профессора и доцента. Если бы не были отменены льготы, можно было бы считать, что государство проявило реальную заботу о своих защитниках.

В таблице 2 приведен список социальных гарантий, отмененных в период с 2002 по 2012 год, с указанием для льгот, предоставляемых в натуральной форме, их стоимостного выражения.

Существенным положительным сдвигом в оплате воинского труда стал весьма достойный уровень денежного довольствия военнослужащих, выполняющих задачи с риском для жизни и здоровья, а также в отдаленных районах. Так, командир боевой части ракетного подводного крейсера стратегического назначения капитан 2-го ранга, проходящий службу в городе Североморске, в среднем получает на руки 184 300 рублей в месяц. К сожалению, в случае перехода на службу в органы военного управления (Главный штаб ВМФ, Генеральный штаб) его денежное довольствие может уменьшиться в два раза. Это, возможно, станет существенным доводом для отказа от такого перевода. Кем же тогда будут комплектоваться высшие органы военного управления: командирами рот и батальонов из подмосковных бригад?

Вместе с тем, рассматривая изменение системы социального обеспечения военнослужащих с 1 января 2012 года, нельзя не отметить такой, несомненно, положительный момент, как давно ожидавшееся повышение размера военных пенсий. Например, командир батальона, подполковник, уволившийся с выслугой 22 года, до 2012 года получал пенсию 6903 рубля, а с 1 января 2012-го ее размер составил 14 152 рубля, то есть для такого пенсионера из числа бывших военнослужащих произошло двукратное увеличение пенсии. При этом большинство имевшихся ранее льгот сохранено, отменена лишь выплата компенсации в размере фактически уплаченных земельного налога и налога на имущество физических лиц (с 1 января 2015 года).

Кроме того, несомненным плюсом реформированной системы денежного довольствия стало снижение коррупционной составляющей нормативных правовых актов в данной сфере. В частности, ограничено право командира перераспределять крупные суммы денег между подчиненными военнослужащими без законодательно установленных критериев такого решения. Имевший место ранее волюнтаризм в данном вопросе заменяется нормативным установлением размеров и условий каждой из выплат.

Похожие публикации