Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

О Дорожной карте "Технет" (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы. Национальная технологическая инициатива Целями дорожной карты «Технет» НТИ являются

2-летний опыт и результаты реализации дорожной карты Национальной Технологической Инициативы по направлению Аэронет обсудили участники конференции .

Проведенный накануне конференции прямой опрос подтвердил – в оценке участниками рынка результатов ДК Аэронет НТИ преобладает отрицательное мнение.

Оценка, в общем, ожидаема, ведь за два года реализации дорожной карты необходимые прорывные технологии, позволяющие занять лидерские позиции на мировом рынке, или хотя бы решающие внутренние общеотраслевые задачи так и не появились.

В то же время, несомненным результатом НТИ является инструмент влияния на застывшую без движения нормативную базу, от несовершенства которой во многом зависит и торможение рынка. 29 сентября 2017 г Правительством Российской Федерации принято Постановление № 1184 "О порядке разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы", а 3 апреля 2018 года принято Правительства Российской Федерации № 576-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет"

Участникам панельной дискуссии было предложено высказать свою точку зрения и конструктивные предложения по возможным обновлениям как самой дорожной карты, так и механизмов реализации НТИ.


Неожиданными для многих оказались мнения участников дискуссии, стоявших у истоков разработки дорожной карты, прошедших через систему НТИ, имеющих колоссальный опыт работы на российском и международном рынке.

Что показывает опыт?

Алексей Семенов, основатель и Генеральный директор группы компаний "ГЕОСКАН":

"Мы были первой компанией, прошедшей все этапы отбора проектов, мы первые получили больше всех денег и потеряли больше всех денег в НТИ из-за неудачного формата финансирования… НТИ это инициатива данная нам сверху, и сообществу повезло, что трек Аэронет был включен в состав 9 развиваемых направлений. Рынок летающих беспилотников еще не сложился на момент обсуждения перспективных направлений, и поэтому получил поддержку государства на самом высоком уровне, что безусловно важно".


"Я хочу констатировать, что НТИ это благо для всех нас - отметил Алексей Семенов - Другой вопрос, реализовались ли те радужные ожидания, которые мы испытывали на этапе написания дорожной карты. Что будет дальше? На мой взгляд государство все что могло уже сделало теперь НТИ должно встать на новые рельсы и строиться на саморазвитии профессионального сообщества. Наша очередь идти навстречу государству".

В своем выступлении Алексей Евгеньевич подчеркнул, что на этапе форсайта 2015 года активным участникам рынка ставилась задача обосновать, что беспилотная авиация в 2035 году может стать 100 - миллиардным рынком, и выбрать основные направления развития. Задача решена: обоснование написано, основные направления выбраны.

Кроме того, была поставлена задача создания механизма финансирования проектов. Она также была решена, написаны постановления Правительства, регламент отбора и финансирования проектов, создан проектный офис НТИ.

Сегодняшний опыт показывает, что финансирование отдельных проектов ничего существенного развитию рынка не приносит. Фонд содействия инновациям, в силу малых объемов отдельных грантов, может финансировать лишь пробные работы.

Через существующую систему НТИ может быть профинансировано только 1-2 проекта в год, которые – как слону дробина, а перед сообществом стоят задачи совсем другого масштаба! Более того, НТИ в текущем формате решает какие-то местечковые задачи, а глобальные, и по сути главные вопросы остаются в стороне.

В обращении к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации поставил задачу В течение шести лет удвоить объём несырьевого, неэнергетического экспорта до 250 миллиардов долларов. Даже если беспилотная авиация займет здесь всего 0,2% это 500 миллионов долларов. Сейчас весь объем отрасли в разы меньше. Вопрос – как решить эту задачу?

"Считаю, - подчеркнул руководитель Геоскана, - что государство в текущем формате НТИ уже сделало почти все, что могло – важность отрасли обозначена, задачи по нормативке поставлены, инструменты в первом приближении даны. Теперь нужно запускать механизм саморазвития беспилотного сообщества. И когда сообщество наметит и выполнит серьезные шаги, надо будет опять идти к государству (в НТИ) и предлагать новые механизмы".

Компании или проекты

Александр Рыжов – исполнительный директор компании Радуга (Платформа SKYEER):

"В 2015 году на этапе форсайта мы находились на одном уровне с США по законодательству, т.е. ни у кого ничего не было, и примерно на одном уровне по рыночным показателям. За 2 года американский рынок ушел далеко вперед и сегодня является одним из наиболее прогрессивных. Они создали условия. А мы до сих пор пытаемся увязать все от Земли до Марса, но не решили элементарных задач и это нас очень ограничивает, в то время как наши оппоненты все делают постепенно. Как говорят, в России две беды – инфраструктура и менеджмент. Так вот наверно с менеджментом надо поработать."


Александр Михайлович также отметил, что опыт его компании связан с непрозрачностью оценки проекта экспертами Аэронет и экспертами финансирующей стороны, а формат поддержки проектов заведомо содержит условия, ограничивающие рыночные маневры. Рамки проекта содержат жесткие условия и критерии, однако в процессе реализации может так стать, что вместо, например, тянущего винта потребуется ставить толкающий. Внести изменения в проект, конечно, можно, но уровень бюрократии при этом явно избыточен.

На вопрос о поддержке проектов или компаний Александр Рыжов отметил:

"Я против государственной финансовой поддержки компаний в том виде, как это делается сейчас. Либо ты делаешь хороший качественный продукт в рынок, либо ты его не делаешь. Поддержка рыночного глобально конкурентоспособного продукта, с доказанной эффективностью – вот в этом есть смысл."

Эту же мысль разделяет и Алексей Семенов:

"Финансовая поддержка наоборот может компанию сгубить. Необходимо поддерживать только общесистемные задачи – нужна инфраструктура, нормативка. Необходимо развивать само профсообщество и отраслевую кооперацию".


Генеральный директор ООО "Коптер Экспресс Технологии" отметил в своем выступлении, что одной из проблем считает существенный разрыв между временем запуска проекта и действительным получением государственной поддержки.

"Мы все сделали и все треки выполнили, единственная причина, по которой мы до сих пор не закрыли проект – нам не вернули деньги той самой государственной поддержки. С этим сталкиваются все проекты и это огромная проблема".


В отношении поддержки проектов сообщил:

"Я считаю, что нужно создавать условия единые для всех. Не поддерживать какие-то крупные, но единичные проекты и отдать им все, а создать условия для развития бизнеса, в первую очередь малого бизнеса, одинаковые для всех в рамках рынка, на котором мы работаем".

Причины и приоритеты

Иной взгляд на результаты 2-летней работы по реализации дорожной карты НТИ представил Лидер рабочей группы Аэронет НТИ Сергей Жуков . Он в частности отметил, что оценка этой работы участниками рынка имеет отрицательный баланс ровно, как и оценка ими деятельности Роснано или Сколково.

"Государственные дяди в лице руководителей институтов развития и аналитического центра дали высокую оценку результатам работы рабочей группы Аэронет НТИ, поставив ее на второе место после группы Нейронет."


Сергей Александрович согласился, с названными проблемами финансирования проектов, подчеркнув, что история знает примеры построения атомной отрасли за полтора года и точно так же в космонавтике. Тогда государство серьезно финансировало не только объекты, но и работу специалистов, строивших отрасль. Сегодня весь процесс разработки и реализации дорожной карты является безвозмездным для его участников, что определенным образом сказывается на результате.

Сергей Александрович назвал будущие приоритеты актуализированной дорожной карты:

"Первый приоритет это нормативка, тут уже понятно, что надо делать, форсайт проведен. Второй это развитие беспилотникостроения прежде всего тяжелого транспортного, для этого нужны нормальные форсайты, подключение институтов госсектора авиационной науки, нужна господдержка и развитие целого ряда технологий. Третий приоритет, это развитие сообщества, важная вещь, которую делает Ассоциация. Четвертый приоритет образование. Вот эти четыре я бы выделил" , отметил Лидер рабочей группы.

И все же в завершение дискуссии остался вопрос - искать ли сообществу механизмы повышения эффективности НТИ, или успокоиться в эйфории от высокой оценки высоких государственных мужей?

"Я за другой подход - выразил мнение Александр Рыжов, - Чем бизнес отличается Государственного подхода? Бизнес ставит цель и идет на результат. Под это уже подводя и законодательную базу и так далее. Бизнес решает конкретные задачи, для нормального бизнеса всегда важен экономический эффект. Как только мы завернем это в государственную канву, то понятно, что никакие беспилотники никто у нас не сделает".

  • Основные принципы
  • Рынки
  • Реализация
  • Международная кооперация
  • Разное
  • Что находится внутри повестки Национальной технологической инициативы (НТИ)? Это про импортозамещение?

    В состав Национальной технологической инициативы входят:

    • определение новых рынков, включая основные факторы возникновения спроса, ключевые рыночные ниши и возможные типы продуктов и услуг, которые будут заполнять эти ниши;
    • определение ключевых технологий, за счет которых будут созданы продукты и сервисы на новых рынках;
    • комплекс мер поддержки и стимулирования, включая институциональные, финансовые и исследовательские инструменты, позволяющие вырастить национальные компании-чемпионы на новых рынках.

    В НТИ нет задач импортозамещения или модернизации существующих отраслей. НТИ предполагает создание стратегий разворачивания принципиально новых рынков. Но часть ключевых технологий, формирующих рынки-предшественники для рынков НТИ, может появляться в рамках процесса импортозамещения и модернизации.

  • Как НТИ соотносится с существующей системой госуправления, с предпринимательским сообществом, с научной системой, с системой образования и пр.?

    НТИ вырабатывает матрицу приоритетов и сообществ вокруг дорожных карт по новым рынкам и ключевым технологиям. Из этой матрицы вытекают:

    • постановка задач для фундаментальных и прикладных исследований;
    • политика в области опережающей подготовки кадров – и соответствующие задачи для системы образования;
    • приоритеты инвестиций в новые отрасли со стороны госкомпаний;
    • совместные проекты общества и бизнеса, не требующие участия государства;
    • направления международной технологической кооперации.
  • В России в последние годы уже хватало начинаний в области технологического развития - зачем нам еще одна инициатива?

    Мы сделали много ошибок в управлении инновациями. Часть этих ошибок была неизбежна – у нас не было опыта в построении подобных моделей управления, мы подчас бездумно переносили на российскую почву западные институты и мемы, блестяще работающие в США, но не пригодные в российских условиях. Теперь накопился опыт, мы понимаем, что работает, а что нет. В то же время мы не можем вернуться в СССР, восстанавливать советскую систему контрпродуктивно – командно-административной системы больше нет. Даже СССР, обладавший мощью сверхдержавы и человеческим потенциалом в 270 миллионов человек, не выдержал научно-технологической гонки в 1970-80ых годах. Нет оснований полагать, что во втором десятилетии 21 века, с потенциалом в 143 миллиона человек, Россия будет способна восстановить советскую систему, тоже не слишком эффективную. Это будет прямой путь к Северной Корее.

    Для того, чтобы создать новую систему управления инновациями, нужно пройти между Сциллой советской административно-командной системы и Харибдой американской модели венчурной экономики.

    НТИ не предполагает вкачивания триллионов рублей в лоббируемые проекты. Мы не планируем строительство монументальных сооружений или ведение пропаганды с центрального телевидения. Мы предлагаем выделять будущие рынки и формировать коалиции, нацеленные на захват этих рынков. Остальное приложится.

  • И почему вы думаете, что у вас что-нибудь получится?

    До сих пор все основные вопросы инновационного развития решали умные чиновники, это была сфера бюрократического регулирования. НТИ должна создать условия, где частные деньги будут важнее государственных денег – и мы верим, что проекты с частными инвестициями будут эффективнее. Просто раздавать деньги государства – самая неэффективная стратегия. Должны появиться «умные» стратегии управления развитием, практики совместных инвестиций, совместных фондов, краудфандинга и краудинвестинга. Отдельные элементы такой экосистемы уже созданы. Например, обоснованной представляется модель фонда фондов Российской венчурной компании. Мы распространим лучшие практики РВК и других институтов развития в НТИ.

    Однако самый главный вопрос – не в деньгах или красивой документации. Любой документ, который мы напишем, будет еще одной «стратегией» в ряду множества уже принятых и не работающих дорожных карт. Группа единомышленников важнее стопки бумаг. Поэтому нужна сеть ярких лидеров с разделяемым видением и ценностями из сфер бизнеса, науки и государственного управления – и именно эти лидеры смогут реализовать любой план при любом политическом и институциональном климате. Этих лидеров можно назвать «технологическими патриотами» - потому что каждый из них верит, что страна способна породить технологический прорыв, и их доверие друг к другу по высоким ценностным основаниям важнее борьбы за ресурсы. Это люди, готовые протянуть свои личные интересы на 20 лет вперед, чтобы их дети и внуки ходили бы в те же школы, что и они – и не было бы стыдно ни за внуков, ни за школы, ни за страну.

  • В стране плохой инвестиционный климат, не работают базовые институты современного общества, зашкаливающий уровень коррупции. О каком технологическом развитии может идти речь? Как вы собираетесь удерживать высококлассных специалистов и предпринимателей – ведь многим проще уехать и сделать проект там, где институты работают гораздо лучше?

    Институциональный и инвестиционный климат, в отличие от обычного, меняется совокупными усилиями людей, а не милостью Божьей. В России никогда не было полностью благоприятного для бизнеса делового климата. Все, для кого комфорт, солнце, вино, горы и океан Калифорнии важнее всего, как нам кажется, из России уже уехали. Остальные понимают, что в Севастополе солнце, вино, горы и море ничуть не хуже.

    Плохой климат не дает оправданий бездеятельности. Надо двигаться вперед возможными шагами, а не ждать, что кто-то этот климат изменит за вас. При этом в каждой дорожной карте НТИ должны быть сформированы предложения по изменению ситуации, за которые мы вместе будем бороться. Наш опыт в реализации Национальной предпринимательской инициативы, программе «Глобальное образование», WorldSkills показывает, что иногда получается даже больше, чем рассчитываешь. Мы должны выработать позитивные инструменты удержания высоких профессионалов в стране.

  • Вы выбрали для прогноза 2035 год – а в нашей стране никто так далеко не планирует. За ближайшие 20 лет очень многое изменится, вы вообще собираетесь отвечать за ваши прогнозы?

    2035 год – это горизонт планирования, то есть крайняя точка, до которой мы распространяем прогнозы и проекты. При этом дорожные карты НТИ на уровне практических действий будут строиться на 2015-2018 гг. с контролем реализации через каждые полгода. Это означает, что мы должны смотреть на 20 лет вперед, а делать, начиная с сегодняшнего дня.

    Результатами работы уже в ближайшее время станут новые компании, новые образовательные программы, новые научные лаборатории – и если все пойдет как надо, через несколько лет мы увидим значимый прирост высокотехнологичного российского экспорта.

  • Почему Национальной технологической инициативой занимается Агентство стратегических инициатив? Вы собираетесь заменить собой РВК и ФАНО?

    Агентство стратегических инициатив – структура, основной задачей которой является запуск стратегических инициатив по заказу руководства страны. Мы доказали свою успешность в программах поддержки предпринимательства и в проектах, связанных с развитием детского и профессионального образования. В национальной тематике технологического развития не хватало именно этих связок – работа с предпринимателями, которые дают заказ на новые технологические решения, и работа с образованием (в том числе, детские клубы и кружковое движение), которое создает конкурентоспособные навыки для развития технологий и рынков.

    Мы не собираемся управлять наукой или венчурным сектором. Агентство стратегических инициатив – это площадка, где удобно договариваться разным группам и слоям общества; наша роль – модератор, а не начальник. АСИ не планирует претендовать на бюджеты в управлении НТИ. Вся практика нашей предыдущей работы – в том, чтобы инициировать большие процессы изменений, но при этом оставаться маленькой управляющей структурой.

    А кто именно должен будет управлять НТИ - покажет форсайт и последующая работа по созданию дорожных карт. Как у модераторов этого процесса, у нас нет особого тайного знания.

  • Вы выбрали для НТИ девять рынков – ЭнергоНет, НейроНет, АэроНет, МариНет и другие. Почему вы начинаете с рынков? Почему «Нет» - почему они так странно называются? Почему именно эти девять?

    Мировая технологическая революция замещает сложившиеся отрасли и создает новые рынки. Большинство западных технологических стратегий используют в качестве ключевой точки 2035 год: ближайшие десять лет они отводят на доработку технологических решений и вывод на рынок новых продуктов, а следующие десять лет уйдет на раздел мирового рынка и замещение существующих технологий. Например, нет ни одной крупной автомобильной компании, которая инвестировала бы в двигатель внутреннего сгорания или в человека за рулем после 2025 года – все они готовятся к беспилотному электротранспорту. Мы же пока продолжаем инвестировать в строительство отрасли, которой осталось жить 10 лет, и которая находится под контролем иностранных производителей, не собирающихся передавать нам интеллектуальную собственность по ключевым компетенциям будущего рынка.

    Почему в названии всех рынков будущего присутствует слово ‘net’, то есть «сеть»? Все складывающиеся новые рынки либо используют физическую инфраструктуру Интернета, либо его протоколы, либо строятся по его подобию. По такому принципу будут работать «умные сети», связывающие множество производителей и потребителей электроэнергии – то есть ЭнергоНет. Так будут организованы системы транспорта будущего – АэроНет, АвтоНет и МариНет. Даже консервативные рынки, типа сельскохозяйственной техники, превращаются в сети киберфизических устройств, которыми владеет производитель, а фермеры пользуются им в лизинг и обновляют лицензии на программное обеспечение. То есть – все рынки будущего одновременно являются сетями.

    Почему именно эти? Мы не верим, что может быть исчерпывающая модель описания будущего, и наш рецепт – это комбинация системного анализа и лидерской энергии. В пилотной работе над дорожными картами НТИ мы сделали ставку на очевидные рынки, где мы видим аналогичные движения в других странах, и где в России есть сильные лидеры и сообщества. Список рынков не исчерпывающий, и мы предполагаем запускать работу над новыми рынками каждый год. Если мы увидим, что упустили какой-то значимый рынок, мы стартуем работу над ним в 2016 году.

    Те рынки, которые выделены в работу сейчас, организованы по следующей логике:

    • три из них касаются безопасности страны и ее системного обеспечения ресурсами: это рынок питания (FoodNet), энергии (EnergyNet) и безопасности (SafeNet)
    • три касаются преобразований в транспортной системе: это рынок беспилотного автотранспорта (AutoNet), воздушного транспорта (AeroNet) и морского / речного транспорта (MariNet)
    • и наконец три касаются наиболее важных сфер человеческой жизни, где происходят «сумасшедшие» технологические изменения: это рынок «цифрового» здоровья (HealthNet), новых финансов (FinNet) и нейрокоммуникаций (NeuroNet).
  • Почему упор делается на создание рынков, а не на развитие науки или технологий?

    Сами по себе технологии не значат ничего, если на них нет спроса. Для этого, как правило, нужен рынок – и если технология не востребована рынком, то ее развитие становится затруднительным.

    Безусловно, подход через рынки – не единственный возможный. Не менее важен взгляд через задачи государственной безопасности – так развивались многие современные рынки, от рынков энергоносителей и базовых продуктов питания до рынков кибербезопасности и космических запусков. Но максимальный эффект достигается там, где решаются обе задачи – удовлетворение рыночного спроса и государственная безопасность. Примером может служить проект ГЛОНАСС – одновременно это и госбезопасность в сфере геопозиционирования, и очень большой рынок для тех компаний, которые начали с ним работать. Возможно, форсайт-флот 2016 года будет организован именно через эту призму.

  • Если я считаю, что вы не учли какой-то важный рынок, могу я выйти со своим предложением? Что нужно, чтобы меня услышали и мое предложение учли в дальнейшей работе?

    Если вы считаете, что есть важный новый рынок, который нужно учесть в дальнейшей работе над НТИ, то прежде всего ответьте себе на следующие вопросы:

    • Есть ли в данной сфере возможность создать принципиально новые технологические стандарты? (то есть, является ли рынок новым)
    • Есть ли или нет в России сообщество предпринимателей и ученых, разделяющих идею о возможном появлении такого рынка? (то есть, существует ли лидерская энергия)
    • Есть ли или нет аналогичные международные проекты или консорциумы в том же направлении? (то есть, можно ли найти международных партнеров, с которыми может быть реализован запуск этого рынка)

    Если ответ на эти вопросы утвердительный, то просим вас подать в АСИ заявку на включение нового рынка, и мы обещаем организовать ее всестороннее публичное обсуждение и включение в случае положительного решения.

  • В нашей стране более 80% экономики находится под прямым или косвенным контролем государства - почему вы вообще делаете такой акцент на предпринимателях и рынках?

    Мы считаем, что эксперимент с построением госкапитализма в России уже показал неэффективность этой модели, и будущее – за эффективными моделями государственно-частного партнерства. Нам в целом не обойтись без значимой роли государства даже в новых областях экономики. Это показывает, к примеру, разворачивающаяся на наших глазах борьба между Яндексом и Google. Но делать ставку только на государственных гигантов – бесперспективно, нам нужны развитые цепочки поставщиков и экосистемы средних и малых технологических компаний.

  • Зачем нам обсуждать новые рынки, если на носу у нас кризис, и нужно будет кормить страну?

    Один из ключевых рынков НТИ – FoodNet, то есть рынок питания, решает задачу более эффективного производства, доставки и переработки продуктов питания с учетом потребностей больших городов. Этот рынок уже формируется на наших глазах, и хотя он достигнет зрелости через 15-20 лет, многие решения можно применять уже сейчас: к примеру, роботизация молочных ферм многократно повышает удои, контроль качества продукции и эффективность доставки до конечного потребителя – и подобная технология окупается за очень короткий период времени. К сожалению, потребитель пока не знает о большинстве современных технологических решений и не мотивирован их применять – и это является следствием текущей модели государственного стимулирования в данной сфере. Поэтому государство должно продемонстрировать новые приоритеты, чтобы запустить технологическое обновление. Практика показала, что наша страна способна быстро создавать целые отрасли сельского хозяйства – меньше чем за 10 лет из импортеров курятины мы превратились в ее экспортеров. В этой логике мы к 2035 году можем стать лидерами во многих направлениях высокотехнологичного сельскохозяйственного производства.

  • Где в НТИ место идеи о том, что для глобальной конкурентоспособности страна должна решать глобальные проблемы? Скажем, экологические проблемы или обеспечение населения планеты водой и продуктами питания?

    Решение глобальных проблем – это возможная стратегия достижения глобального лидерства, через призму которой крайне важно будет посмотреть на все наши технологические инициативы. Мы обязательно сделаем это в рамках проекта, в том числе на Форсайт-Флоте.

  • Зачем нам развивать новые технологические бизнесы, если под них еще нет рынка? Если они создадут что-то ценное, их купят либо Ростехнологии, либо Google.

    Это один из ключевых рисков НТИ. Однако сама по себе продажа компаний российским государственным компаниям с глобальным потенциалом (типа Ростехнологий) или даже международным технологическим компаниям (типа Google) не обязательно плоха – на инновационных рынках это одна из рыночных стратегий, позволяющая создателям бизнеса капитализировать свои усилия.

    Важно, чтобы оставалась часть новых бизнесов, которые решат развиваться самостоятельно и бросить вызов существующим гигантам в борьбе за новые рынки – именно такие компании и смогут стать новыми глобальными чемпионами. Задача НТИ в том, чтобы именно таких компаний было как можно больше, и чтобы у них сохранялся потенциал глобального роста. Как именно этого достичь – предлагаем решить вместе в ближайшие месяцы, мы открыты для идей и предложений. Одним из решений является практика корпоративных спиноффов – крупные корпорации должны научиться создавать свои венчурные фонды и выделять перспективные направления в отдельные бизнес-единицы. Другим – создание «патентных троллей» нового поколения в незанятых нишах. Третьим – практика переноса в страну IP и быстрого выращивания национальных чемпионов под государственный заказ, с заранее заложенной моделью экспорта на азиатские рынки. Варианты есть.

  • Мы сделаем 20 дорожных карт развития – а что дальше? Почему вы считаете, что они будут реализованы?

    Для реализации НТИ мы хотим использовать успешный механизм Национальной предпринимательской инициативы (НПИ), который позволил России существенно улучшить свои позиции в мировых рейтингах делового климата (так, в рейтинге Doing Business Россия показала рекордную динамику, поднявшись с 124-го на 60-е место за 2 года). В основе НПИ лежит следующая модель: дорожные карты по улучшению делового климата формируются при координации АСИ; каждую дорожную карту ведет группа, состоящая из предпринимателей и чиновников, которые следят, чтобы карта не была бюрократически выхолощена. При этом карты НПИ контролируются с самого верхнего уровня власти. Аналогичный механизм заложен в НТИ.

  • А что будет, если Президент не примет дорожные карты НТИ?
  • Из каких денежных ресурсов будет оплачиваться реализация дорожных карт НТИ? Если моему проекту нужно финансирование – как я могу получить его в рамках НТИ?

    НТИ в первую очередь – это люди, а не крыша и не карман. Если для успеха проекта вам нужны государственные деньги, и только – вероятно, вам не стоит участвовать в НТИ.

    Но при этом понятно, что для успеха НТИ должны запускаться новые научные исследования и должна оказываться поддержка высокорисковым технологическим проектам. Поэтому в разработке НТИ участвуют представители РНФ, РАН, РВК, Сколково, Фонда содействия, МОН, МПТ, МЭР которые воплотят приоритеты НТИ в своей политике по поддержке новых проектов.

    Набор институциональных решений, необходимых для запуска рынка, должна вырабатывать сама рабочая группа. Но мы не собираемся превращать это в лоббистский процесс и предопределять те или иные решения. Конечным критерием является возможность сформировать рынок с максимальным потенциалом роста, а не учет интересов отдельных игроков.

  • Если государство начинает НТИ – что будет с уже существующими инициативами и проектами? Должны ли мы отменить действующие государственные программы поддержки технологического развития и закрыть какие-либо из существующих институтов развития?
  • Почему в разработке дорожных карт НТИ не участвуют иностранные специалисты?

    При выработке национальной технологической политики принципиально, чтобы она начиналась на национальном уровне. На следующем шаге мы будем строить системы кооперации и консорциумы с международными партнерами, но на старте этот вопрос преимущественно национальный.

    При создании дорожных карт НТИ мы используем результаты всех основных международных, национальных и корпоративных форсайтов в соответствующих областях. Участники Форсайт-флота по отдельным областям глубоко интегрированы в международный процесс выработки будущих рыночных стандартов.

    В частности, на основе российской инициативы «Форсайт образования 2035» в 2014 году был запущен проект «Глобальное будущее образования» (Global Education Futures), в рамках которого лидеры образования со всего мира формируют видение и глобальные стандарты для развития рынков нового образования, поддерживающих обучение на протяжении всей жизни.

  • Где в НТИ робототехника, Интернет вещей, устойчивое развитие, изменение климата и другие темы, актуальные для современной международной повестки?

    Мы считаем, что целый ряд ошибок в научно-технологическом развитии был связан с некритичным заимствованием западных понятий-мемов, за которыми стояли маркетинговые интересы в продвижении конкретных компаний. Нам принципиально важно соблюдать «семантическую гигиену» и использовать термины, которые указывают на конкретные рынки и технологии, чтобы сосредотачиваться на конкретных областях с потенциалом роста.

    Примером некритического отношения является понятие «умный город с централизованным управлением». Практика показывает, что за этим стоит попытка навязать сверхдорогие технологические решения, в то время как наиболее эффективными оказываются решения, поддерживающие децентрализованное управление с опорой на местные сообщества.

  • Страна находится в сложной геополитической ситуации. Как можно строить технологическое будущее, находясь в изоляции и под санкциями со стороны международного сообщества, в том числе в области технологической кооперации?

    Когда в 1932 году стартовал ракетно-космический проект, страна находилась в существенно менее выгодном положении – и справилась. Даже в самом плохом сценарии мы обречены на то, чтобы обновлять и развивать свою экономику – без этого у нас просто нет будущего.

    Однако мы надеемся, что процесс выработки технологической политики у нас будет происходить в кооперации с крупнейшими странами мира, с которыми у нас нет никакой изоляции, и уже началась работа по ряду стандартов, – это Китай, Индия и другие страны BRICS, а также ряд быстроразвивающихся новых экономик. Но мы надеемся, что наука останется глобальной, и в ней не будут создаваться новые «железные занавесы». В России продолжается ряд проектов, ориентированных на глобальную кооперацию, а не на изоляцию – это программа «5 в топ-100» для ведущих российских университетов, это программа «Глобальное образование» по обучению специалистов в ведущих учебных учреждениях мира с возвратом на родину, проекты Big Science, и другие.

  • Современные технологические стандарты по определению глобальны – как вы собираетесь войти со своими стандартами и почему вас будут слушать?

    Согласно нашему определению, новые рынки отличаются от существующих именно тем, что в них отсутствуют сложившиеся международные технологические стандарты. При этом нужно понимать, что на ряде технологических рынков – в том числе в Интернете, - слишком сильно доминирует позиция США, и это не устраивает многие другие экономики. Общая позиция стран BRICS заключается в том, что стандарты для рынков следующего поколения не должны быть американо- и евро-центричными, и что должны возникать подлинно глобальные стандарты.

    Мы видим актуальность задачи построения подлинно глобальных стандартов для всех стран BRICS. Поэтому мы сразу идем в диалог с ними по этому вопросу, чтобы была возможность взаимно учесть наши национальные интересы – как минимум, в формате «второго стандарта», который может быть построен на принципах открытой архитектуры. Мы не ограничиваем участие в этом диалоге США и стран ЕС, но оно должно происходить на общих правилах. И со временем, весьма вероятно, условием допуска на рынки стран BRICS станет именно способность соответствовать сформулированным стандартам – так же, как это происходит сейчас с допуском на рынки Европейского Союза и Северной Америки.

  • Как соотносится форсайт НТИ и научно-технологический прогноз, который по запросу Министерства образования и науки делает Высшая школа экономики?

    НТИ использует результаты научно-технологического прогноза. Его соавторы работают во всех группах НТИ.

  • В проекте участвуют в том числе предприниматели, которые провалили создание высокотехнологичных производств и принесли инвесторам большие убытки. Почему вы зовете в проект не только успешных, но и разорившихся бизнесменов?

    Самое ценное свойство бизнесмена – его практический опыт, который можно наработать только в бою. Если не выпускать в бой всех единожды проигравших, то бойцов у нас не останется. При этом нужно смотреть на достижения каждого конкретного лидера, в том числе научные и общественные, и на его способность восстанавливаться после поражений.

  • В какой мере НТИ опирается на научно-технологические заделы, которые есть в нашей стране?

    НТИ строит работу из будущего и из потребности рынков. Ставка только на заделы, служившая основой научно-технологической политики в последние десятилетия, уже показала свою неэффективность. Нельзя бесконечно опираться на советский опыт, пришла пора создавать новые заделы там, где их потенциал может быть максимально задействован.

Ниже приводится полный текст публикации (.pdf, 516 КБ).

Алексей Боровков, проректор по перспективным проектам СПбПУ,
лидер - соруководитель рабочей группы «Технет» (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы

Сегодня мир стоит на пороге развития экономики нового технологического поколения - цифровой экономики (Digital Economy) , основанной на данных, точнее, с нашей точки зрения, экономики, развитие которой определяется «умными данными». Центральное место в экономике занимает сфера материального производства - высокотехнологичная промышленность, которая должна отвечать требованиям глобальной конкурентоспособности, требованиям эффективности и высокой производительности труда. Для удовлетворения этим требованиям сейчас в мире стремительно развиваются тотальная дигитализация, автоматизация и интеллектуализация промышленности, осуществляется переход к киберфизическим системам, происходит объединение материального и цифрового виртуального миров. Эти глобальные изменения сопровождаются развитием принципиально новых бизнеспроцессов на всех уровнях. С целью развития России в соответствии с мировыми технологическими трендами и для наиболее полной реализации открывающихся возможностей повышения конкурентоспособности российской промышленности и создаваемой конечной продукции была разработана дорожная карта Технет» (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы (НТИ).

Юрий Рябов, главный cпециалист отдела технологического и промышленного форсайта Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ

Национальная технологическая инициатива - это программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства страны к 2035 году, которую в Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года предложил реализовать Президент РФ В.В. Путин . В мае 2015 года на ежегодном мероприятии Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов «ФорсайтФлот - 2015» были сформированы рабочие группы по созданию и развитию 9 рынков будущего («Аэронет», «Автонет», «Маринет», «Энерджинет», «Нейронет», «Сейфнет», «Хэлснет», «Фуднет», «Финнет») и единственная технологическая группа НТИ - «Технет» (передовые производственные технологии), созданная в инициативном порядке проректором по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) А.И. Боровковым , директором по инновационному развитию ПАО «НПО «Сатурн» Д.С. Ивановым и директором департамента по науке и образованию Фонда «Сколково» А.Д. Фертманом .

14 февраля 2017 года дорожная карта «Технет» (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы была одобрена на заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России под председательством Д.А. Медведева .

Ранее, 5 февраля 2016 года лидером - соруководителем рабочей группы «Технет» НТИ был утвержден проректор по перспективным проектам СПбПУ А.И. Боровков , а соруководителем со стороны профильного федерального органа исполнительной власти в декабре 2016 года утвержден заместитель министра промышленности и торговли РФ В.С. Осьмаков .

Направление «Технет» - это кроссрыночное и кроссотраслевое направление, обеспечивающее технологическую поддержку развития рынков НТИ (в первую очередь, «Аэронет», «Автонет», «Маринет», «Энерджинет» и др.) и высокотехнологичных отраслей промышленности.

Направление «Технет» посвящено развитию и применению одного из самых важных классов «сквозных технологий» - новых производственных технологий, точнее, передовых производственных технологий (Advanced Manufacturing Technologies), внимание на которых было впервые сфокусировано на заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России 16 сентября 2014 года.

К этим технологиям в соответствии с концепцией НТИ относятся:

  • цифровое проектирование и моделирование, включая суперкомпьютерный инжиниринг, технологии оптимизации, бионический дизайн, «умные» модели, «цифровые двойники» (Smart Digital Twin );
  • новые материалы (в первую очередь композиционные материалы, метаматериалы, металлопорошки для аддитивного производства);
  • аддитивные и гибридные технологии;
  • гибкие производственные ячейки, робототехнические комплексы;
  • промышленные датчики, индустриальный интернет;
  • большие данные (Big Data ), в первую очередь Smart Big Data ;
  • информационные системы управления производством и предприятием;
  • технологии виртуальной и дополненной реальности;
  • экспертные системы и искусственный интеллект.

Вместе с тем ни одна из передовых производственных технологий, взятая в отдельности, не способна предоставить долгосрочного конкурентного преимущества на рынке. Такое преимущество могут дать только системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в кратчайшие сроки проектирование и производство глобально конкурентоспособной продукции нового поколения. В терминологии дорожной карты они называются Цифровыми, «Умными», Виртуальными «Фабриками Будущего» (Digital, Smart, Virtual Factories of the Future), которые необходимо формировать из лучших технологий мирового уровня.

Схема, отражающая роль, типы и уровни «Фабрик Будущего» в матрице Национальной технологической инициативы

Цифровые фабрики (Digital Factories) представляют собой системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в кратчайшие сроки проектирование и производство глобально конкурентоспособной продукции нового поколения от стадии исследования и планирования, когда закладываются базовые принципы изделия, и заканчивая созданием цифрового макета (Digital MockUp, DMU ), «цифрового двойника» (Smart Digital Twin ), опытного образца или мелкой серии («безбумажное производство», «всё в цифре»). Цифровая фабрика подразумевает наличие «умных» моделей продуктов или изделий (машин, конструкций, агрегатов, приборов, установок и т.д.) на основе новой парадигмы цифрового проектирования и моделирования

(Smart Big Data)-Based -Driven (Advanced Design & Advanced Manufacturing) .

«Умные» фабрики - системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в кратчайшие сроки производство глобально конкурентоспособной продукции нового поколения от заготовки до готового изделия, отличительными чертами которого является высокий уровень автоматизации и роботизации, исключающий человеческий фактор и связанные с этим ошибки, ведущие к потере качества («безлюдное производство»). В качестве входного продукта «Умных» фабрик, как правило, используются результаты работы Цифровых фабрик. «Умная» фабрика обычно подразумевает наличие оборудования для производства - станков с числовым программным управлением, промышленных роботов и т.д., а также автоматизированных систем управления технологическими процессами (Industrial Control System, ICS ) и систем оперативного управления производственными процессами на уровне цеха (Manufacturing Execution System, MES ).

Виртуальные фабрики представляют собой системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в кратчайшие сроки проектирование и производство глобально конкурентоспособной продукции нового поколения за счет объединения Цифровых и (или) «Умных» фабрик в распределенную сеть. Виртуальная фабрика подразумевает наличие информационных систем управления предприятием (Enterprise Application Systems, EAS ), позволяющих разрабатывать и использовать в виде единого объекта виртуальную модель всех организационных, технологических, логистических и прочих процессов на уровне глобальных цепочек поставок (поставки => производство => дистрибьюция и логистика => сбыт => послепродажное обслуживание) и (или) на уровне распределенных производственных активов.

Составные части (слои) «Фабрик Будущего».

Целями дорожной карты «Технет» НТИ являются:

  • формирование комплекса ключевых компетенций, обеспечивающих интеграцию передовых производственных технологий и бизнесмоделей для их распространения в качестве «Фабрик Будущего»первого и последующего поколений;
  • создание глобально конкурентоспособной кастомизированной / персонализированной продукции нового поколения для рынков НТИ и высокотехнологичных отраслей промышленности.

В качестве основных задач дорожной карты «Технет» определены следующие:

1. Создание инфраструктуры для развития комплекса ключевых компетенций для «Фабрик Будущего»;

2. Создание глобально конкурентоспособных компаний на рынках НТИ и в высокотехнологичных отраслях промышленности;

3. Долгосрочное планирование развития передовых производственных технологий и связанных с ними бизнес-моделей;

4. Формирование экосистемы создания, привлечения, развития и передачи лучших в своем классе технологий;

5. Создание законодательных и институциональных условий для развития передовых производственных технологий.

Чтобы формировать «Фабрики Будущего», отбирая и комплексируя различные лучшие в мире технологии с добавлением собственных кроссотраслевых интеллектуальных ноу-хау, необходимо иметь место, где их можно было бы опробовать на практике, в среде, отвечающей реальным условиям.

Для этих целей дорожной картой «Технет» в 2017-2019 годах предусмотрен запуск трёх испытательных полигонов (TestBeds):

  • испытательного полигона для генерации Цифровых, «Умных», Виртуальных «Фабрик Будущего» на базе Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ;
  • испытательного полигона «Фабрики Будущего»на базе НПО «Сатурн»;
  • экспериментально-цифровых центров сертификации на базе Сколковского института науки и технологий и МГУ им. М.В. Ломоносова.

Первоочередными мероприятиями по реализации дорожной карты в 2017-2019 годах станут:

  • запуск пяти «Фабрик Будущего» в высокотехнологичных отраслях промышленности;
  • создание Национального Центра тестирования, верификации и валидации программного обеспечения в области компьютерного и суперкомпьютерного инжиниринга, Национального сетевого Центра реверсивного инжиниринга и прототипирования и Центров трансфера ППТ, исследований, обучения и поддержки экспорта «Технет» НТИ (в Китае и Европе);
  • запуск системы акселерации с участием ИППТ СПбПУ, НПО «Сатурн», Фонда «Сколково», РВК, других институтов развития и университетов для создания и продвижения компаний, бизнес которых основан на передовых производственных технологиях, или компаний, создающих новые технологические решения или компетенции в сфере ППТ;
  • подготовка перечня рекомендаций по уточнению мероприятий государственных программ, обеспечивающих развитие передовых производственных технологий;
  • запуск сети learning factories в федеральных округах;
  • популяризация передовых производственных технологий;
  • создание всероссийской ассоциации «Технет» НТИ и др.

В настоящее время в состав рабочей группы «Технет» (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы входят представители ИППТ СПбПУ, включая Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab ®) СПбПУ и группу компаний CompMechLab ® , НПО «Сатурн», Фонда «Сколково», Фонда «Центр стратегических разработок», Минпромторга России, Центра управления проектами в промышленности, Сколковского института науки и технологий, компаний «Волгабас», «Датадванс», предприятий ГК «Росатом», Средне-Невского судостроительного завода, Объединенной ракетно-космической корпорации, Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной судостроительной корпорации, ГК «Ростех», Российской академии наук, ряда других организаций и компаний.

Куратором рабочей группы со стороны Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов является Д.В. Унжаков , со стороны проектного офиса НТИ - М.В. Петров .

28-30 ноября 2018 года в Конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» (Санкт-Петербург) состоится одно из крупнейших мероприятий Северо-Запада - XI Петербургский международный инновационный форум (ПМИФ). Традиционно, на одной площадке с инновационным форумом пройдет XXII Международный форум «Российский промышленник» .

Организатором ПМИФ-2018 выступает Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга.

Сейчас работа близка к завершению: проект Регионального стандарта сформирован, и его результаты будут представлены на ПМИФ-2018.

Модератор - ведущий эксперт Центра НТИ СПбПУ Андрей Таршин .

  • 28 ноября (14:30 - 15:30 , лекторий ПМИФ) - панельная дискуссия «Цифровые фабрики будущего: от создания цифровых двойников до внедрения технологий IIoT и дополненной реальности в производственный процесс» . Как перейти на системный инжиниринг и цифровую сертификацию производства, что такое цифровые фабрики будущего и есть ли достойные примеры в России: ответы на эти и многие другие вопросы дадут эксперты дискуссии.

  • 30 ноября (12:00 - 14:00 , зал В1) - Ассоциация «Технет» совместно с Питерским Политехом проводит панельную сессию «Центры компетенций НТИ как драйвер реализации дорожной карты «Технет» .

Дорожная карта «Технет» НТИ была утверждена на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. является развитие России в соответствии с мировыми технологическими трендами и наиболее полная реализация открывающихся возможностей повышения конкурентоспособности российской промышленности и создаваемой конечной продукции.

«Технет» (Передовые производственные технологии) - кросс-рыночное и кросс-отраслевое направление, обеспечивающее технологическую поддержку развития рынков НТИ и высокотехнологичных отраслей промышленности за счет формирования Цифровых, «Умных», Виртуальных (Digital, Smart, Virtual Factories of the Future).

Направление «Технет» посвящено развитию и применению одного из самых важных классов «сквозных технологий» - передовых производственных технологий. По результатам конкурсного отбора в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2017 г. №1251 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на оказание государственной поддержки центров Национальной технологической инициативы на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций…» созданы 14 центров компетенций по направлениям сквозных технология НТИ.

Пять из них соответствуют приоритетным тематикам дорожной карты «Технет» НТИ:

    Центр Национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии» на базе Института передовых производственных технологий СПбПУ;

    Центр технологий хранения и анализа больших данных МГУ им. М.В. Ломоносова;

    Центр НТИ МИЭТ «Сенсорика»;

    Центр компетенций по направлению «Технологии беспроводной связи и «интернета вещей» на базе Сколковского института науки и технологий (Сколтех);

    Центр технологий компонентов робототехники и мехатроники на базе Университета ИННОПОЛИС.

Участники - представители пяти центров, приоритетных для направления «Технет», обсудят роль центров компетенций НТИ в реализации Дорожной карты «Технет» и определят стратегию взаимодействия между Центрами НТИ.

В результаты обсуждения будут сформированы базовые принципы и механизмы взаимодействия между центрами компетенций НТИ, направленные на комплексную реализацию дорожной карты «Технет» НТИ и повышение глобальной конкурентоспособности российской экономики.

Эксперты мероприятия: руководитель департамента перспективных проектов Центра НТИ СПбПУ Олег Рождественский , заместитель лидера-соруководителя РГ «Технет» НТИ Евгений Белослудцев . Модератор - директор Ассоциации «Технет» Илья Метревели .

Приглашаем всех к участию в работе форума!

Место проведения ПМИФ-2018 : Конгрессно-выставочный центр «Экспофорум», Санкт-Петербург, Петербургское шоссе 64/1.

Объявлена вторая очередь конкурса «Развитие НТИ», направленного на поддержку НИОКР в целях реализации «дорожных карт» Национальной технологической инициативы.

В рамках конкурса планируется отбор проектов для реализации «дорожных карт» НТИ: «Аэронет»; «Автонет»; «Маринет»; «Нейронет»; «Технет»; «Хелснет»; «Энерджинет».

Срок выполнения НИОКР — 12-24 месяца.

Конкурс проводится на основе перечня приоритетных тематических направлений, сформулированных совместно с рабочими группами НТИ по каждой «дорожной карте» с учетом технологических барьеров.

При отборе проектов будет учитываться, насколько НИОКР ориентированы на следующие направления развития:

  • направления, предусмотренные указом Президента России от 1 декабря 2016 года № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», которые позволят создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат переход к цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства, и другое;
  • сквозные промышленные технологии, необходимые для достижения результатов всех дорожных карт НТИ, в том числе развитие отечественной электронно-компонентной базы, создание композиционных материалов и другое; содействие в выработке нормативно-правовых актов и стандартов, способствующих реализации целей дорожных карт НТИ.

По итогам конкурса Фонд содействия инновациям предоставляет гранты до ₽20 млн на выполнение НИОКР (зарплата, сырье, материалы, комплектующие, услуги соисполнителей). При этом внебюджетное софинансирование (за счет собственных или привлеченных средств) должно составлять не менее 30% суммы гранта. Для кого В конкурсе могут принимать участие малые предприятия согласно № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года и единому реестру субъектов МСП. У компании не должно быть незавершенных договоров с фондом.

Конкурс ориентирован на предприятия, успешно выпускающие собственную наукоемкую продукцию, имеющие положительную финансово-экономическую историю и защищенную интеллектуальную собственность по тематике проекта. Что надо сделать Для участия нужно подать заявку через автоматизированную систему фонда.

Помимо заявки участник должен предоставить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, сведения о среднесписочной численности работников за 2014, 2015, 2016 годы, бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах предприятия за 2015 и 2016 годы, бизнес-план инновационного проекта, техническое задание на выполнение НИОКР, календарный план, смету расходов и документы, подтверждающие наличие внебюджетного софинансирования. Формы документов — во вложении.

Заявку нужно подать до 23:30 (МСК) 15 мая 2017 года. Контакты Дворниченко Павел Алексеевич, еmail:

Похожие публикации