Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Финансовая система государства и ее элементы. Элементы финансовой системы и их взаимосвязь. Виды доходов населения

Системы государства

Финансовая, денежная и кредитная

ГЛАВА 1

Лекций по дисциплине

Краткий курс

«Финансово-кредитные системы зарубежных стран»

1.1. Финансово-кредитная система: сущность и содержание.

Экономическая категория «финансово-кредитная система» включает в себя совокупность отдельных, но взаимосвязанных элементов финансовой системы и кредитной системы. Как фи­нансовая, так и кредитная системы имеют свои механизмы обра­зования и особенности функционирования.

Понятие «финансовая система» является логическим про­должением понятия «финансы». Финансы отражают денежные отношения по поводу распределения и перераспределения чистого дохода и формирования централизованных и децен­трализованных фондов, используемых для выполнения функ­ций государства и расширенного воспроизводства, и имеют ряд признаков:

♦ необходимым условием возникновения финансов является наличие товарно-денежных отношений;

♦ императивный характер финансов. Этот признак относится к числу дискуссионных вопросов сущности финансов и от­ражает активное участие государства, которое придает фи­нансовым отношениям обязательный характер;

♦опосредование распределительных процессов.

Совокупность этих признаков позволяет выделить объект финансов, который, как и сами финансы, в современной науке имеет ряд неоднозначных подходов для понимания. Следуя клас­сическому пониманию финансов, объектом финансов является прибавочный продукт, который образуется в системе производ­ственных отношений. Вместе с тем национальный доход является не единственным источником формирования централизованных фондов. Очевидно, что при отсутствии прибыли у предприятий отчисления в бюджет, исходя из подхода об уникальности этого источника, не будут производиться. Однако бюджет, во-первых, не является исключительным централизованным фондом, суще­ствуют и другие фонды, которые формируются не из прибыли, во-вторых, бюджет формируется не только из налоговых поступ­лений из прибыли. В развивающихся странах и странах с пере­ходной экономикой поступления из прибыли не являются доми­нирующими в государственном бюджете.

Основополагающими функциями финансов, раскрывающи­ми их сущность, являются распределительная и контрольная функции.

Распределительная функция вытекает из сущности финансов, она отражает экономические отношения, обусловливающие дви­жение чистого дохода, а также его влияние на составные части и элементы совокупного продукта. Различают первичное и вторич­ное распределение. Первичное распределение финансов, исходя из самого определения этой экономической категории, опосре­дует расширенное воспроизводство. Вторичное распределение способствует выполнению функций государства путем перечис­лений в доходную часть бюджета и другие централизованные фонды. Наглядно это отражено на рис. 1.1.


Контрольная функция финансов вторична относительно распределительной, так как опосредует ее объект и проявляет­ся в контроле за распределением совокупного общественного продукта.

СОП= С + V+M

СОП - совокупный общественный продукт; С- фонд возмещения из­расходованных средств производства; V - фонд заработной платы; М- прибыль.

Финансовый контроль бывает на макро- и микроуровне (на уровне государства и предприятия).

Финансы классифицируют по различным признакам:

По субъектам и их целям:

государственные (публичные) финансы - совокупность эко­номических отношений, выраженных в денежной форме, как правило, направленных на формирование и распреде­ление валового общественного продукта для выполнения функций государства;

частные финансы - совокупность экономических, преиму­щественно денежных, отношений, обеспечивающих фор­мирование и управление финансовыми ресурсами на уровне субъектов хозяйствования.

В зависимости от степени вмешательства государства в ры­ночные отношения и уровня развития рыночных механизмов в стране в финансовых отношениях могут преобладать государ­ственные или частные финансы.

Государственные финансы под­разделяются на:

бюджетные отношения, включающие в себя отношения по поводу формирования и распределения централизованных государственных фондов. Важное значение занимают на­логовые отношения как один из приоритетных источников формирования бюджетов всех уровней;

финансы специальных государственных фондов;

государственный кредит;

государственное страхование;

финансы государственных предприятий как производствен­ной, так и непроизводственной сферы.

Частные финансы включают в себя:

корпоративные финансы, где главным субъектом финансо­вых отношений выступает корпорация (предприятие), целью которой является, как правило, обеспечение производства;

финансы банков, основной субъект - банковские учрежде­ния, ориентированные на кредитные и иные посредниче­ские функции;

финансы инвестиционных компаний, основная деятельность которых состоит в инвестировании. Такими компаниями могут быть как корпорации, так и банковские и небанков­ские учреждения;

финансы страховых компаний сконцентрированы главным образом в страховом деле как одной из форм инвестиций;

финансовые отношения на денежном рынке, который отли­чает краткосрочность проводимых операций;

финансовые отношения на валютном рынке с наличием спе­цифики как у субъектов, так и у объекта отношений (де­нежные единицы разных стран).

По срокам и соответствующим целям:

коммерческие финансы. Коммерческие финансовые ресур­сы представляют собой краткосрочный капитал (до 1 года) для обеспечения производства, иными словами, оборот­ный капитал;

инвестиционные финансы. Инвестиционные финансовые ре­сурсы являются долгосрочным капиталом, необходимым для функционирования основных фондов.

По сфере осуществления операций:

внутренние финансы ограничены резидентством субъектов финансовых отношений. Они также могут быть определе­ны как финансы государства, но не как государственные финансы;

внешние финансы предполагают участие субъектов финансо­вых отношений разных стран. При этом финансы внешне­экономической деятельности рассматриваются со стороны участия отдельного государства и его субъектов во внешних финансовых операциях с точки зрения их преимуществ и недостатков, как правило, в рамках территориальных гра­ниц рассматриваемого государства. Международные финан­совые отношения предусматривают финансовое сотрудни­чество различных государств и их субъектов на междуна­родных финансовых рынках с возможностью образования групп различных стран, защищающих свои финансовые интересы. Мировые финансы раскрывают особенности фи­нансового взаимодействия разных стран с участием между­народных финансовых организаций и коалиций, имеющих как наднациональный (мировой или региональный), так и рекомендательный статус.

Финансовые отношения возникают по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фон­дов денежных средств государства и предприятий. Совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений образует финансовую систему. Различают две сферы финансовых отношений: централизованные и децентрализован­ные финансы.

К централизованным финансам относят государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственное страхование, государственный кредит.

Под децентрализованными финансами понимают финансы предприятий, которые могут классифицироваться по различным признакам. Например, финансы предприятий материального производства и финансы учреждений и организаций непроиз­водственной сферы, или финансы государственных предпри­ятий и предприятий другой формы собственности и т.д.

В зарубежных странах принято выделять лишь некоторые из указанных звеньев, входящих в сферы централизованных и де­централизованных финансов. Так, финансовые системы зару­бежных стран включают в себя следующие элементы:

♦ государственный бюджет;

♦ местные финансы;

♦ специальные внебюджетные фонды;

♦ финансы государственных предприятий.

Государственный бюджет - основное средство перераспре­деления национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны. В государственном бюджете сосредотачиваются круп­нейшие доходы и наиболее важные в политическом и социаль­но-экономическом отношении общегосударственные расходы.

Основными доходами государственного бюджета являются налоги, на них приходится 70-90 % общей суммы доходов госу­дарства. В странах с развитой рыночной экономикой в государ­ственный бюджет поступают преимущественно прямые налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпора­ций и др. Исключением является Франция, где государственный бюджет пополняется в основном за счет налога на добавленную стоимость. Развивающиеся государства и страны с переходной экономикой практикуют использование косвенных налогов для формирования доходной части государственного бюджета - НДС, акцизы и таможенные пошлины. Предпочтения менее развитых стран в организации такой налоговой системы очевид­ны. Косвенные налоги являются стабильным источником посту­плений, так как при отсутствии налоговой дисциплины не соз­даются возможности от них уклониться. Кроме того, низкие доходы населения и предприятий, а также наличие различных инструментов их занижения не позволяют вводить в развиваю­щихся государствах и странах с переходной экономикой систему прямого налогообложения. Это вызывает недопоступление нало­гов, сокращение доходной части госбюджета.

Расходная часть государственного бюджета включает статьи на военные цели, вмешательство в экономику, содержание госу­дарственного аппарата, поддержание других уровней бюджетной системы, социальные расходы, субсидии и кредиты развиваю­щимся странам.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влия­нием развития производительных сил, научно-технического про­гресса, процессов глобализации происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Структура местных финан­сов определяется бюджетным устройством, которое в свою оче­редь зависит от государственного устройства и административ­ного деления государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, в ФРГ - бюджеты земель и общин. На долю местных бюджетов в федеративных государствах приходится от 40 до 50 % всех ре­сурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах - около 30 %.

Главным источником доходной части местных бюджетов являют­ся налоги (в основном поимущественные). Кроме того, в бюджеты местных органов власти поступают финансовые ресурсы, направ­ляемые вышестоящими бюджетами и бюджетами равноценного уровня. Расходы местных бюджетов в основном направлены на развитие экономической и социальной инфраструктуры.

Особое финансовое звено образуют специальные внебюджет­ные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосред­ственно центральными, а в отдельных случаях и местными вла­стями. К ним относятся фонды социального страхования, пенси­онный фонд и другие целевые фонды. Наиболее ярким примером специальных фондов, которые используются в зарубежных стра­нах, являются фонды социального страхования, представляю­щие собой специфическую форму прямого налогообложения. В формировании фондов социального страхования принимают участие наемные рабочие, служащие, предприниматели и госу­дарство, но доля последнего, как правило, наименьшая. За счет вычетов из заработной платы рабочих и служащих создается от 20 до 40 % средств фондов социального страхования. В развитых странах число крупных специальных фондов колеблется от 30 до 80.

По направлениям использования специальные фонды под­разделяют на следующие группы:

♦ социальные;

♦ экономические;

♦ научно-исследовательские;

♦ кредитные;

♦ фонды личного и имущественного страхования;

♦ военно-политические;

♦ межгосударственные.

Специальные фонды создаются двумя способами: выделени­ем из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и по особому решению законодательного органа.

В финансовых системах зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. В них концентрируются значительные средства. Во Франции специальные фонды по размеру приближа­ются к государственному бюджету, в Японии из специальных фон­дов финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании - треть. Специальные фонды предназначены:

*для финансирования, субсидирования, кредитования оте­чественных предприятий;

*финансирования природоохранных мероприятий за счет специально определенных источников и штрафов за за­грязнение окружающей среды;

*выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансиро­вания социальной инфраструктуры в целом;

*кредитования, в том числе зарубежных партнеров, включая иностранные государства.

Первоначально задачей фондов являлось финансирование конкретных мероприятий. Позже они стали выполнять роль ре­зерва, к которому правительства прибегают в период финансовой нестабильности, т.е. используются для повышения устойчивости и маневренности финансовой системы. Специальные фонды контролируются в значительно меньшей степени, чем государст­венные бюджеты, что облегчает их использование и повышает заинтересованность правительств в их росте.

Источники формирования специальных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реа­лизации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития. Источники формирования спецфондов могут быть и постоянными, и вре­менными, а также различаться по административно-территори­альным единицам страны.

Главные источники средств фондов - специальные налоги и сборы, устанавливаемые законодательной властью. Многие фонды формируются за счет средств государственного и мест­ных бюджетов, которые поступают в форме безвозмездных суб­сидий или отчислений от налоговых поступлений. Доходами специальных фондов могут быть также добровольные взносы и заемные средства.

Направления расходования средств фондов зависят от их на­значения, экономических условий и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды мо­гут выступать инвесторами и участниками финансового рынка, так как, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финанси­рования затрат фондов.

Самостоятельное звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государ­ственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, ФРГ), которое получило наиболь­шее распространение после Второй мировой войны. В совре­менных условиях государственный сектор в экономике ряда индустриально развитых зарубежных стран производит около четверти объема валового национального продукта. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и невы­годны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промыш­ленность и т.п.). В целом можно заключить, что государствен­ные предприятия в основном концентрируются в двух областях. Во-первых, в базовых отраслях, которые создают общие условия для механизма воспроизводства (топливо, энергетика, черная металлургия, транспорт, связь, водоснабжение и пр.). Это недос­таточно прибыльные отрасли, технико-экономический уровень которых отличает низкая конкурентоспособность. Во-вторых, это отрасли, которые требуют крупных единовременных капита­ловложений и могут оказаться на первых порах нерентабельны­ми или малорентабельными. Для частного капитала их освоение представляется невыгодным.

Активное участие государства в процессе воспроизводства (в форме создания системы финансов государственных пред­приятий) не ограничивается сглаживанием отраслевых диспро­порций в экономике. Развивая новые отрасли, оно способствует углублению общественного разделения труда, а создавая новые предприятия (в любых отраслях) на «новых» местах, т.е. в эконо­мически отсталых районах, содействует их хозяйственному ос­воению и более рациональному размещению производитель­ных сил в целом. В обоих случаях сектор государственных пред­приятий позволяет расширить национальный внутренний ры­нок, создает дополнительные стимулы для увеличения общих масштабов производства.

Несмотря на свою принадлежность, государственные пред­приятия не всегда выступают в характерной для них форме соб­ственности. Так, в ФРГ и Италии государственный сектор су­ществует в виде акционерных компаний, в которых нередко принимает участие и частный капитал. Акционерная форма ор­ганизации государственных предприятий затрудняет контроль за их деятельностью со стороны парламента, правительства и об­щественности, но облегчает сращивание с частным капиталом и создает возможности для реприватизации таких предприятий. Однако возможное изменение формы собственности предпри­ятий, по сути, не оказывает влияния на роль государства в про­цессе воспроизводства. Например, в период с 1953 по 1967 гг., когда сталелитейная промышленность Англии была денацио­нализирована, цены на ее продукцию регулировались прави­тельством, им же принимались важнейшие решения по новым инвестициям. Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между ча­стнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государ­ственных предприятий - это звено финансовой системы, по­средством которого государство участвует в первичном распре­делении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.

Финансовая система государства имеет тесную взаимосвязь с бюджетной системой и налоговой системой. Фактически пер­вые два элемента финансовой системы: государственный бюд­жет и местные бюджеты как часть местных финансов - образуют бюджетную систему государства. В свою очередь, совокупность налоговых платежей, входящих в доходную часть бюджетов раз­ных уровней, составляет налоговую систему.

Бюджетной системой государства называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, осно­ванную на определенных экономических отношениях и юриди­ческих нормах. Организация и принципы построения бюджет­ной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Бюджетное устройство напрямую зависит от государственного устройства.

Налоговая система представляет собой совокупность эконо­мических отношений по поводу взимания обязательных и без­возмездных платежей, установленных законодательством и осу­ществляемых плательщиками в определенном размере и в опре­деленный срок.

1.1.2. Экономическая сущность кредитной системы

Второй неотъемлемой составляющей финансово-кредитной системы является кредитная система. Кредитная система, так же как и финансовая система в отношении финансов, развивает и конкретизирует понятие кредита. Кредит представляет собой совокупность экономических отношений, которые возникают между кредитором и заемщиком при передаче ссудного капитала на принципах платности, возвратности, срочности, обеспечен­ности, целевого характера и дифференцированного подхода.

Принцип возвратности означает, что заемщик обязуется, и это обязательство фиксируется в кредитном договоре, вернуть полученную сумму. Данный принцип имеет первостепенное значение, так как если заемщик отказывается возвращать ука­занную в кредитном договоре сумму, это может привести к нару­шению финансовой устойчивости кредитора и колебаниям всей кредитной системы.

Принцип платности предполагает, что заемщик возвратит по­лученную от кредитора сумму с определенным процентом (пла­той за кредит).

Принцип срочности отражает временные рамки обязательства заемщика по возврату финансовых ресурсов кредитору. По при­знаку срочности кредит может классифицироваться на кратко­срочный (до 1 года) и долгосрочный (более 1 года).

Принцип обеспеченности предоставляет кредитору право требо­вать у заемщика обеспечение его обязательства вернуть ссуду с процентом. Чаще всего в форме обеспечения выступают объек­ты недвижимости. Однако пример банковского кризиса в Японии в 1997 г. по причине резкого падения цен на недвижимость под­тверждает необходимость диверсификации портфеля обеспечения.

Принцип целевого использования кредита означает определе­ние в кредитном договоре целей, на которые будут использованы заемщиком полученные от кредитора средства. Данный прин­цип вводится кредитором для повышения уверенности в том, что заемщик будет способен вернуть ссуду и процент по истече­нии срока, так как цели, на которые была взята ссуда, являются потенциально прибыльными.

Принцип дифференцированного подхода кредитора и заемщи­ка при выборе контрагентов. Как кредитор осуществляет выбор между возможными заемщиками для предоставления суммы наиболее финансово устойчивому субъекту, вселяющему доверие и отвечающему всем выдвигаемым кредитором требованиям, так и заемщик выбирает кредитора на своих условиях платно­сти и срочности.

Основой возникновения кредита является совокупность то­варно-денежных отношений. Соответственно кредит может вы­ступать в товарной и денежной форме. Кредит подразделяется на банковский, коммерческий, потребительский, лизинговый, ипотечный, международный и государственный. Отнесение госу­дарственного кредита к кредитным отношениям вызывает сомне­ние у многих финансистов, которые рассматривают государствен­ный кредит как часть финансовой системы. С одной стороны, государственный кредит представляет собой классические кре­дитные отношения между кредитором и заемщиком на основе указанных принципов, когда одной из сторон выступает госу­дарство. С другой стороны, государство использует ссудный фонд для формирования и распределения централизованных фондов, выполняя свои функции, что является финансовыми отношениями. Таким образом, государственный кредит, стоя­щий на стыке финансовых и кредитных отношений, подтвер­ждает связь между кредитом и финансами, которая также выте­кает из сходства функции распределения, присущей этим двум экономическим категориям.

Сущность кредита раскрывают его функции: перераспреде­лительная и функция замещения наличных денег кредитными деньгами.

Совокупность всех кредитных отношений образует кредитную систему. Существует и институциональное определение кредит­ной системы, отражающее совокупность кредитных институтов. Организационная структура кредитной системы сложна и неод­нородна. В большинстве зарубежных стран она включает в себя три уровня, которые регламентируются национальным законо­дательством: центральный банк, коммерческие банки и другие специальные кредитно-финансовые учреждения.

Первым уровнем являются центральные банки, или, как их иногда называют, центральные эмиссионные банки, по причине закрепленного за ними монопольного права осуществления эмис­сии законных платежных средств страны. Главными целями центральных банков являются обеспечение устойчивости денеж­но-кредитной системы и стабильное функционирование коммер­ческих банков. В соответствии со своим статусом центральный банк страны является:

♦ единым эмиссионным центром, пользующимся монополь­ным правом денежной эмиссии на территории своей страны, хранящим и учитывающим национальные золотовалютные резервы;

♦ банком правительства, обязанным поддерживать государ­ственные экономические программы, осуществлять креди­тование дефицита государственного бюджета, размещать государственные ценные бумаги;

♦ органом стабильности национальной денежной системы, отвечающим за беспрепятственное осуществление внут­реннего платежного оборота и антиинфляционной полити­ки, а также операций с зарубежными контрагентами;

♦ банком банков, т.е. кредитором последней инстанции, пре­доставляющим национальным институтам возможность рефинансирования на определенных условиях в случае вре­менного дефицита ликвидных средств;

♦ органом банковского надзора; используя лицензирование банковской деятельности, установление обязательных нор­мативов, систему страхования вкладов, анализ отчетности, ревизию и проверку деятельности кредитных институтов, центральный банк стремится поддерживать стабильность банковской системы, защищать интересы вкладчиков и кре­диторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятель­ность кредитных организаций. Центральный банк выполняет три основные функции: регули­рующую, контролирующую и информационно-исследовательскую. Основная функция центрального банка - реализация моне­тарной политики государства. В зависимости от вида монетар­ной политики главными целями центральных банков могут быть: стабильность цен, устойчивость национальной валюты, стабиль­ность денежной массы и др.

Существует четыре вида монетар­ной политики:

таргетирование валютного режима (exchange-rate targeting). Эта стратегия представляет собой форму фиксации некото­рого объема национальной валюты к валюте страны, как правило, с более низкой инфляцией. В качестве альтерна­тивы может выступать ползущая фиксация обменных кур­сов с установленным процентом девальвации. Примером может служить Франция, которая привязала свою валюту к немецкой марке в 1987 г., когда имела инфляцию 3 %, что было на 2 % больше, чем в Германии. К 1992 г. индекс ин­фляции во Франции упал до 2 % и был даже ниже, чем в Германии. Англия, зафиксировав в 1990 г. обменный курс фунта к марке, смогла снизить инфляцию к 1992 г. с 10 до 3%;

таргетирование денежной массы (monetary targeting). Среди стран, которые регулированием денежных агрегатов пыта­лись оптимизировать уровень инфляции, - США, Канада, Великобритания. На протяжении двадцати лет (с 1974 г.) этот режим применяли Германия и Швейцария;

таргетирование уровня инфляции (inflation targeting). Первым государством, которое стало реализовывать эту политику, была Новая Зеландия (1990), за ней последовали Канада (1991), Великобритания (1992), Швеция и Финляндия (1993), Авст­ралия и Испания (1994). Режим целевого показателя уровня инфляции включает в себя несколько элементов: 1) средне­срочную декларацию достижения конкретных показателей инфляции; 2) включение целевых параметров инфляции в долго­срочную концепцию развития государства; 3) .снижение роли промежуточных показателей, например роста денежной массы, в общей стратегии достижения оптимального уровня инфля­ции - 4) достижение прозрачности долгосрочной монетарной политики путем придания гласности текущих задач и планов; 5) увеличение подотчетности центрального банка для дости­жения целевых уровней инфляции;

таргетирование скрытого показателя (monetary policy with an implicit but not an explicit nominal anchor). Наиболее яркими примерами реализации данной стратегии являются США и Европейский монетарный союз (с 2002г.). Сущность тар-гетирования скрытого показателя заключается в разработке жесткой стратегии контроля будущего уровня инфляции. Эта стратегия предполагает тщательный мониторинг при­знаков надвигающейся инфляции, разработку и нанесение «предупреждающих ударов» потенциальной угрозе инфля­ционных процессов. В своей деятельности центральный банк использует следую­щие инструменты.

Валютная интервенция. Органы монетарного регулирования могут проводить интервенции на валютном рынке с различными целями, в том числе для поддержания обменного курса и дости­жения желаемого уровня международных резервов. Для повы­шения курса национальной валюты проводится продажа, а для снижения - покупка иностранной валюты. Имеются различные приемы проведения валютной интервенции. Так, если Феде­ральная резервная система США периодически проводит скры­тые интервенции, то Немецкий федеральный банк и Банк Анг­лии широко освещают свое участие в этом мероприятии, чтобы сократить расход валюты для проведения интервенций. Иногда центральный банк пытается удерживать рынок путем «словес­ных интервенций», т.е. информируя участников о своей заинте­ресованности относительно тенденции движения валютного курса. Девальвация /ревальвация. Регулирование курса национальной валюты путем девальвации - снижения ее официального курса по отношению к валюте-привязке (при ревальвации - повыше­ние курса) предполагает резкий скачок и изменение валютного соотношения с последующей его официальной фиксацией. Тер­мины «девальвация» и «ревальвация» обычно используются при характеристике режима с фиксированным обменным курсом. В случае же изменения курса при плавающем механизме приме­няются термины «обесценение» и «удорожание» соответственно.

Операции на открытом рынке состоят в покупке или продаже ценных бумаг государства на вторичном рынке. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и, соответственно, их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и, соответ­ственно, к повышению обменного курса. Покупая ценные бума­ги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предос­тавляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. В итоге увеличивается денежная масса и снижа­ется валютный курс. Результат регулирования денежной массы посредством операций на открытом рынке схож с интервенцией и приводит к изменению обменного курса. Сочетание противо­положных операций центрального банка на открытом рынке и интервенции в сопоставимых размерах носит название стери­лизации и позволяет сохранить объем денежной массы, несмот­ря на изменение обменного курса. Впервые термин «операции на открытом рынке» стал использоваться в 20-х гг. XX в. в США, где такого рода операции государства получили наиболее широ­кое распространение. В начале 30-х гг. этот инструмент стал применяться в Великобритании и постепенно снизил долю учет­ных операций в политике Банка Англии. Приблизительно в то же время к проведению операций на открытом рынке приступил Рейхсбанк Германии.

Учетная ставка. Механизм учета представляет собой важный инструмент монетарного регулирования, при котором органы монетарного регулирования могут оказывать воздействие на ко­личество резервных денег и обменный курс путем изменения суммы и условий предоставления своих кредитов. Так, повыше­ние учетной ставки стимулирует приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, тем самым увеличивая массу иностранной валюты и повышая курс национальной денежной еди­ницы. Например, установленный администрацией США в начале 1980-х гг. более высокий уровень процентной ставки, чем в странах Западной Европы и Японии, сделал доллар более привлекательной валютой для инвесторов из других стран, благодаря чему в Соеди­ненных Штатах были созданы дополнительные рабочие места и в конечном итоге предпосылки для увеличения темпов эконо­мического роста.

Нормы обязательных резервов. Монетарные власти могут воз­действовать на обменный курс путем изменения величины обя­зательных резервов, которые коммерческие банки должны у них держать. Например, повышение нормы обязательных резервов заставит банковскую систему держать большее количество ре­зервов для покрытия заданного уровня депозитов, в результате чего сократится предложение национальных денег и курс повы­сится. Однако в последние годы была отмечена тенденция сни­жения норм обязательных резервов или их полной отмены. Это связано с потерей конкурентоспособности банков. Из-за того что центральный банк обычно не платит процент по резервным счетам коммерческих банков, последние ничего не зарабатыва­ют на них и теряют доход, который могли бы получить, если бы ссужали эти деньги.

По признаку собственности центральные банки подразделя­ются на государственные, акционерные и смешанные. Государ­ственными центральными банками являются Немецкий феде­ральный банк, Банк Англии, Банк Франции. Ярким представителем акционерных центральных банков является Федеральная резерв­ная система США. К смешанным центральным банкам относятся те, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор (Банк Японии).

На втором уровне кредитной системы государства находятся коммерческие банки. Наиболее крупные из них являются инсти­тутами универсального профиля, выполняющими обширный круг операций и предоставляющими клиентам полное финансо­вое обслуживание.

Основные функции коммерческих банков можно объединить в три группы:

♦ банки играют ключевую роль в коммерческом обороте то­варов и услуг. Они предоставляют участникам хозяйствен­ной деятельности возможность осуществлять расчеты по заключаемым контрактам и договорам, используя инфра­структуру банковской системы и платежные инструменты;

♦ банки являются финансовыми посредниками, обеспечи­вающими в экономике процесс «сбережение - инвести­ции», т.е., с одной стороны, они являются местом, где хранится основная масса временно свободных средств пред­приятий и населения, а с другой - служат источником средств для удовлетворения инвестиционных потребностей субъектов хозяйствования и граждан;

♦ коммерческие банки являются главным источником лик­видности экономики, позволяя покупателям и продавцам товаров и услуг осуществлять свою деятельность на посто­янной, непрерывной основе. Без эффективной банковской системы возможности стабильного функционирования на­циональной экономики крайне ограничены.

Ресурсы банка складываются из собственных средств бан­ка, т.е. его капитала, и привлеченных, т.е. заемных, средств, представляющих собой обязательства банка перед другими кредитными организациями, предприятиями и гражданами, разместившими свои средства в банке в качестве остатков на корреспондентских, расчетных и текущих счетах, депозитов, вложений в долговые ценные бумаги банка.

Операции, связанные с пополнением или расходованием ка­питала банка, т.е. по привлечению и возврату средств, принято называть пассивными. Это объясняется тем, что в балансе собст­венные средства и обязательства банка отражаются в пассиве (правой части баланса). Собственные вложения банка отража­ются в активе баланса и соответственно называются активами, а операции с активами - активными операциями.

Третий уровень кредитной системы представляют специализи­рованные кредитно-финансовые учреждения. К специализированным кредитно-финансовым институтам (в Великобритании их еще называют околобанковскими институтами) относятся инве­стиционные банки и компании, доверительные компании, ипотеч­ные банки, пенсионные фонды, всевозможные взаимные и паевые фонды, кредитные союзы и ассоциации, компании по финанси­рованию продаж товаров в рассрочку, факторинговые, форфей­тинговые, лизинговые компании и т.д. Исторически некоторые из перечисленных учреждений возникали там, где образовывались ниши в удовлетворении спроса на отдельные виды финансового обслуживания. Особенное распространение они получили в таких сферах как привлечение мелких сбережений, кредит под залог земли и недвижимости, потребительский кредит, кредит сельско­хозяйственным производителям, операции по финансированию и расчетам во внешней торговле, инвестирование капитала и раз­мещение ценных бумаг промышленных компаний.

Среди наиболее значимых специальных кредитно-финансовых учреждений можно выделить инвестиционные банки, которые за­нимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. про­водят операции по выпуску и размещению на рынке промышлен­ных ценных бумаг. Инвестиционные банки привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кре­дитов коммерческих банков. Они не имеют права привлекать де­позиты и осуществляют долгосрочное кредитование и финанси­рование различных отраслей экономики.

Важное место в кредитной системе занимают сберегательные учреждения, которое можно подразделить на три вида:

взаимно-сберегательные банки, которые принимают мелкие вклады на срок. Привлеченные средства вкладываются в различные обязательства и ценные бумаги, главным обра­зом в ипотеки под залог жилых строений, в государствен­ные ценные бумаги и облигации местных органов власти;

ссудо-сберегательные ассоциации, организованные на паевых началах; их капитал создается за счет продажи клиентам особых сертификатов, которые выкупаются по номиналу по первому требованию держателя и приносят доход в виде процента. Как и у взаимно-сберегательных банков, подав­ляющая часть капиталов ассоциаций вложена в ипотеки под залог жилых строений;

кредитные союзы - кооперативы, организуемые группами людей, объединенных по профессиональным или религи­озным признакам. Капитал образуется за счет паевых взносов в форме покупки особых акций, а средства исполь­зуются для предоставления краткосрочных ссуд (на покуп­ку автомобиля, ремонт дома и т.д.). По паевым суммам уплачивается процент.

Одними из самых значимых специальных кредитных учрежде­ний являются страховые компании. Для них характерна специфи­ческая форма привлечения средств - продажа страховых полисов.

При размещении средств страховые компании конкурируют с другими кредитными учреждениями. Главная статья их акти­вов - облигации промышленных компаний, акции, государствен­ные ценные бумаги. По объекту страхования страховые компании классифицируются на компании, занимающиеся страхованием жизни и имущества.

Пенсионные фонды создаются частными компаниями и госу­дарственными учреждениями для выплаты пенсий рабочим и слу­жащим по достижении ими определенного возраста. Частные пенсионные фонды создаются за счет взносов рабочих и служа­щих из своей заработной платы. Взносы предпринимателей представляют собой вычеты из прибыли, облагаемой налогом. Активы пенсионных фондов вкладываются главным образом в ценные бумаги предприятия, учредившего фонд, а также смеж­ных и зависимых компаний.

Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для покупки ценных бумаг. Существуют инвестиционные компании «открытого типа», которые обязуются выкупать свои акции у дер­жателей по требованию, и «закрытого типа», не дающие этого права.

Финансовые компании - институты, кредитующие продажу товаров в оптовой и розничной торговле. Они выдают кредит торговцам под проданные ими в рассрочку товары, покупая обя­зательства клиентов. Другие финансовые компании предостав­ляют ссуды промышленным фирмам, отгрузившим товар с опла­той в рассрочку.

Одна из важнейших тенденций последних лет в развитии кредитных систем развитых зарубежных стран - стирание раз­личий между отдельными видами банков, между банками и не­банковскими кредитными организациями. Глобальная тенден­ция к универсализации деятельности крупных банков успешно сочетается с сохранением специализации целого ряда кредитных институтов на отдельных видах банковских операций.

Таким образом, кредитная система, представляющая собой совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения, включает в себя три уровня: центральный банк, коммерческие банки и специализированные кредитно-финан­совые учреждения (рис. 1.).

  • 6. Характеристика основных элементов финансовой системы рф
  • 7. Международная финансовая система. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах
  • 8. Управление финансами, его экономическое содержание и функции. Объекты и субъекты управления финансами
  • 9. Механизм управления финансами, его структура и элементы
  • 11. Финансовый аппарат организаций, его структура и функции
  • 12. Финансовый менеджмент как система управления денежными потоками
  • 13) Содержание,значение,задачи и методы финансового прогнозирования и планирования.Виды финансовых прогнозов
  • 14) Сводный финансовый баланс и его структура
  • 15) Финансовый контроль: содержание, значение и задачи. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции, права и обязанности
  • 16) Содержание и значение финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика
  • 17) Финансовая политика государства в экономических теориях. Типы финансовой политики государства и их развитие.
  • 18) Результативность финансовой политики. Показатели эффективности финансовой политики
  • № 26) . Бюджетное устройство и бюджетная система рф. Принципы построения бюджетной системы рф
  • 32. Проблемы и концепции реформирования бюджетного федерализма в рф.
  • 37.Экономическое содержание расходов бюджетной системы, их классификация. Методы и формы организации расходов бюджетов
  • 38. Бюджетное финансирование и бюджетные кредиты, их особенности, принципы и порядок организации.
  • 39. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой, его участники и этапы
  • 40. Бюджетное планирование как составная часть бюджетного процесса. Принципы, задачи, методы.
  • 41. Исполнение бюджетов различных уровней. Системы кассового исполнения бюджета.
  • 42. Социально-экономическая сущность государственного кредита, необходимость его применения и роль в формировании бюджетных ресурсов государства и регулировании экономики.
  • 45. Государство как кредитор. Формы предоставления бюджетных кредитов.
  • 46. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Их классификация и состав.
  • 47. Государственные внебюджетные фонды рф: их классификация, особенности формирования и принципы функционирования.
  • 48. Необходимость и экономическое содержание страхования. Страхование как финансовая категория, ее специфика. Функции страхования.
  • 49. Сферы, отрасли (пенсионное, медицинское и др.) и формы страхования, их особенности.
  • 50. Классификация страхования: обязательное, добровольное; личное, имущественное, экономических рисков, ответственности; перестрахование и сострахование.
  • 51. Страховой рынок, его структура и принципы организации. Участники страхового рьшка и их функции. Тарифная политика в страховании.
  • 52. Сущность и функции финансов организаций. Содержание финансовых отношений в процессе осуществления деятельности организаций.
  • 53. Основы функционирования финансов коммерческих организаций. Принципы организации финансов предприятий.
  • 54. Факторы, влияющие на организацию финансов организаций
  • 55. Собственные средства организаций.
  • 56. Заемные средства организаций.
  • 59. Доходы и расходы организаций. Выручка от реализации продукции, направления ее использования.
  • 60. Расходы организаций, их содержание и состав.
  • 62) Содержание финансов некоммерческих организаций. Особенности управления финансами нко.
  • 63) Финансовый рынок: сущность, структура и роль в перераспределении финансовых ресурсов.
  • 64) Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений
  • 65) Формирование и использование финансовых ресурсов ип.
  • 66. Финансовый рынок: сущность, структура и функции.
  • 70. Бюджет домашних хозяйств.
  • 6. Характеристика основных элементов финансовой системы рф

    Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов

    Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении. Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

    7. Международная финансовая система. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах

    Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления – аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств. Общая структура финансовых систем зарубежных стран:

    государственные финансы;

    корпоративные финансы ;

    финансы домохозяйств , которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов.

    Национальные особенности систем определяются своеобразием организации финансовых потоков, обусловленным спецификой государственного, политического и экономического строя, исторических, географических и других факторов.

    Финансовые системы экономически развитых стран состоят из следующих подсистем:

    1. Централизованные финансы. Ведущее звено – государственный бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через бюджет, возросла в 2–3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода.

    Бюджетная система – совокупность элементов внутренней структуры государственного бюджета.

    Государство может иметь:

    двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств(Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муниципальные бюджеты;

    трехзвенную бюджетную систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.

    Базовые принципы построения бюджетной системы:

    самостоятельность территориальных бюджетов;

    равенство территориальных бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;

    разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

    Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий уровень самостоятельности местных бюджетов. Степень автономности определяется типом бюджетной системы:

    американский тип – практически полная независимость всех звеньев;

    западноевропейский тип – относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.

    В федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов равны, но отдельным регионам в связи с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.

    Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

    Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

    Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства , это деньги , которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).

    Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

    Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

    Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения.

    Остальная часть поступает от использования государственной собственности , внешнеэкономической деятельности.

    Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление .

    В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

    Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

    Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.

    Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:

    • позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества ;
    • обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;
    • дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.
    Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

    В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.

    Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.
    Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.
    Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).
    Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.
    Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
    Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения.
    Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности.
    Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.
    В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

    Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.
    Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.
    Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:
    – позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества;
    – обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;
    – дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
    В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.



    Обобщение задач, возложенных на финансовую систему, дает возможность выделить следующие ее основные функции:

    1 Обеспечение перемещения экономических ресурсов во времени и пространстве

    2 Обеспечение управления рисками экономической деятельности

    3 Обеспечение оптимальных способов осуществления расчетов, которые стимулируют обмен товарами, услугами, активами

    4 Обеспечение возможности объединения финансовых ресурсов для создания крупномасштабных предприятий и обеспечения измельчения капитала любого предприятия среди значительного количества владельцев

    5 Обеспечение широкого финансового информирования для возможности принятия оптимальных решений субъектами экономики

    6 Обеспечение возможности кредитования экономически эффективных проектов

    7 Обеспечение ликвидности финансовых активов

    8 Обеспечение возможности накопления богатства и формирования сбережений

    9 Обеспечение возможности осуществления финансового макрорегулирования национальной экономики

    Первая функция финансовой системы нами уже упоминалась в предыдущих разделах Главная задача финансов в целом - обеспечение контролируемого осуществления всех экономических процессов, важных для пидтрима Ання жизнедеятельности и развития общества Это связано с тем, что все экономические ресурсы ограничены, и поэтому финансовая система должна способствовать их рациональному использованию На сегодня существует очень широкий сп ектр финансовых инструментов для обеспечения движения материальных ресурсов во времени и пространстве, если это необходимо Достаточно назвать некоторые из них - кредитование, лизинг, франчайзинг и т.п. Если возникают \"вузь ки мисищ \"для осуществления общественно необходимых экономических процессов, то финансовая система должна либо дать адекватные финансовые инструменты для решения проблемы, или создать ново створити нові.



    Вторая функция финансовой системы призвана обеспечить рискованную, но нужную обществу экономическую деятельность Примером может служить морская торговля Прохождение груза морским путем супроводжуеть ься многими рисками, среди которых, например, риск крушения судна, риск захвата груза морскими пиратами и тд Вместе с тем, такая торговля необходима для развития как отдельных стран, так и мировой й экономики в целом Для того, чтобы были предприниматели, желающие заниматься этой деятельностью, создана соответствующая система страхования Через финансовые инструменты пострадавший может возместить убытки при ре ализации случае по поводу которого было осуществлено страхованиеування.

    Третья функция финансовой системы - это платежная функция Должны присутствовать удобные способы осуществления расчетов, которые стимулируют обмен товарами, услугами, активами Например, раньше для осуществления по одорожи необходимо было возить с собой наличные и это было довольно неудобно ведь был риск стать жертвой грабителей Кроме этого путешественник должен был обменивать свою национальную валюту на валюту стран и, где он находился, и не всегда это был простой и эквивалентный обмен Современные платежные системы все указанные трудности устраняют, они позволяют одинаково легко осуществлять платежи во многих странах б ез никаких различий в процедуре и стоимости услуги Такое общую технологическую платежную инфраструктуру создано, например, в Европе Темпы интеграции европейских платежных систем существенно ускорились ь после введения евро и благодаря усовершенствованию таких платежных систем, как ТАРГЕТ (TARGET), евро (EUR01), ГСС (CLS) и СВИФТ (SWIFT) Начиная с января 2008 года в Европе для финансовых систем стран ЕС существует единое платежное пространство - единая европейская платежная система SEPA (Single Euro Payments Area) Важность этого события сравнивают с значимости введения в 2002 году единой европейской валюты SEPA можете любым физическим и юридическим лицам осуществлять переводы денежных средств в едином пространстве и прекращает деление европейского платежного рынка за национальными границами Сегодня SEPA охватывает Юэ 27 государств - членов Евросоюза, а также Норвегию, Исландию, Лихтенштейн и Швейцарию и формирует единое европейское платежное пространство с населением в 330 милл человек Ежегодно в странах Евросоюза проводится 74 млрд безналичных платежей - более трети мирового объема Введение SEPA обеспечивает явные преимущества для каждого европейского потребителя, туриста или путешественника, осуществляющих регулярные плате жи в европейских странах Польза от сокращения администрирования и ускорению платежей способствует росту экономики Европы Отдельные указанные платежные системы работают и в Украинють і в Україні.

    Четвертая функция финансовой системы обусловлена??необходимостью обеспечивать мобилизацию средств для выполнения общественно важных, экономически выгодных проектов Это осуществляется, например, через выпуск ценных ных бумаг, в том числе путем выпуска и продажи акций Владельцам средств предлагаются указанные ценные бумаги и вследствие осуществления ими покупки акций, они становятся совладельцами создаваемого за их счет и предприятия и получать дивиденды при условии успешной деятельности последнего Владельцы акций также могут их впоследствии продать и получить дополнительный доход от своего вложения средстветів.

    Пятая функция финансовой системы - обеспечение широкого финансового информирования для возможности принятия оптимальных решений различными субъектами экономики - позволяет многим гражданам, предпринимателям предприятиям принимать более взвешенные решения в своей ежедневной деятельности и направляет средства в экономически эффективных проектов Это осуществляется через законодательно установлено обязательное обнародование определенной банковской информации, ежедневное сообщение фондовых индексов, которые являются интегральными показателями здоровья экономики, опубликования финансовых показателей предприятий, эмитирует ценные бумаги и т.д. Зная, например, рыночные процентные банковские ставки на депозиты, условия приобретения акций определенной компании, домохозяйствам легче принять решение относительно того, каким образом лучше использовать заощ ведь не средства - положить на депозит, или купить акії.

    Шестая функция финансовой системы связана с обеспечением возможности кредитования экономически целесообразных проектов есть в случае, когда заемщик может в результате выполнения проекта вернуть сам креди ит, проценты за пользование кредитом, получить прибыль, финансовая система должна обеспечить возможность финансирования такого проекта за счет заемных средств Цена за пользование кредитом имеет бут и адекватной и устанавливаться рыночным способоом.

    Седьмая функция финансовой системы связана с обеспечением ликвидности финансовых активов Ликвидность (английское \"liquid\" "эквивалентно \"жидкий, тикучий\") означает возможность легкой смены формы финан нсового актива зависимости от возникшей потребности, например, превращения ценных бумаг в наличные, валюты одной страны в валюту другой страны и тд В этом случае субъекты хозяйственной деятельности имеют широ кий выбор форм хранения и применения своих финансовых активов, уменьшает время и упрощает проведение хозяйственных операций, повышает их эффективностьідвищує їх ефективність.

    Восьмая функция финансовой системы связана с необходимостью обеспечения возможности накопления богатства и формирования сбережений тем субъектам хозяйственной деятельности, которые эффективно работают есть финансовая система должна иметь противодействие инфляционным процессам, обеспечивать стабильность национальной денежной единицы, ее конвертируемость в другие валюты и т.д. Только в нем случае возможно финансовое пла ния, накопления необходимой суммы средств для инвестирования в экономически привлекательные проекты, поступательное экономическое развитие как отдельных субъектов хозяйственной деятельности, так и экономики государства в циломму.

    Девятая функция финансовой системы связана с обеспечением возможности макрорегулирования национальной экономики с использованием финансовых рычагов Это необходимо в случае неблагоприятных внешних возмутит ень (мировые финансовые кризисы, резкий рост цен на энергоносители и тд) или внутренних экономических процессов, возникших по тем или иным причинам В этом случае финансовая система должна предоставлять набор др. инструмента для правительственного вмешательства с целью корректировки монетарной, бюджетной, налоговой, долговой, таможенной политиктики.

    30. Налоговая система общества: принципы построения, функции, разновидность налогов

    Финансовая система является сложным социально-экономическим объектом.

    Финансовая система представляет собой комплекс институтов, инструментов, форм и методов организации финансовых отношений, предназначенных для формирования, распределения и использования денежных средств, а также управления ими.

    Классификационным признаком финансовых отношений является роль субъекта в общественном воспроизводстве (государственные финансы, страхование, финансы предприятий). Под термином «финансовая система» в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений, но и совокупность финансовых учреждений.

    Понятие «система» широко используется практически во всех научных дисциплинах и имеет множество различных определений и трактовок. Как правило, под системой понимается «совокупность взаимосвязанных элементов, обладающую целостностью и окруженную средой». Из этого определения вытекают следующие основные свойства системы :

    · система целостна и имеет границу, отделяющую ее от внешней среды;

    · система состоит из нескольких частей – подсистем (расчленимых компонентов) и элементов (нерасчленимых компонентов);

    · части системы находятся во взаимосвязи друг с другом.

    Среди систем различных типов и видов в рамках рассматриваемой проблемы представляют наибольший интерес системы следующих классов:

    · открытые, то есть системы, осуществляющие двусторонний обмен с внешней средой веществом, энергией и информацией;

    · самоуправляемые, то есть системы, которые самостоятельно определяют (вырабатывают) и реализуют (исполняют) процедуру управления своим поведением;

    · экономические –часть системы более высокого порядка – социально-экономической системы. Это система общественного производства, то есть совокупность производительных сил и производственных отношений, – сложная, динамическая система, охватывающая весь процесс общественного воспроизводства.

    Финансовую систему можно отнести к открытой, сложной, самоуправляемой экономической системе.

    В целом, финансовая система России состоит из трех укрупненных подсистем:

    · государственных финансов;

    · страхования;

    · финансов хозяйствующих субъектов (предприятий).

    Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (элементы, звенья).

    1. Государственные финансы:

    · бюджетная система;

    · внебюджетные фонды;

    · государственный кредит.

    2. Страхование:

    · личное страхование;

    · имущественное страхование;

    · страхование ответственности.

    3. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий):



    · финансы коммерческих предприятий и организаций;

    · финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);

    · финансы некоммерческих организаций.

    Государственные финансы
    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

    Рис. 1. Финансовая система РФ

    Каждый элемент финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны (рис. 1).

    Финансы предприятий являются основой единой финансовой системы страны. Они обеспечивают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным источником формирования государственного бюджета. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государственного бюджета финансовыми ресурсами.

    Государственные финансы охватывают часть денежных отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством своих функций. Главным звеном государственных финансов является государственный бюджет.

    Внебюджетные фонды представляют собой средства Правительства РФ и региональных органов власти, связанные с финансированием целевых расходов, не включаемых в бюджет.

    Специфическим звеном финансовой системы выступает государственный кредит , который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств различных субъектов экономики для финансирования государственных расходов.

    Как самостоятельный элемент финансовой системы часто выделяют страхование. Страхование – экономические отношения по созданию и использованию денежных фондов для возмещения ущерба (вреда) при наступлении различных неблагоприятных событий в жизни и деятельности субъектов экономики.

    К финансовой системе иногда относят и финансы домашних хозяйств (граждан), которые представляют собой денежные отношения физических лиц с другими субъектами, возникающие в процессе образования и использования денежных доходов семейного бюджета.

    Финансы домашних хозяйств состоят из семейного бюджета. Доходная часть семейного бюджета формируется за счет: заработной платы; доходов от предпринимательской деятельности; от операций с личным имуществом; от владения ценными бумагами; денежных накоплений в финансово-кредитной сфере; доходов в виде льгот и выплат со стороны государства и т.д.

    Денежные расходы семейного бюджета подразделяются на: налоги, платежи, потребительские расходы, сбережения и накопления. Расходы семейного бюджета выполняют очень важную роль для воспроизводства и обеспечения жизнедеятельности семьи. За счет расходов семьи создается финансовый портфель.

    Финансовый портфель – это совокупность активов, составляющих богатство отдельной семьи.

    Финансовый портфель семьи включает три портфеля:

    · потребительский (покупка товаров длительного пользования);

    · накопительный (покупка ювелирных изделий, антиквариата, произведения искусства и др.);

    · инвестиционный с целью получения дохода и увеличения капитала (депозиты и срочные вклады, ценные бумаги, иностранная валюта, страхование жизни, имущества и т.д.).

    Раньше отечественная финансовая наука не признавала существования финансов домашних хозяйств. На Западе финансы домашних хозяйств давно рассматриваются как составная часть финансовой системы. В нашей экономической литературе только в последние годы появились публикации по вопросам финансов домашних хозяйств, и экономисты стали рассматривать эти финансы как элемент общей финансовой системы страны.

    Также в финансовой системе выделяют региональные финансы.

    Региональные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

    Роль региональных финансов заключается в том, что они обеспечивают территориальные органы власти и управления необходимыми финансовыми ресурсами. С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней социально-экономического развития территорий. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет доходов бюджетов.

    В современных условиях финансовая система играет ключевую роль в обеспечении сбалансированности и инновационного развития экономики. Для решения этих задач необходима современная, конкурентоспособная, инновационно ориентированная финансовая инфраструктура.

    В условиях мирового финансового кризиса российская финансовая система (при активной поддержке государства) показала свою устойчивость. Низкие устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции могут стать источниками угрозы национальной безопасности страны.

    Эффективная и надежная финансовая система общества создает предпосылки для устойчивого развития отечественной экономики. Достижение надежности и прозрачности финансовой системы предполагает решение нескольких задач: совершенствование правил и процедур бухгалтерского учета и аудита, регулирование и развитие страхового сектора, укрепление финансовой базы исполнения социальных обязательств государства на основе накопления и инвестирования средств, государственное регулирование отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней.

    Похожие публикации