Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

План работы кружка по экономике в техникуме. Кружок на тему: "Экономика и мы". кружка «Основы экономики»

Анализ урока с точки зрения личностно-ориентированного обучения

Ученикам предлагается подобрать синонимы и определяющие слова для понятия "семья", основываясь на своих наблюдениях и чувствах. После нескольких высказываний озвучивается следующая формулировка: "Семья - это группа людей, живущих вместе...

ТЕМА: «Истоки возникновения джаза» Цели: 1) познакомить со стилем «джаз»; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной...

Воспитание школьников средствами классического джаза

ТЕМА: «Истоки возникновения джаза» Цели: 1) познакомить со стилем «джаз»; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства...

Урок №1 Тема урока: «Глобальная сеть Интернет» Время: 45 минут Цели урока: учебная: формирование у учащихся знаний о сети Интернет, представление им краткой истории развития данной отрасли, рассказать о современных возможностях в сети Интернет...

Методика преподавания темы "Глобальная сеть Интернет" в 11 классах экономического профиля

Урок №2 Тема урока: «Работа в сети Интернет» Время: 45 минут Цели урока: учебная: предоставление учащимся способов поиска, обработки и анализа информации, сформировать у учащихся знания по использованию определенных типов Интернет-ресурсов...

Педагогические основы обработки материалов на уроках технологии

Урок в форме деловой игры "Построение чертежа плечевого изделия на индивидуальную фигуру" Цели и задачи урока: 1. Закрепить знания и умения учащихся по разделу “Проектирование и обработка плечевых изделий”. 2...

Пробные уроки

Урок: "Трудовое обучение" Учитель: Мурашка Н.А. Тема раздела: Обработка металлов. Тема урока: Сверление отверстий. Цели урока: Обучающая: Формирование умений и навыков пользоваться при сверлении металла...

Проведение уроков теоретического обучения

Предмет: «Психология». Тема урока: "Подростковый суицид". Цели: 1. Формирование адаптивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, осознание ценности жизни. 2. Психологическое просвещение о суицидах и способах его предотвращения. 3...

Разработка урока на тему "Способы записи алгоритмов"

Класс: 9 Тема урока: Способы записи алгоритмов. Цели урока: Образовательные: ѕ Сформировать представление о способах записи алгоритмов. Развивающие: ѕ умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать; ѕ интерес к учению...

Разработка частной методики изложения темы "Компьютерная сеть Интернет"

1.Тема: Поиск информации в Интернет 2.Цели: Образовательная - сформировать у учащихся представления об основных поисковых системах Интернет. Показать различие между ними, научиться применять полученные знания на практике...

Разработка частной методики изложения темы "Редактор таблиц Microsoft Excel" по информатике

Тема: Автозаполнение, мастер функций, построение диаграмм, вставка документа в Word. Цели: Дать ученикам базовые знания по работе с ячейками, использование мастера функций, построение диаграмм по данным таблиц...

Разработка частной методики изложения темы "Текстовый редактор Microsoft Word" по информатике

Тема: Возможности совмещения текста и графики. Цели: Дать ученикам базовые знания по работе с графикой в текстовом редакторе Word. Воспитать чувство рациональности и конкретности...

Разработка экспериментальной программы по изучению традиционной росписи (на примере гжели для учащихся 5 классов)

Тема урока: Сказочная гжель. Цели урока: 1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. 2...

Формирование этнокультурных знаний у учащихся детской школы искусств

Тема урока: «Древние корни народного искусства. Чувашская вышивка» Цели: 1. Познакомить учащихся со старинной чувашской вышивкой; 2. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества; 3...

Программа «Экономикс» предлагается к использованию в системе школьного дополнительногообразования для учащихся 9–10-х классов, 1 час в неделю в рамках организации факультативных занятий.

Программа основана на теоретическом материале школьного курса экономики, преподаваемом в 9-м или 11-м классе, и поэтому не ведет к перегрузке учащихся. Значительное количество времени, отведенное на выполнение практических заданий, равномерно распределяет нагрузку.

Программа учитывает основные принципы системного, деятельностного, развивающего, проблемного обучения и содержит в себе: направленность на комплексное решение задач образования, воспитания, развития, научность обучения, системность и последовательность, доступность, стимулирование положительного отношения школьников к учению, формированию у них познавательных интересов, потребностей в знаниях, сознательность, активность, и самостоятельность учащихся в обучении при руководящей роли педагога, оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых, а также других методов, технологий и приемов обучения, оптимальное сочетание практического и теоретического материала, а также общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения, что способствует индивидуализации обучения.

Работа по данной программе позволит учащимся получить комплекс умений по подготовке проектных, исследовательских работ, получить опыт участия в конференциях разного уровня.

Реализация программы позволит, учитывая возрастные особенности детей, достичь планируемых результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, мотивировать школьников к изучению экономики в урочное время и к обучению по специальности обществоведческих дисциплин в ВУЗе, поможет детям более полно реализовать свои природные способности, удовлетворить интерес к познанию обществоведческих дисциплин (право, обществознание). Введение факультативного курса позволит учащимся более качественно проработать отдельные вопросы по дисциплине «Обществознание», в том числе подготовиться для сдачи экзаменов за курс средней школы.

Пояснительная записка

Учебная программа предназначена для организации занятий факультатива (кружка) «Экономикс». Она включает в себя возможности для получения учащимися знаний по экономике и основам предпринимательства. Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 40 учебных занятий на учебный год.

Программа отражает содержательные компоненты обучения (здесь представлен основной изучаемый материал).

Направленность программы

Программа направлена на помощь учащимся воспринимать школьный курс экономики через расширенное познание хозяйственной деятельности общества.

Это достигается путем широкого использования наглядности, выполнения практических работ, решение задач, проведения деловых игр. Умелое использование организации самостоятельной работы учащихся позволяет решать учебно–воспитательные задачи, сочетая разные подходы к обучению.

Программа направлена на помощь учащимся

Применение технических средств и ИКТ, связанных с ними игровых методик, на занятиях способствует формированию критического и аналитического мышления, развитию предпринимательских способностей, формированию чувства ответственности за свои действия.

Актуальность программы, педагогическая целесообразность, новизна

Экономика окружает каждого человека в детства.

  • предлагаемая программа связана с содержательным блоком урока экономики, часто является подготовкой или продолжением его;
  • внеурочная работа по данной программе предлагает задания для проведения тематических игр и мероприятий в школе;
  • программа позволяет ориентироваться на интересах учащихся к изучаемому предмету, хозяйственной жизни общества, семьи и потому помогает решать важные учебно–воспитательные задачи, углубляя и расширяя экономические знания учащихся;
  • программа составлена с учетом возрастных особенностей детей: дети активно проявляют интерес к изучению хозяйственной деятельности общества, стремятся к самостоятельной, творческой работе; в программе учитывается то, что многие подростки, сталкиваясь с трудностями при выполнении работы, не проявляют должной настойчивости, теряют интерес к выполнению заданий. – для предотвращения этого учитываются психологические особенности подростков, учитель оказывает им своевременную помощь, стимулирует интерес, оказывая психологическую поддержку, обеспечивает успешное завершение работ учащимися;
  • близкое общение учителя с учащимися при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ученика, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельное познавательной деятельности.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей с опорой на психологические особенности возраста детей и применением различных психологических техник.

Программа способствует формированию у учащихся

  • экономического и хозяйственного мировоззрения;
  • сознательного отношения к труду;
  • развитие интереса детей к экономическим процессам, способствовать развитию интеллекта;
  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • приобретение навыков проектной деятельности (от постановки задачи до ее успешной реализации);
  • обеспечить выработку у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые в последствии могут стать основой для более серьезных исследований;
  • усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков. Это может оказаться полезным в повседневной жизни, а возможно, и в будущей профессии;
  • поддержание и развитие интереса, любознательности; потребности в приобретении новых знаний и способностей их получения путем самообразования;
  • эстетическое воспитание учащихся;
  • формирование аналитического мышления учащихся через систему решения задач, содействие развитию критического мышления;
  • получение необходимых знаний и приемов работы для реализации перечисленных выше задач

Отличительные особенности программы: Заключаются в том, что она построена на основах развивающего обучения в результате социального взаимодействия и поэтапного формирования мыслительной деятельности. Социальное взаимодействие учащихся между собой и с учителем осуществляется в практической деятельности.

Возраст детей: Программа рассчитана на применение в 9–10-х общеобразовательных классах при одногодичном цикле обучения.

Сроки реализации программы: при одногодичном цикле обучения программа реализуется за один учебный год.

Формы и режим занятий

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 40 учебных занятий на учебный год (по 1 учебному часу в неделю)

Основная форма организации внеклассной работы по экономике в школе – кружок.

В программе «Экономикс» предлагаются следующие формы работы:

  • теоретическое изучение основ экономики и предпринимательства;
  • групповые практические занятия;
  • индивидуальные занятия (подготовка докладов, выполнение индивидуальных проектов; исследовательская деятельность);
  • общешкольные мероприятия;
  • экскурсии, игры,
  • практическое применение полученных навыков (организация ярмарок, экономических игр).

Ожидаемые результаты

  • формирование стойкого интереса к экономической науке;
  • воспитание ответственности за принимаемые экономические решения на основе осознания роли человека в современном мире;
  • приобретение учащимися прочных знаний в различных обществоведческих дисциплинах, подкрепленных практическими навыками и умениями;
  • закрепление навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности;
  • развитие интеллекта учащихся, навыков общения, развитие эстетического вкуса.

Учебно-тематическое планирование

Способы проверки ожидаемого результата

  • тестирование
  • защите рефератов
  • составление проектов
  • участие в олимпиадах

Формы подведения итогов

  • организация тематических выступлений, конференций;
  • организация выставки работ учащихся;
  • проведение открытых мероприятий: викторин, вечеров, игр.

Программа направлена на развитие интереса к экономическим наукам, расширение знаний по экономике, расширение знаний по производственной и непроизводственной сферам экономической жизни человека. Ученик в ходе изучения представленного материала узнает методологические и философские подходы к экономической науке, усваивает теорию производства, узнает о различных экономических системах общества.

Методическое обеспечение программы

Программа «Экономикс» предусматривает различные формы и методы работы:

1) групповые занятия: теоретическое обсуждение вопросов – дискуссия, мозговой штурм; практическое6 выполнение опытов, ролевые игры, экскурсии, массовые мероприятия в школе;

2) индивидуальные занятия:

  • консультации,
  • работа с учебной литературой,
  • подготовка сообщений, индивидуальных проектов,
  • работы с использованием компьютерных программ;

3) техническое оснащение школы позволяет широко использовать в работе технические средства, разнообразный традиционный дидактический материал, а также информационные технологии, которые позволяют достигать максимально возможного результата в обучении.

Для создания программы использованы:

  1. Программа «Экономическая теория»,
  2. Программа «Основы экономических знаний», В.В.Любимов,
  3. Программа «Основы экономических знаний», И.В.Липсиц,
  4. Программа «Основы предпринимательства», И.В.Липсиц,
  5. Программа «Прикладная экономика».

Тематическое планирование
1 год обучения

1 Что такое экономика 3 часа
2 Экономические системы 4 часа
3 Спрос. Предложение 3 часа
4 Равновесие рынка 2 часа
5 Потребление, сбережение, вклады, инвестиции 4 часа
6 Финансирование бизнеса 3 часа
7 Производство и производительность 3 часа
8 Рынок труда. Роль профсоюзов 4 часа
9 Конкуренция 2 часа
10 Деньги 3 часа
11 Мировая экономика 2 часа
12 Повторение 4 часа

2 год обучения
(для двухгодичного варианта программы)

1 Предмет экономической теории 1 час
2 Методы экономических исследований 2 часа
3 Теория производства 3 часа
4 Модель организации экономической системы 3 часа
5 Рыночные отношения. Рыночная конкуренция 6 часов
6 Механизм функционирования рынка 2 часа
7 Фирма. Теория фирмы 6 часов
8 Теория издержек 4 часа
9 Макроэкономическая политика 2 часа
10 Экономический рост. Цикличность экономики 4 часа
11 Финансовая система 3 часа
12 Повторение 4 часа

Завершение изучения программы предусматривает написание научно-исследовательской работы. Тема работы – по выбору учащегося. Объем работы – не менее 10 страниц, включая схемы, графики, диаграммы, таблицы.

Список литературы

  1. Основы предпринимательской деятельности, книга для учителя 10–11 классы, 1997.
  2. Экономическая теория, учебник, Питер, 2001.
  3. Автономов В.С. Введение в экономику, 1998.
  4. Липсиц И.В. Экономика, 2001.
  5. Прикладная экономика, 2003.

2.3 Учебная программа по экономике «Мир экономики»

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (10 месяцев). Занятия проводятся 2 раза в месяц по 2 часа, всего 40 часов.

Мероприятия

1 Знакомство. Основные задачи кружка.

2 Знакомство с положением о кружковой работе

сентябрь

1 Основные проблемы экономики. Решение нестандартных, проблемных ситуаций

2 Урок-презентация: «структурные особенности экономики России»

1 Международная экономика. Великие зарубежные экономисты

2 Тематическая игра - аукцион «Основы менеджмента»

1 Спрос. Величина спроса. Закон спроса

2 Спрос. Предложение. Рыночное предложение

1 Предложение. Величина предложения. Закон предложения

2 Деловая игра «В мире фирм»

1 Рыночное равновесие. Основные типы рынков. конкуренция

2 Валюта. Валютный рынок. Из истории монет и банкнот.

1 Фирмы. Капитал. Прибыль.

2 Налоги и бюджет.

1 Сбережения и кредит

2 Урок финансовой грамоты на тему «Кредит - жизнь в долг или способ удовлетворения потребностей»

1 Планирование семейного бюджета

2 Обсуждение творческих работ, презентаций.

1 Роль и задачи государства в экономике

2 Государство и экономика. Деловая игра «Разработка ключевых положений антикризисной программы»

Итоговое повторение. Тестирование.

План работы со слабоуспевающими студентами

Мероприятия

Срок исполнения

Использование на занятиях разные виды тестов разного уровня усвоения

В течение года

Использование на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата.

В течении года

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе самостоятельных работ, зачетов, после чего провести контроль знаний.

В течение года

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на занятиях, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающим учащимся.

В течение года

Регулярно и систематически опрашивать, своевременно выставлять оценки, не допускать скопления их в конце четверти.

В течение года

Своевременно ставить в известность классного руководителя, мастера о низкой успеваемости, неудовлетворительных оценок.

В течение года

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся.

В течение года

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить навыкам самостоятельной работы.

В течение года

Активизация познавательной деятельности учащихся

Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен владеть эффективными методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет и качество подготовки к занятиям. Готовясь к занятиям...

Вариативность альтернативных белорусских программ в воспитании дошкольников

Временным творческим коллективом под руководством профессора Е.А.Панько и доцента А.И. Васильевой создана первая национальная программа «Пралеска». Основными задачами программы являются: - охрана и укрепление здоровья ребенка...

Значение труда в уголке природы для развития личности ребенка с отклонениями в развитии речи

В настоящее время организация проектной деятельности становится актуальной и для преподавания экономики. Инструментом метода проектов является учебный проект, так как обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта...

Изучение возможности использования методов проектов на уроках экономики

Рассмотрим наиболее важные требования к выполнению проектов в школе по экономике. 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания...

Использование инновационных технологий обучения в высшей школе при изучении дисциплины "Региональная экономика"

В настоящее время актуальность приобретают региональные экономические проблемы, им стало уделяться значительно больше внимания. В последние годы сложилась и получила развитие новая ветвь научных знаний - региональная экономика...

Личностно-ориентированное обучение на уроках информатики

Учебная программа воспроизводит в своем содержании систему научных знаний (понятий), специально отобранных в учеб-ных целях и заданных для усвоения. Она едина и обязательна для всех учащихся...

Методика изучения тепловых явлений на основе строения вещества

В школе на изучение темы «Тепловые явления» отводится 25 часов, включающей в себя следующие темы уроков: 1. Тепловое расширение тел 2. Температура. Измерение температуры. Термометр 3. Внутренняя энергия 4. Способы изменения внутренней энергии 5...

Методика подготовки и проведения урока по экономическим дисциплинам

Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе

Методики и организация проведения занятий по основам экономики в школе

Аудиторные (классные) занятия в школе при преподавании экономики играют главенствующую роль, т.к. самостоятельное изучение данной науки достаточно сложно для школьников. Главным видом аудиторного занятия является урок. Урок Педагогика...

ПГГПУ в XXI веке: подготовка кадров для экономики края

Классик экономической теории Й. Шумпетер, разрабатывая свою инновационную теорию, изучив предпринимательский класс своего времени, выделил основные характеристики людей...

Геронимус Ю.В. считает, что деловая игра проходит следующие этапы Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. -М.: "Знание", 1989.: 1. Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. 2...

Проектирование методики организации деловой игры по дисциплине "Экономика" для учащихся 11 класса

Разработка практических занятий по экономике организации (предприятия) и экономике отрасли

С позиций современных требований центр тяжести в обучении переносится на развитие личности, её умение самостоятельно пополнять знания и совершенствовать квалификацию...

Похожие публикации