Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Учетная политика с года. Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы). Проверка учетной политики бюджетного учреждения

Изменения в учетную политику на 2019 год - обязательно ли их внесение? От чего зависит необходимость изменений в учетной политике? Как правильно их оформить? Какие нюансы необходимо учесть при составлении изменений к учетной политике на 2019 год? Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы в материале далее.

Необходимо ли менять учетную политику каждый год?

Учетная политика (УП) описывает применяемые юрлицом способы учета фактов хозяйственной деятельности. Причем каждый из этих фактов в зависимости от вида организуемого учета может расцениваться по-разному.

Для видов учета, требующих составления официальной отчетности, методология ведения регламентирована законодательно:

  • для бухучета — законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ , ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н), набором иных ПБУ, освещающих особенности отражения в учете определенных учетных объектов;
  • для налогового учета — НК РФ.

ПБУ 1/2008 предписывает применять УП последовательно от года к году, сохраняя ее преемственность и сопоставимость с данными предшествующих лет. То есть если отсутствуют факторы, вынуждающие юрлицо менять политику принятого им бухучета (новшества в законодательстве, новые виды деятельности), то необходимости в смене ее нет.

УП для целей налогового учета в НК РФ (ст. 11) охарактеризована как система учета показателей, значимых для правильного определения налоговой базы. Соответственно, если не требует изменений методология учета этих показателей, то не потребуются и изменения в налоговой УП.

Таким образом, ответ на общий для двух видов обязательных УП вопрос: «Нужно ли менять учетную политику каждый год?» — следует признать отрицательным.

Новшества в документах, используемых при составлении УП-2019

Проводя перед наступлением 2019 года ревизию положений имеющейся у юрлица УП на предмет проверки их востребованности и актуальности, нужно иметь в виду, что некоторые из нормативных документов, регламентирующих составление УП, обновлены:

  • С 06.08.2017 действует новая редакция ПБУ 1/2008, обозначившая тенденцию приоритета правил МСФО перед нормами РСБУ и установившая возможность обоснованных отступлений от существующих стандартов российского бухучета (в т. ч. исходя из принципа рациональности), однако новшеств, требующих изменений политики учета в последней редакции этого документа нет.
  • С 01.01.2019 вступят в силу изменения в ст. 164 НК, которые увеличат ставку НДС с 18% до 20%. В связи с данным повышением, законодатели подготовили новую форму деклрации по НДС.

Таким образом, изменения в законодательстве, обязывающие откорректировать применяемую юрлицом УП с 2019 года, есть. И прежде всего необходимо урегулировать вопрос с переходным НДС, например, при получении авансов в 2018 году НДС рассчитывается исходя из ставки 18/118, а при реализации товаров в 2019 году уже нужно будет рассчитать налог исходя из ставки в 20%.

Смена учетной политики может быть не только вынужденной, но и добровольной. Положения учета, однозначно закрепленные законодательно, изменить нельзя. Поэтому добровольная смена может касаться только моментов, допускающих:

  • выбор из нескольких вариантов;
  • самостоятельную разработку способа учета.

Если изменения в УП вносятся в связи с изменением законодательства, то можно менять УП с той даты, когда вступили в силу изменения в нормативно-правовом акте. А вот добровольные изменения следует делать исключительно с начала нового отчетного (налогового) периода. То есть именно для них можно внести корректировки в свою УП с 2019 года.

Изменения учетной политики на наступающий год оформляются распоряжением руководителя юрлица. Вариантами такого документа могут быть:

  • приказ о внесении изменений в конкретные пункты текста УП — в этом случае он станет неотъемлемой частью имеющегося приказа по УП;
  • приказ об утверждении обновленного текста УП, вступающего в силу с нового года.

Итоги

Нормативные документы, регламентирующие правила ведения бухгалтерского и налогового учета, не требуют ежегодного изменения учетной политики. Изменения в этих правилах, которые могут повлиять на учетные операции, совершаемые в 2019 году, имеют место, и они требуют обязательной смены УП. Вместе с тем изменения в УП-2019 могут быть внесены добровольно.

Казенные учреждения - одна из форм некоммерческих организаций. Как и коммерческие компании, эти учреждения обязаны вести бухгалтерский учет, ведение которого невозможно организовать без наличия такого нормативного документа, как учетная политика казенного учреждения. О ней мы и поговорим сегодня в настоящем материале.

Итак, кратко рассмотрев правовые особенности деятельности казенных учреждений, можно сделать вывод, что именно с учетом специфики деятельности казенного учреждения следует формировать учетную политику последнего.
Учитывая, что деятельность казенного учреждения ведется в рамках бюджетной сметы, кто-то может возразить, что такому учреждению учетная политика не нужна, поскольку ее основные элементы устанавливаются на уровне распорядителя бюджетных средств. Однако такое мнение идет вразрез с требованиями бухгалтерского законодательства.
Основным нормативным документом в области бухгалтерского учета является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), и сфера его применения распространяется в том числе на некоммерческие организации. Более того, он обязателен к применению и организациями государственного сектора, в число которых входят государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

Большинство субъектов бизнеса в соответствии с нормами законодательства обязаны вести бухучет и представлять проверяющим органам бухгалтерскую отчетность. Ведение бухучета предполагает использование его методов и способов. Так как фирмам дается право выбора, то они должны формировать такой локальный акт, как учетная политика организации, в которой конкретизирует учет на предприятии.

Методические указания предполагают по некоторым объектам вести учет разными способами, которые организация выбирает на основании существующей особенности работы предприятия. Чтобы сам бухгалтерский персонал и все проверяющие знали, какие методы и способы используются на данном предприятии составляется учетная политика организации.

Учетная политика - это перечень принципов осуществления бухгалтерского и налогового учета на будущий календарный период. Этот документ необходимо разработать и принять в каждом хозяйственном субъекте, который ведет бухучет в полном объеме независимо от формы собственности.

Если фирма имеет филиалы, представительства или удаленные подразделения, порядок ведения учета, закрепленный в этом документе, распространяется и на них.

Должностному лицу необходимо тщательно продумывать состав внесенных в него правил, поскольку ошибочное или неверное значение одного из раздела может, в дальнейшем, повернуться против самого предприятия.

При этом нет необходимости подробно останавливаться на тех элементах, где на уровне законодательства закреплен единственный вариант действий. В первую очередь, здесь рассматриваются те моменты учета, по которым дан выбор - к примеру, амортизация основных средств.

Кроме этого в состав учетной политики включается раздел для налогообложения. То есть в этом документе фиксируются не только правила действующие на предприятии по бухучету, но и по налогам.

Внимание! Оформление учетной политики позволяет оптимизировать бухгалтерский и налоговый учет, а это способствует своевременному получению всей необходимой информации для принятия решений руководством по эффективному применению ресурсов и выявлению их резервов.

В каком случае она составляется

Учетную политику субъекты должны формировать в случаях, когда они ведут бухгалтерский учет. Поэтому ее составляют все юридические лица, независимо от формы собственности. Исключением являются только кредитные организации, представительства и филиалы иностранных компаний.

Многие ошибочно думают, что если организация применяет упрощенную или иную льготную систему налогообложения, то составлять учетную политику она не должна.

На самом деле это не так. Именно в учетной политике фиксируется момент, в соответствии с которым учет предприятия строится по упрощенной схеме. Если этого не будет, то и применять упрощенный бухучет организация не сможет.

Как правило, формирование учетной политики происходит сразу же после создания компании. Ее составляет главный бухгалтер, а утверждает директор фирмы. Далее в конце каждого года в нее при необходимости вносятся коррективы, и ее заново утверждают на новый год.

Отдельный большой вопрос, нужно ли, чтобы была учетная политика ИП. Ведь согласно положению разрабатывать и использовать этот документ должны только организации. Однако НК говорит, что налогоплательщик независимо от формы должен разработать учетную налоговую политику.

А вот разрабатывать и применять учетную политику для бухучета им не нужно, поскольку по законодательству они могут не вести бухучет вообще.

Сроки утверждения документа

Когда фирма прошла регистрацию, ей необходимо, согласно ПБУ 1, составить и утвердить свою учетную политику не позднее 90 дней. То есть ее можно ввести сразу же вместе с регистрацией, а можно более тщательно рассмотреть все моменты и утвердить не позднее трех месяцев. При этом действовать она начинает с момента регистрации организации.

Однако, в состав учетной политики входит раздел по налогам. НК РФ требует, чтобы учетная политика для налогообложения была утверждена не позднее конца первого налогового периода. При этом ее правила будут распространяться на деятельность компании с момента постановки на учет.

Учетная политика составляется на неопределенный период. При ее формировании действует принцип последовательности применения действующих правил. То есть выбрав один раз методы и способы бухучета, их желательно использовать и в дальнейшем. Изменения в них должны быть обоснованы и нацелены на оптимизацию деятельности.

Внимание! Изменения можно вносить соответствующим приказом руководства или же путем утверждения новой учетной политики.

Изменения в ПБУ 1/2008 с 2019 года

Всем компаниям необходимо откорректировать свои учетные политики в 2018 году. Связано это с тем, что в 2017 году были приняты изменения в законодательстве по бухучету.

Что должна содержать УП для ОСНО

Это самый объемный вариант учетной политики, поскольку к компаниям на ОСНО применяются наиболее жесткие требования по ведению учета, подготовке и сдаче отчетности.

Учетная политика на ОСНО может оформляться единым документом, содержащим части для бухгалтерского и налогового учета, либо двумя отдельными частями. При этом налоговая политика здесь является наиболее важной, поскольку определяет процесс формирования базы и расчетов основных видов налогов, и особенно - налога на прибыль.

Основные моменты, которые необходимо рассмотреть в бухгалтерской части документа:

  • Перечень нормативных документов, которые используются для учета. Если компания использует в какой-то сфере МСФО, то это должно быть прописано;
  • План счетов бухучета;
  • Оформление бухгалтерской отчетности - список оформляемых форм (например, малым предприятиям дано право составлять упрощенный баланс), детализация раскрываемых показателей, составление пояснительных записок к балансу и приложениям. В этом же разделе указывается, если на предприятии составляется промежуточная отчетность;
  • Первичные документы - здесь необходимо упомянуть, какие бланки применяются в типовой форме, а какие - в собственной. Последние нужно будет включить как приложения.
  • Кто в организации имеет право подписывать первичку, счета, счет-фактуры и т. д;
  • Каким именно образом выполняется учет поступающих материалов, как происходит оценка при поступлении и списании;
  • Каким именно способом будет происходить определение курсовых разниц для активов в валютном выражении;
  • Каким именно образом происходит списание управленческих и коммерческих расходов, как происходит признание выручки по продукции, у которой производственный цикл более 12 месяцев, как осуществляется учет незавершенного производства;
  • Налог на прибыль для целей бухучета - необходимо указать, использует ли субъект ПБУ 18/02, каким именно способом определяется величина налога для отчета о финрезультатах;
  • Процесс создания резервов - как именно производится создание резерва на сомнительные долги (обязаны иметь все компании), происходит ли создание резервного фонда (производится по желанию);
  • Учет основных средств - в этом разделе устанавливается, как определяется срок использования ОС, какой способ амортизации применяется, как списывается ОС с ценой до 40 тыс. руб, способ проведения переоценки. Для малых предприятий есть возможность начислять амортизацию раз в год, и это также нужно отменить в документе.

В налоговой части документа не нужно указывать способы учета и расчета, если они четко указаны в устанавливающих документах, Однако если предлагается выбрать один из нескольких способов, то это и нужно вносить в документ.

В частности, необходимо отразить следующие моменты:

  • Каким из двух способов происходит начисление амортизации;
  • Каким методом будет производиться определение цены материалов и сырья;
  • Если уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль - как часто это производится;
  • Как часто подается декларация по налогу на прибыль;
  • Каким из двух способов будут признаваться доходы;
  • Если в предыдущем пункте выбран метод начислений, то как будет указываться оплата работ, какие начаты в одном периоде, а закончены в другом;
  • Какие расходы, из указанных в НК будут считаться прямыми;
  • Как будет производиться ведение налогового учета - в бухгалтерских регистрах или отдельных.

Из-за очередных поправок в налоговом законодательстве необходимо внести изменения в учетную политику на 2018 год. Расскажем об обязательных пунктах политики, какие формулировки изменить и как актуализировать документ.

В этом году вступили в силу поправки в ПБУ 1/2008. В связи с этим учетную политику надо проверить на соответствие новым правилам. Расскажем, нужно ли вносить изменения в политику на 2018 год и какие корретировки нужны.

Новое в учетной политике на 2018 год

Способ учета в политике . В учетной политике необходимо прописать способы учета для операций, которые проводит организация. В этих целях надо руководствоваться федеральными стандартами (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Если же в них не установлен способ, закон требует разработать его по правилам, прописанным в стандартах.

Как применять требование рациональности? Например, на сомнительную и просроченную дебиторскую задолженность нужно создавать резерв. Но сомнительный долг может быть небольшим по меркам самой компании. При этом расчет резерва - трудоемкая работа. Бухгалтер применит критерии существенности к примерной сумме, которую нужно отразить в балансе при формировании резерва. А затем напишет руководителю докладную записку, что информация несущественная и траты на ее формирование нерациональны. Директор примет решение, создавать резерв или нет.

Для крупных компаний есть особенность выбора способов. Если организация входит в холдинг, то может составлять политику независимо от других компаний группы. Но только при условии, что основная компания не издает собственные стандарты, которые обязаны применять все организации группы.

Компании, которые составляют и публикуют отчетность по МСФО, получили в этом году право упростить себе формирование политики и учет. Независимо от того, есть ли в федеральном стандарте один или несколько способов, можно пользоваться особым правилом. Если способы в федеральных стандартах противоречат МСФО, можно руководствоваться международными стандартами (абз. 2 п. 7 ПБУ 1/2008).

Новое правило избавляет крупные организации от двойной работы. В учетной политике на 2018 год нужно прописать, от какого способа отказалась компания и какому правилу в международном стандарте оно противоречит.

Новый инвестиционный вычет в политике . С 1 января 2018 года компании смогут воспользоваться новым инвестиционным вычетом. Он позволяет уменьшить налог на прибыль на расходы по покупке или модернизации основных средств из 3-7 амортизационных групп . Поправки в Налоговый кодекс ввел Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ, который вступает в силу 1 января 2018 года.

В учетной политике 2018 нужно прописать, что компания будет пользоваться вычетом. Правила о том, как будете рассчитывать вычет, писать не нужно. Их утвердят региональные власти. Решение о вычете можно поменять в течение трех лет, если другой срок не установит регион.

Основные средства в учетной политике 2018

Правила работы с инвестиционным вычетом вводит новая статья 286.1 НК РФ, она будет действовать до 2027 года. Чтобы льгота заработала, ее должны ввести региональные власти. Они вправе устанавливать свои условия. Но есть общие правила для вычета.

Региональную часть налога на прибыль компания вправе уменьшить на 90% от расходов на покупку, доработку, модернизацию или техническое перевооружение активов. У инвестиционного вычета есть предельная величина - это разница между налогом в региональный бюджет по обычной ставке и налогом по ставке 5 %. Последнюю ставку регионы вправе менять в большую сторону. При этом, если компания пользуется вычетом, федеральную часть налога можно уменьшить на 10 % от расходов на активы. Эту часть налога на прибыль можно обнулить.

Вычет можно применять к активам 3-7 групп. Регионы могут устанавливать и другие ограничения по видам основных средств, а также категориям компаний, которые не вправе пользоваться инвестиционным вычетом. По кодексу это резиденты особых экономических зон, участники региональных инвестиционных проектов и др.

Применять вычет можно с периода, в котором компания начала использовать основное средство или изменила его первоначальную стоимость. Вычет сверх предельного значения можно будет переносить на другие месяцы, кварталы и годы. Инвестиционный вычет нужно применять ко всем активам, в отношении которых он установлен кодексом и региональными властями. При этом амортизировать такие основные средства компания уже не сможет.

Если компания решит продать актив раньше, чем пройдет срок полезного использования, потребуется доплатить налог с пенями. Тогда первоначальную стоимость основного средства компания учтет в расходах того периода, в котором продала актив (подп. 4 п.1 ст. 268 НК РФ).

Кроме того, к компаниям, которые используют инвестиционный вычет, будут и дополнительные требования на камеральных ревизиях. Инспекторы смогут запрашивать пояснения и документы по активам, к которым компания применила вычет.

Как написать учетную политику на 2018 год

По закону бухгалтер, когда составляет учетную политику, в первую очередь должен смотреть федеральные стандарты. Сейчас нет утвержденных документов с таким названием. Первый стандарт должен появиться к 2019 году.

С 19 июля 2017 года к федеральным стандартам приравняли ПБУ (Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ). Из них нужно выбирать способы учета (см. таблицу ниже). Конечно, при условии, что для вашей операции способ установлен. Если нет, компания действует по алгоритму - смотрит МСФО, затем федеральные стандарты по аналогичным вопросам либо отраслевые стандарты. Отраслевыми считаются стандарты ЦБ РФ. Для компаний таких стандартов нет.

Способы учета для учетной политики 2018: таблица сравнения

Что утверждают в политике Какие способы прописать В каком документе смотреть (без учета МСФО и рекомендаций БМЦ)
Способы оценки активов и обязательств Оценка фактов хозяйственной деятельности ПБУ 19/02, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99
Погашение стоимости активов ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2007, ПБУ 17/02
Рабочий план счетов Применение счетов бухгалтерского учета Типовой план счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (п. 9 Положения, утв. приказом Минфина от 29.07.98 № 34н)
Критерии, по которым активы и обязательства нужно группировать Группировка фактов хозяйственной деятельности Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н
Формы регистров бухучета Организация регистров Компания самостоятельно определяет формы первички, регистров, внутренней отчетности (п. 3 ст. 9, п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ). Обязательно применять унифицированные формы, если это установлено нормативными актами. В частности, обязательны к применению кассовые документы
Формы первичных документов Документооборот

Формы для внутренней отчетности
Правила документооборота Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. приказом Минфина СССР от 29.07.83 № 105
Технология обработки учетной информации Обработка информации
Порядок проведения инвентаризации Инвентаризация Методические указания по инвентаризации, утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49

Последний документ, в котором нужно искать способ учета, - рекомендации. Разъяснения по бухучету вправе давать негосударственные регуляторы - некоммерческие организации (ст. 21,23, 24 закона № 402-ФЗ). Сейчас к ним относится Бухгалтерский методологический центр (БМЦ).

Компании использовали в учетной политике рекомендации отраслевых министерств. Например, по вопросам калькулирования себестоимости или по способу учета в отрасли (см. Инструкцию, утв. приказом Минздрава России от 20.07.01 № 284, Методические рекомендации, утв. приказом Минсельхоза России от 14.12.04 № 537 и др.).

Теперь нужно проверить, не противоречат ли такие способы учета федеральным стандартам, МСФО и рекомендациям некоммерческих организаций. Ведь документы отраслевых министерств больше не регулируют бухучет. А раз так, будет считаться, что компания сама разработала способ, если взяла его из этих документов.

Дополнение к учетной политике на 2018 год

В этом году чиновники внесли в закон о бухучете изменения, которые приравняли 24 действующих ПБУ к федеральным стандартам по ведению учета. Тем не менее Минфин собирается заменить многие из этих ПБУ новыми документами. В программе разработки стандартов сейчас 14 проектов (приказ от 07.06.2017 № 85н). В 2019 году планируют ввести в действие федеральные стандарты "Запасы" и "Нематериальные активы". На сегодняшний день закончено общественное обсуждение.

Некоторые ПБУ не заменят полностью, но обновят. К 2019 году чиновники собираются внести изменения в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте".

Компания вправе заранее применять новые стандарты, если Минфин прописал такую возможность в приказе, которым утвердил стандарт (п. 23 ПБУ 1/2008). Без этой оговорки новые правила не применяйте. Безопаснее подождать, пока стандарт станет обязательным.

Можно уже сейчас готовиться к переходу на новые стандарты, которые будут аналогичны МСФО. Для этого используйте ежегодные рекомендации Минфина аудиторам. В них есть способы, которые соответствуют международным стандартам отчетности. Сближение с МСФО - это главная цель реформирования российского бухучета.

Любое изменение способа учета нужно прописать в учетной политике. Для этого надо издать приказ или распоряжение руководителя (п. 8, 11 ПБУ 1/2008).

Все новые стандарты будут вступать в силу с начала года. Если компания захочет работать по стандарту раньше, выясните, требуется ли ретроспективный пересчет. Его нужно будет провести, если в стандарте не пропишут специальный порядок, как отразить изменение способа учета (п. 14 ПБУ 1/2008). В бухгалтерской отчетности потребуется отразить, что компания досрочно использует стандарты (п. 23 ПБУ 1/2008).

Изменения, которые компания планирует внести в учетную политику на будущий год, больше не нужно раскрывать в отчетности. Минфин исключил это правило из ПБУ 1/2008 (п. 14 приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н). Как и прежде, потребуется раскрыть в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах способы учета, которые могут повлиять на решения пользователей (п. 24 ПБУ 1/2008). Это нужно, так как пользователи отчетности сравнивают показатели за разные годы и делают выводы. По той же причине в отчетности отражают причину и содержание изменений в учетной политике (п. 21 ПБУ 1/2008). А если это существенно повлияло на финансовый результат или движение денег, то оценивают и раскрывают последствия (п. 13, 16ПБУ 1/2008).

Изменения учетной политике в 2018 году для малых компаний

Небольшие компании могут значительно упростить учет. Такое право сохранится в 2018 году.

Малые компании вправе не использовать самые сложные правила из федеральных стандартов и составлять отчетность всего из двух форм. Но такая льгота доступна не для всех.

Отказаться от сложных способов учета вправе малые компании, некоммерческие организации и участники проекта "Сколково". В 2018 году к малым будут относиться компании со среднесписочной численностью сотрудников за 2016 год до 100 человек и доходами не более 800 млн рублей за тот же период. При этом нужно выполнять еще хотя бы одно условие из части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Например, доля участия иностранных и российских организаций, которые не относятся к малым, не должна превышать 49 %.

Обратите внимание!

Не все малые компании вправе использовать упрощенные способы. Упрощать отчетность нельзя, если компания обязана проводить аудит. А это требование касается всех акционерных обществ, организаций с валютой баланса более 60 млн рублей или выручкой более 400 млн рублей за год, предшествующий отчетному (ст. 5 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ). Чиновники планируют поднять лимит по выручке до 800 млн рублей. Проект закона уже внесли в Госдуму (законопроект № 273179-7).

Для упрощенного учета есть ограничения по видам деятельности. В частности, пользоваться льготой не праве кредитные и жилищные кооперативы (п. 2–12 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Если вид бизнеса не запрещает вести упрощенный учет, проверьте компанию по другим критериям. Убедитесь, что вправе упростить учет, а затем включите новые правила в учетную политику на 2018 год.

Мы рассказали об актуализации учетной политики на 2018 год. Посмотреть образцы можно в статьях:

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА 2018 ГОД Казенные учреждения представляют собой одну из форм некоммерческих организаций. Как и коммерческие компании, эти учреждения обязаны вести бухгалтерский учет, ведение которого невозможно организовать без наличия такого нормативного документа, как учетная политика казенного учреждения. О ней мы и поговорим сегодня в настоящем материале. Как Вы знаете, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) делит юридические лица Российской Федерации на две категории — на коммерческие компании, создаваемые в целях извлечения прибыли, и некоммерческие фирмы, которые создаются в целях, направленных на достижение общественных благ, и не преследует целью своей деятельности получение прибыли.

Учетная политика бюджетного учреждения: как составлять по новым требованиям

ПРИКАЗ N об утверждении учетной политики для целей бюджетного учетаот » » 201_г. Во исполнение Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ и приказа Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н. ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить учетную политику для целей бюджетного учета согласно приложению и ввести ее в действие с 1 января 2018 года .


2. Довести до всех подразделений и служб учреждения соответствующие документы, необходимые для обеспечения реализации учетной политики в учреждении и организации бюджетного учета, документооборота, санкционирования расходов учреждения. 3. Контроль за исполнением приказа возложить на  . или Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой (нужное оставить).

Учетная политика на 2018 год для бюджетных учреждений

Перечень должностей сотрудников, с которыми учреждение заключает договоры о полной материальной ответственности, приведен в приложении 1. 1.7. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается отдельным приказом руководителя. Допускается накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита в дни выплаты зарплаты, стипендий, социальных выплат.


Продолжительность срока выдачи указанных выплат составляет пять рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты) (основание: указания Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У). 2. Рабочий План счетов 2.

Учетная политика – 2018: основные изменения и корректировки

Инфо

Обновленный приказ № 157н скорректировал названия некоторых действующих счетов, а также дополнился новыми счетами бухучета. Так, например, в 2018 году в рабочий план счетов обязательно добавьте счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Утвержден новый порядок учета ошибок прошлых периодов.


Пропишите в учетной политике новый порядок, установите субконто к счетам, по которым были выявлены ошибки. Новое в налоговом законодательстве Изменения Налогового кодекса (25 глава) в 2018 году не требуют кардинальных решений при выборе способов учета.

Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)

Общие положения 1.1. Ответственным за организацию бюджетного учета в учреждении и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является руководитель учреждения (основание: часть 1 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ). 1.2. Бюджетный учет ведется структурным подразделением — бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Сотрудники бухгалтерии руководствуются в своей деятельности Положением о бухгалтерии, должностными инструкциями (основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).
1.3. Бюджетный учет в обособленных подразделениях учреждения, имеющих лицевые счета в территориальных органах Казначейства, ведут бухгалтерии этих подразделений. 1.4.

Учетная политика на 2018 год для казенных учреждений

Вопрос, который надо решить в Учетной политике Рекомендации 1. Применяемые способы начисления амортизации Пункт 36 стандарта «Основные средства» предусматривает 3 метода начисления амортизации: линейный, метод уменьшаемого остатка и пропорционально объему продукции. Причем по разным группам основных средств можно использовать разные методы.
2. Особенности применения первичных (сводных) учетных документов Опишите в учетной политике порядок документального оформления операций по изменению стоимостных оценок объектов учета, досрочном расторжении договоров пользования, реклассификации объектов учета 3. Порядок проведения инвентаризации В ближайшее время, вероятно, в Методуказания по проведению инвентаризации N 49 будут внесены изменения и этот документ больше не будет распространяться на организации госсектора.

Что написать в учетной политике учреждения на 2018 год

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с БК РФ (пункт 1 статьи 161 БК РФ). Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы. Операции с бюджетными средствами ведутся казенным учреждением через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ (пункты 2, 4 статьи 161 БК РФ).
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (пункт 5 статьи 161 БК РФ).
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, налоговой и статистической отчетности. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и сведений являются обязательными для всех сотрудников учреждения, включая сотрудников обособленных подразделений учреждения (основание: пункт 8 Инструкции к Единому плану счетов N 157н). 1.5. В учреждении утвержден состав постоянно действующих комиссий: — комиссии по поступлению и выбытию активов; — инвентаризационной комиссии; — комиссии по проверке показаний одометров автотранспорта; — комиссии для проведения внезапной ревизии кассы. 1.6.
Инструкции по его применению» (далее — Инструкции к Единому плану счетов N 157н), от 16 декабря 2010 года N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 174н), от 1 июля 2013 года N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — приказ N 65н), от 30 марта 2015 года N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее — приказ N 52н), иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета. 1. Общие положения 1.
Порядок и периодичность определения объектов имущества, не соответствующих критериям актива Оценка соответствия объектов имущества понятию «Актив» может проводиться:

  • в рамках годовой инвентаризации, проводимой в целях составления годовой отчетности
  • при проведении инвентаризации по любым основаниям;
  • в течение года – по мере необходимости

10. Порядок группового учета основных средств Согласно п. 10 стандарта «Основные средства» в один инвентарный объект объединяются объекты имущества, если:

  • срок их полезного использования одинаков;
  • стоимость не существенна.

Порядок реализации этого пункта определите в учетной политике. 11. Порядок учета операций по замене частей в ходе эксплуатации основного средства Согласно п.

Предусмотрена возможность выбора между методом рыночных цен и методом амортизированной стоимости замещения. 7. Дополнительная аналитика по отдельным видам основных средств В частности, можно предусмотреть специальную аналитику для учета объектов:

  • полученных в неоперационную (финансовую) аренду;
  • переданных в операционную аренду;
  • полученных в безвозмездное пользование;
  • переданных в безвозмездное пользование при операционной аренде;
  • находящихся в эксплуатации;
  • учтенных в запасе;
  • находящихся на консервации

8. Методы оценки имущества на забалансовых счетах Например:

  • по остаточной стоимости объекта, при наличии;
  • в условной оценке 1 объект, 1 рубль — при нулевой остаточной стоимости или при отсутствии стоимостных оценок.

Внимание

В частности, надо подробно описать порядок учета оружия, спецсредств, особо ценного имущества 5. Способ учета суммы накопленной амортизации основных средств при переоценке Надо выбрать один из двух способов учета накопленной амортизации, перечисленных в п. 41 стандарта «Основные средства» 6. Порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций Речь, в частности, идет об имуществе, полученном в порядке:

  • дарения (безвозмездного получения);
  • принятия выморочного имущества;
  • получения объектов по распоряжению собственника без указания стоимостных оценок;
  • при выявлении объектов, созданных в рамках ремонтных работ.

Обратите внимание! Методы определения справедливой стоимости описаны в разделе V стандарта «Концептуальные основы…».

Похожие публикации