Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Критерии обязательного аудита. Применение международных стандартов аудита Стандарты аудита на год

Что говорит законодательство про обязательный аудит для ООО в 2017 году? Какие установлены критерии? Есть ли шансы, что общество с ограниченной ответственностью вообще не подлежит обязательному аудиту? Об этом – в нашей консультации.

Вероятность есть всегда

Такая организационно-правовая структура, как общество с ограниченной ответственностью – на сегодня самая популярная форма ведения бизнеса в России. Обычно она подразумевает совсем небольшой уставный капитал и штат сотрудников. Однако бывает и ровно наоборот: это может быть крупная фирма с хорошими финансовыми оборотами. Разумеется, и в первом, и во втором случае необходимо знать про критерии обязательного аудита ООО в 2017 году.

Важно чётко понимать, что действующим законодательством напрямую не установлены критерии обязательного аудита для ООО в 2017 году. В том числе – Законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Однако отсюда категорически нельзя делать вывод, что действующим законодательством не установлено требование проводить обязательный аудит в ООО.

Более того: наличие у общества с ограниченной ответственностью по закону статуса представителя малого бизнеса само по себе автоматически не освобождает данную фирму от прохождения обязательного аудита. Для ООО критерии такого рода законом не установлены.

Что говорит закон

Упомянутым нами Федеральным законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ установлен ряд критериев, из которых можно понять, подлежит ли ООО обязательному аудиту. Но под данную организационно-правовую структуру ведения бизнеса подпадают совсем немногие из них.

Согласно статье 5 этого ФЗ, подлежащие обязательному аудиту ООО в году, который идёт перед отчётным, имеют:

  1. Выручку от продаж (продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг) свыше 400 млн рублей (без НДС);
  2. Размер активов по бухгалтерскому балансу на конец года перевалил за 60 млн рублей.

Санкции

Что будет, если не проводить обязательный аудит для ООО, когда в силу закона (см. выше) он необходим?

Дело в том, что действующими правовыми нормами не предусмотрены как таковые санкции за сам факт непроведения обязательного в силу закона аудита. Однако наказать могут за отсутствие аудиторского заключения. В основном за это предусмотрены санкции административного характера.

Так, ответственность ООО за непроведение обязательного аудита, а точнее, отсутствие заключения аудиторов по годовой отчетности, подпадает под:

  • статью 19.7 КоАП РФ – когда в местное подразделение Росстата вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности вовремя не сдано либо вообще не сдано аудиторское заключение;
  • часть 1 статьи 15.11 КоАП РФ – за грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудит – проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, проводимая независимым аудитором, цель которой – определить, насколько эта отчетность достоверна. В ряде случаев аудиторская проверка должна проводиться в обязательном порядке, а не только по желанию самих организаций. В этой статье мы рассмотрим, в каком случае аудит обязателен, каковы его критерии в 2017 году, и какие санкции могут последовать при игнорировании организацией обязательного аудита.

Обязательный аудит 2017

Обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Ее результаты отражаются в аудиторском заключении – официальном документе, предназначенном для пользователей проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Крайние сроки обязательного аудита законом не устанавливаются, и определяются самой организацией. При этом следует учитывать, что аудиторское заключение должно быть подано в Росстат вместе с годовой бухотчетностью, либо не позже 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Аудитор выражает в заключении свое мнение о достоверности проверенной отчетности и указывает обстоятельства, которые могут существенно на эту достоверность повлиять. Закончив обязательный аудит, индивидуальный аудитор или аудиторская фирма передает свое заключение проверяемому лицу.

Получив аудиторское заключение на руки, организация через специального оператора размещает результаты, который получил обязательный аудит, в «Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц».

Обязательный аудит: критерии 2017

Критерии, определяющие необходимость проведения обязательного аудита – определенные условия, которым должна соответствовать организация. Перечислим, что же это за критерии:

  1. организационно-правовая форма юрлица (например, обязательному аудиту подлежат все акционерные общества);
  2. осуществление определенного вида деятельности (страхование, банковская деятельность и т.д.);
  3. определенные финансовые показатели (доход или стоимость активов юрлица превышают определенный лимит);
  4. юрлицо является конкретной госкорпорацией или организацией (Центробанк, РЖД и др.);
  5. необходимость представления консолидированной отчетности.

Организации, подлежащие обязательному аудиту

Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ содержит перечень случаев обязательного аудита, но исчерпывающим он не является. Наиболее полно субъекты обязательного аудита перечислены в «Информации Минфина РФ» от 11.01.2017.

Указанные в «Информации» случаи обязательного аудита представляют собой таблицу из 69 пунктов, сгруппированных по основным критериям, с указанием норм законодательства, отчетности, которая должна при этом проверяться, а также требований к аудиторам, имеющим право на проведение таких проверок.

Так, исходя из критериев, обязательный аудит проводится следующими организациями:

  1. акционерными обществами, фондами, ФГУП, госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями (пункты 1-9 Информации);
  2. компаниями, чьи ценные бумаги допущены к торгам, кредитными организациями, бюро кредитных историй, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, профобъединениями страховщиков, профучастниками рынка ценных бумаг, клиринговыми организациями, организаторами торговли, депозитариями, также проведение обязательного аудита осуществляется акционерными инвестфондами, НПФ, микрофинансовыми организациями, организаторами лотерей и азартных игр, кредитными и жилищными накопительными кооперативами, саморегулируемыми организациями, политическими партиями, застройщиками и т.п. (пункты 10- 50 Информации);
  3. проводят обязательный аудит организации, чей объем выручки за предыдущий год более 400 млн рублей, либо сумма активов по балансу свыше 60 млн рублей (пункт 68 Информации);
  4. обязательный аудит отчетности проводят у себя ЦБ РФ, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Госкорпорация «Роскосмос», АО РЖД, Фонд содействия кредитованию и другие (п. 11-67 Информации);
  5. обязательный аудит проводят все организации, представляющие и/или публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 69 Информации).

Обязательный аудит для ООО

Закон не требует от ООО представлять в составе отчетности аудиторское заключение. Тем не менее, для таких юрлиц обязательный бухгалтерский аудит возможен по финансовому критерию, при превышении допустимого размера выручки/активов. Это невозможно только в первый год деятельности, поскольку у них еще нет показателей периодов, предшествующих отчетному. При соответствии иным критериям ООО подлежит обязательному аудиту.

Аналогично будет проводиться и обязательный аудит малого предприятия – при соответствии юрлица приведенным выше критериям. Наличие статуса субъекта малого бизнеса значения не имеет.

Обязательный аудит: ответственность

При несдаче или нарушении срока сдачи в Росстат аудиторского заключения организацией, которой требуется обязательный аудит, штрафы могут составить (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • от 3000 до 5000 руб. на организацию,
  • от 300 до 500 руб. на должностных лиц.

За непроведение обязательного аудита штрафы уже существеннее (ст. 15.11 КоАП РФ):

  • от 5000 до 10 000 руб. на руководство организации;
  • при повторном нарушении – до 20 000 руб., или дисквалификация должностного лица на 1-2 года.

Если обязательный аудит бухгалтерской отчетности отсутствует у АО, то размер штрафов многократно увеличивается (ст. п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ):

  • от 30 000 до 50 000 руб. – на руководство АО;
  • от 700 000 до 1 000 000 руб. – на организацию.
Приближается конец года и у меня, главного бухгалтера фирмы средних размеров просто голова пухнет от текучки и необходимости закрывать год. А тут еще, оказывается, вводят новые правила аудита, которые в Новом году сделают этот самый аудит строже и дороже. Как поступить - заказать аудит до 31 декабря 2016 года, чтобы получить заключение по старым правилам или уже расслабится и отложить все на 2017 год?

За ответами мы обратились к специалистам компании .

Как вообще изменения в аудите с 2017 года затронут бизнес?

Со следующего года власти России решили сделать бухгалтерскую отчетность публичной и еще более прозрачной. Экспериментировать не стали, а решили ввести в действие международные стандарты аудита. С 1 января 2017 года на территории РФ введут в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 N 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года будут применяться еще 18 новых стандартов аудита.

Ой, ведь тогда наверняка увеличится и трудоемкость аудита, в том числе и для бухгалтера?

Да, и это невеселая новость. Уже есть мнения, что все эти нововведения увеличат трудоемкость проведения аудита на 30-40%. Ведь согласно требованиям этих 48 международных стандартов аудита вырастет количество аудиторских процедур, нужно будет заполнять новые формы и таблицы и другие рабочие документы.

Основными стандартами можно назвать несколько: согласование условий аудиторских заданий; контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности; аудиторская документация; формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности; информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении; модифицированное мнение в аудиторском заключении.

Чтобы делать такие сложные проверки, нужна ведь и соответствующая компетенция аудиторов? Или крайними останутся бухгалтеры и директора компаний?

К счастью российские законодатели это понимают и, не дожидаясь шквала протестов профессионального сообщества, планируют уже в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на сайте федеральном портале проектов НПА.

Новые правила должны предполагать и какие-то новшества в форме аудиторского заключения?

Действительно, идея новых стандартов в том, чтобы аудиторское заключение стало более информативным и публичным. Задумано, что вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на , заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное заключение в соответствии с МСА.

При этом новая форма аудиторского заключения (АЗ) будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица. Например, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.

А зачем так все усложнять? Многие считают, что все это аудирование не более чем пустая формальность?

Наверное, в том то и замысел, чтобы хорошо и правильно сделанный аудит по новым стандартам помог предпринимателям развивать свой бизнес и принимать взвешенные решения. То есть, новая форма АЗ предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Но ведь все эти сведения чрезвычайно важны, и могут иметь интерес для конкурентов компании, прошедшей аудит?

Естественно, аудиторы несут ответственность за неразглашение сведений. Но, напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении. Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

Наверняка все это сильно усложнит работу бухгалтера, финансовых специалистов, руководства компании?

Да, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

Как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года.

Какие еще неприятные последствия могут произойти?

Возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.

Новые правила МСА и формирования АЗ имеют и более отдаленные последствия для бизнеса. В планах, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. На федеральном портале проектов НПА (regulation.gov.ru) для публичного обсуждения размещен проект ФЗ о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ.

Задумано, что при проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

То есть чиновники из налоговой могут узнать про бизнес действительно все?

Да, согласно законопроекту, налоговики смогут истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) организацией. Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

Ныне действующая редакция НК пока не допускает при осуществлении налогового контроля осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщиках, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.

Из всего сказанного, напрашивается вывод: аудит отчетности 2016 года лучше провести не по МСА?

Да, и пока такая возможность есть! Если договор на аудит заключен ‎до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности по старым правилам, действовавшим до вступления в силу МСА, утвержденных приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н).

По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, будут применяться новые стандарты МСА при аудите за любые отчетные периоды.

С введением МСА к определению сроков аудита отчетности компаниям важно отнестись серьезно, поскольку в ходе проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Лучше не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия и так сильно загружена.

Но ведь уже и так конец года? Что делать? Неужели уже поздно?

Оптимальный вариант - провести аудит за 2016 год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

Как известно, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

P.S.: Итак, если вы еще не успели заключить договор на аудит отчетности в 2016 году, то стоит поторопиться и сделать это до конца текущего года, чтобы пройти аудит и получить аудиторское заключение по старым правилам.

В 2018 году правила проведения аудиторских проверок бухгалтерской отчетности изменились. При проведении аудита за 2017 год проверяющие будут руководствоваться международными стандартами аудита (МСА). Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, рассказала, какие изменения ждут компании.

Кроме МСА, при проведении аудита за 2017 год применяются следующие документы, принятые Международной федерацией бухгалтеров и рекомендованные для применения на территории РФ Советом по аудиторской деятельности:

  • Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;
  • Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;
  • Словарь терминов;
  • Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;
  • Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

Напомним, что еще в 2017 году проведение аудита бухгалтерской отчетности осуществлялось в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством РФ, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином. Эти документы утратили силу с 1 января 2018 года и при аудите отчетности за 2017 год применяться не могут.

Требования международных стандартов повлияют не только на аудиторов и аудиторские процедуры, но и на проверяемых налогоплательщиков. Последним придется предоставлять больший объем информации для анализа своей деятельности в соответствии с новыми требованиями. А в связи с раскрытием большего количества информации в аудиторском заключении и степень конфиденциальности результатов аудита значительно снизится.

При этом налогоплательщики все так же должны руководствоваться родными ПБУ, в редких случаях вспоминая о международных стандартах (при отсутствии конкретных способов ведения бухучета в ПБУ – например, в связи с участием организации в негосударственных пенсионных программах) и учитывая требования МСФО (при составлении отчетности в соответствии с ними).

Надоело искать новости на множестве бухгалтерских сайтов? Боитесь пропустить действительно важные изменения в законодательстве?

Подписывайтесь на крупнейший бухгалтерский канал БУХ.1С в Telegram https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram) и мы оперативно пришлем важные новости прямо в ваш телефон!

P.S. А еще у нас весело:)

Что изменилось

В соответствии с положениями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008г. МСА обязательны для применения:

  • аудиторскими организациями и аудиторами (п.1 ст.7 закона 307-ФЗ),
  • аудируемыми и иными лицами, заключившими договор оказания аудиторских услуг (п.2 ст.14 закона 307-ФЗ).

Приказом Минфина №192н от 24.10.2016г. введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), а приказом Минфина от №207н от 09.11.2016г. - еще 18.

Этими же приказами Минфин установил, что МСА вступают в силу на территории РФ со дня их официального опубликования и применяются начиная с года, следующего за годом, в котором вступили в силу, то есть – с 1 января 2017 года.

При этом применяются МСА для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

Так же приказами №192н и №207н установлено, что в 2017 году в случае, если договор на проведение аудита бухгалтерской отчетности организации был заключен до 1 января 2017 года, аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе проводить аудит, в том числе - составлять аудиторское заключение, в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу МСА.

Применение международных стандартов должно способствовать тому, что аудиторские заключения будут содержать в себе большее количество информации о состоянии бизнеса аудируемого лица.

В соответствии с международными стандартами при аудите бухгалтерской отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также в иных случаях по решению аудитора в аудиторское заключение включается отдельный раздел «Ключевые вопросы аудита».

В этом разделе пользователям бухгалтерской отчетности представляется дополнительная информация, необходимая для понимания вопросов, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, являлись наиболее значимыми для аудита бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Определяя ключевые вопросы аудита, аудитор должен учитывать:

  • области повышенного оцененного риска существенного искажения отчетности или значительных рисков, выявленных согласно международному стандарту 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»;
  • свои значимые суждения в отношении областей бухгалтерской отчетности, требующих применения значимых суждений руководства, (включая оценочные значения), которые были оценены как имеющие высокий уровень неопределенности;
  • влияние на аудит значительных событий или операций, имевших место в течение отчетного периода.

Описание каждого ключевого вопроса аудита должно включать ссылку на соответствующую информацию, раскрытую в бухгалтерской отчетности, (если такая имеется) и указывать на то:

  • почему вопрос был рассмотрен как наиболее значимый для аудита и, следовательно, был определен как ключевой вопрос аудита.
  • как вопрос был изучен в ходе аудита.

При этом включение ключевых вопросов аудита в аудиторское заключение:

1. Не подменяет:

  • информацию, раскрываемую руководством в бухгалтерской отчетности;
  • выражение аудитором модифицированного мнения, когда оно требуется в связи с обстоятельствами конкретного аудиторского задания в соответствии со стандартом 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»;
  • представление информации согласно стандарту 570 «Непрерывность деятельности» в случаях, когда имеется существенная неопределенность в связи с событиями или условиями, в результате которых могут возникнуть значительные сомнения в способности организации непрерывно продолжать свою деятельность.

2. Не является мнением аудитора, выраженным по отдельно взятым вопросам.

«Обновленное» аудиторское заключение будет полезно не только руководителю и главному бухгалтеру, но и собственникам компании, и любым другим заинтересованным пользователям – как потенциальным инвесторам, так и государственным органам.

Для выражения развернутого мнения аудиторам понадобится больший объем данных, необходимых при осуществлении полноценного анализа деятельности организаций.

При этом необходимо учитывать . Законопроект Минфина содержит поправки в статьи 82 и 93.1 НК РФ. Они предусматривают, что налоговый орган при проведении проверки будет вправе истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов полученные ими документы клиентов, служащие основаниями исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Предполагается, что такие документы налоговые органы будут требовать у аудиторов для целей налогового контроля в случае, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком. При этом аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы должны будут представлять налоговым органам требуемые документы вне зависимости от согласия налогоплательщиков, которым оказывались такие услуги.

Год назад предполагалось, что указанные поправки в НК РФ могут вступить в силу с 1 января 2018 года. Тем не менее, законопроект пока не принят.

Напомним, что действующее законодательство содержит требования о проведении обязательного аудита с последующим предоставлением заключения в Росстат, а так же – о раскрытии информации, содержащейся в аудиторском заключении в определенные сроки.

Кто подлежит обязательному аудиту

Обязательный аудит проводится ежегодно компаниями, которые обязаны его проводить в соответствии с требованиями Федерального закона №307-ФЗ от 30.12.2008г. «Об аудиторской деятельности».

В соответствии с положениями п.1 ст.5 вышеуказанного закона, обязательному аудиту подлежат следующие категории налогоплательщиков:

  • акционерные общества
  • организации, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам
  • кредитные организации
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг
  • страховые и клиринговые организации
  • НПФ, паевые инвестиционные и иные фонды
  • акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании таких фондов
  • организации, чей объем выручки (предшествовавший отчетному году) превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей
  • организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность.
  • иные организации, в случаях, когда их обязывает к этому федеральный закон, например, банковские группы и банковские холдинги, государственные компании и корпорации, жилищные накопительные кооперативы и застройщики, микрофинансовые компании и пр.

Аудиторское заключение необходимо представить в органы статистики либо одновременно с предоставлением бухгалтерской отчетности, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.2 ст.18 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Кроме того, в соответствии с п.6 ст.5 закона №307-ФЗ, сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сделать это необходимо оперативно – в течение трех рабочих дней после даты аудиторского заключения. Размещение информации в реестре платное. И оплатить его лучше заранее, чтобы не нарушить трехдневный срок.

А вот в ФНС предоставлять аудиторское заключение нет необходимости, так как в состав бухгалтерской отчетности в соответствии со ст.14 закона №402-ФЗ оно не входит.

Штрафные санкции

Административным кодексом предусмотрены штрафы как за нарушение сроков предоставления аудиторского заключения/сведений о его результатах, так и за непроведение обязательного аудита.

Так, согласно п.2 ст.15.19 КоАП РФ, нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, а также раскрытие информации не в полном объеме наказывается очень сурово. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалифицировать на срок от 1 до 2 лет. Юридическим лицам грозит еще более серьезный штраф - от 700 000 до 1 000 000 рублей.

На основании п.6-8 ст.14.25 КоАП РФ несвоевременное представление сведений в Единый федеральный реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей. В случае рецидива и совершения этого же нарушения повторно, штраф составит 10 000 – 50 000, а кроме того должностное лицо может быть дисквалфицировано на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с положениями ст.19.7 КоАП РФ, за непредставление информации в Росстат (с соблюдением предусмотренных законодательством сроков), устанавливается ответственность в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц. Кроме того, все по той же ст.19.7 компанию могут отдельно оштрафовать еще и за то, что сведения были представлены в неполном составе (письмо Росстата № 13-13-2/28-СМИ от 16.02.2016г.)

Посмотрите новые правила, по которым проводится обязательный аудит для ООО в 2017 году, новые критерии 2017 года, в каких случаях он проводится, а также новые штрафы для компаний. Проверьте, попадает ли под них ваша компания, и если да, то в какие сроки необходимо отчитаться в сделанной проверке.

Мы подготовили для вас простые и понятные ответы на эти вопросы, собрав все последние новости касательно обязательно аудита компаний, а также выявили, какие существуют возможности, помогающие фирмам сэкономить на аудите в 2017 году.

Что нового произойдет в 2017 году с аудитом, изменились ли критерии для обязательного аудита компаний

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в 2017 году ряд компаний подлежат обязательной аудиторской проверке. Критерии обязательного аудита в 2017 году не претерпели существенных изменений, однако существенно изменилась форма аудиторского заключения. Данные нововведения принесут дополнительные затраты как для бухгалтеров и генеральных директоров компаний, так и для самих аудиторов.

Основные изменения относятся и к форме аудиторского заключения, и к его содержанию. Обязательная аудиторская проверка с 1 января 2017 года стала более строгой, но вместе с тем и более открытой. Изменение формы аудиторского заключения привело к тому, что оно стало более прозрачным, но с другой стороны более трудоемким, что не может не сказаться на стоимости аудиторской проверки.

Аудиторская проверка должна основываться на достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, а так же подтверждать прозрачность ведения бухгалтерского и налогового учета, соответствовать критериям, задаваемым законодательством российской федерации, и выпускается в утвержденной законом форме.

Рассмотрим, какие компании попадают под обязательный аудит в 2017 году и критерии , по которым отбираются эти компании.

Как сделать работу проще? Мы разработали полезные сервисы для бухгалтера, чтобы ваша работа стала проще и быстрее: калькулятор НДС, справочник КБК и платежек, расчетчик матвыгоды и НДФЛ, банк проводок и т.д. Они доступны всем подписчикам. Оплатите и пользуйтесь.

Критерии для обязательного аудита в 2017 году

Существует ряд критериев для проведения обязательного аудита в 2017 году. Аудит необходимо проводить, если выполняется хоть один из данных критериев. Обязательный аудит проводится в случаях:

№ п/п

Критерий для проведения обязательного аудита в 2017 году

Объем выручки компании более 400 миллионов рублей или сумма активов баланса более 60 миллионов рублей

В случае если правовая форма организации АО (Акционерное общество), ЗАО (Закрытое акционерное общество), ПАО (Публичное акционерное общество)

Компания публикует консолидированную финансовую отчетность, является страховой или клиринговой компанией

Ценные бумаги, которые выпустила компания, допущены к организованным торгам на рынке

Компания является обществом взаимного страхования, негосударственным пенсионным фондом или является контрой кредитных историй (полный перечень содержится в законе № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», и закона №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»

Таким образом, критерии 2017 года для обязательного аудита не отличаются от критериев 2016 года.

Когда и куда сдавать заключение об обязательной аудиторской проверке в 2017 году

Если компания попадает под критерии об обязательной аудиторской проверке в 2017 году , то она обязана предоставить в Росстат заключение об этой проверке. Как правило заключение передается вместе с пакетом бухгалтерской отчетности, однако можно сделать это отдельно в течение десяти рабочих дней, начиная со следующего дня даты, указанной в заключение, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Особенности обязательного аудита в 2017 году

С 1 января 2017 года в России введены обязательные параметры 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина РФ от 24.10.2016 №192н. Дополнительно, Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н утверждены 18 новых стандартов аудита. В целом, аудит стал более прозрачным и стал соответствовать международным нормам, но более громоздким и, соответственно, более дорогим. Обязательный аудит для ООО в 2017 году в соответствии с требованиями МСА потребует увеличенного объема предоставляемых бухгалтерией компании данных, но, вместе с тем, возрастет прозрачность и публичность результатов аудита.

Возможность сократить затраты на обязательный аудит в 2017 году

Введение новой формы аудиторского заключения и новых стандартов аудита серьезно скажется на затратах компании на обязательный аудит, т.к. потребует существенной увеличения нагрузки как на бухгалтера и финансовое руководство компании, так и на аудиторов, что непременно приведет к увеличению издержек на аудиторскую проверку. Однако для ряда компаний правительство оставило законный способ не применять вступившие в силу стандарты для аудита. Так, если договор об аудиторской проверке был заключен до 1 января 2017 года, то аудиторская проверка может быть проведена по стандартам 2016 года, позволяя тем самым компаниям отсрочить увеличение издержек на обязательный аудит в 2017 году как минимум на один год.

Штрафы за непредставление вовремя аудиторского заключения или не проведение обязательного аудита в 2017 году

Если компания вовремя не позаботилась о проведении обязательной аудиторской проверки в 2017 году, или же не представила вовремя заключение этой проверки, она может быть оштрафована. Штрафы, действующие в 2017 году очень существенные. Так руководитель (должностное лицо) будет наказан на сумму от 10000 до 20000 рублей, а сама организация - от 20000 до 700000 рублей.

Обзор последних изменений по налогам, взносам и зарплате

Вам предстоит перестроить свою работу из-за многочисленных поправок в Налоговый кодекс. Они коснулись всех основных налогов, включая налог на прибыль, НДС и НДФЛ.

Похожие публикации