Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Внешний контроль качества оказания аудиторских услуг осуществляют. Внешний контроль качества аудиторской деятельности. Основные этапы организации контроля качества

Контроль качества аудиторской деятельности направлен на предупреждение неправильной оценки аудиторского риска; достижение разумной уверенности в том, что аудит удовлетворяет требованиям, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора; обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Контроль качества аудиторской деятельности организуется на внешнем уровне (федеральном и уровне саморегулируемых аудиторских организаций) и на внутреннем уровне (внутри аудиторских организаций).

Уполномоченный федеральный орган (Министерство финансов Российской Федерации) обязан проверять систему внутреннего контроля качества работы индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций и саморегулируемых аудиторских организаций.

Информационной основой для проверки индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций являются ежегодные отчеты об аудиторской деятельности по форме № 2 «Отчет об аудиторской деятельности», утвержденной постановлением Росстата от 14.11.2006 № 66 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минфина РФ статистического наблюдения за аудиторской деятельностью».

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны:

  • проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
  • участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.

Проверка может быть плановой и внеплановой. Плановая проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № Э07-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Саморегулируемая организация аудиторов обязана не реже одного раза в квартал представлять в Министерство финансов РФ отчет о проведенных проверках качества.

Организация контроля качества аудиторской работы на уровне аудиторских организаций предполагает стимулирование аудиторов к качественному выполнению своей работы. Порядок внутреннего контроля качества регламентируется:

  • федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»;
  • федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».

Во всех аудиторских организациях должна существовать система внутреннего контроля качества аудита. Принципы внутреннего контроля качества и конкретные процедуры по их реализации декларируются внутрифирменными стандартами аудиторских организаций.

Внутренний контроль качества работы аудиторской организации подразделяется на предварительный, текущий, последующий и обеспечивается тремя факторами:

  • надлежащим руководством за ходом аудита со стороны руководителя аудиторской организации;
  • надзором со стороны аудиторов за действиями ассистентов во время проверки;
  • проверкой результатов проделанной работы. Предварительный внутренний контроль качества аудита осуществляется руководителем организации на стадии планирования.

Текущий внутренний контроль качества аудита осуществляется в форме контроля руководителя аудиторской группы за работой ее членов. На данном этапе контролируются:

1. Отдельные аудиторские направления, включающие в себя:

  • порядок соблюдения принципов аудита;
  • выполнение общего плана и программы аудита;
  • надлежащее документирование аудиторских доказательств;
  • обоснованность выводов, сделанных аудиторами.

2. Общий контроль качества аудита:

  • контроль личных качеств сотрудников;
  • обоснованное распределение обязанностей между членами группы;
  • соблюдение правил (стандартов) аудита.

При выявлении фактов неправильного выполнения задания руководитель проверки может заменить аудитора (или ассистента) на другого специалиста.

На стадии последующего внутреннего контроля качества аудита руководитель аудиторской группы проверяет работу, выполняемую ассистентами и аудиторами последующим направлениям:

  • соответствует ли выполненная работа программе аудита;
  • надлежащим ли образом оформлены полученные результаты в рабочих документах аудитора:
  • достигнуты ли цели аудиторских процедур;
  • соответствуют ли выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.

Поскольку ответственность за проведенную проверку аудиторов и ассистентов несет руководитель аудиторской группы, он должен подробно изучить вопросы, отражающие:

  • достаточность аудиторских доказательств;
  • четкость выводов, сделанных аудиторами в результате проверки;
  • полноту отмеченных недостатков в учете;
  • полноту и сроки завершения аудиторских процедур в соответствии с программой аудита.

Внутренний контроль качества аудита

Понятие «качество аудита » можно определить как степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. В связи с усилением требований законодательства Российской Федерации в области контроля качества аудиторской деятельности повышение внимания аудиторских фирм к этому аспекту их деятельности становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности и выживания на рынке аудиторских услуг.

Для выполнения аудиторских услуг в соответствии с требованиями аудиторских стандартов в аудиторской организации осуществляется внутренний контроль качества — политика и процедуры, принятые аудиторской организацией для обеспечения разумной уверенности в том, что все аудиторские проверки, выполненные аудиторской фирмой, осуществлялись в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 1 «Цели и основные принципы аудита финансовой отчетности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, и согласно требованиям Федерального правила (стандарта) № 7 «Внутренний контроль качества аудита», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405. Принципы и конкретные процедуры контроля качества аудита реализуются как в рамках всей деятельности аудиторской организации, так и в ходе проведения каждой аудиторской проверки, а также могут быть применены при оказании сопутствующих аудиту услуг.

Аудиторская организация должна определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы для обеспечения проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии:

  • с федеральными законами;
  • федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
  • внутренними правилами (стандартами), действующими в профессиональном аудиторском объединении, членом которого является аудиторская фирма;
  • иными документами.

Принципы внутреннего контроля качества аудита , характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской фирмой, зависят от объема и характера деятельности аудируемого лица, его территориального расположения, организационной структуры, соотношения затрат и выгод. В связи с этим методы и процедуры, а также и объем документации будут меняться. Однако принципы и процедуры внутреннего контроля качества аудита, представленные в Федеральном правиле (стандарте) № 7, являются обязательными для исполнения всеми аудиторскими организациями и включают в себя:

  • профессиональные требования — соблюдение работниками аудиторской организации принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;
  • профессиональную компетентность — владение работниками аудиторской организации надлежащими навыками и обладание профессионализмом, необходимым для выполнения обязанностей с должной тщательностью;
  • поручение заданий — возложение обязанностей по проведению аудита на работников, имеющих специальную подготовку и опыт, которые необходимы в конкретных условиях;
  • контрольные полномочия — направление в достаточной мере работы аудиторского персонала, осуществление текущего контроля на всех уровнях для обеспечения разумной уверенности в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;
  • консультирование — проведение в случае необходимости консультаций со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;
  • работу с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, — постоянная работа как с потенциальными, так и существующими клиентами;
  • мониторингэффективности процедур-регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества.

До сведения работников аудиторской фирмы необходимо довести принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита так, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что они поняты и применяются на практике.

Федеральное правило (стандарт) № 7 определяет категории лиц, участвующих в контроле качества:

  • руководитель аудиторской проверки — аудитор, несущий ответственность за проведение аудита;
  • работники — руководящие сотрудники, другие специалисты, участвующие в аудиторской деятельности аудиторской фирмы, а также в оказании сопутствующих аудиту услуг;
  • ассистенты аудитора — сотрудники, участвующие в проведении аудита и не являющиеся аудиторами.

Внутренний контроль качества работы осуществляется в отношении каждой аудиторской проверки, в том числе при проведении аудита. Для этого руководитель аудиторской проверки должен:

  1. применять такие процедуры контроля, которые соответствуют целям и задачам аудиторской проверки;
  2. анализировать профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу;
  3. формулировать четкие указания о проведении аудиторами и их ассистентами соответствующих аудиторских процедур.

Важным средством доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита являются: программа аудита, смета затрат времени и общий план аудита.

Во время аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:

  • контролировать ход аудита в целях определения профессиональной компетенции ассистентов аудитора, понимания ими указаний по проведению аудита, выполнения работы в соответствии с общим планом и программой аудита;
  • получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проверки, оценивать их важность и вносить соответствующие изменения в общий план и программу аудита;
  • устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.

При выполнении работы ассистентами аудитора результаты проверяются работниками, имеющими по крайней мере равный уровень компетентности, по вопросам:

  • на соответствие программе аудита;
  • надлежащее документальное оформление работы и результатов;
  • отражение всех важных аспектов аудита в аудиторских выводах;
  • достижение цели аудиторских процедур;
  • соответствие выводов результатам работы и подтверждение аудиторского мнения.

Контроль качества в отношении конкретной проверки включает в себя:

  • анализ общего плана и программы аудита;
  • оценку неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, в том числе результатов тестов средств внутреннего контроля и поправок, внесенных в общий план и программу аудита;
  • документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, в частности результатов консультаций;
  • исследование финансовой отчетности, предлагаемых поправок и аудиторского заключения.

Оценка работы по проведению аудита может включать в себя дополнительные контрольные процедуры до предоставления аудиторского заключения, которые осуществляют работники, не участвующие в данной аудиторской проверке. Помимо внутреннего контроля качества аудиторских услуг в рамках каждой конкретной организации в настоящее время усиливается соответствующий контроль со стороны государства и общественных аудиторских объединений. Государством делегировано осуществление контроля за качеством аудиторских услуг, соблюдением стандартов аудиторской деятельности аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям. Например, в Аудиторской палате России (АПР) в настоящее время создан и функционирует комитет, осуществляющий соответствующие проверки в отношении аудиторских организаций — членов АПР. Проверки проводятся сертифицированными АПР уполномоченными экспертами в этой области. По результатам проверок выдается заключение о соответствии качества работы аудиторской организации требованиям нормативных правовых актов. Профессиональное аудиторское объединение выступает гарантом соблюдения аудиторами стандартов, а также принципов и процедур внутреннего контроля качества.

Контроль качества работы аудитора осуществляется в нескольких аспектах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов; контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.

Вопросам контроля качества посвящены несколько федеральных стандартов: ФСАД № 7 "Контроль качества выполнений заданий по аудиту"; ФСАД № 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности"; ФСАД № 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях". Эти стандарты были утверждены постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.2002 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".

Во ФСАД № 34 рассмотрены вопросы организации контроля качества аудита в аудиторской организации, а во ФСАД № 7 и № 8 – организация системы внутреннего контроля аудируемого лица, оценки эффективности этой системы и степени доверия результатам контроля.

В соответствии с требованиями ФСАД № 34 аудиторская организация должна установить систему контроля качества услуг (заданий), обеспечивающую разумную уверенность в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.

Система контроля качества услуг основана на том, что аудит осуществляется законно и соответствует требованиям законодательства и внутрифирменных стандартов аудиторской организации.

Требование ФСАД № 34 применяется всеми аудиторскими организациями. Принципы и процедуры, которые самостоятельно разрабатывает и принимает аудиторская организация в соответствии со стандартом, зависят от масштаба и организации ее деятельности, участия в группе взаимосвязанных аудиторских организаций и других факторов.

Поэтому характер и масштабы процедур контроля зависят от следующих условий:

  • размера аудиторской фирмы;
  • уровня самостоятельности служащих фирмы;
  • содержания практической деятельности по проведению аудиторских проверок;
  • распределения обязанностей между сотрудниками (основными аудиторами) по осуществлению процедур контроля за качеством;
  • порядка доведения до сотрудников правил и процедур контроля за качеством работы.

Контроль со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется, во-первых, как обсуждение и проверка обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита у данного клиента; во-вторых, строгим соблюдением организационно-этических аудиторских принципов (в частности, аудитор, консультирующий клиента или восстанавливающий клиенту бухгалтерский учет, не направляется к нему же с проверкой); в-третьих, некоторые аудиторские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента перепроверки достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.

В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы, для того чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность:

  • соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;
  • укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;
  • поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;
  • выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки

выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

  • получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;
  • разработка и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов;
  • осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой;
  • принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника этой организации.

Можно выделить девять основополагающих принципов, на которых должна быть построена система контроля качества аудита:

  • 1) независимость;
  • 2) назначение работника на конкретный объект проверки;
  • 3) проведение консультаций по сложным вопросам учета и отчетности;
  • 4) контроль;
  • 5) профессиональное развитие;
  • 6) прием на работу квалифицированных специалистов;
  • 7) принятие и ведение клиентов;
  • 8) использование сотрудников на разных участках работы;
  • 9) инспекция.

Руководитель аудиторской организации до начала проведения аудита обязан утвердить руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руководитель проверки и старшие аудиторы должны проанализировать профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ. Руководитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства контроля качества работы, установленные аудиторской организацией, которые наилучшим образом подходят к данной конкретной аудиторской проверке.

Любое поручение работы старшим аудиторам и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы тот, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель обладает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения этой работы.

Направляющие указания в отношении старших аудиторов и рядовых участников проверки включают в себя информацию об их обязанностях и целях процедур, которые им надлежит выполнять. Эти указания также должны содержать сведения об особенностях деятельности проверяемого экономического субъекта и о возможных проблемах бухгалтерского учета и аудита, которые могут оказать влияние на специфику, объем и затраты времени при применении аудиторских процедур.

При подготовке руководящих указаний следует принимать во внимание общий план аудита и расчеты затрат времени на проведение аудита. Основным средством передачи исполнителям направляющих указаний служит программа аудита. Текущий контроль работы исполнителей состоит из элементов руководящих указаний и проверки выполненной работы.

Проверка результатов выполненной работы должна осуществляться в отношении каждого исполнителя и сотрудниками, по крайней мере, не уступающими в знаниях, умениях и навыках тем, кого они проверяют. При проверке результатов основное внимание необходимо уделять следующим вопросам:

  • выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита;
  • документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;
  • все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выводах аудитора;
  • достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;
  • вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов, и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.

Сотрудники, осуществляющие проверку результатов работ, обязаны поставить на проверяемых рабочих документах свою подпись либо свое легко идентифицируемое условное обозначение. Проверяющие могут в случае необходимости дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации.

В ходе аудита сотрудники, отвечающие за проверку результатов работы, обязаны регулярно выполнять следующие действия:

  • следить за ходом выполнения общего плана и программы аудита;
  • производить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств контроля, в том числе по итогам тестирования средств контроля, риска необнаружения и при необходимости вносить в пределах своей компетенции корректировки в общий план и программу аудита;
  • следить за надлежащим документированием аудиторских доказательств, полученных в результате аудиторских процедур по существу, и проверять правильность выводов, сделанных по ходу работы, в том числе по итогам проведенных консультаций;
  • выяснять и оценивать степень влияния отмечаемых в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

Следует также учесть, что выделение в процессе аудита определенного этапа контроля качества аудита необходимо для контроля выполнения плана в целом, его уточнения, корректировки. Только при условии достижения основных целей проверки можно переходить к заключительному этапу аудита.

Согласно ФЗ ст. 14 качество аудиторских проверок должен обеспечить организованный внешний контроль. Контроль качества аудита может быть предварительным, текущим и последующим.

Предварительный контроль осуществляется при проведении аттестации и лицензировании аудиторов и аудиторских организаций, путем сдачи квалификационных экзаменов и получения лицензии для осуществления аудиторской деятельности.

1. Текущий контроль отдельных аудиторских проверок;

2. Общий контроль качества аудита.

Осуществление текущего контроля качества аудита соблюдение законодательства, федеральных и других стандартов аудита, профессиональной этики аудиторов, соблюдение основных принципов проведения аудита, проверку соответствия выполненной работы стандартам, проверку полноты и достаточности документов, аудиторских доказательств для достижения цели аудита.

Последующий контроль за качеством проведения аудиторских проверок и выполнение сопутствующих аудиту услуг осуществляется уполномоченным федеральным органом в виде проверок, которые могут проводиться им самостоятельно или аккредитованным профессиональным аудиторским объединением.

Лицензирующий орган вправе осуществлять проверки работы аудиторов и аудиторских организаций, основанием для которых может быть план проверок, поступившее заявление от гос. или других органов, клиентов о нарушениях со стороны аудиторов. В ходе таких проверок лицензирующий орган вправе запрашивать у лицензиатов необходимые материалы, документы по возникающим вопросам, различные объяснения, составлять по результатам проверок акты (протоколы), принимать решение, обязывающее лицензиата устранять выявленные нарушения в установленные сроки, выносить лицензиату предупреждение.

В свою очередь, аудиторы, аудиторские организации обязаны обеспечить необходимые условия для проведения проверки. Уклонение от проведения внешней проверки качества аудита может быть основанием для рассмотрения вопроса о приостановлении или аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Внешние проверки качества аудита не должны проводиться чаще 1 раза в год по одним и тем же вопросам, за исключением случаев поступления сигналов о нарушениях.

Внутрифирменный контроль качества аудита

Аудиторы и аудиторские организации обязаны согласно требованиям ФЗ обеспечить и соблюдать правила внутреннего контроля качества аудита.

Требования, предъявляемые к организации внутрифирменного контроля качества аудита определены Российским правилом (стандартом) аудита №7 «Внутренний контроль качества аудита».

Аудиторская организация должна самостоятельно определить методы и процедуры осуществления контроля качества, которые должны обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих ему услуг в соответствии с ФЗ, федеральными стандартами, стандартами профессиональных аудиторских объединений.

Принципы организации внутреннего контроля, характер, цели, контрольных процедур зависят от следующих факторов:

Размер аудиторских организации;

Уровень самостоятельности аудиторов в фирме;

Организационная структура аудиторской организации и территориальное расположение;

Распределение обязанностей между сотрудниками и др.

Предварительный контроль качества аудита осуществляется руководителем аудиторской фирмы на стадии назначения руководителя аудиторской проверки и утверждения плана, программы аудита, а также состава группы аудиторов.

1. Общий контроль качества.

2. Контроль отдельных аудиторских проверок.

Обеспечение общего контроля качества аудита основано на личных качествах аудиторов, рациональном и обоснованном распределении обязанностей между членами аудиторской группы, постоянном контроле за соблюдением аудиторами требований стандартов, контроле за эффективностью процедур контроля качества.

Контроль отдельных аудиторских проверок основан на соблюдении принципов независимости, профессионализма, компетентности аудиторов, на проверке выполнения работ в соответствии со стандартами, на контроле за степенью достижения поставленной цели.

Текущий внутренний контроль качества аудита может осуществляться путем контроля аудиторской фирмы за работой аудиторов, контроля старших аудиторов за работой ассистентов и т.д. в зависимости от структуры аудиторской организации.

Если проверка осуществляется группой аудиторов, то руководитель группы обязан постоянно контролировать работу ассистентов или передовых аудиторов. Любое поручение и распределение обязанностей должно зависеть от квалификации, профессионализма аудитора. Старший аудитор должен быть уверен в том, что работа ассистента будет квалификационно, тщательно в соответствии с требованиями. Старший аудитор должен получить разумную уверенность в том, что ассистент правильно понял задание, сроки его выполнения, а также методы работы и правила оформления рабочей документации.

Для осуществления текущего и последующего контроля важное значение имеют рабочие документы аудитора, которые дают представление о ходе проверки, результатах проделанной работы, выявленных проблемах и способах решения.

Стандартизация рабочих документов повышает эффективность контроля.

При осуществлении контроля важное значение приобретает программа аудита, которая содержит цель проверки, график выполнения работ, распределение обязанностей между аудиторами с определением затрат времени.

Последующий внутренний контроль качества аудита осуществляется путем проверки результатов работы всей группы аудиторов и отдельных исполнителей.

При проверке результатов обращают внимание на следующие вопросы:

1. Соответствие работы программе аудита;

2. Правильность документирования проделанной работы и ее результатов;

3. Полнота отражения в рабочих документах всех выявленных недостатков;

4. Степень достижения целей проведения аудиторских процедур;

5. Зависимость выводов аудитора от полученных результатов работы;

6. Влияние выводов аудиторов по отдельным вопросам проверки на мнение, данное в аудиторском заключении.

До окончательного представления отчеты и выводы должны быть проверены руководителем аудиторской проверки, который несет ответственность за результаты проверки.

Для обеспечения контроля качества проверок в аудиторской организации могут проводиться перепроверки для установления достоверности полученных результатов. Такие проверки проводятся за счет аудиторской организации группой аудиторов, которые не принимали участия в данной проверки.

Принципы контроля и его процедуры должны быть обобщены во внутреннем стандарте аудиторской организации и доведены до сведения каждого аудитора.

Аудиторская организация, аудитор обязаны : 1) проходить внешний контроль качества работы , в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию; 2) участвовать в осуществлении СОА, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют СОА в отношении своих членов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных, муниципальных унитарных предприятий и организаций, где более 25% в уставном капитале принадлежит государственной собственности, кроме СОА может осуществлять также Минфин РФ.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации этого контроля регулируются федеральными стандартами аудиторской деятельности. СОА в соответствии с этими принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности : 1) формы внешнего контроля; 2) сроки; 3) периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами СОА в отношении других членов этой организации. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора проводится не реже 1 раза в 5 лет , но не чаще 1 раза в год. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных, муниципальных унитарных предприятий и организаций, где более 25% в уставном капитале принадлежит государственной собственности, осуществляются :

  • - СОА, членом которой является такая аудиторская организация, не реже 1 раза в 3 года , но не чаще 1 раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
  • - Минфином РФ не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может быть поданная в СОА или Минфин РФ жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования законодательства об аудиторской деятельности.

Аудиторская организация должна постоянно работать над тем, как снизить свои издержки, в том числе затраты времени на проверку, не снижая в то же время качества. Возможность организовать работу по созданию и совершенствованию нормативной базы аудиторских проверок дают сетевые методы . Они открывают возможность объективной оценки работы исполнителей и структурных подразделений .

Включение в сетевую модель всех аудиторских процедур, предусмотренных в программе аудиторской проверки, позволяет достичь комплексности планирования. Одним из важнейших понятий сетевых методов является критический путь -- это такая последовательность взаимосвязанных работ и событий, которая имеет наибольшую продолжительность во времени, так как именно он является основой оптимизации планов, координации, контроля работ. Сетевые методы включают также ряд процедур, обеспечивающих управление на всем протяжении производственного процесса. Эти процедуры предусматривают регулярное поступление от исполнителей информации о ходе проведения аудиторских процедур и о возможных изменениях их оценок или содержания. В соответствии с поступающей информацией сетевая модель периодически уточняется и, следовательно, соблюдается принцип непрерывности планирования. Таким образом, на основании программы, согласованной между сторонами, определяют объем работ, стоимость услуг, что оформляется 2 документами: договором и протоколом о согласовании договорной цены. Договор может составляться на долгосрочное аудиторское обслуживание (1-3 года) и разовое выполнение определенного вида работ, в частности аудиторской проверки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Курсовая работа

по дисциплине «Аудит»

на тему: «Контроль качества аудита»

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В России аудит - новое направление контроля за хозяйственной деятельностью организаций.

Развитие рыночных отношений обусловило необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы деятельности предприятий (организаций), организации и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости продукции (работ, услуг).

В принятые нормативные документы часто вносятся различные изменения и дополнения (особенно в части ведения бухгалтерского учета и налогообложения), которые в силу различных обстоятельств не всегда в полной мере доводятся до налогоплательщиков.

В связи с этим возникла необходимость создания новой формы негосударственного контроля за деятельностью предприятий, который бы включал в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильности исчисления налогов, правовой помощи и другие виды услуг, оказываемых с целью улучшения бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях, повышения эффективности их коммерческой деятельности.

Понятие аудита намного шире, чем понятие ревизии или других форм контроля, так как включает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов на законной основе.

Каждый аудитор должен по отношению к экономическому субъекту проявлять честность, объективность и независимость. Только соблюдая эти этнические нормы и безукоризненную требовательность к себе, добросовестность к работе можно качественно провести любую аудиторскую проверку, результаты которой положительно скажутся на деятельность заказчика и принесут удовлетворение аудитору.

К сожалению, не все аудиторы выполняют эти требования, а в отдельных случаях проявляют небрежность в работе, показывают слабые знания действующих нормативных документов по проверяемым вопросам. Последующие проверки, проводимые налоговыми инспекциями и другими контролирующими органами на предприятиях, выявляют порой серьезные нарушения в учете хозяйственных операций, которые в свою очередь впоследствии приводят к существенному изменению показателей бухгалтерской отчетности, уже подтвержденных аудитором.

Поэтому целью работы является рассмотрение системы контроля качества аудиторской деятельности в Российской Федерации и выявление негативных факторов, влияющих на качество аудита.

Задачи работы состоят из определения:

Инструментов контроля качества аудита;

Прав и обязанностей аудиторских организаций;

Прав и обязанностей проверяемого экономического субъекта;

Страхования профессиональной ответственности аудитора.

ГЛАВА 1. ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА

1.1 Внешние и внутренние проверки качества аудита

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ предусмотрены три уровня контроля качества аудита, два из которых являются внешними, а третий - внутренним.

Внешние проверки контроля качества аудита могут выполняться:

Уполномоченным федеральным органом по государственному регулированию аудиторской деятельности, основными функциями которого являются:

1. Организация и планирование:

1.1. Издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

1.2.Организация разработки и предоставление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

1.3.Организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации;

1.4.Лицензирование аудиторской деятельности;

1.5.Аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

2. Надзор и контроль:

2.1.Организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

2.2.Контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

3. Учет и отчетность:

3.1.Ведение государственных реестров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым Уполномоченным федеральным органом аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений, учебно-методических центров;

3.2.Предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

3.3.Определение объема и разработка порядка предоставления Уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями, если право таких проверок делегировано им Уполномоченным федеральным органом по регулированию аудиторской деятельности. К правам относятся:

1.1.Обращаться в Совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

1.2.Содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;

1.3.Защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах.

2. По предоставлению своих интересов:

2.1.Участвовать через своих представителей в работе Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации;

2.2.Предоставлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов.

3. При проведении аттестации:

3.1.Участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой Уполномоченным федеральным органом;

3.2.Разрабатывать учебные программы и планы в соответствии с квалификационными требованиями Уполномоченного федерального органа;

3.3.Осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

3.4.Ходатайствовать перед Уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;

3.5.Ходатайствовать перед Уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулирования квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов.

4. При лицензировании:

4.1. Ходатайствовать перед Уполномоченным федеральным органом о выдаче лицензии в отношении своих членов;

4.2. Ходатайствовать перед Уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулирования лицензии в отношении своих членов.

5. При осуществлении контроля:

5.1.Самостоятельно проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;

5.2.По поручению Уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;

5.3.По итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам;

5.4.Обращаться в Уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на виновных лиц.

6. По предоставлению информации:

6.1.Разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам.

Однако аккредитованные профессиональные аудиторские объединения могут проводить проверки только в отношении членов своих объединений.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается Уполномоченным федеральным органом.

Согласно статье 14 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок.

Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами требований нормативных правовых актов иди федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в Уполномоченный федеральный орган.

Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Внешний и внутренний уровни контроля качества аудита обеспечивается контролем за уровнем профессионализма аудиторов.

Предварительный внешний контроль качества аудита осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Текущий и последующий внешний контроль качества аудита осуществляется путем организации постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.

Требования к организации и функционированию внутренней системы контроля качества аудита, которая должна существовать в аудиторских организациях и у аудиторов-предпринимателей, для того чтобы работа их соответствовала стандартам аудиторской деятельности.

Внутрифирменный контроль качества обеспечивается:

Порядком распределения обязанностей сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита;

Установлением требований, предъявляемых к внутрифирменной системе контроля качества аудита;

Установлением порядка контроля качества работы в ходе проведения аудита.

1.2 Структура управления аудиторской организации

Руководителем аудиторской организации является сотрудник, входящий в состав администрации и (или) собственников аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от имени этой организации. Руководитель аудиторской организации выполняет следующие обязанности:

Ведет переговоры с руководителем экономического субъекта;

Назначает руководителя аудиторской проверки и комплектует бригаду специалистов, направляемую на аудит экономического субъекта;

Выражает мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, отраженное в аудиторском заключении.

Руководитель аудиторской организации должен быть осведомлен о всех существенных причинах, определивших содержание выданной этой организации аудиторского заключения. Руководителем аудиторской организации может быть, как правило, лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

На руководителя аудиторской проверки возложена обязанность руководить персоналом, занятым в аудиторской проверке конкретного экономического субъекта. Руководитель проверки назначается руководителем аудиторской организации и подотчетен ему.

Руководитель проверки несет ответственность:

За организацию и текущий контроль работы с конкретным экономическим субъектом;

За процедуру планирования работы (утверждает общий план и программу аудита);

За соответствие проводимого аудита и подготовленной по его результатам рабочей документации правилам (стандартам) аудиторской деятельности и внутрифирменным требованиям;

За доведение до сведения руководителя аудиторской организации основных результатов аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы аудиторского заключения.

Руководителем аудиторской проверки может быть только лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по аудиторской специализации, соответствующей требованиям данного аудиторского задания. Старший аудитор является сотрудником аудиторской организации, которому поручено или может быть поручено в ходе данной аудиторской проверки руководить рядовыми участниками этой проверки. Старший аудитор подотчетен руководителю аудиторской проверки и по отношению к нему является исполнителем. Старший аудитор несет ответственность:

За подготовку, непосредственное осуществление и документальное оформление результатов аудиторских процедур;

За организацию и контроль работы подотчетных ему рядовых участников проверки.

Старшим аудитором назначается, как правило, лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

Рядовой участник проверки - это сотрудник, подотчетный старшему аудитору или непосредственно руководителю проверки и по отношению к данным лицам являющийся исполнителем. К рядовым сотрудникам могут быть отнесены аудиторы, младшие аудиторы, ассистенты, стажеры и прочие специалисты, не относящиеся к техническому персоналу, но те, кому не может быть доверена самостоятельная работа без руководства старшего аудитора. Рядовые сотрудники аудита несут ответственность за выполнение обязанностей, порученных им в ходе осуществления аудита.

1.3 Внутрифирменная система контроля качества работы

В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы, для того чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующие аудиторскую деятельность.

Особенности системы контроля качества работы аудиторской организации, ее внутреннее содержание и затраты времени и ресурсов на ее функционирование могут зависеть от:

Размера аудиторской организации;

Ее специализации;

Ее организационной структуры;

Наличия филиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственной отдаленности;

Экономической эффективности применяемой системы контроля качества (применение осязаемых преимуществ при разумных затратах).

Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:

Соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

Укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

Выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

Поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

Разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов; при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предполагаемого для будущей проверки экономического субъекта.

Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника такой организации.

Надлежащее качество работы в ходе конкретной аудиторской проверки обеспечивается следующими организационными мерами:

До начала аудита руководитель аудиторской организации утверждает руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита;

Руководитель проверки и старшие аудиторы анализируют профессиональные способности рядовых участников проверки, чтобы спланировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ;

Руководитель проверки применяет в ходе аудита средства контроля качества работы, установленные аудиторской организацией с учетом условий конкретной аудиторской проверки.

Любое поручение работы старшим аудиторам и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы тот, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель имеет знания, умения и навыки, необходимые для надлежащего выполнения этой работы. аудит качество внутрифирменный контроль

Направляющие указания в отношении старших аудиторов и рядовых участников проверки включают информацию об их обязанностях и целях процедур, которые им надлежит выполнить. Эти указания также должны содержать сведения об особенностях деятельности проверяемого экономического субъекта и о возможных проблемах бухгалтерского учета и аудита, которые могут оказать влияние на специфику, объем и затраты времени применяемых аудиторских процедур.

Внутренний контроль качества аудита, также как и внешний, включает три вида контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный внутренний контроль осуществляется при подготовке общего плана, расчете затрат времени на проведение аудита. Основным средством передачи исполнителям направляющих указаний служит программа аудита.

Текущий внутренний контроль работы исполнителей включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы.

Профессиональные сотрудники, осуществляющие текущий контроль, выполняют следующие функции в ходе аудита:

Проверяю, обладают ли исполнители необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения порученной им работы;

Проверяют, понимают ли исполнители соответствующие направляющие указания;

Выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита и программе аудита;

Выявляют существенные проблемы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают оценку таких проблем и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения о корректировке общего плана аудита и программы аудита;

В пределах своих полномочий принимают решения, основанные на профессиональном суждении аудитора, в случаях, когда однозначно и жестко определить порядок действий аудитора не представляется возможным, либо принимают решения о необходимости прибегнуть к консультациям.

В ходе аудита сотрудники, отвечающие за проверку результатов работы, обязаны регулярно выполнять следующие действия:

Следить за ходом выполнения общего плана аудита и программы аудита;

Проводить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств контроля, в том числе по итогам тестирования средства контроля, риска не обнаружения и при необходимости вносить в пределах своей компетенции корректировки в общий план аудита и программу аудита;

Выяснять и оценивать степень влияния отмечаемых в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

Последующий внутренний контроль состоит в проверке результатов работы, выполненной каждым исполнителем. При этом основное внимание следует уделить таким вопросам:

Выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита;

Документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;

Достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;

Вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.

Сотрудники, осуществляющие проверку результатов работ, обязаны поставить на проверяемых рабочих документах свою подпись либо свое легко идентифицируемое условное обозначение. Проверяющие могут в случае необходимости дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации.

ГЛАВА 2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Права и обязанности аудиторских организаций

Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов определены статьей 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право:

Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

Проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

Получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

Осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

Осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

В срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

Обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляющих в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказании аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2.2 Ответственность аудиторов и аудиторских организаций

Согласно статье 21 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите» аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»

Ответственность может наступать в форме аннулирования лицензии, квалификационного аттестата и других.

Основание и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора определены в статье 16 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:

Установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по данному основанию, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;

Вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течении определенного срока. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по данному основанию, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда;

Установлен факт несоблюдения требований по сохранению аудиторской тайны. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по данному основанию, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;

Установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по данному основанию, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;

Установлен факт несоблюдения требований независимости аудиторов и аудиторских организаций. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по данному основанию, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;

Установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;

Аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается Уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение Уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

2.3 Страхование профессиональной ответственности аудитора

В странах, имеющих многолетние традиции аудита, аудиторские организации тратят до 10 процентов прибыли от своей деятельности на страхование аудиторских рисков.

Проектом Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусматривалось, что аудиторские организации обязаны заключать договоры страхования гражданско-правовой ответственности и не вправе выполнять свои обязанности без заключения такого договора страхования.

В соответствии с проектом страховым случаем по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности аудиторских организаций являлось признание в судебном порядке обязательств аудиторских организаций по возмещению ущерба, понесенного клиентом аудиторской организации или любыми третьими лицами вследствие того, что аудит был проведен с нарушением нормативных актов Российской Федерации (правил (стандартов) аудиторской деятельности).

Однако, после принятия закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ статьи 13 «Страхование при проведении обязательного аудита» предусматривается обязательное страхование не гражданско-правовой ответственности в целом, а риска ответственности за нарушение договора. При этом соблюдение этого требования необходимо только для проведения обязательных аудиторских проверок.

Практика страхования аудита находится на стадии формирования. Страховые организации предлагают страхование риска ответственности за нарушение всех договоров аудиторской организации на определенной период, чаще всего на год. Однако если срок действия договора на обязательный аудит, заключенный еще в период действия договора страхования, истечет после прекращения срока действия договора страхования, и данный договор будет нарушен, то возможно, что страховое возмещение не будет выплачено.

2.4 Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемого экономического субъекта

Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг, определены статьей 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, имеет право:

Получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

Получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

Осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

Заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

Создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

Не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

Оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

Своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по не зависящим от них причинам;

Исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Главная цель аудита - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте, для этого необходимо предусмотреть выполнение задач:

1) составление плана и программы аудита.

2) определение видов, источников, методов получения аудиторских доказательств.

3) проведение аудиторской проверки экономического субъекта.

4) выражение мнения по результатам аудита о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности. Достижению главной цели способствуют особенности ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок, конфиденциальность, профессионализм, компетентность, добросовестность, использование методов статистики и экономического анализа, умение принимать решения по данным аудиторской проверки, доброжелательность и лояльность, ответственность аудитора за последствия рекомендаций и заключения.

Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения, не имеет на проверяемом предприятии личных интересов.

Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.

Конфиденциальность: аудитор не должен предоставлять каким - либо органам сведения о хозяйственном субъекте.

Профессиональная квалификация: аудитор не должен оказывать услуги в областях экономики, в которых не имеет достаточных профессиональных знаний. Применение методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ поведенных проверок на высоком профессиональном уровне

В соответствии со статьей 14 Федерального закона « Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ, аудиторская организация и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества, проводимых ими проверок.

Система проверки качества работы внешними проверяющими устанавливается Уполномоченным федеральным органом. Он проводит проверки самостоятельно или возлагает их на аккредитованные организации. Уклонение от обязательной проверки или непредставление проверяющим аудитором всей необходимой информации может повлечь аннулирование лицензии.

В данной курсовой работе были раскрыты права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций, их ответственность. Были описаны инструменты контроля качества аудита, структура управления аудиторской организации, внутрифирменная система контроля качества работы аудиторской организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барышников Н.П. «Организация и методика проведения общего аудита».- М.: Филин, 2008

2. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. «Внутренний аудит. Организация и проведение».- М.:Экзамен, 2006

3. Нитецкий В.В., Кудрявцев Н.Н. «Аудит предприятия». - М.: Дело, 2007

4. Скобара В.В. «Аудит: методология и организация». - М.: «Дело и сервис», 2006

5. Суйц В.П., Смирнов Н.Б. «Основы российского аудита».-М.:Издательство «Дело и сервис», 2007

6. Сотникова Л.В. «Внутренний контроль и аудит»: учебник для вузов.-М.:Финстатинформ, 2007

7. Стандарты аудиторской деятельности: Учебн. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007

8. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др. «Аудит» учебник для вузов под ред. проф. В.И. Подольского- 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003

9. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (с последующими дополнениями и изменениями)

10. Федеральные стандарты аудиторской деятельности

11. Энциклопедия общего аудита. Законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления: В 2 т. Т.2/ Коллектив авторов - М.: Международная школа управления «Интенсив» РАГС, издательство «Дело и сервис», 2008

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Инструменты контроля качества аудита. Внешние проверки качества аудита. Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими. Функции сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2009

    Понятие об аудите, задачи, виды, общие принципы его осуществления. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета в ходе аудита. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Планирование этапов аудита, программа проверки.

    шпаргалка , добавлен 22.10.2009

    Виды ответственности аудиторов и аудиторских организаций, страхование ответственности. Цели и задачи аудита по проверке учета готовой продукции, используемые нормативные документы. Программа аудита в соответствии с правилом аудиторской деятельности.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2012

    Внутренний и внешний контроль качества аудита. Требования к системе внутреннего контроля качества аудита. Процесс подготовки программы аудита. Разработка общего плана аудита. Договор на проведение аудита. Права и обязанности аудиторской организации.

    презентация , добавлен 02.04.2017

    Внутренние (внутрифирменные) стандарты по образованию и подготовке кадров. Стандарты саморегулирующих организаций аудиторов, устанавливающие порядок внутреннего контроля качества аудита. Основания аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

    контрольная работа , добавлен 19.09.2012

    Понятие и признаки аудита, цели и порядок проведения, законодательная база деятельности в российской Федерации. Гарантии независимости и качества аудита. Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, нормативы их деятельности.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2009

    Понятие аудитора и аудиторской деятельности. Права, обязанности, ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Нормативно-правовые акты Российской Федерации, федеральные стандарты аудиторской деятельности. Приемы, методы и документирование аудита.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2009

    Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита. Внутренние правила (стандарты) деятельности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, фирм и индивидуальных аудиторов. Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2012

    Права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Страхование ответственности аудитора в мировой практике и в Республике Казахстан. Требования к подготовке и аттестации лиц, изъявивших желание заниматься аудиторской деятельностью.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2012

    Внутренний контроль качества аудита. Требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки. Форма и содержание внутренних стандартов аудиторской организации: перечень стандартов, положения о методике проведения аудита.

Похожие публикации