Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Полевые учреждения госбанка в годы великой отечественной войны. Государственный банк ссср в годы великой отечественной войны. Особенности функционирования полевых учреждений ЦБ РФ в связи с переходом на казначейское исполнение бюджета

На прошлой неделе Счетная палата РФ сообщила, что тесное сотрудничество Минобороны с коммерческим Военным банком обошлось государству в $50,22 млн. Между тем взаимодействие военных и банкиров далеко не всегда было столь плодотворным. Историю банковского обслуживания советской армии восстановил обозреватель ЕВГЕНИЙ ЖИРНОВ.

СССР был, а Россия остается единственной страной в мире, где существуют специальные военно-полевые банки. Их придумал в середине 20-х годов прошлого века красный полководец Тухачевский. Логика его была предельно простой: солдат воюет хорошо, когда не испытывает материальных затруднений. А доставка жалования в действующую армию, как показывал опыт первой мировой и гражданской войн, нередко превращалась в неразрешимую проблему. Поэтому Тухачевский и предложил максимально приблизить места хранения наличности к передовым частям.
На основе его идей Междуведомственный мобилизационный комитет разработал "Положение о подготовительном к войне периоде", утвержденное Советом труда и обороны 11 августа 1926 года. Этим документом Наркомату финансов СССР предписывалось в период осложнения международных отношений проверять план развертывания военно-полевых касс, а "с момента выявления неизбежности столкновения" приступить к этому развертыванию. Соответствующие планы в Наркомфине были созданы, и, судя по некоторым документам, до их реализации дело едва не дошло в 1938 году, во время конфликта с японцами на Дальнем Востоке.

Валютообманные операции
Вновь о плане уже покойного маршала Тухачевского вспомнили в 1939 году после подписания пакта Молотова--Риббентропа. Для освободительного, как его тогда называли, похода на Польшу стали формировать максимально приближенные к войскам Белорусского и Украинского фронтов полевые конторы Государственного банка, к которому за время, прошедшее с 1926 года, перешли от Наркомфина функции казначейства.
Полевые конторы и подчиненные им полевые отделения были сформированы быстро. Киевская городская контора Госбанка выделила своих людей для полевой конторы Украинского фронта, Минская — для Белорусского.
Сначала задачи, поставленные перед полевыми банковскими учреждениями, были просты и очевидны: обеспечивать начфинов частей наличностью, принимать и выдавать деньги учреждениям полевой почты, а также работать с вкладами солдат и командиров. Полевые конторы наделили и кое-какими контрольными функциями. К примеру, они могли проверять целесообразность управленческих расходов штабов частей, к которым были приписаны.
Однако вскоре после вступления на польскую территорию оказалось, что полевые банки должны взять на себя еще одну роль — хранителя и учетчика дорогих трофеев. К примеру, полевая контора Украинского фронта получила "разнохарактерные трофеи и ценности", часть которых потом была передана в Артиллерийский музей в Ленинграде. А банкирам, которые в 1940 году участвовали в присоединении к СССР Северной Буковины и Бессарабии, довелось принять от генерала Кирилла Москаленко клад, обнаруженный им в Кишиневе.
Принимавший ценности оценщик Янкель Салита отчитывался в 1962 году:
"Я... принял от генерала МОСКАЛЕНКО К. С. (ныне Маршала Советского Союза) по описи, насколько мне помнится, следующие драгоценности: золотые монеты различного достоинства в количестве 203 штуки общим весом в два килограмма и 933 грамма, на что была выдана квитанция и составлен акт в трех экземплярах, из коих один был передан в банк, второй был вручен генералу МОСКАЛЕНКО и третий совместно с драгоценностями был послан в Москву.
Примерно через 2-3 дня я принял также по описи от одной гражданки, которая оказалась супругой генерала МОСКАЛЕНКО К. С., несколько драгоценных предметов, в том числе около двадцати штук золотых монет различного достоинства. Этими предметами, насколько мне помнится, были следующие:
1. Одна пара мужских часов платиновых с бриллянтом (так в тексте.— Ъ ) в крышке.
2. Две или три пары дамских золотых часов.
3. Одна пара платиновых запонок с бриллянтами.
4. Различные золотые кольца с драгоценными камнями.
5. Одна вязка (десять-двенадцать штук) золотых колец с бриллянтами.
Кроме того, были еще некоторые драгоценности, о которых подробностей я не помню".
Оказалось также, что полевые банки могут быть полезны не только военным, но и новым гражданским властям присоединенных к СССР территорий. С их помощью на Западной Украине, в Западной Белоруссии, а затем в Молдавии и Прибалтике вводились в обращение рубли и изымались польские злотые, румынские леи, латышские латы, литовские литы и эстонские кроны. А в местные банки назначали советских комиссаров, немалая часть которых была командирована из полевых банков. Кстати, после перевода в рубли накоплений новых советских граждан их фактически лишили сбережений, разрешая снимать не более 200 рублей в месяц.
Весной 1940 года, после окончания войны с Финляндией, боевые функции полевых контор были исчерпаны, и они одна за другой прекратили свое существование. Военные банкиры написали отчеты о проделанной работе и вернулись в свои городские и областные конторы Госбанка.

Банкир с ружьем
Вновь полевые учреждения Госбанка начали формировать на второй день войны с Германией. Сделать это было несложно. Все банковские служащие состояли в резерве своих полевых учреждений и в кратчайшие сроки были призваны в армию. Задачи перед полевыми конторами, отделениями и кассами стояли прежние. Но исполнять их было часто попросту невозможно. Быстрое отступление Красной Армии лишило военных банкиров связи друг с другом, Госбанком и обслуживаемыми частями.
Полевая контора Западного фронта, к примеру, в районе Минска лишилась связи со штабом фронта и смогла восстановить ее, лишь когда отступающие войска были уже под Смоленском. А полевая контора Юго-Западного фронта не имела даже списка подчиненных ей банковских учреждений. В июле 1941 года эта контора трижды запрашивала у Москвы разрешение на выдачу денег прикрепленным частям. И разрешение трижды давалось, но из-за перебоев со связью так и не было получено.
А во время отступления порой случались трагические курьезы. Командование корпуса потребовало от начальника приписанного к нему полевого отделения Госбанка немедленно выплатить денежное содержание командному составу, несмотря на отсутствие разрешающих документов.
"Когда я отказался выполнить такое распоряжение,— вспоминал банкир,— мне был дан срок один день, в крайнем случае я должен быть расстрелян за невыполнение приказания. Мой был ответ: когда расстреляете, можете тогда распоряжаться деньгами. Начальник тыла корпуса предотвратил этот драматический эпизод".
В первые месяцы войны, когда армия отступала, не менее важным, чем выплата денежного довольствия, стало обеспечение сохранности документов и наличных. В отчетах полевых банков и воспоминаниях их сотрудников есть немало примеров того, как военным банкирам удавалось спасать ценности. Одна из полевых касс попала в окружение, и ее начальник принял решение прорываться на грузовике. Мешки с деньгами и документами закрепили в кузове, банкиры и охрана встали с ручными пулеметами у бортов и, стреляя во все стороны, чтобы ошеломить солдат противника, рванули к выезду из деревни. Маневр удался: когда немцы опомнились, машина уже ушла из зоны обстрела. Бухгалтер другой полевой кассы вынес из окружения мешок со всей документацией и наличными. Чтобы переправиться через реку, он выломал дверь из ближайшего дома и на ней перевез свой ценный груз.
Энтузиазм, правда, проявляли далеко не все. Западный фронт потерял 81 банковского работника, из которых только четверо были убиты, а остальные пропали без вести. Среди последних, вероятно, было немало тех, кто сдался в плен или попросту дезертировал.
При отступлении военные банкиры спасли миллионы рублей. Но и утрачено было немало. Только на восьми из шестнадцати фронтов в начале войны потеряли почти 90 млн — исчезло вместе с пропавшими финансистами, сгорело или досталось немцам.

Безналичный обсчет
Численность армии непрерывно возрастала. Увеличивались и расходы на ее содержание, и это расстраивало финансы страны. С начала войны до конца 1941 года полевые банки выдали воинским частям 1,88 млрд рублей. (Зарплата наводчика орудия, к примеру, тогда составляла 15 рублей в месяц.) Возврат наличности в кассы за то же время составил всего 40,5%. Это означало запуск печатного станка и рост инфляции. (инфляция за все время войны, по некоторым оценкам, составила 1000-1500%). И перед военными банкирами была поставлена задача сокращения денежного потока из тыла в действующую армию, что на практике означало изъятие наличности у военнослужащих в добровольно-принудительном порядке.
Сделать это было непросто, поскольку одновременно руководство страны решило внедрить в войсках принцип материальной заинтересованности. Летчикам-истребителям за каждый сбитый самолет противника устанавливалась премия в тысячу рублей. Премии платили и экипажам штурмовиков и бомбардировщиков. За пять выполненных боевых заданий ночью или десять днем полагалась та же тысяча. Летом 1942 года была введена система премирования за уничтоженные танки — по 500 рублей командиру и наводчику орудия (командиру танка и механику-водителю), остальному составу расчета или экипажа — по 200. Позднее ввели премирование и за быстрый и качественный ремонт боевой техники (например, за ремонт танка Т-34 платили 500 рублей) и за многое другое.
И все же способов для изъятия денег нашлось немало. Первым и, наверное, главным из них стало, как было написано в одной из инструкций Управления полевых учреждений (УПУ) Госбанка, "расширение вкладных операций". Успех этих операций чаще всего зависел от того, насколько тесные контакты полевые банкиры устанавливали с командирами и политработниками частей. Хорошие отношения, как правило, приводили к тому, что командование армией или фронтом издавало специальный приказ о содействии банкирам в зачислении денег бойцов и командиров на счета в полевых учреждениях Госбанка. При этом, как скромно отмечается в документах, иногда нарушался принцип добровольности. Вкладные книжки военнослужащих находились у начфинов частей, и снять с них деньги, когда это требовалось бойцу, было, мягко говоря, непросто.
В других случаях использовался метод привлечения финансового актива. В подразделениях назначались люди, которые убеждали сослуживцев вносить деньги на счета, и получали за это довольно солидные премии.
УПУ Госбанка распространяло по подчиненным конторам, отделениям и кассам передовой опыт. В частности, в одном из циркуляров говорилось о необходимости обратить большее внимание на сержантов, которые имеют большее денежное содержание, чем рядовые, а также склонность к накопительству: "остатки сумм вкладов достигают 700-800 рублей и являются вполне устойчивыми".
Результат был налицо: на 1 января 1942 года остатки вкладов составляли 80,9 млн рублей, на 1 марта — 233,7 млн, на 1 апреля — 361,9 млн. Всего же за 1942 год количество денег на счетах выросло в 25 раз. А к концу войны остатки вкладов достигли 4 млрд рублей.
Следующим по значимости способом сокращения наличного оборота была сдача денег в Фонд обороны и подписка на военные займы (за войну их было четыре). Однако надо признать, что эта работа по изъятию наличных проводилась в основном силами политработников, которые чаще всего лично подписывали поголовно всех своих подчиненных на указанные командованием суммы.
Не менее важной была агитация за отправку денег родным и близким. Солдатам и офицерам настоятельно советовали больше помогать семьям и, не дожидаясь выплаты жалования, писать заявления о безналичном переводе его части домой, в тыл.
Но самый приятный для солдат способ расставания с деньгами — через подразделения военторга, который передали под жесткий финансовый контроль полевых банкиров. Начальники отделений и касс строго следили за тем, чтобы полковые палатки, столовые и чайные военторга имели все необходимые товары и своевременно возвращали выданные полевыми учреждениями кредиты. А главное, надзирали за тем, чтобы военторговцы использовали для децентрализованных закупок продуктов не более 30% попадающей в их руки наличности.
В итоге из выплаченных в 1942 году военнослужащим 11,12 млрд рублей на руках у них осталось меньше трех миллиардов. Еще более успешным был 1943 год. Из выплаченных 15,9 млрд не вернулось в кассы лишь 2,26 млрд.
Конечно, у этой политики была и оборотная сторона. Лишенные наличных красноармейцы занялись самообеспечением. Особенно ярко это проявлялось во время наступления. Нынешний начальник департамента полевых учреждений ЦБ РФ генерал Заставнюк отмечал в одной из своих статей:
"Опыт работы полевой сети Госбанка за три года войны показал, что в условиях наступления советских войск потребности военнослужащих в денежной наличности резко снизились, а следовательно, возросли потребности в организации их сбережений".
После того как Красная Армия пересекла границу СССР, с наличными у военнослужащих стало еще туже. Рубли по решению правительства у них были изъяты уже в обязательном порядке. А валюта страны пребывания выдавалась в крайне ограниченных масштабах. Генералам и офицерам выплачивалось 25-30% начисленных денег, сержантам — 50%, и только рядовые получали свои незначительные суммы полностью.

Убитые вкладчики
У военных банкиров была и еще одна обязанность — позаботиться о вкладах погибших красноармейцев. О том, как они исполняли эту обязанность, свидетельствует совместный приказ, изданный финансовым управлением Наркомата обороны и УПУ Госбанка 29 мая 1945 года, через три недели после окончания войны.
"Произведенными проверками и ревизиями финансовых отделов фронтов и полевых контор Госбанка выявлены серьезные недостатки в работе некоторых финансовых органов и полевых учреждений Госбанка по выполнению завещаний вкладчиков-военнослужащих, погибших на фронтах Отечественной войны. Установлены случаи, когда начальники финансовых органов войсковых частей и соединений... задерживали у себя вкладные книжки погибших и пропавших без вести военнослужащих вместо немедленной передачи этих вкладных книжек полевым учреждениям Госбанка.
В ряде случаев вкладные книжки погибших военнослужащих направлялись... по месту призыва военнослужащих, минуя Госбанк. Отдельные из таких вкладных книжек терялись.
Имели место факты отсылки вкладных книжек родственникам, которым вклад по завещанию не принадлежит. Посылались родственникам даже такие книжки, вклад по которым завещан в фонд обороны. Начальники полевых учреждений Госбанка... не всегда проявляют нужную заботу о своевременном выполнении завещаний вкладчиков, а также не ведут систематической работы по выявлению судьбы владельцев неподвижных вкладов.
В целях решительного улучшения работы... предлагаем:
1. Начальникам финансовых органов войсковых частей вкладные книжки погибших, умерших, пропавших без вести и выбывших из части военнослужащих-вкладчиков сдавать немедленно полевому учреждению Госбанка. Непосредственная пересылка вкладных книжек в адреса наследников или убывших вкладчиков — отменяется..."
Но "решительного улучшения" не произошло. Наоборот, работа по выплате вкладов погибших затухла почти на тридцать лет. Только в 1973 году было создано Красноармейское отделение Госбанка СССР, которое должно было разыскивать и выплачивать вклады, внесенные в полевые учреждения во время войны. Как ни удивительно, оно работает по сей день. Как и система полевых банков, которые Тухачевский предлагал создавать только на время войны.

Банк "Вечный"
Как и любую бюрократическую структуру, полевые банки оказалось легче создать, чем ликвидировать. Во второй половине 1945 года было принято решение о полной ликвидации и окончании расчетов полевой сети Госбанка. Однако оказалось, что советские оккупационные войска в Германии, а также советские части в других странах нуждаются в банковском обслуживании. И УПУ сохранилось, хотя и в сильно сокращенном виде. В пятидесятые годы оно стало обслуживать закрытые и отдаленные объекты. Полевые банки появились на Новой Земле, на Байконуре, а затем в ракетных частях в Забайкалье. Полевые банкиры входили и в контингент войск в Афганистане. После вывода войск из Восточной Европы тамошние военные банки не расформировали, а создали для них новый фронт работ — обслуживание частей внутри России.
В последние годы разговоры о ликвидации военно-полевых банков стихли — их только пытались переподчинить. Сначала военных банкиров хотело забрать себе Министерство обороны, а затем их функции планировали передать Федеральному казначейству. Но военные банкиры пережили и эти наскоки и продолжают оставаться подразделением Центробанка. Хотя возможность выполнять свою прямую работу — снабжать деньгами воюющую армию — у них осталась только одна: в Чечне.

При содействии издательства ВАГРИУС "ВЛАСТЬ" представляет серию исторических материалов в рубрике АРХИВ

Полевые учреждения Банка России – специализированные структурные подразделения Центрального банка, которые являются воинскими учреждениями. Руководствуются в своей деятельности уставами и положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением ЦБ РФ и Министерства обороны. Система полевых учреждений служит для того, чтобы сделать расчеты Минобороны независимыми от системы коммерческих банков, а также для сохранения государственной тайны. Впервые воинские банковские учреждения появились в России в годы русско-турецкой войны (1877–1878 годы) в форме полевых касс. В новейшей истории их создание датируется 1937 годом - как структурных подразделений Госбанка СССР.Полевые учреждения Банка России – специализированные структурные подразделения Центрального банка, которые являются воинскими учреждениями. Руководствуются в своей деятельности уставами и положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением ЦБ РФ и Министерства обороны.

Система полевых учреждений служит для того, чтобы сделать расчеты Минобороны независимыми от системы коммерческих банков, а также для сохранения государственной тайны.

Впервые воинские банковские учреждения появились в России в годы русско-турецкой войны (1877–1878 годы) в форме полевых касс. В новейшей истории их создание датируется 1937 годом - как структурных подразделений Госбанка СССР.

Полевые учреждения реализуют следующие функции:

  • проведение расчетов между Министерством обороны и предприятиями и организациями различных отраслей экономики за вооружение, военную технику, разного рода имущество, продукцию и услуги;
  • обслуживание бюджета Министерства обороны, выделение воинским частям, учреждениям и организациям средств по смете Минобороны, проведение операций с этими средствами;
  • хранение свободных денежных средств воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны, осуществление безналичных расчетов, кредитование унитарных предприятий, строительных организаций и военторгов;
  • обеспечение подразделений наличными деньгами для выплаты зарплат, денежного довольствия и других расчетов воинских частей с личным составом.

Полевые учреждения не являются самостоятельными юридическими лицами и действуют в соответствии с доверенностями, выдаваемыми ЦБ.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет исчерпывающий круг лиц, которых может обслуживать полевое учреждение: воинские части, учреждения и организации Министерства обороны РФ, а также иные государственные органы; юридические лица, обеспечивающие безопасность России; физические лица, проживающие на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений ЦБ невозможно.

Согласно закону, деятельность полевых подразделений Центробанка должна регулироваться положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением ЦБ и Министерства обороны. Однако к осени 2011 года такое положение официально не принято, поэтому данный вид подразделений имеет двойное подчинение: в соответствии с принципом независимости Банка России полевые учреждения по вопросам банковской деятельности подчинены только ЦБ, но, будучи военными структурами, в других вопросах обязаны исполнять распоряжения военного ведомства.

Полевые учреждения Госбанка в период Великой Отечественной войны.

Кредитно-денежная система социалистического государства предусматривает непосредственно кредитное, расчетное и кассовое обслуживание Вооруженных сил, что оказывает значительное влияние на обеспечение их боеготовности.

В истории Вооруженных сил нашего государства ПУ Госбанка были первыми специальными органами для кассово-расчетного обслуживания действующей армии.

В развитии системы полевых учреждений можно выделить три периода:

1. Организационное становление системы в начале Великой Отечественной войны.

2. Дальнейшее развитие системы ПУ в 43-45 гг., в период широких наступательных действий Советской армии.

3. Деятельность ПУ в послевоенный период.

Первые полевые учреждения Госбанка были созданы в 1939 году. Однако вплоть до начала Великой Отечественной войны их количество было крайне незначительно, а деятельность носила характер своеобразного эксперимента, поскольку организационная структура их не была окончательно установлена. Первоначально круг операций ПУ был ограничен кассово-расчетным обслуживанием воинских частей и учреждений. Однако уже в первые дни войны было принято постановление правительства о кредитовании товарооборота полевых военторгов.

Массовое формирование полевых учреждений Госбанка началось сразу же после выхода в свет постановления СНК от 22 августа 1941 года о создании специальной сети учреждений Госбанка, предназначенных для кассово-расчетного и кредитного обслуживания Красной Армии.

В первый период своего существования ПУ Госбанка строили свою операционную деятельность на основе отдельных циркуляров и директивных писем Правления Госбанка СССР. Но уже в октябре 1942 года была издана инструкция Госбанка №227, в которой был обобщен опыт начального периода деятельности ПУ Госбанка, четко определены их задачи, характер и объем банковских операций, организационная структура.

На полевые учреждения Госбанка возлагалось проведение следующих операций: открытие и перевод кредитов по смете НКО и выдача денежных средств; прием денежных средств для зачисления в государственный бюджет и на восстановление кредитов; операции по текущим счетам воинских частей и учреждений; выдача воинским частям облигаций госзаймов, выплата выигрышей и процентов по ним, выплата денег по орденским книжкам; прием от воинских частей и организаций трофейной валюты и драгоценных металлов; прием и выдача вкладов военнослужащих; расчеты с поставщиками по поручениям воинских частей; кредитно-расчетное обслуживание полевых военторгов; выпуск денег в обращение и их изъятие.

В начальный период войны наибольшее развитие получили операции по кассово-расчетному обслуживанию воинских частей и учреждений. Доля других видов банковских операций была незначительна.


Одной из важнейших задач в первый и последующие годы войны было максимальное привлечение денежного содержания военнослужащих во вклады. Огромные военные расходы Советского государства, невосполнимые материальные потери вынуждали покрывать определенную их часть за счет эмиссии денег. В денежном обращении страны создалась напряженная обстановка, и важнейшими методами уменьшения наличных денег в обращении были привлечение денежного содержания военнослужащих во вклады, максимальное расширение безналичных расчетов. Благодаря широкой разъяснительной кампании по привлечению личных средств военнослужащих во вклады, проведенной полевыми учреждениями Госбанка совместно с политорганами и финансовой службой Советской Армии, уже начиная с 1942 года начался, быстрый рост вкладов военнослужащих.

В результате развития вкладных операций и безналичных расчетов снизился процент внутрифронтовой эмиссии денег по отношению к общей сумме выплат воинским частям.

К началу 1943 года остатки вкладов в ПУ Госбанка были в 25 раз больше, чем к началу 1942 года, а количество вкладчиков за год выросло в 17 раз. Почти 70% всего фонда денежного довольствия было выплачено военнослужащим действующей армии без применения наличных денег. Эта деятельность ПУ Госбанка и финансовой службы фронтов благотворно сказалась на состоянии денежного обращения страны, поскольку значительно уменьшила по сравнению с возможной денежную массу в обращении.

Вступление Советской Армии на территорию иностранных государств внесло качественно новый элемент в операционную деятельность полевых учреждений Госбанка. Все расчеты и кассовые операции в советской валюте перешли в разряд безналичных, их место заняли расчеты и кассовые операции в иностранной и военной валютах. Впервые после учреждения Госбанка операции с иностранной валютой начали производить еще, будучи на территории СССР. В основном это были операции по приему от воинских частей и учреждений, а также партизанских отрядов трофейной валюты, а также иностранной валюты, изъятой из организованных оккупантами кредитных учреждений на территории, временно занятой врагом.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что на полевые учреждения Госбанка как на экономические органы ложится большая ответственность, связанная с вторжением в сферу денежного обращения той или иной страны. Создание инвалютных резервов, хранение и операции с трофейной валютой, выпуск в обращение военных марок и шиллингов союзного командования, выпуск военных денег на территории стран сателлитов гитлеровской Германии (Румынии и Венгрии), организация расчетов с населением, фирмами и государственными учреждениями – вот перечень операций, который осуществляли полевые учреждения Госбанка в тот период. Все указанные операции проводились с таким расчетом, чтобы не внести в сферу денежного обращения стран дислокации элементов дезорганизации, не допустить наводнения ее избыточными массами бумажных денег, так как инфляция и хаос в денежном обращении в первую очередь отразились бы на положении народных масс. Полевые учреждения Госбанка должны были следить за состоянием денежного обращения и своевременно докладывать командованию о нежелательных явлениях в этой сфере.

Особое значение в тот период приобрели и вкладные операции. Объем их резко возрос, так как все причитавшееся личному составу содержание зачислялось во вклады.

Опыт Великой Отечественной войны подтвердил необходимость создания системы полевых учреждений Госбанка. Он, в частности, показал, что полевые учреждения Госбанка являлись наиболее целесообразной формой своевременного и полного обеспечения войск всем комплексом банковских операций. Финансовые органы армии не ограничены и ничем не связаны в выполнении своих функций по расчетам с народным хозяйством и выплате денег личному составу. В любых условиях к их услугам оборотная касса и резервные фонды полевых учреждений, учетный аппарат, постоянно готовый совершать по поручению воинских частей необходимые банковские операции. Наличие полевых учреждений в составе тылов органов Российских войск значительно ускоряет процесс расчетов, поскольку отпадает необходимость доставки расчетных документов в стационарные банки, которые находятся в глубоком тылу. Полевые учреждения в значительной степени способствуют экономии наличных денег путем максимального увеличения безналичных расчетов и зачисления денежного содержания военнослужащих во вклады. Это освобождает финансовые органы от необходимости иметь постоянно крупный запас наличных денег и одновременно благотворно сказывается на состоянии денежного обращения, сокращая размер возможной эмиссии денег. Полевые учреждения являются необходимым звеном в системе товарно-денежных отношений, которые возникают в период пребывания Российских войск за границей; они организуют расчеты в инвалюте с поставщиками страны дислокации. Полевые учреждения в определенной мере выполняют работу политического значения, способствуя поддержанию в личном составе твердой уверенности в том, что его материальные интересы надежно обеспечены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На сегодняшнем занятии мы ознакомились с задачами и структурой курса «Организация эмиссионно-кассовой и учетно-операционной работы полевых учреждений Банка России». Связь курса с другими учебными дисциплинами. О роли банковской системы в укреплении обороноспособности страны. Необходимость создания ПУ Банка России, их структуру и подчиненность, обязанности управления ПУ, полевой конторы, полевого отдела и полевого отделения. О прохождении службы офицеров полевых учреждений. О функциях полевых учреждений в процессе обслуживания воинских частей, учреждений и хозрасчетных предприятий Министерства обороны. С организацией инвалютного оборота в группах войск. С историей создания полевых учреждений Банка России и этапами развития системы полевых учреждений Банка России, их работой в период Великой Отечественной войны на территории СССР и с вступлением на иностранную территорию.

Ст. преподаватель военной кафедры

Подполковник Ермаков

· временно свободные средства предприятий, учреждений и организаций в виде остатков денег на их расчетных и текущих счетах,

· доходы федерального бюджета,

· собственные средства банка,

· целевые средства для финансирования капитальных вложений.

· Кроме того, большое место занимают расчеты по МБР.

Счета баланса ПУ Банка России, как правило, делятся на две группы : балансовые и внебалансовые. Счета по срочным операциям (раздел “Г” баланса Банка России) и счета ДЕПО (раздел “Д”) в полевых учреждениях не открываются.

Баланс составляется в бухгалтерии банка ежедневно программным способом, на основании остатков счетов 2-го порядка .

При составлении баланса банка “ручным способом”, он составляется на основании сводных карточек, которые ведутся по каждому балансовому или внебалансовому счету 2-го порядка.

В полевых управлениях и отделах баланс должен быть составлен не позднее 12 часов следующего дня, а в полевых отделениях - в тот же день к окончанию рабочего дня.

При составлении баланса полевого учреждения Банка России, его работники руководствуются номенклатурой счетов, изложенной в Положение Банка России №205-П от 05.12.2002 г. (с дополнениями) и формой баланса, приведённой в приложении положения Банка России №205-П.

_________________________________________________________________________________

Создание полевых учреждений

В предвоенные годы важнейшим направлением совершенствования финансово-кредитного обеспечения войск стало переподчинение полевых касс от Наркомата финансов Государственному банку СССР. Госбанк СССР стал отвечать за формирование новых учреждений, которые получили название “полевые учреждения Госбанка СССР” и впервые были развернуты в 1939 году.

Опыт работы полевых учреждений в 1939--1940 гг. был использован в годы Великой Отечественной войны 23 июня 1941 г. на территории страны функционировали полевые конторы: № 132 Юго-Западного фронта, № 133 Западного фронта и № 131 Ленинградского фронта.. С первых дней Великой Отечественной войны началось массовое формирование полевых учреждений Госбанка СССР. В период с 23 июня по декабрь 1941 г. были открыты 598 полевых учреждений Госбанка, в том числе 14 полевых контор, а также 12 полевых отделений. За годы войны была сформирована широкая сеть этих учреждений.

Уже с первых дней Великой Отечественной войны проявилась острая необходимость в координации и регулировании деятельности полевых учреждений из единого центра В этих целях 22 августа 1941 г. было принято Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 1998-901 “Об организации Управления полевых учреждений Госбанка СССР”. Одновременно утверждено “Положение об Управлении полевыми учреждениями Госбанка СССР”.. Первым начальником Управления полевых учреждений Госбанка СССР был назначен бывший заместитель председателя Правления Госбанка СССР Перов Георгий Васильевич.

На Управление возлагалось руководство кассовым и расчетным обслуживанием соединений, воинских частей и учреждений Красной Армии. Управление занималось формированием полевых учреждений Госбанка СССР, подбором по согласованию с военным командованием их начальствующего состава, разработкой сводных месячных и квартальных кассовых планов, руководством кассовыми операциями и осуществлением контроля за ними.

Кроме того, Управление занималось: организацией кассового хозяйства полевых учреждений Госбанка СССР, образованием денежных фондов при них и контролем за их сохранностью; своевременным обеспечением полевых банков денежной наличностью; кассовым исполнением государственного бюджета по смете НКО. В число важнейших функций УПУ Госбанка СССР входили: организация учетно-операционной работы в полевых банках, взаимных расчетов между полевыми и стационарными учреждениями банка; организация кредитно-расчетного обслуживания военторгов в действующей армии; организация перевозки денег и других ценностей; инспектирование и ревизия полевых банков; решение вопросов по перемещению и ликвидации полевых банков.

Организационная система полевых учреждений Госбанка строилась применительно к структуре войск действующей армии. При фронтах создавались полевые конторы Госбанка, при армиях -- полевые отделения Госбанка, при дивизиях -- полевые кассы Госбанка. В военно-административном отношении они подчинялись командующим (командирам) формирований, при которых создавались, а по вопросам банковской деятельности -- начальникам вышестоящих полевых учреждений Госбанка.

Таким образом, в начале войны была создана новая система управления банковским обслуживанием войск. На начальном этапе войны порядок банковского обслуживания войск регулировался Инструкцией по операциям, счетоводству и отчетности ПУГ СССР, утвержденной в 1940 году. С началом войны Правлением Госбанка СССР были изданы отдельные циркуляры и директивные письма, которые регламентировали различные стороны деятельности полевых банков.

Одними из главных направлений сокращения потерь денежных средств, правильной организации денежного обращения в прифронтовой зоне являлись всемерное развитие безналичных расчетов и широкое привлечение средств военнослужащих во вклады. Создавать на фронтах громоздкую систему сберегательных касс было нецелесообразно.

Существенные изменения в работе полевых учреждений произошли в связи с выходом наших войск на территорию других государств. Обеспечение войск денежной наличностью приобрело более важное значение, чем раньше. С переходом на финансирование армии в иностранной валюте усложнились операции в полевых учреждениях. Передвижение войсковых соединений с территории одного государства на территорию другого и переход отдельных соединений и частей из одного подчинения в другое требовали от полевых учреждений постоянного ведения операций по обмену остатков ранее выплаченной валюты на новую.

На иностранной территории значительное распространение получили операции полевых банков с трофейными ценностями. На полевые банки возлагались прием, хранение и отправка сдаваемой воинскими частями иностранной валюты, советских денег и драгоценных металлов, изъятых из организованных оккупантами кредитных учреждений на территории, временно занятой врагом.

Организационные и технические навыки, приобретенные личным составом в начальный период войны, нашли свое применение и в новых условиях. Именно благодаря этим навыкам полевые учреждения успешно справились со своими задачами на заключительном этапе войны.

Деятельность полевых учреждений Госбанка СССР в годы Великой Отечественной войны показала, что они стали наиболее эффективной формой своевременного и полного обеспечения войск всем комплексом банковских операций. Наличие в составе тыловых органов мобильных полевых банков существенно ускоряло процесс расчетов, поскольку отпадала необходимость доставки расчетных документов в стационарные банки, находящиеся в глубоком тылу.

Полевые учреждения, максимально развивая безналичные расчеты и проводя большую работу по зачислению денежных средств военнослужащих во вклады, значительно способствовали экономии наличных денег, а также относительной устойчивости денежного обращения. Благодаря ведению и развитию вкладных операций через полевые учреждения не только сдерживался выпуск денег в обращение, обеспечивалась их сохранность, но появилась возможность временно свободные сбережения направить на финансирование фронта.

Органы денежно-кредитной системы государства регулируют денежное обращение на территории страны, осуществляют расчеты и кредитование предприятий, учреждений и организаций различных отраслей экономики, в том числе Вооруженных Сил.

Полевые учреждения Банка России - один из структурных элементов системы Центрального банка РФ, являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России. Развитие и становление системы кассового и расчетно-кредитного обслуживания Вооруженных Сил происходило одновременно с совершенствованием денежно-кредитной системы страны и развитием Вооруженных Сил. В условиях мирного времени обслуживание воинских частей осуществлялось стационарными учреждениями банка по месту их дислокации, в условиях ведения боевых действий такой порядок банковского обслуживания войск исключался. Возникла необходимость иметь подвижные, постоянно действующие в составе войск учреждения банка, которые смогли бы в любое время и при любых обстоятельствах обеспечивать воинские части и организации наличными деньгами и осуществлять по их поручению расчетные операции.

Актуальность темы обусловлена значимостью и ролью полевых учреждений Государственного банка СССР в период Великой отечественной войны для проведения мобилизации денежных средств, упорядочению денежного обращения и укреплению рубля в стране.

Цель данной работы – это проанализировать деятельность полевых учреждений Госбанка во время Великой Отечественной войны.

История полевых учреждений Государственного банка началась в 1939-1940 гг..

В период войны с белофиннами стало очевидным, что в военных условиях расчетно-кассовое обслуживание войск при помощи стационарных учреждений Госбанка невозможно: для этих целей необходимо иметь подвижные, работающие в составе действующей армии учреждения банка, которые смогли бы в условиях ведения боевых действий обеспечить воинские части наличными деньгами и осуществить необходимые расчетные операции.

Трудности военного времени, особенно первых трех лет войны, отрицательно сказались на состоянии денежного обращения. Ввиду огромных военных расходов и неотложных затрат для перестройки мирной экономики на военный лад, эвакуации промышленности и населения в годы войны потребовалась дополнительная эмиссия денег, которая в 1941-1943 гг. покрывала дефицит государственного бюджета. За время войны денежная масса в обращении возросла в 4 раза. Однако, несмотря на это, важнейшей особенностью военной экономики СССР было сохранение относительно устойчивого денежного обращения.

Для решения этой задачи были созданы полевые учреждения Госбанка СССР. При фронтах создавались фронтовые конторы Госбанка, при армиях - полевые отделения Госбанка, при дивизиях - полевые кассы Госбанка. В военно-административном отношении они подчинялись командующим (командирам) формирований, при которых создавались, а вопросы банковской деятельности решались начальниками вышестоящих полевых учреждений Госбанка СССР.

На Управление Полевых учреждений возлагалось руководство кассовым и расчетным обслуживанием соединений, воинских частей и учреждений Красной Армии. Управление занималось формированием полевых учреждений Госбанка СССР, подбором по согласованию с военным командованием их начальствующего состава, разработкой сводных месячных и квартальных кассовых планов, руководством кассовыми операциями и осуществлением контроля за ними.

Массовое формирование полевых учреждений Госбанка СССР началось с августа 1941 года. Проводилось оно в основном стационарными учреждениями Госбанка. Они направляли в полевые учреждения свои лучшие, опытные кадры, обеспечивали полевые учреждения необходимыми бланками, банковской документацией, имуществом. По состоянию на 26 декабря 1941 г. функционировало 14 полевых контор, а также 12 полевых отделений, подчиненных УПУ. Общее руководство полевыми учреждениями осуществляло Правление Госбанка СССР.

В невероятно трудных условиях первого периода войны полевые учреждения вели напряженную работу. Наряду с организационной работой шло обучение личного состава, призванного из запаса. Преодолевая огромные трудности, полевые учреждения банка выполняли свои функции по обслуживанию действующей армии, приобретая опыт работы в боевой обстановке. Нередко офицерам полевых учреждений приходилось действовать под огнем противника.

Пример: 3 августа 1941 г. полевое отделение Госбанка № 661 вместе с отделами и учреждениями второго эшелона армии прибыло к переправе через Днепр западнее Дорогобужа, где в это время было большое скопление войск, различной военной техники и имущества, находившихся под постоянным обстрелом авиации противника. Переправа была уже разрушена, и не было возможности ее восстановить из-за непрерывного обстрела с земли и с воздуха. Штаб и части начали переправляться вплавь. Враг приближался. Сохранность вверенных государственных ценностей являлась первейшей обязанностью каждого банковского работника на фронте. Ночью ценности и документы учета были переправлены на другой берег Днепра. С наступлением рассвета противник подверг обстрелу и ту территорию, где были укрыты ценности. Вновь создалось угрожающее положение. С большими трудностями солдату Новосельцеву удалось найти брошенную автомашину с государственными ценностями. На ней и было эвакуировано имущество полевого банка. Погрузка на машину происходила под непрерывным обстрелом противника. 10 августа 1941 г. ценности и документы полевого отделения Госбанка были доставлены без потерь в район Красного Холма Смоленской области. Личный состав вскоре вышел из окружения. Так были спасены около 8 млн. руб. и документы полевого отделения Госбанка.

Деятельность полевых учреждений Госбанка характеризовалась большой подвижностью, связанной с их перемещением вместе с войсками, выполнением своих функций во фронтовой полосе, нередко в зоне боевых действий и вне населенных пунктов.

Задачи, стоящие перед полевыми учреждениями Госбанка в 1943 году, сильно усложнились. Помимо расчетно-кассового обслуживания войск, необходимым было дальнейшее проведение мероприятий по мобилизации средств, упорядочению денежного обращения в действующей армии и укреплению советского рубля. В соответствии с распоряжением правительства Госбанк предоставлял кредиты на восстановление народного хозяйства, в первую очередь для восстановления промышленности в освобожденных районах. В соответствии с Указанием начальника Управления полевых учреждений Госбанка СССР от 30 декабря 1943 г. офицеры полевых банков осуществляли выход в войска. Выход работников полевых банков в воинские части был необходим для проведения на местах работы по привлечению вкладов, проверке (по согласованию с начальником финансового отделения соединения) работы начальников финансовых органов по обслуживанию вкладчиков и оказанию им практической помощи в организации этой работы, для выяснения у вкладчиков причин прекращения взносов, для приема и выплаты вкладов непосредственно в воинских частях и госпиталях.

Выходы в воинские части производились начальниками касс и только в отдельных случаях, по их поручению, - бухгалтерами или кассирами (как правило, в дни выплаты денежного содержания военнослужащим). Все выходы проводились строго по плану, согласованному с начальником финансового отделения соединения. Отдельные выходы рекомендовалось проводить совместно с работниками финансовых отделов. В Указании предписывалось ежемесячно посещать не менее трех воинских частей, каждую часть соединения - не менее одного раза в квартал.

При ревизии или инспектировании полевых учреждений Госбанка обязательно посещались войсковые части и их политорганы для проверки состояния работы в войсковых частях и оказания практической помощи в улучшении кассового обслуживания частей и соединений, в привлечении вкладов и расширении безналичных расчетов.

Опыт работы полевой сети Госбанка за три года войны показал, что в условиях наступления советских войск потребности военнослужащих в денежной наличности резко снизились, а, следовательно, возросли потребности в организации их сбережений. Делом чести работников полевых учреждений стало обеспечение сохранности свободных средств военнослужащих, участвующих в наступлении Красной Армии.

Полевая сеть Госбанка приняла на себя и обеспечила также расчетно-кассовое обслуживание частей Военно-Морского Флота и отдельных советских гражданских организаций, работающих на иностранной территории, освобожденной от противника.

В то же время для полевых учреждений, обслуживающих части действующей армии, перешедшие государственную границу, привлечение средств во вклады и “экономия эмиссии” потеряли свое значение. Успешность работы этих учреждений зависела в первую очередь от того, насколько своевременно было обеспечено обслуживание войсковых частей, учреждений и отдельных вкладчиков полевым учреждением.

Вопросам своевременного получения и завоза валюты Управление полевых учреждений и полевые конторы Госбанка СССР уделяли большое внимание. Снабжение полевой сети Госбанка денежной наличностью осуществлялось в 12 валютах (включая советские рубли). Получались они в 1944-1945 гг. из следующих источников.

Специальная валюта - военные леи, военные пенго и военные марки изготовлялись фабриками Гознака НКФ СССР в Москве и Краснокамске.

Военные шиллинги были изготовлены в Англии, доставлены в Архангельский порт, где приняты и перевезены в специальное хранилище Управления полевых учреждений Госбанка в Москве.

Польские злотые, чехословацкие кроны изготовлялись в Москве Гознаком НКФ СССР по заказам иностранных правительств и принимались специальным хранилищем УПУ на фабрике.

Румынские леи, болгарские левы, сербские динары принимались полевыми конторами Госбанка по доверенностям военного командования от соответствующих правительств в Бухаресте, Софии и Белграде.

Финские марки Советское правительство первоначально покупало, а впоследствии они поступали в основном от финского правительства по соглашению о передаче местной валюты на содержание Союзной (Советской) контрольной комиссии в Финляндии.

Кроме того, в Венгрии использовалась местная валюта из трофейных запасов.

Такое разнообразие источников и мест получения валют, дальность транспортировки при огромной протяженности линии фронта требовали от УПУ и полевых учреждений Госбанка большой оперативности в работе. Несмотря на эти трудности, полевые учреждения Госбанка с задачей бесперебойного снабжения действующей армии и флота денежной наличностью справились успешно.

В достижении высоких результатов во время войны большую роль сыграли постоянная помощь и внимание военных советов фронтов и армий, командования и политорганов соединений и частей, которые оказывали помощь полевым учреждениям Госбанка. Самоотверженный труд личного состава полевых учреждений Госбанка и всех патриотов нашей Родины, переходивший порой в настоящий героизм, способствовал разгрому фашизма в Великой Отечественной войне.

Библиографический список

Информационный материал с официального сайта Банка России [Электронный ресурс]. - www.cbr.ru

Образовательное учреждение

Орловская банковская школа (колледж)

Центрального банка Российской Федерации

Доклад

по дисциплине

«Финансы. Денежное обращение. Кредит »

по теме

«Роль полевых учреждений Государственного банка СССР в годы Великой Отечественной войны»

Подготовила

студентка 202 группы

Булгакова А.В.

Преподаватель

Николаева О.Д.

Похожие публикации