Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Нормативно правовые акты регулирующие экономические отношения. Правовое регулирование экономических отношений. Соотношение экономических отношений с категорией собственности

Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Обычно считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый метод регулирования. В гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов, л административном - в наличии отношений власти и подчинения. Однако наряду с этим в науке права широко обсуждается вопрос о единстве метода правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания и запрета.

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода правового регулирования.

К ним относятся:

    большое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;

    самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;

    рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

    организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;

    возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.

Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.

Метод хозяйственного права должен обеспечивать:

    Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия;

    Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;

    Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, или (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовой норме.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: «Правовое регулирование экономических отношений в России» Костырев А.П., преподаватель ГБПОУ НГК.

2 слайд

Описание слайда:

Экономические отношения как предмет правового регулирования Понятия и признаки предпринимательской деятельности Хозяйственное право и его источники В данной презентации мы рассмотрим следующие темы

3 слайд

Описание слайда:

Экономические отношения как предмет правового регулирования Право – это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Совокупность производственных (экономических) отношений, складывающихся в обществе (в стране, в регионе, в отдельной организации), называется экономикой. В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

4 слайд

Описание слайда:

Понятия и признаки предпринимательской деятельности В соответствии со статьей ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом в качестве в установленном законом порядке.

5 слайд

Описание слайда:

Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности: Самостоятельность; Направленность на систематическое получение прибыли; Рисковый характер; Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих эту деятельность.

6 слайд

Описание слайда:

Самостоятельность как признак предпринимательской деятельности включает в себя организационную самостоятельность и имущественную самостоятельность предпринимателя. Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведенную продукцию и т.д. Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. именно ему принадлежащего имущества, которое он использует при осуществлении предпринимательской деятельности.

7 слайд

Описание слайда:

Направленность на систематическое получение прибыли – самый существенный признак предпринимательской деятельности. И с точки зрения обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность – это прежде всего деятельность, целью которой является получение прибыли.

8 слайд

Описание слайда:

Рисковый характер предпринимательской деятельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появление в гражданском праве института несостоятельности (банкротства).

9 слайд

Описание слайда:

Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Некоторые авторы рассматривают этот признак как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятельность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации

10 слайд

Описание слайда:

Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъ­екты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия - это разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в том числе пред­принимательской, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом). Лицен­зирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права. Ли­цензирующими органами являются федеральные органы испол­нительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» .

11 слайд

Описание слайда:

Хозяйственным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности В настоящее время в нашей стране, как и в большинстве других стран мира, основными источником права выступают нормативно-правовые акты – официальные документы, принятые компетентными органами в установленном порядке и содержащие нормы права. Хозяйственное право и его источники

12 слайд

Описание слайда:

Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы: законы, обладающие высшей юридической силой; подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов. Что касается подзаконных нормативно-правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Что касается законов, то на вершине пирамиды этих нормативно-правовых актов находится Конституция – Основной закон страны. Затем следуют федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы и законы субъектов федерации.

13 слайд

Описание слайда:

Важнейшие, основополагающие нормы хозяйственного права России закреплены в Конституции РФ. Их можно рассматривать как принципы хозяйственного права, т.е. основополагающие начала, из которых исходят все другие нормы хозяйственного права. К ним относятся: Единство экономического пространства; Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств Поддержка конкуренции; Многообразие форм собственности; Свобода экономической деятельности, включая право каждого на предпринимательскую деятельность;

14 слайд

Описание слайда:

Наконец, говоря об источниках хозяйственного права, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Поэтому к источникам хозяйственного права России следует отнести также международные договоры Российской Федерации в сфере экономики. На практике большинство субъектов хозяйственной деятельности к такого рода источникам хозяйственного права обращаются редко. Тем не менее, каждому предпринимателю стоит помнить о том, что в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.


Экономические отношения как предмет правового регулирования Право – это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним существовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. Есть и такие сферы жизни общества, в регулировании которых праву принадлежит отнюдь не главенствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию.


Понятия и признаки предпринимательской деятельности В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии со статьей ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом в качестве в установленном законом порядке.


Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности: 1) самостоятельность; 2) направленность на систематическое получение прибыли; 3) рисковый характер; 4) Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих эту деятельность.


1) Самостоятельность как признак предпринимательской деятельности включает в себя организационную самостоятельность и имущественную самостоятельность предпринимателя. Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам – без всяких указаний «сверху» - решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведенную продукцию и т.д. Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. именно ему принадлежащего имущества, которое он использует при осуществлении предпринимательской деятельности.


2) Направленность на систематическое получение прибыли – самый существенный признак предпринимательской деятельности. И с точки зрения обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность – это прежде всего деятельность, целью которой является получение прибыли.


3) Рисковый характер предпринимательской деятельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появление в гражданском праве института несостоятельности (банкротства).


4) Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Некоторые авторы рассматривают этот признак как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятельность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации


Хозяйственным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности В настоящее время в нашей стране, как и в большинстве других стран мира, основными источником права выступают нормативно- правовые акты – официальные документы, принятые компетентными органами в установленном порядке и содержащие нормы права.


Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы: 1)законы, обладающие высшей юридической силой; 2)подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов. Что касается законов, то на вершине пирамиды этих нормативно-правовых актов находится Конституция – Основной закон страны. Затем следуют федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы и законы субъектов федерации. Что касается подзаконных нормативно- правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.


Важнейшие, основополагающие нормы хозяйственного права России закреплены в Конституции РФ. Их можно рассматривать как принципы хозяйственного права, т.е. основополагающие начала, из которых исходят все другие нормы хозяйственного права. К ним относятся: - единство экономического пространства; - свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств - поддержка конкуренции; - Многообразие форм собственности; -Свобода экономической деятельности, включая право каждого на предпринимательскую деятельность;

Каковы же возможности и пределы правового регулирования жо- номических отношений на современном этапе рыночных отноше­ний? Как может право способствовать реализации конституционного принципа свободы экономической деятельности 1 ?

Для ответа на эти вопросы необходимы глубокая и фундамен­тальная разработка общих проблем правового регулирования эко­номических отношений, создание общей теории, которая должна служить основой для решения конкретных вопросов.

Различный характер отношений, объединяемых в комплексе, определяет и регулирование этих отношений путем сочетания норм различных отраслей права, соответствующих содержанию каждого вида отношений. В связи с этим во шикает сложная теоретическая проблема эффективного сочетания норм, относящихся к различным отраслям права, в регулировании единого процесса в той или иной области хозяйственной деятельности. Объективно обусловлена за­висимость: предмет правового регулирования - метод - правовые средства, свойственные этому методу. Если в данном виде хозяйст­венной деятельности сочетаются элементы, относящиеся к различ­ным видам общественных отношений, то правовое регулирование должно улавливать и отражать особенности каждого вида отноше­ний, каждого из элементов. В полной мере необходимо использо­вать закономерности соотношения предмета, метода и правовых средств, свойственных каждому из элементов единого процесса.

Имеются объективные закономерности сочетания, взаимосвязи, соотношения норм различных отраслей права, применяемых в ком­плексе для регулирования единого процесса.

Формирование и развитие рассматриваемого комплекса предпо­лагают строгое соблюдение основных озраслевых характеристик вклю­чаемых норм, использование соответствующих правовых средств еди­ного вида деятельности. Сочетание норм различных отраслей права может содействовать наиболее полному выявлению эффективности каждой из них. И наоборот, нарушение равновесия между нормами различных отраслей права в регулировании единого процесса или вида деятельности способно повлечь за собой ослабление эффек­тивности тон или иной нормы или группы норм. Так, одна из при­чин того, что в воздействии на общественное производство не ис­пользованы еще все возможности, предоставляемые договорной формой, заключается в недостаточной согласованности норм адми­нистративного и норм гражданского права, составляющих институт договора. Нормы административного права и издаваемые на их ос­нове бесчисленные индивидуальные акты нс оставляют достаточно-

го места для соблюдения требований, предъявляемых договорной формой отношений, таких, например, как равенство сторон, воз­можность выражения нх волн. Это препятствует выполнению дого­вором его важнейшей функции в воздействии на производство.

Комплекс - это не соединение, при котором теряются первона­чальные свойства элементов, а такое сочетание элементов, при кото­ром каждый нз них сохраняет свои особенности и взаимодействует с другими. Оно, если правильно определены удельный вес каждого из элементов, особенности его взаимодействия с другими, может дать оптимальный результат.

Для достижения этого результата необходима разработка одного из аспектов воздействия права на мотивацию поведения, а именно - различной мотивационной силы норм разных отраслей права.

В про­цессе исследования эффективности норм рассматривалась мотива­ционная сила норм отдельных отраслей права. Но для решения по­ставленной проблемы необходимо такое исследование силы моти­вационного действия норм отдельных отраслей права, когда они участвуют в комплексном регулировании единого процесса или ви­да деятельности.

В различных общественно-экономических формациях мотива­ционная сила норм одной отрасли права оказывалась значительно сильнее мотивационной силы норм других отраслей. Так, в рыноч­ном хозяйстве наиболее значительное место в мотивации поведения занимают нормы гражданского н торгового права, регулирующие имущественные отношения. Возможность получения прибыли путем использования определенной правовой ситуации (нередко - посред­ством узаконенного ограбления экономически более слабой стороны), опасность имущественной ответственности, которая может завер­шиться банкротством, - стимулы, в значительной мере подавляю­щие действие норм иных отраслей права: административного, тру­дового, земельного и др. Компания уплатит штрафы за нарушение административных правил, компенсации за нарушение трудового договора и т.п.. если эти нарушения связаны с возможностью полу­чения прибыли. Но с гораздо большей осторожностью она подойдет к исполнению своих обязанностей перед контрагентами. Для охра­ны имущественных интересов в іражданском и торговом праве раз­работана сложнейшая, изощренная система правовых средств, на­правленных на обеспечение выполнения обязательств.

Такое соотношение мотивационной силы различных отраслей права в рыночных условиях неразрывно связано с основным зако­ном капиталистической экономики - стремлением к максимальной прибыли.

Для наиболее эффективной реализации этой возможности необ­ходимо глубокое исследование характера и сущности общественных

отношений в сфере экономики нх вилов, места правовой нормы в мотивации поведения физических и юридических лиц в данной сфере. Такое исследование может быть результатом совместного тру­да экономистов, социологов, правоведов.

В настоящее время наибольшее место в правовом регулирова­нии экономических отношений занимают нормы административного права. Но ведь основными принципами развития рыночной эконо­мики, обусловленными требованиями объективных, экономических законов, являются сочетание государственного регулирования с само­стоятельностью и инициативой предприятий, объединений и органи­заций и активное использование экономических рычагов и стимулов. Вес это требует широкого применения норм не только администра­тивного. но и иных отраслей права - гражданского, трудового, фи­нансового и др. Выше приводились примеры того, как нормы адми­нистративного права и издаваемые на нх основе акты в значительной мере парализуют эффективность применения норм других отраслей права, и в частности эффективность средств имущественной ответст­венности. Совершенствование правовых отношений в народном хо­зяйстве требует существенного расширения средств правового воз­действия, более полного применения норм различных отраслей права. Для теоретической разработки проблем соотношения норм различ­ных отраслей права в регулировании единого процесса или вида дея­тельности и для практических целей может оказаться весьма полез­ным понятие правовой формы отдельных видов экономических отно­шений. Термин «правовая форма» применяется в различных смыс­лах. Однако в применении к экономическим отношениям этот тер­мин может обозначать совокупность норм или правовых институтов, опосредующих определенный вид экономических отношений. Такое понимание обосновывалось в литературе 1 .

Понятие правовой формы экономических отношений конструи­руется исходя из содержания регулируемых отношений, и этим оно отличается от близкого понятия правового института. При конст­руировании правового института отправляются от права, от законо­мерностей надстройки. Поэтому правовой институт обычно относит­ся к определенной отрасли права, представляет собой структурный элемент отрасли. Понятие же правовой формы данного вида эко­номических отношений конкретизируется исходя из содержания. Поэтому в понятие правовой формы включаются нормы и институ­ты различных отраслей права. Их отраслевая принадлежность и со­отношение определяются содержанием данного отношения.

Так, в капитальном строительстве содержится комплекс разно­родных отношений: программирование, регулирование, управление.

См.: Халфина Р.0. Общее учение о правоотношении. - М., 1974. - С. 79-92.

имущественные отношения, трудовые отношения, земельные, при­родоохранительные, финансовые. В правовом регулировании этих отношений должны применяться и нормы соответствующих отрас­лей права. Представляется, что соотношение этих норм в едином комплексе правового регулирования капитального строительства должно соответствовать соотношению различных видов отношении в реальном процессе капитального строительства и обусловленных нм разносторонних, многообразных связей. Характер отношений, объединенных в данном комплексе, может служить надежным кри­терием для объединения норм различных отраслей права в регули­ровании капитального строительства. Характер каждого вида объе­диненных в комплексе отношений, его место, значение, удельный вес определяют в общей форме и соотношение норм соответствую­щих отраслей права. Но здесь мы сталкиваемся с гем феноменом, о котором речь шла выше, - с различной мотивационной силон норм различных отраслей права. Учет этого условия требует в ряде случаев применения правовых средств, направленных на то, чтобы воспрепятствовать подавлению действия нормы одной отрасли пра­ва действием нормы другой отрасли.

В решении проблем правового регулирования экономических отношений комплексное регулирование находит наиболее широкое применение, а его достоинства и недостатки оказывают существен­ное и немедленное воздействие на конечные результаты. Экономи­ческие отношения - весьма чувствительный механизм, чутко реа­гирующий на любые изменения его правовой формы. Это может выражаться как в соблюдении, так и в нарушении правовых пред­писаний. в создании теневой экономики.

Применение надлежащего правового инструментария, свойст­венного различным отраслям права, необходимо и для решения важнейшей задачи установления критериев оценки экономической деятельности и се стимулирования в направлении удовлетворения потребностей общества.

В настоящее время основным критерием оценки деятельносіи в сфере экономики, как и в других областях жизни общества, являет­ся степень удовлетворения спроса и предложения. В зависимости от этого определяются и возможности коллективов и работников про­изводства. Однако опыт показывает, что ни один показатель, ни даже система показателей нс могут полностью раскрыть степень удовлетворения потребностей человека и общества деятельностью данного предприятия.

В настоящее время в решении некоторых вопросов, и в частности рассматриваемой проблемы использования механизмов непосредст­венной оценки потребителями результатов производственной дея­тельности, значительные трудности связаны с тем, что государствен­
ный аппарат, от которого зависит реализация решения, не всегда в этом заинтересован. Причем речь идет не о некомпетентности, не­понимании, нежелании отдельных лиц, а о том, что сама организа­ция управления, оценка управленческой деятельности в той или иной области, формы се стимулирования могут создавать самостоя­тельный интерес органов управления, которому может нс соответ­ствовать реализация того или иного решения.

При рассмотрении рыночных отношений необходимо создать такую систему, которая исключала бы возможность противоречии между интересами органа управления и реализацией научно обос­нованных решений. Необходимость высокого качества правового регулирования в этой сфере и значительная сложность принимае­мых решений вызваны тем, что общество сознательно, целенаправ­ленно воздействует на экономическое и социальное развитие.

Проблема единства и дифференциации правового регулирования имеет особенное значение в сфере экономики, где дифференциация нередко связана с действием экономических стимулов.

С неоправданной дифференциацией, а иными словами, разоб­щенностью, дроблением правового регулирования по ведомствен­ному признаку приходится сталкиваться неоднократно в экономи­ческой жизни.

Дифференциация правового регулирования по ведомственному признаку противоречит характеристике правовой нормы как общего правила. В сфере экономики решение этой проблемы имеет осо­бенно важное значение, поскольку издаваемые на разных уровнях акты оказывают непосредственное воздействие на общественное производство, а их несогласованность, неоправданная дифферен­циация содержащихся в них норм могут иметь отрицательное, тор­мозящее влияние.

Представляется, что созрели условия для того, чтобы основные, важнейшие положения в сфере регулирования экономических от­ношений были закреплены в законах.

Исходя из анализа и обобщения многолетнего опыта можно пред­ложить принятие законов, которые способствовали бы повышению уровня правового регулирования экономических отношений. К чис­лу таких проектов могли бы быть отнесены законы об управлении народным хозяйством, о планировании.

Вместе с изданием новых законов возникает необходимость уточ­нения и дополнения некоторых действующих законов, например Основ гражданского законодательства.

Правовое регулирование экономических отношений должно быть облечено в форму комплекса взаимосвязанных и взаимосогласованных законов, устанавливающих общие и наиболее важные правила поведе­ния в этой сфере. Форма закона для регулирования данных отноше­
ний необходима потому, что она сможет обеспечить единство, ком­плексность, внутреннюю согласованность институтов и норм, избе­жать излишней детализации. связывающей инициативу, материальных и моральных потерь, связанных с ведомственностью и разобщенно­стью отдельных структур. Система законов как основа правового регу­лирования экономических отношений будет способствовать укрепле­нию законности в этой важнейшей сфере жизни общества. Прн такой системе будет установлен надежный критерий законности норматив­ных актов, издаваемых на всех уровнях управления. Закрепление основных правил регулирования экономики и непосредственной дея­тельности в законах обеспечит возможность упорядочения ведом­ственного нормотворчества, разумного его ограничения.

Система законов, регулирующих экономические отношения, долж­на основываться на глубоком познании требований объективных экономических законов и возможностей их использования для дос­тижения поставленных целей.

В настоящее время, когда во всей полноте поставлен вопрос об обеспечении порядка и дисциплины на всех уровнях, упорядочение законодательства в сфере руководства экономикой приобретает осо­бенно важное значение. Ведь нередки случаи, когда несогласован­ность, ведомственность, неадекватные критерии оценки соблюдения дисциплины оборачиваются народнохозяйственными потерями, когда перевыполняются планы выпуска устарелой, не находящей спроса, нс соответствующей требованиям потребителей продукции. Система за­конов в их комплексе может установить порядок, препятствующий превалированию местнических, сиюминутных интересов над инте­ресами общества.

В связи с упорядочением законодательства в сфере регулирова­ния экономических отношений серьезные задачи стоят перед тео­рией государства и правії. Если в отраслевых юридических науках уже имеются разработки, которые могут быть положены в основу практических решений, то в теории государства и права лишь на­мечены некоторые общие положения и подходы. Особое значение приобретают проблемы правопонимания и правоприменения, ре­шение которых сталкивается со значительными трудностями в сфе­ре регулирования рыночных отношений.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Экономические отношения как предмет правового регулирования

По своей сути право - это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Однако не все общественные отношения, не все сферы жизни общества в одинаковой степени являются предметом правового регулирования. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним существовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. И только вместе они могут обеспечить нормальное развитие общества. Причем в различных сферах жизни общества роль каждого из этих социальных регуляторов не одинакова.

Есть такие сферы жизни общества, в регулировании которых праву принадлежит отнюдь не главенствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию (это прежде всего глубоко личностные, интимные, отношения: любви, дружбы и т. д.).

Что касается экономики, то она относится к тем сферам, в которых роль права традиционно существенна. Экономические отношения всегда - разумеется,с того момента, как появилось право - были предметом правового регулирования. Естественно, это регулирование имело свою специфику в различные исторические эпохи и в условиях различных экономических систем. Имеет свои особенности и правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики.

На первый взгляд может показаться, что рыночная экономика в правовой регламентации вообще не нуждается - ведь одним из краеугольных камней

этой экономической системы является свобода экономической деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь, практика показывают несостоятельность такого взгляда на рыночную экономику.

Во-первых, правовое регулирование рыночной экономики необходимо в целях защиты интересов общества и государства. Опыт практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолютная экономическая свобода» всегда связана со злоупотреблениями - появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, возникновением мошеннических предпринимательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан и многими другими «издержками».

Одним из самых опасных последствий такой «свободы» является исчезновение свободной конкуренции и господство монополий. Конкуренция - один из важнейших механизмов, обеспечивающих эффективность рыночной экономики. Монополии же позволяют отдельным производителям получать сверхприбыли, не заботясь об эффективности производства, качестве продукции и т. д. Для монополистов такое положение дел выгодно. Для потребителей, для общества в целом, для государства - представляет опасность, которую трудно переоценить. Поэтому во всех цивилизованных странах важнейшим элементом механизма регулирования рыночной экономики является антимонопольное законодательство.

С другой стороны, правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики необходимо для обеспечения прав и интересов самих предпринимателей. Ведь подлинная, а не мнимая свобода экономической деятельности не исключает, а предполагает ее определенную регламентацию.

Вступая в разнообразные отношения между собой, с потребителями, с государством, предприниматели заинтересованы в том, чтобы эти отношения были упорядоченными, предсказуемыми, строились в соответствии с определенными правилами. Не используя потенциал права, достичь этого невозможно. Таким образом, есть все основания утверждать, что правовое регулирование экономических отношений является необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики.

1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности

В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Рассмотрим, что же она

собой представляет.

Определение предпринимательской деятельности с точки зрения закона дано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с данной статьей предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности:

1) самостоятельность;

3) рисковый характер;

4) регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих эту деятельность.

Остановимся на этих признаках подробнее.Самостоятельность как признак предпринимательской деятельности включает в себя организационную самостоятельность и имущественную самостоятельность предпринимателя.

Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам - без всяких указаний «сверху» - решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведенную продукцию и т. д.

Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. именно ему принадлежащего имущества, которое он использует при осуществлении предпринимательской деятельности. Не всегда такое имущество является собственностью предпринимателя. Существуют субъекты предпринимательской деятельности, владеющие имуществом на праве хозяйственного ведения или

праве оперативного управления (об этом подробнее будет сказано в следующей главе учебника). Какой то частью имущества предприниматель может владеть, например, на праве аренды. Но в любом случае предприниматель обладает возможностью самостоятельного использования такого имущества. Имущественная самостоятельность предпринимателя является основой его организационной самостоятельности.

Рисковый характер предпринимательской деятельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. В силу самых разнообразных причин как субъективного (ошибки, просчеты предпринимателя), так и объективного (изменение рыночной конъюнктуры, дефолт, стихийное бедствие) характера предприниматель может не только не получить запланированную прибыль, но и разориться, потерпеть крах. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появление в гражданском праве института несостоятельности (банкротства).

Направленность на систематическое получение прибыли - пожалуй, самый существенный признакпредпринимательской деятельности. И с точки зрения обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность - это прежде всего деятельность, целью которой является получение прибыли. Другие признаки предпринимательской деятельности являются в определенном смысле вторичными, производными от данного признака. При этом следует иметь в виду, что с точки зрения закона для квалификации деятельности в качестве предпринимательской не обязательно, чтобы в результате ее осуществления на самом деле была получена прибыль. Важна лишь цель, направленность

на ее получение. Будет ли в действительности прибыль или нет - имеет значение для решения иных вопросов, в частности вопросов налогообложения.

С другой стороны, чтобы считаться предпринимательской, деятельность должна быть направлена не просто на получение, а на систематическое получение прибыли, т. е. осуществляться более или менее регулярно. Поэтому сделки, направленные на разовое получение прибыли, нельзя рассматривать как предпринимательскую деятельность.Что касается такого признака предпринимательской деятельности, как регистрация лиц, осуществляющих эту деятельность (государственная регистрация), то его не всегда включают в число основных. Некоторые авторы рассматривают его как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятельность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации.

Такой взгляд на государственную регистрацию как признак предпринимательской деятельности не совсем верен. Действительно, с точки зрения экономического содержания предпринимательской деятельности наличие или отсутствие государственной регистрации не имеет существенного значения. Но с точки зрения права данный признак весьма существен. В случае его отсутствия будет иметь место незаконное предпринимательство - правонарушение, за которое предусмотрена административная, а при определенных условиях - и уголовная ответственность.

И еще одно немаловажное замечание. Предпринимательская деятельность, являясь доминирующей в условиях рыночной экономики, не исчерпывает всей экономической жизни общества. Как мы увидим позже, среди хозяйствующих субъектов есть и такие, для которых предпринимательская деятельность имеет второстепенное значение (например, фонды, религиозные организации), и такие, которые вообще не осуществляют предпринимательскую ^деятельность, являясь при этом участниками хозяйственных правоотношений (многие жилищно-строительные, гаражные кооперативы и т. д.).

Это означает, что понятия «предпринимательская деятельность» и «хозяйственная деятельность» не являются тождественными даже в условиях рынка. Второе понятие является более широким и включает в себя первое как часть. Поэтому в ряде случаев - если предмет разговора специально не ограничивается только предпринимательской деятельностью - правиль-

нее говорить о субъектах хозяйственной, а не предпринимательской деятельности, о хозяйственных, а не предпринимательских правоотношениях, о хозяйственном, а не предпринимательском праве.

Похожие публикации