Нормативно правовые акты регулирующие экономические отношения. Правовое регулирование экономических отношений. Соотношение экономических отношений с категорией собственности
Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Обычно считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый метод регулирования. В гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов, л административном - в наличии отношений власти и подчинения. Однако наряду с этим в науке права широко обсуждается вопрос о единстве метода правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания и запрета.
Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода правового регулирования.
К ним относятся:
большое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;
самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;
рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;
организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;
возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.
Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.
Метод хозяйственного права должен обеспечивать:
Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия;
Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;
Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, или (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовой норме.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема: «Правовое регулирование экономических отношений в России» Костырев А.П., преподаватель ГБПОУ НГК.
2 слайд
Описание слайда:
Экономические отношения как предмет правового регулирования Понятия и признаки предпринимательской деятельности Хозяйственное право и его источники В данной презентации мы рассмотрим следующие темы
3 слайд
Описание слайда:
Экономические отношения как предмет правового регулирования Право – это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Совокупность производственных (экономических) отношений, складывающихся в обществе (в стране, в регионе, в отдельной организации), называется экономикой. В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
4 слайд
Описание слайда:
Понятия и признаки предпринимательской деятельности В соответствии со статьей ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом в качестве в установленном законом порядке.
5 слайд
Описание слайда:
Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности: Самостоятельность; Направленность на систематическое получение прибыли; Рисковый характер; Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих эту деятельность.
6 слайд
Описание слайда:
Самостоятельность как признак предпринимательской деятельности включает в себя организационную самостоятельность и имущественную самостоятельность предпринимателя. Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведенную продукцию и т.д. Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. именно ему принадлежащего имущества, которое он использует при осуществлении предпринимательской деятельности.
7 слайд
Описание слайда:
Направленность на систематическое получение прибыли – самый существенный признак предпринимательской деятельности. И с точки зрения обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность – это прежде всего деятельность, целью которой является получение прибыли.
8 слайд
Описание слайда:
Рисковый характер предпринимательской деятельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появление в гражданском праве института несостоятельности (банкротства).
9 слайд
Описание слайда:
Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Некоторые авторы рассматривают этот признак как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятельность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации
10 слайд
Описание слайда:
Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъекты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия - это разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в том числе предпринимательской, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом). Лицензирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права. Лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» .
11 слайд
Описание слайда:
Хозяйственным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности В настоящее время в нашей стране, как и в большинстве других стран мира, основными источником права выступают нормативно-правовые акты – официальные документы, принятые компетентными органами в установленном порядке и содержащие нормы права. Хозяйственное право и его источники
12 слайд
Описание слайда:
Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы: законы, обладающие высшей юридической силой; подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов. Что касается подзаконных нормативно-правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Что касается законов, то на вершине пирамиды этих нормативно-правовых актов находится Конституция – Основной закон страны. Затем следуют федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы и законы субъектов федерации.
13 слайд
Описание слайда:
Важнейшие, основополагающие нормы хозяйственного права России закреплены в Конституции РФ. Их можно рассматривать как принципы хозяйственного права, т.е. основополагающие начала, из которых исходят все другие нормы хозяйственного права. К ним относятся: Единство экономического пространства; Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств Поддержка конкуренции; Многообразие форм собственности; Свобода экономической деятельности, включая право каждого на предпринимательскую деятельность;
14 слайд
Описание слайда:
Наконец, говоря об источниках хозяйственного права, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Поэтому к источникам хозяйственного права России следует отнести также международные договоры Российской Федерации в сфере экономики. На практике большинство субъектов хозяйственной деятельности к такого рода источникам хозяйственного права обращаются редко. Тем не менее, каждому предпринимателю стоит помнить о том, что в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.
Экономические отношения как предмет правового регулирования Право – это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним существовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. Есть и такие сферы жизни общества, в регулировании которых праву принадлежит отнюдь не главенствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию.
Понятия и признаки предпринимательской деятельности В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии со статьей ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом в качестве в установленном законом порядке.
Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности: 1) самостоятельность; 2) направленность на систематическое получение прибыли; 3) рисковый характер; 4) Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих эту деятельность.
1) Самостоятельность как признак предпринимательской деятельности включает в себя организационную самостоятельность и имущественную самостоятельность предпринимателя. Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам – без всяких указаний «сверху» - решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведенную продукцию и т.д. Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. именно ему принадлежащего имущества, которое он использует при осуществлении предпринимательской деятельности.
2) Направленность на систематическое получение прибыли – самый существенный признак предпринимательской деятельности. И с точки зрения обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность – это прежде всего деятельность, целью которой является получение прибыли.
3) Рисковый характер предпринимательской деятельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появление в гражданском праве института несостоятельности (банкротства).
4) Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Некоторые авторы рассматривают этот признак как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятельность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации
Хозяйственным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности В настоящее время в нашей стране, как и в большинстве других стран мира, основными источником права выступают нормативно- правовые акты – официальные документы, принятые компетентными органами в установленном порядке и содержащие нормы права.
Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы: 1)законы, обладающие высшей юридической силой; 2)подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов. Что касается законов, то на вершине пирамиды этих нормативно-правовых актов находится Конституция – Основной закон страны. Затем следуют федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы и законы субъектов федерации. Что касается подзаконных нормативно- правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Важнейшие, основополагающие нормы хозяйственного права России закреплены в Конституции РФ. Их можно рассматривать как принципы хозяйственного права, т.е. основополагающие начала, из которых исходят все другие нормы хозяйственного права. К ним относятся: - единство экономического пространства; - свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств - поддержка конкуренции; - Многообразие форм собственности; -Свобода экономической деятельности, включая право каждого на предпринимательскую деятельность;
Каковы же возможности и пределы правового регулирования жо- номических отношений на современном этапе рыночных отношений? Как может право способствовать реализации конституционного принципа свободы экономической деятельности 1 ?
Для ответа на эти вопросы необходимы глубокая и фундаментальная разработка общих проблем правового регулирования экономических отношений, создание общей теории, которая должна служить основой для решения конкретных вопросов.
Различный характер отношений, объединяемых в комплексе, определяет и регулирование этих отношений путем сочетания норм различных отраслей права, соответствующих содержанию каждого вида отношений. В связи с этим во шикает сложная теоретическая проблема эффективного сочетания норм, относящихся к различным отраслям права, в регулировании единого процесса в той или иной области хозяйственной деятельности. Объективно обусловлена зависимость: предмет правового регулирования - метод - правовые средства, свойственные этому методу. Если в данном виде хозяйственной деятельности сочетаются элементы, относящиеся к различным видам общественных отношений, то правовое регулирование должно улавливать и отражать особенности каждого вида отношений, каждого из элементов. В полной мере необходимо использовать закономерности соотношения предмета, метода и правовых средств, свойственных каждому из элементов единого процесса.
Имеются объективные закономерности сочетания, взаимосвязи, соотношения норм различных отраслей права, применяемых в комплексе для регулирования единого процесса.
Формирование и развитие рассматриваемого комплекса предполагают строгое соблюдение основных озраслевых характеристик включаемых норм, использование соответствующих правовых средств единого вида деятельности. Сочетание норм различных отраслей права может содействовать наиболее полному выявлению эффективности каждой из них. И наоборот, нарушение равновесия между нормами различных отраслей права в регулировании единого процесса или вида деятельности способно повлечь за собой ослабление эффективности тон или иной нормы или группы норм. Так, одна из причин того, что в воздействии на общественное производство не использованы еще все возможности, предоставляемые договорной формой, заключается в недостаточной согласованности норм административного и норм гражданского права, составляющих институт договора. Нормы административного права и издаваемые на их основе бесчисленные индивидуальные акты нс оставляют достаточно-
го места для соблюдения требований, предъявляемых договорной формой отношений, таких, например, как равенство сторон, возможность выражения нх волн. Это препятствует выполнению договором его важнейшей функции в воздействии на производство.
Комплекс - это не соединение, при котором теряются первоначальные свойства элементов, а такое сочетание элементов, при котором каждый нз них сохраняет свои особенности и взаимодействует с другими. Оно, если правильно определены удельный вес каждого из элементов, особенности его взаимодействия с другими, может дать оптимальный результат.
Для достижения этого результата необходима разработка одного из аспектов воздействия права на мотивацию поведения, а именно - различной мотивационной силы норм разных отраслей права.
В процессе исследования эффективности норм рассматривалась мотивационная сила норм отдельных отраслей права. Но для решения поставленной проблемы необходимо такое исследование силы мотивационного действия норм отдельных отраслей права, когда они участвуют в комплексном регулировании единого процесса или вида деятельности.
В различных общественно-экономических формациях мотивационная сила норм одной отрасли права оказывалась значительно сильнее мотивационной силы норм других отраслей. Так, в рыночном хозяйстве наиболее значительное место в мотивации поведения занимают нормы гражданского н торгового права, регулирующие имущественные отношения. Возможность получения прибыли путем использования определенной правовой ситуации (нередко - посредством узаконенного ограбления экономически более слабой стороны), опасность имущественной ответственности, которая может завершиться банкротством, - стимулы, в значительной мере подавляющие действие норм иных отраслей права: административного, трудового, земельного и др. Компания уплатит штрафы за нарушение административных правил, компенсации за нарушение трудового договора и т.п.. если эти нарушения связаны с возможностью получения прибыли. Но с гораздо большей осторожностью она подойдет к исполнению своих обязанностей перед контрагентами. Для охраны имущественных интересов в іражданском и торговом праве разработана сложнейшая, изощренная система правовых средств, направленных на обеспечение выполнения обязательств.
Такое соотношение мотивационной силы различных отраслей права в рыночных условиях неразрывно связано с основным законом капиталистической экономики - стремлением к максимальной прибыли.
Для наиболее эффективной реализации этой возможности необходимо глубокое исследование характера и сущности общественных
отношений в сфере экономики нх вилов, места правовой нормы в мотивации поведения физических и юридических лиц в данной сфере. Такое исследование может быть результатом совместного труда экономистов, социологов, правоведов.
В настоящее время наибольшее место в правовом регулировании экономических отношений занимают нормы административного права. Но ведь основными принципами развития рыночной экономики, обусловленными требованиями объективных, экономических законов, являются сочетание государственного регулирования с самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и организаций и активное использование экономических рычагов и стимулов. Вес это требует широкого применения норм не только административного. но и иных отраслей права - гражданского, трудового, финансового и др. Выше приводились примеры того, как нормы административного права и издаваемые на нх основе акты в значительной мере парализуют эффективность применения норм других отраслей права, и в частности эффективность средств имущественной ответственности. Совершенствование правовых отношений в народном хозяйстве требует существенного расширения средств правового воздействия, более полного применения норм различных отраслей права. Для теоретической разработки проблем соотношения норм различных отраслей права в регулировании единого процесса или вида деятельности и для практических целей может оказаться весьма полезным понятие правовой формы отдельных видов экономических отношений. Термин «правовая форма» применяется в различных смыслах. Однако в применении к экономическим отношениям этот термин может обозначать совокупность норм или правовых институтов, опосредующих определенный вид экономических отношений. Такое понимание обосновывалось в литературе 1 .
Понятие правовой формы экономических отношений конструируется исходя из содержания регулируемых отношений, и этим оно отличается от близкого понятия правового института. При конструировании правового института отправляются от права, от закономерностей надстройки. Поэтому правовой институт обычно относится к определенной отрасли права, представляет собой структурный элемент отрасли. Понятие же правовой формы данного вида экономических отношений конкретизируется исходя из содержания. Поэтому в понятие правовой формы включаются нормы и институты различных отраслей права. Их отраслевая принадлежность и соотношение определяются содержанием данного отношения.
Так, в капитальном строительстве содержится комплекс разнородных отношений: программирование, регулирование, управление.
См.: Халфина Р.0. Общее учение о правоотношении. - М., 1974. - С. 79-92.
имущественные отношения, трудовые отношения, земельные, природоохранительные, финансовые. В правовом регулировании этих отношений должны применяться и нормы соответствующих отраслей права. Представляется, что соотношение этих норм в едином комплексе правового регулирования капитального строительства должно соответствовать соотношению различных видов отношении в реальном процессе капитального строительства и обусловленных нм разносторонних, многообразных связей. Характер отношений, объединенных в данном комплексе, может служить надежным критерием для объединения норм различных отраслей права в регулировании капитального строительства. Характер каждого вида объединенных в комплексе отношений, его место, значение, удельный вес определяют в общей форме и соотношение норм соответствующих отраслей права. Но здесь мы сталкиваемся с гем феноменом, о котором речь шла выше, - с различной мотивационной силон норм различных отраслей права. Учет этого условия требует в ряде случаев применения правовых средств, направленных на то, чтобы воспрепятствовать подавлению действия нормы одной отрасли права действием нормы другой отрасли.
В решении проблем правового регулирования экономических отношений комплексное регулирование находит наиболее широкое применение, а его достоинства и недостатки оказывают существенное и немедленное воздействие на конечные результаты. Экономические отношения - весьма чувствительный механизм, чутко реагирующий на любые изменения его правовой формы. Это может выражаться как в соблюдении, так и в нарушении правовых предписаний. в создании теневой экономики.
Применение надлежащего правового инструментария, свойственного различным отраслям права, необходимо и для решения важнейшей задачи установления критериев оценки экономической деятельности и се стимулирования в направлении удовлетворения потребностей общества.
В настоящее время основным критерием оценки деятельносіи в сфере экономики, как и в других областях жизни общества, является степень удовлетворения спроса и предложения. В зависимости от этого определяются и возможности коллективов и работников производства. Однако опыт показывает, что ни один показатель, ни даже система показателей нс могут полностью раскрыть степень удовлетворения потребностей человека и общества деятельностью данного предприятия.
В настоящее время в решении некоторых вопросов, и в частности рассматриваемой проблемы использования механизмов непосредственной оценки потребителями результатов производственной деятельности, значительные трудности связаны с тем, что государствен
ный аппарат, от которого зависит реализация решения, не всегда в этом заинтересован. Причем речь идет не о некомпетентности, непонимании, нежелании отдельных лиц, а о том, что сама организация управления, оценка управленческой деятельности в той или иной области, формы се стимулирования могут создавать самостоятельный интерес органов управления, которому может нс соответствовать реализация того или иного решения.
При рассмотрении рыночных отношений необходимо создать такую систему, которая исключала бы возможность противоречии между интересами органа управления и реализацией научно обоснованных решений. Необходимость высокого качества правового регулирования в этой сфере и значительная сложность принимаемых решений вызваны тем, что общество сознательно, целенаправленно воздействует на экономическое и социальное развитие.
Проблема единства и дифференциации правового регулирования имеет особенное значение в сфере экономики, где дифференциация нередко связана с действием экономических стимулов.
С неоправданной дифференциацией, а иными словами, разобщенностью, дроблением правового регулирования по ведомственному признаку приходится сталкиваться неоднократно в экономической жизни.
Дифференциация правового регулирования по ведомственному признаку противоречит характеристике правовой нормы как общего правила. В сфере экономики решение этой проблемы имеет особенно важное значение, поскольку издаваемые на разных уровнях акты оказывают непосредственное воздействие на общественное производство, а их несогласованность, неоправданная дифференциация содержащихся в них норм могут иметь отрицательное, тормозящее влияние.
Представляется, что созрели условия для того, чтобы основные, важнейшие положения в сфере регулирования экономических отношений были закреплены в законах.
Исходя из анализа и обобщения многолетнего опыта можно предложить принятие законов, которые способствовали бы повышению уровня правового регулирования экономических отношений. К числу таких проектов могли бы быть отнесены законы об управлении народным хозяйством, о планировании.
Вместе с изданием новых законов возникает необходимость уточнения и дополнения некоторых действующих законов, например Основ гражданского законодательства.
Правовое регулирование экономических отношений должно быть облечено в форму комплекса взаимосвязанных и взаимосогласованных законов, устанавливающих общие и наиболее важные правила поведения в этой сфере. Форма закона для регулирования данных отноше
ний необходима потому, что она сможет обеспечить единство, комплексность, внутреннюю согласованность институтов и норм, избежать излишней детализации. связывающей инициативу, материальных и моральных потерь, связанных с ведомственностью и разобщенностью отдельных структур. Система законов как основа правового регулирования экономических отношений будет способствовать укреплению законности в этой важнейшей сфере жизни общества. Прн такой системе будет установлен надежный критерий законности нормативных актов, издаваемых на всех уровнях управления. Закрепление основных правил регулирования экономики и непосредственной деятельности в законах обеспечит возможность упорядочения ведомственного нормотворчества, разумного его ограничения.
Система законов, регулирующих экономические отношения, должна основываться на глубоком познании требований объективных экономических законов и возможностей их использования для достижения поставленных целей.
В настоящее время, когда во всей полноте поставлен вопрос об обеспечении порядка и дисциплины на всех уровнях, упорядочение законодательства в сфере руководства экономикой приобретает особенно важное значение. Ведь нередки случаи, когда несогласованность, ведомственность, неадекватные критерии оценки соблюдения дисциплины оборачиваются народнохозяйственными потерями, когда перевыполняются планы выпуска устарелой, не находящей спроса, нс соответствующей требованиям потребителей продукции. Система законов в их комплексе может установить порядок, препятствующий превалированию местнических, сиюминутных интересов над интересами общества.
В связи с упорядочением законодательства в сфере регулирования экономических отношений серьезные задачи стоят перед теорией государства и правії. Если в отраслевых юридических науках уже имеются разработки, которые могут быть положены в основу практических решений, то в теории государства и права лишь намечены некоторые общие положения и подходы. Особое значение приобретают проблемы правопонимания и правоприменения, решение которых сталкивается со значительными трудностями в сфере регулирования рыночных отношений.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Экономические отношения как предмет правового регулирования
По своей сути право - это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Однако не все общественные отношения, не все сферы жизни общества в одинаковой степени являются предметом правового регулирования. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним существовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. И только вместе они могут обеспечить нормальное развитие общества. Причем в различных сферах жизни общества роль каждого из этих социальных регуляторов не одинакова.
Есть такие сферы жизни общества, в регулировании которых праву принадлежит отнюдь не главенствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию (это прежде всего глубоко личностные, интимные, отношения: любви, дружбы и т. д.).
Что касается экономики, то она относится к тем сферам, в которых роль права традиционно существенна. Экономические отношения всегда - разумеется,с того момента, как появилось право - были предметом правового регулирования. Естественно, это регулирование имело свою специфику в различные исторические эпохи и в условиях различных экономических систем. Имеет свои особенности и правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики.
На первый взгляд может показаться, что рыночная экономика в правовой регламентации вообще не нуждается - ведь одним из краеугольных камней
этой экономической системы является свобода экономической деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь, практика показывают несостоятельность такого взгляда на рыночную экономику.
Во-первых, правовое регулирование рыночной экономики необходимо в целях защиты интересов общества и государства. Опыт практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолютная экономическая свобода» всегда связана со злоупотреблениями - появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, возникновением мошеннических предпринимательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан и многими другими «издержками».
Одним из самых опасных последствий такой «свободы» является исчезновение свободной конкуренции и господство монополий. Конкуренция - один из важнейших механизмов, обеспечивающих эффективность рыночной экономики. Монополии же позволяют отдельным производителям получать сверхприбыли, не заботясь об эффективности производства, качестве продукции и т. д. Для монополистов такое положение дел выгодно. Для потребителей, для общества в целом, для государства - представляет опасность, которую трудно переоценить. Поэтому во всех цивилизованных странах важнейшим элементом механизма регулирования рыночной экономики является антимонопольное законодательство.
С другой стороны, правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики необходимо для обеспечения прав и интересов самих предпринимателей. Ведь подлинная, а не мнимая свобода экономической деятельности не исключает, а предполагает ее определенную регламентацию.
Вступая в разнообразные отношения между собой, с потребителями, с государством, предприниматели заинтересованы в том, чтобы эти отношения были упорядоченными, предсказуемыми, строились в соответствии с определенными правилами. Не используя потенциал права, достичь этого невозможно. Таким образом, есть все основания утверждать, что правовое регулирование экономических отношений является необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики.
1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Рассмотрим, что же она
собой представляет.
Определение предпринимательской деятельности с точки зрения закона дано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с данной статьей предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности:
1) самостоятельность;
3) рисковый характер;
4) регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих эту деятельность.
Остановимся на этих признаках подробнее.Самостоятельность как признак предпринимательской деятельности включает в себя организационную самостоятельность и имущественную самостоятельность предпринимателя.
Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам - без всяких указаний «сверху» - решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведенную продукцию и т. д.
Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. именно ему принадлежащего имущества, которое он использует при осуществлении предпринимательской деятельности. Не всегда такое имущество является собственностью предпринимателя. Существуют субъекты предпринимательской деятельности, владеющие имуществом на праве хозяйственного ведения или
праве оперативного управления (об этом подробнее будет сказано в следующей главе учебника). Какой то частью имущества предприниматель может владеть, например, на праве аренды. Но в любом случае предприниматель обладает возможностью самостоятельного использования такого имущества. Имущественная самостоятельность предпринимателя является основой его организационной самостоятельности.
Рисковый характер предпринимательской деятельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. В силу самых разнообразных причин как субъективного (ошибки, просчеты предпринимателя), так и объективного (изменение рыночной конъюнктуры, дефолт, стихийное бедствие) характера предприниматель может не только не получить запланированную прибыль, но и разориться, потерпеть крах. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появление в гражданском праве института несостоятельности (банкротства).
Направленность на систематическое получение прибыли - пожалуй, самый существенный признакпредпринимательской деятельности. И с точки зрения обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность - это прежде всего деятельность, целью которой является получение прибыли. Другие признаки предпринимательской деятельности являются в определенном смысле вторичными, производными от данного признака. При этом следует иметь в виду, что с точки зрения закона для квалификации деятельности в качестве предпринимательской не обязательно, чтобы в результате ее осуществления на самом деле была получена прибыль. Важна лишь цель, направленность
на ее получение. Будет ли в действительности прибыль или нет - имеет значение для решения иных вопросов, в частности вопросов налогообложения.
С другой стороны, чтобы считаться предпринимательской, деятельность должна быть направлена не просто на получение, а на систематическое получение прибыли, т. е. осуществляться более или менее регулярно. Поэтому сделки, направленные на разовое получение прибыли, нельзя рассматривать как предпринимательскую деятельность.Что касается такого признака предпринимательской деятельности, как регистрация лиц, осуществляющих эту деятельность (государственная регистрация), то его не всегда включают в число основных. Некоторые авторы рассматривают его как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятельность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации.
Такой взгляд на государственную регистрацию как признак предпринимательской деятельности не совсем верен. Действительно, с точки зрения экономического содержания предпринимательской деятельности наличие или отсутствие государственной регистрации не имеет существенного значения. Но с точки зрения права данный признак весьма существен. В случае его отсутствия будет иметь место незаконное предпринимательство - правонарушение, за которое предусмотрена административная, а при определенных условиях - и уголовная ответственность.
И еще одно немаловажное замечание. Предпринимательская деятельность, являясь доминирующей в условиях рыночной экономики, не исчерпывает всей экономической жизни общества. Как мы увидим позже, среди хозяйствующих субъектов есть и такие, для которых предпринимательская деятельность имеет второстепенное значение (например, фонды, религиозные организации), и такие, которые вообще не осуществляют предпринимательскую ^деятельность, являясь при этом участниками хозяйственных правоотношений (многие жилищно-строительные, гаражные кооперативы и т. д.).
Это означает, что понятия «предпринимательская деятельность» и «хозяйственная деятельность» не являются тождественными даже в условиях рынка. Второе понятие является более широким и включает в себя первое как часть. Поэтому в ряде случаев - если предмет разговора специально не ограничивается только предпринимательской деятельностью - правиль-
нее говорить о субъектах хозяйственной, а не предпринимательской деятельности, о хозяйственных, а не предпринимательских правоотношениях, о хозяйственном, а не предпринимательском праве.