Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Расчет земельного налога за неполный месяц. Рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости для физических, юридических лиц. Как субъектам предпринимательской деятельности рассчитать земельный налог

Голубева Н.В.
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса

Заполняем налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу

Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России

Форма налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу (далее — расчет) была утверждена приказом Минфина России от 19.05.2005 № 66н.

Начиная с первого отчетного периода 2007 года форма расчета, а также порядок его заполнения применяются с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 19.02.2007 № 16н. Сразу же отметим, что последние изменения в форме расчета не были существенными. Они коснулись только титульного листа и раздела 1. Цель этих поправок — привести форму расчета в соответствие с редакцией пункта 1 статьи 54, статей 80 и 81 Налогового кодекса, которая действует с 1 января 2007 года.

Правила представления расчета

Налоговый расчет представляют российские и иностранные организации, а также индивидуальные предприниматели (последние — в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности). Конечно, при условии, что названные лица признаются налогоплательщиками земельного налога, то есть обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения и эти земельные участки расположены на территории муниципального образования, где в соответствии с 31-й главой НК РФ введен земельный налог.

Обратите внимание: при установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не закреплять отчетные периоды по нему. Это предусмотрено в пункте 2 статьи 387 НК РФ. Там, где отчетные периоды не установлены, налогоплательщики не платят авансовые платежи и не представляют налоговые расчеты (п. 2 ст. 397 и п. 2 ст. 398 НК РФ).

Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности) налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу не заполняют.

За налогоплательщиками, которые на основании предоставляемых налоговых льгот освобождены от уплаты земельного налога, сохраняется обязанность сдавать налоговые расчеты.

Напомним, что налоговую базу по земельному налогу составляет кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Она определяется по состоянию на 1 января 2007 года (п. 1 ст. 391 НК РФ) и устанавливается по результатам государственной кадастровой оценки земель (ст. 66 Земельного кодекса). Правила проведения кадастровой оценки земель утверждены Правительством РФ (постановление от 08.04.2000 № 316). В пункте 10 документа сказано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты проведенной оценки. Если в отношении земельного участка осуществлена рыночная оценка стоимости, его кадастровая стоимость устанавливается в процентах от рыночной стоимости (ст. 66 Земельного кодекса). Но для налогообложения земельным налогом применяется только кадастровая стоимость земли, которая установлена в результате кадастровой оценки.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года. Порядок доведения подобных сведений определяют органы местного самоуправления (исполнительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Таково требование пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса.

Расчет за I квартал, полугодие и 9 месяцев представляется в налоговые органы, в которых налогоплательщики состоят на учете по месту нахождения земельных участков. Срок подачи налоговых расчетов за I квартал — не позднее 30 апреля, за полугодие — не позднее 30 июля и за 9 месяцев календарного года — не позднее 31 октября соответствующего года.

У налогоплательщика может быть несколько земельных участков (доли в праве на земельные участки), расположенных на территории одного муниципального образования. Тогда на каждый участок (долю в праве на земельный участок) заполняется отдельный лист раздела 2 налогового расчета. Отдельный лист раздела 2 заполняется и на каждую долю в праве на земельный участок, приходящуюся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Допустим, у налогоплательщика несколько объектов налогообложения, находящихся на территориях нескольких муниципальных образований. Данные муниципальные образования подведомственны одному налоговому органу, где осуществляется постановка налогоплательщика на учет по месту нахождения земельных участков. В этом случае также представляется один налоговый расчет, в котором на каждый объект налогообложения (долю в праве на земельный участок) надо заполнить отдельный лист раздела 2. Раздел 1 оформляется по всем земельным участкам, находящимся в пределах соответствующих муниципальных образований.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Когда представляется нулевой расчет

Возможны ситуации, когда в отношении земельных участков организация или индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками земельного налога, но при этом они представляют в налоговые органы нулевой налоговый расчет. Например, если результаты кадастровой оценки земли по состоянию на 1 января календарного года не утверждены до 1 марта этого года. По таким земельным участкам авансовые платежи не уплачиваются до утверждения результатов кадастровой оценки, и по истечении отчетного периода представляется нулевой расчет. После того как кадастровая оценка по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода будет утверждена, потребуется подать уточненную налоговую декларацию за этот налоговый период. Предположим, кадастровая стоимость будет доведена до сведения налогоплательщиков до окончания срока уплаты авансовых платежей за III квартал календарного года. Тогда нужно представить и уточненные налоговые расчеты за I и II кварталы календарного года, а также уплатить авансовые платежи за эти периоды.

Бывает и так, что результаты кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года были утверждены до 1 марта этого года, но органы местного самоуправления не определили порядок доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков. В данной ситуации налогоплательщики также представляют в налоговые органы нулевой расчет. После утверждения указанного порядка и получения сведений о стоимости земельного участка действия налогоплательщика те же, что и в первом случае.

Наконец, возможен такой вариант: кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до сведения налогоплательщиков определены, но соответствующие данные налогоплательщикам не предоставлены. В таком случае тоже представляется нулевой расчет, а после получения сведений о стоимости участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, налогоплательщики предпринимают те же действия, что и в предыдущих случаях (письмо Минфина России от 06.06.2006 № 03-06-02-02/75).

Структура и порядок заполнения расчета

Расчет включает титульный лист, раздел 1 «Сумма авансового платежа по земельному налогу, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)» и раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы авансового платежа по земельному налогу». Сначала заполняется раздел 2, затем его итоговые показатели переносятся в раздел 1.

Титульный лист

На этом листе отражаются общие сведения о налогоплательщике и данные, характеризующие налоговый расчет. Каждый налогоплательщик указывает отчетный период и год, за который сдается отчет (текущий налоговый период), а также вид представляемого налогового расчета (первичный или корректирующий).

Корректирующий (уточненный) расчет налогоплательщики составляют, если обнаруживают, что в представленном расчете не отражены необходимые сведения или допущены ошибки. При выявлении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым отчетным периодам, в текущем отчетном периоде перерасчет налоговой базы и суммы авансовых платежей производится за период, в котором были совершены ошибки. Таково требование пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса. Уточненный налоговый расчет налогоплательщики представляют по форме, действовавшей в отчетном периоде, за который вносятся изменения.

На титульном листе указывается:

— полное наименование организации или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;

— ИНН и КПП (КПП отмечают только налогоплательщики-организации). Нужно отразить ИНН и КПП, присвоенные организации тем налоговым органом, в который представляется расчет (по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения либо по месту нахождения ее недвижимого имущества — земельного участка). Налогоплательщик, выступающий в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции, в расчете проставляет ИНН и КПП, приведенные в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

— код вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД).

Изменение формы титульного листа и раздела 1 было связано в том числе с изменением порядка подписания расчета. С этого года подпись от организации ставит либо руководитель организации, либо ее представитель (законный или уполномоченный). Основание — статьи 27 и 29 Налогового кодекса. Что касается индивидуального предпринимателя, то подписать расчет помимо него самого может и его представитель. Представителем вправе выступать как физическое лицо, так и организация. В последнем случае ставится подпись руководителя организации, которая заверяется печатью этой организации. Если расчет подписывает представитель налогоплательщика, то при заполнении титульного листа указывают наименование документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание расчета. Копию документа надо приложить к расчету.

Раздел 2

Раздел заполняется отдельно по каждому земельному участку, отнесенному к определенной категории земель.

В строке 010 раздела 2 приводится кадастровый номер земельного участка.

Земельные участки, которые не прошли кадастровый учет и по которым отсутствует кадастровый номер, признаются объектом налогообложения земельным налогом на основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, выданных соответствующими органами до введения Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ).

В строку 020 налогоплательщик вписывает код по ОКАТО того муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок. По этому коду уплачивается сумма земельного налога за данный объект.

По строке 030 отражают код категории земель. Он содержится в приложении № 1 к рекомендациям по заполнению налогового расчета по приказу Минфина России от 19.05.2005 № 66н.

— в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

— договорах, предметом которых являются земельные участки;

— документах государственного земельного кадастра;

— документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обратите внимание: с этого года в обновленной редакции Справочник категорий земли по строкам с кодами 003002000060, 003002000070 и 003002000080 дополнен такой категорией, как дачное хозяйство. Данные поправки соответствуют изменениям, внесенным в статью 394 Налогового кодекса Федеральным законом от 30.12.2006 № 268-ФЗ.

За земли, предоставленные дачным хозяйствам, дачные объединения в строке 030 приводят код категории земель 003002000070.

Строка 040 предназначена для отражения сведений о земельных участках, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях осуществления жилищного строительства. В ней следует проставить знак V в поле «3 года» или «свыше 3 лет» в зависимости от периода проектирования и строительства, проводимого в отношении земельных участков.

По строке 050 отражают кадастровую стоимость земельного участка.

Cтроку 060 заполняют по земельным участкам, находящимся в общей долевой или совместной собственности. В данной строке отмечается доля налогоплательщика в праве на земельный участок. Эту строку используют также, если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Доля налогоплательщика приводится, если в качестве покупателей объектов недвижимости выступают несколько лиц.

Данные в строки 070—180 вписывают организации и индивидуальные предприниматели, которые прменяют налоговые льготы по земельному налогу. В приложении № 3 к приказу Минфина России от 12.04.2006 № 64н (с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 19.02.2007 № 16н) приведены коды налоговых льгот. Льготы подразделены на три большие группы: предоставляемые на федеральном уровне (в том числе резидентам особой экономической зоны согласно пункту 9 статьи 395 Кодекса), устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также предусмотренные международными договорами Российской Федерации. В расчете для налоговых льгот, предоставляемых на федеральном и местном уровнях, предназначены разные строки.

Сведения в строки 070, 080, 090 и 100 вносят те налогоплательщики, для которых льгота установлена в виде не облагаемой налогом суммы, уменьшающей величину налоговой базы. Причем если льгота введена органами муниципальных образований (на основании пункта 2 статьи 387 НК РФ), то заполняются строки 070 и 080, а если основанием для льготы служит пункт 5 статьи 391 Кодекса — строки 090 и 100.

По строкам 080 и 100 надо указать не облагаемую налогом сумму, уменьшающую налоговую базу. По строке 080 отражается не облагаемая налогом сумма, установленная представительными органами муниципальных образований, а по строке 100 — сумма в размере 10 000 руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ).

КСТАТИ

Какие документы удостоверяют права на землю

Права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 года в соответствии с Законом № 122-ФЗ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ). Проведенную госрегистрацию удостоверяет соответствующее свидетельство, где в числе прочего указывается зарегистрированное право. Об этом говорится в пункте 1 статьи 14 Закона № 122-ФЗ.

Права на землю, которые возникли до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом № 122-ФЗ. Основание — статья 6 Закона № 122-ФЗ. Такие права могут удостоверяться и другими документами. Поэтому иногда в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о существующих правах на конкретные земельные участки. В таких случаях плательщики земельного налога в отношении этих участков определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, выданных до вступления в силу Закона № 122-ФЗ, либо на основании актов о предоставлении земельных участков, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, которое действовало в месте издания таких актов на момент их издания. Так сказано в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ.

Если показатель строки 080 или 100 либо сумма показателей этих строк превышает размер налоговой базы по земельному участку (строка 050), налоговая база принимается равной нулю.

Сведения в строки 110 и 120 заносят налогоплательщики, которым предоставлена льгота в виде доли не облагаемой площади земельного участка. Такие льготы устанавливаются на местном уровне (органами муниципальных образований). Код налоговой льготы вписывается в строку 110 (код 3022300). В строке 120 указывается доля необлагаемой площади земельного участка в общей площади земельного участка в виде десятичной дроби с точностью до сотых долей.

Строки 130 и 140 заполняют налогоплательщики, у которых есть право на льготу в виде освобождения от налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 387 Кодекса (когда льгота установлена органами муниципальных образований). Код такой налоговой льготы — 3022400. Он отмечается в строке 130. По строке 140 нужно проставить сумму налоговой льготы с учетом коэффициента К1. Значение показателя этой строки рассчитывают по следующей формуле: показатель строки 050 х (1 - показатель строки 180).

Если налогоплательщик пользуется льготой в виде освобождения от налогообложения, предоставленной на федеральном уровне (ст. 395 НК РФ), то данные об этой льготе он заносит в строки 150 и 160. В строку 150 вписывается один из кодов с 3021110 по 3021194 в зависимости от категории налогоплательщика.

Важный момент: одна из норм о налоговых льготах, предусмотренных в статье 395 Налогового кодекса в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2006 № 75-ФЗ, с этого года изложена в новой редакции. С 2007 года организации — резиденты особой экономической зоны освобождаются от уплаты земельного налога по земельным участкам, расположенным на территории ОЭЗ, на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

По строке 160 отражается сумма налоговой льготы с учетом коэффициента К1. Значение показателя строки 160 рассчитывают так: показатель строки 050 х х (1 - показатель строки 180).

В строке 170 необходимо указать количество полных месяцев использования налоговой льготы в отчетном периоде. Месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

В строке 180 отмечают коэффициент К1. Его определяют следующим образом: число полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, делят на число календарных месяцев в отчетном периоде. Месяцы возникновения и прекращения права на льготу принимаются за полные. Результат вписывают в строку 180 в виде десятичной дроби с двумя знаками после запятой.

Если право на налоговую льготу в отчетном периоде не возникало, то по строке 170 указывается 0, а по строке 180 — 1.

В строке 190 приводится величина налоговой базы. Порядок ее расчета зависит от права налогоплательщика на соответствующие льготы.

Предположим, налогоплательщик применяет льготу в виде не облагаемой налогом суммы. Льгота установлена на муниципальном уровне согласно пункту 2 статьи 387 или в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Тогда налоговая база рассчитывается по одной из формул:

показатель строки 190 = показатель строки 050 - - показатель строки 080;

показатель строки 190 = показатель строки 050 - - показатель строки 100;

показатель строки 190 = показатель строки 050 - - (показатель строки 080 + показатель строки 100).

В ситуации, когда земельные участки полностью освобождены от налогообложения (на основании пункта 2 статьи 387 или статьи 395 НК РФ), следует применять одну из формул:

показатель строки 190 = показатель строки 050 - - показатель строки 140;

показатель строки 190 = показатель строки 050 - - показатель строки 160.

Если налогом не облагается доля площади земельного участка, налоговая база рассчитывается таким образом:

показатель строки 190 = показатель строки 050 - - [показатель строки 050 х показатель строки 120 х х (1 - показатель строки 180)].

Бывает, что земельный участок, в отношении которого применяются льготы, находится в общей долевой или общей совместной собственности либо в качестве покупателей здания, сооружения или другой недвижимости на земельном участке выступают несколько лиц. В таких случаях налоговую базу определяют по приведенным формулам. При этом кадастровую стоимость земельного участка (строка 050) умножают на величину доли налогоплательщика в праве на этот участок (строка 120).

По строке 200 записывают налоговую ставку.

Напомним, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга). Они не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

По остальным землям налоговая ставка должна быть не более 1,5%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и разрешенного использования земельного участка.

В строку 210 вписывают количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода. В случае если права на земельный участок (его долю) возникли (прекращены) до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения таких прав, а если после 15-го числа — месяц прекращения прав.

В строке 220 проставляется коэффициент К2. Его применяют в случае, когда налогоплательщик обладает правом на земельный участок в течение неполного отчетного периода. Значение коэффициента рассчитывается путем деления числа полных месяцев владения земельным участком (строка 210) на число календарных месяцев в отчетном периоде. Если участок использовался в течение всего отчетного периода, в строке 220 ставится 1, а в строке 210 — соответственно 3, 6 и 9.

В строке 230 рассчитывают сумму исчисленного авансового платежа за отчетный период:

показатель строки 230 = 1/4 х (показатель строки 190 х показатель строки 200 х показатель строки 220) : 100.

По участкам, которые приобретены (предоставлены) в собственность на условиях осуществления жилищного строительства, авансовый платеж рассчитывается с некоторыми особенностями. Если в строке 040 налогоплательщик отметил трехгодичный период проектирования и строительства, показатель строки 230 равен:

1/4 х (показатель строки 190 х показатель строки 200 х показатель строки 220) : 100 х 2.

Когда период проектирования и строительства свыше трех лет, показатели строки 230 рассчитываются таким образом:

1/4 х (показатель строки 190 х показатель строки 200 х показатель строки 220) : 100 х 4.

Строки 240 и 250 заполняют налогоплательщики, для которых представительными органами муниципального образования установлена льгота в виде снижения ставки налога или уменьшения исчисленной суммы налога согласно пункту 2 статьи 387 НК РФ. В строке 240 отмечается код такой льготы (3022200), а по строке 250 — ее сумма.

Если льгота предоставлена в виде снижения ставки налога, ее сумма определяется так:

1/4 х [показатель строки 190 х (налоговая ставка - пониженная ставка) : 100)].

При установлении налоговой льготы в виде уменьшения исчисленной суммы налога в процентах (например, на 25%) сумма налоговой льготы равна: показатель строки 230 х 25: 100.

Наконец, в строке 260 указывают исчисленную сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет за отчетный период. Если показатели в строках 240 и 250 отсутствуют, в строку 260 переносится показатель строки 230. У налогоплательщика, который пользуется налоговой льготой, сумма налога исчисляется как разница значений показателей строк 230 и 250.

Раздел 1

В строке 010 приводится КБК, по которому зачисляется сумма авансового платежа по налогу.

Обратите внимание: к земельному налогу относится несколько кодов бюджетной классификации в зависимости от размера ставки налога и расположения объекта налогообложения (см. Указания о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 08.12.2006 № 168н).

В строке 020 отражается код по ОКАТО административно-территориального образования, на территории которого уплачивается налог.

По строке 030 показывают сумму авансового платежа по налогу, которая подлежит уплате по приведенным в строках 010 и 020 КБК и ОКАТО. Значение показателя строки 030 равно сумме значений строк 260 всех представленных разделов 2 с соответствующими кодами по ОКАТО и КБК.

Образец заполнения разделов 1 и 2 расчета приведен на с. 48—50.

ПРИМЕР

ГСК «Звездочка» — гаражно-строительный кооператив. ГСК является некоммерческой организацией и уплачивает налоги в порядке, предусмотренном для юридических лиц, то есть с общей площади занимаемого земельного участка.

ГСК «Звездочка» использует на праве постоянного (бессрочного) пользования два земельных участка для размещения автомобилей, принадлежащих гражданам. Физические лица — члены ГСК «Звездочка» не имеют документов, удостоверяющих право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на занимаемые их автомобилями земельные участки.

Как рассчитать земельный налог? Такой вопрос может возникнуть не только сразу после приобретения земельного участка, но и в процессе дальнейшего пользования им. В этой статье на конкретном примере мы покажем, как рассчитать земельный налог.

Кто должен платить земельный налог и от чего зависит его сумма?

Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. Как только земельный участок появляется в составе его имущества, вопрос расчета и уплаты этого налога становится актуальным.

Например, 21.01.2019 компания зарегистрировала право собственности на землю — с этого момента у нее возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если же компания решила оформить землю на праве безвозмездного срочного пользования или заключила договор аренды, обязанность платить земельный налог у нее отсутствует и искать ответ на вопрос, как рассчитать земельный налог, не нужно (п. 2 ст. 388 НК РФ).

ВАЖНО! Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. 31), но и Земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, порядка и сроков уплаты).

Сумма налога зависит от нескольких факторов: от регионального расположения и кадастровой стоимости участка, назначения его использования, ставки налога и наличия льгот. Регионам в отношении этого налога дана возможность:

  • утверждать величину ставок по нему, не выходя за пределы, установленные НК РФ;
  • дифференцировать эти ставки;
  • вводить дополнительные льготы;
  • принимать решение об уплате авансов по налогу;
  • устанавливать сроки уплаты.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога на участок (базовая формула)

Как рассчитывается земельный налог? На первый взгляд обычно: налоговую базу умножаем на ставку. При этом в качестве базы выступает кадастровая стоимость земли, установленная на начало соответствующего налогового года (п. 1 ст. 389 НК РФ), информацию о которой можно узнать:

  • из публичной кадастровой карты на сайте Росреестра;
  • непосредственно в Росреестре, послав туда письменный запрос;
  • из кадастрового паспорта участка или из свидетельства, полученного при регистрации права на землю, если регистрация такого права осуществлена в текущем налоговом году.

Если земля в течение года куплена или продана, формула земельного налога будет корректироваться с учетом периода владения землей (коэффициент Кв рассчитывается как отношение полных месяцев владения землей к 12 месяцам). Полным считается месяц, в котором право собственности возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Другой коэффициент (Ки) должен применяться, если в течение года происходит изменение кадастровой стоимости.

Как рассчитывается налог в этом случае, читайте в статье «Расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости» .

Пример применения коэффициентов Кв и Ки одновременно вы найдете .

Особый порядок исчисления земельного налога применяется, если земля расположена на территории сразу двух муниципальных образований. Тогда стоимость участка делится между этими образованиями с учетом доли площади, находящейся в каждом из них (п. 1 ст. 391 НК РФ). И для каждой части делается свой расчет налога с применением соответствующих каждому из образований льгот и ставок.

Закон региона может предусматривать уплату квартальных авансовых платежей по налогу. Каждый такой платеж рассчитывают как ¼ годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ) с учетом числа месяцев владения в соответствующем квартале (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Сдать декларацию компаниям нужно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 398 НК РФ). Налог по итогам года платят в срок, установленный в регионе, но не раньше наступления срока подачи декларации (п. 1 ст. 397 НК РФ).

ВАЖНО! Если местным законодательством предусмотрено начисление авансовых платежей (пп. 2, 3 ст. 393 НК РФ), то в течение года нужно платить авансы по налогу в соответствии со сроками, установленными для региона.

В какие сроки уплачивать авансовые платежи по земельному налогу, мы рассказываем в статье «Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу» .

Расчет земельного налога по кадастровой стоимости на примере

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2018 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2018, право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в регионе (из местного земельного закона). Льготы или повышающие коэффициенты этим законом не предусмотрены.

Произведем расчет земельного налога в 2018 году:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2018 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

  • авансовый платеж за 1 квартал 2018 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3) ;
  • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2018 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%) ;
  • по итогам года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 - 2 450 - 3 675 × 2 = 3 675) .

ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте .

О том, как поступить в отношении налога, если кадастровая стоимость для участка не установлена, читайте в материале «Как платить налог на землю, если кадастровая стоимость участка не определена» .

Как посчитать земельный налог с учетом льготы?

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

  • Определим налоговую базу:

(980 000 руб. - 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

  • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

Подробнее о льготах, установленных НК РФ, читайте в статье «Объект налогообложения земельного налога» .

Возможно ли исчислить уплачиваемый юрлицами земельный налог онлайн?

Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. .

Итоги

Для решения вопроса, как рассчитать земельный налог, недостаточно прочитать Налоговый кодекс — нужно внимательно изучить и местное законодательство, которое содержит важную информацию, необходимую для расчета и уплаты налога (ставки, льготы, сроки и др.).

Земельный налог – это бремя, накладываемое на владельцев земельных наделов (граждан и организации). Налог относится к региональным, уплачивается в местную налоговую. НК РФ определяет общие черты исчисления налога, нюансы уточняет регион самостоятельно, закрепляя их в нормативно-законодательной базе.

Организации обязаны считать налог с участков земли, находящихся в собственности, самостоятельно. Граждане освобождены от этой обязанности, за них расчет проводит налоговая с последующей рассылкой уведомлений о необходимости оплаты рассчитанной суммы. Освобождение физлиц от проведения самостоятельных расчетов не означает, что последние не должны вникать в порядок вычисления. Заявленную ФНС величину земельного налога лучше проверить на предмет корректности исчисления, тем более в уведомлении налоговая представляет необходимые сведения, которые были использованы в вычислительном процессе.

Как рассчитывают земельный налог организации?

Юридические лица расчет проводят исключительно по кадастровой стоимости земельного участка. Данная стоимость определяется на региональном уровне. Узнать ее величину можно, обратившись в Росреестр с соответствующим запросом лично или через официальный сайт органа.

Расчет проводится в отношении каждого участка земли, собственником которого выступает организация.

Для исчисления земельного налога нужно выполнить следующие действия:

  1. Выяснить, установили ли местные власти обязанность юрлиц платить авансовый налог;
  2. Определить, есть ли право на льготу;
  3. Уточнить актуальную ставку в регионе для того вида земель, к которым относится надел, находящийся в собственности организации;
  4. Узнать величину кадастровой стоимости в Росреестре.

Общая формула для расчета имеет вид:

Земельный налог = кадастр.стоим. * ставка

Кадастровая стоимость берется на первое число года, за который проводится расчет (или к которому относится отчетный квартал).

Если земля получена в собственность в течение года, то берется кадастровая стоимость на то число, которым участок поставлен на государственный учет.

Ставка регулируется НК РФ в части ее максимальной границы:

Необходимо выяснить, принимали ли местные органы власти законодательные акты о величине ставки по земельному налогу. Если никаких нормативных документов не принято в регионе, то берется максимальная ставка, установленная кодексом.

Если субъект РФ обязывает местные организации платить налог поквартально, то следует по результатам каждого квартала посчитать авансовый налог для уплаты. По годовым итогам считается общая величина налога. Доплате в бюджет за год подлежит сумма годового налога, уменьшенная на ранее уплаченные авансы.

Формула для расчета авансового налога на землю:

Аванс = кадастр.стоим. * ставка / 4

Кадастровая стоимость также берется на начало текущего года.

Пример расчета земельного налога юрлицами

Фирма владеет земельным наделом в Москве. Расчет налога проводится за 2016г., на протяжении которого организация имела данный участок в собственности.

Исходные данные:

Аванс за Iкв. = Аванс за IIкв. = Аванс за IIIкв. = 21 450 000 * 1,5 / 4 = 80 438 руб.

Налог за 2016г. = 21 450 000 * 1,5% = 321 750 руб.

Доплата за год = 321 750 – (80 438 + 80 438 + 80 438) = 80 436 руб.

Если организация владела землей неполный год

Если право собственности на землю получено в течение года (или утеряно в течение года), то налог нужно платить пропорционально тому периоду, на протяжении которого организация владела земельным объектом.

Формулы для расчета годового и авансового налога при этом принимают вид:

Налог за год = кадастр.стоим. * ставка * (число месяцев владения / 12 мес.)

Аванс за квартал = кадастр.стоим. * ставка * (число месяцев владения /3 мес.) / 4

Для расчета берутся только полные месяцы владения землей. Месяц будет считаться полным:

  • Если право на землю получено до 15-того числа включительно;
  • Если право на землю утеряно после 15-того числа.

Если регион не обязывает платить авансы по земельному налогу, то перечислить его нужно по окончании года, в котором произошли изменения в праве владения землей. Если авансы установлены, то за год нужно доплатить разницу между начисленной годовой величиной и уплаченными в течение года авансами.

Пример расчета при неполном годе владения

Исходные данные:

Земля получена во втором квартале, а потому обязанность налогоплательщика появляется только по его окончании. Второй квартал длится с апреля по июнь. Количество полных месяцев владения землей в данном периоде = 2 (май и июнь).

Аванс за IIкв. = 21 450 000 * 1,5% * (2 / 3) / 4 = 53 625 руб.

Аванс за IIIкв. = 21 450 000 * 1,5% / 4 = 80 438 руб.

Налог за 2016г. = 21 450 000 * 1,5% * (8 / 12) = 214 511 руб.

Доплата за 2016г. = 214 511 – (53625 + 80 438) = 80 448 руб.

Как рассчитать земельный налог для граждан?

Физические лица платят налог с участков, собственником которых они выступают, только 1 раз в год – за все 12 месяцев одной суммой по годовым итогам.

Один раз в год граждане получают уведомление от налоговой, содержащее сумму к уплате, а также исходные данные, применяемые для вычислительного процесса. Рекомендуется проверить проведенный расчет, для этого гражданину нужно ознакомиться с местными законодательными актами, касающимися налога с земельных участков физлиц.

Из этих законодательно-нормативных актов нужно уточнить:

  • Возможность воспользоваться системой льготирования;
  • Величину стоимости объекта обложения земельным налогом;
  • Утвержденную ставку для нужной земельной категории.

В каждом МО действует своя система предоставления льгот физическим лицам. Чтобы узнать информацию о том, можно ли ей воспользоваться, нужно обратиться в отделение ФНС, к которому территориально относится земля, подлежащая налогообложению.

Если льгота положена, то право на нее документально подтверждается – пишется заявление для налоговой, к которому прикладывается подтверждающая документация.

Если физическое лицо не имеет право на освобождение от налогового бремени, то следует узнать, что выступает базой для вычисления. Расчет для физических лиц проводится по кадастровой стоимости земельного объекта. Данный показатель берется на начало отчетного года. Налоговая запрашивает такие сведения в Росреестре и использует их для расчета.

Если есть сомнения в правильности используемой для расчета стоимости, то можно уточнить актуальные данные в Росреестре самостоятельно – передать запрос в письменном виде в Росреестр или кадастровую палату по адресу расположения земли. Сведения предоставляются в форме справки без взимания дополнительной платы. В заявлении следует указать, кадастровая стоимость какого объекта интересует заявителя. Также пишется дата, на которую должны быть предоставлены сведения, данный реквизит необходим, иначе стоимость будет указана на день подачи заявления.

После того, как будут получены данные о кадастровой стоимости, нужно выяснить действующую ставку, после чего приступать к расчетам.

Ставку устанавливает также МО, ее величина зависит от земельной категории участка. Чтобы выяснить ставку, можно самостоятельно просмотреть местные нормативные акты либо обратиться за помощью в налоговую.

Налоговый кодекс не позволяет регионам превышать предельные значения ставки по земельному налогу:

  • 0,3% – для отдельных категорий, в частности для дачных участков, сельхозземель;
  • 1,5% – для прочих категорий.

Если физическим лицом уточнены права на льготу, кадастровая стоимость, ставка, то можно приступать к вычислениям.

Следует использовать такую формулу:

Налог на землю = кадастр.стоим. * ставка

Если физическое лицо имеет возможность применить льготу в виде необлагаемой налогом суммы, уменьшающей базу для исчисления, то в формуле следует это учесть.

Налог на землю с учетом льготы = (кадастр.стоим. – необлагаемая налогом сумма) * ставка.

Если земля получена или утеряна гражданином в течение года, то следует учитывать число тех месяцев, на протяжении которых физлицо числилось владельцем участка. Не потребуется платить налог за те месяцы, в течение которых человек не был собственником земли. В расчет земельного налога в данном случае берутся только полные месяцы владения.

В случае присутствия нескольких собственников на землю, налог распределяется пропорциональным размерам долей каждого владельца. Если доли не выделены, то налог распределяется поровну между всеми участниками.

Пример расчета налога на землю для физлиц

Гражданин продал дачный участок в августе 2016г, до этого момента он владел им единолично. Право собственности было утеряно им 20.08.2016.

Исходные данные:

Земельный налог = 940 000 * 0,025% * (8 / 12) = 157 руб.

Использование земель в РФ регулирует Земельный кодекс, разграничивая их по различным критериям, например, по назначению. Плата за пользование этим природным ресурсом и является земельным налогом, относящимся к местным и пополняющим бюджет регионов. Поэтому решения по его введению принимают властные структуры субъектов РФ. Устанавливая ставки налога и сроки уплаты, они руководствуются гл. 31 НК РФ.

Земельный налог: уплата авансовых платежей

Налог платят компании, предприниматели и граждане, если пользуются землей, приобретают ее либо владеют на тех территориях, где он действует. Компании исчисляют налог сами, для частных лиц и предпринимателей расчет и пересылку уведомлений с суммой к уплате взяли на себя ИФНС.

Ставки налога зависят от назначения земель. К примеру, по ставке 0,3%, исчисляют налог и авансовые платежи по земельному налогу для угодий сельхозназначения , ЖС, садоводческих товариществ и нужд обороны страны. Для других категорий участков применяется ставка до 1,5%, являющаяся максимальной. Однако местными документами, принятыми властями регионов, она может быть снижена.

Законодательством РФ для предприятий предусмотрено дробление на авансовые платежи по земельному налогу, уплачиваемые поквартально. Обычно подобное условие подтверждается региональными законами. В них же утверждаются и сроки оплаты. Регионы вправе не вводить авансовые платежи, поэтому, выясняя характер и срок оплаты авансовых платежей по земельному налогу, руководствуются территориальными нормами.

Как рассчитать авансовый платеж по земельному налогу

Налоговый период – год. Базой выступает цена участка земли по кадастру , установленная на 1 января года, за который исчисляется и уплачивается налог. Справиться о кадастровой стоимости можно в органе Росреестра.

Годовая сумма налога исчисляется по формуле:

  • ∑ нг = С к Х С н, где С к – стоимость участка по кадастру, С н – ставка налога.

При приобретении или продаже земельного участка среди года налога вычисляется, исходя из числа полных месяцев владения в году.

  • ∑ нг = С к Х С н / 12 Х К пм, где 12 – месяцы, К пм – число полных месяцев владения.

На основе указанных формул рассчитывают авансовые платежи по налогу на землю. Если авансы предусмотрены местными законами, то начисляться и уплачиваться они должны по окончании 1-го, 2-го и 3-го кварталов. Формула расчета такова:

  • А зн = С к Х С н Х ¼, где А зн – тот самый, необходимый для уплаты, аванс.

Расчет авансовых платежей по земельному налогу в неполном году

Авансовые платежи на участки, приобретенные или проданные на протяжении года, рассчитываются с учетом числа полных месяцев владения ресурсом. Полным в этом случае считают месяц, если право владения оформлено до 15-го числа включительно, регистрация объекта после 15-го числа исключает этот месяц из расчета аванса. Так, если регистрация права на владение участком произошла 20 октября, то в 4-м квартале число полных месяцев для расчета налога составит 2.

Теми же правилами руководствуются при прекращении прав собственности на землю: полный месяц составит регистрация этого действия до 15-го числа. К примеру, при реализации участка 15 октября, число полных месяцев владения составит равно 10, а 16-го октября – 9.

Сумма аванса за неполный год исчисляется по формуле:

  • А нг = (С к Х С н / 4) Х (К пм / 3), где А нг – это аванс за неполный год.

Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу предприятиями

Оплата авансовых платежей по земельному налогу компаниями осуществляется на основе региональных законодательных актов. Именно муниципальными законами устанавливается срок оплаты авансовых платежей по земельному налогу. С определенной долей уверенности можно ориентироваться лишь по срокам уплаты налога за год, поскольку властные структуры регионов следуют требованию федерального закона устанавливать срок уплаты налога за год не ранее срока представления декларации по земельному налогу, т. е. 1 февраля.

Итак, авансовые платежи по земельному налогу, сроки уплаты которых зависят от региональных законов, производятся в разных регионах в разные сроки. Например, московские компании обязаны уплатить земельный налог за 2016 год до 01.02.2017, а авансы перечислить до конца месяца, наступающего за отчетным кварталом.

Является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Кто платит земельный налог в 2019 году

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно .

Расчёт земельного налога

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв ,

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Льготы по земельному налогу

В каждом конкретном регионе РФ для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Примеры расчёта

Пример 1. Расчёт земельного налога за полный календарный год

Объект налогообложения

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей .

Расчёт налога

0,3%.

7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

Пример 2. Расчёт земельного налога за неполный календарный год

Объект налогообложения

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Расчёт налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3% .

Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Пример 3. Расчёт земельного налога за долю земельного участка

Объект налогообложения

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей .

Расчёт налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3% .

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Пример 4. Расчёт земельного налога с учётом льготы

Объект налогообложения

Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2018 году равна 2 400 385 рублей .

Расчёт налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3% .

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

Налоговое уведомление

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2019 году за 2018 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь .

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении, необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Налоговое уведомление не пришло

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так .

C 1 января 2015 года вступил в силу закон , согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года. Например, если земля была куплена в 2018 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2019 года.

Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на приём можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него транспортного средства, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение. Однако, данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте. Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика, или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

Срок уплаты земельного налога

В 2019 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налоговне позднее 1 декабря 2019 года .

Обратите внимание , что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ . Кроме этого налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Для этого необходимо:

Как узнать задолженность по налогам

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).

Похожие публикации