Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Переговоры при закупке строительных материалов. Вне зоны действия указа. Совмин держит руку на пульсе

С 1 января 2017 года действуют новые правила проведения госзакупок, установленные Указом № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». Какие практические результаты принесли нововведения? Как они отразились на участниках рынка, конъюнктуре, ценах? Какие вопросы вызывают наибольшие затруднения в правоприменительной практике? Как избежать ошибок и нарушений? Эти и многие другие вопросы стали предметом обсуждения на семинаре «Правовое регулирование процедур закупок в строительстве», организованном РУП «Белстройцентр».

Право разъяснять вопросы применения положений документа закреплено за Советом Министров Республики Беларусь и Министерством архитектуры и строительства. Консультант отдела ценообразования главного управления экономики и внешнеэкономической деятельности Минстройархитектуры Ольга КОСТЮК акцентировала внимание слушателей на самых распространенных проблемах, подчеркнув, что отраслевое министерство уполномочено разъяснять нормативные акты.

Она напомнила, что сегодня взаимоотношения участников процесса закупок в строительной сфере определяются двумя основополагающими документами Указом № 380 и Постановлением Совета Министров № 88 от 31.01.2014 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (в редакции от 29.12.2016 № 1108). Вышеупомянутый указ вывел строительство из-под норм регулирования Закона Республики Беларусь № 419-З «О государственных закупках». Такое положение сохранится до 1 января 2019 года.

Что такое строительство? Читайте определение

Строительство в силу своей специфики оказывается на особом положении в сфере проведения закупок. Поэтому для корректной трактовки указа важна точность терминологии, важно однозначно определить, что такое строительство. В соответствии с Законом № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 года - это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации незавершенного объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности, определяет Министерство архитектуры и строительства. Перечень таких работ и услуг утвержден постановлением Минстройархитектуры № 17 от 10.05.2011.

Также при отнесении определенных видов работ и услуг к строительной деятельности необходимо руководствоваться общегосударственным классификатором ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации от 5 декабря 2011г. № 85 «Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь».

Важны цена и источник финансирования

Система закупок выстраивается таким образом, чтобы обеспечить доступ к строительству объекта только квалифицированных подрядчиков, поставщиков, инженерных организаций, способных выполнить договорные обязательства и обеспечить качество, надежность и безопасность.

Ольга Костюк обратила внимание слушателей на то, что закупки работ, услуг в строительстве могут проводиться путем объявления подрядных торгов или переговоров, товаров - путем проведения торгов, биржевых торгов или переговоров.

В документе детально описаны случаи, когда проведение подрядных торгов является обязательным для заключения договора, а когда заказчику предоставляется право самостоятельно определить, какую процедуру (подрядные торги или переговоры) провести для выбора подрядной, проектной, субподрядной и иной организации , - подчеркнула она.

Проведение подрядных торгов однозначно необходимо в трех случаях. Во-первых, при строительстве жилых домов стоимостью от 6 тыс. базовых величин.

Во-вторых, если строительство объектов полностью или частично финансируется из бюджетных или приравненных к ним средств - при стоимости строительства 6 тыс. базовых величин и более.

И, наконец, при реализации государственными организациями и хозяйственными обществами, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, крупных проектов стоимостью 100 тыс. базовых величин и более.

По словам эксперта, приведенный перечень случаев, когда проведение подрядных торгов обязательно, является исчерпывающим.

Возможны варианты

В указе также законодательно установлены случаи, когда заказчик может по своему усмотрению выбрать процедуру переговоров или конкурсную процедуру - подрядные торги.

Такое возможно, если:

  1. проведенные подрядные торги признаны несостоявшимися, участник-победитель не определен или отказался от заключения договора;
  2. заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту;
  3. речь идет о строительстве, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства, в целях ликвидации последствий аварий (действия специальных служб в чрезвычайных ситуациях не относятся к виду деятельности «строительство» и не регулируются Указом № 380);
  4. имеется в виду договор на ведение авторского надзора за строительством при невозможности осуществления разработчиком проектной документации такого надзора.

Подпунктом 1.8 пункта 1 перечислены случаи, когда и кому предоставлено право без проведения процедур закупок при строительстве и процедур государственных закупок определять подрядчиков.

Вне зоны действия указа

Можно сказать, что дух и буква документа призваны обеспечить экономное расходование бюджетных денег и средств государственных организаций и организаций с долей государства в уставном фонде, эффективную реализацию государственных инвестиционных программ. В то же время, по мнению экспертов, действие указа упростит ведение строительства субъектами частной формы собственности и за внебюджетные средства.

Организации частной формы собственности (не зависимо от доли собственности государства в уставном фонде) не упомянуты ни в подпункте 1.8, ни в подпункте 1.11, следовательно, закупки товаров (работ, услуг) организациями частной формы собственности осуществляются по выбору заказчика путем проведения торгов, биржевых, подрядных торгов или переговоров.

Установлено также, что проведение процедур и соблюдение требований Указа № 380 не требуется при строительстве:

  1. одноквартирных и блокированных жилых домов, полностью финансируемых за счет собственных и (или) заемных средств граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
  2. объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов;
  3. газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом и внутридомовой системы газоснабжения эксплуатируемого жилищного фонда граждан, строительство которых полностью финансируется за счет их средств.

К конкурсу не допускаются

В Указе № 380 определен также круг организаций, которые не допускаются к участию в процедурах закупок. В него входят субъекты хозяйствования, включенные в соответствии с Указом № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Их предложения организатор процедуры обязан отклонить.

Процедура закупок от А до Я

После подписания указа сопутствующая законодательная база была приведена в соответствие с его нормами. В частности, были внесены изменения и дополнения в Постановление Совета Министров № 88 от 31.01.2014. В нем подробно описан порядок проведения закупок в строительстве с учетом новых требований. Все тонкости выбора процедуры, формирования конкурсной комиссии, проведения квалификационного отбора и собственно конкурса вплоть до заключения договора нашли отражение в этом документе. Основная отличительная особенность процедуры подрядных торгов в строительстве от других сегментов экономики в ее длительности. Она начинается в момент принятия решения о проведении конкурса и заканчивается подписанием акта приемки работ.

Ольга Костюк особо отметила, что строительство - система со многими переменными, и это имеет важнейшее значение в контексте проведения закупок. Участникам рынка нужно оценивать и учитывать все многообразие факторов, способных повлиять на итоги торгов, понимать, какие из них могут привести к нарушениям процедуры, другим негативным последствиям. По мнению эксперта, в действующих документах при внимательном прочтении и грамотном толковании можно найти ответы практически на все вопросы. В особо сложных ситуациях она рекомендовала обращаться с письменным запросом в Минстройархитектуры для получения разъяснений.

Совмин держит руку на пульсе

Порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве определяется Советом Министров Республики Беларусь. Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право устанавливать преференциальную поправку, применяемую при проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, определять ее размер и условия применения в случае предложения участником таких процедур товаров (работ, услуг) собственного производства, а также товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Людмила БУРАЯ

С 26 февраля 2018 г. со вступлением в силу Декрета N 7 изменились основания для проведения процедур закупок при строительстве. Рассмотрим, распространяется
ли на вашу закупку законодательство о таких закупках, и если да, то какую процедуру выбрать.

Шаг 1. Определяем, относится ли закупка к закупкам в строительстве

Закупка будет относиться к закупкам в строительстве, если одновременно имеются следующие условия, касающиеся предмета и источника финансирования закупки <*> (см. схему 1).

Схема 1

Справочно
В настоящее время Указ N 380 и постановление N 88 еще не приведены
в соответствие с Декретом N 7. При этом Декрет N 7, как новый НПА, имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому Указу N 380. На сайте МАиС размещены проект Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» и проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь». Они предусматривают приведение Указа N 380 и постановления N 88 в соответствие с Декретом N 7.

Рассмотрим подробнее, в каких случаях закупки товаров, работ, услуг относятся
к закупкам при строительстве.

Закупка товаров при строительстве

Таковой является закупка товара, если его приобретение предусмотрено:
— проектной документацией;
— дефектным актом на выполнение работ по текущему ремонту;
— предпроектной (предынвестиционной) документацией, если ее разработка предусмотрена законодательными актами.

Пример 1
В соответствии с проектно-сметной документацией закупаются лампочки для объекта строительства «Капитальный ремонт с модернизацией зданий школы и мастерских» за счет средств местного бюджета. Такая закупка относится к закупкам при строительстве.

Пример 2
За бюджетные средства больница закупает лампочки для пополнения складских запасов. В этой ситуации закупка не относится к закупкам при строительстве.

Закупка работ, услуг при строительстве

Для отграничения работ и услуг при строительстве от иных необходимо руководствоваться:
— определением «строительство». Так, к строительству относится возведение, реконструкция, ремонт, реставрация, благоустройство объекта, снос, консервация не завершенного строительством объекта, выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовка разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ;
— перечнем видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности;
— ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»;
— ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности».

Пример 3
Так, к строительству относятся подготовительные работы на строительной площадке, ремонт зданий всех типов, реставрационные работы, строительство временных зданий
и т.п. Вместе с тем исходя из определения строительства и применения вышеуказанных документов к строительству не относятся:
— работы по санитарной обрезке деревьев;
— работы, относящиеся к техническому обслуживанию общественных зданий, вспомогательных и нежилых помещений жилых зданий;
— работы по устранению неисправностей и аварийных повреждений инженерного оборудования, осуществляемые объединенными диспетчерскими системами;
— ремонт и техобслуживание металлических изделий, машин и оборудования;
— работы по обслуживанию действующего оборудования, в том числе поверка, гидропневмопромывка, химпромывка, гидроиспытания действующих внутренних систем отопления, ревизия, профилактика электротехнических устройств, котельных установок, КИПиА, систем вентиляции, водоснабжения и другого технологического оборудования,
и другие услуги и работы.

Шаг 2. Проверяем исключения

Закупка может соответствовать условиям закупок при строительстве, однако относиться к случаям, когда не проводятся или могут не проводиться процедуры закупок при строительстве. Исключения в ряде случаев носят общий характер:
— независимо от источника финансирования не проводятся процедуры закупок при строительстве при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений);
— не относятся к закупкам товаров при строительстве централизованные госзакупки медицинских изделий, проводимых в порядке, определенном законодательством о госзакупках;
— не проводятся процедуры закупок при строительстве в случаях, указанных в <*> . Например, без проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве Совмин вправе определить генподрядную организацию, инженерную организацию при строительстве объектов, включенных в госинвестпрограммы;
— в период действия инвестиционного договора инвестор (инвесторы) и (или) организация, созданная им для реализации инвестиционного проекта, имеют право на определение без проведения процедур, установленных законодательством, подрядчика или разработчика проектной документации, поставщиков товаров, исполнителей услуг для строительства, в том числе реконструкции, объектов, предусмотренных инвестиционным договором. Данное право не распространяется на осуществление госзакупок товаров (работ, услуг) <*> .

Иногда исключения установлены для закупок для строительства конкретных объектов.

Пример 4
Выбор участников строительства объектов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», поставщиков товаров для строительства объектов данного парка и заключение сделок с ними осуществляются без необходимости применения процедур закупок, торгов, биржевых торгов, переговоров и иных процедур, регламентирующих порядок закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов.

Шаг 3. Определяем процедуру закупки при строительстве

Процедура закупки определяется с учетом следующих условий <*> :
— стоимости строительства объекта;
— предмета закупки.

Для объектов большой стоимостью имеет значение стоимость каждого вида закупаемых товаров, некоторых работ и услуг.

Порядок выбора представлен на схемах 2 и 3.

Схема 2

* В случаях, предусмотренных подп. 1.6 п. 1 Указа N 380, могут быть проведены подрядные торги либо переговоры <*> . В случаях, предусмотренных п. 1.8 п. 1
Указа N 380, процедуры закупок могут не проводиться.

** В случаях, предусмотренных подп. 1.6 п. 1 Указа N 380, могут быть проведены биржевые торги, торги или переговоры <*> . В случаях, предусмотренных п. 1.8 п. 1 Указа N 380, процедуры закупок могут не проводиться. Биржевые торги должны быть проведены в отношении товаров, обязательность заключения сделок с которыми на биржевых торгах установлена законодательством <*> .

*** Биржевые торги могут быть проведены, если товар включен в перечень товаров, допущенных к биржевой торговле <*> . Он размещен на сайте БУТБ .

Пример 5
Государственному предприятию необходимо выбрать подрядчика для заключения договора о возведении детского сада за счет средств местного бюджета. Стоимость строительства превышает 6000 БВ. В таком случае для заключения договора
о строительстве объекта необходимо провести подрядные торги.

Пример 6
ОАО «У» закупает за счет средств республиканского бюджета мебель стоимостью менее 3000 БВ для строительства общежития. Стоимость строительства общежития превышает 6000 БВ. Исходя из источника финансирования и стоимости строительства, проводить подрядные торги на заключение договора о строительстве этого объекта обязательно. Мебель (группа 94 раздела ХХ «Разные промышленные товары» единой ТН ВЭД ЕАЭС) включена в перечень товаров, допущенных к биржевой торговле по секции промышленных и потребительских товаров. Соответственно исходя из стоимости предмета закупки ОАО «У» вправе закупить мебель путем проведения по своему выбору торгов, биржевых торгов или переговоров.

Схема 3

* Биржевые торги могут быть проведены, если товар включен в перечень товаров, допущенных к биржевой торговле. Он размещен на сайте БУТБ .

Пример 7
Госучреждению необходимо выбрать подрядчика для заключения договора о возведении гаража за счет средств государственного внебюджетного фонда. Стоимость строительства составляет менее 6000 БВ. В таком случае выбор подрядчика для строительства объекта осуществляется по выбору организатора путем проведения подрядных торгов или переговоров.

ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«АЛЬФА-ЗЕТ»

ПРИКАЗ
____________ № _________ г. Горки
(дата) (номер)

«О размещении заказа на приобретение
___________________________________»
по объекту: _________________________
____________________________________

Приказываю:

1. В соответствии с пунктом 10 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 №235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» провести процедуру переговоров для выбора поставщика на _______________________________________________
__________________________________________________________________
(наименование предмета заказа)
2. Процедуру переговоров провести в период с ___. ___. 2012 года по
___. ___.2012 года.
3. Назначить ответственным за проведение переговоров
__________________________________________________________________

4. __________________________________ определить перечень претендентов
(должность Ф.И.О. ответственного лица)
для участия в переговорах и направить им по почте приглашения.
5. Направить претендентам, выразившим желание участвовать в переговорах, техническое задание и проект договора.
6. Предоставить ____________________________________________________
(должность Ф.И.О. ответственного лица)
полномочия на проведение переговоров с претендентами, получение и оценку представленных ими предложений, выбор победителя переговоров.
7. __________________________________ составить протокол по результатам
(должность Ф.И.О. ответственного лица)
проведения переговоров и представить его на утверждение директору организации.

Директор ОДО «Альфа-Зет» В.А. Зубарев

С приказом ознакомлен:

ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«АЛЬФА-ЗЕТ»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ОДО «Альфа-Зет»
_____________ В.А. Зубарев

ПРОТОКОЛ
по результатам переговоров
по размещению заказа на __________________________
(предмет заказа)

Г. Горки, ул. Заслонова, д.2, оф.1 __.__.2012 года

Действующий
(должность Ф.И.О. ответственного лица)
на основании приказа № __ от __.__.2012 года провел переговоры с претендентами, представившими свои предложения на процедуру переговоров по получению заказа на _______________________________ _________________________________________________________________.
(предмет заказа)
1. К участию в переговорах были приглашены следующие претенденты: __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Приглашения претендентам были направлены по почте, факсимильной связи.
3. Претенденты, участвовавшие в переговорах и представившие свои предложения:

- _________________________________________________________________;
- _________________________________________________________________.
(полное наименование и адрес претендентов)
4. Содержание основных пунктов предложений претендентов приводится в следующей таблице.
Полное наименование претендента Показатели по основным пунктам предложений претендентов
Цена предложения Сроки выполнения заказа Условия оплаты Условия поставки
Начало Окончание Продолжительность

5. Изучив и оценив предложения и материалы предоставленные претендентами, наиболее выгодным для заказчика признано предложение ______________________________________________________
(полное наименование победителя переговоров)
со следующими условиями:
договорная (контрактная) цена ____________________________ рублей;
срок выполнения заказа:
- начало _______________________ 2012 г.,
- окончание _______________ 2012 г.;
- другие условия ____________________________________________________

_________________ ________________________
(подпись) (должность Ф.И.О. ответственного лица)

Приложения:

- ______________________________________;
- ______________________________________.

Похожие публикации