Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Причины опережения темпов роста расходов над доходами. Как не попасть под проверку по налогу на прибыль. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте России

Самым быстрым способом получить дополнительные налоги с бизнеса является выездная налоговая проверка. Стремление налоговой службы достичь 100-процентной результативности таких проверок привело к тому, что ею был изменён подход к планированию контрольной работы. В настоящее время руководством к действию является «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок », в соответствии с которой, выход инспектора всегда должен быть обусловлен предположением, что существуют нарушения налогового законодательства.

Согласно этой Концепции для оценки вероятности существования нарушений инспектор обязан провести всесторонний анализ всей имеющейся у него информации о предприятии, а затем отнести налогоплательщика в категорию тех, кто требует повышенного налогового контроля, или тех, для кого достаточно текущего мониторинга.

Частью такого анализа является проверка на соответствие 12-ти критериям

По данным ФНС «План выездных налоговых проверок на 2008 год» был составлен на 90% из организаций, показатели финансово-хозяйственной деятельности которых соответствуют первым 11-ти критериям. «План выездных налоговых проверок на 2009 год» сформирован аналогично, но уже с учётом 12-го.

Руководители предприятий, у которых нет ни одного попадания в критерий, скорее всего, могут не ждать визита инспектора, вместе с тем наличие соответствий не обязательно должно повлечь проверку. Налоговые инспекторы осознают, что организации с проблемными показателями могут являться вполне законопослушными налогоплательщиками. А поскольку налоговики не заинтересованы тратить время на нерезультативные проверки, то они, возможно, ограничатся объяснениями с вашей стороны. Но подготовить эти объяснения нужно заранее.

Таким образом, предприятиям выгодно самим систематически анализировать свою деятельность, используя нижеизложенные методики по каждому критерию:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)

Методика

Данный критерий применяется только для организаций, использующих общий режим налогообложения.
Нагрузка определяется в процентах как соотношение суммы уплаченных налогов к выручке организаций, очищенной от НДС и акцизов. В расчёт не включаются Страховые взносы в Пенсионный фонд и на травматизм, а также налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент (НДФЛ и удержанный с других лиц НДС).
Уровни среднеотраслевых налоговых нагрузок опубликованы в приложении к приказу о принятии Концепции.
Обращаем ваше внимание на то, что в расчёт берутся уплаченные, а не начисленные налоги. В связи с этим советуем проводить сверки с налоговой, чтобы ваши деньги не «висели в невыясненных поступлениях», а были учтены налоговым инспектором при расчёте критерия.

Подсказка для бухгалтера
Уменьшение нагрузки может быть вызвано и вполне законными обстоятельствами. Например, организация выходит на рынок с новым товаром, назначая минимальную наценку на него, или реализует залежалый товар с большими скидками. Причину всегда можно найти, но для начала следует самим проверить свою налоговую нагрузку.

В 2007 году «Рога и копыта» уплатили налогов на сумму 180 тыс. руб.,
выручка организации составила 6 млн. 600 тыс. руб., следовательно

Основная сфера деятельности - торговля (рогами и копытами). Средняя нагрузка для данной отрасли - 3,8%.
Получается, что, нагрузка ниже средней и «Рогам и копытам» может грозить выездная проверка.
Однако при анализе структуры продаж выяснилось, что одна треть реализации (на сумму 2млн. 200 тыс. руб.) - это новый товар, проданный с минимальной наценкой. Если не принимать эту реализацию в расчёт, то налоговая нагрузка на постоянный ассортимент:

достаточна высокая, и оснований подозревать «Рога и копыта» в недобросовестности нет.

2. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет

Методика

По мнению налоговых органов, убыток в финансовой деятельности без выраженных в течение нескольких календарных лет тенденций к его погашению или уменьшению - это наиболее вероятный признак искажения показателей деятельности, с целью занижения налогов.

Подсказка для бухгалтера
Очевидно, что при открытии бизнеса убытки возможны, но работать с ними можно только до тех пор, пока предприятие выходит на запланированные обороты.
В настоящее время доля убыточных предприятий в общем количестве юридических лиц достаточно велика - это 21%. Всех проверить не по силам, поэтому одним из методов работы налоговых органов с такими организациями в настоящий момент является приглашение на комиссии, созданные в Управлениях и инспекциях ФНС субъектов РФ для выяснения причин убыточности. При отборе кандидатов на комиссию дополнительным аргументом является наличие соответствий и другим критериям из Концепции.

По итогам 2007 года «Рога и копыта» получила убыток в связи с чем, налоговая инспекция попросила предоставить объяснения в произвольной форме.

Проанализировав структуру своих расходов, был составлен ответ: «Наша организация в 2007 году развивала новое направление продаж. Для того чтобы завоевать нишу на рынке, нами была произведена большая организационная работа по поиску клиентов в связи с чем, был увеличен штат сотрудников, что повлекло увеличение расходов на оплату труда, транспортные расходы, арендную плату, были привлечены кредитные средства в связи с чем, появились расходы на уплату процентов».

Налоговый инспектор принял объяснения и в план проверок на 2008 год «Рога и копыта» не включил.

3. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 % за 12 месяцев.

Методика

Критерий рассчитывается на основании данных Деклараций по НДС, и представляет собой отношение общей суммы НДС, подлежащей вычету (раздел 3, стр. 340 гр. 6) к сумме начисленного НДС (раздел 3 стр. 180 гр. 6)., умноженное на 100%. Результат не должен быть больше 89%

Подсказка для бухгалтера
На сегодня уровень в 89% не зависит от сферы деятельности, хотя понятно, что в оптовой торговле НДС к вычету выше, а в сфере услуг ниже этого порога. Нужно сказать, что в настоящий момент ФНС всё-таки ведёт работу по дифференциации данного критерия.
К сожалению, ФНС не делает исключений для предприятий реализующих по 0%-й и 10%-ой ставкам, а у них вычеты зачастую больше всего начисленного налога. Такие плательщики автоматически официально вносятся в число тех, у кого в любой момент вероятна выездная проверка. Единственным ограничением является пункт 5 статьи 89 НК РФ, в соответствии с которым за год обычно допускаются лишь две подобные ревизии. Увеличить их количество вправе руководитель ФНС России, но подобное решение - редчайший случай.
Вне зависимости от сферы деятельности большие вычеты могут быть вызваны следующим рядом причин: покупкой и вводом в эксплуатацию дорогого оборудования, увеличением запасов ТМЦ, оплатой дорогостоящих услуг.
Отчасти этот показатель может быть спланирован, но нужно ли это делать, и в какой степени - зависит от конкретной ситуации. Дополнительным ориентиром может служить расчёт средней доли вычетов по НДС по вашему региону (данные могут быть получены из отчётности ФНС по форме 1-НДС, регулярно публикуемой на сайтах региональных налоговых управлений). С большой вероятностью эту долю можно назвать безопасной для предприятия, т.к. она позволяет затеряться среди подавляющего большинства.

При расчёте доли вычетов за 9 месяцев 2007 года «Рога и копыта» получили 91%:

Руководство фирмы, не желая привлекать к себе внимание налоговых органов, решило, что уровень вычетов за год должен соответствовать норме, т.е. быть не больше 89%. Исходя из прогноза суммы выручки на 4 кв., посчитали предполагаемый НДС к начислению в 4-м квартале - 297 тыс. руб. т.о. должно выполняться условие:

Следовательно, вычеты за 4 кв. 2007 года должны быть менее 246 тыс. руб. Для соблюдения данного условия нашли возможность одну из крупных покупок перенести на 1 кв. 2008 года.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Методика

Дополнительная формулировка: «Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчётности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчётности».
Фактически данный критерий имеет в виду проверку двух показателей:
1) Налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов («Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)»).

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Подсказка для бухгалтера
Следует проанализировать структуру доходов и расходов и выяснить причины расхождений. Возможные причины: цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырьё и комплектующие. Можно сослаться на рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр. Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д. Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, временное прекращение отгрузки товара.

Выбирая кандидатов на выездную проверку, инспектор проанализировал декларации по налогу на прибыль ООО «Рога и копыта» за 2007 и 2006 года.

Темп роста доходов выше темпа роста расходов.
Основания для включения ООО «Рога и копыта» в план выездных проверок нет.

2) Пропорция между расходами и доходами, отраженными в налоговой и финансовой отчётности должна сохраняться («Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчётности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчётности»):

Бухгалтерские доходы и расходы определяются из формы 2 суммированием строк (010, 060, 080, 090) и (020, 030, 040, 070, 100) графы 3. Затем сопоставляются полученные итоги.

Подсказка для бухгалтера
Данные несоответствия могут быть вызваны операциями, по-разному отражаемыми в бухгалтерском и налоговом учёте (оценка ТМЦ, амортизация основных средств и т. д.). Правила прописываются в «Приказе об учётной политике предприятия», принимая во внимание потребности организации. С одной стороны ей может быть выгодно показать более доходную финансовую отчётность для инвесторов или банка, с другой - на определенном этапе законно уменьшить налог на прибыль.

Добавим к данным налоговой отчётности данные финансовой отчётности и сопоставим их.

Показатель

Темп роста показателя

Сопоставление показателей

Налоговые доходы (стр.010 листа 02)

25 млн. руб.

29 млн. руб.

Налоговые расходы (стр.030 листа 02)

16,5 млн. руб.

19 млн. руб.

Бухгалтерские доходы (сумма строк 010, 060, 080,090)

25 млн. руб.

29 млн. руб.

Бухгалтерские расходы (сумма строк 020, 030, 040, 070, 100)

16 млн. руб.

19,5 млн. руб.

Соотношение не сохраняется. Однако в «Приказе об учётной политике предприятия» предусмотрено начисление амортизационной премии, что объясняет увеличение налоговых расходов по сравнению с бухгалтерскими в год закупки основных средств (2006 год) и уменьшение в следующем периоде (2007 год).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте России

Методика

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации предлагается получать из органов статистики (в частности, с официальных интернет-сайтов, из статистических сборников и по запросам), а также из органов МНС РФ.
Среднюю заработную плату налоговые органы обычно рассчитывают на основании данных налоговой декларации или расчёта авансовых платежей по страховым взносам в ПФ, т. к. она сдаётся всеми организациями (и на УСН, и на ЕНВД), причём эти отчёты сдаются ежеквартально. Из этого отчёта берется налоговая база. А среднесписочная численность определяется из формы 4-ФСС, поскольку в отчётах в ПФ содержится просто количество работающих человек.

Подсказка для бухгалтера
В том случае, если этот критерий заинтересовал налоговые органы, нужно привести максимальное количество фактов и документов, показывающих оправданность невысоких доходов персонала. Возможные причины низкой заработной платы:

  • неполный рабочий день сотрудников (это должно быть видно из табелей учёта рабочего времени);
  • недолгий опыт работы в компании;
  • низкая квалификация персонала (об этом, в частности, свидетельствует трудовой стаж).

В Ярославской области по этому критерию работа ведётся не только с помощью выездных проверок, но и с помощью приглашений на комиссии в инспекциях (в 2006 году таким образом зарплату «подтягивали» до прожиточного минимума, в 2007 году – до среднеотраслевой). К тем же, кто не внял просьбам инспекторов, применяются уже другие методы.

Для расчёта средней заработной платы за 12 месяцев 2007 года «Рога и копыта» использовали следующие данные ФОП - 320 тыс. руб., средняя численность – 5 чел.


Средняя заработная плата по отрасли «Торговля с/х сырьём и живыми животными» - 5688 руб. Следовательно придётся делать копии с заявлений сотрудников о переходе на неполный рабочий день, о предоставлении отпуска без содержания, с табелей учёта рабочего времени и оправдываться перед налоговой.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять спецрежимы (УСН, сельхозналог, ЕНВД).

Методика

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

Для ЕСХН – доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов. Данные о сельскохозяйственной выручке берутся из декларации по ЕСХН, об общей выручке – из отчёта о прибылях и убытках.

  • доля участия других организаций составляет не более 25 процентов (проверяется по реестру юридических лиц);
  • средняя численность работников за налоговый (отчётный) период составляет не более 100 человек (проверяется по форме 4-ФСС). При приближении к этому критерию возможна проверка, в ходе которой чиновники будут искать недочёты в кадровых документах, особенно связанных с увольнением (возможное искажение численности персонала);

    остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов составляет не более 100 млн. рублей (по сдаваемой отчётности проверку выполнить невозможно, в декларациях по УСН нет такого показателя, а баланс не сдается); налоговая может потребовать инвентарную ведомость основных средств;

  • предельный размер доходов по итогам года не более 24,8 млн. рублей (проверяется по декларации УСН).

Для ЕНВД:

    площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;

    площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания составляет не более 150 кв. метров;

    количество имеющихся автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

    общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

Подсказка для бухгалтера
Проверка может производиться как на соответствие предельным показателям, так и на участие в схемах «ухода от налогов». Логика налоговиков в данном случае такова – если предприятие только-только вписывается в показатели, то возможно, или оно уже выходило за рамки, или создано специально, лишь с целью получения налоговой выгоды.
Проверка производится по данным представленной декларации, дополнительно могут быть затребованы подтверждающие документы (договоры аренды, разрешительные, правоустанавливающие документы, журналы учёта путевых листов и другие документы).

Примеры «опасных» налоговых схем с участием «упрощенцев»:

  • компания, занимающаяся оптовой торговлей, привлекает дружественную компанию на «упрощенке» для реализации товара по договору комиссии, причем торговая наценка целиком остается в распоряжении комиссионера и облагается по ставке 6 % .
  • компания, владеющая торговым центром, сдает в аренду все его площади нескольким «упрощенцам», те в свою очередь передают эти площади в субаренду конечным арендаторам по цене в семь-девять раз дороже.

7. НДФЛ. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за год.

Методика

Доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме их доходов превышает 83 %.

Подсказка для бухгалтера
Достаточно спорное соотношение: если для организаций критерием риска налогового правонарушения является неоднократное получение убытка, то для индивидуальных предпринимателей таким критерием является минимальная прибыль по итогам календарного года. Очевидно, ФНС уверенна, что какая-то сумма, должна оставаться в распоряжении предпринимателя на личные расходы.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Методика

Здесь налоговые органы ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В соответствии с этим постановлением:

    налоговая выгода может быть признана необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции, проведённые не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);

  • налоговая выгода не может быть признана обоснованной и в случаях, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной деятельности.

Сформулированы критерии, по которым судьи арбитражных судов могут прийти к выводу о необоснованности налоговой выгоды:

    невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных им операций с учётом времени, места нахождения имущества или объёма материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

    отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

    учёт для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учёт иных хозяйственных операций;

    совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объёме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учёта.

Подсказка для бухгалтера
Как видно, приведённые высшей судебной инстанцией формулировки весьма размыты. Налоговики могут истолковать их так, как посчитают нужным. Но в то же время суд может не согласиться с мнением инспекторов и признать правоту налогоплательщика. Сейчас судьи стали вникать в содержательную часть экономических операций и в их целесообразность.
Иными словами нужно убедить суд в том, что «спорный» факт хозяйственной деятельности, действительно имел место. Т.е. его осуществление было обеспечено наличием достаточного времени, оборудования соответствующей мощности, материалов, площадей для хранения, транспортных средств, трудовых ресурсов. Все процессы, отраженные в бухгалтерском учёте должны представлять собой логичную, оправданную хозяйственной необходимостью цепь событий.

Примеры позиций ВАС относительно ряда ситуаций, когда он признал решения налоговых органов недействительными:

  • Покупая товар через взаимозависимые компании, предприятие не становится недобросовестным (определение ВАС от 19 сентября 2008 г. № 11691/08).
  • Ссылка инспекции на нерыночное ценообразование не даёт оснований автоматически признавать организацию участником схемы (определение ВАС от 16 октября 2008 г. № 13702/08).
  • Надо ещё доказать, что сделка между зависимыми фирмами заключена по ценам ниже рыночных с целью неправомерно возместить налог (постановление ВАС от 4 марта 2008 г. № 13797/07).

По мнению Конституционного Суда РФ: обоснованность расходов, уменьшающих налоговую базу, нельзя оценивать с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата (определение КС от 4 июня 2007 г. № 320-О-П).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Методика

Согласно п.п. 4 п. 1 статьи 31 НК РФ налогоплательщик, получив уведомление налогового органа, обязан представить в течение пяти дней необходимые пояснения по изложенным в нём вопросам, или внести в отчётность исправления. Основаниями для уведомления могут быть выявленные в ходе камеральной проверки следующие факты:

  • ошибки в налоговой декларации (расчёте);
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа.

Подсказка для бухгалтера
Данным пунктом налоговики призывают не оставлять без внимания их желание разобраться в ситуации, не выезжая с проверкой на предприятие. Поддерживать диалог с инспекцией на расстоянии в ваших же интересах.

10. Неоднократная (2 и более раза) «миграция» между налоговыми органами

Методика

Имеется в виду не смена адресов вообще, а смена адресов в моменты проведения выездных налоговых проверок, причём с изменением места постановки на учёт (переход в другую ИФНС).

Подсказка для бухгалтера
Отметим, что «переезды» всегда настораживают налоговиков. Работа с этим критерием строится при помощи реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), который позволяет отследить перемещения. Риск стать претендентами на выездную проверку традиционно имеется у компаний, которые указывают при регистрации в качестве адреса места нахождения так называемые «адреса массовой регистрации».

Сейчас на сайте http://www.nalog.ru/ появился соответствующий сервис , где можно проверить, относится ли место регистрации вашей организации к местам «массовой регистрации».

11. Отклонение как минимум на 10 % уровня рентабельности по данным бухгалтерского учёта от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

Методика

Рассчитываются два показателя по данным бухгалтерского учёта:

  • рентабельность продаж;
  • рентабельность активов.

Полученные данные сравниваются со средними показателями по основному виду деятельности налогоплательщика. При существенном отклонении (рентабельность налогоплательщика меньше среднеотраслевой на 10% и более) может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций за соответствующий период.
Отраслевую рентабельность можно установить из специальных сборников, публикуемых Росстатом, или на сайте http://www.gks.ru/ . В приложении к приказу о принятии Концепции тоже приведен перечень этих данных, который ежегодно будет обновляться.


Рентабельность продаж рассчитывается как отношение величины сальдированного финансового результата от продаж (строка 050 «Прибыль (убыток) от продаж» формы № 2.) к полной себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (сумма строк 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг», 030 «Коммерческие расходы» и 040 «Управленческие расходы» формы № 2).

Подсказка для бухгалтера
Основные возможные причины низкой рентабельности аналогичные тем, о которых уже говорилось в связи с убыточностью и опережающим ростом расходов:

  • мизерная наценка;
  • скидки или другие мероприятия по привлечению клиентов;
  • высокая конкуренция - нельзя продать товар дороже рыночной цены;
  • значительное удорожание сырья;
  • привлечение более квалифицированной рабочей силы, и т.д.

Определим рентабельность продаж наших «Рогов и копыт».
Прибыль от продаж по строке 050 формы № 2 = 1760 тыс. руб.
Расходы по строкам 020, 030 и 040 формы № 2 = 16391 тыс. руб., 112 тыс. руб., 258 тыс. руб.

Рентабельность проданных товаров составит 10,5%. Среднеотраслевой показатель рентабельности продаж для оптовой торговли 11,5%. Допускается отклонение этого показателя в сторону уменьшения на 10%, то есть минимальный уровень рентабельности составляет 10,4% (11,5% – 11,5 х 0,1). Значит, нет у нас риска по данному критерию.

Под рентабельностью активов понимается соотношение сальдированного финансового результата (строка 190 «Чистая прибыль (убыток) отчётного периода» формы № 2.) и стоимости активов организации (средняя арифметическая величина валюты баланса на начало и на конец периода).

В1 - валюта баланса на начало периода;
В2 - валюта баланса на конец периода.

Подсказка для бухгалтера
Возможные причины низкой рентабельности активов:

  • большое количество непрофильных активов (социальные объекты, вспомогательные цеха и т. д.);
  • большой объём дебиторской задолженности (неплатежи либо отсрочка платежей);
  • наличие на балансе большого объёма неликвидов.

Рассчитаем рентабельность активов. Для этого нужна величина чистой прибыли (стр. 190 формы № 2) - 915 тыс. руб. Валюта баланса на начало и конец периода: 13 270 тыс. руб. и 16 582 тыс. руб.

Рентабельность активов – 6,13%.
Средний показатель по отрасли - 9,9%, причём, допустимо иметь 8,91% (9,9% – 9,9% х 0,1).
А рентабельность активов ООО «Рога и копыта» существенно ниже. Это говорит о том, что налоговые органы оценят риск совершения такой организацией налогового правонарушения как достаточно высокий. Проанализировав структуру баланса, предприятие определило, что значительную часть активов занимает дебиторская задолженность. Предприятие собрало доказательства, подтверждающие ведение активной работы с должниками (например, выставленные претензии).

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Методика

Данный критерий раскрывает наиболее типичные схемы ухода от налогообложения. Налоговая служба их публикует. В настоящее время на сайте службы указаны четыре схемы.

  1. Первая из них связана с получением необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-однодневок. Здесь включаются в цепочку хозяйственных связей лица, не исполняющие свои налоговые обязательства. В результате создаются фиктивные расходы, уменьшающие прибыль для целей налогообложения, и необоснованно получаются вычеты по НДС.
  2. Вторая схема - вексельная. Популярна в компаниях, работающих с недвижимостью (агентства недвижимости, инвесторы, страховые компании). Покупатель квартиры, заключивший договор инвестирования на строительство жилья, расплачивается с застройщиком (агентством недвижимости) векселем, приобретённым у организации, зависимой от застройщика. Это позволяет всем участникам незаконно минимизировать свои налоговые обязательства.
  3. Третья схема способствует получению необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной продукции (водки). Специфика данной схемы связана с тем, что налоговая нагрузка по акцизу при производстве из спиртосодержащей продукции гораздо ниже, чем при производстве из этилового спирта.
  4. Последняя схема уделяет внимание компаниям, штат которых наполовину состоит из инвалидов. Формально такая организация соответствует требованиям, предъявляемым для освобождения от уплаты НДС, но при этом она производит продукцию силами не инвалидов, а персонала, привлечённого по договорам аутсорсинга.
  • исключить сомнительные операции при расчёте налоговых обязательств за соответствующий период;
  • уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых для снижения рисков, (уточнении налоговых обязательств), для того чтобы ФНС смогла принять во внимание этот факт при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Уведомить - значит подать в свою инспекцию уточненные декларации по налогам за те периоды, в которых выявлено осуществление деятельности с высоким налоговым риском.
В дополнение к декларациям налоговики предлагают написать пояснительную записку (в приказе № ММ-3-2/467@ приведён её шаблон). Из неё следует, что компании призывают добровольно признаться в недостаточной осмотрительности при выборе контрагентов. И попросить у налоговиков, чтобы они «зачли» добровольное раскаяние при отборе кандидатов на проверку. При этом ФНС пообещала, что требовать никаких поясняющих документов по таким «уточненкам» не будут.

Подсказка для бухгалтера
Сомнительную операцию, иными словами сделку с проблемным партнёром не обязательно исключать из расходов предприятия. Необоснованность налоговой выгоды может быть установлена, только если инспекторы докажут, что организация действовала без должной осмотрительности при выборе контрагента, т.е. ей не могло быть не известно о нарушениях партнёра. Поэтому предприятию важно показать, что оно выполняло все требования налогового законодательства при заключении сделки.
Для того чтобы не давать в руки налоговиков поводов для подозрений в вашей недобросовестности, нужно уделить особое внимание следующим фактам:

  1. Документации:
    • оформлять все документы на поставку (работы, услуги) согласно букве закона (все реквизиты контрагента должны быть заполнены);
    • подписывая бумаги, избегать факсимиле;
    • подтверждать доставку грузов товарно-транспортными накладными (несмотря на то, что при учёте торговых операций наличие ТТН законодательством не предусмотрено (определения ВАС от 23 октября 2008 г. № 13167/08, от 28 мая 2008 г. № 6700/08)).
  2. Данным контрагента:
    • проверять госрегистрацию контрагента в ЕГРЮЛ (официально запросить платную выписку в налоговой, либо посмотреть на сайте ФНС http://www.nalog.ru/ , где размещают также адреса массовой регистрации);
    • подтверждать личные контакты с партнёром (оформить протоколы встреч, распечатки телефонных переговоров и т. д.)
    • проверять полномочия доверенных лиц поставщика (доверенность, копия паспорта, для руководителя - копия решения учредителей о назначении директором. Действительность паспортов можно проверить на сайте ФМС http://www.fms.gov.ru/).
    • проверять руководителя контрагента на наличие дисквалификации (официально запросить информацию у уполномоченного органа, который формирует и ведёт реестр дисквалифицированных специалистов (МВД), либо посмотреть на сайте ФНС http://www.nalog.ru/)
    • проверять лицензируемые виды деятельности (копия лицензии и оценка её на действительность, например, для строительных лицензий это можно сделать на сайте ФГУ ФЛЦ http://www.flc.ru/).
  3. Расходам - подтверждать их хозяйственную необходимость наличием служебных записок, приказов директора и т.д.
  4. Ценообразованию - обосновывать правомерность данными мониторинга рынка: распечатками из интернета, информацией из СМИ, копиями счетов других организаций.

Подведём итог

Мы надеемся, что обзор всех методик, не только дал вам представление об объёме работы, но и позволил вникнуть в её суть, убедил в её необходимости. Решившись на ведение этой аналитической работы вы получите два больших плюса:

  • С одной стороны регулярно занимаясь самоконтролем с помощью критериев вы cможете определить свой гибкий стиль общения с налоговой: в каких-то вещах идти навстречу требованиям налоговиков, подстраиваясь под предложенные стандарты; в каких-то - уверенно держаться собственной позиции.
  • С другой стороны работа с критериями полезна не только для ведения переговоров с ФНС постфактум. Она даёт возможность углубленно заняться налоговым планированием, заранее предвидя реакцию налоговых органов. Шаг за шагом вы подойдёте к золотой середине. С помощью СБиС++ этот путь cможет стать более лёгким на этапе расчётов и более творческим на этапе принятия решений.

Резко увеличились темпы роста налоговых доходов местных бюджетов. В 2010 г. они составили 124% (692358 тыс. руб.) против 103,9% (9410571 тыс. руб.) в 2008 г. и 136% (558357 тыс. руб.) - в 2009 г.

Изменения в темпах роста поступлений в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта Федерации обусловили изменения в пропорциях распределения налоговых доходов между этими бюджетами: в 2010 г. доля федерального бюджета снизилась до17,9% против 18,8% - в 2009 г. и 21,9% - в 2008 г.

Одним из важнейших факторов замедления роста налоговых поступлений 2010 г. является чрезвычайно высокий рост доходов предыдущего периода, связанный с проведенными налоговыми проверками крупных налогоплательщиков. Однако и изменения налогового законодательства 2009 г. сыграли свою роль.

Динамика поступления прямых налогов в бюджет за 2008 - 2010 годы представлена в таблице №2 (Приложение 2).

Из приведенных данных видно, что лидером поступлений является налог на прибыль организаций. Темп роста налога на прибыль организаций в 2010 г. снизился до 107,7%, тогда как в 2008 и 2009 г.г. составил 137%.

Замедление темпов роста налога на прибыль можно объяснить тем, что с 1 января 2009 г. налогоплательщики имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Довольно существенно расширен перечень материальных расходов и внереализационных расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, введен новый порядок снижения налоговой базы при внесении средств в уставный капитал организаций, расширение перечня доходов, не учитываемых при расчете налоговой базы.

Наиболее существенным изменением законодательства можно считать положение о том, что теперь налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых лет без ограничений, при этом такое уменьшение можно производить уже по итогам отчетного периода, не дожидаясь конца года. С 2010 г. налогоплательщики получили право на применение 10-процентной амортизационной премии при реконструкции основных средств. Снижены до одного года сроки списания расходов на НИОКР, в том числе и по НИОКР, не давшим положительного результата. Данные изменения произведены для стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в особых экономических зонах, а в дальнейшем будет рассмотрен вопрос об изменении порядка переноса убытков на будущее в отношении всех налогоплательщиков.

Налог на доходы физических лиц имеет ярко выраженную социальную направленность, которая реализуется последовательным из года в год увеличением величины налоговых вычетов и снижением ставок для отдельных категорий граждан.

За анализируемый период 2008 - 2010 годы показатель поступления налога на доходы физических лиц увеличился на 312706 тыс. руб. или на 165,7 %. Достижению таких результатов в определенной степени способствовала деятельность комиссий по легализации теневой зарплаты и работе с убыточными организациями, а также рост сознательности налогоплательщиков, желающих получать официальные доходы. В конечном счете, показатели легализации теневых операций налогоплательщика становится рост доходов бюджетов, прежде всего территориальных, и государственных внебюджетных фондов. Значит, растут их расходные возможности, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Дополнительная формулировка: «Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности».

Фактически данный критерий имеет в виду проверку двух показателей:

1) Налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов («Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)»).

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Следует проанализировать структуру доходов и расходов и выяснить причины расхождений. Возможные причины: цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырье и комплектующие. Можно сослаться на рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр. Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д. Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, временное прекращение отгрузки товара.

2) Пропорция между расходами и доходами, отраженными в налоговой и финансовой отчетности должна сохраняться («Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности»): Бухгалтерские доходы и расходы определяются из формы 2 суммированием строк (010, 060, 080, 090) и (020, 030, 040, 070, 100) графы 3. Затем сопоставляются полученные итоги. Данные несоответствия могут быть вызваны операциями, по-разному отражаемыми в бухгалтерском и налоговом учете (оценка ТМЦ, амортизация основных средств и т. д.). Правила прописываются в «Приказе об учетной политике предприятия», принимая во внимание потребности организации. С одной стороны ей может быть выгодно показать более доходную финансовую отчетность для инвесторов или банка, с другой - на определенном этапе законно уменьшить налог на прибыль.

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации предлагается получать из органов статистики (в частности, с официальных интернет-сайтов, из статистических сборников и по запросам), а также из органов МНС РФ.

Среднюю заработную плату налоговые органы обычно рассчитывают на основании данных налоговой декларации или расчета авансовых платежей по страховым взносам в ПФ, т. к. она сдается всеми организациями (и на УСН, и на ЕНВД), причем эти отчеты сдаются ежеквартально. Из этого отчета берется налоговая база. А среднесписочная численность определяется из формы 4-ФСС, поскольку в отчетах в ПФ содержится просто количество работающих человек.

В том случае, если этот критерий заинтересовал налоговые органы, нужно привести максимальное количество фактов и документов, показывающих оправданность невысоких доходов персонала. Возможные причины низкой заработной платы:

неполный рабочий день сотрудников (это должно быть видно из табелей учета рабочего времени);

недолгий опыт работы в компании;

низкая квалификация персонала (об этом, в частности, свидетельствует трудовой стаж).

1.4 Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Дополнительная формулировка: «Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности».

Фактически данный критерий имеет в виду проверку двух показателей:

1) Налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов («Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)»).

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Следует проанализировать структуру доходов и расходов и выяснить причины расхождений. Возможные причины: цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырье и комплектующие. Можно сослаться на рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр. Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д. Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, временное прекращение отгрузки товара.

2) Пропорция между расходами и доходами, отраженными в налоговой и финансовой отчетности должна сохраняться («Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности»): Бухгалтерские доходы и расходы определяются из формы 2 суммированием строк (010, 060, 080, 090) и (020, 030, 040, 070, 100) графы 3. Затем сопоставляются полученные итоги. Данные несоответствия могут быть вызваны операциями, по-разному отражаемыми в бухгалтерском и налоговом учете (оценка ТМЦ, амортизация основных средств и т. д.). Правила прописываются в «Приказе об учетной политике предприятия», принимая во внимание потребности организации. С одной стороны ей может быть выгодно показать более доходную финансовую отчетность для инвесторов или банка, с другой - на определенном этапе законно уменьшить налог на прибыль.

Доходы организации: сравнительный анализ бухгалтерского и налогового учета

В соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признаются: · выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных; · выручка от реализации имущественных прав ...

Доходы организации: сущность, порядок формирования и использования

доход выручка реализация продажа Стоимость произведенной предприятием продукции (выполненных работ, оказанных услуг) выражается ценой реализуемого товара. Выручка от продаж продукции (работ, услуг) - денежные средства...

Изучение методики анализа налогов и платежей предприятия, разработка рекомендаций по совершенствованию анализа налогов и сборов на ОАО "Слуцкий сыродельный комбинат"

В облагаемый оборот включаются любые полученные организацией денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе суммы авансовых и иных платежей...

Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО "Компания Импакт-Сибирь"

Оценка прибыли (убытка) отчетного периода проводится на основании формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Методика проведения факторного анализа: 1. Расчет влияния фактора «Выручка от реализации»...

Механизм исчисления и уплаты НДС

Объектом налогообложения признаются следующие операции: 1. Реализация товаров (работ...

Налог на добавленную стоимость

Место реализации товаров: а) товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, и не отгружается и не транспортируется...

Налог на добавленную стоимость: особенности определения налоговой базы

Дата реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения НДС определяется следующим образом: -для налогоплательщиков...

Налоговая система Республики Беларусь

К налогам (сборам), включаемым в выручку от реализации товаров (работ, услуг) относятся: v налог на услуги v налог на добавленную стоимость v сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции...

Налогообложение торговых предприятий

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации...

Объекты налогообложения

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. 2...

Политика управления заемными источниками финансирования

Модель устойчивого экономического роста (МУЭР) позволяет определить возможный прирост продаж (выручки) без нарушения финансовой устойчивости. МУЭР определяется по формуле:...

Управление финансами. Планирование выручки

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящий год, квартал и оперативно...

Учет расходов периода

В совокупности видов деятельности предприятия наиболее значимое место отводится процессу реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг). Реализация готовой продукции (товаров, работ...

Федеральные налоги и сборы с организаций

Действующие правила отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) на практике вызывает не мало вопросов. Не все из них сняты и с принятием Федерального Закона от 29.05.2002г...

РИА Рейтинг - 14 июл. Суммарные доходы региональных бюджетов субъектов РФ за январь - май 2017 года, согласно данным Федерального казначейства, составили 3,766 триллиона рублей. По оценке экспертов РИА Рейтинг, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года суммарный объем доходов бюджетов субъектов РФ вырос на 10,1%, причем темпы роста значительно опережают инфляцию, которая по данным Росстата, за первые пять месяцев 2017 года составила 1,7%. В 66 российских регионах отмечен рост бюджетных доходов, в Республике Тыва их объем не изменился, в 18 - снизился. Стоит отметить, что в 45 регионах темп роста объемов доходов бюджета был выше, чем среднероссийский уровень.

Суммарные налоговые и неналоговые доходы бюджетов регионов РФ за январь - май 2017 года составили 3,15 триллиона рублей, что, по оценкам экспертов РИА Рейтинг, на 10,2% выше, чем за соответствующий период 2016 года. Объем налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов вырос также в 66 субъектах РФ, в Ростовской области и Республике Бурятия не изменились, и в 17 регионах - снизились.

Лидером по темпам роста налоговых и неналоговых доходов стал Ненецкий автономный округ, где объем поступлений вырос на 95%, что в большей степени обусловлено почти двукратным ростом объемов сборов налога на прибыль организаций. Пятикратный рост объема поступлений налога на прибыль организаций внес ощутимый вклад в общий объем налоговых и неналоговых доходов Республики Крым, которые выросли за пять месяцев 2017 года на 82%. Тройку лидеров по темпам роста налоговых и неналоговых доходов замыкает Кемеровская область (+52%), где так же значительно выросли поступления налога на прибыль организаций.

Существеннее всего объемы налоговых и неналоговых доходов сократились в Сахалинской области (-34%) и Кабардино-Балкарской Республике (-35%).

Суммарный объем расходов региональных бюджетов по итогам пяти месяцев 2017 года составил 3,2 триллиона рублей, что на 5,2% выше в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. Темпы роста расходов региональных бюджетов оказались ниже, чем темпы роста доходов, что привело к увеличению суммарного профицита бюджетов субъектов РФ и сокращению почти в два раза количества регионов с дефицитом бюджета: по итогам пяти месяцев 2017 года их всего 25 против 45 годом ранее.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости , Р-Спорт , РИА Недвижимость , Прайм , ИноСМИ . МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

Похожие публикации