Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Услуги по инвентаризации строений и сооружений. Техническая инвентаризация: виды и особенности проведения. Какие возложены функции на Бюро технической инвентаризации

Недвижимость относится к основным средствам, поэтому инвентаризация объектов недвижимости компании имеет некоторые особенности, касающиеся сроков ее проведения. О том, как осуществляется инвентаризация недвижимости (зданий, сооружений, помещений и т.д.), расскажем в этой статье.

Как проводится инвентаризация недвижимого имущества?

Каждая компания должна периодически проводить инвентаризации принадлежащего ей имущества. Это делается для того, чтобы обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета, что в конечном итоге дает представление о финансовом положении компании, ее активах, обязательствах, расчетах. В связи с этим предусмотрена обязательная инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

В отличие от других объектов инвентаризации состояние основных средств, в том числе недвижимости, проверяется не каждый год, а раз в три года. При этом если инвентаризация проведена после 1 октября отчетного года, то в отношении проверенного имущества перед сдачей годового баланса еще раз ее проводить не требуется.

Порядок инвентаризации при этом во многом такой же, как и в отношении иного имущества компании:

  • инвентаризация проводится на основании приказа (распоряжения, постановления) руководства компании;
  • формируется комиссия, в состав которой не допускается включать ответственных за сохранность проверяемого имущества лиц;
  • материально ответственные лица дают расписки;
  • процедура инвентаризации проводится в присутствии всех членов такой комиссии, а также материально ответственных лиц.

В ходе инвентаризации недвижимости осуществляется проверка правоустанавливающих и технических документов на объект недвижимости. Если осуществлялось проведение технической инвентаризации, то комиссией проверяется наличие технического паспорта и соответствие отраженных там сведений данным бухгалтерского учета.

Результаты проведенной инвентаризации указываются в описи. Для этого можно использовать форму ИНВ-1 , утвержденную Госкомстатом, в которой среди прочего нужно указать наименование, назначение, характеристики, инвентарный номер объекта недвижимости.

При выявлении расхождений описи с данными учета составляется сличительная ведомость. Для этих целей можно использовать форму Госкомстата ИНВ-18 .

Итоги инвентаризации указывают в инвентаризационной ведомости. Ее форма (ИНВ-26) также утверждена Госкомстатом в постановлении № 26 от 27.03.2000 и, так же как и другие формы, не является обязательной.

Инвентаризация арендованной недвижимости

Прежде всего следует отметить, что при передаче имущества в аренду должна проводиться его обязательная инвентаризация (п. 27 приказа Минфина № 34н от 29.07.98). Таким образом, ее должен провести арендодатель.

Кроме того, такое имущество должно учитываться в бухгалтерии арендатора на забалансовых счетах и также подлежит инвентаризации. Это следует из п. 1.3 Методических указаний (утверждены Минфином в приказе № 49 от 13.06.95), согласно которому компания должна провести инвентаризацию не принадлежащего ей имущества, полученного в аренду. Инвентаризация арендованного имущества проводится вместе с остальным имуществом, но имеет некоторые особенности.

Согласно Методическим указаниям по результатам инвентаризации арендованного имущества должны составляться отдельные описи (п. 2.11), в которых отражается арендодатель — собственник имущества. Один экземпляр такой описи должен передаваться арендодателю. При установлении расхождений между учетными данными и описью арендованного недвижимого имущества должна составляться отдельная сличительная ведомость. Эти правила прописаны в постановлении Госкомстата № 88 от 18.08.98 .

При проведении инвентаризации арендованного имущества могут возникнуть определенные сложности в связи с отсутствием всех необходимой информации. Допустим, проводится инвентаризация здания, переданного в аренду, а информация о его стоимости отсутствует. Решением вопроса в такой ситуации может стать получение информации о стоимости имущества от арендодателя. Также эту стоимость можно было заранее предусмотреть в договоре аренды, чтобы сразу отразить ее в учете при приемке имущества по акту.

Техническая инвентаризация – это унифицированная процедура проведения обмеров объектов недвижимости при составлении технического паспорта. Обычно измеряются и анализируются основные характеристики объекта: общая площадь, площадь застройки, строительный объём, протяжённость, глубина залегания.

В каких случаях проводится

Причинами осуществления технической инвентаризации могут являться:

  1. Желание собственника получить актуальные технические сведения об объекте недвижимости либо проверить его на соответствие уже имеющимся документам.
  2. Газификация объектов.
  3. Требование госорганов для выдачи лицензии для осуществления определённых видов деятельности.
  4. Подготовка пакета документов для согласования перепланировки объекта недвижимости также требует проведения технической инвентаризации.
  5. Проверка контролирующих структур.
  6. Определение фактических технических параметров (площадь, объём, протяжённость и др.) для дальнейшего введения объекта недвижимости в эксплуатацию после ремонта, реконструкции или строительства.

Указанные случаи являются основанием для привлечения специалистов-инвентаризаторов.

Предметом технической инвентаризации могут быть:

  • сооружения;
  • коммуникации;
  • площадки;
  • здания;
  • помещения;
  • строения;
  • недостроенные объекты недвижимости и др.

От вида объекта зависит список документов по результатам обмеров. В него могут входить:

а) технический паспорт;
б) справка с технико-экономическими показателями;
в) поэтажный план, экспликация и др.

Стоит отметить, что техническую инвентаризацию могут проводить инженеры с надлежащей квалификацией и с опытом выполнения измерений в этой сфере, так как такая работа подразумевает использование специальных высокоточных приборов (тахеометров и лазерных дальномеров).

Цены на техническую инвентаризацию недвижимости в Москве:

Тип объекта недвижимого имущества Наименование услуги Площадь, кв.м.; протяжённость, м. Стоимость, руб. Срок выполнения
Здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства Выполнение обмерных работ с целью определения фактических размеров зданий, сооружений, внутренних помещений и строительных конструкций с последующим формированием технического отчёта, технического описания (подготовка поэтажных планов, экспликации) До 2000 15 000 7 дней
От 2000 От 10 р/м2 В зависимости от категории сложности и уникальных характеристик объекта
Изготовление поэтажных планов и экспликации без проведения обмерных работ (по материалам заказчика) До 200 8 000 От 2-х дней
От 200 до 1000 10 000
От 1000 до 2000 15 000
От 2000 до 3000 20 000
От 3000 до 4000 30 000
От 4000 до 5000 40 000
Более 5000 Расчётная

*Стоимость указана для объектов, расположенных в г. Москве. К стоимости объектов, расположенных более 50 км от МКАД, дополнительно добавляется 5 000 руб. за каждые 50 км. Окончательная стоимость работ рассчитывается после изучения предоставленной документации и составления сметы.

**Окончательный срок исполнения рассчитывается в зависимости от наличия необходимой документации и условий производства работ.

Как мы работаем:

    Вопрос: Что из себя представляет техническая инвентаризация?

    Ответ: Данные работы представляют из себя обследование и натурный обмер объектов недвижимости с целью определения их габаритов и технических характеристик, таких как общая площадь, площадь застройки, строительный объём, а также в процессе проведения технической инвентаризации производится оценка технического состояния конструктивных элементов зданий, помещений, сооружений, объектов незавершённого строительства.

    Вопрос: Что мы получаем в результате проведения технической инвентаризации?

    Ответ: В результате проведения технической инвентаризации мы получаем технический паспорт, технический отчёт или техническое описание на объект недвижимого имущества, в котором приведены основные сведения и технические характеристики объекта: год ввода в эксплуатацию, площадь, объём и др.

    Вопрос: Как часто необходимо проводить техническую инвентаризацию?

    Ответ: В настоящее время целесообразно проводить техническую инвентаризацию не менее, чем раз в 5 лет.

    Вопрос: Кто уполномочен на проведение обмерных работ (техническую инвентаризацию)?

    Ответ: Проводить обмерные работы или техническую инвентаризацию для целей получения документов: технического паспорта или технического описания, предоставляемого в банк, газовую службу, администрацию, службу по лицензированию алкогольного рынка и т.д., в настоящее время, уполномочен квалифицированный кадастровый инженер.

    Вопрос: Что требуется для проведения технической инвентаризации?

    Ответ: Для проведения технической инвентаризации требуются: исходные технические и правоустанавливающие документы, а также доступ на объект.

Процедура проведения

Техническая инвентаризация выполняется в несколько этапов:

  1. Сбор исходной документации. Список необходимых документов зависит от типа технической инвентаризации. При первичной инвентаризации требуется проектная документация, кадастровые паспорта.
  2. Обмер объекта инженером-инвентаризатором. Используя (при наличии) исполнительные чертежи, а для исключения ошибок и неточностей самостоятельно подготовленные схематичные планы - абрисы, инженер осуществляет обмеры объекта по правилам технической инвентаризации.
  3. Изготовление документов. Составляется технический паспорт объекта, а также другие сопутствующие документы. Конкретный состав пакета документов зависит от типа объекта недвижимости.

Виды технической инвентаризации

Техническая инвентаризация может быть следующих видов:

  1. Первичная. Проводится при реконструкции или строительстве объекта недвижимости. Характеристики объекта вносятся в технический паспорт, являющийся результатом выполненных работ. В ходе первичной технической инвентаризации дополнительно подготавливается справка ТЭП, необходимая при получении разрешения на введение объекта в эксплуатацию.
  2. Плановая. Такие работы проводятся с определённой периодичностью. Обычно плановая техническая инвентаризация выполняется 1 раз в 5 лет. Не позднее этого срока контролирующие органы, которые отвечают за выдачу и продление лицензий, высылают требование предоставить технический паспорт объекта.
  3. Внеплановая. Всегда проводится при произведённых изменениях объекта недвижимости, чаще всего это перепланировка объекта.

Кто выполняет

Ранее данный вид работ подлежал аккредитации, которая в настоящий момент отменена.

Наименование организаций, имеющих право проводить техническую инвентаризацию:

  1. Бюро технической инвентаризации (БТИ). До 2013 года имело монополию на проведение работ по инвентаризации. Отличием данного бюро является низкая ориентированность на клиента, длительный срок выполнения работ и их невысокое качество.
  2. С 2013 года появилась альтернатива в виде возможности обращения в компании, которые дорожат репутацией и ценят клиентов. Принцип работы таких организаций схож с БТИ, однако для клиентов создаются максимально комфортные условия.

Так, наши инженеры готовы подробно объяснить принципы проведения технической инвентаризации, обсудить условия договора и скорректировать их согласно пожеланиям конкретного заказчика. Помимо этого, мы оказываем услуги по сопровождению получения документов в БТИ / АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

С изменениями и дополнениями от:

10 сентября 2004 г., 19 марта 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 апреля 2009 г., 21 августа 2010 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:

а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;

в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;

д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

6. Техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.

Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.

Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).

8. Первичный государственный технический учет многоквартирных домов, объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация, осуществляется по выбору заявителя:

по результатам первичной технической инвентаризации;

без проведения первичной технической инвентаризации.

В целях осуществления первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, поэтажный план многоквартирного дома с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой многоквартирный дом.

При осуществлении первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., одновременно осуществляется первичный государственный технический учет расположенных в нем помещений.

В целях осуществления первичного государственного технического учета индивидуального жилого дома, построенного после 1 марта 2008 г., на который имеется проектная документация, без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются поэтажный план объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений, ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка и описание конструктивных решений объекта капитального строительства, включающее материал наружных стен, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке текстовой и графической частей соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства (без расположенных в нем помещений), не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемый в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства, не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, поэтажный план объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В результате осуществления первичного государственного технического учета указанных в настоящем пункте объектов капитального строительства и помещений организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта соответствующих объектов капитального строительства и помещений.

На территориях субъектов Российской Федерации, в которых введены в действие правила ведения Единого государственного реестра, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях осуществления без проведения первичной технической инвентаризации первичного государственного технического учета объектов капитального строительства, указанных в настоящем пункте, а также помещений, расположенных в них, оформляются технические паспорта на основании сведений, содержащихся в документах, представленных заинтересованным лицом в соответствии с настоящим пунктом.

9. Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

10. Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

11. На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр. Реестр ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, используются сведения на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

12. Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.

13. Технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам капитального строительства, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

14. Дела и документы архивных фондов не могут быть объектом сделок, в том числе сделок купли-продажи, за исключением случаев, указанных в федеральных законах.

15. Организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах капитального строительства, техническую инвентаризацию которых они осуществляют. Должностные лица указанных организаций несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за обеспечение сохранности конфиденциальной информации.

16. Сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам):

а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);

б) наследников по закону или по завещанию;

в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам);

г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах капитального строительства, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований);

д) налоговых органов (об объектах капитального строительства, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения);

е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);

ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

з) иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации.

17. Сведения (документы) об объектах капитального строительства предоставляются организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, проводившей техническую инвентаризацию соответствующего объекта, в течение месяца с даты получения заявления (запроса), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Сведения (документы) об объектах капитального строительства, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, предоставляются по заявлению любого из собственников.

18. Подлинники учетно-технической и иной документации, хранящиеся в архивных фондах, не выдаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Похожие публикации