Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Норма налоговой нагрузки по отраслям. Формула расчёта налоговой нагрузки. Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка - один из оценочных критериев для ИФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. Рассчитать этот показатель можно самостоятельно. Расскажем, что такое налоговая нагрузка, какими нормативными актами она регламентирована, кому может понадобиться данный показатель, а также рассмотрим порядок расчета и допустимый уровень нагрузки на налогоплательщика.

Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

  • По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

  • По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

  • По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

  • Для ИП:

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

  • Для УСН:

ННусн = Нусн / Дусн,

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

  • Для ЕСХН:

ННесхн = Несхн / Десхн,

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

  • Для ОСНО:

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

Итоги

Налоговая нагрузка - показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

Лидирующими факторами, сдерживающими текущее развитие компаний, по-прежнему остаются: неопределенность экономической ситуации (4,0 балла из 5,0), высокий уровень налогообложения (4,0 балла).

Половина предпринимателей (51%) сообщает, что за последний год При этом об увеличении нагрузки в большей степени говорят представители крупного бизнеса (57% представителей крупного бизнеса по сравнению с 53% представителями среднего бизнеса и 48% малого).

Согласитесь, ситуация настораживающая. Поэтому мы попросили экспертов компании «Правовест Аудит» прокомментировать полученные данные.

С ростом налоговой нагрузки не все однозначно?

Предприниматели, зачастую, под ростом налогов понимают изменение технологий налогового администрирования. Контролёры научились выявлять «серые» схемы. И вот запрет на такую схемотехнику, по принципу «приоритет формы над содержанием», для предпринимателей оборачивается «ужесточением контроля и дополнительным давлением».

При этом ставки НДС, налога на прибыль и НДФЛ в 2018 году не менялись.

Рассмотрим классический пример того, как появляются налоговые проблемы. Партнёры создают новую компанию. Кто—то отвечает в компании за сбыт, кто-то — за производство, кто-то предоставил актив. Никто не задумывается о структурировании функций на стадии становления. Но бизнес расширяется. Открываются новые розничные точки. Под новые точки регистрируются новые компании исключительно в целях сохранения права на УСН.

Однако система управления не меняется растущим бизнесом. Тот, кто отвечал за сбыт, за этот сбыт и продолжает отвечать. Правда, теперь уже в рамках двух и более компаний. Коллектив работает как единый организм. И когда бизнес вырастет настолько, что управлять им в ручном режиме сложно, появляется параллельная «управленческая» структура, для которой приходится выстраивать параллельные взаимосвязи и документооборот.

И вот жизнедеятельность такой управленческой структуры порождает налоговые риски и обвинения в незаконном дроблении бизнеса, на которое еще несколько лет назад налоговики могли не обращать внимания из-за сложности судебных разбирательств.

Налоговых проблем можно избежать, если заранее продумывать юридическую структуру на вырост и регулярно проводить налоговое планирование.

Налоговая статистика для понимания ситуации

Оценивая эффективность работы Федеральной налоговой службы, связанной с выявлением фактов уклонения от уплаты налогов, необходимо отметить следующее.

Большая доля доначислений (84%) пришлась на выездные налоговые проверки (общее количество — 20 162 проверки), средняя результативность около 11 млн. рублей (без учета пени и штрафов) по итогам 2017 года.

Минимум — 16,5 млн. руб., а в среднем — 55 млн. руб. — такие суммы доначислений по итогам 2017 года по Москве и Санкт-Петербургу.

Детальная статистика в статье — «Налоговый контроль в цифрах и перспективах 2018 года »

В чем усиление налогового контроля?

За последние три года практически весь бизнес ощутил действенные меры государства по повышению собираемости налогов. Это автоматизированная система контроля АСК НДС, онлайн—кассы, маркировка некоторых групп товаров и т.д. Помимо жизненной необходимости, наполнить бюджет страны, государство объясняет ужесточение собираемости борьбой с недобросовестной конкуренцией со стороны предпринимателей, демпингующих на рынке за счёт неуплаты налогов и получающей выигрыш на фоне предпринимателей, ведущих прозрачный бизнес. Все эти меры успешно реализует ФНС, рапортуя о росте поступлений в бюджет.

Одни и те же меры по ужесточению контроля за бизнесом по—разному отражаются на бизнесе разных масштабов. Что плохо «Ашану», то малому предпринимателю — смерть.

Налоговый прессинг растёт. Причем это не только увеличение налоговой нагрузки, но и бесконечные истребования пояснений и документов в рамках камеральных проверок. Хотя уже третий год подряд снижается количество выездных налоговых проверок, суммы доначислений по результатам их проведения растут более чем на 30% ежегодно. Благодаря тому, что налоговая служба более тщательно проводит предпроверочный анализ, используя риск—ориентированный подход. Если выездная налоговая проверка началась, то доначислениями она заканчивается в 98,5% случаев!

Cтремительные и весьма кардинальные изменения в фискальной сфере не могли не отразиться на бизнес—среде. Собственники бизнеса опасаются личных имущественных рисков, помимо существенных налоговых рисков, в виде колоссальных сумм доначислений. Это связано с тем, что примеров на практике предостаточно, когда собственник / руководитель расплачиваются из личного кармана по налоговым долгам компании (субсидиарная ответственность).

Возросло количество уголовных дел против предпринимателей за последние 2 года. При этом в 2017 году добились послабления меры наказания только 44 бизнесмена (из сообщения Бориса Титова — уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ).

Полагаем, что в такой ситуации нужно работать на опережение: самостоятельно (до налогового органа) выявлять возможные зоны налогового риска и своевременно исключать опасность претензий со стороны инспекции. Это можно сделать силами системы внутреннего контроля компании, но как показывает жизнь, более эффективно, привлечение профессионалов, которые комплексно «продиагностируют налоговое здоровье» компании и помогут миновать налоговые риски, будут рядом при возникновении претензий со стороны контролирующего органа и помогут отстоять интересы компании. Без эффективных превентивных мер для налоговой безопасности и развития бизнеса сегодня не обойтись.

Эксперты компании «Правовест Аудит»

Выездная проверка ФНС – не самая приятная процедура, в первую очередь для плательщиков. Одним из главных критериев для её проведения является нагрузка по налогу, на которую ориентируются налоговики, чтобы сделать вывод о необходимости контроля. Как рассчитывается и какова налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году можно узнать из этой статьи.

Налоговая нагрузка – это средний отраслевой коэффициент для оценки финансовой стабильности компании. Она бывает двух видов и может выражаться как:

  • Абсолютная величина, которая является обременением из-за уплаты налогов на прибыль.
  • Относительная величина, исчисляемая в процентах, и отражающая, сколько из выручки компания выделит на налоговые платежи долги по ним.

Для того чтобы оценить платёжеспособность какого-либо юридического лица, необходимо провести исследование и использовать около 80 разнообразных признаков. Но среднеотраслевая налоговая нагрузка является одним из основных видов, поэтому на неё стоит обратить особое внимание.

Важно, чтобы нагрузка была меньше допустимого значения, потому что чем она больше, тем ниже рентабельность проверяемой компании. Информация для помощи налоговикам, на которую стоит ориентироваться и владельцам организаций, выдаётся ФНС. Она находится в отчетах в виде таблиц со среднеотраслевыми коэффициентами, разделенными по видам деятельности, на сайте .

Экономический уровень окажет влияние на базу, которая будет использована в расчётах. А также при изучении параметров налоговой нагрузки смотрят на эффективную налоговую ставку.

Экономические уровни

Ранее было сказано, что расчет налоговой нагрузки зависит от видов экономических уровней. Среди них:

  • Макроэкономика, опирающаяся на изучение государственной экономики в глобальном значении.
  • Мезоэкономика - анализирует более мелкие подсистемы, будь то территориальные или отраслевые.
  • Микроэкономика, занимающаяся работой с отдельными единицами - от предприятий до физических лиц.

Тогда налоговая нагрузка будет представлять собой данные для:

  1. Исследования экономики страны и составления прогноза. Государственные структуры, в первую очередь Министерство Финансов, могут на основе полученной информации планировать работу на будущее.
  2. Оценки необходимости улучшений в налоговой системе и внесении предложений на эту тему в правительство.
  3. Планирования проверок.
  4. Оценки рисков в финансово-кредитных организациях.
  5. Анализа результатов работы и прогнозирования её развития – важно всем налогоплательщикам для снижения риска проверок.

Последним особенно необходимо обращать внимание на эти показатели, потому что вовремя обнаруженные и исправленные недочеты, а также анализ ситуации целиком, помогут плательщикам:

  • Оптимизировать свою работу в существующей системе налогообложения, чтобы суммы выплат снизились.
  • Выбрать другую при возможности.

Федеральная Налоговая служба гарантирует, что если параметры компания будет держать в норме, то это поможет ей:

  • Избежать включения в план контроля.
  • Получить послабления и содействие при решении мелких вопросов, связанных с их службой.

Чтобы разобраться с налоговой нагрузкой, помимо расчётов не будет лишним ознакомиться с нормативно-правовыми актами, связанными с этой тематикой:

  1. Приказ ФНС России о концепции, по которой происходит планирование проверок. Чтобы ежегодно оценивать свою налоговую нагрузку правильно, до 5 мая на сайте ФНС выкладываются показатели по отраслям.
  2. Письмо ФНС о том, как работает комиссия, которая оценивает верность расчетов, здесь же и формулы.
  3. В этом приказе есть перечень всех признаков, на основе оценки которых оценивается необходимость проверки. Помимо налоговой нагрузки основных ещё 11, на них обращают особое внимание. А и – прямые значения и сравнительные показатели, которые также пригодятся в оценке. Последние особенно важны для ИП.

Перед сравнением уровня налоговой нагрузки с существующими значениями, необходимо правильно его посчитать. Расчет налоговой нагрузки в 2019 году производится с помощью формулы, которая выглядит как соотношение всех налогов за год к сумме выручки (по Росстату), умноженное на 100%.

А также можно воспользоваться калькуляторами онлайн для расчета налоговой нагрузки, к примеру, этим или этим . Однако лучше научиться пользоваться формулой, чтобы перепроверять вычисления при любой необходимости и на случай, если калькулятор окажется не эффективным.

Коэффициенты для проверки данных в 2018

Число в результате расчетов не должно оказаться меньше, чем установленный коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности. За 2017 год они таковы:

  • Разведение животных и растений, охота, услуги подобного характера — 3,5%.
  • Разведение лесной растительности и заготовки из дерева — 7,5%.
  • Ловля и разведение рыб — 7,9%.
  • Добыча полезных ископаемых, исключая используемые для топлива и энергетической сферы — 18,8%.
  • Производство пищи, напитков, табачной продукции — 28,2%.
  • Изготовление одежды и прочего текстиля — 8,1%.
  • Создание продукции из кожи и самого материала для них — 7,9%.
  • Обработка дерева в соломку, пробку и другие материалы для изделий, исключая мебель — 2,0%.
  • Изготовление изделий из бумаги и её самой — 4,4%.
  • Полиграфия — 9,2%.
  • Разработка нефтепродуктов и каменноугольного кокса — 5,1%.
  • Изготовление химической продукции — 1,9%.
  • Создание лекарств и материалов для медицинской сферы — 6,9%.
  • Производство пластмассы, резины и предметов из них — 6,3%.
  • Создание продукции из стекла, керамики и т. д., а также их самих — 8,9%.
  • Металлургия и изделия из металла, исключая машины и оборудование — 4,4%. Для последних нагрузка в два раза больше — 8,8%.
  • Производство компьютеров, электроники и устройств по типу фотоаппарата, микроскопа и т. д. - 12,5%.
  • Создание электрического оборудования — 6,7%.
  • Изготовление автомобилей, прицепов — 5,1%.
  • Конструирование остального оборудования и транспорта — 4,7%.
  • Производство, передача и распределение электроэнергии — 8,1%.
  • Такая же работа, только с газом — 1,3%.
  • Использование в тех же целях горячей воды и её пара, а также очистка воздуха — 6,5%.
  • Услуги в строительной сфере — 10,2%.
  • Любая торговля автотранспортными средствами, мотоциклами, их ремонт — 2,7%.
  • Оптовая реализация товара, кроме автотранспортных средств и мотоциклов — 3,1%.
  • Те же условия, что и в предыдущем пункте, только с розницей — 3,6%.
  • Работа транспорта на железной дороге — 8,5%.
  • Транспортировка сырья по трубам — 4,5%.
  • Водная транспортировка — 9,3%.
  • Сделки по недвижимости — 21,3%.
  • Почта и курьеры — 14,4%.

Если направление деятельности у плательщика связано с описанными выше тематиками не напрямую, а косвенно, то для подобных случаев также есть средние данные по видам для контроля:

  • Всё, что связано с сельским и лесным хозяйством, охотой и рыбной ловлей — 4,3%.
  • Разработка месторождений — 36,7%.
  • Также добыча, только ископаемых для топлива или энергии — 45,4%.
  • Обработка чего-либо — 8,2%.
  • Компании, деятельность которых сопряжена с изготовлением электроники, компьютеров, фотоаппаратов и т. д. - 12,5%.
  • Всё, связанное с кондиционированием воздуха, а также обеспечением газом, водой, электричеством — 6,8%.
  • Снабжение водой и её отведение, любая утилизация отходов, чистка — 8,4%.
  • Торговля, ремонт авто и мототранспорта — 3,2%.
  • Хранение и транспортировка товара — 6,8%.
  • Гостиницы и общепит — 9,5%.
  • Всё, связанное со связью и передачей информации — 16,4%.

В случае когда и такая классификация не помогает, используется ещё одно значение. Оно меняется вместе с прочими и относится ко всем остальным отраслям, не упоминаемым в таблице. Для 2017 этот показатель составил 10,8%.

Для 2018 коэффициенты появятся до 5 мая 2019. А также в ежегодном документе есть справки о том, что изменилось с прошлого года, а также данные для контроля фискальной нагрузки по страховым взносам. Таблицы обычно находятся на сайте ФНС, но их можно скачать и по ссылке .

Детали и исправление ошибок

Чтобы правильно проанализировать данные о финансовой стабильности в своей организации в 2019, необходимо также обращать внимание на такие моменты:

  1. Показатели для производства считаются низкими от 3% и меньше, а для юридических лиц из сферы торговли - от 1% и меньше.
  2. Величина доли вычетов по НДС в налоге из базы не должна оказаться выше 89%. Рассчитывается это значение как результат деления вычетов по НДС на начисления по НДС, помноженный на 100%.
  3. Проанализировать нужно отраслевые коэффициенты не только за 2017 год, но и их динамику с 2014, потому что налоговая может назначить проверку из-за слишком сильных отклонений. При расчетах за 2018 нужно будет учитывать и страховые взносы тоже.

Если недочеты найдёт сам плательщик, ему важно тщательно изучить, нет ли в документах ошибок и подготовить для ИФНС аргументацию получившихся значений нагрузки. К примеру:

  • Подтвердить погрешность в кодировке.
  • Представить доказательства трудностей с реализацией продукции или её изготовлением.
  • Инвестирование.
  • Создание отложенного товара в запас.
  • Экспорт.
  • Повышение цен поставщиками, из-за чего возросла стоимость производства и т. д.

Налоговая нагрузка – это основной индекс для анализа работы всех организаций, поэтому к нему стоит относиться с особой внимательностью, контролируя и сверяя с необходимыми нормами. Рассчитать налоговую нагрузку нетрудно, и это стоит того, чтобы исключить вероятность выездной налоговой проверки, которая может парализовать нормальную работу компании на продолжительное время.

Что такое налоговая нагрузка, как ее вычислить и какова ее роль в предпринимательской деятельности? Расскажем в нашей статье.

Коэффициент налоговой нагрузки: что это и как он рассчитывается

Налоговая нагрузка — это один из показателей финансовой стабильности компании. Налоговая нагрузка может быть абсолютной величиной — это точная цифра, обременение на уплату налогов. Также она может быть относительной — это процент средств, которые компания выделяет из своей выручки на погашение налогов. Чтобы вычислить относительную нагрузку, нужно сумму налогов компании за год разделить на сумму выручки за год. Именно относительный показатель использует ФНС, когда составляет план выездных проверок. Компании, чья налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой, рискуют оказаться в «списке подозреваемых».

Банки используют показатели налоговой нагрузки при анализе рисков. Само собой, налоговая нагрузка — не единственный критерий при проверке платежеспособности (есть ещё порядка 80 показателей), но важный. Большая налоговая нагрузка обычно означает, что у компании может быть низкая рентабельность. Для расчета этого коэффициента данные по выручке нужно взять из бухгалтерской отчетности (строка 2110), налоги за год — из налоговой отчетности.

Уровень налоговой нагрузки = сумма ваших налогов за год / выручка за год × 100 %

  • для государства или регионов;
  • по типам отраслей;
  • по группам предприятий, имеющих аналогичный с вами вид деятельности;
  • по конкретным хозсубъектам;
  • на одного человека.

В зависимости от уровня может меняться база расчётов: это может быть выручка с НДС или без него, доходы предприятия, затраты или прибыль, плановый доход/прибыль.

Коэффициент налоговой нагрузки и среднеотраслевой показатель

Коэффициент налоговой нагрузки зависит от типа экономической деятельности компании: для каждого типа индивидуально на уровне законов определено конкретное среднее значение. Может так получиться, что показатель КНН вашей компании ниже, чем средний по всей отрасли. Это не всегда хорошо: к вам могут нагрянуть налоговики. «Ниже среднего» означает, что существует вполне реальная возможность того, что вы платите налогов меньше других игроков отрасли. Или у вас ошибки в расчетах.

Чтобы узнать среднеотраслевое значение, ездить или звонить в налоговую не нужно — вся информация размещена на сайте ФНС, налоговики ее выкладывают ежегодно до 5 мая последующего года.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС

Нагрузку по налогу на прибыль можно определить исходя из данных налоговой декларации.

Нагрузка по налогу на прибыль = (весь исчисленный налог / (выручка + доходы от внереализационной деятельности)) × 100 %

Показатель менее 2-3 % означает, что ваша налоговая нагрузка низкая.

Нагрузка по НДС = (вычеты по НДС / начисленный НДС) × 100 %

Значения по вычетам и начисленному НДС надо взять за четыре предыдущих квартала. Нормальной считается сумма вычетов, не превышающая 89%.

Нагрузка по НДС = НДС / Налоговая база по внутреннему рынку ×100%

Налоговую базу по внутреннему рынку можно получить из суммы строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3 декларации по НДС. Для торговых компаний соотношение суммы НДС и налогооблагаемой базы должно быть больше 1%, для остальных — от 3%.

На сайте ФНС работает налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки . Им могут пользоваться организации на ОСНО. Сейчас с его помощью легко рассчитать свою налоговую нагрузку за период 2015-2017 годов и сравнить ее со среднеотраслевой. При расхождениях стоит заранее подготовить пояснения, чтобы предоставить их налоговикам по запросу.

Что изменилось в 2019 году

Показатели налоговой нагрузки за 2018 год, которые будут актуальны для назначения проверок в 2019, установлены в приложении №3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ в редакции от 24.05.2019. Свой показатель нагрузки установлен для каждого вида деятельности по ОКВЭД2. Но бывает, что компания не может найти свой вид деятельности в списке. Для такой ситуации ФНС предусмотрела особый порядок действий, описанный в письме от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806@ — для сравнения следует брать уровень налоговой нагрузки по РФ, а не по отрасли.

В нынешнем году налоговая имеет право проверить ваши данные за предыдущие три года, поэтому вам нужно тщательно сравнить текущие показатели нагрузки с прошлыми годами. Если есть сильное отклонение, то вас наверняка попросят объяснить причину или назначат проверку.

Хотите быстро рассчитывать и уплачивать налоги? Облачный веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет вести все необходимые операции через интернет. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.

Примерно 11% всей выручки российских компаний и ИП ушло в 2017 году в казну в виде налогов. Однако этот показатель налоговой нагрузки «средний по больнице» и не является маяком, на который все должны ориентироваться. Например, в сферах торговли, сельского хозяйства он составляет в среднем 4 %, в сферах информатизации и связи – порядка 16%, в производстве напитков и табачных изделий – около 30%. Почему так важно знать и контролировать показатель налоговой нагрузки предприятия? Как провести его анализ, не дожидаясь визита фискальных органов? Подробности в нашей статье.

Налоговая нагрузка – мерило в фискальной отрасли. Это главный показатель налоговой ответственности предприятия, именно налоговая нагрузка дает понимание, какой процент в вашей выручке составляют начисленные вами налоги.

В длинном списке причин повышенного внимания ФНС к предприятию или ИП приоритетной является именно низкая налоговая нагрузка. Если вы отстаете по показателю начисленных налогов от своих конкурентов и ваша налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого показателя, вас могут включить в план выездных налоговых проверок.

От 1,3 до 45,4% - разбег налоговой нагрузки по отраслям

Как узнать, сколько платят в среднем по отрасли? Для этого нужно ориентироваться на показатели налоговой нагрузки по видам деятельности за предыдущий год, которые выкладывает в открытый доступ ФНС. Разница в отраслевых показателях впечатляет: разбег составляет 44,1%. Низкие показатели налоговой нагрузки у сельского хозяйства, энергетиков, невысокие у транспортников, средние у строителей и общепита, выше среднего у производителей компьютеров, напитков, табака, связистов, «айтишников», наиболее высокие – в сфере добычи полезных ископаемых.

А вот как быть узким нишевым сферам, которые не попадают в обобщенный отраслевой список, и средняя цифра для которых не определена? Вот именно тогда нужно ориентироваться на среднероссийский показатель налоговой нагрузки за предыдущий год. В 2018 году при расчете нужно равняться на показатель 2017 года, составивший 10,8%. Именно его в письме от 22 августа 2018 года № ГД-3-1/5806 указала Федеральная налоговая служба РФ.

В ФНС летом 2018 года поступил письменный запрос о том, как высчитать налоговую нагрузку предприятию, занимающемуся санаторно-курортной деятельностью. Вопрос возник в связи с тем, что в федеральном перечне среднеотраслевых показателей налоговой нагрузки данной отрасли нет. В ответном письме ФНС указано, что сравнивать налоговую нагрузку санаторно-курортной организаций следует со средним уровнем налоговой нагрузки по Российской Федерации - ввиду отсутствия значений по отрасли, то есть с показателем 10,8%.

Как рассчитать совокупную налоговую нагрузку

Алгоритм расчета налоговой нагрузки совокупной таков: сумма налогов и сборов, начисленных по данным отчетности предприятия или ИП за календарный год, делится на годовой оборот предприятия или ИП по данным Росстата. Полученный показатель умножается на 100%.

Важный нюанс: для расчета берутся за год начисленные, а не уплаченные налоги. Часть уплаты может последовать в следующем году, соответственно, показатель налоговой нагрузки будет занижен, поэтому в расчет идет именно абсолютный показатель.

Данные о начисленных налогах берутся из налоговых деклараций. В расчет идут также налоги физлиц, которые организация или ИП начисляет как их налоговый агент (НДФЛ). При этом страховые взносы за работников в расчет не берутся, несмотря на то, что с 2017 года они отданы в зону ответственности налоговой службы. Также не берутся в расчет и взносы во все внебюджетные фонды, потому что они не включены в перечень налогов, регламентируемых налоговым кодексом.

Давайте рассмотрим пример расчета налоговой нагрузки:

ООО «Краски лета» занимается полиграфией. Налоговая нагрузка для этой отрасли за 2017 год равна 9,2%.

Выручка компании за год составила 50 млн руб. Налог на прибыль – 2,5 млн руб., НДС – 1,1 млн руб., налог на имущество – 1 млн руб., транспортный налог – 0,2 млн руб. Фактическая налоговая нагрузка компании равна 9,6% : (2,5 млн руб. + 1,1 млн руб. + 1 млн руб. + 0,2 млн руб.): 50 млн руб. х 100%). Налоговая нагрузка немного превышает среднеотраслевой показатель. Вывод: налогоплательщик может не волноваться за этот показатель, а значит - спать спокойно.

Налоговая нагрузка по видам налогов

  • По налогу на прибыль:

Налоговая нагрузка = Налог на прибыль / (доход от реализации + внереализационный доход)

  • По НДС (вариант 1):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

  • По НДС (вариант 2):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ + экспорт).

:

  • По НДФЛ

Налоговая нагрузка= НДФЛ по декларации / доход по декларации 3-НДФЛ.

  • По УСН:

Налоговая нагрузка = Налог по УСН / Доход по УСН.

  • По ЕСХН:

Налоговая нагрузка = Налог по ЕСХН / Доход по ЕСХН.

  • По ОСНО:

Налоговая нагрузка = НДС + Налог на прибыль/ выручка без НДС.

Все показатели умножаются на 100, так как исчисление ведется в процентах (%).

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

В знании налоговой нагрузки заинтересовано само государство в лице Министерства финансов и других структур, занимающихся планированием экономики страны. Ведь налоги – это не игрушка фискальных органов, а часть бюджета государства, на который живет и развивается страна.

Безусловно, все о налоговой нагрузке должны знать налоговые органы, являющиеся инструментом в руках государства. Для ФНС налоговая нагрузка – один из 12-ти показателей, на основе которых принимается решение о проведении или непроведении у налогоплательщика выездной проверки. Причем, этот показатель является первым в списке.

Однако в детальном понимании своей налоговой нагрузки заинтересованы, по нашему мнению, прежде всего сами налогоплательщики. Знание этого показателя и управлением им, во-первых, снижает риск налоговой проверки, во-вторых, дает возможность оценить состояние налоговой политики предприятия и состояние бизнеса в целом.

К тому же, ФНС сама призывает налогоплательщиков мониторить свою налоговую нагрузку. В случае удержания показателей налоговой нагрузки на среднеотраслевых, налоговики обещают высокую вероятность непопадания компании или ИП в список тех, к кому сотрудники ФНС прибудут лично, а также лояльное взаимодействие.

Как проанализировать налоговую нагрузку без незваных контролеров

Безошибочно рассчитать налоговую нагрузку поможет сервис СБИС. Аналитический блок пакета Расширенный проанализирует компанию по 12-ти критериям, главным из которых является величина налоговой нагрузки. Более того, сервис поможет провести анализ налоговой нагрузки предприятия, оценит выбранную систему налогообложения и финансовое положение предприятия в целом.

Как провести налоговый анализ компании в СБИС:

  1. В разделе «Анализ и контроль» нужно открыть отчет «Налоги», выбрать рейтинг компаний по объему уплаченных налогов.
  2. Выбрать нужную компанию.
  3. Выбрать вариант детализации отчета: по годам или по кварталам. Система сформирует отчет, который будет сопровожден инфографической информацией: графиками, диаграммами, таблицами, в которых содержатся нужные расчеты и выводы по ним.
  4. Если вам необходимо добавить отчетность к той, что уже загружена в систему, то это возможно. Необходимо загрузить новую отчетность, обновить отчет.

Также не забывайте, для того, чтобы наладить взаимодействие с налоговой, вам понадобится сервис СБИС Электронная отчетность и электронная подпись.

Подробнее о том, как управлять налоговой нагрузкой и снизить риск налоговой проверки с помощью СБИС, вам готовы рассказать

Похожие публикации