Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Как производится выплаты по осаго после дтп. Какой максимальный лимит? Каковы виды и размеры возмещения ущерба по осаго при дтп

В течение последних двух лет государство существенно реформировало обязательное автострахование. Изменились лимиты ответственности страховых компаний, правила осмотра поврежденного транспорта, срок рассмотрения заявления на возмещение ущерба и другие важные аспекты обязательного автострахования.

В этой статье приведена актуальная информация про выплаты по ОСАГО в 2018 году.

Страховой случай

От чего же защищает полис ОСАГО? Такая страховка нужна каждому автовладельцу на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других граждан в результате дорожной аварии. «Автогражданка» защищает личный бюджет виновника ДТП от финансовых претензий других водителей и пешеходов, пострадавших по его вине.

Максимальная выплата по ОСАГО в 2018 году на каждого потерпевшего составляет:

  • пятьсот тысяч рублей при причинении вреда здоровью либо жизни;
  • четыреста тысяч рублей при имущественном ущербе.

В последнем случае речь может идти как о повреждении автомобиля потерпевшего, так и о порче любого другого имущества. Например, если в результате дорожной аварии оказался повреждён забор, то его владелец вправе получить возмещение затрат на ремонт.

Предельная сумма страхового возмещения законом не оговорена, потому его размер по одному полису зависит от числа пострадавших граждан и количества повреждённого транспорта и прочего имущества. После массовых дорожно-транспортных происшествий убытки страховщиков достигают нескольких миллионов рублей.

Выплаты за вред имуществу (Европротокол)

Сравнительно новая для России практика Европротокола позволяет участникам аварии оформить происшествие без представителей власти. Однако упрощённое оформление ДТП возможно лишь при следующих условиях.

  1. Произошло столкновение двух транспортных средств без ущерба другому имуществу, без вреда жизни либо здоровью людей.
  2. Участники аварии пришли к соглашению по обстоятельствам ДТП, а также перечню видимых повреждений.
  3. Ущерб меньше пятидесяти тысяч рублей (c 1 июня 2018 года - меньше ста тысяч рублей).
  4. Ответственность обоих участников аварии застрахована в рамках ОСАГО.

При соблюдении приведённых условий водители заполняют и подписывают «Извещение о ДТП», а затем покидают место происшествия. Пострадавший в течение пяти рабочих дней обращается за возмещением в свою страховую компанию. При этом он не должен начинать ремонт до момента осмотра машины представителем страховщика, если собирается получить возмещение в денежной форме.

Для оформления выплаты по ОСАГО при ДТП по Европротоколу потребуются:

  • заявление на выплату;
  • оригинал полиса ОСАГО (не требуется при использовании электронной страховки);
  • гражданский паспорт владельца авто;
  • копия водительского удостоверения того, кто управлял машиной на момент аварии;
  • заполненное «Извещение о ДТП»;
  • письменные свидетельские показания (при наличии);
  • банковские реквизиты владельца авто (по желанию);
  • свидетельство о регистрации ТС или его паспорт;
  • компакт-диск или флэш-карта с фото- и видеосъемкой места аварии и поврежденного транспорта (при наличии).

Если за возмещением обращается не собственник, а другой человек, потребуется его гражданский паспорт и нотариальная доверенность от владельца авто. Без доверенности менеджеры откажут заявителю в приёме документов.

Обязанности виновника аварии

После оформления дорожного происшествия по Европротоколу виновник аварии обязан направить своему страховщику заполненный экземпляр «Извещения о ДТП», иначе страховая компания вправе требовать возврата денег, выплаченных пострадавшему или потраченных на ремонт его имущества.

Кроме того, виновник дорожного происшествия может начинать ремонт или утилизацию своей машины только через пятнадцать рабочих дней с момента аварии. Ремонт или уничтожение транспортного средства раньше этого срока опять же даёт страховщику право требовать возврата денег. Это правило не действует, если менеджеры страховой компании дали письменное согласие на ремонт/утилизацию автомобиля.

Страховые выплаты по ОСАГО без Европротокола

Если в результате ДТП повреждено больше двух единиц транспорта, причинён ущерб другому имуществу или есть пострадавшие, происшествие оформляется с участием сотрудников полиции. При этом в зависимости от обстоятельств аварии диспетчер полиции может дать участникам ДТП указание следовать до ближайшего поста или отдела ГИБДД либо дожидаться прибытия экипажа ДПС.

В любом случае участнику происшествия необходимо сфотографировать или снять на видео место ДТП, положение транспортных средств и имеющиеся повреждения. Съемку места аварии нужно проводить с четырёх сторон, повреждения лучше взять крупным планом. Наличие таких доказательств неоценимо поможет при возникновении спора о степени вины водителей.

Для получения возмещения владельцу повреждённого имущества потребуются перечисленные ранее документы, а также «Справка о ДТП» и «Постановление по делу об административном правонарушении». Последний документ подтверждает виновность в ДТП одного из водителей, без этой бумаги менеджеры отдела урегулирования убытков не имеют правовых оснований для возмещения ущерба.

Проверка размера выплаты

Размер возмещения при ущербе транспорту определяется на основании отчёта независимого эксперта. Эти специалисты используют при расчёте размера ущерба методики и справочники Российского Союза Автостраховщиков. Справочники находятся в свободном доступе на сайте союза, поэтому любой желающий может проверить справедливость расчёта.

Для такой проверки потребуется информация о номерах деталей, количестве нормо-часов ремонтных работ и используемых в процессе ремонта материалах. Эти сведения есть в отчёте независимого эксперта, копию которого страховая компания обязана выдать по письменному запросу потерпевшего.

Выплата за вред здоровью или жизни

На возмещение ущерба по факту вреда здоровью или жизни имеют право все участники дорожной аварии, кроме водителя-виновника. Для обращения за выплатой требуются уже упомянутые документы, включая справки и постановления органов власти. Кроме того, нужны медицинские справки, подтверждающие характер и тяжесть полученных травм.

Размер возмещения за вред здоровью рассчитывается на основании специальной таблицы (Постановление Правительства РФ № 1164 от 15 ноября 2012 года). За каждую возможную травму пострадавшему полагается определённый процент от страховой суммы, которая составляет пятьсот тысяч рублей.

Также подлежат возмещению дополнительные расходы на лечение и утраченный заработок, но только если они документально подтверждены и превысили размер возмещения по таблице выплат. В подобном случае пострадавшему выплачивают разницу между ранее произведённой выплатой и дополнительными расходами.

Срок выплаты по «автогражданке»

Срок выплаты по полису ОСАГО или выдачи направления на СТОА, как и срок направления заявителю письменного отказа, составляет двадцать рабочих дней. Он исчисляется с момента получения страховщиком заявления на возмещение ущерба и всех необходимых документов.

При нарушении указанного срока страховая компания обязана выплатить заявителю неустойку. Один процент в день от размера ущерба, если случай признан страховым, и полпроцента в день от размера ущерба, если нарушен срок направления отказа в возмещении ущерба.

Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).

Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.

Новые правила ОСАГО: на кого распространяются?

Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.

Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.

В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.

В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.

Ремонт по ОСАГО вместо денег — нововведение в законодательстве №1

Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.

Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.

На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:

  • Авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • Для ремонта поврежденного автомобиля потребуется сумма более 400 000 руб.;
  • Ущерб нанесен имущественному объекту, который к автомобилю не относится;
  • Страховка получена автовладельцем в рамках международных страховых систем;
  • Страховая компания не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства (в рамках договора страхования) по ремонту поврежденного при ДТП авто способом, иным, чем выплата денежной компенсации;
  • Конкретная авария была оформлена без участия сотрудников полиции, что возможно в случае, когда ущерб не превышает 100 000 руб. Однако сумма, в которую обойдется ремонт авто, превышает вышеуказанную и потерпевший отказывается доплачивать собственные средства;
  • Автовладелец является инвалидом I-ой или II-ой группы и подает заявление, в котором просит выплатить за ремонт денежную компенсацию.

Кто может ездить без полиса — изменение ОСАГО №2

Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).

Неустойка за несоблюдение сроков ремонта — изменение ОСАГО №3

Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.

В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.

Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.

Возмещение за эвакуацию автомобиля — изменение ОСАГО №4

Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.

Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).

Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5

Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.

Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:

  • ДТП, которые произошли в случае умысла виновника;
  • Виновник в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного либо другого вида опьянения и это подтверждено документально;
  • Участник ДТП, признанный виновником, не имел права управлять ТС;
  • Водитель, признанный виновником аварии, не внесен в страховой полис собственника автомобиля;
  • Виновник скрылся с места аварии;
  • ДТП случилось во временной период, который не предусмотрен страховым полисом;
  • В страховую не поступили документы о случившемся ДТП в установленный законом 5-дневный срок;
  • Виновная сторона уже приступила к ремонту/утилизации ТС;
  • В момент дорожного происшествия действие талона ТО (диагностической карты) закончилось;
  • В момент заключения договора страхования в электронном виде, страхователь предоставил недостоверную информацию страховщику, что привело к безосновательному уменьшению суммы страхового возмещения.

Новые лимиты по Европротоколу — изменение ОСАГО №6

Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.

Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7

Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:

  • 400 000 руб. – для авто и прочего имущества;
  • 500 000 руб. – для страхования здоровья и жизни.

Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.

Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.

К примеру, у автомобиля, которому 3 года, в результате ДТП был поврежден бампер. Эта деталь не подлежит ремонту и требуется ее замена. В подобном случае страховая компания выплатит пострадавшей стороне лишь часть стоимости бампера, а разницу он будет доплачивать самостоятельно. При этом бампер стоит, как новый, однако страховая оценивает его, как трехлетний.

Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.

Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.

В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.

Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.

Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.

Электронные полисы — изменение ОСАГО №8

Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников .

Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.

Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.

Выбор СТО (станции технического обслуживания) — изменение ОСАГО №9

Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).

По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:

  • Название и местоположение;
  • Марки и год выпуска авто, обслуживаемых и ремонтируемых на данном СТО;
  • Ориентировочные сроки на проведения ремонтных работ разного вида.

Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.

Требования к автосервисам

СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:

  • Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней;
  • Удаленность СТО от места аварии/хранения авто не должно превышать 50 км. При этом пострадавшая сторона имеет право самостоятельно выбирать от какого места рассчитывать это расстояние (от места аварии либо от места жительства). Обратите внимание, что этот пункт не принимается в учет, если страховщик организует (а значит и оплачивает) транспортировку своего авто до сервиса, который удален на расстояние более 50-ти километров;
  • Сохранение гарантийных обязательств на те авто, возраст которых не превышает 2 года, поскольку эти авто следует ремонтировать лишь у официальных дилеров конкретной марки.

В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:

  1. Владелец авто может согласиться на проведение восстановительного ремонта на одной из тех станций, с которыми страховая имеет действующий договор. К примеру, водитель может согласиться на добровольное прекращение гарантии выполнить восстановительный ремонт не в сервисе официального дилера;
  2. Водитель имеет право получить компенсацию в денежной форме. Здесь важно понимать, что сумма страхового возмещения окажется меньше, поскольку расчета выплаты осуществляется с учетом износа деталей и запчастей.

Коэффициент «бонус – малус» без полиса — изменение ОСАГО №10

Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.

Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).

В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ. В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию. По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.

Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).

В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.

Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками — изменение ОСАГО №11

Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.

Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.

Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.

Кто не получит выплату за аварию — изменения №12

Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.

В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.

Каждый пострадавший в ДТП гражданин вправе рассчитывать на компенсацию понесённых потерь. Затем и существует обязательное страхование автогражданской ответственности. Однако даже этот закон защищает пострадавших отнюдь не во всех ситуациях.

Страховой случай

Закон гласит, что страховыми событиями по ОСАГО являются случаи, когда вследствие эксплуатации транспорта был причинён имущественный ущерб или вред здоровью либо жизни человека.

Можно рассчитывать на выплату, если водитель причинил вред чужому здоровью, а равно жизни другого человека в процессе эксплуатации транспорта. Повреждение чужого имущества также является страховым событием.

Однако мало кто знает, что ОСАГО покрывает любой имущественный ущерб, а не только повреждение транспорта. В числе прочего к страховым событиям относятся происшествия, в результате которых повреждены:

  • Дом или другие строения.
  • Забор либо ограда.
  • Объекты дорожной инфраструктуры.
  • Личные вещи граждан.

Также имущественным ущербом считаются случаи причинения вреда домашним, сельскохозяйственным либо диким животным. При этом хозяин сбитого животного получит выплату, только если виновником происшествия будет признан водитель.

Кто виноват?

Возмещение ущерба в рамках договора ОСАГО возможно, если установлен виновник происшествия. Естественно, у него непременно должна быть действующая страховка, иначе потерпевший останется без страхового возмещения.

Ответственность за аварию может быть возложена на водителя исключительно государственными органами, в частности судом или дорожной полицией. Решение органа власти непременно оформляется в документальном виде.

Если виновник происшествия признает, что спровоцировал аварию, то допускается оформление документов без участия инспектора дорожной полиции. Для урегулирования убытка без справок необходимо соблюсти ряд дополнительных требований.

Когда платит РСА?

Объединение отечественных автостраховщиков занимается регулированием отношений между страховыми компаниями в рамках системы ОСАГО. В ведении специалистов РСА находится фонд компенсационных выплат. Именно из него берут деньги для возмещения ущерба по обязательствам страховых компаний, лишенных лицензии.

Если страховщик вот-вот обанкротится или у него отняли лицензию, РСА возмещает имущественный ущерб, причинённый клиентом такой компании. Кроме того, союз автостраховщиков обязан возмещать вред здоровью либо жизни пострадавшего в аварии, когда:

  • Происшествие спровоцировал неустановленный водитель.
  • Виновник аварии не имеет действительного полиса ОСАГО.

При этом максимальная величина компенсации установлена в пределах действующих страховых сумм. То есть итоговая выплата каждому потерпевшему ограничена следующими значениями:

  • Полмиллиона рублей – вред жизни или здоровью.
  • Четыреста тысяч рублей – имущественный ущерб.

Таким образом, можно получить возмещение даже после отзыва лицензии страховой компании виновника.

Вред здоровью возмещается в любом случае, в частности когда авария спровоцирована неустановленным лицом.

Дополнительные расходы

Потерпевшие вправе получить возмещение косвенных расходов, связанных со страховым событием. В частности, страховщик обязан компенсировать транспортные расходы потерпевшего, если поврежден не транспорт, а какое-либо иное имущество.

К таким расходам относится оплата доставки на место проведения восстановительных работ и обратно повреждённого имущества и бригады ремонтников. Также страховая компания обязана оплатить доставку запчастей и материалов, необходимых для ремонта.

Если же поврежден транспорт, его собственник может рассчитывать на оплату эвакуатора и стоянки. Однако желательно заранее согласовывать такие расходы со страховщиком, иначе их вряд ли компенсируют в добровольном порядке.

При наличии пострадавших страховщик обязан возместить расходы на их доставку в медицинское учреждение. Естественно, при этом могут потребоваться доказательства обоснованности таких затрат.

Когда точно откажут?

Страховщики почти всегда обязаны платить, ведь они практически не имеют оснований для отказа. Однако в ряде случаев потерпевшему всё же могут обоснованно отказать в выплате. Страховая компания точно не возместит ущерб, причинённый при наличии следующих обстоятельств.

  • Воздействие радиации, радиоактивное заражение, а равно ядерный взрыв.
  • Военные действия, войсковые манёвры, учения и иные мероприятия.
  • Народные волнения, а равно гражданская война.
  • Воздействие непреодолимой силы.
  • Умысел потерпевшего.
  • Забастовка.

Кроме того, страховщик откажет в возмещении, если ущерб причинён вследствие использования транспорта в испытаниях либо соревнованиях, а равно при обучении вождению на специализированных полигонах.

Вне зависимости от обстоятельств происшествия не возмещается упущенная выгода и моральный вред. Наряду с этим не подлежит возмещению ущерб транспорту виновника аварии либо прицепу к нему, а равно дополнительному оборудованию.

Также страховщик непременно откажется оплачивать за водителя-виновника:

  • Убытки предприятию в результате вреда его работнику.
  • Ущерб вследствие работ по погрузке или разгрузке.
  • Повреждение по вине водителя перевозимого им груза.
  • Загрязнение окружающей среды.

Отдельного внимания заслуживают случаи причинения ущерба, подпадающие под действие других обязательных видов страхования.

Потерпевшему откажут в выплате по «автогражданке», если полученный ущерб подлежит возмещению в рамках иной обязательной страховки.

В частности, это правило действует, когда вред причинён следующим категориям лиц:

  • Пассажиры общественного транспорта, включая автомобильный.
  • Работники предприятий в процессе исполнения трудовых обязанностей.
  • Любой человек вследствие воздействия перевозимого груза.

В конце следует отметить, что страховщик гарантированно откажет в оплате ущерба вследствие повреждения следующего имущества:

  • Антиквариат или уникальные предметы.
  • Исторические памятники, включая сооружения и здания.
  • Изделия из драгметаллов, полудрагоценных либо драгоценных камней.
  • Ценные бумаги, а равно наличные деньги.
  • Предметы религиозной направленности.
  • Произведения искусства, научные труды, литература.
  • Объекты интеллектуальной собственности.

Страховщики не могут отказать в выплате по причинам, отличным от вышеизложенных. Если страховая компания решится нарушить закон, следует направить страховщику досудебную претензию. Лишь после этого собственник машины получает право подать судебный иск.

ДТП на дороге – источник неприятностей не только в тот день, когда это случилось, но и в связи с возможными последствиями. Одним из таких последствий может быть затянувшийся процесс выплаты страховой суммы пострадавшей стороне.

Выплата страховки после ДТП

С 28 апреля 2017 года действуют поправки в Закон об ОСАГО, предусматривающие, что возмещение автомобилистам, пострадавшим в ДТП будет производиться в основном в виде выполнения ремонтно-восстановительных работ, оплачиваемых сервисному центру непосредственно страховой компанией. Но страховые выплаты в денежной форме всё ещё осталась, хотя их стало меньше.

Подробнее об изменение закона об ОСАГО и новых правилах выплат страховок читайте .

Дело в том, что новый порядок возмещения действует только по вновь заключённым договорам страхования, и насколько он эффективен, станет ясно не ранее второй половины 2018 года. По старым договорам страхования действует прежний порядок компенсации. Кроме того, по соглашению со страховой компанией денежная форма компенсации осталась и в новой редакции закона. В том числе в случаях, когда квалифицированного автосервиса нет поблизости: не более 50 км от места проживания пострадавшего или места аварии. То есть новшества в Закон не очень применимы к тем, кто проживает в глубинке. Недаром новую редакцию уже окрестили «законом для городов-миллионников».
В то же время понимание и правильная реализация действий после ДТП поможет сэкономить время и нервы, получить адекватную компенсацию, особенно при затягивании процесса со стороны страховщиков.

Пошаговый порядок действий для получения выплаты по страховке

Если авария обошлась без пострадавших, участвовали в ней только два автомобиля, и у сторон нет разногласий по поводу произошедшего, составляется Европротокол, фиксирующий отсутствие разночтений сторон в оценке ситуации.
В этом случае получение страховой выплаты практически не связано с привлечением к процессу органов ГИБДД.
Если участники дорожного происшествия расходятся во мнениях, то требуется участие в процессе представителей ГИБДД и тогда это оказывает непосредственное влияние на порядок и скорость оформления страховой выплаты.

Подробная инструкция и алгоритм действий при ДТП

2. Порядок действий при необходимости получения документов от ГИБДД.

Первое действие – уведомление.

Уведомить ГИБДД и страховую компанию о произошедшей аварии необходимо так быстро, насколько это возможно. Прежде всего, это касается представителей ГИБДД, их будут впоследствии фигурировать в страховом деле. Обменяйтесь такими данными с другим участником аварии:

  1. Данные страхового полиса (номер, серия, срок действия).
  2. Паспортные данные участника ДТП.
  3. Данные транспортного средства.
  4. Данные специального знака (если имеется).

Второе действие – подготовка документов.

На этом этапе получите справку из ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии. Первостепенное внимание при получении справки необходимо уделить наличию в ней перечня видимых повреждений. Чем подробнее будут описаны полученные повреждения, тем проще будет впоследствии отстаивать сумму справедливого возмещения.
Иногда страховые компании требуют расширенную справку из ГИБДД, в которой указываются дополнительные моменты обстоятельств произошедшего, в том числе физическое состояние водителя в момент ДТП (был ли водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).
Помимо справки в наборе документов из ГИБДД должны быть:

  • протокол административного нарушения (копия);
  • постановление или отказ в возбуждении дела об административном нарушении, при условии, что они были получены в дорожной полиции.

Проверьте полноту сведений в извещении о ДТП, заполнявшемся непосредственно на месте происшествия. Особое внимание уделите полноте сведений о другом участнике аварии: название и контакты (телефон, факс, электронная почта) его страховой компании, данные его страхового полиса (серия, номер, дата выдачи).

Видео: Какие моменты нужно учитывать в случае ДТП. ОСАГО.

Третье действие – официальное сообщение о страховом случае.

На этом этапе водитель в течение 5 дней с момента аварии должен сообщить в страховую компанию о наступлении страхового случая. Сделать это можно по телефону, сообщив представителю страховой компании имеющиеся данные о произошедшем и о втором участнике аварии. При этом важно не забыть записать данные менеджера, с которым велись переговоры и номер страхового дела, которое этот специалист обязан открыть.
Звонок следует дополнить отсылкой в страховую компанию факсом или по электронной почте извещения о ДТП. С юридической точки зрения ещё лучше это сделать по почте заказным письмом с уведомлением.
Иногда страховые компании пугают клиентов санкциями за несоблюдение сроков уведомления о ДТП. Здесь важно помнить, что никаких санкций за это закон не предусматривает и уж тем более это не может являться основанием для отказа в страховой выплате. Если же такой отказ последовал, необходимо обращаться в суд: практика подобных дел показывает, что суды заявителями выигрываются. Другое дело, что полезно запастись документами, объясняющими несвоевременность уведомления страховой компании (больничный, командировочное удостоверение, приказ на отпуск).

Действие четвёртое – подача документов в страховую компанию.

Если водитель оказался виновником ДТП и не претендует на страховое возмещение, ему необходимо подать документы в страховую компанию в трёхдневный срок с момента ДТП, иначе возможен регрессный иск о возмещении ущерба со стороны самой компании: пострадавшему она ущерб выплатит, а сумму ущерба попытается взыскать с виновной стороны.
Если же водитель признан пострадавшим, он подаёт в страховую компанию помимо упомянутых выше (на этапе подготовки) справки, протокола и постановления из ГИБДД, следующие документы:

  1. Заявление о выплате возмещения.
  2. Документы на автомобиль в копии: СТС, ПТС, полис ОСАГО, доверенность, если заявитель представляет интересы владельца машины.
  3. Паспорт (копия).
  4. Подтверждение вызова на осмотр (копия телеграммы, факса и т.д.).
  5. Акт об оценке причинённого ущерба.
  6. Документы, подтверждающие расходы, понесенные заявителем после ДТП (почтовые расходы, расходы на проведение дополнительных экспертиз и т.д.).

Действие пятое – экспертиза.

Осмотр автомобиля на предмет выявления, описания и оценки повреждений (экспертиза) едва ли не самый важный в процедуре выплаты возмещения. Технический эксперт, который проводит экспертизу, зачастую относится к процессу поверхностно, описывает не все повреждения, а значит, занижает стоимость возмещения. Нежелание эксперта учитывать замечания пострадавшей стороны – повод обратиться к оценке и, руководствуясь их заключением, отстаивать свои права.

Действие шестое – выплата страховой суммы.

На проведение выплаты страховщику отводится законодательством не более 90 дней. Если со стороны заявителя были представлены в срок все необходимые документы, а выплата неоправданно затягивается или даже ставится компанией под сомнение пострадавший в ДТП вправе обратиться в суд и имеет хорошие шансы получить не только само возмещение, но и пени за несоблюдение страховой компанией сроков выплаты.

Если вы стали участником дорожно-транспортного происшествия, то наверняка вас заинтересует, какой установлен срок выплаты по ОСАГО и какой лимит предусмотрен для нее законодательством. Особенно это актуально сейчас, в связи с принятием поправок в действующее законодательство. Пробуем разобраться…

Выплаты по ОСАГО при ДТП в 2017-2018 годах

Законодательство, касающееся обязательного страхования автогражданской ответственности, неоднократно подвергалось изменениям, в связи с этим многие автолюбители уже не понимают, каких выплат им можно ожидать по страховке, каков срок выплаты по ОСАГО и пр.

Начнем с того, что по ОСАГО выплаты при ДТП на сегодняшний день лимитированы:

  • 500 000 рублей — в случае причинения вреда здоровью и жизни пострадавших (на каждого потерпевшего);
  • 400 000 рублей — при причинении ущерба имуществу (на каждого потерпевшего);

Предусмотрены выплаты и в случае гибели потерпевшего:

  • если за компенсацией обращаются иждивенцы пострадавшего, то в качестве возмещения страховая компания осуществит выплату 475 000 рублей;
  • если захоронением будет заниматься иные лица, то получить по страховке получится не более 25 000 рублей.

Максимальные выплаты по ОСАГО 2017-2018

Разумеется, указанные выше выплаты далеко не всегда покрывают реальный ущерб от дорожно-транспортного происшествия. С 01.10.2014 в силу вступили поправки к действующему закону об ОСАГО, в соответствии с которыми лимит возмещения ущерба составляет:

  • 400 000 рублей — при компенсации вреда, нанесенного имуществу;
  • 500 000 рублей — при компенсации ущерба, причиненного жизни и здоровью.

Важно отметить, что сумма компенсации для лиц, которым был причинен вред жизни и здоровью, не будет пропорционально делиться между всеми пострадавшими, поэтому каждый из пострадавших сможет претендовать на выплату в полном объеме.

Увеличение выплат по европротоколу

Со 2 августа 2014 года увеличился максимальный размер выплат по европротоколу. Положения о том, что если все участники дорожно-транспортного происшествия согласны с определением виновника и размера причиненного ущерба и в результате аварии пострадало только имущество участников, то они могут составить схему ДТП и зафиксировать факт аварии без вызова сотрудников ГИБДД и комиссаров.

Далее, согласно законодательству, виновник уведомляет о случившемся свою страховую компанию и пострадавшему перечисляются средства (уведомить нужно не позже чем через 5 дней). При этом размер максимальной выплаты вырос с 25 000 рублей до 50 000. Эта норма действует до октября 2019 года. Важно подчеркнуть, что данное положение распространяется исключительно на договоры ОСАГО, заключенные после 2 августа 2014 года.

С 1 октября 2014 года введена в действие система так называемого безлимитного европротокола. Это означает, что при представлении сторонами полного комплекта документов и надлежащего доказательства факта совершения ДТП (фотографий, видеоматериалов, данных системы ГЛОНАСС) размер выплаты можно будет увеличить до 400 000 рублей. Данное правило также правило распространяется только на договоры страхования, заключенные после 1 октября 2014 года.

Срок выплаты по ОСАГО

На сегодняшний день действует срок предоставления выплат по ОСАГО, равный 20 дням с момента подачи документов в страховую компанию. При этом, дабы снизить количество исков по невыплатам, законодатель установил жесткие санкции за затягивание сроков принятия решения.

Если страхователь не направил вам в установленный срок (20 календарных дней, куда не включаются нерабочие праздничные дни) письмо об отказе в выплате либо не перечислил полную сумму причитающейся компенсации, за каждый день просрочки с него будет взиматься пеня. При задержке выплат такая пеня составит 1% от суммы, подлежащей выплате, при задержке решения об отказе в выплате — 0,5% за каждый день задержки.

Полезная информация

В случае если страховая компания необоснованно занизит сумму ущерба и, следовательно, компенсации, на нее может быть наложен штраф. Санкции за такое нарушение составляют 50% от суммы, подлежащей выплате по страховке.

Похожие публикации