Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Особенности формирования человеческого капитала. Проблемы формирования, накопления и использования человеческого капитала Процессы и факторы формирования человеческого капитала

1

Современную систему общественного воспроизводства можно охарактеризовать как инновационное воспроизводство, основу которого составляет новое научное знание, информационные технологии, услуги и продукты. В настоящее время, когда традиционные ресурсы и источники близки к исчерпанию, экономический рост все в большей степени обеспечивается за счет использования информационных источников и ресурсов.

Стремительный, опережающий рост и дифференциация спроса хозяйственных субъектов на все виды информации в условиях взаимодействия глобальных, трансформационных и региональных процессов, повышение требований к содержанию и формам представления знаний о тенденциях и коренных преобразованиях в экономической среде являются стимулами для широкого применения информационных и телекоммуникационных технологий и выделяют информационную составляющую как фактор развития хозяйственных систем.

Произошли существенные изменения как в масштабах, структуре, функциях и потоках информации, так и в организационных формах и методах обработки, представления и использования знаний. В структуре современной экономики сложился мощный информационный сектор, к которому относят следующие сферы: производство знаний и нововведений; научные исследования и разработки; распространение информации и коммуникации; индустрия переработки и передачи информации; реклама; справочное и библиотечное обслуживание; отрасли, связанные со страхованием, предоставлением финансовых и консалтинговых ус луг, государственное управление и др.

В США по разным оценкам, доля информационного сектора составляет от 60 до 75% ВНП страны. В сфере услуг, включая информационный компонент, в 1970 г. было занято 66% работников, а в 1993 г. уже - 78%. В то же время число занятых в производственных отраслях снизилось с 27 до 16%. Подобные тенденции наблюдаются и в Великобритании: с 1970 г. по 1993 г. доля занятых в производственных отраслях уменьшилась с 37 до 20%, а занятость в сфере ус луг поднялась с 50 до 73%.

Особое значение приобретает управление информационными ресурсами как способ обеспечения эффективной деятельности хозяйственных систем, для которых «информация и знания трактуются как важнейший и редкий ресурс, запас или резерв, как элемент его экономического потенциала».

Главным носителем последнего, наряду с вещественными средствами накопления, хранения и обработки информации, является человек, обладающий высоким уровнем общеобразовательной, научной и специальной подготовки. В силу этого в современных условиях неизмеримо возрастает роль высокообразованной человеческой личности, способной не только воспринимать ранее накопленное научное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новое.

Поэтому резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к пути их активизации. С точки зрения экономической теории это предполагает переход к «человеческому» измерению жизни общества, постановку индивида как производителя и потребителя в центр социально-экономической системы. Это, в свою очередь, требует осмысления роли образования и других сфер воспроизводства созидательных качеств человека.

Большие возможности в этом плане дает разработка категории «человеческий капитал», позволяющая с единых позиций изучать многие явления рыночной экономики. Как подчеркивал американский исследователь Дж. Грейсон, «именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности».

На постиндустриальной стадии развития общества производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. Человеческий капитал - сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас общеобразовательных и специальных знаний, навыков, способностей, которые ведут к росту квалификации работника, целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, способствуют росту производительности и качества его труда. По некоторым трактовкам в него включают состояние здоровья, которым обладает данный экономический субъект, а также расходы на поиск информации на рынке труда и связанные с мобильностью работников.

В информационном обществе человек представляет собой не просто «экономического человека», под которым понимается комплекс экономических функций и ролей, определяющих рациональное поведение человека в индустриальной экономике рыночного типа, а многогранную личность как решающий фактор и главный информационный ресурс общества.

В современных условиях комплекс производительных способностей и потребностей человека, характерных для начального этапа постиндустриального развития общества и функционирующих в форме человеческого капитала, постепенно трансформируется и превращается в комплекс творческих информационных способностей и потребностей, характерных для информационного общества с преимущественно информационной экономикой и функционирующих в форме человеческих информационных ресурсов.

Интеллектуализация экономической среды, новые научные знания, инновационный бизнес, информатизация, степень овладения информационными ресурсами становится необходимой основой существования высокоэффективной и конкурентоспособной рыночной экономики. Тот или иной тип хозяйствования закономерно обуславливает определенный тип хозяйствующего субъекта (тип экономического человека), предъявляя к человеческой личности разнообразные постоянно возрастающие требования.

В информационном обществе человек должен учиться практически всю свою жизнь. Следовательно, необходима система непрерывного образования, адаптированная к стремительным изменениям информационной среды общества и ориентированная на использование самых разнообразных и гибких форм обучения и переподготовки. Появление персональных компьютеров, систем модемной связи и других современных коммуникационных средств позволяет человеку использовать значительную часть накопленных научных знаний в мире.

В настоящее время набирают силу процессы формирования нового типа специалиста - работника умственного труда в сфере индустрии высоких технологий, которые определяются термином «brain-worker». Появление специалистов нового типа характерно в первую очередь для отраслей, использую щих новые наукоемкие технологии и производства. Специалисты нового типа выступают одновременно как проектировщики систем, плановики, инженеры, исследователи и менеджеры, совмещая характерные особенности, присущие этим специальностям в одном лице. Основой всего этого является высокое качество фундаментальной научной подготовки специалистов, широта кругозора, высокий профессионализм и глубокое знание специфики выбранной сферы деятельности.

Движение к информационному обществу - объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие мирового экономического пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Есть три главные составляющие этого процесса:

  • формирование информационно-коммуникационной инфраструктуры и ее основы - систем телекоммуникационных сетей и систем;
  • развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и ком
    пьютерных технологий;
  • развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации,
    информационных, компьютерных и коммуникационных технологий и соответствующей инфраструк
    туры во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства.

Одним из главных направлений информатизации общества является информатизация всей системы общего и специального образования и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала. Решение этой проблемы позволит формировать новое поколение, отвечающее по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества, развернуть личные потребности и подготовить себя для жизни и работы в информационном мире. Важную роль в этом процессе должны сыграть культурно-информационные центры, электронные библиотеки и развитие русскоязычного сегмента Интернета. Следует подчеркнуть, что информатизация образования должна занять главное место во всех региональных программах информатизации.

С 1994 г. по заданию федеральных органов государственной власти Всероссийским НИИ проблем вычислительной техники и информатизации проводится мониторинг состояния региональной информатизации. Ежегодно с помощью анкетирования собираются данные о состоянии информатизации в органах государственной власти субъектов Российской Федерации. В 2004 году приняло участие в мониторинге 57 субъектов Российской Федерации, что составило 64%. Последующий анализ причин непредставления информации о состоянии работ по региональной информатизации показал, что регионы, не приславшие ответы, можно отнести к одной из следующих групп: работы не получили должного развития; работы проводятся не системно, разрозненно, без должной координации; за период, прошедший со времени проведения предыдущего мониторинга, в регионе было мало что сделано в сфере информатизации. Концепцию (Программу) региональной информатизации имеют 41 регион (72%). Анкетирование проводилось на основании Типового паспорта информатизации субъекта Российской Федерации.

Анализ результатов мониторинга 2004 года показал, что доля расходов на региональную информатизацию в консолидированном бюджете региона составила от 1,2% до 0, 01%. Кроме того 32% регионов в качестве приоритетного направления развития региональной информатизации в субъектах Федерации назвали совершенствование системы подготовки кадров, обмен опытом. Вместе с тем в качестве основных проблем и трудностей, сдерживающих развитие работ по информатизации регионов 30% субъектов РФ назвали проблемы, обусловленные недостатками в кадровом обеспечении этого процесса, невысокий профессионализм, низкий уровень оплаты труда специалистов по информатизации органов государственного и муниципального управления.

Таким образом, мониторинг 2004 года показал, что субъекты Российской Федерации недостаточное внимание уделяют проблемам региональной информатизации и такому главному ее направлению, как информатизация сферы образования. А ведь сфера образования и профессиональной подготовки создает условия накопления и развития совокуп ного человеческого капитала, который не только представляет собой источник экономических возможностей, но и характеризует дееспособность экономики страны.

В информационном обществе человеческая личность все менее и менее является носителем человеческого капитала и все более и более становится носителем человеческих информационных ресурсов - главного фактора, обусловливающего высокий динамизм социального прогресса общества и высокие темпы экономического роста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике / Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. - СПб.: Наука, 1999. С.17
  2. Иншаков О.В. Информационный механизм и мониторинг обеспечения конкурентоспособности, устойчивости и безопасности хозяйственной системы региона / Иншаков О.В., Пономарева Л.В.//Конкурентоспособность, устойчивость и безопасность региона: Материалы научно-практической конференции - Волгоград: ГУ «Издатель», 2001. С. 83
  3. Грейсон Дж. Американский менеджмент на пороге ХХI века / Грейсон Дж., О ‘ Делл К. - М.: Экономика, 1991. С. 196

Работа представлена на IV научную конференцию с международным участием «Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право», 9-16 сентября 2006, г.Римини (Италия). Поступила в редакцию 25.08.06.

Библиографическая ссылка

Петрова Е.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 11. – С. 42-44;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6522 (дата обращения: 20.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Минобрнауки России

Сарапульский политехнический институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

Факультет «Экономика и гуманитарные науки»

По дисциплине: «Макроэкономика»

На тему: «Проблемы формирования и использования человеческого капитала»

Сарапул 2015

Введение

Последние полтора-два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: “инновации” и “человеческие ресурсы”. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Из всех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» или «человеческий потенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. “Человеческий капитал” стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п.

Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Цель реферата состоит в исследовании проблем формирования, и использования человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования были выделены следующие задачи:

Изучить понятие человеческого капитала, и из чего он состоит;

Проанализировать современные взгляды на теорию человеческого капитала;

Выявить проблемы формирования и реализации человеческого капитала.

человеческий капитал реализация макроэкономика

1. Понятие человеческого капитала

В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле “одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

Особенности человеческого капитала:

В современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;

Формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;

Человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

Человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;

Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени

ликвидности;

Человеческий капитал неотделим от его носителя - живой человеческой личности;

Независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способов

удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способов их удовлетворения.

Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.

1.Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.

2.Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах.

3.Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые учреждения).

По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных

сферах человеческой деятельности.

Человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом.

Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.

Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

2. Современные взгляды на теорию человеческого капитала

Одним из перспективных направлений развития экономической науки в XXI веке является теория человеческого капитала.

В условиях научно-технической революции образовался дефицит высококвалифицированных кадров. В 50-е годы XX века центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Именно во второй половине XX века во всех развитых странах существенно вырос образовательный ценз. Имел место заметный прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил.

В последние годы стало общим мнением, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие.

Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда.

Теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку для объяснения таких, казалось бы, разно-порядковых явлений, как вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое.

Развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных

явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т. д. Теорию человеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название "экономического империализма".

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.

3. Теория человеческого капитала по Т. Шульцу и Г. Беккеру

Основные положения современной теории человеческого капитала были обоснованы в работах известных американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера.

Важной предпосылкой возникновения теории человеческого капитала в её современной форме стало общее признание расширения традиционно узкого понятия капитала. Исходным явилось положение о том, что все элементы общественного богатства, которые накапливаются, используются в производстве и приносят доход, рассматриваются как капитал.

За Т. Шульцем традиционно признаётся первенство в разработке концепции человеческого капитала. Толчком для его работы в этой области стали работы Денисона, в которых доказывалось, что технические нововведения и расширение масштабов использования труда и производственного оборудования могли обеспечить в лучшем случае лишь половину увеличения ВНП, реально полученного США в XX веке. Определение других факторов, ответственных за экономический рост, стало непростой задачей для исследователей. Т. Шульц выделил образование. Уровень качества рабочей силы, он считал, таким же естественным итогом вложений дополнительных средств в образование, как технический прогресс - итогом ассигнований на совершенствование и повышение продуктивности производства. Т.Шульц, определял человеческий капитал как всё то, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, или того и другого вместе; любой актив - материальный или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов.

Так же, ни мало - важный вклад в теорию развития человеческого капитала сделал Г. Беккер.

Человеческий капитал, по Г. Беккеру, так же как и физический подвержен амортизации. Стоимость какой-либо подготовки - общей или специальной - полностью «списывается» в течение периода подготовки. Амортизация физического капитала никогда не осуществляется одним махом, а «списывается» в течение срока, примерно соответствующего продолжительности его экономической жизни. Следовательно, человеческий и физический капитал различаются скорее распределением амортизационных отчислений во времени, а не их наличием или отсутствием.

Функционируя подобно «физическому», человеческий капитал имеет некоторые фундаментальные отличия, главное из которых заключается в его неотделимости от личности своего носителя. Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за "аренду" человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности, как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и не денежную формы.

Общая теория инвестиций в человеческий капитал, разработанная Г. Беккером, включает подробный анализ инвестиций в человеческий капитал, их влияния на заработки и распределение доходов. По проблеме доходов различных профессиональных и образовательных групп имелись важные пионерские исследования, но практически отсутствовали попытки осмысления процесса инвестирования в людей с общей точки зрения и сколько-нибудь полного анализа вытекающих эмпирических следствий. Проведённый Г. Беккером общий анализ дал унифицированное объяснение широкого круга эмпирических феноменов, которые либо ставили других исследователей в тупик, либо интерпретировались ими, как слишком зависящие от произвольных условий.

4. Модели человеческого капитала

Теория «человеческого капитала» позволяет с общих позиций изучать различные явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств, позволяет оценить эффективность экономической деятельности любого предприятия, и на сегодня является одним из важнейших показателей успешности фирмы.

Одно из важных положений теории человеческого капитала заключается в том, что его увеличение находится среди главных причин экономического развития, потому что человеческий капитал составляет большую часть благосостояния общества.

Первая модель, модель «черного ящика» (рис. 1.), показывает сущность человеческого капитала, а именно значимость его для предприятия. В качестве входных параметров выступают образование, воспитание, здоровье, то есть та база, которая делает человека объектом воплощения капитала, а на выходе мы получаем определенную общественную полезность, то есть ту выгоду, которую приносит человеческий капитал предприятию. Она может быть выражена как в материальном показателе (определенный процент прибыли, рост различных финансовых показателей), так и в нематериальном (престиж предприятия, корпоративный дух, интеллектуальная собственность).

Вторая модель, модель состава (рис.2.), позволяет представить состав человеческого капитала, выделить главные его составные части, чтобы затем исследовать эту категорию с определенной степенью подробности.

Теоретики, изучающие человеческий капитал, по-разному определяют его состав: И.В. Ильинский выделяет следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Добрынин А.И. понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков).

«Человеческий капитал»-как определяют его большинство западных экономистов - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг».

Рассмотрев различные точки зрения о составе человеческого капитала, можно выделить следующие элементы изучаемой категории, а именно: образование, профессиональную подготовку, здоровье, мотивацию, доход, общую культуру.

Третья модель, модель структуры человеческого капитала (рис. 3.), которая представляет собой описание каждого из элементов рассматриваемой категории и взаимосвязь между ними.

Образование включает в себя все те знания, которые человек получает на протяжении своей жизни, то есть общеобразовательные (школьное образование и общеобразовательные дисциплины в высших учебных заведениях) и специальные знания (спец. предметы, нацеленные на получение знаний в конкретной области).

Работоспособность человека в любой сфере экономики, на любой должности в значительной степени зависит от его здоровья. Элемент «здоровье» можно разделить на такие две составляющие как моральное здоровье и физическое здоровье. Физическое - это все то, что человек получает при рождении и приобретает потом, влияющее на его физиологию, а именно, наследственность, возраст, условия окружающей среды и условия труда. Моральное здоровье обеспечивается морально-психологическим климатом в семье и в коллективе.

Профессиональная подготовка включает в себя квалификацию, навыки и опыт работы.

Мотивация может быть как к обучению, так и к экономической и трудовой деятельности.

Под доходом подразумевается определенный процент прибыли на одного человека или с одного человека, то есть результат использования человеческого капитала. В данном случае будет рассматриваться доход одного человека, то есть его заработная плата на предприятии.

Общая культура включает в себя, все те индивидуальности, которыми отличается один человек от другого, а в частности: это интеллект, творческие способности, воспитание, которое формирует определенные моральные принципы, а так же все те человеческие качества, которые могут повлиять на деятельность предприятия: ответственность, коммуникативность, креативность и даже, как пишет Л.Туроу «уважение к политической и социальной стабильности».

Все элементы человеческого капитала связаны между собой, например, повышая свое образование, человек увеличивает и капитал и здоровья, и процент своего дохода, и повышает общую культуру. Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, получаемую с опытом работы, составляют определенный запас капитала. Денежная ценность этого запаса капитала определяется ставками заработной платы, по которым человеческий капитал могут «арендовать» работодатели на рынке труда. Поиск работы и миграция увеличивают ценность человеческого капитала конкретных людей благодаря увеличению цены (ставок заработной платы, получаемой в единицу времени за использование знаний и навыков работника).

Таким образом, человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста как страны в целом, так и отдельно взятого предприятия. И чтобы увеличить человеческий капитал, необходимо обращать внимание на каждую его составляющую.

5. Проблемы формирования и реализации человеческого капитала как фактора постиндустриального развития в российской экономике

Формирование условий для обеспечения экономического роста в условиях постиндустриальной эпохи наталкивается в России на множество серьезных препятствий. Во-первых, в последнее десятилетие развитие экономики России проходит в условиях ухудшающейся демографической ситуации. Сокращение численности населения вызвано не только низкой рождаемостью (простое воспроизводство населения предполагает 2,15 ребенка на одну женщину, а у нас -- средняя рождаемость колеблется между 1 и 2 детьми на женщину), но и высокой смертностью, поэтому естественный прирост характеризуется отрицательными значениями. Особенно значителен рост смертности в группе населения трудоспособного возраста. При этом уровень смертности мужчин в 4 раза выше смертности женщин и в 2-4 раза выше аналогичных показателей для развитых стран. Кроме того, ухудшается соотношение возрастных когорт. По прогнозам Государственного комитета по статистике, к 2016 г. численность пенсионеров в 2 раза превысит число детей и подростков.

Следовательно, в ближайшие десять лет численность населения России существенно уменьшится, что не может не сказаться на количестве трудовых ресурсов. При этом произойдет негативное изменение его возрастной структуры, что отражается в показателе «нагрузка пожилыми» (число пожилых на 1000 лиц трудоспособного возраста), значение которого возрастает, т.к. число лиц моложе трудоспособного возраста снижается. Прогнозируемые изменения в динамике численности и в структуре населения могут стать фактором, противодействующим развитию экономики России. Все это означает настоятельную внутреннюю необходимость повышения эффективности в формировании и использовании трудовых ресурсов страны. Кроме внутренней необходимости решения данной проблемы существует и внешний ее фактор. Это -- стремление обеспечить конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке.

Проблема сокращения численности населения впервые была отмечена российскими демографами, которые в своих исследованиях в основном оперируют количественными характеристиками населения, а поэтому видят ее решение в росте иммиграции в Россию. Количественный подход к решению проблемы падения численности трудовых ресурсов связан с сохраняющейся у нас в стране приверженностью экстенсивному типу развития и индустриальной ориентации. Результативность количественного подхода к решению проблемы трудовых ресурсов сомнительна и вызывает ряд вопросов.

Первый из них о «качестве» иммигрантов. Если характерной чертой российской эмиграции является высокий уровень образования, то для иммиграции типичен низкий его уровень, что ухудшает качественный состав российских трудовых ресурсов. Во-вторых, иммигрантами чаще всего становятся те, кто не смог адаптироваться за рубежом, что свидетельствует об отсутствии способностей, энергии и воли к решению собственных проблем (здесь речь не идет о политических мигрантах и о тех, кто был вынужден спасаться от военных и социальных катастроф). Где гарантии того, что они смогут эффективно работать в России? В-третьих, для привлечения и обустройства иммигрантов требуются значительные ресурсы, которых так не хватает, по заявлениям российского правительства, для осуществления социальных преобразований в России. Не лучше ли эти ресурсы направить на решение социально-экономических проблем российских граждан-старожилов? В-четвертых, несмотря на призывы государства к тoлeрантному поведению в отношении мигрантов, государственное стимулирование иммиграции может спровоцировать социальные конфликты, связанные с усилением конкуренции на рынке труда, различиями в культурных традициях, бытовой адаптацией иммигрантов и т.п.

Важнейшими путями повышения качества населения могло бы стать развитие сфер здравоохранения и образования. Но в медицинской научной среде России признается неудовлетворительным состояние системы здравоохранения, что вместе с серьезными социально-экономическими проблемами, плохой экологией и иррациональным образом жизни, свойственным многим россиянам, является основной причиной падения численности населения.

Поскольку основная часть населения у нас бедна и часто бывает не в состоянии оплатить необходимые процедуры и медикаменты, а государство не справляется ни с финансированием, ни с оптимизацией размеров и

структуры, а значит, с созданием условий для повышения эффективности российского здравоохранения, то необходимо использовать новые принципы его организации и финансирования.

Одним из таких принципов, применяемым во всем мире, является разработка и внедрение различных систем социального страхования. Социальное страхование предполагает разные уровни и источники финансирования, поскольку исходит из существующей дифференциации доходов населения, поэтому для достижения приемлемого объема финансирования здравоохранения используются не только государственные, но и частные средства, в том числе корпоративные источники.

Однако введение медицинского страхования порождает и свои проблемы, к которым следует отнести:

1) неоптимальное распределение финансовых обязанностей между государством и страховыми компаниями;

2) недостаток бюджетного финансирования;

3) неэффективное расходование средств ОМС (обязательного медицинского страхования);

4) Затянувшаяся реструктуризация сети медицинских учреждений, низкая эффективность их использования;

5)дефицит современных технологий и оборудования;

6) несоблюдение условий договоров, а часто и нарушение прав пациентов. Практика российской страховой медицины показывает, что страховые медицинские компании скорее заинтересованы не в достижении здоровья пациентов, а в увеличении продолжительности процессов излечения, т.к. это ведет к росту финансовых поступлений в их бюджеты.

Проблемой, тесно связанной с эффективностью Здравоохранения и профилактикой Здорового образа жизни, является Развитие физкультуры и спорта. Государство все в большей степени уходит из этой сферы, передан многие ее объекты в частные руки. В результате типичные потребители услуг такого рода учреждений -- дети и молодежь -- сталкиваются с ограничениями в удовлетворении своих потребностей. Кроме того, характерной чертой сегодняшнего дня стало использование многих спортивных сооружений не по назначению. Все это негативно сказывается на здоровье населения, особенно молодежи.

Не менее значимым направлением повышения качества населения в условиях постиндустриальной трансформации является развитие системы образования, и прежде всего высшего образования, поскольку именно оно, во-первых, служит основой и источником развития науки, а значит, современных высоких технологий, а во-вторых, обеспечивает большие гарантии горизонтальной и вертикальной мобильности человека.

Россия и сегодня располагает многочисленным высокообразованным населением, научными школами мирового класса, а российское высшее образование получает высокую оценку мирового сообщества.

В России существует стереотип, в соответствии с которым расходы на образование, поддержание здоровья рассматриваются как затраты, а не как инвестиции в формирование Человеческого капитала, который приносит отдачу. В связи с этим мы серьезно отстаем от развитых зарубежных стран, причем в экономическом, а не только гуманитарном плане.

Российское правительство, осознавая настоятельную необходимость решения проблем в социальной сфере, предпринимает шаги к поиску выхода из них. Но сегодня социальная политика российского государства не ориентирована на человека, на развитие человеческого капитала. Реформы, начавшиеся в различных сферах социальной жизни, скорее свидетельствуют о том, что государство склонно переложить всю ответственность за сложившуюся ситуацию на самих граждан. Подтверждением этого стали современные социальные реформы: пенсионная, реформы образования и здравоохранения.

Первая ступень высшего образования (бакалавриат) предполагает государственное финансирование. Но бакалавриат не является полным высшим образованием, поэтому может ухудшить позиции выпускников нарынке труда, поскольку наиболее перспективные фирмы отдают предпочтение работникам с полным высшим образованием. Магистратура уже сегодня рассматривается как коммерческая форма обучения, что ограничивает возможности получения полного высшего образования для тex, кто не располагает определенным уровнем доходов. Кроме того, процесс формирования системы магистратуры предполагает определенный временной период для приспособления самих университетов, В незаполненную временную нишу российского рынка образовательных услуг неизбежно ринутся зарубежные университеты, и необязательно самые лучшие.

Реформа образования повлечет и его структурные преобразования, т.к. предполагается обеспечить государственным финансированием лишь часть университетов, что стало одной из причин возникновения тенденции к объединению региональных высших учебных заведений в гигантские учреждения. В 90-е гг. университеты, стремясь, с одной стороны, к получению больших бюджетных средств, а с другой -- к большему соответствию спросу на различных рынках труда, быстро росли, Открывали все новые факультеты и специальности. Сегодня даже для провинциальных университетов не редким является наличие 20 и более факультетов. Объединение таких крупных учреждений под единой управленческой крышей неизбежно столкнется с отрицательным эффектом масштаба, а значит, с падением уровня эффективности управления и ростом административных расходов.

Другим готовящимся нововведением является увеличение учебной нагрузки преподавателей, что неизбежно приведет к падению качества преподавания, снижению Возможностей занятия наукой, к уменьшению реальных доходов. Не секрет, что государственные университеты с их весьма низким уровнем оплаты труда преподавателей рассматриваются многими из них в качестве «порта приписки». Преподаватели не покидают свою работу лишь потому, что имеют возможность дополнительных заработков в коммерческих структурах, которыми сегодня обросли государственные университеты, и (или) в юридически самостоятельных коммерческих учебных заведениях. Увеличение учебной нагрузки будет означать, что времени и физических сил для дополнительных заработков не останется. Возможной и преобладающей стратегией преподавателей в этих условиях может стать работа по совместительству (полставки и т.д.), что не будет способствовать повышению качества преподавания.

По мнению А. Фурсенко (министр образования и науки РФ), должны произойти изменения отношений государства, вуза и студента в направлении ужесточения ответственности сторон. В связи с этим им высказывалось мнение о необходимости установить ответственность выпускников вузов, которая должна выражаться в обязанности отработать по полученной специальности в течение определенного времени. В противном случае выпускник должен вернуть деньги, затраченные государством на его подготовку. Следовательно, фактически предлагается восстановление системы распределения выпускников. Но не вполне понятно, как эта система будет работать в рыночной экономике: фирмы осуществляют пополнение своего персонала через рынок труда, а не по указанию министерства образования.

Кроме того, уже сегодня в студенческой среде существует практика фиктивной занятости. Целью фиктивной занятости является накопление стажа работы, который вместе с дипломом о высшем образовании является фактически необходимым требованием рынка труда при занятии вакансий. Требование отработки определенного числа лет по окончании вуза также может быть обеспечено фиктивными свидетельствами. И наконец, свидетельство о факте отработки по месту распределения может быть обеспечено посредством неформальных связей. В результате усилится замкнутость социальных страт, поскольку предполагаемые меры отрицательно скажутся на возможности получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства для тех, кто не располагает ни деньгами, ни социальными связями. В этом случае образование, которое часто рассматривается в качестве эффективного способа борьбы с бедностью, более предпочтительного по сравнению с прямым перераспределением доходов, не выполнит свою функцию «великого уравнителя». А как отмечал еще А. Маршалл, «нет более пагубного для национального богатства расточительства, чем... разорительное пренебрежение, допускающее, чтобы талантливый человек, которому суждено было родиться в семье бедняков, растрачивал свои способности в примитивном труде».

Для российской экономики последних десятилетий весьма характерна ориентация не на долгосрочные а на краткосрочные цели, что, возможно, связано с настроениями периода длительного экономического спада, последующей нестабильности в экономике и политике. По-видимому, неэффективное использование человеческого капитала также объясняется предпочтением текущих, часто краткосрочных выгод. В результате важнейшим фактором экономического роста по-прежнему выступает природный фактор.

Процесс формирования человеческого капитала требует оптимального распределения функций и взаимодействия инвесторов. эффективное взаимодействие инвесторов в человеческий капитал возникает тогда, когда между всеми экономическими агентами достигается консенсус, обеспечивающий интересы каждой из сторон. Функцией государства в этом взаимодействии является создание условий для формирования общего человеческого капитала. Это выражается в снабжении индивида общим образованием, здоровьем, оптимально необходимым для выполнения работником трудовых функций, общественной системой его социализации. Тем самым государство обеспечивает горизонтальную мобильность индивида-работника.

Формирование и использование социального капитала, с одной стороны, выступает фактором развития демократии, а с другой стороны, для своего развития требует демократических предпосылок, одной из важнейших среди которых является гражданское общество. Использование социального капитала в современной рыночной экономике России часто имеет отрицательные последствия, в частности для рынка труда. Но, по-видимому, здесь уместно вспомнить замечание Дж. Псахаропулоса о том, что «никакая экономика не может длительное время уклоняться от фундаментальных рыночных сил», поэтому запас социального капитала и у нас в России, очевидно, когда-то в будущем будет использоваться по этим законам.

Для осуществления реформ, проводимых в социальной сфере, в сфере формирования человеческого капитала, безусловно, потребуются финансовые ресурсы. Сегодня в российской экономике имеются финансовые резервы, которые могут быть инвестированы в наше будущее, в человеческий капитал и которые не должны лежать мертвым грузом в виде некоего стабилизационного фонда. Какими бы надежными не казались сегодня активы этого фонда, они могут растаять (и уже есть факты их сокращения) ввиду действия факторов экономической неопределенности.

Свидетельством малой надежности финансовых активов являются возникающие в последнее время то в одной, то в другой стране мира кризисы. Как показывает мировая практика, выход из них обеспечивается как раз человеческим капиталом. Следовательно, существует единственный актив, в надежности которого можно не сомневаться, -- это человеческий капитал, воплощенный в населении страны, в ее трудовых ресурсах; это -- здоровье, образование и его социальный капитал.

Несмотря на начавшиеся рыночные реформы и намерение России войти в число мировых экономических лидеров, российская экономика по-прежнему использует человеческий капитал неэффективно, следствием чего является падение отдачи от него и с индивидуальных позиций, и с позиций работодателя, и экономики в целом. Следует отметить, что хотя теория человеческого капитала имеет более чем 50-летнюю историю, но практическая реализация ее выводов за рубежом началась относительно недавно. Поясняя это обстоятельство, Т. Давенпорт отмечает, что «компании рассматривали рабочих как издержки, и они относились к людям таким же образом, как и к другим издержкам, -- стремились их сократить. Однако по прошествии десятилетий организации осознали, что человеческий капитал -- способности, поведение, энергия рабочих -- нельзя игнорировать, если менеджеры отыскивают пути достижения конкурентных преимуществ. Где-то в середине 90-х гг. наступило прозрение. Нанимаемые больше не рассматриваются как издержки, они считаются активами. Следовательно, важным фактором решения не только социальных, но и экономических проблем является ценностная переориентация и индивидов, и корпорации, и государства. Важнейшей общественной ценностью должен стать человек, а ресурсы человека, человеческий капитал -- главным источником экономического развития России.

Заключение

Человеческий капитал - капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека. Теория человеческого капитала берет свое начало еще в XVII веке, в работах Уильяма Пети и Адама Смита. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера.

Сегодня для решения проблемы формирования и развития человеческого капитала России имеются все возможности. С одной стороны, есть объект инвестирования: хорошо известные в мире научные школы; развитая система образования; высокая готовность населения, особенно молодежи, к самосовершенствованию о чем свидетельствуют высокие конкурсы в Высшие учебные заведения; сложившаяся сфера здравоохранения. С другой стороны, финансовая ситуация последних лет создает возможность роста инвестиций в так называемую социальную сферу (сферу производства человеческого капитала).

Микро- и макроуровни решения проблемы человеческого капитала тесно взаимосвязаны поскольку его формирование и реализация предполагают наличие не только денежных ресурсов, но и воли микро- и макро- агентов экономических процессов, их заинтересованности в достижении цели. При этом у индивида должны быть серьезные основания для выбора стратегии формирования человеческого капитала, т.к. возможны принципиально отличающиеся стратегии жизненного пути и выбор одной из них означает отказ от других, воз можно не менее эффективных по критерию дохода. Для того, чтобы индивид предпочел стратегию формирования своего человеческого капитала, а предприятие, на котором он будет впоследствии занят, организационно и финансово поддержало его выбор, необходим сигнал заинтересованности в создании и развитии запаса способностей индивида со стороны государства. Если стратегия формирования человеческого капитала, выбранная индивидом, не будет поддержана ни государством, ни бизнесом, то это станет поводом для пересмотра приоритетов и со стороны индивида, что отрицательно скажется на возможностях экономического развития России.

Список использованной литературы

1.Мировая экономика и международные отношения, 2001, №12, С.42.

2.Экономическая энциклопедия. М., 1999, С.275.

3.Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. СПб.:Наука, 1999, С.44.

4.Мировая экономика и международные отношения, 2001, №12, С.49. 5.Управление персоналом. Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина

6.Смирнов В.Т. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / Смирнов В.Т., Сошников И.В., Романчин В.И., Скоблякова И.В.; под ред. д.э.н., профессора В.Т. Смирнова. - М.: Машиностроение-1, Орел: ОрелГТУ, 2005. - 513 с.

7.Корчагин Ю. Широкое понятие человеческого капитала / Юрий Корчагин /

8.Кочеткова А. Формирование человеческого капитала: (системно-концептуальный подход)/ А. Кочеткова // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2004. - N 11. - С. 17-21. - Библиогр.: с. 21 (7 назв.).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Становление теории человеческого капитала. Связь форм современной экономики и оценки роли места человеческого капитала. Проблемы формирования и накопления человеческого капитала. Особенности проблемы человеческого капитала в белорусской экономике.

    реферат , добавлен 11.12.2014

    Человеческий капитал: теоретические аспекты анализа. Модели формирования человеческого капитала. Тенденции и проблемы формирования человеческого капитала в экономике Российской Федерации. Характеристики человеческого капитала российской экономики.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Современные взгляды на теорию человеческого капитала. Теория человеческого капитала по Т. Шульцу и Г. Беккеру. Вклад высшего образования в развитие человеческого капитала. Состояние и перспективы повышения конкурентоспособности молодых специалистов.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2010

    Теории человеческого капитала, ее сущность и возникновение. Важность человеческого потенциала в бизнесе. Циклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн. Роль и место человеческого капитала в настоящее время в мире и в России.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2012

    Постулаты теории человеческого капитала. Понятие человеческого капитала. Генезис теории как социального института и ее влияние на рыночную экономику. Анализ современных взглядов на концепцию человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2008

    Понятие и структура человеческого капитала. Анализ ресурсов общества, вложенные в человека. Методы и критерии оценки человеческого капитала, проблемы его измерения в РФ. Показатели индекса человеческого развития. Формы инвестиций в человеческий капитал.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2016

    Сравнительный анализ запаса национального человеческого капитала в России и за рубежом. Роль инвестиций в процессе его воспроизводства. Основные проблемы, способы повышения эффективности использования человеческого капитала в современной России.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2013

    Сущность и роль человеческого капитала в современной экономике, процесс его формирования и накопления, особенности реализации в Беларуси. Связь форм экономики и оценки роли места человеческого капитала. Поиск механизмов экономии государственных средств.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2011

    Особенности формирования теории человеческого капитала и его влияния на социально-экономическое развитие. Пути становления и накопления человеческого потенциала в РБ. Направления государственной политики, направленной на стимулирование его развития.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2014

    Человеческий капитал: понятие, формирование и использование. Свойства человеческого капитала. Эволюция теории человеческого капитала, его проблемы в России. Сравнительная оценка человеческого капитала, государственная политика в области его развития.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Сарапульский политехнический институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

«Ижевский государственный технический университет»

Кафедра ЭГН

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Проблемы формирования и использования человеческого капитала»

Выполнила

студентка группы 221-2 Э.Э.Гашкова

Проверил ДЭН

Доцент Е.А.Полищук

РЕГ.№_______

Дата_________

Сарапул, 2011 г

Введение…………………………………………………………………………3

I глава. Человеческий капитал

1.1 Понятие человеческого капитала………………………………………………………………………….4

1.2 Современные взгляды на теорию человеческого капитала………………………………………………………………………….7

1.3 Теория человеческого капитала………………………………………………………………………….8

1.4 Модели человеческого капитала…………………………………………………………………………..10

2.1 Проблемы формирования и реализации человеческого капитала как фактора постиндустриального развития в российской экономике………………………………………………………………………...14

Заключение…………………………………………………………………...…..36

Список использованной литературы………………………………………………….................................38

Введение

Последние полтора-два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: “инновации” и “человеческие ресурсы”. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Из всех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» или «человеческий потенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. “Человеческий капитал” стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п.

Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем формирования, и использования человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования были выделены следующие задачи:

· изучить понятие человеческого капитала, и из чего он состоит;

· проанализировать современные взгляды на теорию человеческого капитала;

· выявить проблемы формирования и реализации человеческого капитала;

1.1 Понятие человеческого капитала

В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле “одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе“. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

В „Экономической энциклопедии“ человеческий капитал определяется как „особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт“.

Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.

Особенности человеческого капитала:

В современных условиях человеческий капитал является главной ценностью

общества и главным фактором экономического роста;

Формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего

общества значительных затрат;

Человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным

запасом, т.е. может быть накапливаемым;

Человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять

свою стоимость и амортизироваться;

Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени

ликвидности;

Человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой

личности;

Независимо от источников формирования, которые могут быть

государственными, семейными, частными и др., использование человеческого

капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способов их удовлетворения.

Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.

1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.

2. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических,

материальных формах.

3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые учреждения)

По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

Таким образом, при существовании большого количества определений и видов „человеческого капитала“, это понятие, как многие термины, представляет собой „метафору, переносит свойства одного явления на другое по общему для них признаку“. Человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом.

Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.

Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

1.2 Современные взгляды на теорию человеческого капитала

Одним из перспективных направлений развития экономической науки в XXI веке является теория человеческого капитала.

В условиях научно-технической революции образовался дефицит высококвалифицированных кадров. В 50-е годы XX века центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Именно во второй половине XX века во всех развитых странах существенно вырос образовательный ценз. Имел место заметный прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил.

Значение формирования человеческого потенциала

Информатизация общественной жизни и внедрение инноваций сегодня выступают ориентирами развития отечественной экономики. Авторитетные исследования демонстрируют подавляющее значение прироста интеллектуальных ресурсов в обеспечении роста национального дохода развитых государств. Социально-экономическое развитие государства и доходность конкретных предприятий, как и достойный уровень жизни отдельного гражданина, напрямую увязываются с интеллектуальными ресурсами.

При этом в современном обществе акцент смещается с процессов управления человеческим капиталом на процессы формирования, взращивания такого капитала. Общество и бизнес-структуры создают условия для интеллектуального роста рабочей силы, которая определяет сегодня конкурентное положение предприятия на рынке и состояние экономики страны в целом. Материальные ресурсы сегодня не способны работать так эффективно, как интеллектуальные.

Понятие формирования человеческого капитала

Определение 1

Создание человеческого капитала представляет собой процесс поиска, отбора, совершенствования и передачи профессиональных знаний, умений, навыков индивида, обеспечивающих эффективность и доходность деятельности предприятия и прогрессивное экономическое развитие, подверженное влиянию разнообразных факторов экономического, политического, внутриорганизационного характера.

Человеческий капитал невозможно сформировать без целенаправленного и перманентного инвестирования в него. Фактически человеческий капитал и составляют личностные и профессиональные характеристики индивида, созданные посредством систематических и направленных инвестиций. Этот капитал, неотделимый от своего субъекта, используемый им в целях эффективности собственной трудовой деятельности одномоментно используется и предприятием для повышения доходности, и государством – для обеспечения благосостояния общества. Форсируя рост производительности труда, человеческий капитал обеспечивает и рост дохода индивида и рост национального дохода.

Уровни формирования человеческого капитала

Процесс формирования человеческого капитала должен происходить на разных уровнях:

  • на уровне государства (национальном);
  • на региональном уровне;
  • на уровне конкретной отрасли экономики, особенно в приоритетных для государственного развития отраслях;
  • на уровне отдельного предприятия;
  • на уровне индивида.

Государство, формируя отечественную систему образования, должно учитывать потребности общества в интеллектуальных ресурсах, оказывать поддержку учебным заведениям, готовящим специалистов в приоритетных с точки зрения прогрессивного развития экономики областях, поддерживать одаренных школьников и студентов, иными словами, инвестировать в образование и науку, а значит, в экономику и благосостояние общества. Кроме того, снижение налогового бремени и бюрократических барьеров для малого и среднего бизнеса позволило бы высвободить их собственные ресурсы для профессионального развития работников и внедрение инноваций.

Предприятия, в свою очередь, должны активно использовать инструменты современного менеджмента в области работы с персоналом – разрабатывать и внедрять системы отбора и оценки эффективности специалистов, организовывать управление карьерным движением, карьерное консультирование работников, в том числе подготовку, повышение квалификации и переквалификацию специалистов, стимулировать специалистов к активной творческой трудовой деятельности, самообразованию.

Замечание 1

Интеллектуальный капитал не может формироваться без инвестиций: высокий профессиональный уровень работника требует и достойной оплаты труда, обеспечение медицинского обслуживания, материальных гарантий по завершении трудовой деятельности в связи с достижением пенсионного возраста и прочего.

При этом развитие интеллектуального капитала требует активного участника его носителя. Работник должен быть ориентирован на постоянное саморазвитие и самоорганизацию. Инвестиции в собственное образование – это один из надежнейших способов разместить средства. Однако необходимо развитие не только профессиональных навыков, умений, поиск и усвоение актуальных знаний, но и поддержание собственного здоровья, воспитание полезных в трудовой деятельности качеств инициативности, ответственности, креативности и другое. Развитая экономика сегодня требует создания системы, в которой индивид, предприятие, государство находятся во взаимной зависимости и связи:

  • от эффективности деятельности индивида зависит прибыль предприятие и благосостояние экономики;
  • от обеспечиваемого государством и предприятием условий жизни индивида, его семьи зависит эффективность его труда.

Факторы, влияющие на формирование человеческого капитала

На формирование человеческого капитала оказывают влияние самые разнообразные внешние факторы, к числу которых относятся:

  • уровень социально-экономического развития государства, региона, муниципального образования (общий уровень образования, профессиональной подготовки, здоровья, номинальных и реальных доходов населения и тому подобное);
  • социально-демографическая обстановка в государстве, регионе, муниципальном образовании (половозрастная структура населения, уровень безработицы, продолжительность «трудового» периода жизни и другое);
  • социально-нравственное состояние общества (господствующие в обществе моральные установки, социальные ориентиры и другое);
  • производственная сфера экономики (состояние рынка труда, сложившиеся условия использования трудовых ресурсов и другое);
  • правовое регулирование экономики и труда (установленные государством трудовые гарантии, степень допустимого вмешательства государства в сферу предпринимательства, предусмотренные налоги и сборы и прочее);
  • состояние экологической среды (экологические условия в государстве, регионе, муниципальном образовании, наличие рекреационных ресурсов и так далее) и другое.

На сегодняшний день проблемы формирования и развития человеческого капитала выходят на первый план. На данный момент в мире человеческий капитал развит недостаточно хорошо, поэтому следует искать методы его улучшения.

Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества.

Человеческий капитал имеет значение и необходим каждому человеку, любой фирме, обществу в целом. Все заинтересованы в формировании, накоплении и обогащении человеческого капитала. Для этого все субъекты хозяйствования инвестируют средства в воспроизводство человеческого капитала. Формирование человеческого капитала начинается с рождения человека и продолжается в течение всей жизни.

Человеческий капитал - обусловливается, как умение личности приносить доход, он формируется в молодые годы и состоит из крепкого здоровья, глубочайших профессиональных знаний, умений, навыков, культуры, социального статуса.

Сложившийся к 23-25 годам человеческий капитал гарантирует гражданину устойчивый доход и статус в обществе на всю оставшуюся жизнь, а стране предоставляют важный источник - полноценную, самодостаточную личность. И напротив, несформированный в молодости человеческий капитал делает человека несчастным в семейной жизни, бедной, больной, приносящей стране страдания и расходы по социальной защите, лечению, содержанию в наркодиспансерах и исправительных учреждениях .

В 1971 году первым удостоился Нобелевской премии Саймон (Семен) Кузнец, убедительно доказавший, что высокий уровень и качество человеческого капитала народа - необходимое условие развития страны;

В 1979 году премия вручена Теодору Шульцу, разработавшему теоретические основы науки о человеческом капитале;

В 1992 году премию получил Гери Беккер, показавший, что инвестиции в здоровье, образование, культуру народа являются самыми эффективными вложениями, с высокой и долговременной отдачей. Только благодаря инвестициям формируется человеческий капитал и этим он подобен физическому капиталу.

Инвестициями в человеческий капитал именуется любая мера, предпринятая с целью повышения производительности труда. Таким образом, к вложений в человеческий капитал относят затраты на сохранение здоровья, на получение общего и специального образования; расходы, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием ребенка.

Экономисты выделяют 3 вида инвестиций в человеческий капитал:

затраты на образование, в том числе общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы. Образование создает рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной;

затраты на здравоохранение, складывающиеся с затрат на профилактику болезней, медицинское обслуживание, усовершенствование жилищных условий;

затраты на мобильность, вследствие которых сотрудники мигрируют из мест с сравнительно невысокой производительностью.

Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым - накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Из всех типов вложений в человеческий капитал более значимыми считаются инвестиции в здоровье и в образование. Общее и специальное обучение делают лучше качество, увеличивают уровень и запас знаний лица, тем самым повышают объём и качество человеческого капитала. Капиталовложения ведь в высочайшее образование содействуют развитию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает максимальное воздействие на темпы экономического роста .

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

  • 1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал напрямую находится в зависимости со времени существования его носителя (с длительности трудоспособного этапа). Нежели ранее производятся вложения в человека, этим стремительнее они начинают давать ответную отдачу.
  • 2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.
  • 3. По мере накопления человеческого капитала его прибыльность увеличивается до конкретного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом стремительно уменьшается.
  • 4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

Источником вложений в человеческий капитал может выступать правительство (государство), негосударственные общественные фонды и компании, регионы, отдельные компании, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а кроме того образовательные учреждения .

На сегодняшний день роль государства в данной сфере довольно огромна. Правительство склоняется равно как к принудительным, так и к побудительным мерам в данной сфере. К принудительным принадлежат обязательное абсолютно для всех формальное образование в объёме средней школы, неотъемлемые медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Но основными мерами считаются побудительные. Правительство располагает 2-мя эффективными методами, которые применяются с целью изменения размеров частных вложений в человека предпринимаемых посредством рынка: оно способно воздействовать на доходы тех, кто именно создает (посредством системы налогов и субсидий), а кроме того в состоянии регулировать стоимость получения человеческого капитала (регулируя стоимости применяемых ресурсов). В особенности огромна значимость страны в основных областях развития человеческого капитала - в области образования и здравоохранения .

Похожие публикации