Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Страны входящие в вто год статистика. Всемирная торговая организация (вто). Что такое ВТО

Пятилетие сомнительного членства в ВТО Россия отметила в августе этого года. Ответ на вопрос, насколько России нужно было стать членом Всемирной Торговой Организации, был очевиден еще в 1994 году, когда заявку подавали. Не оставлял он сомнений в 2012 году, когда нас приняли. И совершенно уже нет иллюзий насчет целесообразности членства в ВТО через пятилетие.

НАДО ЛИ БЫЛО?

С 1994 год по 2011 Россия ждала, когда мир сжалится, а ВТО примет ее в свои объятия. В 2012 году мы стали полноправными членами этой организации. Путин, рассуждая о целесообразности этого решения, тогда заявил, что от вступления в ВТО у России больше плюсов, чем минусов. Признавая, что минусы есть, он всеми силами стремился в ВТО, членство в которой, по его мнению, несло ряд положительных моментов:

Оно должно было содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата: «для иностранного потенциального инвестора очень важно знать, является страна членом ВТО или нет»;

Неприменение к российским экспортерам нерыночных методов регулирования и ограничения деятельности на рынке третьих стран. Россия получала правовые инструменты защиты. Если перевести на простой язык - ВТО должно было изменить к лучшему состояние экспортных отраслей, то есть нефтегазовой сферы.

На этом, по мнению президента, плюсы закончились и пошли минусы, которых оказалось не так уж и мало, да еще и связаны они с отечественной обрабатывающей промышленностью, которая на фоне снижения таможенных пошлин должна была столкнуться с ростом конкуренции: «их не так много, но они есть. Это, например, автомобилестроение, где у нас достаточно быстро снижается уровень таможенной защиты, и в том числе в сфере производства легковых автомобилей», производство обуви, сельхозмашиностроения и т.д. Он также указывал, что после вступления в ВТО в наиболее рискованном положении окажутся животноводство, машиностроение, пищевая и легкая промышленность. Тогда же президент признал, что вступление в ВТО - серьезный вызов. Почти дословная цитата такова - «принесет ли ВТО пользу или вред России - это фифти-фифти». Иными словами, оценив вероятность нанесения вреда стране в 50% Путин пошел на это. Интересно, полетел ли бы он на самолете, если бы ему сказали, что вероятность аварии 50%?

Пустили ли бы дочку в парк поздней порой, если бы знали, что там с вероятностью 50% маньяк? Конечно, эта история скорее не о злодействе, а о полной профессиональной непригодности.

Он пошел тогда на этот шаг, несмотря на то, что экспортные отрасли и без ВТО не нуждались в защите, в отличие от отечественного производства. Символично, что, рассуждая о членстве в ВТО, Путин оговорился и вместо отстаивания национальных интересов сказал «мы отставали и будем отставать». Сложно с этим не согласиться, пока во главе государства стоит Путин и его команда. Уж он точно знает, какой при нем будет Россия.

Однако никаких мер защиты через институты ВТО Россия не увидела. В итоге в 2015 году Путин признал, что с ВТО «нас обманули», структура политизирована: «Введенные в отношении нас ограничения - отказ от базовых принципов ВТО, нарушается принцип равенства условий доступа к рынкам товаров и услуг, игнорируется принцип свободной конкуренции. Делается это политизировано». Неужели для осознания столь очевидной истины потребовалось 18 лет подготовки к ВТО и еще 5 лет членства?

ПЯТИЛЕТИЕ ЧЛЕНСТВА В ВТО

Россия находится еще в стадии переходного периода и постепенно движется к исполнению всех взятых на себя обязательств. Но даже сейчас можно констатировать, что членство в ВТО внесло свои коррективы в состояние отечественной экономики.

ИНВЕСТОРЫ

Вопреки чаяниям Кремля, членство России в ВТО не принесло желаемого притока иностранных инвестиций. И дело даже не в санкциях. Баланс иностранных инвестиций, в том числе прямых, был отрицательным уже в 2013 году, что говорит о системных проблемах в экономике, при которых даже в качестве страны-члена ВТО Россия не слишком прельщала иностранного инвестора (рис. 1).

Рис. 1. Прямые инвестиции РФ (сальдо платежного баланса), по данным ЦБ

Санкции 2014 года и ограничение инвестирования в российскую экономику только ускорили тренд ухода иностранных инвесторов из страны. Главная причина «страха» иностранного инвестора кроется в непредсказуемых правилах игры, когда силовики могут попросту бизнес отжать. Или, например, не силовики, а непосредственно государство пересмотрит итоги сделки приватизации и затем отдаст возвращенный актив на приватизацию компании, близкой к президенту, как это было с Евтушенковым и его активом «Башнефть». Или путинская Россия затеется воевать и как воюющая страна уж точно не объект для инвестиций.

Привлечение иностранных инвестиций в Россию было главным аргументом сторонников членства в ВТО. Прошло пять лет, и можно смело констатировать, что этот плюс был только гипотетическим. А провал планов либералов - реальность.

ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ

Согласно обязательствам, взятым при вступлении в ВТО, Россия в течение переходного периода должна была снизить ставки импортных пошлин, что в свою очередь давало преференции иностранному производителю. Формула была проста и очевидна: превратим Россию в рынок сбыта для стран мира, прежде всего Запада. Переходный период в среднем составлял три года, но на наиболее чувствительные товары - легковые автомобили, вертолеты, самолеты гражданского назначения, а также некоторые продукты питания, в том числе на рыбу и свинину, этот срок установлен в пять-семь лет.

Снижение пошлин должно было составить в среднем 5–10%. Например, на импорт легковых товаров они должны снизиться с 25% до 15%, на бытовую электротехнику и электронику с 15% до 7–9%.

ВТО ограничивает возможности России защищать внутреннего производителя через импортные пошлины и другие инструменты, которые в рамках ВТО признаются дискриминационными. Это уже ударило по некоторым отраслям в 2013 году, когда пошлины стали снижаться. Но с 2014 года постепенное снижение импортных пошлин было нивелировано девальвацией рубля, из-за чего импортные товары стали стоить дороже, даже несмотря на снижение пошлин. В результате этого к 2017 году импорт сократился на 43% в сравнении с уровнем 2012 года. Таким образом, эффект от членства в ВТО в части снижения ввозных пошлин будет заметен позднее. Когда рынок адаптируется к новому курсу, эффект от снижения пошлин проявится в снижении конкурентоспособности отечественной продукции.

ЭКСПОРТНЫЕ ВОПРОСЫ

Россия пошла на снижение экспортных пошлин на ряд товаров, однако для нефтегазовой сферы условия игры остались неизменными. Вывозная пошлина на газ осталась на уровне 30%, а для нефти и нефтепродуктов сохраняется механизм определения пошлины правительством на основании средней цены на нефть марки Urals на мировых рынках. Ожидалось, что ВТО сыграет в пользу экспортных отраслей, так как по правилам организации снижаются и вывозные пошлины, что открывает больше возможностей для отечественных производителей за рубежом. Но неужели снизить экспортные пошлины нельзя было без ВТО? Неужели для этого обязательно понадобились предписания некой организации?

С 2012 года Россия действительно нарастила поставки продовольствия и продукции машиностроения. Проанализируем несколько товарных позиций, которые рядом экспертов выдвигаются в качестве примера наращивания экспорта благодаря инструментам ВТО (табл. 1).

Таблица 1. Физический объем экспорта, по данным ФТС

Как видно из таблицы 1 экспорт тракторов и автомобилей в страны дальнего зарубежья с 2014 на 2015 годы вырос более чем в два раза.

Рост экспорта был обусловлен собственной девальвацией рубля, которая началась в 2014 году и не имела отношения к ВТО. Экспорт свинины также вырос в 10 раз в момент девальвации, увеличившись в следующем году в 4 раза. Хотя экспорт мяса птицы и свинины вырос сразу после вступления в ВТО, но не в таких масштабах, как при девальвации. Сказать, что ВТО помогло отечественному производителю освоить новые рынки однозначно нельзя, поскольку главным определяющим фактором стало снижение стоимости экспортируемых товаров из России на фоне девальвации. Нужно было продавать все, что можно для притока в Россию валюты. Эффект типа последних лет горбачевского СССР. Потому, что никакого серьезного импортозамещения при валовых накоплениях меньше 15% ВВП и не могло быть и не случилось.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В рамках взятых Россией обязательств к 2018 году допустимый размер субсидий селу на 2018 год должен составить 4,4 млрд долларов США. Когда правительство это решение одобрило, оно означало существенное сокращение даже тех недопустимо низких субсидий на сельское хозяйство. Например, в 2012 году они составляли 9,1 млрд долл. США. Однако после девальвации, когда рубль обесценился почти в два раза, объем государственной поддержки сельского хозяйства почти вписался в это «прокрустово ложе» обязательств ВТО (рис. 2).

Рис. 2. Государственные расходы на сельское хозяйство, по данным Росстата

В 2016 году совокупные затраты на сельское хозяйство составили около 5,4 млрд долларов США, хотя при курсе уровня 2012 года они бы равнялись 10,9 млрд. В следующем году либо Россия будет вынуждена уменьшить расходы на сельское хозяйство, либо же в очередной раз девальвировать рубль. В любом случае удар по сельскому хозяйству будет нанесен, поскольку в будущем объемы поддержки аграриев будут определяться обязательством перед ВТО, а не потребностью отрасли и страны. Да и обязательство это предусматривает в следующем году сокращение финансовой поддержки сектору, который должен бы быть приоритетным в программе импортозамещения. Ну что тут скажешь!

ТОРГОВЫЕ СПОРЫ

Когда Россия вступала в ВТО, Кремль утверждал, что членство поможет нам отстаивать интересы в судебном порядке, что, кстати, отметим, процедура затратная. На текущую дату Россия является участницей четырех исков против ЕС и Украины:

В связи с использованием в ЕС методики «энергетических корректировок» в антидемпинговых расследованиях против российских товаров;

В связи с европейским Третьим энергетическим пакетом, который обязывает компании разделять бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей, что не устраивает Газпром;

В связи со значительным повышением пошлины на ввоз нитрата аммония на территории Евросоюза и Украины из РФ;

В связи с отменой Еврокомиссией пошлин на импорт украинских сварных труб и введением пошлин для производителей из России, Китая и Белоруссии.

Однако и сама Россия стала ответчиком по четырем делам:

Иск ЕС и Япония в ответ на российский утилизационный сбор на автомобили, введенный федеральным законом 1 сентября 2012 г.;

Иск ЕС из-за пошлин на ввоз коммерческих автомобилей, введенных Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) 14 мая 2013 г.;

Иск Украины в связи с ограничениями на поставку украинских вагонов и стрелочных переводов.

Как завершатся иски - покажет время, но в настоящий момент Россия уже проиграла несколько дел в рамках торговых споров ВТО. В 2016 году суд ВТО признал, что пошлины России на ввоз бумаги, холодильников и пальмового масла не реализует обязательства в рамках ВТО. В итоге Россия на часть указанных товаров полностью привела пошлины в соответствии с обязательствами.

Второй проигрыш был в отношении иска ЕС от 8 апреля 2014 г., в котором от России требовалось отменить запрет на ввоз свинины, введенный в январе 2014 г. Россельхознадзором из-за обнаруженной на территории Литвы и других европейских стран эпидемии африканской чумы свиней (АЧС). Суд признал запрет несоответствующим соглашениям ВТО.

Российское законодательное право по ВТО еще очень молодо. У России нет специалистов такого уровня, чтобы выигрывать споры в ВТО. Да и момент политизации структуры не сможет преодолеть ни один высокопрофессиональный юрист. Поэтому в части торговых споров ВТО для России - это институт добровольного отказа от своих национальных интересов без возможности на деле их отстаивать.

РОССИЯ И САНКЦИИ

Вопреки надеждам Кремля ВТО не защитило страну от санкций. Организация не стала признавать эти действия противозаконными, не наложила ограничений на ЕС. Напротив, была попытка рассмотреть именно российское продовольственное самоэмбарго как нарушающее нормы ВТО. Таким образом, защиты, на которую надеялась путинская Россия, она не получила.

ВЫВОДЫ

Навредило ли России членство в ВТО за последние пять лет? Оно могло бы навредить еще больше, если бы не вмешалась девальвация и санкции, которые за ВТО нанесли удар по отечественному сектору промышленности. Однако уже в 2018 году сельское хозяйство испытает на себе все последствия диверсии-вступления в ВТО, когда государство в рамках взятых на себя обязательств пойдет на сокращение помощи аграриям. Позже, когда рынок привыкнет к курсу рубля, и когда все пошлины будут доведены до своих зафиксированных значений, отечественная промышленность ощутит на себе рост внешней конкуренции, особенно на фоне высоких ставок по кредитам. Но если минусов не оказалось столько, сколько могло быть, да и то лишь в силу того, что были предприняты еще более травмирующие экономику решения, то достигли ли мы плюсов, о которых говорил президент, его команда и эксперты?

Во-первых, Россия еще ни разу не отстояла свою правоту в суде ВТО, то есть защита национального производителя через суд пока провалена.

Во-вторых, иностранный инвестор не пришел в Россию, а напротив на фоне санкций и ухудшения экономической ситуации предпочел сократить вложения.

В-третьих, наш товар действительно стал более конкурентоспособным. Но произошло это на фоне девальвации рубля, что снизило его себестоимость для иностранного покупателя, но ударило по населению, по критическим импортозависимым отраслям, включая оборонную.

В-четвертых, обещанного роста конкуренции на финансовом рынке не произошло. Ставки кредитования, что прогнозировали эксперты, не снизились. Напротив, ЦБ увеличил процентную ставку, и сейчас она выше(!) уровня, когда Россия вступила в ВТО. Не говоря уже о том, что доступ к зарубежному кредитованию для России в минувшее пятилетие закрыт.

В-пятых, ВТО не спасло Россию от ограничительных мер. Если в ноябре 2012 года 18 стран применяли защитные меры в отношении российских товаров, а всего действовало 73 меры, то уже на 1 августа 2015 года число стран, использующих ограничительные меры в отношении российских товаров, увеличилось до 27, а число принятых мер - до 112. С 5 до 22 возросло число проводимых расследований.

В-шестых, для россиян импортная продукция не стала дешевле на фоне снижения импортных пошлин, а напротив подорожала из-за девальвации. Зато, по мнению аналитиков, именно вступление в ВТО спровоцировало рост внутренних цен на газ.

В-седьмых, членством в ВТО правительство значительно усложнило жизнь, пытаясь теперь обойти принятые на себя обязательства. Например, в целях ограничения импорта в автомобильной промышленности Министерство промышленности и торговли страны установило ставки утилизационного сбора; для защиты аграрного сектора введен запрет на импорт живого круп­ного и мелкого рогатого скота из Европы; применяются защитные меры против недобросовестных конкурентов и меры технического регулирования в химической промышленности.

В-восьмых, ВТО не обеспечило положительную динамику экспортно-импортных операций (рис. 3). Впрочем, это вина девальвации и падения цен на энергоресурсы.

Рис. 3. Объемы экспорта и импорта России, по данным Росстата

Если членство в ВТО нам не принесло плюсов, зачем же дальше исполнять обязательства перед организацией и платить при этом еще и взносы в размере 4,6 млн долларов США в год? Но первичен конечно вопрос, а зачем нам вообще с сырьевой экономикой нужно было двигаться в ВТО? На что там в Кремле рассчитывали? Рассчитывали ли вообще? И, в принципе способны ли рассчитывать последствия своего правления?

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Всемирная торговая организация (ВТО) сейчас явно пребывает в кризисе. Впрочем, история показывает, что с договоренностями о международной торговле всегда было непросто: слишком часто личные амбиции ставятся во главу угла в ущерб здравому смыслу.


СЕРГЕЙ МИНАЕВ


30 октября 2017 года исполнилось 70 лет предшественнику современной ВТО - Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1947 году, когда соглашение было подписано, в пресс-релизе указывалось, что «проведены самые грандиозные переговоры в истории мировой торговли». Британский еженедельник The Economist заметил: «Речь идет о самом длинном и самом сложном документе из всех до сих пор опубликованных - документе, рекордно трудном для понимания». А британская газета The Daily Express выразилась так: «Заключена большая плохая сделка».

Сложность соглашения вполне соответствовала уровню тогдашних проблем в глобальной торговле, порожденных политикой протекционизма 1930-х годов, которая мешала преодолению Великой депрессии.

Масштабы ГАTT впечатляли: соглашение подписали 23 страны, на которые приходилось 70% мировой торговли. Они согласились сократить имевшиеся таможенные тарифы и воздержаться от введения новых. Так что речь шла о многосторонней внешнеторговой системе, основанной хоть на каких-то правилах.

Эта сладкая свобода торговли


В течение 48 лет ГАТТ являлось предварительным соглашением, в 1995-м на его основе была образована ВТО. Однако многие проблемы ГАТТ не потеряли значимости до сих пор. Главная - противоречие между амбициями и практичностью. В 1947 году американские переговорщики держали в уме возможность создания Международной торговой организации (МТО) с большим количеством членов и большими обязательствами, взятыми ими на себя. Этот план рухнул как раз под весом личных амбиций.

Другая проблема - противоречие между контролем и кооперацией. К примеру, сегодня сторонники «Брексита» считают, что Британии необходимо вернуть контроль над собственной экономикой. Дональд Трамп высказывается в том смысле, что имеющиеся внешнеторговые соглашения США не обеспечивают стране главных позиций в этой сфере. Когда шли переговоры о ГАТТ, знаменитый британский экономист Джон Кейнс выразил сомнение в том, что Великобритании следует отказываться от возможности использовать таможенные тарифы для стимулирования занятости, хотя и признал, что общее снижение тарифов в мире принесет больше пользы, чем вреда.

Американский переговорщик при заключении ГАТТ заместитель госсекретаря по экономическим вопросам Уилл Клейтон полагал, что соглашение должно прежде всего помочь американским производителям. Он предложил прервать переговоры с Великобританией после того, как та отказалась ликвидировать пониженные тарифы для своих доминионов и колоний. Однако Клейтону было дано указание переговоры продолжать. Белый дом считал, что ГАТТ поможет послевоенному восстановлению Европы и укрепит геополитическое влияние США. Тем самым он давал понять, что ГАТТ - нечто большее, чем просто договоренности о размерах таможенных тарифов.

Американский переговорщик при заключении ГАTT Уилл Клейтон прислушался к мнению Белого дома о необходимости укрепить геополитическое влияние США

В знаменитой речи в Университете Бейлора в марте 1947 года президент Гарри Трумэн заявил: «Мы являемся гигантом мира экономики. И нравится это нам или нет, будущее международных экономических отношений зависит именно от нас». Также он заявил, что является «приверженцем не свободной торговли, а более свободной торговли» и что именно это требование будет выдвинуто на первых многосторонних внешнеторговых переговорах, которые как раз начинались в Женеве. Итог же переговоров должен соответствовать «нашему духу свободы предпринимательства - самой сути всего того, что мы называем американским», отметил президент Трумэн.

Уилл Клейтон, глава делегации США в Женеве, считавшийся в Госдепартаменте виднейшим сторонником свободной торговли, по правде говоря, полагал, что важны не столько внешнеторговые переговоры, сколько осуществление плана Маршалла по преодолению послевоенного экономического кризиса в Европе. Как заявил Клейтон на совещании в Госдепартаменте в мае 1947 года, «вообще-то инициатива реализации этого плана должна исходить от европейских стран. Но Америка должна вести шоу. И начинать следует прямо сейчас».

«План Маршалла» символизировал ставку США на внешнюю торговлю, хотя не все европейцы были от этого в восторге

Как указывает биограф Клейтона, ГАТТ «стало беспрецедентным соглашением по размерам снижения тарифов, а также по количеству вовлеченных товаров и стран в истории индустриального мира.

Более того, оно стало основой гибких двусторонних и многосторонних торговых переговоров, и сама процедура этих переговоров обеспечивала политическое превосходство богатых стран и мировое доминирование США.

Соглашение создало условия для последующей либерализации мировой экономики и равного отношения к национальным и зарубежным инвесторам. Хотя и позволяло сохранить временные взаимные внешнеторговые ограничения, о которых США и Великобритания договорились летом 1947 года».

После этого американская внешнеторговая стратегия уже не называлась политикой открытых дверей и, как и раньше, определялась тем, что называлось домашним влиянием. Но это влияние чем дальше, тем больше требовало расширения американской модели капитализма на весь мир (прежде всего чтобы обеспечить свободное движение капитала), поэтому следующие президентские администрации двигались по пути внешнеторговой либерализации (за исключением особых случаев, переходивших в ведение Конгресса, который учитывал отдельные интересы некоторых отраслей американской экономики).

Все это подразумевало постепенное открытие американского рынка даже для тех стран, которые защищали свой рынок с помощью тарифов, субсидий или заниженного курса национальной валюты. Американская экономическая стратегия делала ставку на внешнюю торговлю - сначала по отношению к Европе (в рамках плана Маршалла), а потом в разных формах по отношению к Японии, Южной Корее и Тайваню.

Администрация президента Кеннеди в условиях более свободной торговли уделяла стимулированию американского экспорта особое внимание. В 1962 году Конгресс принял закон о торговле, позволявший администрации снизить импортные тарифы на 50% в связи с начинавшимся в 1963 году (и продлившимся до 1967-го) новым этапом переговоров в рамках ГАТТ (он получил название «раунд Кеннеди»).

Кроме того, в законе подчеркивалось, что продовольственную помощь развивающимся странам нужно рассматривать как займы, по которым получатели должны расплачиваться долларами.

Доля такой помощи в американском продовольственном экспорте, составлявшая в начале 1960-х годов 35%, в 1975-м снизилась до 5%. Как бы то ни было, развивающиеся страны получили сигнал переходить к политике стимулирования прямых иностранных инвестиций и развивать экспортные отрасли - просто для того, чтобы иметь доллары, нужные для платежей в рамках программы продовольственной помощи.

Относительно упомянутой Международной торговой организации, чьи функции взяло на себя ГАТТ, следует сказать, что ее история некоторым образом связана с МВФ и Всемирным банком, в создании которых живейшее участие принимал СССР. Американская пресса сообщала, что на конференции в американском Бреттон-Вудсе 22 июля 1944 года было объявлено: объем МВФ составит $8,8 млрд, в том числе $1,2 млрд внесет CCCР.

Такой же суммой, по данным прессы, выражалась предполагаемая советская доля в капитале Международного банка реконструкции и развития (всего $9,1 млрд), создаваемого с целью стимулирования долгосрочных инвестиций. В итоге СССР дал задний ход.

Бреттон-Вудская конференция 1944 года придумала не только МВФ и МБРР, но и Международную торговую организацию

На роль третьего кита послевоенного мироустройства предлагалась Международная торговая организация, призванная возродить мировую торговлю. Переговоры в Женеве 1947 года должны были идти как раз о создании МТО. Однако администрация президента США проявила в этом вопросе редкое отсутствие энтузиазма. Впрочем, когда Трумэн решил, что просить Конгресс ратифицировать устав МТО не следует, он учел не только позицию администрации и не только резкое противодействие в Конгрессе со стороны оппозиции (та выступала за политику протекционизма), но и настроения крупнейших американских капиталистов - так сказать, международно ориентированных.

Американский Совет по делам Международной торговой палаты определил: «Устав МТО является опасным документом, который в качестве долгосрочной задачи рассматривает обеспечение во всем мире экономического развития и занятости».

В сущности, претензии к уставу МТО сводились к тому, что в нем не было положений, где говорилось бы об открытии рынков других стран для американских прямых инвестиций, а также о защите этих инвестиций. То есть о том, что стало основой американских двусторонних соглашений с другими странами в 1950-е годы.

Борьба с разочарованием


Уже в 1970-е годы ГАТТ перестало устраивать США. В докладе Комиссии по внешней торговле и инвестициям (председателем комиссии был глава IBM), адресованном президенту, говорилось:

«США не получили достойного вознаграждения за тарифные уступки другим странам - они находят способы воспрепятствовать доступу на свои рынки помимо таможенных тарифов».

Нетарифные барьеры прежде всего касались американских финансовых услуг, а именно на их экспорт американские власти возлагали особые надежды при решении проблем текущего платежного баланса. США приходилось бороться с тысячами законов, подзаконных актов и нормативов в других странах, в том числе относящихся к ценовому регулированию или субсидиям. В общем, со всем тем, что определялось как «нечестная внешнеторговая практика».

В отличие от сферы таможенных тарифов соглашения, касающиеся финансовых услуг, иностранных инвестиций и защиты прав интеллектуальной собственности, требовали серьезного пересмотра законодательства и правоприменения.

В ходе переговоров так называемого токийского раунда ГАТТ в 1970-е годы США делали акцент на нетарифных барьерах, но не преуспели из-за противодействия Японии и европейских стран. Однако в 1980-е его удалось преодолеть. В американском Конгрессе стали все громче звучать заявления протекционистского толка, участились случаи введения США антидемпинговых пошлин - и японцы с европейцами забеспокоились. В конце концов Рональду Рейгану удалось убедить Японию ввести «добровольные ограничения экспорта» автомобилей и нарастить их производство в самих США.

Готовность Японии придерживаться стратегии свободной торговли обеспечила успех уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ, начавшегося в 1986 году (по плану он должен был стартовать в 1982-м). Этот успех выразился, в частности, в Соглашении о свободной торговле между США и Канадой, заключенном в 1989-м. В 1911 году Канада отказалась подписывать такой договор, поскольку значительная часть граждан страны опасалась «аннексии со стороны США». На сей раз решающую роль в судьбе документа сыграли канадские капиталисты, испугавшиеся, что их товары и инвестиции будут рассматриваться как иностранные американскими конгрессменами, которые явно находились во власти протекционистских настроений.

Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой стало примером при создании ВТО

Стоит сказать, что этот документ стал основой для Североамериканского соглашения 1994 года о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой. На его лоббирование в Конгрессе американские бизнес-ассоциации потратили $50 млн - это самый дорогой проект в области внешнеторговой политики за всю историю США.

Американский приговор


Механизм разрешения внешнеторговых споров в рамках Североамериканского соглашения стал во многом моделью для ВТО, создание которой в 1995 году можно отнести к заслугам уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ. Основой успеха здесь была позиция США и европейских стран, которые просто пригрозили закрыть два самых больших рынка в мире для стран, которые не подпишут многосторонние соглашения, прежде всего по финансовым услугам и защите прав интеллектуальной собственности. (Можно, конечно, заметить, что развивающиеся страны согласились войти в ВТО еще и по причине огромной задолженности перед индустриальными странами.)

Важнейшее значение ВТО заключается в том, что она впервые предложила судебный механизм разрешения внешнеторговых споров.

Конечно, сами США теперь были вынуждены отказаться от избирательного применения внешнеторговых мер, которое они практиковали при ГАТТ. Тем не менее доля внешней торговли (экспорт плюс импорт) в ВВП США выросла с 11% в 1970 году до 23% во второй половине 1990-х.

Так или иначе, можно сказать, что создание ВТО стало важнейшим событием в истории становления глобального капитализма со времен несостоявшейся МТО.

Сейчас ситуация с ВТО оставляет желать лучшего. Организация призвана разрешать споры, а также разрабатывать соглашения, причем новую разработку должны поддержать все 164 члена ВТО. Такое единодушие представляется недостижимым. Если члены ВТО не могут договориться о новых правилах, они обязаны следовать существующим - в интерпретации судей организации. Даже если правила членам не нравятся, других ведь пока не предвидится.

Юридическая функция ВТО оказалась под угрозой. В апелляционный суд организации должны входить семеро судей. К 2018 году осталось четверо (у троих истек срок полномочий), но американцы тормозят процедуру избрания новых судей, ссылаясь на «системные трудности».

Проблема усугубляется тем, что в последние годы торговые споры резко прибавили в количестве и при этом становятся все сложнее. Апелляционный суд работает одновременно с множеством дел, и на каждое уходит масса времени. К примеру, то, что инициировал Евросоюз в отношении концерна Airbus, рассматривалось год. К концу 2019 года истекают полномочия еще троих судей. Останется один. А для принятия решений необходимы трое, и, если вакансии не будут заняты, юридическая система ВТО рухнет.

В сентябре 2017 года американский торговый представитель Роберт Лайтхайзер пожаловался, что судьи ВТО предвзяты (толкуют правила не в пользу США) и что ВТО вменяет стране обязательства, которые та, вступая в организацию, на себя не принимала. Еще в 1996 году Лайтхайзер, будучи советником кандидата в президенты Боба Доула, говорил, что претензии к США в рамках ВТО должны рассматриваться в независимых американских судах. Сейчас Роберт Лайтхайзер с похвалой отзывается о системе, предшествовавшей ВТО, когда страны могли не подчиняться решениям по спорам.

Лайтхайзер выразил сомнения в том, что ВТО объективно рассмотрит жалобу на предмет нарушения Китаем правил организации или введет какие-то правила, обеспечивающие справедливость решений, на министерской конференции в Буэнос-Айресе в декабре 2017 года.

Американский торговый представитель Роберт Лайтхайзер зафиксировал провал министерской конференции в Буэнос-Айресе в декабре 2017 года

Конференция ВТО в Буэнос-Айресе (уже 11-я по счету) действительно закончилась провалом. Делегаты не смогли даже согласовать текст совместного заявления - что уж говорить о заключении торговых соглашений.

Собственно, перед конференцией надежд на ее успех почти не было, а по ходу мероприятия эти ожидания вообще исчезли.

Роберт Лайтхайзер представлял точку зрения США, согласно которой от многосторонних торговых переговоров нет никакого толку, а юридическая система ВТО глубоко порочна.

Делегаты из многих стран сетовали, что США, утратившие былое лидерство в ВТО, будут только рады провалу переговоров, дескать, вот лишнее доказательство бессмысленности организации.

Делегаты прибыли в Буэнос-Айрес с грузом глубоких разногласий и так их и не преодолели. Скажем, Индия пожаловалась на ограничения в праве распределять запасы продовольствия среди населения. США возразили, Индия пригрозила ответными мерами - выходом из соглашения о запрете субсидий на нелегальный вылов рыбы. Европейский торговый комиссар Сесилия Мальмстрем назвала такой шаг «чудовищным».

В общем, ВТО повторяет нелегкий путь ее предшественников. Cначала государства с помпой создают глобальную торговую систему, а после отказываются поступиться толикой личного интереса ради ее благоденствия.

(ВТО) ‑ международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово‑политических отношений государств‑членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (т.н. Уругвайского раунда) между странами‑членами ГАТТ.

Статус наблюдателей в ВТО имеют более 20 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк, региональные группировки, товарные ассоциации.

Среди стран-наблюдателей — Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Сербия, Узбекистан и др. Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов . Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами ‑ членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

‑ доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

‑ список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

‑ перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

‑ протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух‑ и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высшим органом является Министерская конференция , объединяющая представителей всех стран-членов ВТО. Сессии собираются каждые два года. В период между сессиями ее функции осуществляются Генеральным советом (ГС), состоящим также из представителей всех членов ВТО. Кроме того, ГС исполняет обязанности Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством ГС работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Министерская конференция создает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом, и Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам. Членство в советах и комитетах открыто для всех стран-членов ВТО.
Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО.

Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах‑участницах, прием новых членов.

В 2019 году истекает срок полномочий двух из трех оставшихся судей апелляционного суда Всемирной торговой организации (ВТО). Назначить новых могут помешать американцы: Дональд Трамп не раз угрожал выходом США из ВТО, если та не станет плясать под его дудку. Другие страны, в том числе из ЕС, американского президента не поддерживают. Что ждет главное международное торговое объединение и как это скажется на России - в материале РИА Новости.

За что боролись

ВТО, возникшая в 1995 году на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947-м, - по сути, аналог ООН , призванный регулировать международный товарооборот и способствовать развитию торговых отношений во всем мире.

Россия потратила 18 лет на переговоры о вступлении в организацию. Для страны, намеревающейся занять лидирующие позиции в мировом экспорте товаров и услуг, приведение тарифов и торговых правил в соответствие со всеми международными стандартами было жизненно необходимо.

"В ходе непростого и длительного переговорного процесса мы согласовали и привели в соответствие с правилами ВТО сотни наших тарифных позиций, отечественное законодательство. Мы уже достаточно долгое время фактически использовали нормы и стандарты ВТО. А тот факт, что все члены ВТО одобрили подключение России к организации, является признанием полной готовности российской экономики к новым условиям", - отмечал Владимир Путин в интервью РИА Новости в 2013 году.

Однако на деле получилось, что сама ВТО оказалась не готова к новым экономическим реалиям. В частности, выяснилось, что ключевая проблема главной мировой площадки, предназначенной для обсуждения и разрешения накопившихся между ее участниками противоречий, - отсутствие реальных инструментов урегулирования споров.

Кроме того, ВТО отличается крайней неповоротливостью в принятии конкретных решений. Организация явно нуждается в срочном реформировании.

В последних числах ноября совместные предложения по изменениям в апелляционном суде ВТО внесли Китай, Индия, ЕС , Норвегия, Канада, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Исландия, Мексика и Сингапур.

Трамп против

Сейчас в этом органе Всемирной торговой организации всего трое судей из семи. За минувший год суд вынес только три решения - остальные одиннадцать, по сути, зависли.

Это вполне устраивает Дональда Трампа: из-за развязанной им торговой войны против всего мира в ВТО обратились многие страны, затронутые протекционистской политикой США, включая Китай , Россию и даже союзников США по НАФТА - Канаду и Мексику.

Американские политики привыкли использовать международные организации исключительно в качестве марионеток для продавливания собственных интересов. Поэтому сильная ВТО, способная призвать к ответу за действия, направленные на замедление мировой торговли, а как следствие - роста экономики, действующему президенту США попросту не нужна.

Еще в июле администрация Трампа подготовила законопроект, позволяющий игнорировать решения ВТО в случае их несоответствия государственным интересам. Сам хозяин Белого дома в интервью Bloomberg заявил, что США готовы покинуть организацию, если та "не улучшит свою работу".

Показательно, что даже когда Евросоюз не признает поражение в споре касательно свиного эмбарго (ЕС неправомерно требует компенсации 1,39 миллиарда евро ежегодно за введение Россией запрета на импорт европейской свинины), Москва предпочитает решать все вопросы по правилам организации и настроена на диалог с Брюсселем.

Александр Лесных.

ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.

В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва , Латвия , Эстония , Армения , Грузия , Молдова , Киргизия . Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая , считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота – в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Российскую Федерацию и некоторые другие постсоветские государства (Украина , Белоруссия , Азербайджан , Казахстан и Узбекистан).

Задачи ВТО.

Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1). Отсутствие дискриминации в торговле.

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.

Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.

Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

Практические принципы работы ВТО.

В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.

Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширения числа участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться в подлинно «всемирную торговлю».

Основные функции ВТО:

– контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

– создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

– урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

– контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

– оказание помощи развивающимся странам;

– сотрудничество с другими международными организациями.

Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.

Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

Организационная структура ВТО.

Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня (рис. 1).

Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Противоречия между странами-членами ВТО.

Хотя устав ВТО декларирует равноправие всех стран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречия между развитыми и развивающимися странами.

Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства «третьего мира» могут импортировать в основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая свою текстильную промышленность и агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.

Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.

Либерализация мировой торговли затрудняется также тем, что развитые и развивающиеся страны сильно различаются по экономической силе. Поэтому страны «бедного Юга» постоянно (и не без оснований) подозревают страны «богатого Севера» в том, что те хотят навязать им такую систему мирохозяйственных отношений, которая более выгодна развитым, чем развивающимся странам. В свою очередь, развитые страны справедливо отмечают, что многие государства откровенно спекулируют на своей слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях.

Асимметричность взаимоотношений развитых и развивающихся стран наиболее четко прослеживается в вопросе о защите интеллектуальных прав собственности. Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой – главным образом в странах «третьего мира» – торговых марок известных фирм развитых стран. Естественно, что в этой борьбе страны «богатого Севера» заинтересованы гораздо сильнее, чем государства «бедного Юга».

Либерализация мировой торговли все же объективно выгодна как развитым, так и развивающимся странам. Известно, например, что вступление развивающихся стран в ВТО резко повышает приток в них иностранных инвестиций. Поэтому страны-члены ВТО ищут и находят компромиссные решения трудных проблем.

Стратегией развития ВТО стало постепенное привлечение в нее все новых и новых стран, но при этом чем менее развитой является экономика страны, тем более длительный период предоставляется ей для полной реализации принципов свободной торговли.

Льготы для новых стран-участниц хорошо заметны, прежде всего, в уровне тарифов на импортные товары. Если сравнить средний уровень тарифов стран-членов ВТО (табл. 1) с теми условиями, на которых в ВТО входили некоторые страны (табл. 2), то заметно привилегированное положение новых членов. Им часто разрешают применять более высокие импортные тарифы, чем в среднем в ВТО; к тому же и эти тарифы они вводят после многолетнего переходного периода. Таким образом, новые участники ВТО могут сразу получать выгоды от снижения пошлин на экспорт своих товаров за рубеж, а трудности от снижения протекционистской защиты ослабляются.

Таблица 2.ТРЕБОВАНИЯ ПО ИМПОРТНЫМ ТАРИФАМ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ К ВТО СТРАН
Страна Год вступления в ВТО Тарифы по сельскохозяйственным товарам Тарифы по другим товарам
Эквадор 1996 25,8%, переходный период 5 лет, применение специальных защитных мер по некоторым товарам 20,1%
Панама 1997 26,1%, переходный период до 14 лет, применение специальных защитных мер по некоторым товарам 11,5%, переходный период до 14 лет
Латвия 1999 33,6%; переходный период 9 лет 9,3%, переходный период 9 лет
Эстония 1999 17,7%, переходный период 5 лет 6,6%, переходный период 6 лет
Иордания 2000 25%, переходный период 10 лет
Оман 2000 30,5%, переходный период 4 года 11%, переходный период 4 года
Литва 2001 в основном от 15 до 35% (максимально 50%), переходный период 8 лет в основном от 10 до 20% (максимально 30%), переходный период 4 года
Составлено по данным сайта Россия и ВТО: www.wto.ru

Борясь против ограничений, вводимых в развитых странах на импорт из «третьего мира», развивающиеся страны прибегают к арбитражу ВТО и добиваются отмены «антидемпинговых» мер. Так, в первые годы 21 в. Индия обратилась в ВТО с протестом против США и ЕС, которые вводили ограничения на импорт изготовленных в Индии тканей и одежды; после длительных разбирательств ВТО обязал ответчиков отменить протекционистские меры. Впрочем, подобного рода конфликты часто возникают не только между развитыми и развивающимися, но и между разными развивающимися странами. Например, во второй половине 2001 Индия инициировала в ВТО 51 антидемпинговое разбирательство, из них 9 в адрес Китая, 7 – Сингапура, 3 – Таиланда.

Россия и ВТО.

Поскольку экономика России все сильнее интегрируется в мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических организаций. Еще в годы существования СССР были установлены контакты с ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО.

Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

Присоединение России к ВТО может способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.

Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ в рамках ВТО является эффективное продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках либеральных экономических реформ, ибо данный процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и о повышении степени прозрачности всего законодательства.

От либерализации и унификации российской системы государственного регулирования ожидаются следующие выгоды:

– упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда – ускорение оборачиваемости средств;

– повышение конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;

– повышение инвестиционной привлекательности экономики России;

– снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;

– уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы регулирования.

Но либерализация внешнеэкономических отношений неизбежно приведет и к существенным негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни страны – политической, социальной, производственной и финансово-экономической.

В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах).

В области социальных отношений вступление в ВТО также чревато негативными последствиями: многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг. Пока неясно, какими могут быть масштабы сокращения рабочих мест, но, вероятно, речь пойдет о сотнях тысяч безработных (прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности). Это потребует крупных затрат на социальную поддержку, переквалификацию, создание новых рабочих мест и т.д. Для этого необходимы огромные средства, которые, правда, частично могут быть получены от партнеров по ВТО.

Поскольку российским производителям придется конкурировать с зарубежными и на внешнем, и на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в собственно экономической сфере кризисные явления могут развиваться по двум основным направлениям.

С одной стороны, зарубежными фирмами обязательно будут предъявлены – причем, на вполне законных основаниях – претензии по поводу демпинга, якобы применяемого российскими экспортерами. Дело в том, что структура себестоимости наших конкурентоспособных товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Поэтому от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.

С другой стороны, на внутреннем рынке резко усилится конкуренция с более дешевыми и качественными товарами зарубежных фирм. Согласно некоторым экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями. При вхождении России в ВТО пострадают следующие отрасли: сельское хозяйство, легкая промышленность, сельхозмашиностроение и автомобильная промышленность, в частности производство грузовиков. Для остальных снижение таможенных барьеров невыгодно, поскольку может привести к разорению. Поэтому, как условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении высоких таможенных пошлин для ограждения отечественного рынка от субсидированной продукции из Европы, Азии и других стран.

В связи с этим предусмотрены т.н.адаптационные меры, в частности, предполагается принять закон о продлении освобождения сельскохозяйственных предприятий от налога на прибыль до 2016 и минимизацию НДС.

Поскольку немедленное и полное выполнение условий вступления в ВТО представляется для России невозможным, в нашей стране имели место острые споры по поводу целесообразности этого вступления.

В июне 2012 депутаты от оппозиционных партий подали запрос в Конституционный Суд о проверке на соответствие Основному закону РФ международный договор о вступлении России в ВТО. 9 июля 2012 КС признал, что соглашения с ВТО являются законными.

Российская экономика неизбежно понесет крупные потери после вступления в ВТО.

Дмитрий Преображенский, Юрий Латов

Литература:

Афонцев С. Присоединение к ВТО: экономико-политические перспективы. – Pro et contra. Т. 7., 2002
Горбань М., Гуриев С., Юдаева К. Россия в ВТО: мифы и реальность . – Вопросы экономики. 2002, № 2
Максимова М. Вступление в ВТО: выиграем или проиграем? – Человек и труд. 2002, № 4
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация . М., ЗАО Издательство «Экономика», 2002, 2003
Ресурсы интернет: WTO website (Официальный сайт ВТО) – http://www.wto.org/
Россия и Всемирная торговая организация (российский сайт ВТО) – http://www.wto.ru/
Всемирная Торговая организация: будущее успешной торговли начинается сегодня – http://www.aris.ru/VTO/VTO_BOOK



Похожие публикации