Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Помощь юриста по спорам о начислении неустойки подрядчику по государственному контракту. Списание сумм неустоек (штрафов, пеней). Что нового? Возможно ли списание пени в году

Одна из антикризисных мер правительства на 2016 год – списание неустоек. То есть, начисленные по контрактам неустойки списываются и поставщики (подрядчики, исполнители) фактически освобождаются от обязанности их уплаты. Подробности - в статье.

В 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Списание неустоек по 44-ФЗ в 2016 году

Порядок списания заказчиками в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам утвержден приказом Минфина России от 12.04.2016 № 44н «О Порядке осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (вступил в силу 6 июня 2016 года).

В рамках июня и последующих месяцев заказчик на законных основаниях может списать суммы или предоставить поставщику отсрочку уплаты штрафов, пеней, неустоек.

Интересные разъяснения специалистов Минэкономразвития РФ

Списание задолженностей по неустойкам и предоставление отсрочек по их уплате являются не правом, а обязанностью заказчиков при условии, что имеются все необходимые документы (акты приема-сдачи результатов работ, акты сверки и др.) (Письма Минэкономразвития России от 17.02.2016 № Д28и-350, от 25.11.2015 № Д28и-3373, от 03.07.2015 № Д28и-1941, от 22.06.2015 № Д28и-1815). Хотя Письма выпущены применительно к Постановлению Правительства РФ N 196, но остаются актуальными и в отношении 2016 года.

Отсрочка уплаты и списание задолженностей по неустойкам допустимы только в случае исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом. Соответственно, если контракт расторгнут по соглашению сторон, принятие названных мер невозможно (Письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 № Д28и-2194).

К незавершенным обязательствам по контракту рассматриваемые меры не применяются (Письмо Минэкономразвития России от 21.12.2015 № Д28и-3764). Из этого письма следует, что отсрочка не предоставляется, списание не производится в случае, если неустойка начислена по контракту, срок исполнения которого приходится на 2017 г. Таким образом, не имеют значения дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей, например, к проведению работ. Важно, чтобы срок их завершения приходился на 2015 и 2016 гг.

Списанию подлежит неуплаченная задолженность. В случае если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным неустойкам была произведена оплата, решение о ее списании не принимается, денежные средства организации не возвращаются (Письмо Минфина России от 27.10.2015 № 02-02-04/61548).

В случае если условиями контракта предусмотрены этапы его исполнения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать отсрочки уплаты и списания задолженности только после исполнения всех этапов, установленных контрактом (Письмо Минэкономразвития России от 20.08.2015 N Д28и-2553). Решение о предоставлении отсрочки уплаты и списании задолженности:

  • принимается вне зависимости от наличия соответствующего положения в контракте (Письмо Минэкономразвития России от 04.06.2015 № Д28и-3869);
  • не требует внесения изменений в контракт (Письмо Минэкономразвития России от 01.07.2015 № Д28и-1842).
  1. Если поставщик (подрядчик, исполнитель) выполнил обязанности по государственному (муниципальному) контракту в 2015 и 2016 гг., он вправе рассчитывать на списание неустойки либо предоставление отсрочки по ее уплате. При этом не имеют значения установленный контрактом срок завершения работ, дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей по нему. Важно, чтобы были надлежащим образом оформлены документы, подтверждающие завершение исполнения обязательств, и подписан акт сверки задолженности по неустойке.
  2. Списание задолженности является обязанностью заказчиков, неисполнение которой можно оспорить в судебном порядке.
  3. В случае если размер неустойки превышает 20% цены контракта, списание задолженности и предоставление отсрочки по ее уплате не применяются. Однако, обратившись в суд, можно попытаться доказать, что сумма неустойки явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и просить арбитров снизить ее на основании ст. 333 ГК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 (далее — постановление № 190) был определен регламент списания неустойки и предоставления отсрочки по ее погашению в отношении исполнителей и поставщиков, которые закончили в полном объеме в 2015 или 2016 году исполнение своих обязательств в рамках госконтракта.

Вариант решения должен был избираться в зависимости от суммы неуплаченной неустойки. Так, если она составляла (в процентах от стоимости самого госконтракта):

  • менее 5%, заказчик списывал ее полностью;
  • от 5 до 20%, заказчик обязывался либо предоставить отсрочку по ее внесению до завершения текущего финансового года, либо осуществить списание 50% от задолженности при условии, что оставшаяся половина будет уплачена до конца текущего фингода;
  • более 20%, заказчик обязывался предоставить отсрочку по ее внесению до конца текущего фингода.

Данные правила распространялись на учтенную задолженность поставщика вне зависимости от даты ее образования.

Рассматриваемое постановление № 190 к моменту написания настоящей статьи уже утратило силу, т. к. действовало до 01.01.2017. Параллельно утратил силу и соответствующий п. 6.1 ст. 34 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

ВАЖНО! Для применения упомянутых положений срок исполнения, согласованный в условиях контракта, не важен, т. к. оценивался срок фактического исполнения (см. постановление АС Западно-Сибирского окр. от 22.01.2016 по делу № А46-3302/2015).

Протокол и решение комиссии о списании неустойки, образец приказа о списании

Принятие решения о списании задолженности входило в сферу компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов заказчика. На его основании в дальнейшем издавалась соответствующая внутренняя распорядительная документация заказчика (например, распоряжение или приказ о списании неустойки).

Образец решения комиссии о списании неустойки можно скачать по данной ссылке: Решение комиссии о списании неустойки - образец .

Такое решение комиссии должно было отражать:

  • сведения о неуплаченной задолженности, зафиксированной в реестре контрактов;
  • обязательные реквизиты первичной учетной документации в соответствии с инструкцией по применению Единого плана счетов бухучета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (см. п. 8 приказа Минфина России от 12.04.2016 № 44н).
  • сумму списываемой неустойки;
  • основания, по которым производится такое списание (в т. ч. надлежало сослаться на положения постановления № 190 и решение комиссии);
  • перечень ответственных за исполнение приказа лиц.

Образец документа можно найти и скачать по ссылке: Приказ о списании неустойки - образец .

Списание и уплата неустоек в 2018 — 2019 году

Начисление и уплата неустойки в 2018 — 2019 году производится в соответствии с предписаниями ст. 34 закона № 44. Списание неустойки в 2018 — 2019 году по закону № 44-ФЗ к моменту публикации настоящей статьи не регламентировано.

Вместе с тем приведенные выше образцы документов могут быть уже сейчас использованы, например, как шаблоны для разработки локальной документации в частных организациях и т. д.

Итак, списание не уплаченной исполнителем или поставщиком по госконтракту неустойки заказчиком в 2016 году производилось по правилам, содержащимся в постановлении № 190. Списание неустойки в таком порядке было не правом, а обязанностью заказчика. С 01.01.2017 данный документ утратил силу.

Неисполнение подрядчиком обязательств по государственному контракту может стать основанием для начисления неустойки по 44-ФЗ.

Ситуация для подрядчика неприятная и ему может потребоваться помощь юриста по 44-ФЗ. Если вы уже столкнулись с требованием заказчика выплатить неустойку, то вам полезно будет узнать, какие меры можно предпринять, чтобы избежать взыскания пени полностью или уменьшить неустойку.

Условия взыскания неустойки по 44-ФЗ с подрядчика

Ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение договора подряда может выражаться в начислении неустойки.

Ответственность может наступить, если подрядчик:

  • просрочит исполнение обязательства по контракту (в том числе и гарантийного обязательства);
  • допустит иные нарушения условий контракта.

Неустойка по 44-ФЗ делится на следующие виды взысканий:

  • пени;
  • штраф.

Пени по 44-ФЗ заказчик может взыскать с подрядчика, если последний просрочил исполнение обязательства. При этом пеня начисляется за каждый день просрочки. Конкретный размер пени устанавливается в контракте с учетом положений Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.

Штраф по 44-ФЗ необходимо уплатить, если подрядчик не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту. Размер штрафа отражается в контракте в виде фиксированной суммы с учетом положений Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.

Так, штраф за нарушения по контракту (исключение просрочка) будет составлять:

  • 10% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью до 3 млн. рублей;
  • 5% от общей суммы по контракту — для контрактов стоимостью от 3 до 50 млн. рублей;
  • 1% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью от 50 до 100 млн. рублей;
  • 0,5% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью свыше 100 млн. рублей.

Принципиальное отличие пени от штрафа по 44-ФЗ заключается в том, что пени начисляются, если подрядчик нарушил сроки исполнения обязательства, например, не вовремя сдал работы. Тогда как штраф может применяться за нарушения, не связанные с просрочкой, например, подрядчик обязан был предоставить заказчику какую-либо информацию, но не сделал этого.

Поэтому, если за одно и тоже нарушение по государственному контракту заказчик установил и пытается взыскать сразу и пени, и штраф, такие действия незаконны.

Можно ли списать неустойку по 44-ФЗ?

Действительно, в 2015 и 2016 годах законодатель предоставил заказчикам возможность списывать начисленную неустойку, если она не превышала 5% от суммы контракта. Эти годы были тяжелыми для нашей экономики, и многие подрядчики нарушали обязательства не по своей вине. Но с начала 2017 года такую практику отменили. Теперь заказчики не имеют права списать неустойку по 44-ФЗ.

И если вам начислена неустойка, то отстоять свое право на уменьшение штрафа или пени по 44-ФЗ можно уже в арбитражном суде.

В каких случаях суд «отменит» неустойку по 44-ФЗ?

Подрядчик может быть полностью или частично освобожден от уплаты штрафных санкций, если нарушения были допущены им не по его вине, а именно присутствовали:

  • обстоятельства непреодолимой силы или;
  • вина заказчика.

Отсутствие в контракте подобного положения является нарушением, и заказчик может быть привлечен к ответственности Федеральной антимонопольной службой России (Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2016 N 309-КГ16-2910 по делу N А76-7702/2015).

В судебной практике нередко встречаются дела, когда суд полностью или частично отказывал заказчикам во взыскании неустойки по 44-ФЗ:

  • суд частично удовлетворил требования заказчика о взыскании неустойки в связи с тем, что в просрочке подрядчика была и вина заказчика, который несвоевременно передал подрядчику ряд исходных данных и предоставил подрядчику задания на подготовку документации по планировке территории (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.11.2015 N Ф02-5932/2015 по делу N А33-22269/2014);
  • заказчик включил в проект контракта несправедливое условие, согласно которому подрядчик должен был предоставить проектно-сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу, в течение 2 месяцев с момента подписания контракта. Такое условие суд посчитал злоупотреблением права со стороны заказчика, потому что согласно нормативному акту прохождение такой экспертизы составляет 60 рабочих дней с момента предоставления заявления. В связи с этим суд отказал заказчику во взыскании неустойки (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.01.2017 N Ф03-6209/2016 по делу N А73-8100/2016)
  • заказчик задержал подписание контракта, и суд отказал во взыскании неустойки (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.2016 N Ф03-2753/2016 по делу N А37-1224/2015);
  • суд лишь частично удовлетворил требования заказчика о взыскании неустойки по 44-ФЗ в связи с тем, что присутствовала и вина заказчик, который никак не отреагировал на уведомление подрядчика о значительном увеличении стоимости работ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.11.2016 N Ф04-4990/2016 по делу N А70-253/2016);
  • суд отказал заказчику во взыскании штрафных санкций, поскольку последний длительное время согласовывал эскизный проект, неоднократно вносил изменения в задание на проектирование, повлекшее изменение характеристик проектируемого объекта (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.10.2016 N Ф04-5061/2016 по делу N А70-918/2016);
  • заказчик поздно передал строительную площадку подрядчику, поэтому судебные органы лишь частично удовлетворили его требования о взыскании неустойки (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2017 N Ф05-20908/2016 по делу N А40-199307/15).

Несмотря на всю кажущуюся простоту, доказать вину заказчика в просрочке подрядчика или в ином ненадлежащем исполнении обязательств в суде бывает достаточно сложно. Вы можете воспользоваться услугами юриста по 44-ФЗ, и мы поможем вам выстроить линию защиты и собрать необходимые доказательства, которые свидетельствуют о вине заказчика в нарушении обязательств по контракту.

Как уменьшить неустойку по 44-ФЗ?

Гражданское законодательство предоставляет возможность суду снизить размер штрафных санкций, если они завышены и не соответствуют последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ).

В Государственной Думе Российской Федерации во вторник 3 апреля 2018 года рассмотрен проект федерального закона № 344300-7 «О внесении изменения в статью Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Авторы проекта в пояснительной записке напоминают, что Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», было предусмотрено что в 2015 и 2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации .

Такие случаи и порядок были предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 г. № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», утратившим силу с 1 января 2017 года .

Согласно данному постановлению, списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространялось на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществлялось в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Поскольку часть 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, предусматривавшая предоставление заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), утратила силу, предлагается законодательно закрепить за заказчиками возможность списания задолженности по государственным и муниципальным контрактам, возникшей в 2015 и (или) 2016 годах.

На данный момент проект рассмотрен и принят во втором чтении депутатами Государственной Думы Российской Федерации.

Информационный портал закупок

Текст проекта федерального закона 344300-7 « О внесении изменения в статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Проект № 344300-7

во втором чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 112

Федерального закона «О контрактной системе в сфере

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных и муниципальных нужд»

Внести в статью 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 27, ст. 3480; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; 2015, № 1, ст. 51; № 29, ст. 4342, 4375; 2016, № 15, ст. 2058; № 27, ст. 4254; 2017, № 24, ст. 3477; 2018, № 1, ст. 59, 88) изменение, дополнив ее частью 42 1 следующего содержания:

«42 1 . Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.».

Президент

Российской Федерации

Когда поставщик нарушает условия контракта или задерживает исполнение, ему начисляют неустойку. Штрафы начисляют за нарушение любые условий, кроме сроков, а пени – за нарушение сроков. Неустойка – это штрафы и пени вместе взятые. По новому постановлению Правительства от 04.07.2018 № 783 часть неустоек можно списать. Но только при определенных условиях. Что это за условия – читайте ниже.

Расчет неустойки поставщику по 44-фз, которую можно списать

Если сумма неустойки поставщика превышает 5 процентов, ее можно списать частично. Но только в случае, если ее предел не перешагивает за 20-ти процентный порог цена контракта. Если сумма неустойки находится в диапазоне от 5 до 20 процентов от цены контракта - можно списать половину суммы. Но только при условии, что поставщик уже оплатил половину начисленной неустойки до 1 января 2017 года.

Например, цена контракта составляет 1 000 000 руб. Контракт полностью исполнили в 2016 году. Сумма неустойки, которую заказчик начислил поставщику, составляет 180 000 рублей. 90 000 рублей поставщик оплатил в ноябре 2016. Общая сумму неустойки больше 5-ти процентной отметки, но не превышает 20–ти процентного порога. Половину начисленной неустойки поставщик оплатил до 1 января 2017 года. А значит можно списать поставщику половину, которая осталась не оплачена, а именно – 90 000 рублей. Используйте калькулятор для расчета неустойки по 44-ФЗ

Инструкция, как списать неустойки поставщикам в 5 этапов

Ожидание оплаты может длиться годами, причина проста - поставщик не хочет терять деньги и всеми силами будет доказывать, что опоздал не по своей вине. А вас теперь дергает контролер - неустойка начислена, а почему она не уплачена? Проверит, как вы провели претензионную работу и спросит, что мешает взыскать деньги по суду. Придется провести и досудебную работу и сходить в суд. Но теперь правительство сделало вашу работу немного проще - теперь вы можете списать часть долгов своих поставщиков за 2015–2016 год, а не судиться с ними. Читайте, какие долги можно простить и как это сделать в пять этапов.

Когда нельзя проводить списание неустойки по контрактам 2015-2016 гг.

Еще одно условие, без которого нельзя списать поставщику неустойку: поставщик должен быть с этой неустойкой согласен. То есть, если поставщик на момент, когда можно было бы списать неустойку, находится в судебных разбирательствах с заказчиком или не признает, что исполнил обязательства по контракту с нарушениями, такому поставщику нельзя списывать неустойки.

Если нет документа, в котором обе стороны контракта признавали бы наличие неустойки – списывать неустойку нельзя. Если сумма составляет больше 20 процентов от цены контракт – неустойку списывать нельзя. Если контракт заключили, но обязательства по нему исполнили не в полном объеме – также нельзя списывать. Если по контракту менялись условия и заключались допсоглашения по цене, количеству или срокам – неустойку списывать нельзя.

☆ На каком этапе закупки заказчик должен помнить о неустойке поставщика?
☆ Кто должен платить первым - сначала заказчик по контракту или сначала поставщик неустойку?
☆ Можно ли удержать неустойку из обеспечения исполнения контракта?
☆ Допустимо ли кроме неустойки взыскать с подрядчика убытки, которые причинили заказчику нарушения по контракту?

Как списывать неустойку поставщику

Чтоб списать неустойку – создайте специальную комиссии по поступлению и выбытию активов. На собрании комиссии определите, сколько и кому из поставщиков вы намерены списать. Примите коллегиальное решение. Зафиксируйте его в документальной форме. Назовите документ «решение о списании неустойки».

После того, как вы решили, кому и столько списать – передайте сведения исполнителям в бухгалтерию. Они должны сделать необходимые проводки в бухгалтерской программе, которой пользуются. Сделать это нужно в течение пяти дней с даты, как комиссия приняла решение.

После того, как техническая часть позади – нужно обрадовать поставщика тем, что часть его долгов простили. Для этого направьте ему уведомление. Укажите, сколько списали, реквизиты контракта, по которому прошло списание. Письмо – уведомление нужно направить в течение 20 дней со дня, как приняли решение о списании. Форму уведомления смотрите в приложении к постановлению от 04.07.2018 № 783. О факте списания сообщите администратору доходов бюджета, если только вы сами не являетесь администратором.

Вложенные файлы

  • Решение о списании неустойки.pdf

Похожие публикации