Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Внутренний аудит. Аудиторская проверка Осуществляет аудит

Вы узнаете:

Что такое внутренний аудит и чем он отличается от внешнего?
Какие требования законодательства существуют относительно внутреннего аудита.
Чем может помочь внутренний аудитор в работе предприятия.

До недавнего времени внутренний аудит был обязателен лишь для некоторых категорий организаций (банков, страховых организаций и пр.) Их деятельность по внутреннему аудиту регламентируетcя большим количеством специальных нормативных актов (касающихся непосредственно их отрасли), которые требуют отдельного рассмотрения. И мы не будем уделять им внимание в данной статье.

Для иных организаций внутренний аудит (контроль) стал обязательным после вступления в силу Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ. В частности, в данном законе в ст. 19 данного закона сказано следующее: «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).»

Чуть позже мы проанализируем это требование законодательства. Сейчас же мы обратим внимание на несколько существенных моментах:

  • Условно внутренний аудит (контроль) можно разделить на общий внутренний контроль (который, согласно Федеральному закону № 402-ФЗ должен проводиться во всех организациях и специальный, нормативные требования по которому существуют достаточно давно (касающийся банков, страховых организаций и пр.))
  • Нормативно-правовая база, касающаяся общего внутреннего аудита (контроля) достаточно лаконичная. Мы проанализируем ее чуть позже.
  • Четкой юридической ответственности за нарушение законодательства об осуществлении общего внутреннего контроля нет. С достаточно большой натяжкой в данном случае можно применить статью КоАП, устанавливающую санкции за нарушение правил ведения бухгалтерского учета. Поэтому многие организации требования ст. 19 Федерального закона №402-ФЗ считают декларативными.
  • Несмотря на то, что четкая ответственность за нарушение требования Федерального закона «О бухгалтерском учете» не установлена, осуществление внутреннего аудита (контроля) может быть более чем полезно для самой организации и ее учредителей.

Общий внутренний контроль

К сожалению, до сих пор значительное количество людей считает, что внутренний контроль (аудит) аналогичен внешнему. То есть внутренний аудитор осуществляет проверку правовой, кадровой и бухгалтерской документации, так же как и внешний. Разница состоит лишь в том, что внутренний аудитор является сотрудником аудируемой организации, а внешний – нет. Однако, это абсолютно не так. И если мы внимательно изучим Информацию Минфина N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности», то увидим, что эта точка зрения не верна.

Во-первых, внутренний аудит может осуществляться внешними специалистами. В п.18.2. Информации Минфина сказано: «Организация и оценка внутреннего контроля может осуществляться экономическим субъектом самостоятельно или (и) внешним консультантом (в том числе аудиторской организацией).»

Кроме того, содержание внутреннего аудита более чем значительно отличается от внешнего.

Родоначальником общего внутреннего аудита считается Международный институт внутренних аудиторов США, созданный в 1941 году. Согласно американской концепции, задача внутреннего аудитора – просчитать те риски, которые может ожидать предприятие (они могут быть связаны как с внутренними, так и с внешними причинами); оценить вероятность их возникновения; вычленить те из них, к которым бизнес не толерантен и разработать меры по их минимизации.

Пример 1.

Задачей внутреннего аудитора является анализ изменений в результате политических событий внешнеэкономической ситуации; прогнозирование убытков от потери одних экономических партнеров и необходимости поиска предприятием иных поставщиков и покупателей.

При этом сфера деятельности внутреннего аудитора не ограничивается только бухгалтерскими вопросами, вопросами правильного ведения кадровой и юридической документации, он касается всех сфер деятельности предприятия, например, сферы HR.

Пример 2.

В одной производственной компании рабочим были установлены мизерные зарплаты. В результате это привело к текучке кадров; большим затратам на перманентный поиск персонала, воровству рабочими продукции с предприятия. Кроме того, чтобы мотивировать людей остаться и выплачивать им большую зарплату, начальники некоторых цехов (погрузочно-разгрузочного, логистики) писали, что их подчиненные-сдельщики выполнили больше работ, чем они на самом деле сделали. В результате подобная экономия на зарплате привела к большим потерям финансов компании.

Если бы у фирмы был внутренний аудитор – он должен был бы просчитать негативные последствия такой экономии.

Таким образом, работа внутреннего аудитора касается всех сфер деятельности предприятия: это и проверка эффективности правил построения бюджета; контроллинг; оценка инвестиционных проектов; разработка стратегии по защите активов; контроль за созданием системы мер по минимизации злоупотреблений внутри организации; расследование мошенничества внутри организации; контроль за учетом затрат; анализ контроля качества выпускаемой продукции; оценка контроля качества обслуживания клиентов и многое другое. приоритетными направлениями внутреннего аудита являются: способствование получение прибыли компанией и сохранность активов.
В целом эта концепция нашла отражение в Информации Минфина N ПЗ-11/2013.

Требования российского законодательства к внутреннему контролю (аудиту)

Рассмотрим теперь нормы российского законодательства, касающиеся внутреннего аудита. Во-первых, обратим внимание на то, что в ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все же есть небольшое противоречие.

Согласно ей, все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль. Априори предполагается, что этот внутренний контроль необходимо осуществлять во всех сферах деятельности организации. Но в части 2 той же статьи уточняется, что экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Возникает логическая загадка, а что в остальных сферах (помимо бухгалтерского учета и отчетности), экономический субъект осуществлять внутренний аудит в отличие от остальных организаций не обязан? По идее, требования к внутреннему контролю таких организаций, наоборот, должны быть более строгими, чем по отношению к тем фирмам, которые не подлежат обязательному внешнему аудиту. Или законодатель подразумевает, что внутренний аудит для всех организаций обязателен (в том числе в сфере контроля за ведением бухгалтерской документации); а для фирм, подлежащих внутреннему аудиту он строго обязателен? В общем, статья оставляет обширное поле деятельности для ее толкования.
Следующий нормативный акт, в котором мы можем найти требования к внутреннему аудиту – это Постановление правительства РФ от 23 .09.2002 № 696 «Об утверждении федераль

ных правил (стандартов) аудиторской деятельности»). Обратим внимание сразу же на то, что в данный документ не внесено свежих изменений и дополнений после вступления в силу закона о бухучете. Поэтому отдельные его нормы не совсем соответствуют точке зрения Минфина, высказанной в информации. Например, согласно данному документу, внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита (как мы видим, данная норма идет в разрез с информацией Минфина, ведь согласно ей внутренний аудит может осуществлять и сторонняя организация). Безусловно, объясняя это противоречие, можно сослаться на то, что в информации Минфина говорится о внутреннем контроле, в то время как в постановлении Правительства РФ речь идет о внутреннем аудите. Но по сути, эти два понятия являются идентичными.
По мнению авторов данного постановления, функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля. Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:

  • мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля;
  • исследование финансовой и управленческой информации;
  • контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Проанализируем более детально некоторые пункты Информации Минфина N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По мнению Минфина, эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:

  • изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;
  • превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;
  • возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Фактически в данном случае говорится о том, что создать систему контроля, которая ни при каких обстоятельствах не даст сбоя, невозможно. Приведем два конкретных примера, соответствующих первому и второму пункту.

Пример 3 .

Как известно, ситуация на Украине повлекла введение санкций. С партнерами из одних стран российские бизнесмены прекратили работать, вместо них появились другие поставщики и покупатели. Наверняка есть предприятия, которые в момент перестройки своего бизнеса (поиска новых партнерах в странах, которые не ввели санкции) понесли некоторые убытки. Можно ли было предугадать такую экономическую ситуацию в будущем (когда санкции еще не были введены) – вопрос достаточно сложный. Возможно, на некоторых предприятиях есть гениальные специалисты, которые смогли просчитать вероятность таких событий и их руководство заблаговременно начало искать новые каналы сбыта-поставок. Однако, большинство служб внутреннего контроля скорее всего не смогло этого сделать.

Пример 4.

Даже в негосударственной организации есть место коррупционным схемам: начальник отдела закупок закупает товары у тех поставщиков, которые дают ему самый большой откат; разрабатывает бюджет по отделам в пользу большего финансирования (обучения сотрудников, выплаты заработных плат и т.д.), чей начальник выплачивает ему в благодарность неформальное вознаграждение; на многих производствах осуществляется кража продукции; завышается количество часов, которые якобы отработали работники и которые должны быть оплачены и т.д. Как правило, эффективная система внутреннего контроля предполагает такое разделение обязанностей, которое может исключить возможность мошеннических действий со стороны работников. Однако, есть незыблемое правило, любую систему, разработанную в противодействие коррупционным и мошенническим схемам можно обойти путем сговора трех сотрудников, между которыми соответствующие обязанности в целях минимизации злоупотреблений и были разделены.

Минфин называет следующие элементы внутреннего контроля:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля.

1. Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом.

2. Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности.

Минфин обращает внимание на то, что одним из важных направлений оценки рисков является оценка риска возникновения злоупотреблений (возможные варианты злоупотреблений внутри организации названы в Примере 4). В Информации сказано, что злоупотребления могут быть связаны с приобретением и использованием активов, ведением бухгалтерского учета, в том числе составлением бухгалтерской отчетности, совершением действий, являющихся коррупциогенными (включая коммерческий подкуп). Оценка данного риска предполагает выявление участков (областей, процессов), на которых могут возникать злоупотребления, а также возможностей для их совершения, в том числе связанных с недостатками контрольной среды и процедур внутреннего контроля экономического субъекта.

3. Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта.

Обратимся к примеру 2, чтобы проиллюстрировать, что имеется в виду.

Продолжение примера 2.

Злоупотребление в данном случае выражалось в завышении часов работы сотрудников предприятии (фактически нормы времени). Задачей внутреннего аудитора соответственно является выявление данного риска и его минимизации. В данном случае, на наш взгляд, мог быть предложен комплекс мер: разумное повышение заработных плат; проставление отработанных часов начальником цеха и подтверждение этих часов иным, независимым сотрудником (например, из отдела ОТиЗ).

Минфин указывает, что экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

  • а) документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов);
  • б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);
  • в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их;
  • г) сверка данных (например, экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности);
  • д) разграничение полномочий и ротация обязанностей;
  • е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, ;
  • ж) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей и т.д.

Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

Приведем конкретный пример, иллюстрирующий меру по предотвращению рисков в виде ротации.

Пример 5 .

В отделе по закупкам есть несколько менеджеров (каждый из которых занимается закупкой в своей сфере). Один из них выбирает поставщиков за откаты. В случае ротации менеджера по закупкам, который занимается неблаговидной деятельностью с добросовестным работником – коррупционная схема будет сломана. Для того, чтобы на новом участке договориться об откатах и пр. у менеджера по закупкам – мошенника уйдет много времени и сил.

4. Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, персонал экономического субъекта должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.

5. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) экономического субъекта. Одним из ее видов является непрерывный мониторинг внутреннего контроля. Он может осуществляться руководством экономического субъекта в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах.

Отдельная глава информации Минфина посвящена документированию внутреннего контроля. Из нее можно сделать вывод, что в организации должны быть следующие документы:

  • матрица рисков (включает количественное и качественное описание риска)
  • документ, в котором описываются в текстовой или графической форме бизнес-процессы и процедуры работы организации;
  • документы, в которых бы были отражен порядок организации и осуществления внутреннего контроля (это может быть отдельный документ, а могут быть нормы, прописанные в различных документах компании (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта). Для удобства автор данной статьи советовал бы фирме разработать отдельное положение, посвященное внутреннему контролю. Не исключено использование в таком документе ссылочной техники (когда по тому или иному вопросу Положение будет отсылать пользователя к иным локальным актам организации).
  • Документы, устанавливающие правила коммуникации;

Ими могут являться: положение об информационной политике (в области внешних и внутренних коммуникаций), графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

  • Документы, регламентирующие оценку дизайна внутреннего контроля .

Документация, оформляющая организацию внутреннего контроля, должна регулярно обновляться (не реже одного раза в год).

Руководствуясь данной информацией Минфина, вы можете оценить, насколько ваше предприятие подвержено рискам, дать им количественную и качественную оценку, определить, к каким рискам ваше предприятие будет толерантно, а к каким – нет, разработать меры по минимизации рисков (в информации, как мы продемонстрировали выше, перечислены меры противодействия рискам). Таким образом, следуя этим рекомендациям при желании вы можете создать действенную систему контроля в организации.

1. В 2009 г. аудиторская деятельность осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Минфином России как лицензирующим органом в области аудиторской деятельности. В связи с этим до 1 января 2010 г. аудиторскую деятельность вправе осуществлять исключительно аудиторские организации и индивидуальные аудиторы:

имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, срок действия которых не истек до 1 января 2009 г.;

имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, срок действия которых истекает в период с 1 января 2009 г. до 1 января 2010 г. Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона в этом случае аудиторская деятельность может осуществляться аудиторской организацией без переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии;

получившие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в 2009 г.

До 1 января 2010 г. факт того, что аудиторская организация, индивидуальный аудитор не является членом саморегулируемой организации аудиторов либо аудиторская организация не привела свои учредительные документы в соответствие с требованиями Федерального закона , не является препятствием осуществления такой аудиторской организацией, индивидуальным аудитором аудиторской деятельности.

2. С 1 января 2010 г. аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

3. В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. При этом под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на ее мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов (в настоящее время - Кодексом этики аудиторов России, одобренным Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 31 мая 2007 г.).

4. В 2009 г. аудиторы вправе участвовать в аудиторской деятельности (в том числе подписывать аудиторские заключения), а индивидуальные аудиторы осуществлять аудиторскую деятельность в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата.

До 1 января 2010 г. факт того, что аудитор не является членом саморегулируемой организации аудиторов, не является препятствием участия такого аудитора в аудиторской деятельности.

5. С 1 января 2010 г. аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе участвовать в аудиторской деятельности.

6. Действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 г., не подлежат обязательному обмену.

7. Списки аннулированных решениями Минфина России квалификационных аттестатов аудитора размещаются на официальном сайте Минфина России в сети Интернет www.minfin.ru в разделе "Аудиторская деятельность - Аннулированные/приостановленные лицензии и аттестаты - Аннулированные квалификационные аттестаты аудитора".

8. На этапе заключения договора оказания аудиторских услуг, а также при получении от аудиторской организации (индивидуального аудитора) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности рекомендуется обратить внимание на то, что аудитор, который должен подписывать аудиторское заключение, соблюдает требование Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в отношении ежегодного обучения по программам повышения квалификации. Подтверждением соблюдения аудитором указанного требования является, в частности, отметка на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата аудитора. Отсутствие на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата аудитора, выданного до 2006 г., указанной отметки может означать, что аудитор не соблюдает установленное Федеральным

Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством или по поручению государственных органов . Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Характер и масштабы такой проверки определяет сам клиент.

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля . Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом, проводится аудиторами, работающими на предприятии , следовательно, не отвечает критериям независимости в полной мере.

Внешний аудит проводится сторонними аудиторскими организациями (юридическими лицами) или независимыми аудиторами на основе договоров (заказов) с организациями. Обязательная аудиторская проверка проводится всегда только внешними аудиторами с учетом требований Закона об аудиторской деятельности, результатом работы является составление заключения. Данный вид аудита часто называют финансовым аудитом, так как он предусматривает оценку достоверности финансовой отчетности.

Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств , которые оказывают воздействие на результаты осуществляемых операций. В процессе этого аудита устанавливается соответствие деятельности предприятия его уставу, проверке подлежат правильность начисления оплаты труда , обоснованность начисления и уплаты налогов и т. д. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки их выполнения. Ими могут выступать законодательные требования, ГОСТы, согласованные условия (например, сроки поставок) и др.

Операционный аудит применяется для проверки процедур и методов функционирования предприятия в целях оценки эффективности хозяйствования. Его целесообразно использовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и т. п. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

Специальный аудит - это проверка конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения соблюдения определенных процедур, норм и правил (например, правильности составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.).

Первоначальный аудит характеризуется тем, что для данного клиента он проводится впервые данной командой аудиторов. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы первоначально не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, системе его внутреннего контроля и т. д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется данным аудитором или аудиторской фирмой регулярно (неоднократно). Такое сотрудничество удобно и аудиторам, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

С точки зрения исторического развития аудит подразделяют на подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит и аудит, базирующийся на риске.

Обязательная аудиторская проверка

Сопутствующие аудиту услуги

  • финансовой (материальной);
  • родственной (с лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности);
  • должностной.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Таким образом, аудитор обязан внимательно следить за тем, чтобы не нарушался принцип независимости на всех стадиях проведения аудита, и принимать необходимые меры для устранения возникших обстоятельств. В случае установления фактов, свидетельствующих об утрате независимости и невозможности устранения соответствующих обстоятельств, следует отказаться от дальнейшего проведения аудита.

Внутренний аудит

Организация внутрипроизводственного аудита не относится к вопросам, регламентируемым законодательно государством . Это прерогатива самого предприятия . Между тем от эффективности его функционирования зависит не только сохранность активов экономического субъекта, но и работоспособность самого предприятия. Внутренний аудит способен совершенствовать систему управления .

Осуществление функций внутреннего аудита может быть возложено на специальные службы или отдельных аудиторов, состоящих в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоров), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешних аудиторов. Служба внутреннего аудита может быть создана как самостоятельное подразделение аппарата управления, при этом она подчиняется только руководителю организации. Международный опыт организации предлагает также возможным вынесение внутреннего аудита за рамки предприятия с подчинением совету директоров или учредителям.

Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К структурам внутреннего аудита относятся назначаемые собственника ми экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. Отличительной особенностью данного определения является то, что к институтам внутреннего аудита, помимо внутренних аудиторов или групп внутренних аудиторов, отнесены также ревизоры и ревизионные комиссии.

Для определения места внутреннего аудита в системе контроля необходимо определиться с его структурой. Из элементов системы внутреннего аудита можно выделить наиболее существенные факторы.

Субъекты контроля - специалисты, осуществляющие внутренний аудит. Чем выше их профессиональная квалификация и объективность, тем выше результаты контроля. Требования к знаниям и умениям работников внутреннего аудита включают: знание особенностей функционирования предприятия, структуры управления; владение техникой и методикой проведения проверок; знание норм законодательства; умение правильно определить круг вопросов, подлежащих внутренней и внешней проверке; способность обобщать результаты отдельных проверок для выработки комплекса рекомендаций.

Объект внутреннего аудита - это управляемое звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объекты выбираются в соответствии с целями.

Метод внутреннего аудита организации - это способ достижения цели, который характеризуется использованием как общенаучных методических приемов исследования объектов контроля (анализ , синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, редукция, эксперимент и др.), так и собственных эмпирических методических приемов (инвентаризация , контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы и др.), а также специфических приемов смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

Для достижения указанной цели внутренний аудит должен быть нацелен на решение следующих задач:

  1. оценку экономической эффективности деятельности организации как в целом, так и каждой из его управленческих структур и центров ответственности;
  2. прогнозирование экономического развития организации на перспективу с учетом влияния всех возможных внешних и внутренних факторов;
  3. минимизацию расходов и потерь во взаимоотношениях с бюджетом , другими государственными структурами и партнерами.

В зависимости от специфики организации, особенностей ее организационной структуры и задач, поставленных администрацией, задачи конкретной аудиторской службы могут быть различными. В практической деятельности внутренние аудиторы должны руководствоваться требованиями норм законодательства РФ, а также учредительными документами, приказами по предприятию (если входит в его структуру) и должностными инструкциями.

Мотивацией организации внутреннего аудита на крупных и средних предприятиях служат:

  • усложнение системы законодательства ;
  • стремление управлять финансовыми ситуациями;
  • усиление эффективности управления деятельностью самого предприятия и его структурных подразделений;
  • контроль за рациональным использованием ресурсов;
  • выполнение обязательств ;
  • эффективность системы учета.

Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности

Все эти контрольные меры предусмотрены в целях усиления ответственности аудиторов и аудиторских фирм, повышения доверия к результатам аудита со стороны пользователей.

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;


2. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
Комментарий к статье 12
Независимость - один из основополагающих принципов аудита. Аудиторы, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать профессиональные, этические принципы аудита и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера.
Независимость - принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.
Положения о независимости аудиторов содержатся не только в комментируемом Законе, иных актах, но и в этическом кодексе аудитора.
В кодексе профессиональной этики аудиторов РФ перечисляются основные обстоятельства, наносящие ущерб независимости:
а) предстоящие (возможные) или ведущиеся судебные (арбитражные) дела с организацией клиента;
б) финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме;
в) финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях в другие организации, кредитование, кроме банковского, и др.);
г) косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) в организации клиента через родственников, служащих фирмы, через основные и дочерние организации и т.п.;
д) родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации клиента;
е) чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным относительно реальных рыночных цен;
ж) участие аудитора (руководителей аудиторской фирмы) в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций;
з) неосторожные рекомендации и советы аудиторов (руководителей аудиторских фирм) о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы;
и) прежняя работа аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации на любых должностях;
к) если рассматривается вопрос о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.
По вышеперечисленным обстоятельствам независимость считается нарушенной, если обстоятельства возникли, продолжали существовать или были прекращены в период, за который должны быть выполнены профессиональные аудиторские услуги.
Независимость аудиторской фирмы вызывает сомнения в случае:
а) если она участвует в финансово - промышленной группе, в группе кредитных организаций или холдинге и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эту финансово - промышленную либо банковскую группу (холдинг);
б) если аудиторская фирма возникла на базе структурного подразделения бывшего или действующего министерства (комитета), или при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства (комитета), или при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства (комитета) и оказывает услуги организациям, ранее или в настоящее время подчиненным данному министерству (комитету);
в) если аудиторская фирма возникла при прямом или косвенном участии банков, страховых компаний или инвестиционных институтов и оказывает услуги организациям, акции которых находятся в собственности, приобретены или приобретались вышеназванными структурами в период, за который аудиторская фирма должна оказать услуги.
В тех случаях, когда аудитор выполняет по поручению клиента другие услуги (консультирование, составление отчетности, ведение бухгалтерского учета и т.п.), необходимо следить, чтобы они не нарушали независимости аудитора. Независимость аудитора обеспечивается, когда:
а) консультации аудитора не перерастают в услуги по управлению организацией;
б) нет никаких причин и ситуаций, влияющих на объективность суждений аудитора;
в) персонал, участвовавший в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, не привлекается к аудиторской проверке организации клиента;
г) ответственность за содержание бухгалтерского учета и отчетности принимает на себя организация клиента.
Согласно статье 12 комментируемого Закона аудит не может осуществляться:
1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.
Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Аудит организации представляет собой комплекс мероприятий по оценке достоверности сведений бухгалтерской отчетности и их соответствия требованиям законодательства. Проверка завершается формулированием вывода о правильности ведения на предприятии учета. Рассмотрим подробнее особенности организации и проведения аудита .

Классификация

Существуют различные виды аудита организации . Классификация осуществляется по разным признакам. В зависимости от категории, выделяют независимый, внутренний, государственный .

В первом случае проверку осуществляет сторонняя компания в соответствии с договором, заключенным с руководством предприятия. За организацию внутреннего аудита отвечает специальная служба, действующая в структуре компании. Государственную проверку осуществляют уполномоченные госструктуры.

В зависимости от профиля работы предприятия, аудит может быть общим, страховым, банковским и пр.

Также проверки бывают добровольными и обязательными. В первом случае инициатором выступает руководитель предприятия. Он же определяет сроки и объем проверки.

Обязательному аудиту подлежат организации , указанные в законодательстве.

Нормативная база

Понятие аудита организации , обязанности, ответственность, права, требования к аттестации компаний, осуществляющих проверку, закреплены в ФЗ № 307.

Кроме этого, в соответствии с указанным нормативным актом приняты федеральные стандарты аудиторской деятельности. В них закреплен порядок выполнения проверки, единые нормы проведения процедуры. Правила едины для всех участников аудиторской деятельности.

В стандартах разъяснены принципы проверки, порядок оформления заключения. В них определены методика, глубина, объем аудита организаций .

Кроме внутригосударственных, существуют также международные стандарты. В них установлены требования к качеству аудита, определены цели, приведены перечни необходимой документации и правила оформления заключений.

Предписания для аудиторов

Проверку отчетности могут осуществлять специализированные организации или частные специалисты. К последним предъявляется ряд требований. Частный аудитор должен состоять, во-первых, в аккредитованной саморегулируемой организации. Кроме этого, они должны иметь:

  • высшее юридическое либо экономическое образование;
  • стаж работы в должности помощника аудитора или главного бухгалтера не менее трех лет;
  • аттестат аудитора (выдается по результатам сдачи специального экзамена).

Законодательство также закрепляет ряд требований к аудиторским фирмам. Организация должна быть, во-первых, коммерческой, во-вторых, образована в любой форме, за исключением ОАО. В штате такой компании необходимо иметь как минимум троих специалистов. При этом не менее 51 % ее уставного капитала должно принадлежать аудиторам или иным аналогичным организациям.

Предмет проверки

В организациях, подлежащих аудиту по инициативе руководителя, контроль осуществляется только по вопросам, оговоренным в договоре. К примеру, проверка может выполняться в отношении только кассовых операций, учета ОС, НМА или оборотных активов, расчетов с контрагентами или бюджетом. Соответственно, специалист будет оценивать правильность оформления только отдельных категорий документов.

В организациях, подлежащих обязательному аудиту , проверяется вся финансовая документация и бухгалтерская отчетность. В этом случае предприятию необходимо предоставить все имеющиеся бумаги, которые связаны с его хозяйственной деятельностью. Поскольку такой выполняется представителями госструктур, то не исполнять их требования нельзя.

Обязательность проверки

Для большинства компаний аудит не является обязательным. Как правило, госструктуры привлекаются к проверке бухгалтерской документации крупных компаний, в том числе использующих финансовые средства населения. Обязательный аудит направлен на снижение риска от действий недобросовестных фирм, обеспечение защиты интересов граждан и государства. Он выполняется обычно раз в год.

Перечень предприятий, подлежащих обязательной проверке

Ежегодный аудит учета организации осуществляется, если:

  • Предприятие является акционерным обществом. Стоит отметить, что в соответствии с последними поправками законодательства, проверка осуществляется в отношении всех хозяйствующих обществ вне зависимости от типа, вида деятельности, финансовых показателей. Соответственно, аудит выполняется и в ЗАО, и в ОАО.
  • Акции компании находятся в обращении на фондовой бирже.
  • Предприятие публикует или предоставляет компетентным госорганам свою отчетность. Исключением в этом случае являются госучреждения.
  • Организация является кредитной, страховой, клиринговой, негосударственным фондом или использует финансовые средства населения.
  • Объем прибыли за предыдущий год превысил 400 млн р. либо актив в балансе на конец периода больше 60 миллионов рублей.

Данный перечень не является закрытым. В законодательстве могут закрепляться и иные случаи проведения обязательного аудита. Стоит отметить, что проверку указанных субъектов вправе выполнять исключительно аудиторские фирмы.

Сроки

Продолжительность периода выполнения проверки при добровольном аудите деятельности организации определяется в договоре. Срок зависит от:

  • Масштаба предприятия.
  • Наличия представительств, филиалов.
  • Продолжительности деятельности.
  • Объема проверки.
  • Качества ведения учета.

Если осуществляется обязательная проверка, то срок устанавливается законом и нормативными актами. Как показывает практика, в этом случае в среднем занимает 1-2 недели. Бывают случаи и более длительных проверок, однако они редко продолжаются больше двух месяцев.

Этапы

Аудит предполагает 4 взаимосвязанных стадии:

  • Предварительное ознакомление с предприятием.
  • Планирование.
  • Основной этап (собственно проверка).
  • Формулирование выводов.

Предварительная деятельность

На этом этапе аудитор исследует учредительную документацию, оценивает риски на основании:

  • Специфики деятельности предприятия.
  • Показателей финансового положения, темпов производственного роста.
  • Текучки кадров.
  • Квалификации бухгалтеров.

Планирование проверки

Этот этап считается одним из ключевых в деятельности аудитора. Планирование включает в себя 3 стадии:

  1. Заключение договора с заказчиком. В ходе этой стадии обговариваются сроки, стоимость аудита, количество специалистов.
  2. Составление плана. Оно включает в себя определение стратегии проверки.
  3. Разработка программы оценки. В ходе этой стадии формулируются мероприятия, обозначаются разделы отчетности, подлежащие глубокой и поверхностной проверке.

Ход процесса

Во время непосредственного изучения документации и ее оценки аудитору необходимо придерживаться требований и стандартов. Специалист осуществляет:

  • Сбор доказательств, т. е. первичных документов, отражающих факты совершения операций, сведения от сторонних субъектов и пр.
  • Оценку результатов выборки.
  • Изучение показателей отчетности.
  • Оценку степени существенности.
  • Определение аудиторского риска.
  • Оценку соответствия выполненных финансовых операций требованиям законодательства.
  • Прочие действия, необходимые для формулирования обоснованных выводов.

Оформление заключения

По завершении проверки аудитор составляет официальный мотивированный документ. В нем он излагает свое мнение о соответствии отчетности законодательным требованиям.

Заключение необходимо внутренним и внешним пользователям для формирования собственного представления о финансовом положении предприятия. Сведения этого документа способствуют принятию правильных управленческих решений.

Заключение может быть:

  • Немодифицированным. Его называют также положительным. В таком документе аудитор указывает на отсутствие нарушений в бухгалтерской отчетности компании.
  • Модифицированным. Этот вид заключений разделяется, в свою очередь, на 2 подвида: мнение с оговоркой и отрицательный вывод. Первое составляется, если специалист выявил некоторые нарушения, но они не имеют существенного влияния на достоверность отчетных документов. Соответственно, отрицательное заключение формируется, если нарушения являются значительными.

Кроме того, аудитор может отказаться выразить свое мнение по проверенным документам. Такая ситуация возможна, если специалист не получил в процессе аудита необходимых доказательств. К примеру, оценка выполнялась в отношении только одного участка отчетности, организация отказалась предоставить документацию и пр.

Организация внутреннего аудита

Любой руководитель заинтересован в обеспечении надлежащего контроля над эффективностью структурных подразделений компании и добросовестностью исполнения их сотрудниками возложенных обязанностей. Важнейшим элементом управления является внутрихозяйственный

Целями контроля являются:

  • Минимизация рисков и максимальное увеличение прибыли организации.
  • Повышение эффективности решений, касающихся использования ресурсов предприятия.

Внутренний аудит представляет собой деятельность, регламентированную локальными документами, связанную с контролем разных направлений работы фирмы.

Для реализации этой задачи на предприятии формируется ревизионная служба. Численность ее сотрудников зависит от объема и характера проверок. На небольших предприятиях внутренний аудит может осуществляться 1-4 служащими. В крупных фирмах штат сотрудников ревизионного отдела довольно большой. При этом обязанности отдельных сотрудников могут выходить за рамки бухучета. К примеру, служащие могут проводить оценочный, технологический, экологический аудит и пр.

Ключевые условия

Правильная организация аудита на предприятии невозможна без реализации комплекса мероприятий, в числе которых:

  • Составление проектов организации внутренних проверок по отраслям и направлениям работы. В них должны быть четко указаны конкретные функции ответственных лиц, правила их взаимодействия с другими подразделениями и руководством предприятия, статус внутренних аудиторов, их ответственность, обязанности, права.
  • Установление квалификационных требований к сотрудникам ревизионной службы.
  • Разработка и определение правил внедрения в деятельность аудиторского отдела стандартов, руководств, норм.
  • Составление программ по повышению квалификации и подготовке внутренних аудиторов.
  • Прогнозирование потребности в кадрах.

Разновидности внутреннего аудита

Наиболее распространено разделение аудита на операционный, финансовой отчетности и соответствия законодательным требованиям.

Кроме того, выделяют проверки:

  • Организационно-технологические.
  • Функциональные.
  • Систем управления.
  • Видов деятельности.

Функциональный аудит выполняется для оценки эффективности и производительности. К примеру, проверка может осуществляться в отношении операций, совершаемых служащим или подразделением в разрезе его функции.

Организационно-технологический аудит предполагает оценку работы различных звеньев системы управления. В ходе такой проверки устанавливается технологическая или организационная целесообразность их наличия и функционирования.

Межфункциональный аудит направлен на оценку качества тех или иных функций. К примеру, анализируется эффективность производства и реализации, результативность взаимосвязи и взаимодействия подразделений, отвечающих за указанные направления работы.

Похожие публикации