Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Налоговая служба РФ: структура и основные функции. Налоговые органы Не является правом налоговых органов

Понятие налоговых органов

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых - максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность - по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ. Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие. Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ - для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ. Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке. Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными. Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Порядок досрочного прекращения налогового мониторинга
  • Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга
  • Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения
  • Проверка федеральным органом исполнительной власти полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
  • Подготовка и представление документации в целях налогового контроля
  • Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
  • Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
  • Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ
  • Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен
  • Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами
  • Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций
  • Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля
  • Исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности
  • Вступление в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении в апелляционном порядке

Главной задачей налоговых органов Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, установленных законодательством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также нормативными актами представленных органов муниципальных образований в пределах их компетенции.

Исходя из данного определения, отличие налоговых органов нашей страны от таможенных органов заключается в том, что они не являются сборщиками налогов, они контролируют их уплату, имея при этом широкие права и полномочия.

По мимо перечисленных выше задач, к основным задачам налоговых органов можно отнести валютный контроль осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании.

Что касается функции налоговых органов, они несколько отличаются друг от друга, в зависимости от уровня управления - федерального, регионального или местного.

Перечень функциональных обязанностей территориальных органов ФНС охватывает следующие моменты:

  • § Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • § Обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков;
  • § Проверку достоверности документов по бухгалтерскому и налоговому учету;
  • § Передача документов, касающихся нарушения законодательства, в правоохранительные органы. За такие нарушения должна быть предусмотрена уголовная ответственность;
  • § Направление в суд общей юрисдикции или арбитражный суд исков.

Наряду с общими для всех звеньев налоговой системы Центральный аппарат ФНС и его управления по субъектам РФ осуществляют другие функции:

  • 1. Контроль и координация деятельности нижестоящих инспекций и управления;
  • 2. Обработка материалов: аналитическая и статистическая;
  • 3. Разработка методических изданий по применению налогового законодательства;
  • 4. Сотрудничество с зарубежными, международными налоговыми организациями.

Одной из ключевых задач в международной деятельности ФНС России является установление, поддержание и развитие международных контактов и практическое взаимодействие с налоговыми органами зарубежных стран с целью обмена опытом по налоговым вопросам. А также получения обмена информацией.

Наиболее тесное взаимодействие ФНС налажено с налоговыми ведомствами Германии, США, Франции, Великобритании, Польши и Финляндии. Используемая информация, взята на основании статистических данных, представленных на сайте www. gks. ru

Это свидетельствует об эффективной деятельности ФНС России, которая оценивается по определённым критериям и показателям. К таким показателям относятся: собираемость налогов и сборов, увеличение доли налогоплательщиков и плательщиков сборов, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов, а также снижение задолжности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ и др.

Данные критерии отражают приоритетные направления деятельности и развития ФНС России на ближайшие три года.

УФНС России по субъектам РФ занимает центральное место среди территориальных налоговых органов. Руководитель составляет структуру управления, которая в дальнейшем предоставляется им на утверждение в ФНС России.

Исходя из задач и функций, выполняемых УФНС России по субъектам РФ, устанавливается состав и внутренние подразделения (отделы) Такие задачи и функции заключаются в следующем:

ь Государственная регистрация лиц, в отношении которых установленный специальный порядок регистрации;

ь Ведение регионального раздела информационного ресурса. К таким ресурсам относятся: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН.

ь Учёт, отчётность и анализ поступлений налогов и сборов на территории данного субъекта РФ;

ь Принятие решений об изменении срока уплаты налогов;

ь Проведение выездных, а также повторных выездных, налоговых проверок налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также налоговых агентов;

ь Бесплатное информирование налогоплательщиков;

ь Методическое обеспечение налогового администрирования, также юридическое сопровождение налогового администрирования управления и нижестоящих налоговых инспекций;

ь Другие функции.

При формировании отделов, для выполнения задач и функций, которыми наделены УФНС России по субъектам, за основу берётся структура ФНС России.

Инспекции ФНС России межрайонного уровня подразделяются на два вида:

  • 1) Территориальные налоговые органы, созданные на базе двух (и более) инспекций по районам;
  • 2) Специализированные налоговые органы по отраслям экономики и сферам деятельности.

Функции инспекций межрайонного уровня идентичны функциям обычной инспекции ФНС России по району, району в городе и городу без районного деления. Что касается функций специализированных инспекций межрайонного уровня - они идентичны тем, которые выполняют межрегиональные инспекции ФНС России федерального уровня.

Исходя из особенностей каждого субъекта на территории РФ, количество инспекций отличается друг от друга с большим отклонением. Например, в городе Москве налоговое администрирование осуществляется в 36-ти территориальных инспекциях и 6-ти межрайонных специализированных.

К таким инспекциям относятся:

  • · №45 - по центральной обработке данных (ЦОД);
  • · №46 - по работе с крупнейшими налогоплательщиками;
  • · №47 - по работе с иностранными налогоплательщиками;
  • · №49 - по работе с казино и рынками;
  • · №50 - по работе с банками и инвестиционными фондами.

На создание вышеуказанных инспекций повлияла специфика данного региона. А фундаментом внутреннего устройства является типовая структура по городу или району.

Благодаря компьютеризации налоговых органов, а также применения других усовершенствованных средств информатизации стала возможна типовая структура налоговых инспекций, в которой внутренние подразделения создаются исходя из их специализации на конкретных видах налоговой работы, иными словами, на основе функционального принципа.

Таким образом, подводя итог рассмотрению функционального назначения налоговых органов, можно сделать следующие выводы:

  • - функции центрального, региональных и местных налоговых органов различны. Однако, так как основной задачей, присущей каждому звену, является контроль за соблюдением налогового законодательства, из это вытекает, что налоговые органы всех уровней выполняют следующие общие функции:
    • · Учет налогоплательщиков и плательщиков сборов;
    • · Осуществляют контроль за соблюдением законодательства участниками налоговых правоотношений;
    • · Определение сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;
    • · Возврат излишне уплаченных/ излишне взысканных налогов, сборов, пеней;
    • · Применение ответсвенности за нарушение налогового законодательства Российской Федерации;
    • · Сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями и другие.
  • - налоговые органы Российской Федерации наделены соответствующими правами, которые при выполнении функций, реализуются через права уполномоченных лиц.
  • - налоговым органам и их должностным лицам присущ принцип диспозитивности, который заключается в том, что « разрешено всё, что не запрещено законом». Однако, целесообразнее было бы руководствоваться императивным принципом, который позволяет выполнять только действия, разрешенные законом.

Система налоговых органов в стране была воссоздана в 1990 г. в соответствии с административно-территориальным делением страны на основании Постановления Совета Министров СССР от 24 января 1990 г. N 76 "О государственной налоговой службе". За этот период она неоднократно реформировалась. Период ее деятельности можно разбить на следующие этапы.

Первый этап - 1990-1991 гг. В системе Министерства финансов СССР была образована налоговая служба в составе: Главной государственной налоговой инспекции Минфина СССР, государственных налоговых инспекций министерств финансов союзных и государственных налоговых инспекций по автономным республикам, краям, областям, округам, городам, районам и районам в городах.

Второй этап - 1992-1998 гг. Указом Президента России от 21 ноября 1991 г. N 229 "О Государственной налоговой службе РСФСР" с 1992 г. образована самостоятельная Госналогслужба России, выделенная из Минфина России. Кстати, и День работников налоговых органов установлен 21 ноября, т.е. в день принятия данного Указа.

Третий этап - 1999-2004 гг. Указом Президента России от 23 декабря 1998 г. N 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" Госналогслужба России преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России).

Началом четвертого этапа послужил Указ Президента России от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", которым Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России), передав функции налогового ведомства по принятию нормативных актов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах Минфину России.

ФНС России находится в ведении Минфина России. Таким образом, налоговые органы страны вернулись в Министерство финансов, в составе которого они исторически находились с момента образования Министерства, т.е. с 1802 г.

Налоговые органы образуют трехуровневую систему. Основной элемент этой системы - налоговые инспекции по городам, районам и районам в городах, межрайонные инспекции. Второе звено - управления по субъектам РФ: по республикам, краям, областям, округам, г. г. Москве и Санкт-Петербургу (до 1999 г. - инспекции). Возглавляет систему налоговых органов страны ФНС России - федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов.

Налоговые ведомства во всех странах мира имеют значительный штат сотрудников, например в США - 120 тыс. чел., в Великобритании - около 100 тыс., во Франции - 82,4 тыс. человек. Но лидерство, видимо, принадлежит России, численность работников органов ФНС России составляет 180 тыс. сотрудников.


Современное регулирование деятельности налоговых органов страны осуществляется на основе:

1) Налогового кодекса РФ;

3) Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе";

4) Приказа Минфина России от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы".

Анализ этих и других документов и материалов позволяет сделать выводы о полномочиях, правах и ответственности налоговых органов.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов и иных обязательных платежей в случаях, предусмотренных законодательством, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Контроль - главное направление деятельности налоговых органов.

Служба является также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

Представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований России по денежным обязательствам.

В соответствии со ст. 34 Налогового кодекса таможенные органы также пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов (НДС и акцизов) при перемещении товаров через таможенную границу России.

По запросам налоговых органов органы внутренних дел участвуют в проводимых налоговыми органами выездных проверках и самостоятельно имеют право их проводить. При выявлении обстоятельств, требующих действий налоговых органов, органы внутренних дел в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направляют материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

С каждым годом возрастает круг обязанностей налоговых органов. В 1992 г. налоговые органы стали контролировать поступление платежей в дорожные фонды, с 1993 г. стали осуществлять контроль за применением контрольно-кассовых машин, затем - контроль производства и оборота алкогольной и табачной продукции, с 2001 г. - контроль за поступлением платежей в государственные внебюджетные фонды.

С июля 2002 г. на налоговые органы возложена новая задача - государственной регистрации юридических лиц , с 2004 г. - индивидуальных предпринимателей. ФНС России с 2004 г. стала правопреемником Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству - по правоотношениям, связанным с представлением интересов России в процедурах банкротства.

Первоначально деятельность налоговых инспекций строилась на специализации по видам налогов вне зависимости от количества плательщиков и налогового потенциала территории. До 2002 г. 58% инспекций, прежде всего в сельских районах, были малочисленны - до 40 сотрудников.

Практически не существовало двух налоговых инспекций с одинаковыми структурами. Например, в Москве до 2002 г. в 40 инспекциях существовало 27 различных организационных структур.

Внедрение прогрессивных форм организации и администрирования нашло свое отражение в Федеральной целевой программе "Развитие налоговых органов (2002 - 2004 годы)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. N 888.

В ходе реализации данной Программы были внедрены типовые структуры инспекций по районам, районам в городах, городах без районного деления и межрайонного уровня с установленной предельной численностью работников свыше 89 до 100 единиц, свыше 150 единиц.

С созданием Министерства РФ по налогам и сборам, завершением перехода территориальных налоговых органов на типовые структуры сократилось количество управлений по субъектам Федерации и инспекций.

Кроме того, ФНС России подведомственны: Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы (ГНИИРаНС), Главный научно-исследовательский вычислительный центр (ГНИВЦ), пять учебно-методических центров и три журнала - "Российский налоговый курьер", "Налоговая политика и практика", "Вестник регистрации".

Центральный аппарат состоит из 13 управлений:

Аналитическое управление;

Контрольное управление;

Управление налогообложения;

Управление кадров;

Финансовое управление;

Управление информатизации;

Правовое управление;

Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства;

Управление по досудебному урегулированию налоговых споров;

Административно-контрольное управление;

Управление имущественных налогов;

Управление по работе с налогоплательщиками;

Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества.

Проведена работа по администрированию крупнейших налогоплательщиков на федеральном и региональном уровнях.

Администрирование крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне возложено на следующие межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в сфере:

Разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация нефти и нефтепродуктов;

Разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация газа;

Основных видов обрабатывающих производств, строительства, торговли и других видов деятельности;

Производства и реализации электрической энергии;

Производства и реализации продукции металлургической промышленности;

Оказания транспортных услуг;

Реализации и (или) предоставления в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи;

Машиностроения;

Финансово-кредитной сферы.

В 37 субъектах РФ действуют также 39 межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Нужно иметь в виду, что крупнейшие организации, подлежащие администрированию на региональном уровне, расположенные в субъектах РФ, на территории которых не созданы межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, подлежат администрированию по месту нахождения организации с возложением контроля на управление.

Налоговые органы осуществляют контроль и надзор за:

Соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов и иных обязательных платежей;

Представлением деклараций об объемах производства и оборота алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 40% и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной продукции;

Фактическими объемами производства и оборота алкогольной продукции;

Осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами;

Соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

Полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

Проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Налоговые органы выдают:

Разрешения на проведение всероссийских лотерей;

Свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом .

Налоговые органы осуществляют:

Государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

Установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;

Государственный контроль за процессом денатурации этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ;

Лицензирование производства и оборота алкогольной продукции;

Выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции и специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории РФ.

Налоговые органы регистрируют:

Договоры коммерческой концессии;

Контрольно-кассовую технику.

Налоговые органы ведут:

Учет всех налогоплательщиков;

Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

Единый государственный реестр лотерей;

Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота алкогольной продукции.

Ряд полномочий налоговых органов связан с обслуживанием плательщиков. Должностные лица налоговых органов обязаны:

Корректно и внимательно относиться к плательщикам, их представителям, не унижать их честь и достоинство (ст. 33 Кодекса);

Принимать граждан, обеспечивать своевременное и полное рассмотрение их обращений, принимать по ним решения и направлять заявителям ответы в установленные сроки;

Предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

Сообщать плательщикам при их постановке на учет сведения о реквизитах счетов Федерального казначейства, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджет;

Бесплатно информировать плательщиков о действующих налогах, нормативных актах о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов;

Давать разъяснения плательщикам, при этом налоговые органы руководствуется письменными разъяснениями Минфина России.

В свою очередь, Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований обязаны также давать письменные разъяснения в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Разъяснения финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и нормативных актов муниципальных образований о местных налогах.

Налоговые органы осуществляют возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов, принимают решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.

Важной функцией налоговых органов является разработка форм и порядка заполнения деклараций (расчетов) по налогам и сборам, которые затем утверждаются Минфином России.

Налоговые органы утверждают многочисленные формы других документов, в том числе:

Налогового уведомления;

Требования об уплате налога;

Заявлений и уведомлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе;

Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

Решения руководителя налогового органа о проведении выездной проверки;

Акта налоговой проверки и акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 123);

Представления налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;

Справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;

Представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

Уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте РФ) в банках за пределами территории РФ;

Квитанции, подтверждающей прием средств в счет уплаты налогов, выдаваемой местной администрацией налогоплательщикам;

Документа, составляемого при выявлении недоимки;

Направления в банк решения о приостановлении операций по счетам в банке на бумажном носителе и решения об отмене приостановления операций;

Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

Сообщения банка налоговому органу об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета;

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки;

Форматы представления деклараций (расчетов) в электронном виде.

Налоговые органы обеспечивают в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

ФНС России с целью реализации своих полномочий имеет право:

Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора;

Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений;

Осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций;

Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

О взыскании недоимок, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;

О возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета плательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам;

О досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите и в иных случаях;

Разрабатывать и утверждать образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.

Большие права имеют налоговые органы при проведении контрольной деятельности: применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований.

Налоговые органы имеют право:

Требовать от плательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты;

Проводить налоговые проверки;

Производить выемку документов при проведении проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

Вызывать на основании письменного уведомления плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой;

Приостанавливать операции по счетам плательщика в банках и налагать арест на его имущество;

Осматривать любые используемые плательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов обложения помещения и территории, проводить инвентаризацию его имущества;

Определять суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным путем на основании имеющейся информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов обложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

Требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений;

Взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;

Требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджет;

Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

Вызывать свидетелей;

Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий;

Направлять материалы в органы внутренних дел в течение 10 дней для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога плательщик полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт налогового преступления.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов.

ФНС России не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя службы.

Руководитель ФНС России:

Представляет Министру финансов РФ:

Предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов службы;

Предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей по субъектам РФ;

Проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности службы, а также отчет об их исполнении;

Назначает на должность и освобождает от должности руководителей межрегиональных инспекций и их заместителей, заместителей руководителей управлений по субъектам РФ, руководителей инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня;

Утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата службы, численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов, а также смету расходов на их содержание.

Финансирование расходов на содержание ФНС России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. ФНС и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки, а также счета. Место нахождения центрального аппарата ФНС - г. Москва.

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам вследствие своих неправомерных действий или бездействия, а равно неправомерных действий или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Эти убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Самое распространенное низовое звено территориальных органов ФНС России - инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции межрайонного уровня.

Кроме вышеприведенных полномочий, они ведут:

Учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пеней, налоговых санкций;

Представляют сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН;

Осуществляют работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов.

Управление ФНС по субъекту РФ, кроме вышеперечисленных прав и обязанностей, осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок регистрации (партий, банков и т.д.); контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов.

Важная роль в обеспечении анализа и налоговых проверок принадлежит межрегиональной инспекции по централизованной обработке данных (ЦОД).

Данная инспекция:

Обеспечивает прием и входной контроль данных отчетности и другой информации, поступающей от налоговых органов, плательщиков на бумажных и электронных носителях и подлежащей централизованной обработке;

Осуществляет автоматизированную обработку и ввод информации в информационную базу;

Доводит обработанную информацию до территориальных органов ФНС России;

Ведет справочную информацию и классификаторы, а также фонд алгоритмов и программ ФНС России;

Осуществляет формирование отчетности;

Ведет: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, реестры лицензий, разрешений, свидетельств;

Обеспечивает надежность федеральных информационных ресурсов путем их дублирования и резервирования;

Осуществляет архивное хранение федеральных информационных ресурсов ФНС России;

Осуществляет автоматизированный отбор плательщиков для проведения налоговых проверок и доведение его результатов до соответствующих территориальных органов ФНС России, проводит анализ эффективности проверок;

Подготавливает аналитические таблицы для анализа и оценки налогового потенциала России и ее субъектов, анализа эффективности работы налоговых органов и прогнозирования налоговых поступлений в соответствующие бюджеты.

Межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу (их 7) осуществляет следующие полномочия:

Организует и проводит проверки территориальных органов ФНС России и организаций;

Проводит выездные проверки, назначаемые ФНС России;

Проводит анализ схем уклонения от налогообложения, готовит предложения по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем.

Налоговые органы взаимодействуют с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Они представляют информацию:

О начисленных и уплаченных суммах по видам налогов, сборов и иных обязательных платежей;

О суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов по видам налогов, сборов и иных обязательных платежей.

В свою очередь, финансовые органы субъектов РФ, местных администраций представляют в налоговые органы информацию:

О предоставленных налоговых льготах;

Об административно-территориальном составе субъектов РФ с указанием конкретных муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, и поселений, входящих в состав этих муниципальных образований, их адресов и кодов;

О проведенных по решению налогового органа зачетах и возвратах излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, сборов, а также пеней.

Минфином и ФНС России разработан ряд показателей, по которым оценивается эффективность деятельности налоговых органов.

К числу основных относятся следующие показатели:

Собираемость налогов, т.е. отношение поступивших сумм к начисленным;

Доля выигранных налоговыми органами исков - по их сумме;

Доля выигранных налоговыми органами исков - по их количеству;

Снижение задолженности плательщиков;

Увеличение доли плательщиков, удовлетворенных работой налоговых органов;

Число плательщиков с интернет-доступом к госреестрам;

Доля плательщиков с интернет-доступом к своему лицевому счету.

Утвержденные административные регламенты Федеральной налоговой службы:

  1. Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по проведению проверки соблюдения требований к лотерейному оборудованию от 24 августа 2012, утвержден Приказом Минфина России № 117н;
  2. Об утверждении административного регламента федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) от 02 июля 2012, утвержден Приказом Минфина России № 99н
  3. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации от 29 июня 2012, утвержден Приказом Минфина России № 94н
  4. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств от 22 июня 2012, утвержден Приказом Минфина России № 87н
  5. Об утверждении Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по ведению в установленном порядке единого государственного реестра лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей от 22 мая 2012, утвержден Приказом Минфина России № 66н
  6. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по осуществлению личного приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок от 15 февраля 2012, утвержден Приказом Минфина России № 25н
  7. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по рассмотрению уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей от 31 октября 2011, утвержден Приказом Минфина России № 144н
  8. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче в установленном порядке разрешений на проведение всероссийских негосударственных лотерей от 27 октября 2011, утвержден Приказом Минфина России № 141н
  9. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей от 17 октября 2011, утвержден Приказом Минфина России № 133н
  10. Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения от 17 октября 2011, утвержден Приказом Минфина России № 132н
  11. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по проверке технического состояния игрового оборудования от 11 октября 2011, утвержден Приказом Минфина России № 128н
  12. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами от 04 октября 2011, утвержден Приказом Минфина России № 123н
  13. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по ведению в установленном порядке реестра лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией от 25 октября 2007, утвержден Приказом Минфина России № 94н

В настоящее время налоговыми органами осуществляется досудебное урегулирование налоговых споров.

Досудебное урегулирование налоговых споров - комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора.

Основными задачами подразделений налогового аудита являются:

Создание условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов Российской Федерации (должностных лиц налоговых органов Российской Федерации), а также на акты ненормативного характера налоговых органов Российской Федерации, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы;

Создание условий для реализации прав налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на рассмотрение их возражений (разногласий) по актам осуществленных мероприятий налогового контроля;

Информирование налогоплательщиков по результатам рассмотрения их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов Российской Федерации (должностных лиц налоговых органов Российской Федерации), а также на акты ненормативного характера налоговых органов Российской Федерации, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых, возложен на налоговые органы;

Анализ причин возникновения налоговых споров и принятие мер по их дальнейшему исключению;

Создание условий для укрепления законности в деятельности налоговых органов, путем совершенствования их правоприменительной деятельности.

Основными функциями подразделений налогового аудита являются:

Рассмотрение заявлений и жалоб на акты ненормативного характера, действия (бездействие) нижестоящих территориальных налоговых органов, а также их должностных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.

Рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам выездных налоговых проверок;

Обобщение, анализ практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в нижестоящих налоговых органах и внесение в ФНС России предложений по ее совершенствованию;

Осуществление сбора, систематизации, обработки и анализа информации, образующейся по итогам проведенного внутриведомственного налогового аудита в управлении ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, нижестоящих налоговых органах.

Выявление типичных причин возникновения налоговых споров, рассматриваемых в досудебном порядке на уровне управления ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, и участие в принятии мер по их устранению, в том числе путем:

Участия в работе по устранению несоответствий различных ведомственных разъяснений.

Налоговые органы оказывают налогоплательщикам следующие электронные услуги .

1. Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц Сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» позволяет налогоплательщику получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, об объектах движимого и недвижимого имущества, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей, оплачивать налоговую задолженность, обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

2. Узнай свою задолженность Сервис «Узнай свою задолженность» предоставляет пользователям возможность осуществлять поиск информации о задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц (только для физических лиц, граждан РФ) и распечатать платежный документ (извещение) по форме №ПД (налог).

3. Обратиться в ФНС России Данный сервис является дополнительным средством для обращений физических и юридических лиц в Федеральную налоговую службу.

4. Проверь себя и контрагента Позволяет узнать:

Сведения о юридических лицах, внесенные в ЕГРЮЛ (публикация)

Сведения о юр.лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для гос.регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юр.лица, и внесения изменений в сведения о юр.лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20 % уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации

Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица

Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами

Сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке

Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует

5. Онлайн запись на прием в инспекцию Сервис «Онлайн запись на прием в инспекцию» предоставляет налогоплательщику возможность записаться на прием в выбранное время в налоговую инспекцию в режиме онлайн. Услуга предоставляется как юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, так и физическим лицам.

6. Узнать о жалобе Данный сервис предоставляет возможность организациям и физическим лицам получать информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений (жалоб, заявлений, предложений), поступивших в Федеральную налоговую службу.

7. Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами Ресурс разъясняет налогоплательщикам и сотрудникам территориальных налоговых органов официальную позицию ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, согласованную с Минфином России.

8. Федеральная информационная адресная система Сервис "Федеральная информационная адресная система (ФИАС)" позволяет получить достоверную, единообразную, общедоступную, структурированную адресную информацию по территории Российской Федерации.

9. Анкетирование Предлагается возможность оценить работу налоговых органов

10. Программные средства для юридических и физических лиц

11. Вакансии Сервис предназначен для информирования о вакансиях ФНС России.

12. Нормативные и методические материалы ФНС России

14. Форум сайта ФНС России Форум предназначен для того, чтобы пользователи:

Могли найти ответ на свой вопрос;

Публиковали на нем ответ на вопрос, интересный многим:

Форум - это обмен знаниями, навыками, опытом.

15. Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции Позволяет налогоплательщику по своему адресу узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции.

16. Узнай ИНН Данный сервис позволяет:

Узнать свой ИНН;

Узнать ИНН физического лица.

17. Подача заявления физического лица о постановке на учет Сервис позволяет:

Заполнить заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации;

Зарегистрировать и отправить в налоговый орган заполненное заявление;

Получать информацию о состоянии обработки заявления в налоговом органе на сайте и по адресу электронной почты (если Вы укажете его в заявлении в разделе "Контактные данные заявителя");

Распечатать заполненное заявление.

18. Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Сервис предоставляет возможность направить пакет документов в налоговый орган при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сервис требует наличия ЭЦП и установки специальной программы подготовки пакета документов. При этом свидетельство о государственной регистрации можно получить удобным для налогоплательщика способом, не требуется обязательного личного визита в налоговую инспекцию.

19. Подача заявки на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя Сервис позволяет физическим лицам, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, направить заявку на государственную регистрацию. Сервис работает в интерактивном режиме и не требует наличия ЭЦП. Для получения свидетельства о государственной регистрации потребуется личный визит в налоговую инспекцию.

20. Создай свой бизнес Сервис представляет собой интерактивную пошаговую инструкцию для начинающих предпринимателей: поможет выбрать форму регистрации и режим налогообложения, осуществить государственную регистрацию, узнать о правилах применения контрольно-кассовой техники, получить необходимую информацию о процедуре проведения налоговых проверок.

Имущественные налоги: ставки и льготы Интернет-сервис «Имущественные налоги: ставки и льготы» создан в целях совершенствования администрирования имущественных налогов и повышения эффективности информирования налогоплательщиков по вопросам применения налоговых ставок и льгот по следующим налогам: налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог.

21. Часто задаваемые вопросы Сервис создан для повышения качества информирования налогоплательщиков. Здесь собрана база ответов на самые актуальные вопросы налогоплательщиков: о действующем налоговом законодательстве, ставках имущественных налогов, льготах, о порядке взаимодействия с налоговыми органами по различным вопросам и т.д.

22. Заполнить платежное поручение Позволяет подготовить платежные документы на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в электронном виде.

23. Уплата госпошлины Позволяет подготовить платежные документы на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в электронном виде.

24. Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП Данный сервис предоставляет возможность получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в электронном виде через сеть Интернет.

25. Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через интернет Данный сервис предоставляет возможность заинтересованным лицам получить сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в виде выписки («электронной» либо на бумажном носителе) на основании запроса, направленного через Интернет.

26. Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

27. Сроки направления налоговых уведомлений Позволяет узнать о запланированных сроках направления налоговых уведомлений по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам в конкретной налоговой инспекции.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед российским государством и прежде всего перед исполнительной властью, является обеспечение правопорядка в сфере налоговых отношений, основанных на нормах налогового законодательства РФ. Они возникают между и действующими от имени государства налоговыми органами.

Налоговые органы Российской Федерации — «единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий и сборов», а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба

Историческая справка
  • Указом Президента РФ от 21.11.1991 № 229 была образована Государственная налоговая служба РСФСР.
  • В декабре 1998 г. Указом Президента РФ от 23.12.1998 № 1635 ГНС РФ преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России).
  • В марте 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МНС России получает современное название и становится Федеральной налоговой службой.

ФНС России — это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Сегодня основным документом, регламентирующим права и обязанности налоговых органов, является Налоговый кодекс РФ.

Параллельно действует Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Структура Федеральной налоговой службы

1. Центральный аппарат.

2. Межрегиональные инспекции по федеральным округам (Центральный, Приволжский, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный и Уратьский).

3. Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД).

4. Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (МИ ФНС России по КН), к которым относятся:

  • МИ ФНС России по КН по № 1 (администрирует нефтедобывающие организации);
  • МИ ФНС России по КН № 2 (администрирует газодобывающие организации);
  • МИ ФНС России по КН № 3 (администрирует плательщиков акцизов);
  • МИ ФНС России по КН № 4 (администрирует энергетические организации);
  • МИ ФНС России по КН № 5 (администрирует металлургические организации);
  • МИ ФНС России по КН № 6 (администрирует транспортные организации);
  • МИ ФНС России по КН № 7 (администрирует телекоммуникационные организации);
  • МИ ФНС России по КН № 8 (администрирует машиностроительные организации и предприятия ВПК);
  • МИ ФНС России по КН № 9 (администрирует банки).

5. 82 управления по субъектам Российской Федерации (УФНС России).

6. Территориальные инспекции (ИФНС России).

7. Межрайонные инспекции (Межрайонные инспекции ФНС России), других структурных подразделений.

Пример. Структура налоговых органов Чувашской Республики

Таким образом, налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения. Федеральная налоговая служба — федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов.

Полномочия ФНС

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В случаях ликвидации юридических лиц ФНС России выступает уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными , общественными объединениями и иными организациями.

Рисунок. Единая централизованная система налоговых органов

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

Основные задачи Федеральной налоговой службы:
  • Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;
  • Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;
  • Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов;
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:
  • контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;
  • государственную регистрацию , физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
  • возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
  • принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
  • устанавливает (утверждает) форму налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;
  • проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

Федеральная налоговая служба имеет право организовывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализа и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений, давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Налоговые органы вправе:
  • Требовать от документы, являющиеся основанием и подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
  • Проводить ;
  • При проверке производить выемку документов, свидетельствующих о , если есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, изменены, заменены;
  • Вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой;
  • Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, налагать арест на имущество налогоплательщиков;
  • Обследовать любые складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком. Проводить инвентаризацию имущества;
  • Определять суммы налогов, подлежащих внесению в , расчетным путем на основе имеющейся информации;
  • Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений, контролировать выполнение указанных требований;
  • Взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени;
  • Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов сумм налогов и пени;
  • Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, переводчиков,экспертов;
  • Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • Заявлять ходатайство об аннулировании, приостановлении действия лицензий, выданных юридическим и физическим лицам;
  • Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

Таким образом, права налоговых органов достаточно широки. Что касается обязанностей должностных лиц налоговых органов, то они обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с и иными федеральными законами;
  • реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям, иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как , превращение налогов в основной источник государственных доходов и т. д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих , и новых форм его проведения.

Указом Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Также Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. Министерство РФ по налогам и сборам было переименовано в Федеральную налоговую службу.

Главной задачей данной службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:
  • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;
  • осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Налоги в качестве центрального института формирования доходов бюджета имеют не такую уж и давнюю историю (до 200 лет). Зарождение данной науки произошло в 16 веке, однако основное свое развитие она получила в России в начале 18 века. И таким толчком послужило издание указов о сборах налогов в период правления Петра I.

Структура налоговых органов

Налоговая служба РФ имеет вертикальную структуру, которая предусматривает подчинение снизу вверх. Ее составляющими элементами являются: Центральный аппарат службы, межрегиональные, территориальные органы (областной уровень) и инспекции районного уровня.

Центральный орган включает структурные подразделения (управления), которые подразделены по выполнению основных функций. Например, это управление налогового контроля, администрирования крупных плательщиков и т. д.

Данный орган государственной власти подчиняется Минфину РФ. В его систему входят следующие подведомственные организации:

Научно-исследовательский центр;

Институт развития;

Образовательные и лечебно-оздоровительные учреждения.

К территориальным органам могут быть отнесены:

Управление по субъектам РФ;

Межрегиональная инспекция налоговой службы;

Инспекции районного и межрайонного уровня.

Основные функции налоговых органов

Федеральная налоговая служба относится к структуре которыми осуществляются функции контроля и надзора соблюдения соответствующего российского законодательства, достоверности исчисления и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет, а также соблюдения валютного законодательства. В функции данной службы входит и администрирование производства и оборота табачной, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Данные органы осуществляют государственную регистрацию субъектов хозяйствования в форме юридических лиц При возникновении банкротства у плательщиков налоговая служба представляет государство с требованиями об уплате денежных обязательств и прочих платежей.

Руководство налоговым органом

Возглавляет данный орган руководитель, который как назначается, так и освобождается с должности Правительством по представлению Минфина РФ.

Он несет ответственность за полное и своевременное выполнение функций и задач, возложенных на службу.

В составе руководства имеет также и заместителей начальника, которые назначаются и освобождаются Министром по представлению уже назначенного руководителя центрального органа.

Основные задачи

Налоговая служба должна выполнять основную задачу - осуществление контроля соблюдения достоверности исчисления и своевременности уплаты обязательных платежей, которые регулируются соответствующим российским законодательством. Нельзя забывать и о валютном контроле, осуществляемом также в соответствии с действующими нормативными документами о регулировании данной сферы.

Налоговая служба, помимо соблюдения действующего законодательства, должна в установленном порядке вести реестр субъектов хозяйствования, бесплатно информировать плательщиков об изменениях в нормативных актах, порядке расчета и уплаты сборов. При возникновении у плательщика на лицевом счету переплаты (излишне уплаченных сумм) налоговый орган осуществляет их возврат либо зачет. В обязанности данного органа входит соблюдение налоговой тайны.

Официальный сайт налоговой службы

В связи с постоянными изменениями в российском законодательстве налогоплательщики просто не успевают следить за нововведениями.

Поэтому в функциональные обязанности данного органа власти входит своевременное обновление нормативной базы данных. С целью облегчения данного процесса руководством было дано задание соответствующему структурному подразделению создать официальный сайт налоговой службы (nalog.ru). Этот ресурс является достаточно эффективным инструментом для проведения успешной налоговой политики на территории России. С его помощью доводятся до плательщиков новости в сфере налогообложения, решаются спорные вопросы, предоставляется полная информация о заполнении и порядке предоставления в органы отчетности, декларировании доходов. Также на данном сайте осуществляется регистрация как юридических, так и физических лиц.

На странице ресурса можно найти контактные телефоны, адреса и прочие сведения о функционирующих структурных подразделениях и ведомствах.

Взаимодействие с налогоплательщиками

Налоговая служба, как указывалось выше, выполняет фискальные функции. В ее обязанности, помимо предоставления административных услуг, входит и надзор за соблюдением соответствующего законодательства.

Для качественного выполнения последних функций существуют подразделения налогового контроля, известные как аудит.

За проведение проверки отвечает районного уровня. Однако существуют определенные правила - комплексные документальные проверки субъектов хозяйствования не должны проводиться чаще чем один раз в год. По результатам таких проверок выявляются некоторые нарушения, проводятся доначисления налоговых обязательств, которые плательщик обязан уплатить в бюджет.

Похожие публикации