Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Как и для производить является. Основные экономические проблемы общества: что производить? как производить? для кого производить?; их решение в различных экономических системах. Объясни значение понятий

1. Прочитай текст и выполни задания.

Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрёл телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:

1) Что и в каком количестве производить?

Необходимо производить вещи, которые делают жизнь для человека легче.

2) Как производить?

С выгодой для себя и покупателей.

3) Для кого производить?

Для как можно большего числа людей, чтобы многие люди могли позволить себе этот продукт.

2. Объясни значение понятий.

Экономическая эффективность – это результат, который можно получить, соизмерив показатели доходности производства по отношению к общим затратам и использованным ресурсам. Если первый показатель выше по сравнению со второй составляющей, значит, целей достигнуто, все потребности удовлетворены. Если ситуация наоборот, значит, экономического эффекта не наблюдается и предприятие несет убытки.

Суть экономической эффективности состоит в том, чтобы из доступных предприятию ресурсов получать больше результатов производства, окупив затраты на приобретение ресурсов.

Эффективность экономической системы зависит от эффективности производства, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры), эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей.

Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Для выделения этих систем используют два основных критерия: форма собственности на средства производства (Средства и предметы труда); способ координации и управления экономической деятельностью.

С большой долей условности можно выделить модель традиционной, командно-административной (централизованной) и рыночной экономики.

3. Назови несколько способов повышения эффективности производства.

Пути повышения эффективности производства – комплекс конкретных мероприятий по росту эффективности производства в заданных направлениях. Основные пути повышения эффективности производства: снижение трудоемкости и повышение производительности труда, снижение материалоемкости продукции и рациональное использование природных ресурсов, снижение фондоемкости продукции и активизация инвестиционной деятельности предприятий.

Важным фактором повышения эффективности деятельности предприятия является научно-технический прогресс. В современных условиях нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений, коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники.

Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создадут предпосылки для значительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечивать внедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепления порядка и дисциплины.

Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства предприятий является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах.

Повышение эффективности производства зависит от лучшего использования основных фондов. Необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать объем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади. Результатом организации интенсивного использования производственных мощностей является ускорение темпов прироста продукции без дополнительных капитальных вложений.

Важное место в повышении эффективности производства занимают организационно-экономические факторы. Особо возрастает их роль с ростом масштабов общественного производства с усложнением хозяйственных связей. Требует дальнейшего развития и совершенствования производственная социальная инфраструктура, оказывающая существенное влияние на уровень эффективности производства. В управлении – это совершенствование самих форм и методов управления, планирования, экономического стимулирования всего хозяйственного механизма. В этой же группе факторов широко применяются многообразные рычаги хозяйственного расчета и материального поощрения, материальной ответственности и других хозрасчетных экономических стимулов.

Особое место в интенсификации экономики предприятия, снижении удельного расхода ресурсов принадлежит повышению качества продукции. Эта задача должна стать предметом постоянного внимания и контроля, главным фактором в оценке деятельности каждого трудового коллектива.

4. Заполни таблицу, используя текст учебника.

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.

Характерные черты экономик традиционного типа:

Слабое развитие техники и технологий производства;

Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;

Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений;

Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

Основные особенности капиталистической экономики: Частная собственность; Свобода предпринимательского выбора; Конкуренция; Опора на рыночную систему; Ограниченная роль государства.

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

5. Проанализируй ситуации и определи тип экономической системы.

Традиционная экономика

1) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствии с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.

Командная экономика

2) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

6. Сравни рыночную и командную экономику. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия рыночной экономики от командной.

1) господство государственной формы собственности

2) разрешение проблемы ограниченности ресурсов

3) производство товаров и услуг

4) конкуренция товаропроизводителей

7. В разделе «Говорят мудрые» приведено высказывание американского экономиста В. Леонтьева (см. с. 160 учебника). Проанализируй слова автора.

1) Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Желание людей создавать новое, трудиться дает обществу силы на развитие, а планирование использует эти силы, чтобы они не были растрачены впустую, а служили достижению общегосударственных целей.

2) Запиши два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

Смысл высказывания можно назвать такими терминами как:

1) инновации

2) экономическая перспектива,

3) эффективность

4) менеджмент

3) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих это высказывание.

Создание Виндоус системы, создание компьютеров и распространение их как домашних персональных устройств, создание кондиционера и подобных новинок, которые делают нашу жизнь лучше, легче и комфортнее.

Экономическая система – это форма организации хозяйственной жизни общества.

Элементы экономической системы:

    Социально-экономические отношения. Они основываются на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы.

    Организационные формы хозяйственной деятельности (натуральное хозяйство, товарное хозяйство и т.д.).

    Хозяйственный механизм – это способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотиваций, которыми руководствуются участники хозяйственной жизни.

    Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

В любой экономической системе экономика решает 3 главных вопроса:

    Что производить? (То есть, какие товары и услуги, в каком количестве, к какому сроку).

    Как производить? (Какие ресурсы использовать, на каких предприятиях, с помощью, какой технологии и т.д.).

    Для кого производить? (То есть целевая группа потребителей).

Вопрос 4. Основные типы экономических систем и их характерные черты.

Экономические системы различаются по:

    Способу решения главных экономических вопросов.

    По типу собственности на важнейшие виды ресурсов.

С точки зрения этих критериев различают следующие типы экономических систем:

    Традиционная система.

Данные экономические системы существовали в основном в начальные периоды истории человечества. Главные экономические вопросы решались на основе инстинкта. Сейчас данные системы встречаются гораздо реже (в наиболее отдаленных районах мира, в экономически слабо развитых странах).

Традиции, обычаи, наследственность, сословность, ритуалы определяют что, как и для кого производить. Следовательно, данная экономическая система базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. Мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. Активна роль государства – оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения. Преобладает натурально-общинная форма хозяйствования.

    Административно-командная система.

В этой системе главную роль играет государство. Именно оно решает вопросы что, как и для кого производить с помощью централизованного планирования и управления.

Характерные черты:

    Общественная собственность на все экономические ресурсы, монополизация экономики.

    Координация экономической деятельности осуществляется на основе иерархии, то есть административного способа подчинения вышестоящему органу.

    Руководство экономикой осуществляется из единого центра с помощью приказов, прямых команд.

    Из центра дается указание: что, как и для кого производить, куда поставлять продукцию, в каком количестве, по какой цене. Следовательно, центр должен заранее знать и определять все потребности, все ресурсы. На этой основе составляется директивный план развития экономики на определенный период времени. До каждого работника доводятся конкретные задания, и жёстко контролируется их выполнение.

    Гигантские монополии не заботятся о внедрении новинок техники и технологии.

    Значительная часть ресурсов направляется на развитие ВПК.

Примеры стран: СССР, страны Восточной Европы.

Практика показала, что такая система может быть эффективна в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах (война). Однако, в длительной перспективе, в нормальной социально-политической и экономической обстановке она не может быть эффективной. Последствия: утрата моральных и материальных стимулов к труду, утрата у человека чувства хозяина, уравнительность в оплате, следовательно, спад производства. Экономика становится неэффективной.

    Рыночная система.

Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и производителей, баланс спроса и предложения.

Вопрос «что производить?» решает потребитель.

Вопрос «как производить?» решается производителем. Под давлением конкуренции производители стараются внедрить новшества, чтобы не разориться, чтобы снизить свои затраты.

Вопрос «для кого производить?» - в рыночной системе, для тех, у кого есть деньги.

Таким образом, в рыночной системе основное средство координации экономической деятельности – это товарно-денежные отношения и конкуренция. Преобладающей является частная собственность. Это очень жёсткая система. За ошибки приходится платить «рублем», так как просчеты ведут к убыткам, разорению, банкротствам. Эта система основывается на принципе экономической целесообразности, то есть на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. В условиях конкуренции каждый предприниматель старается произвести более качественный товар, а значит, стремится внедрить новую технику и технологии. Все это способствует НТП.

Однако, это не идеальная система и в ней много недостатков. В результате конкуренции разоряются одни и обогащаются другие, следовательно, растет имущественное расслоение общества. Социальные гарантии минимальны, так как государство играет малую роль, являясь лишь арбитром, который следит за исполнением законов. Таким образом, высокая эффективность сочетается с нарушением принципов равенства и социальной справедливости.

    Смешанная система.

Следует иметь ввиду, что в реальной жизни рыночной экономики в чистом виде нет. Она существует только в теории. В реальной жизни современные экономические системы большинства развитых стран носят смешанный характер.

Главная черта смешанной экономики: и государство, и частный сектор играют важную роль в ответах на вопросы: Что? Как? Для кого производить?

В ней получают довольно широкое распространение плановые методы: планы развития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, конкретное государственное вмешательство. Планы разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний также на основе анализа перспективных отраслей.

Таким образом, государство в смешанной экономике действует по многим направлениям, (в т.ч. финансирование новых, малоприбыльных отраслей, переподготовка кадров, развитие медицины, социальная защита), оказывая влияние на экономику, которое резко возрастает в периоды кризисов.

Однако, главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм.

Модели организации хозяйства:

Американская модель – это либеральная рыночно - капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно - конкурентного механизма, а также высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель – модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала.

Шведская модель – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов.

Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением внутрифирменного начала.

Функции экономической науки

  1. Теоретическая
  2. Практическая
  3. Прогностическая
  4. Мировоззренческая
  5. Методологическая

Объекты экономической теории

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику , изучающую деятельность фирм и домохозяйств и макроэкономику , изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика » (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

Методология экономической теории

В экономической теории используются стандартные методы диалектики и логики, в частности:

  1. метод научной абстракции .

Экономика с точки зрения философии

Экономика прямо или косвенно подчиняет себе всю человеческую деятельность (см. напр, «Человеческая деятельность» Людвига фон Мизеса или «Время философии хозяйства» Ю. М. Осипова).

Экономика как наука

Политическая экономия

Такое название экономической теории было введено французом Антуаном Монкретьеном , до использования термина в советской экономической науке он широко применялся в XVIII-XIX веках.

Марксизм

C точки зрения политэкономии экономика является:

  • базисом - производственными отношениями
  • народным хозяйством, включая отрасли
  • наукой, изучающей оба предыдущих пункта

Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики .

Марксизм-ленинизм

Марксизм-ленинизм - персонифицированно стилизованный конгломерат идей (учение «Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина» и т. п.), явившийся самообозначением правящих идеологий в странах социализма в XX веке. Помимо ортодоксального марксизма включали в себя учения региональных идеологических апостолов, постоянно изменявшихся в зависимости от желаний элит.

Экономикс

Economics (экономика, экономическая теория): Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для физических лиц, организаций, например фирм, и общества в целом.

Какие товары производить

Первый важнейший выбор - какие товары производить. В современной экономической системе количество создаваемых товаров и услуг огромно, Однако сущностные черты выбора того, что следует выпускать, могут быть проиллюстрированы на примере экономической системы, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины - это жертва, совершаемая ради получения высшего образования. Такая же ситуация существует в экономической системе в целом не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать - принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.

Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы есть следствие редкости производительных ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы произвести простейшие изделия, нам придется скомбинировать множество редких ресурсов. Природные ресурсы - это все, что можно использовать в производстве в натуральном состоянии, без обработки, например, плодородные земли, площадки для строительства, леса, материалы. Например, для изготовления стола требуется древесина, гвозди, клей, молоток, пила, труд плотника, маляра и так далее. Для удобства производительные ресурсы обычно делят на три основные категории, которые называются факторами производства. Труд включает в себя все производительные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности. Капитал включает в себя все те производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например, компьютерные программы. В новой информационной экономике , основанной на знаниях , интеллектуальный капитал становится главным источником формирования конкурентных преимуществ на микро-, мезо- и макроуровнях. Производительность и конкурентоспособность материального производства в информационной экономике зависят, в первую очередь, от способности генерировать новую стоимость , обрабатывать и эффективно использовать информацию , основанную на знаниях.

Производительные ресурсы, используемые в одном месте, не могут в то же самое время использоваться и в другом месте. Сталь, бетон и строительные площадки, используемые для строительства автомобильного завода, уже не могут быть использованы в строительстве школы. Люди, работающие учителями, не могут работать на сборочных линиях автомобильных заводов. Даже то время, которое студенты проводят в аудитории, готовясь к экзаменам, могло бы представлять собой производительный ресурс, если бы студенты вместо подготовки к экзаменам занимались работой на заводе. Поскольку производство использует ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар. В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов. В системе с многими товарами альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения - деньги .

Как производить

Второй основной экономический выбор - как производить. Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобиль «Форд-Мустанг» изготавливается первым способом, а «Лотус» - вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать и в большом лекционном зале, где преподаватель использует мониторы, проекторы, компьютеры, чтобы обучались одновременно целые сотни студентов.

Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда

Вопрос о том, что и как нужно производить, встает даже перед человеком, живущим в изоляции. Робинзону Крузо приходилось решать, ловить рыбу или охотиться на птиц, а если он занимался рыболовством, то он должен был решить, чем ему пользоваться - сетью или удочкой. В отличие от проблем Робинзона, экономические вопросы о том, кто и что должен производить, существуют только в человеческом обществе, и это - одна из причин того, что экономика считается общественной наукой.

Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть независимым - фермером утром, портным - днем и поэтом - вечером? Или люди должны кооперироваться - работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Сначала рассмотрим совместную работу. В классическом труде на эту тему используют пример рабочих, разгружающих объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они без труда поднимут все тюки и уложат их в штабеля на складе. Этот пример показывает, что даже когда все делают одинаковую работу, не требующую специальных умений, совместная работа дает хороший результат.

Вторая причина полезности кооперации проявляется тогда, когда нужно выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает свое умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создается высокопроизводительная бригада.

Третья причина необходимости кооперации вступает в силу, когда процесс обучения выработает различные умения. Она применима к ситуации, когда рабочие начинают производство, имея разные уровни талантов и способностей. Существует разделение труда в соответствии со сравнительными преимуществами. Сравнительное преимущество - это способность выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Для кого производить товары

Преимущества совместного труда и обучения в процессе производства, а также принцип сравнительного преимущества означают, что люди могут производить более эффективно, осуществляя кооперацию, чем если бы каждый из них работал в изоляции. Но кооперация означает появление другого вопроса: а для кого все это производится? Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого? » имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества благо может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остается неизменным.

Стимулы и эффективность. Эффективность в распределении и эффективность в производстве - это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчет оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряженно работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

Справедливость в распределении. Эффективность - это не единственная проблема, возникающая при решении вопроса о том, для кого производить товары. Мы можем также поинтересоваться, является ли данное распределение справедливым и честным. На практике вопрос справедливости часто доминирует в дискуссиях о распределении. Согласно одной очень распространенной точке зрения, равенство есть основа справедливости. Эта концепция справедливости основана на той идее, что все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определенные блага, - услуги, пища и образование - должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определенные принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Многие экономисты проводят четкую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости - это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещен? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует свое внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определенных институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

Координирование экономических выборов

Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ - иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.

Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства . Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растет. Рост цен дает потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несет «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.

В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчетливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.

Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остается основной чертой экономического мышления.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Гневашева В. А. Прогнозирование экономики: понятия и история // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 141-144.
  • J. M. Keynes. The General Theory of Employment Interest and Money, 1936

Литература

  • Абалкин Л. И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. - 2000. - № 5. - С. 52-53.
  • Ананьин О. Экономическая наука: как это делается и что получается? // Вопросы экономики. - 2004. № 3. - С. 149-153.
  • Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. - 2001. - № 2. - с. 73-107.
  • Бизнес: Оксфордский толковый словарь . - М.: Прогресс-Академия, 1995. - 752c.
  • Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 1. - СПб: Экономическая школа, 1994. - 349 с.
  • Гудвин Н. Р. и др. Микроэкономика в контексте. - М.: РГГУ, 2002. - 636 с.
  • Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс : Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. - Таллинн: А. О. «Реферато», 1993.
  • Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. - М.: Прогресс-Универс, 1993.
  • Некипелов А. Д. О теоретических основах выбора экономического курса в современной России //Экономическая наука современной России. - 2000. - № 5.
  • Основы экономической теории. Политэкономия. - М.: Изд. УРСС, 2003. - 528 с.
  • Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Прогресс, 1986. - 472 с.
  • Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 824 с.
  • Самуэльсон Пол , Вильям Нордхаус. Экономика = Economics. - 18-е изд. - М.: Вильямс , 2006. - 1360 с. - ISBN 0-07-287205-5
  • Современная экономика. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. - 608 с.
  • Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. - 2000. - № 1. - С. 39-55.
  • Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. - 1997. - № 7. - С. 35-52.
  • Шиобара Т. Марксистский взгляд на нынешнюю российскую экономику // Экономическая наука современной России. - 2002. - № 2. - С. 101-114.
  • Simon H. Reason in Human Affairs. - Oxford: Basil Blackwell, 1983.

Главная задача экономики состоит в использовании экономических ресурсов в целях получения экономического продукта (материальных благ, работ, услуг). Экономический продукт служит цели удовлетворения потребностей всех экономических субъектов.

Лишь немногие блага имеются в столь больших количествах, что не требуют выбора со стороны субъектов.

Такие характерные свойства потребностей, как неограниченность, ненасыщаемость, непрерывный рост в количественном и качественном отношении, свидетельствуют о невозможности установления разумного предела их удовлетворения.

Конечно, некоторые потребности отдельного индивида вполне могут быть удовлетворены полностью. Даже если представить, что данная конкретная потребность в данный период полностью удовлетворена, то и в этом случае очевидно, что все другие одновременно существующие у субъекта потребности остались неудовлетворенными. Тем более это касается коллек-тивных, общественных, государственных потребностей, кон-кретные пределы и уровни полного удовлетворения которых недостижимы.

Выбор необходим, поскольку мы живем в мире редкости. Редкость означает, что человеческие потребности беспредельны, а ресурсы, имеющиеся в распоряжении для их удовлетворения, ограниченны. Но правильно ли говорить о неограниченных человеческих потребностях? Человеку может казаться, что в данный момент ему хочется иметь только несколько вещей: машину, новый CD-плейер и благоустроенную квартиру. Однако представим, что на следующей неделе он выиграет 100 млн руб. Как индивидуум с эгоистическими интересами счастливчик поспешит купить машину, CD-плейер и т.д. Но теперь он может себе позволить отдых на дорогом курорте, сделать подарки родным и друзьям, отложить сбережения, чтобы долгие годы жить на ежегодные проценты. Какую-то сумму денег он может потратить на благотворительность.

Итак, хотя перечень потребностей для большинства людей неограничен, они могли бы составить обоснованно длинный список желанных товаров и услуг всех видов лучшего качества, а также включить в него некоторые потребности, которые не являются личными или эгоистическими.

Субъекты желали бы потреблять практически неограничен-ное количество конечного экономического продукта в виде потребительских товаров и услуг. Для их производства необходимо еще большее количество и структурное разнообразие промежуточных продуктов (факторов производства), получение которых требует использования экономических ресурсов.

Средства, которыми человек располагает для удовлетворения своих потребностей, либо недостаточны в данный момент, либо нерационально распределены в экономическом пространстве. Даже если бы человек имел избыточные материальные ресурсы, то и тогда он был бы ограничен в потреблении такого важного ресурса, как время. К тому же субъект не может воспользоваться всеми благами одновременно, поскольку многие из них являются взаимоисключающими. Люди должны распределять имеющиеся у них денежные средства в силу конечности и ограниченности последних. Деньги можно потратить множеством способов.

С одной стороны, объем и степень восполняемости запасов различных благ характеризует их относительность по отношению друг к другу и выражается в понятии редкости. С другой стороны, ограниченность благ относительно потребностей в них выражается понятием недостаточности. Мы говорим о двух сторонах ограниченности благ. А ограниченность потребительских благ, ресурсов и технологий выступает универсальным свой-ством экономических благ.

Для достижения какой-либо цели субъект (индивидуальный или коллективный) вынужден жертвовать другими своими целями или использовать ограниченные средства и дефицитное время. Поэтому всякий экономический выбор сопровождается жертвой, цену которой французский экономист Р.Барр назвал ценой приспособления. Она является реальной стоимостью жертвы, приносимой экономическим субъектом, выбирающим между несколькими возможными действиями.

Фирмы сталкиваются с проблемами распределения прибыли, найма работников, приобретения оборудования, закупки сырья и т.д. В масштабах национальной экономики общество стоит перед необходимостью распределения национального дохода на разные цели (инвестиции, социальное обеспечение и др.)-

Таким образом, любой экономический субъект неизменно делает выбор одного из взаимоисключающих решений. Необходимость этого обусловлена ограниченностью благ и невозможностью их одновременного потребления и использования. Все вышеустановленные формы ограниченности благ предполагают возникновение проблемы выбора

Проблема выбора является всеобщей, она не зависит от типа экономической системы. Экономика, или экономическая тео-рия, в самом общем виде есть наука о том, как люди делают выбор в мире редкости. Все, что имеет ценность, является ред-ким - деньги, товары, время, способности человека.

В то же время человеческие желания почти неограниченны. Поскольку ресурсы, необходимые для удовлетворения бесконечных потребностей в товарах и услугах, имеют предел, постольку выбор - это не теоретическое допущение, а реальность жизни.

На уровне экономики в целом общество должно решать, что производить, как производить и для кого (мы уже говорили об этом в главе 1). Каждое общество отвечает на эти вопросы по-своему. Отличие в подходе к аллокации ресурсов в разных экономических системах, тем не менее, демонстрирует общий механизм решения проблемы выбора и преодоления редкости ресурсов. Под аллокацией ресурсов в экономической теории понимают их размещение на основе нахождения оптимального способа распределения ограниченных благ.

В условиях первобытнообщинного производства индивид собственным трудом производил необходимые для потребления продукты, самостоятельно решая вопрос о распределении природных ресурсов, орудий труда и времени, которые требовались для охоты, рыбной ловли и т.д. В рамках натурального хозяйства крестьянин производил столько, сколько было необходимо для удовлетворения собственных потребностей и запросов семьи.

В современных условиях невозможна изолированная деятельность в плоскости «человек-природа». Даже в простейшем производстве наблюдается разделение функций. Возникновение разделения труда (специализация индивидов на выполнении определенных операций) привело к обособлению производителей и потребителей. Появилась объективная необходимость в экономической координации, т.е. согласовании деятельности экономических субъектов, планов и действий различных индивидов. Причем изменение экономического поведения одного индивида может потребовать изменения поведения других. Экономика социальна, и ее функционирование определяется потребностями, планами и поступками множества субъектов, каждый из которых зависит от потребностей, планов и поступков других.

Принятие решения о том, что производить, косвенно зависит от желаний конечного потребителя. Индивиды, специализируясь на производстве одного блага, получают другие необходимые блага при помощи обмена.

Современное общество состоит из домашних хозяйств, т.е. субъектов, которые, с одной стороны, потребляют товары и услуги, а с другой - предлагают ресурсы и факторы для производства экономических благ. Кроме них общество представлено фирмами - организациями, решающими, какие товары и услуги производить. Исходя из принимаемых решений, они используют ресурсы, предлагаемые домашними хозяйствами.

Ресурсы ограниченны, но общество хочет с их помощью по-лучить максимально возможное удовлетворение потребностей. Наличие проблемы выбора означает, что между домашними хо-зяйствами и фирмами должны существовать определенные отношения. Социальная связь, посредством которой осуществляется координация потребностей домашних хозяйств и фирм, раскрывает содержание механизма согласования экономического поведения, или механизма координации.

Одним из способов, определяющих экономическое поведение, является изменение цен. Рост или снижение цены на конкретный товар может происходить под действием спроса и предложения или являться результатом директивного планирования.

Механизм координации экономического поведения включает решение ранее сформулированных проблем: что, как и для кого производить?

«Что производить» - проблема определения номенклатуры и объема выпускаемой продукции фирмами в определенный период времени.

«Как производить» - проблема способов организации про-изводства и выбора технологии.

«Для кого производить» - проблема определения субъектов, которые будут покупать выбранные товары и услуги, станут потребителями выпускаемой продукции.

Механизмы координации в любой экономической системе должны решать эти вопросы, чтобы система избежала внутренних противоречий и неустойчивости в своем развитии.

В современной экономике можно выделить два механизма координации: иерархию и спонтанный порядок.

На иерархическом подчинении основано управление внутри фирмы, любой экономической организации, государственного аппарата и всего народного хозяйства (административно-командная система).

Спонтанный порядок соответствует рыночной организации экономической деятельности. Экономические субъекты, принимая решения, руководствуются рыночными сигналами. Ориентируясь на движение цен, потребители и производители стремятся к личной выгоде. При этом достигаются полная координация действий и рост общественного благосостояния. Сказанное соответствует идее А. Смита о «невидимой руке рынка»: действия человека, стремящегося к личной выгоде, словно невидимой рукой направляются таким образом, что служат интересам общества полнее, чем если бы человек сознательно стремился служить им.

Что такое экономическая система?
Экономическая система – 1) способ организации хозяйственной деятельности общества, в соответствии с которым решается проблема распределения ограниченных ресурсов;

2) установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта;

3) организация экономической жизни.

Типы экономических систем.
Тип экономической системы характеризуется: 1) формами собственности; 2) способами распределения ограниченных ресурсов; 3) способами регулирования экономики.

Классификация № 1: 1) традиционная; 2) командная (централизованная); 3) рыночная; 4) смешанная.

1) Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
Вопросы, какие товары и услуги для кого и каким образом производить, решаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение.
Преимущества: 1) стабильность общества; 2) достаточно высокое качество производимых благ.
Недостатки: 1) отсутствие технического прогресса; 2) слабая приспособляемость к изменению внешних условий; 3) ограниченность числа производимых благ.

2) Командная (централизованная, директивная, плановая) экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.
Преимущества: 1) способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (мобилизационные возможности); 2) гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая уверенность в будущем; 3) позволяет избежать безработицы, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда.
Недостатки: 1) невозможность точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ресурсы, что приводит к перепроизводству одних товаров и дефициту других; 2) отсутствие стимула к выпуску качественных товаров; 3) отсутствие экономической свободы у граждан.

3) Рыночная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находится в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.
Рыночная экономика – это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт, все основные решения принимаются ими на свой страх и риск.
Основы рыночной системы: 1) право частной собственности; 2) экономическая свобода; 3) конкуренция.
Частная собственность – признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определённым объёмом (частью) любых видов экономических ресурсов.
Преимущества: 1) гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям; 2) наличие стимулов к техническому прогрессу; 3) рациональное (???) использование ресурсов.
Недостатки: 1) неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни; 2) слабый интерес к фундаментальным научным исследованиям; 3) нестабильность развития (кризисы, инфляция); 4) неэффективность использования невосполнимых ресурсов; 5) отсутствие полной занятости и стабильности цен.

Каждая экономическая система по-разному отвечает на три вопроса: 1) что производить?; 2) как производить?; 3) для кого производить?

Что производить? 1) традиционная: продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства, производится мало продуктов и услуг, а что производить определяется обычаями и традициями; 2) централизованная: определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, представителями промышленности – «плановиками»; 3) рыночная: определяют сами потребители, производители производят то, что может быть куплено.

Как производить? 1) традиционная: производят так и тем, как и чем производили предки; 2) централизованная: определяется планом; 3) рыночная: определяют сами производители.

Для кого производить? 1) традиционная: большинство людей существуют на грани выживания, добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся часть распределяется согласно обычаям; 2) централизованная: «плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько, будет получать товаров и услуг; 3) рыночная: потребители получают столько, сколько хотят, производители прибыль.

4) Во многих странах существует смешанная экономика , в которой сочетаются черты рыночной и командной экономических систем, экономическая свобода производителей и регулирующая роль государства.
Смешанная экономика – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Классификация № 2: 1) рыночная; 2) нерыночная (традиционная и централизованная); 3) смешанная.

Классификация № 3: 1) товарное хозяйство (централизованная система, рыночная система, смешанная система); 2) натуральное хозяйство.

Натуральное хозяйство – 1) хозяйство, в котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей, не прибегая к обмену, к рынку; 2) хозяйство, удовлетворяющее свои потребности за счёт собственного производства.
Товарное хозяйство – 1) хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка; 2) хозяйство, в котором производство ориентировано на рынок.

Термин «собственность» употребляется в трёх значениях:
1. Как синоним слова «вещь» (обыденное, житейское значение).
2. Юридическое право собственности включает в себя три правомочия (полномочия), обладать которыми может только собственник: 1) владение (фактическое обладание данным имуществом, закреплённое юридически); 2) пользование (процесс извлечения полезных свойств из данного имущества); 3) распоряжение (определение дальнейшей судьбы данного имущества = продажа, дарение, обмен, наследование, сдача в аренду или залог и т.д.).

Аренда (от лат. arrendare – отдавать внаём) – 1) предоставление имущества (земли) его хозяином во временное пользование другим лицам на договорных условиях, за плату; 2) право пользоваться не имея права распоряжаться.

Траст (от англ. trust – доверие) – 1) право собственника передавать право управления своим имуществом другому лицу, без права вмешиваться в его действия; 2) институт доверительной собственности, связанный с передачей имущества и своих имущественных прав учредителем траста (бенефициаром) на определённый срок доверительному собственнику.

Собственность как экономическая категория – 1) отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления по поводу присвоения производственных ресурсов, факторов производства материальных благ; 2) принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определённым лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Субъекты собственности: 1) человек; 2) семья; 3) трудовой коллектив; 4) социальная группа; 5) население территории; 6) органы управления всех уровней; 7) народ страны.

Объекты собственности: факторы производства и готовая продукция: 1) земля, земельные участки, угодья; 2) деньги, валюта, ценные бумаги; 3) материально-имущественные ценности; 4) природные богатства; 5) драгоценности; 6) здания социально-культурного назначения; 7) основные производственные фонды; 8) рабочая сила; 9) духовные, интеллектуальные и информационные ресурсы.

Функциональные характеристики собственности: 1) владение, 2) управление, 3) контроль.

Какая из этих характеристик является главной?
1. Карл Маркс на первое место ставил владение.
2. В XX в. всё большее значение начинает приобретать управление собственностью.

Технократия (греч. ?????, «мастерство» + греч. ??????, «власть») – социально-политическое устройство, при котором общество регулируется компетентными учёными и инженерами исходя из принципов научно-технической рациональности.
Технократические идеи высказывались А. А. Богдановым, который ввел в оборот термин «техническая интеллигенция» (в 1909 г. в статье «Философия современного естествоиспытателя»), сам же термин «технократия», является американизмом, появившимся в 1920-е гг. Изначально идею технократии как власти инженеров описал Торстейн Веблен, в социальной утопии «Инженеры и система цен» (1921). Идеи Веблена развили Джеймс Бернхем в книге «Революция менеджеров» (1941) и Джон Кеннет Гэлбрейт в «Новом индустриальном обществе» (1967).
Благодаря научно-технической революции основой власти становится знание, подчиняя себе и силу и богатство. Меняется и сам облик власти – отказываясь от прямого и грубого господства, она принимает более мягкие формы влияния и доминирования. Теперь уровень знаний, а не наличие или отсутствие частной собственности становится главным источником социальных различий. Власть в информационную эпоху переходит от тех, кто отдаёт приказы, к тем, кто формирует сознание людей, закладывает в него определённые стереотипы, образы, модели поведения.
Создатели смыслов – творческий слой информационного общества, «креативный класс», формирующий стереотипы поведения, схемы восприятия и действия средств массовой информации и через них влияющий на мировоззрение и поведение широких слоёв граждан. Реальная власть всё чаще уходит в тень, к разнообразным неправительственным группам влияния, часто международным или просто иностранным. Официальное же правительство лишь оформляет и проводит в жизнь разработанную этих кругах политику. Жёсткая власть, опирающаяся на насилие, уступила место «мягкой силе», основанной на убеждении людей, идеологической работе, тонким манипулировании общественным сознанием.
«Мягкая сила» - новый исторический тип власти, основанный не на прямом насилии или экономическом порабощении, а на убеждении и информационном манипулировании. «Мягкая сила» превращается в основное орудие власти в информационную эпоху, когда прежние методы господства теряют свою эффективность и возникает потребность в скрытом и ненавязчивом подчинении людей чужим интересам.
Материальную основу «мягкой власти» образует триумвират «1) создатели смыслов – 2) неправительственные организации – 3) средства массовой информации».

Чем отличаются различные типы собственности?
Тем, кому принадлежат средства производства, как и кем распределяется доход от использования собственности, кто является участником экономической деятельности.
Классификация № 1: 1) общая (первобытно-общинная, семейная, государственная, коллективная); 2) частная (трудовая = семейная, фермерское хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность; нетрудовая = рабовладельческая, феодальная, буржуазно-индивидуальная); 3) смешанная (акционерная, кооперативная, совместная).
1) Исторически первым типом собственности была общая собственность, при которой все люди были объединены в коллективы и все средства производства и произведённые блага принадлежали всем членам общества.
2) Вторым по времени происхождения стала частная собственность, при которой отдельные люди относились к средствам производства как к принадлежащим лично только им. Частная собственность – это форма юридического закрепления за человеком прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, которое он может использовать не только для удовлетворения личных потребностей, но и для ведения коммерческой деятельности. Частная собственность была господствующей в в экономике вплоть до XX века. Противники частной собственности указывали, что она представляет собой источник эксплуатации человека человеком, способствует разъединению людей, выработке у них таких качеств, как эгоизм, индивидуализм и жадность, порождает неравенство между людьми. Сторонники частной собственности утверждали, что чувство частной собственности является естественным чувством человека, которое выражает его природу. По их мнению, именно частная собственность даёт индивиду возможность не зависеть от государства, являясь гарантией прав человека.
3) В XIX в. основной фигурой собственника был капиталист - предприниматель. В XX в. развитие получили различные виды смешанной (коллективно-частной, групповой, корпоративной) собственности, в которой сочетаются признаки первых двух типов. Типичной формой такой собственности является акционерное общество (корпорация).
Корпорация (лат. corporatio – объединение, сообщество) – форма организации предприятия, где право на собственность разделено на части по акциям, и поэтому владельцы корпораций называются держателями акций.
В отличие от индивидуального собственника и членов товарищества, максимум, что может потерять акционер, - это сумма, выплаченная им за акции. Держатели акций могут входить и выходить из корпорации, просто покупая их. Капитал такого общества образуется в результате продажи ценных бумаг – акций, которые являются свидетельством того, что их владелец внёс свой вклад – пай – в капитал корпорации и имеет право на получение дивиденда. Дивиденд – часть прибыли, которая выплачивается владельцу акций (как правило, пропорционально величине внесённого им пая).

Классификация № 2: 1) частная (личная, индивидуальная); 2) государственная; 3) коллективная, совместная.
Распространена индивидуальная частная собственность (сельское хозяйство, ремесло, торговля, сфера услуг).
Признаки индивидуального частного предприятия: 1) право собственности на используемые средства производства; 2) использование личного труда производителя, его семьи, наёмных работников; 3) право единолично распоряжаться доходами от хозяйственной деятельности; 4) право экономической самостоятельности в решении хозяйственных вопросов.
В экономике конца XX в. велико значение государственной собственности (от 15 до 20%). Обычно государство сосредотачивает в своих руках предприятия и отрасли, имеющие стратегическое значение (железные дороги, предприятия связи, атомные и гидроэлектростанции).
Сохранилась и такие формы собственности как кооперативная и коллективная собственность. При кооперативной собственности группа людей, объединившаяся для совместного использования некоторого имущества (собственного или же арендованного) осуществляет управление этим имуществом. На коллективном предприятии собственником является коллектив этого предприятия, который принимает участие в управлении процессом производства.
Муниципальная форма собственности – это форма собственности, при которой имущество находится в распоряжении, ведении местных органов власти.

Формы собственности в России.
Согласно Конституции РФ, в России признаются и защищаются равным образом 1) частная, 2) государственная, 3) муниципальная и иные формы собственности. Перечень форм собственности, указанных в Конституции и в Гражданском кодексе (ГК) РФ, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности.

Приватизация (лат. privatus – частный) – 1) передача государственной собственности отдельным гражданам или создаваемым ими юридическим лицам; 2) процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жильё, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
Национализация (лат. natio – народ) – передача частной собственности в руки государства.

Рынок и капитализм.
Версия №1. Капитализм = рыночная система.
Капитализм - тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике.
В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества, а современная ступень капитализма - как «смешанная экономика», «постиндустриальное общество», «информационное общество» и др.; в марксизме капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда.

Версия №2. Капитализм? рыночная система.
Капитализм - не просто метод эффективной хозяйственной деятельности, естественным образом возникающий в лоне рыночной экономики. Капитализм - это интеллектуальный, психологический и социальный прорыв, малодоступный язычнику, человеку традиционной культуры.
От рынка капитализм отличает не столько предмет деятельности, сколько ее способ, масштаб, цели. Фернан Бродель, описывая это непростое явление, назвал его «противорынком», поскольку здесь осуществляется явно другая деятельность, неэквивалентные обмены, в которых конкуренция, являющаяся основным законом так называемой рыночной экономики, не занимает подобающего места.
Фернан Бродель (1902 - 1985) - выдающийся французский историк. Заложил основы мир-системного подхода.
Самой известной работой Броделя считается его трёхтомник «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.» (1979). В этой книге показывается, как функционировали экономики европейских (и не только) стран в доиндустриальный период. Особенно подробно характеризуются развитие торговли и денежное обращение, много внимания уделяется также влиянию географической среды на социальные процессы.
Арнольд Тойнби:
«Я полагаю, что во всех странах, где максимальная частная прибыль выступает как мотив производства, частнопредпринимательская (рыночная) система перестаёт функционировать».

Что такое капитализм?
Капитализм - целостная идеология, замысел и сценарий специфичного мироустройства, сутью которого является не само производство или торговые операции, но операции системные, направленные на контроль над рынком и имеющие целью извлечение системной прибыли (устойчивой сверхприбыли).
Грубым, не слишком точным и уж совсем неприглядным аналогом могут послужить отдельные черты деятельности мафии, причем в «классическом» смысле понятия, т.е. не как преступности, а как специфичной системы управления миром, контроля над ним, взимания дани.
Капитализм обретает универсальную власть не через административные, национальные структуры, но главным образом посредством интернациональных хозяйственных механизмов. Такая власть по своей природе не ограничена государственной границей и распространяется далеко за ее пределы.
Джордж Сорос. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности:
«Аналогия с империей в данном случае оправданна, потому что система мирового капитализма управляет теми, кто к ней принадлежит, и из нее нелегко выйти. Более того, она имеет центр и периферию как настоящая империя, и центр получает выгоды за счет периферии. Еще важнее то, что система мирового капитализма проявляет империалистические тенденции… Она не может быть спокойна, пока существуют какие-либо рынки или ресурсы, которые еще не вовлечены в ее орбиту. В этом отношении она мало чем отличается от империи Александра Великого или Аттилы Гунна, а ее экспансионистские тенденции могут стать началом ее гибели».
Питательная среда капитализма, его магнитное поле, силовые линии исторически складываются в нервном сплетении финансовых схем и трофейной экономики крестовых походов, преимущественно на приморских ареалах Европы (исключение - «сухопутный порт» ярмарок в Шампани). Его родовые гнезда - это, прежде всего, города-государства и области Италии: Венеция, Генуя, Флоренция, Ломбардия, Тоскана, а также побережье Северного моря: города Ганзейского союза, Антверпен, позже - Амстердам.
Духовным же источником капитализма стали, по-видимому, разноконфессиональные, но достаточно единые в своей основе - и свободные от специфических ограничений, налагаемых христианским мировоззрением и культурой, - ереси. В этот период секты и ереси активно распространяются в Европе: эстафета передается от павликиан и богомилов к патаренам и альбигойцам. Это также тамплиеры, активно занимавшиеся финансовой деятельностью, сама система организации которых - впечатляющий прообраз будущих ТНБ и ТНК.
Особую роль в возникновении капитализма сыграли вальденсы. В годы гонений, последовавших за альбигойскими войнами, вальденсы разделились, причем радикальная часть, отказавшаяся принести покаяние, переселяется в германоязычные страны, в Нидерланды, Богемию, Пьемонт, в Западные и Южные Альпы, где, по некоторым сведениям, уже обитали общины, ушедшие от государственного христианства еще в IV веке. Там, в труднодоступных местностях, местах ссылок, своего рода «европейской Сибири», в суровых условиях борьбы за выживание формируется дух протестантизма, отмеченный особым отношением к труду, личным аскетизмом, энтузиазмом, самоотречением, честностью, скрупулезностью, корпоративизмом.
Бывшие вальденсы активно внедряются в оптовую и розничную торговлю, что позволяет свободно перемещаться и устанавливать множественные связи. Контакты с вальденсами приписываются практически всем значимым фигурам дореформационного протестантизма: от Джона Уиклифа до Яна Гуса. Изгнанные из легального мира, вынужденные жить в масках, общаться непрямым образом, сектанты обнаружили, что именно вследствие данных обстоятельств обладают серьезными конкурентными преимуществами и великолепно подготовлены для системных операций. Иначе говоря, они владеют механизмом успешной реализации сговора и контроля над ситуацией, для разработки и реализации сложных, сложнейших проектов, осуществления крупных (часто коллективных) капиталовложений, неформального заключения доверительных соглашений, требующих долговременного оборота средств и деятельного соприсутствия в разных точках земли.
На этой основе в Западной Европе распространяется новый тип мироощущения, для которого характерен деятельный фатализм, рассматривающий земное богатство в качестве зримого доказательства призвания, а успех - как признак харизмы. В средневековой же Европе доминировала совершенно иная логика: при обязательности труда подчеркивалось противопоставление необходимого - necessitas - избыточному - superbia - с соответствующей моральной оценкой, то есть стремление к наживе оценивалось как позор и даже сама деятельность профессионального торговца как едва ли угодная Богу.


Похожие публикации