Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

В чем разница между отчислениями и взносами. Расчет страховых взносов. Пример расчета страховых взносов. Формула страховой пенсии

1. Настоящее Положение определяет цель, задачи, структуру, содержание и организацию работы по внедрению и дальнейшей реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) - программной и нормативной основы системы физического воспитания населения (далее - Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс).

Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 11.06.2014 N 540 (ред. от 29.11.2018) "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"

Во исполнение пункта 18 Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 N 540 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 25, ст. 3309), и пункта 14 плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 N 1165-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 27, ст. 3835), приказываю.


18.03.2019, Сашка Букашка

Пенсия накопительная и страховая - это виды выплат, которые производятся гражданам, достигшим определенного возраста. Что из себя представляет каждая их этих видов пенсий? Чем они отличаются друг от друга? Как рассчитываются? Об этом расскажем в статье.

Что такое страховая пенсия

Страховая пенсия - это стандартные выплаты гражданам, вышедшим на пенсию по возрасту. Они формируются из той части доходов, которые работодатель перечисляет в Пенсионный фонд, чтобы в будущем работник, став пенсионером, смог их получать.

Страховая пенсия рассчитывается с помощью системы баллов, которые накапливаются за время трудовой деятельности гражданина. Ежегодно стоимость балла повышается с учетом инфляции и других факторов. Также в страховую пенсию включается фиксированная часть. На 01.01.2019 она составляет 5334 рубля 19 копеек.

Для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти несколько условий:

  • возраст - 60 и 65 лет (женщины и мужчины соответственно);
  • стаж - не менее 15 лет (к 2024 году; в 2019 году достаточно 10 лет);
  • количество пенсионных баллов - 30 (в 2025 году; в 2019 достаточно 16,2).

Что такое накопительная пенсия

Накопительная пенсия - пенсионные накопления, состоящие из страховых взносов работодателя и дохода от их инвестирования. То есть это часть пенсии, которой гражданин распоряжается самостоятельно, выбирая негосударственные пенсионные фонды. Деньги, переданные НПФ будут инвестироваться.

Особенностью этих отчислений является то, что каждый человек вправе сам решить, сколько он будет отчислять - 2 или 6 % дохода. Отчисления делаются добровольно. Для этого нужно написать соответствующее заявление на имя работодателя. Также нужно заключить договор с НПФ или управляющей компанией, куда и будут перечисляться проценты с заработка.

Еще одна особенность – это возможность наследования накопительной части пенсии. То есть если человек, производивший отчисления в НПФ, умер раньше, чем смог получить накопленные средства, это могут сделать его наследники.

Формированием накопительной пенсии занимаются такие организации:

  • управляющая компания;
  • негосударственный пенсионный фонд.

ВАЖНО! До 2021 года формирование накопительной пенсии приостановлено и взносы полностью отправляются на финансирование страховой пенсии (п. 4 ст. 33.3 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 6.1 закона от 04.12.2013 № 351-ФЗ).

Сравниваем различия в таблице

Подытожим в таблице, чем отличается страховая пенсия от накопительной.

Страховая
Способ формирования Баллы Денежное выражение
Источник Страховые взносы работодателя Средства, размещенные на индивидуальном счете
Суть выплат Обязательство государства по распределению Компенсация получаемого ранее дохода за счет накопленных на персональном счете средств
Индексация Размер уточняется ежегодно Правительством Размещается в , государственных или частных, которые используют ее в предпринимательской деятельности, доходность - ее основа
Размер Зависит от баллов, которые каждый год меняются за счет , выплат, размера зарплаты. Уточняется надбавка к основной сумме, установленной государством, и расчетного количества месяцев, когда будет выплачиваться Зависит от размера поступлений и количества месяцев, в течение которых будет выплачиваться
Наследование Никогда не наследуется Может быть наследована до момента ее назначения
Условия назначения Достижение возраста и наличие определенного стажа Получение права на пенсию по старости и наличие средств на счете

Формула страховой пенсии

Расчет страховой пенсии происходит по формуле:

СП = ИПК × СПК + (ФВ × КвФВ),

  • СП - размер страховой пенсии;
  • ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл);
  • СПК - стоимость пенсионного балла на день, когда назначается страховая пенсия по старости (в 2019 году 1 СПК = 87,24 руб.);
  • ФВ - фиксированная выплата к страховой пенсии (в 2019 году она составляет 5334,19 руб);
  • КвФВ - коэффициент повышения ФВ, применяется при отсрочке обращения за начислением страховой пенсии.

Жучкова Мария Петровна вышла на пенсию в 2019 году в возрасте 55 лет. Ее стаж составляет 25 лет. Накоплено всего 25 баллов. Дальше Мария Петровна решила не работать, чтобы помогать детям воспитывать внуков. Расчет будет следующим:

СП = 25 × 87,24 + 5334,19.

СП = 7515,19 руб.

Так как ее пенсия меньше прожиточного минимума пенсионера, Марии Петровне следует доплата из регионального бюджета.

Формула накопительной пенсии

Накопительная часть пенсии рассчитывается по следующей формуле:

НП = ПН / Т,

  • НП - размер накопительной части пенсии;
  • ПН - сумма пенсионных накоплений, находящаяся на лицевом счете гражданина;
  • Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной части (в 2019 году он составляет 252 месяца).

Светлячков Дмитрий Афанасьевич вышел на пенсию в 2019 году и обратился в негосударственный пенсионный фонд, в который он совершал перевод своих пенсионных накоплений, с просьбой о выплате накопительной пенсии. За время работы у него накопилась сумма в 900 000 рублей. Произведем расчет:

НП = 900 000 / 252.

НП = 3571,43 руб.

Ежемесячно Дмитрий Афанасьевич будет получать дополнительно к страховой пенсии 3571,43 руб. - накопительная часть пенсии.

Выделяем главные особенности

И тем не менее вопросов остается много, люди запрашивают в поисковиках: «Пенсия страховая и накопительная часть - что это?» Некорректная формулировка, как мы теперь видим, ведь это не одна, а две разные пенсии, два вида компенсации доходов, и формируются они по-разному. Отличия, по сути, в их характерных особенностях:

  • накопительная формируется за счет взносов, при этом средства находятся на отдельном счете и используются в бизнесе (сумма страховых взносов на финансирование накопительной пенсии формирует ее обязательную часть, дополнительно размеры вклада могут пополняться самим гражданином, его работодателем и т. д.);
  • страховая назначается государством и рассчитывается исходя из определенных условий по достижении определенного возраста или наступления определенных событий (по старости - один из ее видов), платежи работодателей в счет формирования страховой пенсии носят обязательный характер.

Чем НПФ отличается от ПФР и зачем они нужны

В России есть два вида пенсионных фондов:

  • государственный (ПФР);
  • негосударственный (НПФ).

Государственный представлен Пенсионным фондом Российской Федерации. Он оказывает услуги в социальном обеспечении граждан России. Также он заведует пенсионным обеспечением и пенсионным страхованием граждан.

Негосударственный фонд - некоммерческая организация социального обеспечения. В НПФ есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  1. Высокие доходы, по сравнению с ПФР.
  2. Индивидуальность вложений. Все данные можно посмотреть на своем личном счете.
  3. Возможность ежегодно получать выписки со своего счета.

Минусы:

  1. Подвержены риску банкротства, в отличие от ПФР.
  2. Ставки по отчислениям могут быть малы и прибыли можно не получить.

Поэтому чтобы избежать рисков, нужно тщательно изучить , по интересующим вопросам внимательно выслушивать ответы консультантов. Можно сменить НПФ путем перехода, но застрахованное лицо может при этом потерять часть дохода от инвестирования.

С какими рисками можно столкнуться

Бизнес и предпринимательство - вещи рискованные. Также не всегда обстоятельства зависят от организации или самого гражданина. Что если все инвестиции Пенсионных фондов не только не принесут дохода, но и будут утрачены. Что станет с вложениями граждан на старость? Тут самое время задаться вопросом: страхование накопительной части пенсии - что это такое?

Государство как раз придумало эту систему на случай форс-мажорных обстоятельств. Пенсионные фонды обязаны иметь внутренний резерв. Дает свои гарантии в сохранении накоплений и Общенациональный фонд, который объединяет всех страховщиков. Если негосударственный пенсионный фонд отказывается участвовать в этом благом деле, то он будет вынужден прекратить свою деятельность, а все накопления передать в ПФР.

Вообще контроль за фондами ведется жесткий, они постоянно сдают отчетность, обязаны делать отчисления в Агентство страхования вкладов, публиковать отчеты о деятельности. В случае финансовых сложностей у фонда Агентство несет ответственность по платежам.

Ну и не забываем, что права выбирать НПФ никто нас не лишал. Но лучше делать это не чаще одного раза в пять лет, иначе можно лишиться некоторой части накоплений.

Что нового в 2019 году

С 01.01.2019 началась пенсионная реформа, которая должна закончиться в 2024 году. В связи с этим будет повышен пенсионный возраст и составит:

  • 60 лет - для женщин;
  • 65 лет - для мужчин.

Изменятся условия получения страховой пенсии. Помимо соответствующего возраста, нужно будет иметь 30 пенсионных баллов и не менее 15 лет стажа.

В 2019 году на пенсию можно выйти:

  • в 60,5 лет - мужчинам;
  • в 55, 5 лет - женщинам.

Трудового стажа в этом году достаточно 10 лет, и должно быть накоплено не менее 16,2 пенсионных балла.

На самом деле вариантов не так много. Любой бизнес при взаимодействии с физическими лицами руководствуется Трудовым кодексом (ТК) или Гражданским кодексом (ГК). Соответственно, сотрудники могут оформляться либо по трудовому договору (ТД), либо по договору гражданско-правового характера (ГПХ). Начнем с определений.

Трудовой договор (ТД) - соглашение между работником и работодателем, устанавливающее взаимные права и обязанности. Согласно ТД работник обязуется лично выполнять работу, предусмотренную должностью, которую он занимает. Работодатель в свою очередь обязуется обеспечивать сотрудника работой, предоставлять ему необходимые условия труда и выплачивать заработную плату.

Договор гражданско-правового характера (договор ГПХ) - вид договора, при котором стороны, не вступая в трудовые отношения, определяют результат работы, имущественные взаимоотношения и другие вопросы взаимодействия (договоры подряда, возмездного оказания услуг, авторские договоры и др.).

Трудовой договор или договор ГПХ: в чем разница?

ТД Договор ГПХ
Работник устраивается на определенную должность, предусматривающую постоянное выполнение трудовых обязанностей. В договоре приводится конкретный перечень работ или услуг, которые необходимо выполнить. Результат их выполнения фиксируется двусторонним актом. Оформление на должность не предусматривается.
Распоряжения руководства выполняются по мере их поступления. Важен результат, а не процесс. Заказчик не вправе вмешиваться в процесс, за исключением промежуточной приемки результатов.
Обязательно соблюдение правил внутреннего распорядка. ТК предусматривает работу по определенному графику, который закрепляется внутренними документами.
В договоре ГПХ предусматриваются даты начала и окончания работ, но исполнитель может работать в удобное для него время. Важен результат, за который ему платят деньги.
Работника необходимо обеспечить всем необходимым для работы (рабочее место, материалы, инвентарь и др.).
В договоре может быть предусмотрено предоставление исполнителю каких-либо условий, однако это необязательно.
Предполагается исполнение трудовых обязанностей непосредственно самим работником.
Исполнитель может привлекать третьих лиц для выполнения работ.
Выплата зарплаты производится своевременно, не реже двух раз в месяц. Месячная заплата не может быть ниже установленного МРОТ при условии выработки нормы рабочего времени и надлежащем исполнении обязанностей.
Порядок оплаты устанавливается по соглашению сторон (например, аванс и оплата по завершении и приемке работ на основании акта).
Удержание НДФЛ, уплата взносов в ПФР, ФОМС и ФСС. Заказчик удерживает НДФЛ, платит взносы в ПФР, ФОМС, а взносы в ФСС не платит. В ПФР, ОМС взносы не уплачиваются по ряду договоров ГПХ, например, по договору аренды имущества. Договором может быть предусмотрено страхование на случай производственной травмы, в этом случае дополнительно уплачиваются взносы в ФСС на травматизм.
Работодатель обязан предоставлять трудовые гарантии, предусмотренные ТК:
  • компенсации и возмещение расходов в процессе выполнения трудовых обязанностей;
  • отпуск не менее 28 календарных дней в год с выплатой отпускных;
  • выплату больничных и пособий;
  • уплату взносов в ПФР;
  • компенсации при увольнении;
  • сохранение за работником среднего заработка в предусмотренных законом случаях (например, на время простоя).
Нет трудовых гарантий, кроме взносов в ПФР и ФОМС. Время выполнения договора включается в общий трудовой стаж.
Необходимо оформление трудовой книжки, приказов, личных карточек Т-2.
Трудовые книжки совместителей оформляются по желанию работников-совместителей.
Действуют нормы ТК о равенстве в вопросах трудоустройства по возрасту, национальности и другим критериям.
Для устройства сотрудников нужен только договор.
Договор закрывается актами выполненных работ/оказанных услуг.
Заказчик вправе отказать в заключении договора ГПХ без объяснения причин.
Договоры могут заключаться на неопределенный срок или на определенный срок (не более 5 лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами). Всегда устанавливаются конкретные сроки исполнения договора.

Основные критерии для признания отношений трудовыми:

  • установлены правила внутреннего трудового распорядка;
  • постоянная заработанная плата;
  • указана трудовая функция (работа по должности, профессии, специальности);
  • систематическое выполнение одной и той же работы;
  • обустроенное рабочее место;
  • неустановленные сроки исполнения договора;
  • упоминание о подчиненности сотрудникам, состоящим в штате;
  • премирование;
  • предоставление отпуска;
  • направление в командировку и гарантии, связанные с ней.

Для кого важны эти критерии?

I. Для ФНС и ПФР

Налоговые органы заинтересованы в переквалификации договора ГПХ в ТД, так как это приводит к доначислению налогов. Наиболее часто рассматриваются ситуации, когда компания заключает договор ГПХ с ИП. Работодатели нередко хитрят, желая сэкономить на платежах по НДФЛ: они предлагают своим работникам зарегистрироваться как ИП и оформляют с ним договор ГПХ.

Однако, как показывает судебная практика, доводы контроллеров не рассматриваются судом в случаях, когда отсутствуют явные признаки трудовых отношений, а сам работник заявляет в суде, что имел намерение заключить с работодателем именно договор ГПХ в качестве ИП. Граждане имеют право по своему усмотрению распоряжаться своими трудовыми возможностями.

II. Для трудовой инспекции и ФСС

По договору ГПХ вознаграждение не облагается страховыми взносами по нетрудоспособности и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (за исключением случаев, когда в договоре прописано, что такие взносы уплачиваются). Признать такие отношения трудовыми интересно двум фондам: ФСС — для начисления взносов, пеней, штрафов; трудовой инспекции — для сбора штрафов за нарушение прав работника.

III. Для самих работников

Если договором ГПХ по факту регулируются трудовые отношения между заказчиком и исполнителем, то работник может обратиться в суд с иском о признании гражданско-правового договора трудовым. Его мотивация в данном случае понятна — получить полагающиеся по ТК гарантии и льготы. Велика вероятность того, что суд примет во внимание доводы истца и переквалифицирует договор. Самая опасная ситуация — именно когда сам сотрудник обращается в суд.

Чтобы избежать спорных ситуаций, работодателю необходимо правильно формулировать условия договора и грамотно выстраивать отношения с исполнителем.

В книге объясняются правила исчисления таких обязательных платежей государству, как налоги, сборы и обязательные страховые взносы. Акцент делается на здравый экономический смысл и внутреннюю логику законодательства, освоение которой позволит читателю в дальнейшем легко разобраться в самых запутанных налоговых ситуациях. Обязательные платежи государству рассматриваются не с позиции их сборщика, как в других книгах по налогообложению, а с позиции плательщика – предприятия, предпринимателя, обычного человека

Из серии: Бухгалтеру и аудитору

* * *

компанией ЛитРес .

© ООО Издательство "Питер", 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru )

Введение

В нашей книге объясняются правила исчисления таких обязательных платежей государству, как налоги и сборы, а также обязательные страховые взносы.

В отличие от других книг по этой теме мы делаем акцент на здравый экономический смысл и внутреннюю логику законодательства.

Рассматриваемая область человеческой деятельности регулируется множеством правил, причем каждое правило имеет большое количество исключений. Объем законодательных и околозаконодательных текстов исчисляется десятками тысяч страниц. Запомнить все это обычный человек не в состоянии. Тем не менее в этом можно разобраться.

Правила исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов образуют иерархическую структуру с четкими взаимосвязями. Если с помощью нашей книги вы освоите внутреннюю логику этой структуры, то сможете легко выделить тот небольшой набор правил, который распространяется на подавляющее большинство ваших ситуаций, и сумеете быстро найти особые правила для сложных случаев.

Другая отличительная особенность нашей книги – разворот подхода к теме на 180 градусов.

Законы и прочие нормативные документы составлены с позиции государственных органов, собирающих обязательные платежи. С той же позиции в основном написаны и другие книги, которые пересказывают и объясняют налоговое законодательство. Такие книги удобны налоговым инспекторам.

У нас же данные вопросы рассматриваются с позиции противоположной стороны, которая платит все эти налоги, сборы и взносы. То есть с позиции предприятий, предпринимателей и обычных граждан. Разумеется, к этой стороне относитесь и вы, наш читатель.

Следующая особенность нашей книги заключается в том, что, помимо налогов и сборов, исчисление которых регулируется Налоговым кодексом и дополняющими его нормативными актами, мы рассматриваем обязательные страховые взносы.

Исчисление обязательных страховых взносов регулируется собственной отраслью законодательства. Поэтому страховые взносы обычно рассматриваются в отдельных книгах.

Но для обязательных страховых взносов применяются те же самые правила исчисления и уплаты, что и для налогов и сборов. А с точки зрения плательщика обязательные страховые взносы являются такими же платежами в бюджет, как налоги и сборы. Объединение в одной книге информации о страховых взносах, налогах и сборах позволит нашему читателю сэкономить усилия на самообразование.

А чтобы чтение было более легким, по страницам книги вас будет сопровождать неутомимый помощник – Мудрый Ворон .


Общество и государство

Мы, современные оседлые люди, живем в государствах , которые поделили между собой практически всю земную сушу (разве что за исключением Антарктиды). Государства существуют для блага всех людей, проживающих на их территориях. Во всяком случае, именно это утверждает любое современное государство.

Государство отличается от простого неорганизованного общества тем, что имеет специальные структуры для управления обществом. Некоторые члены общества работают в этих структурах: государственные служащие, военные и др. При этом государство налагает на остальных членов общества обязанность предоставлять средства на содержание граждан, занятых в государственных структурах, а также на оказание государственных услуг по обеспечению коллективных потребностей общества.

К коллективным потребностям общества, которые обеспечивает государство, можно отнести:

Создание условий для благополучного существования и развития общества в целом, то есть обеспечение экономического и социального процветания;

Защиту общества от внешних врагов (оборона);

Поддержание порядка внутри самого общества;

Защиту общества от эпидемий, природных катаклизмов и т. д.

В этой книге мы исходим из того, что современное общество является обществом потребления. Члены общества потребляют различные блага – материальные ценности и услуги. Это еда и одежда, квартиры и дома, автомобили, книги и фильмы, развлекательные и спортивные мероприятия, медицинские и образовательные услуги и т. п.

Чтобы блага могли быть потреблены, их сначала нужно произвести. Производством благ также занимаются члены общества.

Современное общество является узкоспециализированным. Разные блага производят разные люди, причем подавляющее большинство благ производится коллективно. Для коллективного производства благ граждане создают предприятия .

Произведенными благами предприятия и отдельные граждане обмениваются друг с другом. Государство устанавливает правила обмена и следит за тем, чтобы никто их не нарушал.

Деньги и финансы

Для удобства обмена благами используются деньги. Деньгами можно оценить стоимость любых благ, которые люди предлагают друг другу.

Выпуском денег занимается государство. Оно объявляет, что выпущенные им деньги являются обязательным средством платежа за ценности и услуги на его территории. Государство содержит организационные структуры, которые обеспечивают быстрое и беспрепятственное перемещение денег между членами общества.

Совокупность взаимоотношений, возникающих в процессе обращения денег, называется финансами .

В быту слово финансы часто используется для обозначения денег, хотя это понятие гораздо шире.

Государственный бюджет


Поскольку в современном обществе деньги являются универсальным эквивалентом обмена, государству удобно обеспечивать собственные нужды путем расходования денег. Необходимые для этого деньги государство собирает с общества.

Система сбора и распределения денег называется государственным бюджетом .

В рамках государственного бюджета устанавливается схема доходов и расходов государства, с основной периодичностью в один год. В этой схеме определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государства, а также указываются источники и размеры ожидаемых поступлений со стороны общества. Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются видами доходов государственного бюджета.

Государственный бюджет нашего государства – Российской Федерации – представляет собой сложную бюджетную систему . Это связано с тем, как оно устроено.

Наше государство имеет трехуровневую структуру территориального устройства:

Федерация (государство в целом);

Субъекты Федерации (республики, края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

Муниципальные образования (районы, округа, города, поселки, прочие населенные пункты).

Соответственно территориальному устройству в бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

федеральный бюджет ;

бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Для муниципальных образований предусмотрена двухуровневая структура управления. Соответственно, уровень местных бюджетов делится на два подуровня.

Федеральный бюджет находится в ведении Министерства финансов , которое входит в состав Правительства Российской Федерации . Региональные и местные бюджеты находятся в ведении органов финансового управления соответствующих уровней власти.

Кроме того, в бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты государственных внебюджетных фондов . Государственные внебюджетные фонды – это государственные структуры федерального и регионального уровней, которые занимаются финансированием отдельных направлений деятельности государства.


Слово внебюджетный в термине государственные внебюджетные фонды подчеркивает независимость таких фондов от федерального, региональных и местных бюджетов. То есть внебюджетные фонды не подчиняются ни Министерству финансов, ни финансовым органам регионального и местного уровней. Тем не менее государственные внебюджетные фонды входят в структуру государственного бюджета. Деятельность внебюджетных фондов регулируется законодательством Российской Федерации.

В нашей книге рассматриваются только те государственные внебюджетные фонды, которые занимаются сбором обязательных взносов на социальную поддержку, то есть на денежные выплаты гражданам в ситуациях, когда они признаются нуждающимися в такой поддержке. Это следующие государственные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Все перечисленные внебюджетные фонды соответствуют первому уровню территориального устройства нашего государства – государству в целом.

Что такое налог

Основным источником пополнения государственного бюджета являются налоги.

Помимо налогов, государственный бюджет имеет неналоговые доходы :

Доходы от использования государственной или муниципальной собственности;

Доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;

Доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;

Штрафы, компенсации.

Под налогом понимается обязательный платеж, уплачиваемый в бюджет государства в целях финансового обеспечения его деятельности.

Налог характеризуется следующими признаками:

Обязательностью платежей;

Индивидуальной безвозмездностью платежа;

Денежной формой;

Целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги взимаются с граждан и организаций.

Рассмотрим признаки налога подробнее.

Обязательность уплаты налога связана с тем, что государству необходимы ресурсы, обеспечивающие его существование. Именно поэтому государство обязывает организации и граждан платить налоги.

Индивидуальная безвозмездность платежа означает, что государство не принимает на себя обязательство оказать какую-либо конкретную услугу или компенсацию гражданину или организации, уплатившей налог.

Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества. Эти потребности государство удовлетворяет путем предоставления определенных услуг, получателем которых выступают не отдельные граждане и организации, а все общество в целом. К таким услугам относятся оборона, поддержание общественного порядка и т. п. Но при этом невозможно вычислить, в какой степени тот или иной член общества испытывает нужду в государственных услугах, предоставляемых обществу в целом.

Денежная форма налога означает, что платеж осуществляется исключительно в денежной форме. Это удобно и государству, и плательщикам налогов.

В принципе, для налога возможна натуральная форма, когда государство собирает с граждан и организаций некоторые материальные ценности. Натуральная форма использовалась на ранних стадиях экономического развития и даже в недалеком прошлом – в период разрухи и гражданской войны в советской России (продразверстка). Но в условиях нормально функционирующих финансов для всех гораздо удобнее денежная форма налога.

Цель взимания налога – финансирование государственных нужд. Государство расходует существенные средства на содержание государственного аппарата, на экономические и социальные мероприятия.

В доходах бюджетов развитых государств преобладают налоги. Именно финансирование государственных нужд является основной задачей налогов, и это во многом позволяет провести различие между налогами и платежами, имеющими компенсационное значение.

К платежам компенсационного характера относятся сборы (о них речь пойдет позже) и санкции имущественного характера – штрафы и конфискация имущества. Такие санкции налагаются за допущенные нарушения закона, их цель – компенсировать потери общества и заставить правонарушителя отказаться от дальнейшего нарушения. Кроме того, к платежам компенсационного характера можно отнести страховые взносы (мы также рассмотрим их в нашей книге).

Финансирование государственных нужд – не только признак, но и одна из функций налога.

Налоги выполняют четыре важнейшие функции, причем каждая из них реализует то или иное практическое назначение.

Первая по важности функция налогов – финансирование государственных нужд, или, другими словами, фискальная функция . Эта функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Название фискальной функции происходит от слова «фиск» – казна.

Социальная функция характеризует стремление государства придать системе налогообложения черты социальной справедливости. Пример реализации социальной функции – неравное обложение разного по стоимости имущества, когда более дорогое имущество облагается по повышенным ставкам (богатые платят больше). Разумная реализация социальной функции позволяет государству получить поддержку налоговой политики со стороны широких слоев населения.

Регулирующая функция характеризует намерение государства в особых случаях смягчать негативное воздействие налогообложения и способствовать позитивному экономическому и социальному развитию общества. Государство снижает налоги на предприятия и на проекты, которые с точки зрения бизнеса рискованны или не гарантируют быструю прибыль, но в случае успеха могут принести большую пользу обществу.

Свежий пример – чемпионат мира по футболу 2018 года. Налогоплательщики, причастные к подготовке этого чемпионата, получают существенные налоговые льготы. Другие примеры – Олимпиада Сочи-2014, проект «Сколково».

Отечественная налоговая система старается способствовать (точнее, не мешать) модернизации промышленного производства, развитию сельского хозяйства, медицины и образования. Поддерживаются трудовая занятость инвалидов, народные промыслы, традиционные занятия малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Поддерживается стремление граждан решать жилищные проблемы собственными силами, а также учиться и укреплять здоровье.

Разновидность регулирующей функции налогов – ререгулирующая функция . Путем применения повышенных налоговых ставок государство старается уменьшить продажи товаров и объемы предоставления услуг, потребление которых оказывает вред обществу.

К таким товарам относятся алкогольные напитки и сигареты, к услугам – азартные игры.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать полноту и своевременность уплаты налогов. Контрольная функция реализуется через налоговые проверки, меры принуждения и наказания.

Для каждой области человеческой деятельности присуща своя терминология. Не является исключением налогообложение.

Если для обычного человека налог рассчитывается , а для бухгалтера – начисляется , то специалист по налогообложению скажет, что налог исчисляется . Исчисленный налог затем удерживается из денег налогоплательщика и уплачивается в бюджет (а не просто платится ).

К описанному процессу – исчисление , удержание и уплата – иногда применяют термин взимание налога .

Что такое сбор

Сбор – это обязательный платеж, взимаемый с граждан и организаций за конкретные действия государственных структур.

Сбор схож с налогом следующими признаками: обязательность уплаты и денежная форма . Но, в отличие от налога, сбор является возмездным платежом. Сборы взимаются за оказание государством конкретных услуг гражданам и организациям. Соответственно, сбор имеет иную цель, чем налог. Цель сбора – компенсировать затраты государства на содержание государственных органов и государственных служащих, занятых оказанием услуг гражданам и организациям.

Что такое обязательный страховой взнос

Обязательный страховой взнос – это обязательный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государственных внебюджетных фондов, которые отвечают за социальную поддержку граждан (эти фонды перечислены выше).

Обязательный страховой взнос (как и сбор) схож с налогом такими признаками, как обязательность уплаты и денежная форма . В то же время такой признак налога, как индивидуальная безвозмездность платежа , относится к обязательному страховому взносу лишь частично. Страховые взносы можно отчасти считать возмездными платежами.

Обязательные страховые взносы собираются за счет тех денег, которые граждане, в принципе, могли бы получить в качестве личных доходов. За граждан, работающих в организациях или у предпринимателей, взносы уплачивают организации и предприниматели. Собираемые суммы пропорциональны личным доходам работающих граждан.

Собранные средства расходуются на социальную поддержку граждан в ситуациях, когда государство признает их нуждающимися в этой поддержке: когда гражданин не способен зарабатывать деньги самостоятельно или утратил такую способность по уважительным причинам. Это следующие ситуации: временная нетрудоспособность по причине болезни, травмы, беременности; постоянная нетрудоспособность по причине достижения пенсионного возраста. Но социальная поддержка, оказываемая гражданину со стороны фонда, не всегда пропорциональна сумме взносов, собранных за счет его доходов. То есть применительно к страховым взносам принцип индивидуальной безвозмездности платежа соблюдается лишь частично.

К социальной поддержке граждан, оказываемой за счет средств государственных внебюджетных фондов, относятся трудовые пенсии и выплаты по больничным листам в связи с временной нетрудоспособностью. Работающие граждане могут получать социальную поддержку через организации и предпринимателей, у которых работают, и тем же способом, каким они получают заработную плату.

Следует заметить, что в Российской Федерации социальная поддержка граждан осуществляется не только за счет средств внебюджетных фондов, но также за счет средств бюджетов: федерального, региональных и местных. В частности, за счет федерального бюджета выплачиваются пенсии бывшим военнослужащим и государственным служащим, а также пенсии никогда не работавшим гражданам. Также за счет федерального бюджета начисляется материнский капитал при рождении второго ребенка.

Еще одно отличие обязательного страхового взноса от налога – цель взимания . Обязательные страховые взносы взимаются не для финансирования государственных нужд в целом, а строго для финансирования социальной поддержки граждан.

Общее и различия между налогами, сборами и взносами


Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

С точки зрения государства разница между налогами, сборами и взносами весьма существенна. Налоги, сборы и взносы собираются разными государственными структурами. Расходуются они также разными государственными структурами (не обязательно теми же, которые их собирают) и на разные нужды.

Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами. Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс . А для обязательных страховых взносов – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» .

Несмотря на то что Налоговый кодекс регулирует исчисление не только налогов, но и сборов, в названии кодекса сборы не упоминаются. Это связано с тем, что для государства сборы имеют второстепенное значение, а для плательщика разница между налогами, сборами и взносами невелика.

Цель взимания платежа, то есть государственные нужды, на которые будет потрачен тот или иной налог, сбор или взнос, воспринимается плательщиком как абстракция. Основное значение для плательщика имеет размер изымаемой у него денежной суммы. Обычно плательщик относится ко всем этим платежам как к неизбежности и заинтересован в том, чтобы поменьше заплатить.

Государство понимает такой интерес плательщика и старается ему противодействовать. Законодательством предусмотрена целая система контроля над плательщиками налогов, сборов и обязательных взносов. За неуплату и недоплату предусмотрены меры принуждения и наказания.

Однако, с точки зрения плательщика, между налогами, сборами и взносами наблюдаются небольшие различия (скорее формального характера). Основное различие заключается в том, что по поводу уплаты налогов, сборов и обязательных страховых взносов плательщик вступает во взаимодействие с разными государственными структурами.

По поводу налогов и сборов плательщик чаще всего взаимодействует с налоговой инспекцией Федеральной налоговой службы . Сама Федеральная налоговая служба подчиняется Министерству финансов Российской Федерации , которое, в свою очередь, подчиняется Правительству Российской Федерации .

Федеральная налоговая служба – это структуры федерального уровня государственного управления. Тем не менее она отвечает за сборы платежей в бюджеты всех уровней: федерального, регионального и местного.

На региональном и местном уровнях управления нет аналогичных структур. Это объясняется желанием государства устроить систему государственного управления рационально, без дублирования функций. Подобное устройство структур государственного управления также удобно плательщикам налогов и взносов.

Если налоги и сборы исчисляются по торговым операциям с зарубежным партнером (экспорт или импорт), то плательщик взаимодействует с таможней – территориальным подразделением Федеральной таможенной службы . Указанная служба подчиняется непосредственно Правительству Российской Федерации.

Сборы могут взиматься и другими государственными структурами в случаях, когда они оказывают конкретные услуги гражданам и организациям. Такой сбор может выглядеть как оплата услуги.

При уплате обязательных страховых взносов плательщик взаимодействует со следующими внебюджетными государственными фондами:

Пенсионный фонд Российской Федерации ;

Фонд социального страхования Российской Федерации .

Обязательные страховые взносы также уплачиваются Федеральному фонду обязательного медицинского страхования . Однако плательщик взносов не взаимодействует с указанным фондом непосредственно. Сторону государства при уплате взносов в эти фонды представляет Пенсионный фонд.

Столь мудрое (без иронии) государственное решение можно объяснить следующими соображениями:

Схема расчета взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования аналогична схеме расчета взносов в Пенсионный фонд, причем суммы взносов в фонд медицинского страхования существенно меньше;

Государство старается упростить взаимодействие граждан и организаций с государственными органами.


Рис. 2


Несмотря на то что по поводу уплаты налогов и сборов, с одной стороны, и обязательных страховых взносов, с другой, плательщик взаимодействует с разными государственными структурами и на основании разных законодательных актов, техника этого взаимодействия аналогична. Меры принуждения и наказания, применяемые в отношении плательщика, уклоняющегося от своих обязанностей, также аналогичны.

Все это позволяет нам сэкономить усилия на самообразование, объединяя налоги, сборы и страховые взносы в одно понятие – обязательные платежи государству – и изучая эти виды платежей параллельно, в одной книге.

Экономически активному члену общества, который желает производить и продавать товары или предоставлять услуги другим членам общества, приходится взаимодействовать с весьма большим количеством государственных структур. Но в нашей книге рассматриваются только те структуры, с которыми приходится взаимодействовать по поводу исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления (А. В. Гартвич, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

Обязательное медицинское страхование является итогом сотрудничества между государственной властью, работодателем и трудоспособными гражданами. Целью такого взаимодействия является предоставление качественных и доступных медицинских услуг.

Какая разница между Взносами и отчислениями на Медицинское страхование

  • Отчислениями на медстраховку называют средства, которые работодатель оплачивает за своих сотрудников
  • Взносами на ОСМС - это то что платят все категории включая государство и самозанятых

Медицинское страхование, кто и сколько будет платить?

Если вкратце, то взносы на обязательное медицинское страхование в РК будут платить государство, работодатели, работники и самозанятое население. Разберемся, кто, сколько и когда будет это делать.

Государство. Закон РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» предусматривает, что государство будет платить за социально уязвимые слои населения (см. перечень в следующем пункте). В конечном итоге размер взносов составит 7% от средней заработной платы по стране. Достигаться эта цифра будет поэтапно: 4% в 2017 году, 5% с 2018 года, 6% в 2023 году и 7% с 2024 года.

Работодатели. Будут платить за своих наемных работников. В конечном итоге размер взносов составит 5% от фонда оплаты труда. Достигаться эта цифра будет также поэтапно:

Взносы будут относиться на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налог.

Достоинства системы медицинского страхования

Солидарная система начисления взносов за медицинское обслуживание снимает финансовую нагрузку с большинства граждан, вынужденных оплачивать медицинскую помощь из собственного кармана. Вместе с внедрением программы ОСМС будут достигнуты такие цели:

  • снижение коррупционной составляющей в медицинской сфере;
  • повышение уровня медицинского обслуживания;
  • доступность лечения для неимущих и нетрудоспособных слоев населения;
  • снижение затрат на лечение;
  • повышение конкурентоспособности среди медицинских учреждений.

Единые правила начисления взносов на медобслуживание позволяют каждому жителю Казахстана получить своевременную и качественную медицинскую помощь вне зависимости от собственного уровня доходов. Окончательные итоги реформы медицинской сферы правительство подведет после 2022 года.

Список выплат и доходов не облагаемых по системе ОСМС

К ним относятся, например:

компенсации работникам при разъездном характере работы;

компенсации при служебных командировках;

компенсации расходов при переводе работника на работу в другую местность за счет средств бюджета;

полевое довольствие работников;

расходы на обеспечение лиц, работающим вахтовым методом;

расходы, связанные с доставкой работников;

стоимость выданной специальной одежды;

расходы работодателя на оплату обучения;

повышения квалификации или переподготовки работника;

расходы на проживание, медицинское страхование;

проезд физического лица не резидента от автономной организацией образования;

пособия и компенсации, выплачиваемые за счет средств бюджета;

пособие к отпуску на оздоровление;

выплаты для оплаты медицинских услуг, при рождении ребенка, на погребение в пределах 8 месячных заработных плат;

страховые премии, уплачиваемые работодателем; стипендии.

Отчисления работодателей Начисленные и удержанные взносы и отчисления перечисляются работодателем не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов. По решению юридического лица-резидента его филиалы и представительства могут рассматриваться в качестве самостоятельных плательщиков отчислений и взносов.

Работодатель обязан ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять работникам, за которых уплачиваются отчисления и взносы, сведения об исчисленных (удержанных) и перечисленных отчислениях и взносах. Важно В соответствии с ответом Министра здравоохранения и социального развития, работодатель может информировать своих работников сведениями об исчисленных и перечисленных взносах и отчислениях в письменной или электронной форме, в том числе с включением информации в расчетные листки.

Взносы работников Исчисление (удержание) и перечисление взносов работников в фонд ежемесячно осуществляются работодателями за счет доходов работников.

Удержание взносов работников на ОСМС начнется с 2019 года.

Будут ли штрафовать уклонившихся от уплаты взносов на ОСМС

За несвоевременную уплату суммы отчислений и (или) взносов органами государственных доходов начисляется пеня в размере 1,25-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Казахстан, за каждый день просрочки (включая день оплаты в фонд). Так, к примеру, за 30 дней просрочки при зарплате в 150 тысяч тенге пеня составит 16,41 тенге», - сообщили в фонде в ответ на письменный запрос редакци

Как пояснили в ФСМС, взыскание производится на основе инкассового распоряжения органа госдоходов с направлением уведомления плательщику. Органы госдоходов вправе взыскивать с банковских счетов плательщика деньги в пределах образовавшейся задолженности.

«За неуплату (неперечисление), несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование работодателями, индивидуальными предпринимателями предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»

Проголосовать

(0)

Похожие публикации