Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

1 фискальная политика. Фискальная политика государства. Виды фискальной политики государства. Причины бюджетного дефицита в Украине

1. Функции и роли финансов. Финансовая система. Экономическая структура любого общества в настоящее время является смешенной, т.е. в экономику свободного рынка вмешивается государство. Основная цель данного вмешательства – корректирование проблем рынка и организация тех рынков, которые не под силу рыночной системе. Для осуществления деятельности обществом определена категория финансы. Финансы - это экономические отношения по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов) между:

· государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой;

· самими юридическими лицами;

· отдельными государствами.

Система этих отношения получила название финансовой системы. Она включает следующие 4 звена:

1. Общегосударственные финансы: бюджеты различных уровней (федеральный, субъектов федерации); фонды социального имущественного и личного страхования; внебюджетные социальные фонды, фондовый рынок.

2. Территориальные финансы.

3. Финансы предприятий.

4. Финансы домохозяйств.

Функции финансов – создание и расходование фондов.

Роли финансов – контрольная и регулирующая (либо стимулировать, либо угнетать).

2. Бюджет. Бюджетная система Российской Федерации. Центральная категорияв финансовой науке – это бюджет. Он представляет собой собственно фонд денежных средств и поэтому есть у всех звеньев финансовой системы. Различают государственный бюджет – централизованный, выполняющий общенациональные функции; и децентрализованный – выполняющий функции отдельных коллективов, групп людей. Под государственным бюджетом в РФ понимают федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

Функции бюджета – создание и использование фондов денежных средств. Роли бюджета – экономическая, социальная, политическая, контрольная.

В основе построения бюджетной системы лежит определение собственности. В РФ бюджетные отношения законодательно регулирует Бюджетный кодекс РФ. Согласно Бюджетного кодекса РФ (ст. 6), бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Рис. 27. Схема бюджетной системы Российской Федерации

В условиях рыночной экономики в основе взаимоотношений бюджетов разных уровней лежит принцип фискального федерализма, согласно которому региональные бюджеты автономны и не входят в федеральный бюджет. За каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, согласно распределения собственности. При этом действует принцип оказания финансовой помощи: федерального бюджета – бюджетам субъектов РФ, бюджетов субъектов РФ – местным бюджетам.

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов; как экономический документ бюджет отражает политические и социальные изменения общества.

Бюджет представляет собой баланс доходов и расходов и состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый реальным сектором экономики. При недостатке – привлекается национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествующих поколений).

3. Доходы бюджета. Налоги. Налоговая система. Кривая Лаффера. Все источники доходов делятся на 2 группы – внутренние и внешние. Внутренние источники – национальный доход и национальное богатство; внешние источники – внешние займы (национальный доход другой страны).

Виды доходов бюджета: 1) налоговые поступления (80-90% всех доходов); 2) неналоговые доходы (доходы от экономического использования собственности); 3) займы; 4) эмиссия (выпуск) денег (только у федерального бюджета).

Налоги – это императивные (предполагают отношения власти и подчинения), безэквивалентные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд. Признаки налога:

1. Принудительность – субъект налога не вправе отказаться от уплаты. Строгие санкции.

2. Индивидуальная безвозмездность для налогоплательщика – ничего взамен (ни права, ни документа). Отличается от пошлин (право ввоза-вывоза)

3. Легитимность – налоги взимаются только с законных операций.

В РФ налоги есть отношения не целевые. Поступая в бюджетный фонд, налоги обезличиваются. Все правила сбора налогов в Российской Федерации регламентированы Налоговым кодексом РФ.

Основные функции налогов - фискальная (основная) и экономическая. Фискальная функция – наполнение бюджета. Экономическая функция – использование налогов как инструмента перераспределения национального дохода, формирование интересов хозяйствующих субъектов в развитии разнообразных видов деятельности, оказание государственного влияния на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

При рассмотрении видов налогов необходимо уяснить, что их классификация осуществляется в зависимости от:

· субъектов налогообложения (при этом выделяют налоги с физических и юридических лиц);

· объектов налогообложения (выделяют прямые и косвенные налоги);

· экономического воздействия на уровень доходов (прогрессивные, пропорциональные, регрессивные, твердые);

· структуры бюджета (федеральные, республиканские, местные).

Для изучения налогов необходимо выделить его элементы. Элементы налога, без которых налог не может считаться установленным:

· субъект налога – налогоплательщик – юридическое или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги;

· объект налога – имущество или доход, которые служат основанием для обложения;

· налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

· налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

· налоговый период – время, определяющее период исчисления налога и сроки его внесения (как правило, календарный год);

· налоговая льгота – снижение размера налогообложения: введение необлагаемого минимума, установление налогового иммунитета (освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков), понижение налоговых ставок, предоставление налогового кредита (отсрочки внесения налогов) и т.д.;

· налоговый кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности;

· налоговая политика – порядок исчисления налогов;

· налоговый механизм – совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением Налоговый механизм вместе с налоговой политикой находятся в постоянном движении и зависят от экономической политики государства;

· налоговая система – совокупность налогов, сборов и пошлин, действующих на территории страны, методы и принципы их построения.

Существуют 2 вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. В шедулярной весь доход делится на части (шедулы) и каждая облагается налогом особым образом - по различным ставкам, льготам и другим элементам налога. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково.

Основные принципы налогообложения (были сформулированы Адамом Смитом):

1. Принцип равномерности налогообложения. Означает, что уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностей (уровня доходов) налогоплательщика.

2. Принцип определенности налогообложения. Налог не должен быть произволен, он должен быть точно определен по размеру, времени, способу уплаты, иметь однократный характер налогообложения.

3. Удобство налогообложения. Каждый налог должен взиматься в такое время и в такие сроки, которые наиболее удобны для плательщика.

4. Минимальность затрат по сбору налогов.

Способы взимания налогов:

1) Кадастровый (кадастр – таблица, справочник) – когда объект налога дифференцирован и каждой группе устанавливается индивидуальная ставка налога, не зависящая от доходности объекта.

2) На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчёт дохода и налога с него, таким образом, выплата налога производится после получения дохода.

3) У источника. Налог вносится лицом, выплачивающим доход, а налогоплательщик получает доход, уменьшенный на сумму налога.

Уровень налогового бремени рассчитывается по доле налогов в валовом внутреннем продукте: Кнал.бремени = Н / Y.

Чрезмерное налоговое бремя снижает располагаемый доход и, соответственно, стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Это демонстрируют кривая А. Лаффера, показывающая взаимосвязь налоговых поступлений и ставок налога: с ростом налоговых ставок сумма поступлений в бюджет сначала растет, но дальнейшее повышение ставок может привести к сокращению налоговых поступлений.

Рис. 28. Кривая Лаффера

Налоги имеют мультипликационный эффект. Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение. Налоговый мультипликатор (MRt) имеет вид:

MRt

Суть эффекта мультипликатора-множителя в рыночной экономике состоит в том, что снижение налогов приведет к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем снижение. Мультипликатор будет действовать точно также и при росте налогов, но с обратным эффектом.

Совокупный эффект от изменения налогов равен их изменению, умноженному на мультипликатор:

Налоговый мультипликатор оказывает гораздо большее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов.

4. Правительственные расходы и формирование совокупного спроса. Мультипликатор государственных расходов и налогов. Содержание и характер государственных расходов органически связаны с функциями государства. Все государственные расходы могут быть сгруппированы:

По направлениям: социальные, экономические, на национальную оборону, на управление, на международную деятельность;

По экономическому содержанию: государственные закупки, трансфертные платежи, платежи по государственным долгам.

Государственные закупки – это спрос правительства на товары военного и гражданского назначения, последние могут предназначаться для собственных нужд государственных предприятий или носить регулирующий характер (как в случае закупки сельскохозяйственной продукции в целях поддержания рыночной цены. Государственные закупки создают гарантированный рынок сбыта, здесь нет риска неплатежей, цены стабильны, реализация продукции может быть осуществлена крупными партиями по заранее заключенным контрактам, возможно получение налоговых и кредитных льгот.

Трансфертные платежи – выплаты, которые осуществляются населению без возникновения со стороны последних каких-либо обязательств, это пенсии, пособия, стипендии и т.п. Трансфертные платежи не относятся к производительным видам экономической деятельности государства.

Рост государственных расходов ведет к приросту ВНП, причем большему, чем первоначальный импульс. Мультипликатор правительственных расходов (MRg) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению.

MRg

Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления и т.д.

Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен их приросту, умноженному на мультипликатор:

Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение государственных расходов приведет к сокращению ВНП и совокупных доходов большему, чем сокращение правительственных расходов.

5. Бюджетный дефицит. Государственный долг. Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, при принятии бюджетного плана возможны не совпадения – превышение доходов над расходами (профицит) и превышение расходов над доходами (дефицит). Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП.

Бюджетная несбалансированность является средством борьбы с инфляцией и спадом производства (см. след. вопрос).

Характер бюджетного сальдо (дефицит или профицит) зависит от состояния экономики в целом. Правительственные расходы не зависят от уровня дохода (ВНП), а налоги пропорциональны доходу. Таким образом, при низком доходе будет наблюдаться дефицит, при высоком – излишек.

Однако государственные расходы и налоги и сами могут влиять на уровень совокупного спроса и на объем ВНП. Рост расходов повлечет за собой рост доходов, что увеличит поступление налогов, в результате чего, дефицит может сократиться. При снижении налогов произойдет рост совокупного спроса, объема производства, доходов, а, следовательно, и налоговых поступлений.

Различают циклический и структурный дефициты бюджета.

Структурный дефицит (дефицит бюджета полной занятости) характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения и государственных расходов и естественном уровне безработицы.

Циклический дефицит – это дефицит, вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня.

Рис. 29. Структурный и циклический бюджетный дефицит

Если в условиях полной занятости ВНП равняется Q1,то при существующей системе налогообложения и данном уровне правительственных расходов дефицит бюджета равен ab. При уровне производства, равном Q2, той же системе налогообложения и таких же правительственных расходах фактический бюджетный дефицит будет равен ce, в том числе, cd – это структурный дефицит, а de – циклический дефицит, результат падения объемов производства (Q2 меньше Q1).

Рост структурного дефицита означает, что правительство проводит стимулирующую политику: увеличивает расходы и сокращает налоги, что вызывает рост совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей фискальной политики.

При данной величине бюджетного дефицита его воздействие на экономику зависит от методов финансирования. Если для покрытия дефицита правительство берет займы в центральном банке или эмитирует деньги («включает печатный станок»), то раскручивается инфляционная спираль. Если государство берет займы у населения, то возникает «эффект вытеснения», снижающий инвестиции. Суть последнего состоит в том, что размещая займы на денежном рынке, правительство вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Повышение спроса на денежные средства ведет к росту процентных ставок и последующему снижению инвестиций. Правительственные расходы, как правило, носящие не производительный характер, «вытесняют» частные инвестиции в производство.

Государственный долг - сумма накопленных бюджетных дефицитов прошлых лет. Государственный кредит существенно отличается от частного кредита. Последний используется, как правило, для целей производственного назначения. Выплата процентов по частным кредитам осуществляется за счет прироста дохода. Госкредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, не связан в преобладающей своей части с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность и выплачивает проценты по обязательствам за счет налогов.

С учетом размещения различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг (долг своему населению) образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ).

Последствия накопления внутреннего госдолга:

1. Приводит к перераспределению доходов среди населения. Все граждане страны как налогоплательщики оплачивают процент по госдолгу, но эти проценты в свой доход получают лишь кредиторы государства, а это, как правило, наиболее богатые слои населения.

2. Возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Если госзаймы истрачены на текущее потребление, то рост долга и процентов по нему приведут к ограничению потребления в будущем. Важно, чтобы госдолг шел на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами в будущем.

3. Быстро растущие проценты затрудняют сокращение бюджетного дефицита, т.к. они оборачиваются новыми расходами госбюджета, новыми займами для выплаты процентов по старым долгам.

Внешний государственный долг погашается путем передачи товаров другой стране. Для того, чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

Если займы за границей делаются для потребительских целей, то происходит переложение долгового бремени на потомков – как и в случае с внутренним долгом.

6. Фискальная политика государства. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. В настоящее время фискальная политика – основное средство регулирования экономики развитых стран. Цели политики:

Сглаживание колебаний экономического цикла;

Стабилизация темпов экономического роста;

Достижение уровня естественной занятости;

Умеренные темпы инфляции.

Следует различать пассивную и активную бюджетно-налоговую политику, последняя отражает кейнсианский подход к макроэкономическому регулированию. В рамках кейнсианского подхода бюджетно-налоговая политика рассматривается как наиболее действенный инструмент государственного воздействия на экономический рост, уровень занятости и динамику цен (см. тему 14).

Основой фискальной политики государства является положение: - Снижение налогов и рост правительственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы; и наоборот: - увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов, занятости и темпов инфляции.

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Государственные расходы увеличивают объем совокупного спроса (AD), присоединяясь к расходам на потребление (C) и инвестиции (I). Воздействие государственных расходов на объем производства и по величине и по направленности такое же, как и влияние инвестиций. Увеличивая объем государственных закупок, правительство осуществляет вливания (инъекции) в национальную экономику.

Что касается налогов, то они в отличие от государственных расходов, сокращают потребление и сбережения, т.е. являются утечками дохода. Следовательно, направленность воздействия государственных расходов и налогов на величину национального производства и дохода прямо противоположна.

Анализ фискальной политики предполагает объединение мультипликационных эффектов бюджетно-налоговой политики.

Предположим равное увеличение правительственных расходов и налогов. Тогда под влиянием роста правительственных расходов совокупный спрос возрастает, а под влиянием увеличения налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов сильнее налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте выпуска продукции, равном увеличению налогов и правительственных расходов.

Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных расходов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину. Иными словами, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики.

Рис. 30. Фискальная политика государства

Недискреционная бюджетно-налоговая политика построена на автоматических стабилизаторах, которые автоматически смягчают колебания ВНП посредством уменьшения величины мультипликатора. Наиболее важными автоматическими стабилизаторами считаются налоги, пособие по безработице, индексация доходов, субсидии сельскому хозяйству.

Если в экономике наблюдается спад, т.е. личные доходы и доходы предприятий снижаются, то автоматически уменьшаются и налоги, что при прочих равных условиях, смягчает последствия сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать выпуск продукции. При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение мультипликатора, помогает экономике выйти из состояния спада. Однако в результате снижения налогов, возникает или возрастает бюджетный дефицит.

Во время бума и инфляции доходы повышаются, налоговые ставки возрастают, значение мультипликатора уменьшается, что способствует сокращению совокупного спроса и объема выпуска и снижению цен. Таким образом, способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции являются мощным автоматическим стабилизатором экономики.

Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока, фонд занятости возрастает и оказывает сдерживающее давление на совокупные расходы, в период низкой занятости, средства фонда интенсивно расходуются, поддерживая потребление и смягчая падение производства. Таким образом, стабилизаторы работают в обоих направлениях – и в сторону повышения и в сторону понижения.

Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить все макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной, которая ведет к возрастанию бюджетного дефицита в периоды спада и бюджетному излишку во время инфляции.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика проводится по усмотрению правительства, на основе его решений и осуществляется через государственные закупки товаров, государственные трансферты и налоги. Это приводит к увеличению совокупных расходов на рынке и стимулирует рост совокупного спроса, а, следовательно, производство ВНП. Соответственно снижение государственных расходов будет означать сокращение совокупных расходов и равновесного уровня ВНП.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика включает в себя:

· осуществление программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой за счет средств государственного бюджета;

· реализация социальных программ, которые позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются расходы и обостряется нужда;

· изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговых ставок. Изменяя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот, сократить располагаемый доход в период бума. Изменение налоговой ставки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию.

В зависимости от стадии экономического цикла дискреционная бюджетно-налоговая политика бывает стимулирующая (экспансионистская), нейтральная или сдерживающая (рестриктивная). Экспансионистская фискальная политика направлена на оживление экономической активности в стране, рост совокупного спроса. Проводится на понижательной части волны экономического цикла, путем снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот, роста государственных расходов.

Литература

Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор А.В.Сидорович. - М.: МГУ, “ДИС”, 2007. - Гл. 25, 36

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: ИНФРА-М, 2005. - Т.1, гл.14, 20.

Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2000. – Гл. 27.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое финансы, госбюджет?

2. Что представляют собой налоги?

3. В чем состоит регулирующая роль налогов?

4. Используя кривую А. Лаффера, покажите значение установления оптимальной налоговой ставки на прибыль.

5. Что собой представляют государственные расходы. Охарактеризуйте их.

6. Что представляет собой дефицит государственного бюджета?

7. Какие существуют способы покрытия дефицита государственного бюджета? Охарактеризуйте их.

8. Как бюджетно-налоговая политика способна повлиять на изменение ВНП?

10. Как автоматические стабилизаторы способны повлиять на равновесный ВНП?

Фискальная политика является основополагающим направлением экономической политики государства. Сложность определения принципов проведения фискальной политики заключается в том, что взимаемые налоги и расходы государства не должны препятствовать деловой активности

хозяйствующих субъектов и решению социальных задач.

Фискальная политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели.

Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.

Рост правительственных расходов вызывает рост совокупного спроса, расширение производства, увеличение доходов, сокращение безработицы.

Изменения в налогах и правительственных расходах, следовательно, и состояние бюджета, могут происходить либо автоматически на основе изменения экономической ситуации в стране, либо в результате целенаправленных мероприятий законодательной или исполнительной власти.

Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы:

1. экспансионистская (стимулирующая) оказывающая стимулирующее воздействие на совокупный спрос в период экономического спада;

2. контрактивная (сдерживающая), оказывающая сдерживающее воздействие на совокупный спрос в период экономического подъема.

В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на:

1. недискреционную – налоговые поступления и значительная часть правительственных расходов связаны с активностью частного сектора и изменения экономической конъюнктуры автоматически вызывают изменения в относительном уровне налогов и госбюджетных расходов;

2. дискреционную – сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть:

1. стимулирующей. Она проводится в период спада и предполагает снижение налогов и увеличение госрасходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.

2. сдерживающей. Она проводится в период инфляции и предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. Следствие проведения данной политики становится появление бюджетного излишка.

Фискальная политика может быть ограничена следующими обстоятельствами:

Изменение (рост или сокращение) госрасходов, необходимое для проведение стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования госсредств, например, такими как укрепление обороноспособности страны, охрана окружающей среды и т.п.;

Положительные результаты фискальной политики дает в краткосрочном периоде, в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к отрицательным результатам;

Фискальной политике характерен эффект запаздывания. Требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.

Таким образом, фискальная политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема госрасходов влияет на совокупный спрос, и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. Хотя фискальная политика является действенным инструментом гос. регулирования рыночной экономики, ей присущи и негативные моменты: данная политика эффективна в краткосрочном периоде, наличие «эффекта запаздывания» и др..

1. Фискальная политика государства.

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.

Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.

Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.

Сторонники теории "экономики предложения" рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения.

1.1 Дискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов, воздействует на формирование совокупного предложения, реальный объем национального продукта, уровни занятости, инфляции и цен.

Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной).

Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Ее целью является ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

2. увеличения налогов;

3. сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением (с учетом того, что мультипликационный эффект уменьшения государственных налогов больше, чем мультипликационный эффект роста налогов).

Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика реализуется в период спада общественного производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов и увеличения государственных расходов.

В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:

1. уменьшения государственных расходов;

2. снижение налогов;

3. сочетания роста государственных расходов со снижением налогов (с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов).

Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое воздействие на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения.

Выбор правительственных форм и методов стабилизационной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования.

1.2 Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы.

Под встроенными стабилизаторами имеется в виду определенные особенности в государственных доходах, которые выполняют компенсационную роль в экономике, независимо от применяемых правительственных решений. Объясняется это тем, что объем налоговых поступлений, и значительная часть государственных расходов тесно связаны с активностью частного сектора. Ставки налогов построены таким образом, что налоговые поступления растут, когда национальный доход растет, и снижается при падении объема национального дохода.

Трансфертные платежи также играют определенную стабилизирующую роль. Некоторые из них как, например, детские пособия и выплаты на лечение не зависят от колебания национального дохода. Но большая часть трансферта (пособие по безработице, дополнительные выплаты и другие) меняются в обратной зависимости от колебаний делового цикла: во время экономического подъема выплаты такого рода существенно сокращаются и растут в период производства.

В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная, стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики. Так произошло потому, что мы предположили существование аккордного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы при различных увеличениях ЧНП. Встроенная стабильность возникает в связи с тем, что в реальности наша налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий), который варьирует пропорционально величине ЧНП. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП. В частности, индивидуальный подход подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Более того, по мере роста ЧНП и роста обмена закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпорации, налога с оборота и акцизов. И увеличивается величина налогов на зарплату по мере того, как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места. Напротив, в случае падения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать. Трансфертные платежи (или "отрицательные налоги") имеют прямо противоположное поведение.

Автоматические, или встроенные, стабилизаторы.


Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время спадов, помогают преодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически проявляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодоление возможной инфляции.

Рисунок может служить хорошей иллюстрацией того, как налоговая система повышает встроенную стабильность. Правительственные расходы (G) в этой схеме считаются заданными и независимыми от величины ЧНП; расходы утверждаются конгрессом на постоянных фиксированных уровнях. Но конгресс не определяет размер налоговых поступлений, скорее, он определяет величину налоговых ставок. Налоговые поступления затем колеблются в том же направлении, что и уровень ЧНП, которого достигает экономика. Прямая связь налоговых поступлений и ЧНП зафиксировано в поднимающейся линии Т.

Экономическое значение этих прямых взаимосвязей между налоговыми поступлениями и величиной ЧНП приобретает особую важность, когда мы вспоминаем о двух обстоятельствах. Во-первых, налоги представляют собой утечку или потерю потенциальной покупательной способности в экономике. Во-вторых, желательно увеличить объем таких утечек (изъятий) в периоды, когда экономика движется к инфляции, и, напротив, величина изъятий покупательной способности должна быть минимизирована в период замедления роста. Другими словами, налоговые системы, изображенные на рисунке создает некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и безработице. Встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. По мере роста ЧНП в период процветания налоговые поступления и возрастает и - поскольку они представляют собой утечку - сдерживают экономический подъем. Когда ЧНП сокращается, в период спада налоговые поступления автоматически сокращаются и это сокращение смягчает экономический спад. То есть с падающим ЧНП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от бюджетного излишка к дефициту. Используя обозначения рисунка, низкий уровень национального продукта ЧНП 3 автоматически вызовет появление стимулирующего бюджетного дефицита; высокий, связанный с инфляцией уровень продукта ЧНП 2 автоматически вызовет появление сдерживающего бюджетного излишка.

Исходя из рисунка ясно, что если налоговое поступление энергично изменяется вслед за изменением величины ЧНП, наклон линии Т на рисунке будет крутым и вертикальное расстояние между Т и G - то есть дефициты или излишки - будут больше. И наоборот, если налоговые поступления будут изменяться очень незначительно при изменениях ЧНП, наклон будет отлогим, и элементы встроенной стабильности будут незначительными.

Не вызывает сомнение, что встроенная стабильность, обеспечиваемая нашей налоговой системой, смягчала тяжесть экономических колебаний. Однако встроенные стабилизаторы не способны скорректировать нежелательные изменения равновесного ЧНП. Все, что делают стабилизаторы, - это ограничение размаха или глубины экономических колебаний. Поэтому кейнсианские экономисты соглашаются, что для коррекции инфляции или спада сколь либо значительных масштабов требуется дискреционные фискальные мероприятия со стороны конгресса - то есть изменение налоговых ставок, налоговой структуры и величины расходов.

2. Государственные расходы и объем ВВП.

Государственный бюджет-смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. Т.о. в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи(TR), инвестиции(I).

Совокупность мер по воздействию на экономику с помощью налогов и государственных расходов составляет сущность фискальной политики. Она основана на манипулировании доходной и расходной частями государственного бюджета. К основным государственным расходам относятся:

1. социальные выплаты;

2. инвестиции в экономику, дотации, субсидии(инъекции);

3. расходы на содержание аппарата управления;

4. расходы на оборону и поддерживание внутреннего порядка;

5. предоставление кредита внутренним и внешним субъектам хозяйствования;

6. погашение задолженности по кредиту;

7. расходы на науку, культуру, здравоохранение, образование и др.

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию.

Для анализа этого воздействия воспользуемся рисунком:

"Воздействие государственных расходов на объем национального производства и изменение макроэкономического равновесия".

Примем некоторые допущения, упрощающие анализ воздействия фискальной политики на совокупный спрос, а именно: допустим, что фискальная политика влияет только на совокупный спрос, государственные расходы не влияют на потребление и инвестиции, чистый экспорт равен нулю.


Начнем с анализа влияния государственных расходов на совокупный спрос. Вспомним график совокупных расходов (потребление +инвестиции, или C+I). Введение в экономический анализ государственных расходов (G) сдвигает график совокупных расходов (C+I) вверх и вызывает рост валового национального продукта. Точка макроэкономического равновесия смещается вверх по линии в биссектрисе.

Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликативным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов:

K g =ΔВНП / ΔG,

Где G – государственные расходы;

K g – мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить и через такие экономические категории, как предельная склонность к сбережению (MPS) и предельная склонность к потреблению (MPC):

K g =1 / 1-MPC=1 / MPS.

Таким образом, ΔВНП = ΔG*K g .

Таким образом, влияние государственных расходов на национальную экономику осуществляется через совокупный спрос. При увеличении государственных расходов на закупку товаров и услуг соответственно возрастает величина совокупных расходов на рынке, стимулируя тем самым совокупный спрос и рост объема национального производства, валового национального продукта. Сокращение государственных расходов влечет за собой, следовательно, сокращение валового национального продукта.

В свою очередь, введение дополнительных расходов или увеличение ставок уже существующих приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налогов) налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов (они уменьшаются).

3.Налогооблажение. Мультипликатор чистых налогов.

Фискальная политика оказывает воздействие исключительно на спрос, то есть на величину совокупных расходов и совокупный спрос. Но экономисты признали также, что фискальная политика – особенно изменение налогов – может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен – реальное производство.

Сторонники теории "экономики предложения" рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов:

1. населения, а, следовательно, к росту сбережений

2. бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций.

Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с "эффектом Лаффера"). Эти причинно-следственные связи иллюстрирует рисунок.

"Влияние фискальной политики на совокупное предложение".


Первоначально равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос AD 1 , совокупное предложение AS 1) достигалось при объеме производства Q 1 и уровне цен P 1 . Сокращение налоговых ставок с доходов населения привело к росту совокупного предложения с AD 1 до AD 2 . При том же самом совокупном предложении это привело к росту равновесного объема ВНП и увеличению уровня цен (соответственно – Q 2 и P 2). Увеличение совокупного спроса при одновременном снижении налоговых ставок с доходов предпринимателей привело к росту и совокупного предложения с AS 1 до AS 2 . Достигнуто новое равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос AD 2 , совокупное предложение AS 2) при объеме производства Q 3 и уровне цен P 3 .

Следует заметить, что воздействие налогов на спрос осуществляется быстрее. В краткосрочном периоде снижение налогов однозначно приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет, хотя в долгосрочном периоде налоговые поступления могут и увеличиться в результате достигнутого экономического роста. Иными словами причинно-следственные связи между фискальной политикой и совокупным предложением рассчитаны на долгосрочный эффект, а сама цепочка этих связей велика.

Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное производство и величину ВНП. Для упрощения анализа предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не меняется при любой величине ВНП (налог постоянной величины). Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков (дохода после уплаты налога), следовательно, сократятся и их расходы. Это, в свою очередь, отразится на всей сумме расходов: она уменьшится.

При постоянных I и G график совокупных расходов (C+I+G) сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка макроэкономического равновесия переместится вниз по линии в 45 градусов, что иллюстрирует рисунок


Противоположная картина будет складываться при сокращении налогов.

Вместе с тем влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что располагаемый доход используется не только на потребление, но и на сбережения. Следовательно, снижение располагаемого дохода уменьшает не только потребление, но и сбережения.

Каким будет при этом уменьшение непосредственно потребления? Это зависит от предельной склонности к потреблению (MPC). Для определения сокращения потребления в результате введения налога необходимо умножить сумму налогового приращения (Т) на MPC или C=T*MPC. (Аналогично этому умножение суммы налогового приращения на величину MPS покажет уменьшение сбережения в результате введения дополнительного налога или C=T*MPS.)

Действие налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладают мультипликативным эффектом. Но мультипликатор инвестиций меньше мультипликатора государственных расходов и инвестиций, поскольку, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично(часть располагаемого дохода идёт на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов или инвестиций оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на MPC.

K t =1 / 1-MPC*MPC=MPC / MPS.

Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают (при прогрессивной ставке налогообложения и также за счет расширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. И наоборот, в период экономического спада сумма изъятия доходов уменьшается, т.е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад. Иными словами, прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и наоборот, в период замедления экономического роста – обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

4. Особенности фискальной политики РБ.

4.1 Реформирование бюджетной системы в РБ

За прошедшие годы произошло значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.

Новая бюджетная классификация легла в основу новой редакции Закона РБ «О бюджетной системе в РБ», которая внесла существенные правки в термины и определения бюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса. Еще не завершенное формирование казначейской системы исполнения бюджета уже привело к значительному повышению эффективности управления государственными финансами.

Несмотря на эти достижения, существующие проблемы в организации бюджетного процесса еще столь велики, что пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы, которую можно развивать и совершенствовать в последующие годы. Еще только предстоит создать такую основу. Фундаментальные проблемы, характеризующие текущее состояние бюджетной системы (без учета вышеперечисленных налоговых проблем), заключается в следующем:

Формирование государственного бюджета продолжает осуществляться, в общем и целом, по методу «от достигнутого». Взаимодействие с ведомствами, регионами и законодательной властью, которое определяет бюджетные параметры, носит характер субъективного торга, не основанного на оценке эффективности бюджетных расходов. Этот торг (вместо объективного анализа экономической целесообразности) определяет в конечном итоге выбор и объемы финансируемых и рефинансируемых обязательств государства. Несмотря на значительный прогресс в совершенствовании бюджетной классификации, органы власти, в особенности на региональном уровне, пока не следуют новым правилам, что приводит как к низкому качеству бюджетного планирования, так и к низкой степени прозрачности бюджетов всех уровней.

Остается пока недостаточным и качество прогнозирования основных макроэкономических показателей (ВВП, темпов роста инфляции, обменного курса и др.), лежащих в основе бюджета, что создает условия для многочисленных и не всегда оправданных манипуляций на этапе исполнения бюджета.

Несмотря на определенные достижения в направлении создания эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности. Это относится и к межбюджетным отношениям, и ко всему бюджетному процессу, включая стадии формирования бюджетной политики, исполнения бюджета, учета и контроля, прозрачности бюджетов и процедур принятия бюджетных решений, управления долгом и активами.

Принятие новой редакции Закона РБ «О бюджетной системе в РБ» не решило всех назревших проблем повышения эффективности бюджетного процесса, особенно в части межбюджетных отношений.

До сегодняшнего дня сохраняется широкое использование целевых бюджетных фондов и механизмов связанного кредитования как инструментов бюджетного финансирования. Эти инструменты являются, как правило, крайне неэффективными, поскольку ведут либо к избыточным расходам, прямо не предусмотренным в ежегодных законах о бюджете, либо к утрате механизмов ответственности на нижестоящем уровне и соответствующей финансовой ответственности на более высоком уровне. Неоправданно значительную роль в системе государственных финансов продолжают играть внебюджетные фонды, что усиливает непрозрачный и бесконтрольный характер перераспределения государственных ресурсов.

До сих пор доходы и расходы государства в национальной и иностранной валютах планируются и учитываются раздельно. При этом порядок составления и исполнения плана валютных доходов и расходов бюджета законодательно не регламентирован.

Хотя процесс исполнения бюджетов заметно улучшился в последнее время благодаря становлению казначейской системы, проблемы в этой области еще довольно велики. Казначейская система позволила упорядочить расходование средств (в соответствии с ежегодно принимаемыми законами) в основном на республиканском уровне за счет установления внутригодовых постатейных лимитов расходов, а также регистрации контрактов на поставку товаров и услуг, заключаемых бюджетополучателями. Усилен также текущий контроль, за целевым расходованием средств бюджетными организациями. Однако в ряде случаев регулирующие эти процессы акты Министерства финансов не учитывают реальную экономическую ситуацию и в конечном итоге препятствуют эффективному расходованию средств. Казначейская система лишь в малой степени затрагивает исполнение местных бюджетов. Далеки от совершенства процедуры внутригодового перераспределения ресурсов и использования дополнительных доходов. Не удается уйти от накопления кредиторской задолженности по отдельным бюджетным статьям.

Качество бюджетного контроля, осуществляемого как контрольно-ревизионными органами Министерства финансов, так и тем более службами ведомственного контроля, остается пока явно недостаточным. Поскольку в соответствии с действующими правовыми актами основное внимание обращается на соответствие исполнения бюджета заложенным в законе показателям, т.е. в первую очередь на целевое использование бюджетных средств, то на оценку действительной эффективности государственных расходов не хватает ни материальных, ни профессиональных ресурсов. В наибольшей мере эти проблемы присущи региональному уровню бюджетной системы.

Управление государственным долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов. Управление долгом практически не сопряжено с управлением государственными активами. В управлении государственным имуществом отсутствует комплексность и подходы, опирающиеся на оценку эффективности.

Все перечисленные проблемы требуют серьезной реформы бюджетного законодательства с ориентацией в перспективе на подготовку и принятие по аналогии с Российской Федерацией Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

В соответствии с общепринятой практикой эффективной организации бюджетного процесса, основными целями этой реформы являются:

Обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы на основе создания условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов;

Прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

Создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;

Снижение долговой нагрузки на экономику и переход к новым принципам управления государственным долгом и активами;

Реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.

Для достижения этих целей потребуется поэтапная реализация комплекса мер как в части совершенствования бюджетного законодательства, так и конкретных решений текущей бюджетно-налоговой политики.

На первом же этапе следует провести инвентаризацию и оценку эффективности бюджетных расходов и обязательств, включая государственные целевые программы, внести необходимые уточнения в действующую бюджетную классификацию и правила ее применения. Инвентаризация должна затронуть все категории расходов и обязательств бюджета, все уровни распоряжения бюджетными средствами. На ее основе будет возможна оценка эффективности бюджетных расходов. Необходимо поэтапно ликвидировать необоснованные бюджетные субсидии, создающие неравные условия конкуренции и снижающие потенциал экономического роста, и сконцентрировать финансовые ресурсы на выполнении основных функций государства – повысить бюджетные расходы на социальные программы, здравоохранение, культуру, судебную систему, правоохранительную деятельность и оборону.

Формирование бюджетов должно строится исключительно на основе оценки эффективности расходов (в противовес методу «от достигнутого»), в полном соответствии с полномочиями различных уровней власти. Планирование бюджетных расходов будет значительно облегчено в результате приведения обязательств государства в соответствие с его ресурсами, и основной задачей станет не выбор портфеля финансируемых обязательств, а пересмотр структуры расходов, вытекающий из приоритетов государственной политики, степени и форм участия государства в экономике.

Необходимо продолжать совершенствование внутригодового бюджетного планирования в процессе исполнения бюджета, включая установление ежемесячных лимитов расходов, оперативный выбор источников финансирования дефицита, уточнение процедур использования дополнительных бюджетных доходов.

Совершенствование процедур бюджетного учета и контроля включает меры по развитию методологической работы и внедрению на практике всех принципов бюджетной классификации в полном объеме на всех уровнях бюджетной системы. Необходимо также исключить пересечение контрольных функций в системе контрольно-ревизионных органов.

В максимально короткие сроки должно быть завершено формирование казначейской системы исполнения бюджета на республиканском и местном уровнях.

В целях повышения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур следует ввести требование обязательной публикации бюджетной отчетности по всем разделам бюджетной классификации и на всех уровнях бюджетной системы, обеспечив для этого методологическую базу. Процедуры государственных закупок товаров и услуг также должны стать максимально открытыми. Как можно в более сжатые сроки должна быть завершена консолидация в бюджетах всех уровней расходов внебюджетных и целевых бюджетных фондов. В частности, необходимо поэтапно упразднить внебюджетные инновационные фонды, а также местные и республиканские целевые бюджетные фонды, построенные на отчислениях с выручки от реализации товаров и услуг, с переводом соответствующих расходов в консолидированный бюджет на общей основе с полным казначейским контролем.

При разработке стратегии и практических действий по снижению долговой нагрузки на экономику следует исходить не только из структуры погашения и обслуживания государственного долга, но и из прогнозируемых макроэкономических тенденций, а также из необходимости развития внутренних финансовых рынков.

Реформирование бюджетной и налоговых систем является обязательным условием и основной для проведения эффективной бюджетно-налоговой политики, которая, тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки.

Беларусь, как и большинство стран постсоветского пространства, выбрала путь постепенных реформ. Первоначальная либерализация цен (1992 – 1993гг) в условиях проинфляционной денежной политики, проводимой с целью недопущения падения ВВП, создала условия для быстрого роста цен. Среднемесячный темп роста ИПЦ в 1992-1994гг. был более 30%. Относительная стабилизация (1995-2000г) и ужесточение денежной политики показали всю слабость нереформируемого реального сектора. В качестве приоритетной цели развития с осени 2000 года выбирается рост ВВП, стимулируемый активной кредитной эмиссией в выбранные «точки роста» - АПК и жилищное строительство. Президент перед правительством поставил цель – достигнуть показателей выпуска 1990г. В 1997 – 2001гг. Беларусь демонстрирует высокие темпы роста ВВП, который увеличился за эти годы на 40%. «Белорусское экономическое чудо» стало возможным благодаря финансовой помощи России, списавшей 1 млрд. рублей задолженности за энергоносители, эмиссии, проседанию основных и оборотных средств предприятий. Тем не менее неэффективность выбранной модели стала очевидной уже в 2001 году, когда рост количественных показателей стал сопровождаться ухудшением качественных. Упала рентабельность и платежеспособность, выросли кредиторская и дебиторская задолженность и количество убыточных предприятий.

Рост ВВП проходил на фоне снижения показателей реальных доходов населения. В 1997 – 1998 годах заработная плата равнялась 40 USD, а в 1999г. количество людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума, составляло уже 50%. В 2000 году, в результате акции по росту заработной платы в преддверии президентских выборов, начисленная среднемесячная заработная плата достигла уровня 1995г. 30% белорусов сейчас живет ниже черты бедности. Пенсионеры получают 40 USD пенсии. Семьи с двумя детьми и более автоматически попадают в категорию нуждающихся.

Беларусь стала аутсайдером в проведении рыночных реформ, имея наихудшие показатели рыночной трансформации и 148 место в рейтинге экономической свободы. Объем привлеченных ПИИ составляет 123 USD на человека, из которых значительную часть составляет белорусско-российское строительство газопровода.

Таким образом, декларируемый рост валовых показателей пока не оправдал надежд белорусского народа. Репрессивная макроэкономическая политика и непрозрачная правовая среда способствуют бегству капитала из страны, массовому уходу бизнеса «в тень», отсутствию частных инвестиций и сбережений.

Поэтому, провозглашая курс на привлечение иностранных инвестиций, Беларуси следует инициировать и масштабные экономические реформы. Как показывает опыт наших соседей, это приводит к росту качественных и количественных показателей экономического развития и благосостоянию их граждан. Таким образом, по мнению международных экспертов, отказываясь от реформ, Беларусь увеличивает издержки упущенных возможностей, теряя драгоценное время.

Лекция № 11

1. Фискальная политика: сущность и основные функции

2. Мультипликаторы фискальной политики

1. Фискальная политика – совокупность методов государства в сфере налогообложения и государственных расходов, направленных на обеспечение занятости равновесного платёжного баланса и экономического роста в условиях производства неинфляционного ВВП.

Основные функции фискальной политики:

· Влияние на состояние хозяйственной конъюнктуры

· Перераспределение национального дохода

· Накопление необходимых ресурсов для финансирования государственных программ

· Поддержание высокого уровня занятости и т. д.

Государственные доходы – денежные отношения, складывающиеся между государством, юридическими и физическими лицами в процессе взимания и аккумуляции части стоимости ВВП в общегосударственном фонде с целью их дальнейшего использования для выполнения государством своих функций.

Источник государственного дохода:

· Собственные доходы государства от производительности и других видов деятельности

· Платежи за ресурсы, которые согласно с действующим законодательством находятся в собственности государства

· Официальные трансферты из-за рубежа и прочие

К фискальной политике относятся только такие манипуляции с государственным бюджетом, которые не изменяют количество денег в обращении.

Налоги финансовые отношения между государством и плательщиками с целью создания общегосударственных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций.

Налоговая политика – деятельность государства в сфере ведения правовой регламентации и организации уплаты налогов в соответствующие фонды.

Налоговая система – совокупность налогов и обязательных платежей, законодательно установленных в стране для пополнения доходной части бюджета.

Функции налогов:

Распределяющая

Фискальная

Регулирующая

Виды налогов:

I. Прямые – взимаются непосредственно у собственников имущества и у получателей доходов.

1) реальные: а) земельные

б) на долю владения

в) на ценные бумаги

2) личные: а) на прибыль с населения

б) на прибыль корпорации

в) на прирост капитала

г) с наследования и дарения (5%)

д) имущественные налоги

II. Косвенные – взимаются в сфере реализации или потребления товаров, то есть перекладываются на плечи потребителей продукции.

1) фискально-монопольные: а) индивидуальные

б) универсальные (налог с оборота)

2) акцизы на отдельные виды товаров

3) пошлины: а) экспортно-импортные

б) протекционистские

в) фискальные

г) антидемпинговые

д) адвалорные

е) смешанные

– законодательно установленный размер налога на одну единицу налогообложения.

Прирост налоговых поступлений

Прирост дохода

Виды налоговых систем:

· Прогрессивная

· Регрессивная

· пропорциональная

Кривая Лаффера показывает при какой ставке налога налоговые поступления максимальны. При дальнейшем увеличении ставки стимулы предполагаемой деятельности уменьшаются, производство сокращается и сокращается поступление в государственный бюджет.

Государственные расходы – это отношения по поводу распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов с целью финансирования общегосударственных потребностей социально-экономического развития.

Государственные расходы делятся на:

1) Текущие:

А) потребления в государственном секторе

б) расходы на оплату процентов по долгам

в) трансферты

2) Капитальные вложения:

а) государственные инвестиции

На формирование расходов бюджета в Украине в современных условиях влияют:

· Экономический риск, который вызывает:

Увеличение выплат на социальную защиту населения

Увеличение налогов на финансовую поддержку государственного сектора от банкротств, а не на инновационную деятельность

Увеличение налогов на поддержание социальной сферы

· Увеличение монетизированного государственного долга, который вызывает:

Увеличение налогов на покрытие государственного долга

Вытеснение инвестиций из сферы производства

· Увеличение немонетизированного государственного долга, который вызывает выделение средств на покрытие задолженностей, возникающих в предыдущие годы по заработной плате бюджетным работникам, стипендиям и другим видам социальных выплат.

· Дефицит бюджета всех уровней, который предусматривает жёсткий режим экономии средств, сокращение расходов во всех статьях смет на содержание аппарата управления.

· Привлечение внешних ресурсов для покрытия бюджетного дефицита, который приводит к увеличению платежей по процентам.

Изменение налоговых поступлений (Т) мультипликативно влияет на равновесный уровень дохода. Если налоговые поступления снижаются на - это значит, что доход конечного использования увеличится на . Потребительские затраты (С) соответственно возрастут на величину равную , что сдвинет кривую плановых затрат и увеличит равновесный объём производства с на на величину равную .

Mt = (если дана ставка налога)

Mt = (открытая экономика)

Где - прирост национального дохода

C/ – предельная склонность к потреблению

T – ставка налога

Z – предельная склонность к импортированию

Mt – налоговый мультипликатор, показывающий, что уменьшение налогов на определённую величину вызовет увеличение НД на ещё большую величину и наоборот.

Если налоги увеличиваются на одну и ту же величину, что и государственные затраты, то есть , то равновесный объём производства увеличивается. В таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда <= 1.

Если государственные расходы увеличиваются на , то кривая плановых затрат АД1 сдвигается вверх на такую же величину, а равновесный объём производства возрастает с У1 на У 2 на величину .

, где МG - мультипликатор государственных расходов, который показывает на сколько изменились совокупные доходы при изменении государственных затрат на 1 грн., он рассчитывается по формуле:

1) в закрытой экономике MG =

2) в закрытой экономике, при данной налоговой ставке

MG =

3) в открытой экономике MG =

3. Автоматические стабилизаторы и дискреционная фискальная политика

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика базируются на действии встроенных стабилизаторов, которые обеспечивают естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

Автоматические стабилизаторы – это такие налоговые и бюджетные механизмы, действиям которых присуща постоянная направленность на смягчение экономических колебаний.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

Автоматическое изменение налоговых поступлений при прогрессивной ставки налогов

Помощь на случай безработицы и различные виды социальных трансфертов

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит или излишек создаётся самими автоматическими стабилизаторами.

Дискреционная фискальная политика – политика, при которой правительство сознательно манипулирует государственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства, контроля за инфляцией и ускорение экономического роста.

Основные инструменты дискреционной фискальной политики:

· Изменение программ общественных и других программ, связанных с расходами производства

· Изменение программ транспортного типа

· Циклические изменения налоговых ставок

Дискреционная политика с целью стимулирования АД в период кризиса предусматривает сознательное составление государственного бюджета с дефицитом.

4. Государственный бюджет и ограничения. Государственный долг

Бюджет – денежное выражение сбалансированной сметы доходов и расходов государства за определённый период.

Фактический бюджет равен структурный плюс циклический.

Фактический бюджет отображает реальные поступления, расходы и дефицит за определённый период.

Структурный бюджет отражает какими должны быть доходы, расходы и дефицит, если экономика функционирует при потенциальном ВНП.

Циклический бюджет показывает влияние делового цикла на бюджет и измеряет изменение доходов, расходов и дефицит, которые возникают из-за того, что экономика не работает при потенциальном объёме производства, а находится в состоянии роста или спада.

Бюджет может быть:

Нормальный

Дефицитный

Профицитный

Бюджетная политика – политика изменения государственных доходов и расходов для поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики.

Концепции бюджетной политики:

1) ежегодно балансируемый бюджет (положительное или нулевое сальдо по итогам каждого года)

2) циклически сбалансированный бюджет (балансирование бюджета не на год, а на период экономического цикла)

3) балансирование функциональных финансов (балансирование не бюджета, а экономики в целом)

Причины бюджетного дефицита:

· снижение доходов в условиях кризисного состояния экономики

· уменьшение прироста НД

· увеличение бюджетных затрат

· непоследовательная финансово-экономическая политика

· большой объём государственного сектора

· увеличение затрат по обслуживанию государственного долга

Методы снижения бюджетного дефицита:

Конверсия

Переход от финансирования к кредитованию

Ликвидация дотации убыточным предприятиям

Сокращение затрат по управлению

Реформирование системы налогообложения

Повышение роли местных бюджетов

Виды бюджетного дефицита:

1) По форме проявления

а) открытый (официально признанный в законе о бюджете на соответствующий год)

б) скрытый (возникает в результате завышения объёмов плановых расходов и включения в состав доходов источников покрытия бюджетного дефицита)

2) По причинам возникновения

а) вынужденный (в следствии сокращения ВВП и ограниченности финансовых ресурсов страны)

б) сознательный (возникающий в следствии дискреционной политики)

3) По направлению бюджетного финансирования

а) активный (характеризуется направлением средств на инвестирование экономики, что способствует росту ВВП)

б) пассивный (характеризуется направлением средств на покрытие текущих расходов)

Причины бюджетного дефицита в Украине:

· увеличение выплат по государственному долгу

· значительный объём социальных трансфертных платежей

· уклонение от уплаты налогов

· значительные затраты на управление

Источники покрытия бюджетного дефицита:

1) государственные займы

2) казначейские обязательства

3) ужесточение налогообложения

4) денежная эмиссия

5) международные кредиты

Государственный долг – накопленная сумма заёмных правительством средств для финансирования дефицита бюджета.

Государственный долг состоит из:

1) задолженности по выпущенным и непогашенным внутренним государственным займам – внутренний долг.

2) Финансовые обязательства страны по отношению к иностранным кредиторам на определённую дату – внешний долг.

Внутренний долг делится на:

Монетизированный – складывающийся из долгов, опосредованных кредитными отношениями государства с банками.

Не монетизированный – складывающийся из невыполненных государством обязательств с населением или хозяйствующими субъектами.

По срокам уплаты различают:

Текущий – срок уплаты по которым наступает в текущем году.

Капитальный – долг, срок уплаты по которому ещё не наступил.

Причины государственного долга:

· Хронический дефицит государственного бюджета

· Превышение темпов роста государственных расходов над государственными доходами

· Дискреционная фискальная политика, направленная на снижение налогового бремени

· Привлечение средств нерезидентов с целью поддержания стабильности национальной валюты

· Действие автономных стабилизаторов

В зависимости от характера влияния государственного долга на экономику может быть краткосрочным («эффект вытеснения инвестиций») и долгосрочным, связанным с накоплением капитала и потреблением будущих поколений.

Последствия государственного долга:

· Сокращение потребления населением страны

· Вытеснение частного капитала и ограничение дальнейшего развития экономики

· Увеличение налогов для обслуживания государственного бюджета

· Перераспределение доходов в пользу собственников государственных облигаций

Управление государственным долгом – это совокупность методов государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке, выпусков новых займов с выплатой процентов по займам, проведение конверсий (изменение условий доходности), проведение консолидации (изменение срока займа), определение ставок процента по государственному кредиту, а так же погашением ранее выпущенных займов, срок уплаты по которым уже наступил.

Рефинансирование государственного долга – выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с собственниками облигаций прежних займов.


Фискальная политика государства - 5.0 out of 5 based on 1 vote

НОЧУ ВПО

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине экономическая теория

Тема: Фискальная политика государства

Выполнила:

студентка 1 курса

Князева Я. Ю.

Ст. Преподователь:

Сытая В. Н.

Оценка _________________

Дата ___________________

преподователя ___________

Москва 2011г.

Введение 3

Глава 1. Понятие фискальной политики, ее цели и инструменты 5

1.1 Понятие фискальной политики 5

1.2 Типы фискальной политики 7

1.3 Инструменты фискальной политики 9

1.4 Налоги и налогообложение 11

Глава 2. Особенности формирования бюджетного и внебюджетного фондов 16

Глава 3. Налоговые реформы 2000-х годов 20

Заключение 23

Список литературы 25

Введение

Фискальная политика в современном словаре иностранных слов определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) – государственная казна, казначейство. В царской России были податные службы, а сборщиков податей называли фискалы.

В настоящее время фискальная политика представляет собой манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации. Она соединяет в себе целый спектр форм финансовой политики – бюджетную, налоговую и политику доходов и расходов.

Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

Тема, рассмотренная в курсовой работе, является актуальной, особенно в период формирования рыночных отношений, когда экономический сектор является наиболее непредсказуемым. Дабы сгладить колебания в экономике и стабилизировать ее, государству необходимо проводить рациональную бюджетно-налоговую политику.

Целью данной курсовой работы является раскрытие содержания фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики.

Структура данной курсовой работы включает введение, три главы, заключение и список литературы.

В данной курсовой работе выделяются три основные главы – в первой дается общее понятие и представления о сути фискальной политики, а также ее виды, инструменты и взаимосвязь с налогообложением; во второй главе рассмотрены бюджетные и внебюджетные фонды и особенности и их формирования. В третье главе представлены налоговые реформы, проведенные после 2000 года.

Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями. Но, тем не менее, в данной работе была сделана попытка рассмотреть проблемы и особенности осуществления фискальной политики.

Глава 1. Понятие фискальной политики, ее цели и инструменты

1.1 Понятие фискальной политики

В условиях рыночной экономики фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Фискальная политика – политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение инфляционных процессов. Так как государственная казна пополняется в основном за счет налогов, фискальная политика также называется бюджетно-налоговой политикой.

Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики.

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Если экономика страны находится на стадии экономического кризиса, то правительство применяет стимулирующую экономическую политику. А если государство находится на фазе экономического подъема, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, для того чтобы не допустить высоких темпов инфляции в стране.

Для проведения стимулирующей фискальной политики государство должно дать толчок для повышения совокупного спроса, предложения или обеих категорий. Для этого государство повышает трансферты, а также размер закупок товаров и услуг, снижает налоги. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаях.

Но иногда власти проводят сдерживающую политику, которая направлена на замедление инфляционного роста. Для осуществления этой политики государство сокращает свои расходы и увеличивает налоги.

В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны.

1.2 Типы фискальной политики

Фискальную политику принято подразделять на два типа: автоматическую и дискреционную. Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Автоматические стабилизаторы – это не зависящие от политики государства механизмы, сглаживающие спады и подъемы в экономике. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают плавное изменение выпуска продукта. Действие автоматических стабилизаторов отражается на величине циклического дефицита или профицита бюджета. Такие стабилизаторы предусмотрены заранее, закреплены в законодательных актах, регулирующие экономическую деятельность. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог; 2) косвенные налоги; 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Например, если человек потерял работу, ему выплачиваются пособия по безработице. При уменьшении доходов автоматически снижается величина налога, взимаемого с дохода.

Однако встроенные стабилизаторы, уменьшающие возможные колебания в экономике, не обеспечивают требуемого уровня стабилизации, в ряде случаев они не способны гасить возникающие колебания. Так что заранее вписать их в законодательные акты и другие нормативные документы, гарантирующие стабильность экономики, не удается. Тут на помощь и приходит другой вид фискальной политики.

Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или в изменение постоянно действующих правил.

Основными орудиями дискреционной фискальной политики являются: 1) изменение программ, общественных работ и других программ, связанных с расходами; 2) изменение программ расходов «трансфертного» типа; 3) циклические изменения уровня налогов.

Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики.

Например, эффективным средством борьбы с резко нарастающей безработицей является привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет. Чтобы предотвратить резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшаются налоговые ставки, вводят частные льготы.

Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложенные средства в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.

1.3 Инструменты фискальной политики

Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 2) государственные расходы; 1) налоги;

Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

    государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

    трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

    выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Правительственные закупки могут быть весьма разнообразны, например, закупка сельскохозяйственной продукции, космических ракет, солдатских шинелей, строительство медицинских учреждений, дорог, школ и так далее.

Значительное место в государственных расходах занимают трансфертные платежи - это выплаты государства, через которые перераспределяют налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения.

Таким образом, с помощью трансфертных выплат происходит перераспределение доходов в пользу нуждающихся.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов федерации и местные расходы.

Государственные расходы делятся на четыре основных группы:

    расходы на социально-культурные нужды;

    расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

    военные расходы;

    расходы на управление.

Общее назначение этих расходов – создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.

Налоги являются еще одним важным инструментом фискальной политики. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с юридических организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Подробно данный инструмент фискальной политики мы рассмотрим в следующем пункте.

Похожие публикации